Настройка бюджетирования в 1с ка

Обновлено: 07.07.2024

1С:Комплексная автоматизация - прикладное решение, которое совмещает в себе большое количество бизнес - процессов, интегрирует функции автоматизации в единое информационное пространство, которое позволяет отобразить финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Рассмотрим настройку подсистемы “Бюджетирование”. Данная подсистема отвечает за финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия и с помощью его можно проанализировать дальнейшее финансовое состояние.

Первым этапом настройки нужно воспользоваться пунктом меню “НСИ и администрирование” и выбрать в “Настройка разделов” нажать на гиперссылку “Бюджетирование и планирование”.



В открытой форме нужно развернуть список “Бюджетирование” и проставить галку.

Данная галка позволит отобразить в основном меню пункт “Бюджетирование и планирование”



Вторым этапом является заполнение справочной информации в появившемся пункте меню “Бюджетирование и планирование”



В данной форме будет список справочников, которые в дальнейшем понадобятся для работы с данным разделом, также можно выполнять загрузку/выгрузку модели бюджетирования в файл для обмена с другими ИБ.



В данном разделе будем рассматривать настройки схем: “Настройка бюджетной модели”, “Ввод плановых бюджетов”, “Формирование отчетов по бюджетам”

“Модели бюджетирования” - данный справочник является набором форм и отчетов для ввода анализа данных и определяет систему используемых для показателей. (“Бюджетирование и планирование” – “Настройки и справочники” – “Бюджетирование”)

В качестве показателей могут выступать:

  1. Статьи бюджетов, по которым собираются обороты;
  2. Остаточные показатели, т.е. бюджетные статьи, по которым учитываются остатки (денежных средств, запасов, НЗП и т.д.);
  3. Нефинансовые показатели и нормативы (площадь арендуемых помещений, выработка, количество сотрудников и др.);
  4. Произвольные вычисления.

Одной из ключевых особенностей является возможность изменять модель без какого либо ущерба для учета. При этом новая модель автоматически поддерживает планирование на основании плановых фактических данных, которые наследуются от предыдущей модели.



Гиперссылка “Виды бюджетов” - формируются из оборотов и оказывают влияние как на другие статьи бюджетов, так и на их остаточные показатели. При этом обороты одной статьи могут изменять несколько других статей или остаточных показателей бюджетов.



Данные, используемые как показатели для бюджетных форм и отчетов, хранятся в соответствующих справочниках, которые необходимо настроить перед заполнением модели бюджетирования.

  1. Статьи бюджетов
  2. Показатели бюджетов
  3. Сценарии
  4. Связи показателей бюджетов
  5. Правила получения фактических данных

В модели бюджетирования так же можно задать контроль расходования ДС. Эти лимиты записываются в справочнике “Правило лимитов по данным бюджетирования”



Для модели бюджетирования можно задавать произвольное количество лимитов с разной периодичностью и детализацией контроля.

Для работы этого функционала надо сделать активировать настройки “ Контроль превышения лимитов” (“НСИ и администрирование” - “Казначейство”) поставить флаг “Заявки на расходование денежный средств” .



После активации перейти по гиперссылке “Настроить правила лимитирования расходов ДС”



В форме можно создать новую модель или отредактировать уже существующую. Основными реквизитами для заполнения это “Статус” и “Период действия”



Одновременно могут действовать несколько моделей и сценариев.

Также система позволяет детализировать модели по организациям или подразделениям. Можно сделать и для организации и для подразделения одновременно.



Настройка справочника “виды бюджетов”

После настройки и заполнения справочника “ Модели бюджетирования” переходим к заполнению справочника “ Виды бюджетирования”. В данном справочнике будет создаваться и формироваться операции для бюджета закупок, продаж, производства и т.д.

Для создания бюджетов могут использоваться как произвольные показатели , расчетные и введенные вручную:

  1. Оперативные планы закупок, продаж, производства и др.;
  2. Фактические данные прошлых периодов, увеличенные или уменьшенные на произвольный коэффициент;
  3. Прочие данные базы – остатки запасов, остатки денежных средств, динамику цен, графики расчетов и другие показатели.

Для расчета мастер - бюджетов используется данные введенный на основании операционных бюджетов:

  1. Бюджет доходов и расходов (БДР).
  2. Бюджет денежных средств (БДДС).
  3. Прогнозный баланс.

Настройку и заполнения данного справочника используется пункт меню “Бюджетирование и планирование” - “Настройки справочников по бюджетированию и планированию” и выбирается одноименная гиперссылка “Виды бюджетов”



Данный справочник представлен в виде отчета, пользователь сам создает и настраивает его.



Пользователь в каждом отчете сам определяет состав колонок и строк формы, данные используемые - статьи бюджетов, показатели бюджетов, нефинансовые показатели и производственные (расчетные) данные.



Настройка ячеек и столбцов можно задавать порядок получения данных.



Модели бюджетирование можно будет создавать со сложными настройками расчета.

Ввод плановых бюджетов

Для ввода плановых бюджетов используется документ “Экземпляры бюджетов”. Документ является основным инструментов для установки значений по статьям бюджетов с детальной аналитикой. Также используется для первичного ввода плановых данных по бюджетам и для корректировок.

Использует плановые значения : Вид бюджета, сценарий и Организация или подразделения (зависит от настроек и может быть использовано вместе).

(“Бюджетирование и планирование” - “Бюджеты”)



При создании документа заполняем поля



Перейдя в справочник “Статьи бюджета” можно заполнить виды аналитики.



Анализ модели бюджетирования

Сформирована плановые данные переходим к их анализу. Для этого воспользуемся отчетами “бюджетирование и планирование” - “Бюджетные отчеты”



В форме списка отчетов при необходимости можно отсортировать отчет по определенной модели бюджетирования.



Отчеты, которые можно использовать настраиваются через различные виды бюджетов. Бюджетный отчет строится по виду бюджета по указанным в настройках отчета периоду, сценарию, организациям и подразделениям. Отборов по сценарию, организации и подразделению может не быть, если они указаны в виде бюджета явным образом.



Настройка правил получения фактических данных

В данной конфигурации фактические данные бюджетирования не хранятся и не выводятся отдельными документами. Информацию база для учета берется из оперативного учета или регламентного.



Настройка правил может быть осуществлена в двух режимах: По статьям и показателям и По источникам получения данных.

В первом случае, настраивается из каких источников будут сформированы фактические данные по статьям и показателям. Во втором случае, по каким статьям и показателям источника будут сформированы фактические данные

Если есть правила, у которых установлен флаг Хранить результат выполнения правила - то по таким правилам фактические данные хранятся в регистре накопления Фактические данные бюджетирования. Для отражения документов в регистре можно настроить расписание с помощью команды Настроить расписание. Для принудительного отражения документов следует использовать команду Отразить документы.

Анна Викулина

Комплексная автоматизация для малых и средних торгово-производственных предприятий.

Во второй редакции системы 1С Комплексная автоматизация наряду с уже знакомыми по редакции 1.1 разделами закупок и продаж, производства и учета заработной платы и кадров, регламентированного и оперативного учета, появляются разделы бюджетирования и казначейства. Ниже мы сделаем обзор подсистемы «Бюджетирование» на примере программного продукта 1С Комплексная автоматизация 2.

Бюджетирование как часть управленческого учета отвечает за финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия и прогнозирование его дальнейшего финансового состояния. Эта задача решается при помощи схем многовариантного (сценарного) планирования с привлечением данных из планов продаж, закупок, планов производства и других.

Для доступа к данному разделу в 1С Комплексная автоматизация 2 необходимо выполнить настройку в разделе «НСИ и администрирование-Настройка НСИ и разделов-Бюджетирование и планирование».

В открывшемся окне настройки установить флаг «Бюджетирование».

Теперь этот раздел доступен для пользователей из панели разделов программы.

Заполняем справочники и выполняем первоначальные настройки подсистемы. Для этого в разделе «Бюджетирование и планирование» необходимо открыть подраздел «Настройки и справочники».

В открывшемся окне настроек можно по ссылкам перейти в справочники, необходимые для работы в подсистеме «Бюджетирование», а также выполнить загрузку и выгрузку модели бюджетирования в файл для обмена с другими информационными базами.

Рис.5 Настройки и справочники по бюджетированию и планированию

Рис.5 Настройки и справочники по бюджетированию и планированию

В общем виде схема работы в подсистеме выглядит так:

  • Настройка бюджетной модели;
  • Ввод плановых бюджетов;
  • Формирование отчетов по бюджетам.

Настройка справочника «Модели бюджетирования»

Модель бюджетирования является набором используемых бюджетных форм и отчетов для ввода и анализа данных, а также определяет систему используемых для этого показателей. В качестве показателей могут выступать:

  • Статьи бюджетов, по которым собираются обороты;
  • Остаточные показатели, т.е. бюджетные статьи, по которым учитываются остатки (денежных средств, запасов, НЗП и т.д.);
  • Нефинансовые показатели и нормативы (площадь арендуемых помещений, выработка, количество сотрудников и др.);
  • Произвольные вычисления.

В бюджетную форму эти показатели могут вводиться вручную или рассчитываться на основании данных других форм, подсистем, источников. О настройке структуры бюджетных форм более подробно расскажу ниже.

Бюджетная модель в виде файла может быть присоединена к элементу справочника.

Данные, используемые как показатели для бюджетных форм и отчетов, хранятся в соответствующих справочниках, которые необходимо настроить перед заполнением модели бюджетирования. Это справочники:

  • Статьи бюджетов
  • Показатели бюджетов
  • Сценарии
  • Связи показателей бюджетов
  • Правила получения фактических данных

Модель бюджетирования может определять систему контроля расходования ДС. Лимиты расхода ДС задаются в справочнике «Правило лимитов по данным бюджетирования».

Для каждой модели бюджетирования можно задавать произвольное количество лимитов с разной периодичностью и с различной детализацией контроля. При помощи лимитов контролируются статьи бюджетов.

Но чтобы эти настройки работали в разделе «НСИ и администрирование-Настройка НСИ» и разделов «Казначейство» установим флаг «Контролировать превышение лимитов».

Из этой настройки можно перейти сразу в «Правила лимитирования расхода ДС».

Модель бюджетирования имеет сроки своего действия. Реквизиты «Статус» и «Период действия» модели определяют возможность использования модели в интервале планирования. Причем одновременно могут действовать несколько моделей. Система поддерживает неограниченное количество моделей бюджетирования и сценариев планирования для ввода плановых бюджетов.

Система позволяет детализировать модель бюджетирования по организациям и/или подразделениям, т.е. пользователи самостоятельно определяют, что для них будет являться верхним уровнем аналитики при работе с бюджетами: будут ли они вводить бюджеты по организациям, подразделениям, или использовать обе аналитики одновременно.

Настройка справочника «Виды бюджетов»

При помощи заполненного справочника «Модели бюджетирования» мы можем в дальнейшем формировать операционные бюджеты – бюджет закупок, продаж, производства, административных расходов и т.д. Для формирования этих бюджетов могут быть использованы как произвольные показатели, вводимые вручную, так и расчетные показатели:

  • Оперативные планы закупок, продаж, производства и др.;
  • Фактические данные прошлых периодов, увеличенные или уменьшенные на произвольный коэффициент;
  • Прочие данные базы – остатки запасов, остатки денежных средств, динамику цен, графики расчетов и другие показатели.

На основании операционных бюджетов, с использованием тех же механизмов, рассчитываются мастер-бюджеты:

  • Бюджет доходов и расходов (БДР);
  • Бюджет движения денежных средств (БДДС);
  • Прогнозный баланс.

В системе все эти бюджеты описаны и хранятся в справочнике «Виды бюджетов», раздел «Бюджетирование и планирование-Настройки справочников-Виды бюджетов», а также доступны по ссылке в элементах справочника «Модели бюджетирования» (закладка «Виды бюджетов»).

В системе бюджеты представлены в виде отчета, который создается и настраивается пользователем самостоятельно.

В каждом бюджете (отчете) пользователь определяет состав колонок и строк формы, используемые данные – статьи бюджетов, показатели бюджетов, нефинансовые показатели и производные (расчетные) данные.

Для каждой строке, каждой ячейке формы пользователь может задать порядок получения данных. Например, если мы используем фактические данные прошлых периодов, по ссылке «Смещение и границы данных не заданы» нужно указать смещение по периоду. Если используем производные показатели, можно заложить формулу расчета таких показателей.

Все это позволяет настраивать любые модели бюджетирования с достаточно сложными правилами.

Ввод плановых бюджетов

Для первичного планирования и внесения изменений в плановые данные в системе используется документ «Экземпляр бюджета».

Документ формируется в разрезе:

  • Видов бюджета;
  • Сценариев;
  • Организаций и/или подразделений.

…если они задействованы в выбранной модели бюджетирования.

Документ является основным инструментом для установки значений по статьям бюджетов с детализацией до аналитики. По каждой статье пользователи могут самостоятельно настроить до 6 аналитик (например, статью «Выручка» пользователь может детализировать по номенклатуре, видам деятельности, контрагентам и т.д.). Данная настройка выполняется в справочнике «Статьи бюджетов».

Данные, указанные на закладке «Основное», отображаются на закладке «Бюджет» в виде таблицы, которая может быть отредактирована при помощи кнопок в панели управления.

Те ячейки, для которых установлены правила расчета, заполняются автоматически, для ячеек с произвольными данными пользователь вводит эти данные вручную. Двойной щелчок мыши по ячейке показателя позволяет получить его расшифровку.

Все изменения документа возможны при установленном статусе «В подготовке» или «На утверждении». Когда документ утвержден, возможность редактирования отсутствует.

Анализ модели бюджетирования

Сформированные плановые данные можно проанализировать с помощью настраиваемых отчетов. Структура отчетов настраивается пользователями аналогично настройке структуры видов бюджетов. Что можно анализировать при помощи инструментов подсистемы «Бюджетирование»:

  • Бюджет – только плановые значения;
  • Многосценарный анализ – сравнение планов по разным сценариям;
  • План-фактный анализ – сравнение выбранного сценария с фактическими данными за отчетный период.

Отчеты доступны в разделе «Бюджетирование и планирование-Бюджеты-Бюджетные отчеты».

В открывшейся форме можно установить отбор по модели бюджетирования.

Все используемые отчеты настраиваются через виды бюджетов, предустановленные отчеты в системе отсутствуют.

Бюджетный отчет строится по виду бюджета по указанным в настройках отчета периоду, сценарию, организациям и подразделениям.

Отборов по сценарию, организации и подразделению может не быть, если они указаны в виде бюджета явным образом. Например, мы настроили «Вид бюджета БДДС» с отметкой «Использовать для ввода плана». Этот вид бюджета будет использоваться и в документе «Экземпляр бюджета», и формироваться в виде бюджетного отчета. Причем, сформировать и отчет, и документ можно сразу из «Вида бюджета».

Если в «Виде бюджета» не указан сценарий, подразделение или организация, в отчете такие отборы можно указать в панели настроек отчета.

Отчет по умолчанию формируется по документам «Экземпляр бюджета» со статусом «Утвержден», но при необходимости в панели настроек можно указать использование документов со статусом «В подготовке» и «К утверждению».

Если скопировать данный вид бюджета и не устанавливать флаг «Использовать для ввода плана», в отчете отборы можно сгруппировать по сценариям для показателей план-план или план-факт с указанием итогов по группе с типом «Отклонение».

Рис.34 Анализ модели бюджетирования за месяц с учтеом внешних факторов

Рис.34 Анализ модели бюджетирования за месяц с учтеом внешних факторов

Если в настройках отчета указать дату актуальности, можно получить два варианта отчета для сравнения с учетом внесенных корректировок.

Например, мы в январе ввели «Экземпляр бюджета» по виду бюджета БДДС на 2 квартал, а позже скорректировали его. Формирование отчета с выбором настройки «Сравнение по датам актуальности» позволяет сравнить оба варианта.

Получение фактических данных бюджетирования

В 1С Комплексная автоматизация 2 фактические данные в подсистеме бюджетирования не хранятся и не вводятся отдельными документами, а берутся из данных оперативного и/или регламентированного учета в тот момент, когда они нам нужны.

Источниками фактических данных могут служить:

  • Хозяйственные операции;
  • Статьи активов/пассивов;
  • Остатки и обороты по счетам БУ и/или МСФО;
  • Регистры сведений, справочники и другие произвольные данные.

Правила можно настраивать с детализацией по дополнительным отборам и аналитикам.

В подразделе «Настройки и справочники» раздела «Бюджетирование и планирование» имеется рабочее место «Правила получения фактических данных».

Рис.40 Рабочее место «Правила получения фактических данных»

Рис.40 Рабочее место «Правила получения фактических данных»

Здесь можно настроить правила по статьям и показателям бюджетов или по источникам получения данных, а также проверить результат работы правил.

В данной статье мы рассмотрели подсистему «Бюджетирование» в программном продукте 1С Комплексная автоматизация 2. Познакомились с функционалом по бюджетированию и планированию моделей бюджетирования, видов бюджетов, экземпляров бюджета и статей бюджета, а также настроили правила лимитирования расхода ДС, получение фактических данных бюджетирования и бюджетные отчеты.

Анна Викулина

Комплексная автоматизация управления ресурсами предприятия на базе 1С. Оценка стоимости и сроков проекта бесплатно!

Автоматизация бюджетирования на 1С

Широкий выбор технических решений и готовых методик. Бесплатный подбор подходящего ПО

Помимо прочих возможностей подсистема Бюджетирование 1С:ERP позволяет настроить План подготовки бюджетов для каждой Модели бюджетирования. А, в свою очередь, для каждой такой модели можно установить лимиты расхода денежных средств.

Основными задачами процесса бюджетирования являются:

  • Планирование деятельности;
  • Контроль исполнения планов;
  • Анализ деятельности.

Именно эти задачи можно решить при помощи автоматизации процесса бюджетирования и внедрения подсистемы Бюджетирование в 1С:ERP Управление предприятием 2.

Настройки подсистемы

Внедрение бюджетирования в 1С:ERP, как и автоматизация производства на базе системы 1С:ERP, начинается с основных настроек и заполнения справочников и, само собой, предварительной активации самой подсистемы.

Итак, обращаемся к настройкам подсистемы Бюджетирование (НСИ и администрирование - Настройка НСИ и разделов - Бюджетирование и планирование) и включаем ее. Если соответствующая галочка не проставлена, вы не увидите ни одного элемента подсистемы бюджетирования. Возможность отключения раздела позволяет облегчить интерфейс системы, если формирование бюджетов в 1С:ERP не планируется, а также позволяет использовать механизм лимитирования подсистемы Казначейство, который отключается при использовании подсистемы Бюджетирование.

В зависимости от ваших потребностей в этом же окне можно настроить использование бюджетного процесса, оповещения для задач бюджетирования и правило расчета хранимых данных. Когда настройки сделаны, определимся с порядком заполнения справочников (в данной статье по умолчанию считается, что все справочники, не относящиеся к подсистеме Бюджетирование, но используемые для достижения целей бюджетирования заполнены). Практически вся информация для заполнения справочников должна быть определена в Положении по бюджетированию, разработанном на предприятии.

Перечень основных справочников подсистемы бюджетирования:

  • Модели бюджетирования;
  • Сценарий бюджетирования;
  • Статьи бюджетов;
  • Показатели бюджетов;
  • Нефинансовые показатели;
  • Вид бюджетов.

Справочники подсистемы Бюджетирование и дополнительные настройки находятся в разделе Бюджетирование и планирование - Настройки и справочники.

Разберем каждый справочник.

Модели бюджетирования – справочник, элементы которого определяют совокупность видов бюджетов, показателей бюджетов, задач бюджетного процесса и лимитов на расходование денежных средств.

При заполнении модели бюджетирования необходимо заполнить основные настройки и настройки бюджетного процесса.

Основные настройки определяют срок действия модели бюджетирования, возможность использования основных аналитик бюджетов (Организации, Подразделения), необходимость использования процесса утверждения бюджетов.

Настройка бюджетного процесса для модели бюджетирования позволяет определить базовую периодичность подготовки бюджетов и выбрать способ запуска бюджетного процесса: вручную или автоматически.

Рис.3 Настройка бюджетного процесса для модели бюджетирования

Рис.3 Настройка бюджетного процесса для модели бюджетирования

При выборе автоматического формирования задач бюджетного процесса система предлагает настроить расписание формирования задач (ссылка «Настроить расписание»).

При создании модели бюджетирования очень важно не забыть про выбор статуса элемента справочника (в шапке элемента). При статусе отличном от «Действует» сформировать бюджет не получится!


Сценарий бюджетирования – дополнительный разделитель бюджета, позволяющий хранить несколько версий плановых показателей (например, Целевой, Пессимистичный). Сценарий бюджетирования является элементом, в котором определяется валюта бюджета и, при необходимости, Прогнозные курсы.

Прогнозные курсы могут быть «позаимствованы» из другого сценария бюджетирования.

Для получения фактических данных необходимо использовать предопределенный сценарий – Фактические данные. Для целей контроля лимитов расхода денежных средств, также используется предопределенный элемент справочника – Исполнение бюджета.

Статьи бюджетов – основная составляющая бюджетов. Данные статей формируются из оборотов за период. Статья бюджета может оказывать влияние как на другие статьи, так и на показатели бюджета.

Элемент справочника Статья бюджетов позволяет выбрать до шести видов аналитик для детализации статьи. По умолчанию в 1С:ERP фигурируют более тридцати видов аналитик, при этом существует возможность расширить перечень аналитик в пользовательском режиме.

По умолчанию данные бюджетов выводятся в суммовом выражении в валюте Сценария, но настройки Статьи бюджетов позволяют добавить количественные показатели в отчеты и данные в валюте, отличной от валюты сценария (например, для расшифровки оборотов по дебиторской задолженности в у.е.).

Имеет смысл настроить для статьи бюджетов правила получения фактических данных и зависимые показатели. Правила получения фактических данных позволяют проводить план-фактный анализ в разрезе заполняемой статьи, а также осуществлять контроль за фактически израсходованными денежными средствами.

Зависимые показатели определяют влияние статей бюджетов на показатели бюджетов. Данная связь объектов подсистемы используется для формирования Прогнозного баланса на основании оборотов по статьям бюджетов.

Настройка правил получения фактических данных

Рис.7 Настройка правил получения фактических данных

Рис.7 Настройка правил получения фактических данных

Для формирования план-фактного анализа по статье необходимо создать правило с типом «Фактические данные». Для начала определим источник данных для правила:

  • Оперативный учет;
  • Регламентированный учет;
  • Международный учет;
  • Произвольные данные.

Выбирая разделом источника данных Оперативный учет, вы получаете возможность выбора хозяйственной операции, данные которой будут учтены при формировании фактических данных.

Открыв хозяйственную операцию, можно получить некоторые подсказки о получаемых данных, например: регистр, из которого будут получены данные, и аналитика данного регистра; Документы, формирующие движения по указанному регистру, и возможные для выбора показатели.

Показатели для выбора можно также увидеть и в самих правилах получения фактических данных.

При выборе раздела источника данных – Регламентированный учет или Международный учет, за основу будет выбран тот или иной план счетов. В отчет по фактическим данным попадет сальдо или обороты по выбранному счету. Существует возможность установки ограничения по корреспондирующему счету.

Использование в качестве источника произвольных данных возможно только при работе через толстый клиент. При выборе данного раздела откроется возможность самостоятельного написания запроса (конструктор запросов). При этом надо учитывать ряд нюансов в написании запросов, обозначенных фирмой 1С.

На закладке «Дополнительный отбор» при любом выборе источника данных можно установить отбор по аналитике, определенной для данной хозяйственной операции.

Закладка «Заполнение аналитик статьи» предназначена для уточнения способа заполнения аналитики в отчетах при установке использования расширенной настройки заполнения статьи, в противном случае заполнение аналитик статьи осуществляется автоматически, с учетом выбранных ранее настроек статьи бюджета.

Автоматизация на базе 1С:ERP 2.5

Автоматизация на базе 1С:ERP 2.5

Комплексная автоматизация управления ресурсами предприятия. Бесплатный аудит от ведущего партнера 1С!

Коллеги, я являюсь счастливым автоматизатором: сначала я разрабатывал бюджетирование в 1С:ERP2 и 1С:КА2, а теперь его внедряю. В цикле статей я хочу поделиться ошибками во внедрении подсистемы «Бюджетирование», которые мне приходится исправлять после коллег на реальных проектах, и лучшими приемами по автоматизации бюджетирования на 1С:ERP 2 и 1C:КА 2.

Сегодня поговорим и о самой распространенной на мой взгляд ошибке – настройке статей бюджетов 1-в-1 к справочнику «Статьи ДДС». В базе это выглядит так:


Т.е каждому элементу справочника «статьи ДДС» мы прямо сопоставляем статью бюджета движения денежных средств:


Далее в правилах получения фактических данных каждой статьи бюджетов мы закономерно видим такую конструкцию:


Т.е в каждой статье бюджетов автоматизаторы в правиле получения фактических данных прописывали отбор по соответствующей статье ДДС. Во-первых, это очень трудоемко. Во-вторых, это приведет к неприятным последствиям в будущем, которые мы сейчас посмотрим. Есть и в-третьих – так мы лишаем нашего заказчика возможности самостоятельно редактировать бюджеты.

В данной модели при добавлении статьи ДДС нужно вводить новую статью бюджетов, настраивать отбор и модифицировать виды бюджетов. Т.е невозможно добавить статью ДДС в бюджеты без специалиста по автоматизации.

Теперь немного технических подробностей: разберем как получаются фактические данные в подсистеме «Бюджетирование». В зависимости от версии конфигурации и применяемого решения (КА или ERP) могут сработать следующие схемы:

1. Получение факта для каждой статьи отдельной компоновкой и выгрузка в сводную таблицу значений. Тут всем очевидно, что выполнение СКД в цикле – ничего хорошего не сулит. Особенно с ростом базы данных и количества статей бюджетов

2. Компоновка всех необходимы правил в одну СКД. При этом на основании уникальных отборов будут сформированы однотипные запросы, но с разными параметрами отборов, и объединены в рамках набор с типом «Объединение» одной СКД. Получится большая компоновка с кучей наборов в «Объединении». На практике так же выполняться будет неприятно.

Если вы указываете отбор для статьи бюджетов – то такая статья создаст новый источник, т.е новый набор в рамках набора «объединения», либо выполнится отдельной компоновки в зависимости от версии применяемого решения. При этом, если несколько статей бюджетов имеют одинаковый отбор в правилах фактических данных – то запрос скорее всего будет объединен. Для оптимального получения фактических данных лучше делать статьи бюджетов максимально укрупненными. Для приведенного выше примера оптимальная настройка выглядит так:


Таким образом, для этого примера, мы более чем в 2 раза сократили количество запросов для получения фактических данных, а соответственно более чем в 2 раза оптимизировали формирование бюджетных отчетов.

В такой модели, при правильной настройке фактических данных, мы получим систему бюджетирования, в которой пользователи самостоятельно могут добавлять «Статьи ДДС» в бюджетах. И в план-фактных отчетах такие добавленные статьи будут отображаться без изменения видов бюджетов, т.е автоматически. Как правильно настроить фактические данные для статей бюджетов мы рассмотрим в следующей статье.

Также пишите в комментариях, какие темы по подсистеме «Бюджетирование» ERP 2 интересны Вам, с какими непонятными ситуациями сталкивались – рассмотрим, а самые интересные проблемы разберем подробно в последующих статьях.

Читайте также: