Найдите ошибки в образовании словосочетаний и исправьте их программы на возрождение традиций

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Карташов Александр Александрович

Статья посвящена вопросам возрождения традиций народной художественной культуры средствами режиссерско-постановочных технологий (на примере свадебного обряда ). По данной теме было проведено анкетирование, охватившее три области центрального Черноземья: Тамбовскую, Воронежскую и Липецкую. В данной статье автор поднимает вопросы отношения различных слоев населения к проблемам возрождения традиционного свадебного обряда , анализирует данные, полученные в ходе исследования, выявляет ряд проблем, связанных с проблематикой вопроса. Детальное изучение результатов научного исследования свидетельствует о глобальных общественных трансформациях, которые произошли в свадебном комплексе Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей, проявившиеся в утрате или трансформации части звеньев традиционного ритуала, появлении элементов, не свойственных ранее свадебному обряду русского народа. По результатам исследования стало возможным сформулировать рекомендации для работников социокультурной сферы, работающих в данном направлении. Полученные данные послужили основой для разработки и реализации регионального проекта возрождения традиций народной художественной культуры средствами режиссерско-постановочных технологий (на примере свадебного обряда ).

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Карташов Александр Александрович

Историко-этнографический аспект изучения традиционной свадебной культуры Эволюция свадебной обрядности русского городского населения России в советский период Современная свадьба как социальная и культурная практика: традиции и инновации Свадебный обряд семейских как часть нематериального наследия (по материалам Красночикойского района Забайкальского края) Фольклор русских переселенцев в контексте местной традиционной культуры: феномен свадебного обряда села Арзамасцево Удмуртской Республики i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STUDYING OF SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS OF REVIVAL OF TRADITIONS OF NATIONAL ART CULTURE BY MEANS OF DIRECTOR AND PRODUCTION TECHNOLOGIES (ON THE EXAMPLE OF THE WEDDING CEREMONY)

Article is devoted to questions of revival of traditions of national art culture by means of director and production technologies (on the example of the wedding ceremony ). On this subject the questioning which has captured three areas of the Central Black Earth Economic Region was carried out: Tambov, Voronezh and Lipetsk. In this article the author brings up questions of the relation of various segments of the population to problems of revival of a traditional wedding ceremony , analyzes the data obtained during research, reveals a number of the problems connected with perspective of question. Detailed studying of results of scientific research testifies to global public transformations which happened in a wedding complex of the Tambov, Lipetsk and Voronezh areas, shown in loss or transformation of part of links of traditional ritual, emergence of the elements not peculiar to earlier wedding ceremony of the Russian people. By results of research became possible to formulate recommendations for the workers of the sociocultural sphere working in this direction, the obtained data formed a basis for development and implementation of the regional project of revival of traditions of national art culture by means of director and production technologies (on the example of the wedding ceremony ).

Текст научной работы на тему «Изучение социально-культурных условий возрождения традиций народной художественной культуры средствами режиссерско-постановочных технологий (на примере свадебного обряда)»

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ РЕЖИССЕРСКО-ПОСТАНОВОЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА)

Статья посвящена вопросам возрождения традиций народной художественной культуры средствами режиссерско-постановочных технологий (на примере свадебного обряда). По данной теме было проведено анкетирование, охватившее три области центрального Черноземья: Тамбовскую, Воронежскую и Липецкую. В данной статье автор поднимает вопросы отношения различных слоев населения к проблемам возрождения традиционного свадебного обряда, анализирует данные, полученные в ходе исследования, выявляет ряд проблем, связанных с проблематикой вопроса. Детальное изучение результатов научного исследования свидетельствует о глобальных общественных трансформациях, которые произошли в свадебном комплексе Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей, проявившиеся в утрате или трансформации части звеньев традиционного ритуала, появлении элементов, не свойственных ранее свадебному обряду русского народа. По результатам исследования стало возможным сформулировать рекомендации для работников социокультурной сферы, работающих в данном направлении. Полученные данные послужили основой для разработки и реализации регионального проекта возрождения традиций народной художественной культуры средствами режиссерско-постановочных технологий (на примере свадебного обряда).

Ключевые слова: традиция, свадьба, обряд, культура, возрождение, праздник.

В настоящее время народные традиции в их естественном бытовании угасают, и это - объективная историческая данность. Старинные лирические и свадебные песни, хороводы и причитания, праздничные обряды, ремесла и промыслы -все это стремительно, на наших глазах, уходит из коллективной этнической памяти и из актива культуры. Тем не менее, как показывают многочисленные исследования, народные традиции сегодня актуальны и жизненно необходимы обществу вне зависимости от естественных условий их бытования. Средствами традиционной народной культуры решается огромный круг проблем -и социально-экономических, и воспитательных, и образовательных. Возрождение, восстановление, сохранение и освоение народной традиции, даже отдельных ее элементов, способно стимулировать к активной жизни и деятельности отдельного человека, поднять деревню, поселок, улучшить жизнь людей в целом регионе.

Одним из элементов народной художественной культуры, несомненно, является традиционный свадебный обряд, который, по своей сути является очень важной вехой в жизни любого человека. Свадьба - это праздник, событие, обычай, обряд, свадьба - это многогранное действо, несу-

щее в себе глубокий смысл предшествующих поколений. К сожалению, многие свадебные традиции утратили свой смысл, потеряли актуальность на современном торжестве, какие то из них неправильно интерпретируются или вовсе заменяются традициями других стран и народов. Но, не смотря на утрату многих сакральных смыслов, бракосочетание - это универсальный ритуал, несущей в себе действие, окруженное множеством символов, обычаев, верований и поверий, наполненный различными суевериями и религиозными догмами.

Свадебный обряд встречается без исключения у всех народов на земле, независимо от их географического положения и степени развития общества. Стремление этноса сохранить историческую память, культуру и быт своего народа является позитивной тенденцией современной действительности.

Именно поэтому важным инструментом возрождения духовности многонационального российского государства, сохранением культурного единства, защитой исторической нематериальной собственности стала Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России

(2014-2020 гг.)», принятая 20 августа 2013 г. Задачами программы стали: укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России.

Признание фундаментальных духовных ценностей отечественной народной художественной культуры в настоящее время стало едва ли не са-

Анализ эмпирических данных показывает, что большинство мужчин (34,9 %) считают, что традиции должны меняться и свадебный обряд -не исключение, так как это обусловлено в значительной степени сложившимися в настоящее время социокультурными факторами. Женщины (34,3 %) считают, что возрождение традиционного свадебного обряда возможно, но не в полном объеме, это говорит о том, что именно женщины более трепетно относятся к данному обряду. Также женщины (15,2 %), в большей степени убеждены, что нужна целенаправленная программа по возрождению этого обряда. В силу своей большой значимости, свадебный обряд является одним из самых устойчивых элементов традиционной культуры. В целом данные социологического опроса дают возможность утверждать, что для Центрального Черноземья (в том числе Липецкой, Воронежской и Тамбовской областей) характерно наличие устойчивой свадебной обрядовой традиции, исторически нового типа традиционной свадьбы (городской подтип), который имеет также определенные региональные особенности.

Со знанием и освоением особенностей традиционного свадебного обряда можно более гра-

мым ощутимым достижением общества, общества, которому не безразлично свое прошлое. В связи с актуальностью данного исследования было проведено анкетирование в трех областях центрального Черноземья, связанное с возрождением традиций свадебного обряда: Тамбовской, Воронежской и Липецкой областях. На вопрос: «Целесообразно ли возрождать традиционный свадебный обряд?» ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 1).

Наряду с юридическим аспектом официального общественного узаконивания союза мужчины и женщины перед обществом, непременно сопутствовала и религиозная составляющая обряда. Начиная со времен крещения Руси, духовное бла-гословление перед Богом брачующиеся получали в Православной церкви. Респонденты, отвечая на вопрос: «Считаете ли Вы религиозный обряд бракосочетания неотъемлемой частью традиционного свадебного обряда?», отметили следующие особенности (рис. 2).

Рис. 1. Мнение о возможности возрождения свадебного обряда

это не венчание не венчание- соллещает венчание не

народная иллеет неотъемлемая религиозный и актуально для

традиция юридического часть обряда светский неверующих

Рис. 2. Отношение респондентов к обряду венчания

положительное отношение к религиозным составляющим традиционного свадебного торжества. Обращение к духовным ценностям вернет и передаст новым поколениям большую часть народных традиций. Так же религиозная часть обряда - это дополнительное «звено цепи», скрепляющей брак двух людей, это клятва не только перед светской частью общества, клятва друг другу, но и обед верности перед высшими силами. Эта традиция скрепит союз молодоженов, придаст ему прочность и надежность (рис. 3).

Рис. 3. Оценка целесообразности возрождения свадебного обряда

Анализ полученных данных показывает, что респонденты в возрасте от 10 до 15 лет (53,3 %) и от 15 до 20 лет (27,6 %) считают, что возрождение традиций возможно только после того как стилизовать этот материал. Считают это не всегда возможным - 27,6 % респондентов. В этом убеждены все (100 %) участники опроса от 25 до 30 лет, а также 40,8 % респондентов в возрасте от 30 до 40 лет. Более старшие участники опроса (61,5 %)

считают, что свадебный фольклор следует знать, но это неактуально.

К сожалению, народные традиции в их естественном бытовании угасают. И это объективная историческая данность. Старинные лирические и свадебные песни, хороводы и причитания, праздничные обряды, ремесла и промыслы - все это стремительно, на наших глазах, уходит из коллективной этнической памяти и из актива культуры.

Детальное изучение результатов научного исследования свидетельствует о глобальных общественных трансформациях, которые произошли в свадебном комплексе Тамбовской, Липецкой, Воронежской областей, проявившиеся в утрате или трансформации части звеньев традиционного ритуала, появлении элементов, не свойственных ранее свадебному обряду русского народа. Изменения в свадебном комплексе в значительной степени детерминированы социокультурными факторами (менталитет, изменение соотношения модернизированных и традиционных ценностей и др.). В сознании современных людей происходит трансформация представлений о семейнобрачных отношениях, что обуславливает изменения в свадебном обряде. Трансформационные процессы в свадебной обрядности связаны не только с изменениями в духовной сфере общества, но, в первую очередь, с социально-экономическими факторами и межкультурными взаимодействиями, оказывающими огромное влияние на традиционную культуру в целом.

Анализируя данные, полученные в ходе исследования, нами был выявлен ряд проблем, наиболее значимыми из которых являются: малый интерес современной молодежи к обряду и традициям исконно русского свадебного торжества, низкая осведомленность общества в области свадебных традиций и обрядов русского народа; в большинстве случаев неправильное понимание обрядовых действий и нежелание осуществлять их на своем торжестве. Исследование также выявило нехватку квалифицированных кадров, способных решить указанную проблему.

По результатам исследования стало возможным сформулировать следующие рекомендации:

- большее внимание уделять средствам массовой информации: съемки телепередач, посвященные традициям русской народной свадьбы, создание сайтов, пропагандирующих традиции предков, съемки документальных и художественных фильмов, посвященных данной проблематике;

- разработать и внедрить курс лекций по традициям и обрядам свадебного торжества в учебный процесс подготовки специалистов социально-культурной сферы, также ввести обязательные курсы повышения квалификации для работников культуры;

- проводить мероприятия, посвященные традициям и обрядам русской народной свадьбы;

- во дворцах и домах культуры, а также в других учреждениях культуры уместны театрализованные постановки русских народных свадебных обрядов.

Обряды и традиции постоянно меняются, некоторые вовсе устаревают и уже неактуальны для современности, но нельзя совсем вычеркивать из нашей жизни традиции предков. Несомненно, проблемы по данной теме велики и решения требуют в кротчайшие сроки. Но надежда на возрождение велика, ведь нигде не любили так красиво и весело отмечать свадьбу, как это делали наши предки!

Результаты данного исследования послужили основой для разработки и реализации регионального проекта возрождения традиций народной художественной культуры средствами режиссер-ско-постановочных технологий (на примере свадебного обряда).

Результаты данного исследования также могут быть полезны при разработке лекционных курсов, спецкурсов по социологии семьи, этносо-циологии, культурологии, культуре, этнической психологии, могут быть использованы работниками культуры, занимающимися восстановлением традиционного свадебного обряда, изучающим его значение и роль в современных социальнокультурно условиях.

STUDYING OF SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS OF REVIVAL OF TRADITIONS OF NATIONAL ART CULTURE BY MEANS OF DIRECTOR AND PRODUCTION TECHNOLOGIES (ON THE EXAMPLE OF THE WEDDING CEREMONY)

Article is devoted to questions of revival of traditions of national art culture by means of director and production technologies (on the example of the wedding ceremony). On this subject the questioning which has captured three areas of the Central Black Earth Economic Region was carried out: Tambov, Voronezh and Lipetsk. In this article the author brings up questions of the relation of various segments of the population to problems of revival of a traditional wedding ceremony, analyzes the data obtained during research, reveals a number of the problems connected with perspective of question. Detailed studying of results of scientific research testifies to global public transformations which happened in a wedding complex of the Tambov, Lipetsk and Voronezh areas, shown in loss or transformation of part of links of traditional ritual, emergence of the elements not peculiar to earlier wedding ceremony of the Russian people. By results of research became possible to formulate recommendations for the workers of the sociocultural sphere working in this direction, the obtained data formed a basis for development and implementation of the regional project of revival of traditions of national art culture by means of director and production technologies (on the example of the wedding ceremony).

Читайте также: