Написание текста программы на языке программирования как называется это

Обновлено: 07.07.2024

В этой главе мы начинаем знакомство с программированием на языке Free Pascal. Язык программирования Free Pascal ведёт своё начало от классического языка Pascal, который был разработан в конце 60-х годов XX века Никлаусом Виртом. Н. Вирт разрабатывал этот язык как учебный язык для своих студентов. С тех пор Pascal, сохранив простоту и структуру языка, разработанного Н. Виртом, превратился в мощное средство программирования. С помощью современного языка Pascal можно производить простые расчёты, разрабатывать программы для проведения сложных инженерных и экономических вычислений.

1.1 Процесс разработки программы

Разработку программы можно разбить на следующие этапы:

Процессы отладки и тестирования сопровождаются неоднократным запуском программы на выполнение. Процесс запуска программы может быть осуществлён только после того, как введённая в компьютер программа на алгоритмическом языке Pascal 1 Как и на любом другом языке. будет переведена в двоичный машинный код и создан исполняемый файл. Процесс перевода текста программы в машинный код называют трансляцией. Все трансляторы делятся на два класса:

  • интерпретаторы — трансляторы, которые переводят каждый оператор программы в машинный код, и по мере перевода операторы выполняются процессором;
  • компиляторы переводят всю программу целиком, и если перевод всей программы прошёл без ошибок, то полученный двоичный код можно запускать на выполнение.

Если в качестве транслятора выступает компилятор, то процесс перевода текста программы в машинный код называют компиляцией. При переводе программы с языка Pascal в машинный код используются именно компиляторы 2 Вместо термина "компилятор" в литературе иногда используют термин "транслятор компилирующего типа". .

Рассмотрим основные этапы обработки компилятором программы на языке Pascal.

sin(x), cos(x)

  1. Компилятор анализирует, какие внешние библиотеки 3 В библиотеках языка Pascal хранится объектный (двоичный) код стандартных (таких, как и др.) функций и процедур языка. нужно подключить, разбирает текст программы на составляющие элементы, проверяет синтаксические ошибки и в случае их отсутствия формирует объектный код (в Windows — файл с расширением .obj, в Linux — файл с расширением.o). Получаемый на этом этапе двоичный файл (объектный код) не включает в себя объектные коды подключаемых библиотек.
  2. На втором этапе компоновщик подключает к объектному коду программы объектные коды библиотек и генерирует исполняемый код программы. Этот этап называется компоновкой или сборкой программы. Полученный на этом этапе исполняемый код программы можно запускать на выполнение.

На сегодняшний день существует множество компиляторов языка Pascal, среди которых можно выделить Borland Pascal, Delphi, а также свободно распространяемый кроссплатформенный компилятор языка Free Pascal и среду визуального программирования Lazarus.

1.2 Среда программирования Free Pascal

Рассмотрим процесс установки компилятора Free Pascal в ОС Linux. Для установки программ в операционной системе Linux служит менеджер пакетов. В разных дистрибутивах Linux используются различные менеджеры пакетов, например, в ALT Linux можно воспользоваться программой Synaptic. Окно Synaptic представлено на рис. 1.1. В школьной линейке дистрибутивов ALT Linux Free Pascal и Lazarus присутствуют сразу после установки операционной системы.

Менеджер пакетов Synaptic

Обратите внимание, что для установки программ необходимо установить список источников программ (список репозиториев 4 Список репозиториев — список официальных сайтов, с которых можно устанавливать программы. ).

Для установки Free Pascal в окне Synaptic (см. рис. 1.1) необходимо щёлкнуть по кнопке Найти и в открывшемся окне ввести fpc (см. рис. 1.2). Менеджер программ находит программу FreePascal, после чего в окне Synaptic необходимо отметить программы fpc (Free Pascal Compiler Meta Package) для установки (с помощью контекстного меню или с помощью кнопки Отметить для обновления) и начать установку, щёлкнув по кнопке Применить. После этого начнётся процесс загрузки пакетов из Интернета и их установки.

В состав метапакета fpс входит компилятор языка Free Pascal fpc и среда разработки fp-ide. Для запуска среды разработки в Linux необходимо просто в терминале набрать fp . На рис. 1.3 представлено окно среды разработки программ на языке Free Pascal в ОС Linux.

Окно поиска компилятора Free Pascal в Synaptic


Рис. 1.2. Окно поиска компилятора Free Pascal в Synaptic

Среда программирования Free Pascal в ОС Linux


Рис. 1.3. Среда программирования Free Pascal в ОС Linux

Для установки Free Pascal в ОС Windows необходимо запустить скачанный со страницы загрузки инсталяционный файл. Первое диалоговое окно сообщит о начале процесса установки Free Pascal на компьютер. Для продолжения установки во всех следующих окнах нужно выбирать кнопку Next, для возврата к предыдущему шагу — кнопку Back, а для прерывания процесса установки — кнопку Cancel. В следующем окне нужно определить путь для установки Free Pascal. По умолчанию установка происходит в корневой каталог диска С. Для выбора другого пути установки можно воспользоваться кнопкой Browse. Кроме того, в этом окне выводится информация о количестве свободного места на диске. В следующих четырёх окнах пользователь сможет выбрать из списка тип установки: Full Installation (полная), Minimum Installation (минимальная), Custom Installation (выбор компонентов), указать название устанавливаемого приложения в главном меню, выбрать типы файлов, поддерживаемых средой, и начать процесс установки Free Pascal, нажав кнопку Install. Контролировать процесс установки можно с помощью линейного индикатора.

Окно компилятора Free Pascal

Запуск среды программирования Free Pascal в Windows можно осуществить из главного меню: Пуск — Программы — Free Pascal — Free Pascal. На экране появится окно, представленное на рис. 1.4.

Установив пакет Free Pascal, мы получили компилятор и среду программирования.

Компилятор Free Pascal работает в командной строке. Для того чтобы создать исполняемый файл из текста программы, написанного на языке Pascal, необходимо выполнить команду

Здесь fpc — имя исполняемого файла компилятора командной строки Free Pascal, name.pas — имя файла с текстом программы. В результате в L inux будет создан исполняемый файл с именем name (в Windows имя исполняемого файла — name.exe).

При использовании компилятора fpc после компиляции автоматически происходит компоновка программы (запуск компоновщика make).

Технология работы с компилятором Free Pascal может быть такой: набираем текст программы в стандартном текстовом редакторе, затем в терминале запускаем компилятор, после исправления синтаксических ошибок запускаем исполняемый файл. При такой технологии работы с компилятором, необходимо не забывать сохранять текст программы, иначе при запуске компилятора будет компилироваться старая версия текста программы.

Однако среда программирования позволяет значительно упростить процесс разработки программ. В состав среды программирования Free Pascal входит текстовый редактор, транслятор и отладчик. Рассмотрим их работу подробнее.

1.2.1 Работа в текстовом редакторе Free Pascal

С помощью редактора Free Pascal можно создавать и редактировать тексты программ. После открытия пустого окна (File — New) или загрузки текста программы (File — Open) мы находимся в режиме редактирования, что подтверждается наличием в окне курсора (небольшого мигающего прямоугольника). Для перехода из режима редактирования к главному меню нужно нажать клавишу F10, обратно — Esc. Кроме того, этот переход можно осуществить щелчком мыши либо по строке главного меню, либо по полю редактора.

Редактор Free Pascal обладает возможностями, характерными для большинства текстовых редакторов. Остановимся на некоторых особенностях.

Работа с фрагментами текста (блоками) в редакторе Free Pascal может осуществляться с помощью главного меню и функциональных клавиш. Выделить фрагмент текста можно с помощью клавиши Shift и клавиш перемещения курсора (стрелок).

В главном меню для работы с фрагментами текста предназначены команды пункта редактирования Edit:

  • Copy (Ctrl+C) — копировать фрагмент в буфер;
  • Cut (Ctrl+X) — вырезать фрагмент в буфер;
  • Paste (Ctrl+V) — вставить фрагмент из буфера;
  • Clear (Ctrl+Del) — очистить буфер;
  • Select All — выделить весь текст в окне;
  • Unselect — отменить выделение.

Команды Copy и Cut применяют только к выделенным фрагментам текста. Кроме того, пункт меню Edit содержит команды Undo и Redo, с помощью которых можно отменять и возвращать выполненные действия.

Комбинации клавиш, предназначенные для работы с блоком, таковы:

  • Ctrl+K+B — пометить начало блока;
  • Ctrl+K+K — пометить конец блока;
  • Ctrl+К+Т — пометить в качестве блока слово слева от курсора;
  • Ctrl+K+Y — стереть блок;
  • Ctrl+K+C — копировать блок в позицию, где находится курсор;
  • Ctrl+K+V — переместить блок в позицию, где находится курсор;
  • Ctrl+K+W — записать блок в файл;
  • Ctrl+K+R — прочитать блок из файла;
  • Ctrl+K+P — напечатать блок;
  • Ctrl+К+Н — снять пометку блока; повторное использование Ctrl+К+Н

вновь выделит блок.

Работа с файлами в среде Free Pascal осуществляется с помощью команд File главного меню и функциональных клавиш:

  • New — открыть окно для создания новой программы;
  • Open (F3) — открыть ранее созданный файл;
  • Save (F2) — сохранить созданный файл;
  • Save As — сохранить файл под другим именем;
  • Exit (Alt+X) — выйти из среды программирования.

При создании новой программы ей по умолчанию присваивается стандартное имя NONAMEOO.PAS (NO NAME — нет имени).

При первом сохранении файла пользователю будет предложено ввести его имя. При повторном сохранении файл сохраняется под тем же именем. Команда Save As аналогична первому сохранению. Если файл не был сохранён, то при попытке завершить работу со средой, появится запрос о необходимости сохранить изменения в файле. При открытии ранее созданного файла его имя выбирают из списка существующих файлов.

В редакторе Free Pascal допускается работа с несколькими окнами. Переключаться между окнами можно двумя способами:

  • для переключения в окно с номером от первого до девятого нажать комбинацию клавиш Alt+i, где i — номер окна (например Alt+5 — вызов пятого окна);
  • для вывода списка окон на экран нажать комбинацию клавиш Alt+0, появится список активных окон, в котором будет необходимо выбрать нужное и нажать Enter.
1.2.2 Запуск программы в среде Free Pascal и просмотр результатов

После того как текст программы набран, его следует перевести в машинный код. Для этого необходимо вызвать транслятор с помощью команды Compile — Compile (комбинация клавиш Alt+F9). На первом этапе транслятор проверяет наличие синтаксических ошибок. Если в программе нет синтаксических ошибок, то на экране сообщается о количестве строк транслированной программы и объёме доступной оперативной памяти.

Для запуска транслированной программы необходимо выполнить команду Run — Run (комбинация клавиш Ctrl+F9), после чего на экране появляется окно командной строки, в котором пользователь и осуществляет диалог с программой. После завершения работы программы вновь появляется экран среды Free Pascal.

Для просмотра результатов работы программы в OC Windows необходимо нажать комбинацию клавиш Alt+F5. Для возврата в оболочку следует нажать любую клавишу.

Окно Geany c шаблоном программы на Free Pascal


увеличить изображение
Рис. 1.5. Окно Geany c шаблоном программы на Free Pascal

Однако при использовании среды программирования существует проблема вывода кириллического текста в консольном приложении.


Исхо́дный код (также исхо́дный текст) — текст компьютерной программы на каком-либо языке программирования. В обобщённом смысле — любые входные данные для транслятора.

Исходный код либо транслируется в исполняемый код при помощи компилятора, либо исполняется непосредственно по тексту при помощи интерпретатора.

Содержание

Назначение

Исходный код либо используется для получения объектного кода, либо выполняется интерпретатором. Изменения никогда не выполняются над объектным кодом, только над исходным, с последующим повторным преобразованием в объектный.

Другое важное назначение исходного кода — в качестве описания программы. По тексту программы можно восстановить логику её поведения. Для облегчения понимания исходного кода используются комментарии. Существуют также инструментальные средства, позволяющие автоматически получать документацию по исходному коду — т. н. генераторы документации.

Кроме того, исходный код имеет много других применений. Он может использоваться как инструмент обучения; начинающим программистам бывает полезно исследовать существующий исходный код для изучения техники и методологии программирования. Он также используется как инструмент общения между опытными программистами, благодаря своей (идеально) лаконичной и недвусмысленной природе. Совместное использование кода разработчиками часто упоминается как фактор, способствующий улучшению опыта программистов.

Программисты часто переносят исходный код из одного проекта в другой, что носит название повторного использования кода (Software reusability).

Исходный код — важнейший компонент для процесса портирования программного обеспечения на другие платформы. Без исходного кода какой-либо части ПО, портирование либо слишком сложно, либо вообще невозможно.

Организация

Исходный код некоторой части ПО (модуля, компонента) может состоять из одного или нескольких файлов. Код программы не обязательно пишется только на одном языке программирования. Например, часто программы, написанные на языке Си, с целью оптимизации, содержат вставки кода на языке ассемблера. Также возможны ситуации, когда некоторые компоненты или части программы пишутся на различных языках, с последующей сборкой в единый исполняемый модуль при помощи технологии известной как компоновка библиотек (library linking).

Сложное программное обеспечение при сборке требует использования десятков, или даже сотен файлов с исходным кодом. В таких случаях для упрощения сборки обычно используются файлы проектов, содержащие описание зависимостей между файлами с исходным кодом, и описывающие процесс сборки. Эти файлы так же могут содержать и другие параметры компилятора и среды проектирования. Для разных сред проектирования могут применяться разные файлы проекта, причем в некоторых средах эти файлы могут быть в текстовом формате, пригодном для непосредственного редактирования программистом с помощью универсальных текстовых редакторов, в других средах поддерживаются специальные форматы, а создание и изменения файлов производится с помощью специальных инструментальных программ. Файлы проектов обычно включают в понятие «исходный код». В подавляющем большинстве современных языковых сред обязательно используются файлы проектов вне зависимости от сложности прочего исходного кода, входящего в данный проект. Часто под исходным кодом подразумевают и файлы ресурсов, содержащие различные данные, например, графические изображения, нужные для сборки программы.

Для облегчения работы с исходным кодом, для совместной работы над кодом командой программистов, используются системы управления версиями.

Качество

В отличие от человека, для компьютера нет «хорошо написанного» или «плохо написанного» кода. Но то, как написан код, может сильно влиять на процесс сопровождения ПО. О качестве исходного кода можно судить по следующим параметрам:

  • читаемость кода (в том числе наличие или отсутствие комментариев к коду;
  • лёгкость в поддержке, тестировании, отладке и устранении ошибок, модификации и портировании;
  • низкая сложность;
  • низкое использование ресурсов — памяти, процессора, дискового пространства;
  • отсутствие замечаний, выводимых компилятором;
  • отсутствие «мусора» — неиспользуемых переменных, недостижимых блоков кода, ненужных устаревших комментариев и т. д.

Неисполняемый исходный код

Копилефтные лицензии для свободного ПО требуют распространения исходного кода. Эти лицензии часто используются также для работ, не являющихся программами — например, документации, изображений, файлов данных для компьютерных игр.

В таких случаях исходным кодом считается форма данной работы, предпочтительная для её редактирования. В лицензиях, предназначенных не только для ПО, она также может называться версией в «прозрачном формате». Это может быть, например:

Компилятор (англ. compiler — составитель, собиратель) читает всю программу целиком, делает ее перевод и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется.

1) GCC
2) Free Pascal Compiler
3) Компиляторы C , C ++ и Fortran от Sun Microsystems Inc .
4) Watcom Fortran/C++ Compiler
5) Intel C++/Fortran compiler
6) ICC AVR.

Компилятор обеспечивает преобразование программы с одного языка на другой. Команды исходного языка сильно отличаются по организации и мощности, нежели команды машинного языка. Бывают такие, в которых одна команда исходного языка транслируется в 7-10 машинных команд. Существуют даже такие, в которых в каждой команде может соответствовать более 100 машинных команд (например язык программирования Пролог). В исходных языках довольно часто используется строгая типизация данных, которая осуществляется через их предварительное описание. Программирование на таких языках может опираться не только на кодирование алгоритма, но и на тщательное обдумывание структур данных или классов. Весь процесс трансляции с таких языков программирования обычно называется компиляцией, а исходные языки обычно относятся к языкам высокого уровня.

Интерпретатор (англ. interpreter — истолкователь, устный переводчик) переводит и выполняет программу строка за строкой.В отличие от компилятора, интерпретатор не порождает на выходе программу на машинном языке. Распознав команду исходного языка, он тут же выполняет ее. Как в компиляторах, так и в интерпретаторах используются одинаковые методы анализа исходного текста программы. Но интерпретатор позволяет начать обработку данных после написания даже одной команды. Это делает процесс разработки и отладки программ более гибким. Кроме того, отсутствие выходного машинного кода позволяет не «захламлять» внешние устройства дополнительными файлами, а сам интерпретатор можно достаточно легко адаптировать к любым машинным архитектурам, разработав его только один раз на широко распространенном языке программирования. Поэтому, интерпретируемые языки, типа Java Script, VB Script, получили широкое распространение. Недостатком интерпретаторов является низкая скорость выполнения программ. Обычно интерпретируемые программы выполняются в 50-100 раз медленнее программ, написанных в машинных кодах.

Как называется текст на языке программирования (9 букв)?

Исходный текст, позволяющий получить исполняемый модуль, выполняющий все необходимые функции, представляет собой обычный текстовый файл, содержащий текст, написанный на каком нибудь языке программирования, обычно называется словом "ПРОГРАММА"

Текст, который программист вводит в компьютер чтобы программный код заработал, называется программа. Это если нужно именно слово из девяти букв. А так ещё подходят такие словосочетания, как "текст программы", "код программы" или "программный код" (или во множественном числе: программные коды).

Также некоторые на своём сленге сокращают слово "программа" до слова "прога".

Возможностей больше и AVM2(быстрее работает)

Как и любой другой язык. Сидеть и практиковаться - писать много кода.

В качестве материалов по питону могу посоветовать книжку "Программируем на Python" Майкла Доусона - в ней все практические примеры и задания связаны с разработкой игрушек. Начиная от простых типа виселицы, заканчивая какими-то арканойдами.

Из видеокурсов по питону можно поискать записи Ольги Тележной на ютубе - ее записи по питону скорее пригодятся детям или людям далеким от программирования вообще (хотя вообще она, видимо, нормальный программист - можно почитать ее статьи по машинному обучению на хабре).

Ну а так - практикуйтесь, напишите что-нибудь интересное (тетрис/змейку/. ).

Разные. Не верно задан вопрос. Это как спросить, какие бывают иностранные языки?

  1. Java - на этом языке пишется 80% мобильных приложений, в том числе и игр.Программа транслируется в промежуточный код, который исполняется ява машиной на различных платформах, в том числе и на андроиде. Для разработки игр можно использовать кроссплатформенный Фреймворк поддерживает Windows, Linux, Mac OS X, Android, iOS и HTML5.
  2. Embarcadero RAD Studio ( Языки Delphi,C++ и др.), под все популярные платформы включая Android.
  3. Python

Дополнение к первому своему ответу:

Если число, которое нужно возвести в степень отрицательное (у нас это число A), то дополнительно в цикле нужно проводить следующую операцию: следить за тем, чтобы знак инвертировался, то есть менялся на противоположный.

То есть если степень N является чётным числом, то ответ у нас получится |A| (А по модулю), а если нечётным, то просто А. Для этого можно ввести дополнительную переменную ZNAK, над которой в цикле будем производить действие ZNAK= -ZNAK и в конце программы эта переменная остановится на значении, показывающем нужный нам знак ответа.

Я решил вставить нашу подпрограмму UMNOJITYNAZ в основную программу просто как код. В первом ответе я написал это как подпрограмму чтобы можно было легче разобраться, а теперь так, потому, что в данном алгоритме подпрограмма по сути и не нужна. Она могла бы пригодиться, если бы у нас эта программа была бы просто частью другой, более крупной программы и к этой подпрограмме обращались бы ещё из других мест.

Всё получилось в одной программе:

Перед началом программы необходимо занести целые значения в переменные A и N, например:


Потом мне стало интересно, а работоспособна ли программа. Я ввёл её на Visual Basic6. Получилось, что при A>0 работало, а при A<0 ответом был 0. Тогда я стал искать, где загвоздка, потом понял и добавил в программу ещё одну строку, эту:

Ошибка была в том, что мы на наши алгоритмы сложения подавали отрицательное число, но эта строка всё исправила, теперь у нас знак хранился отдельно, в переменной ZNAK, а сам модуль числа А хранился в переменной A.

Вот как эта программа выглядит на Visual Basic6:

Строка A = -2: N = 5 обозначает занесение чисел в A и N.

Читайте также: