Назовите команды входящие в ски компьютера из которых составляется любая программа обработки данных

Обновлено: 06.07.2024

Во всех командах, связанных с преобразованием (арифметическим и логическим) данных, в качестве подразумеваемого и потому неадресуемого операнда используется содержимое важнейшего внутреннего регистра микропроцессора-аккумулятора (А - регистра). Результат операции обычно также загружается в аккумулятор. Таким образом, аккумулятор является узловой точкой всех преобразований данных и основным рабочим регистром микропроцессора. Он выполнен как регистр-фиксатор (защелка), вход которого связан с выходом АЛУ, а выход подключается к одному из входов АЛУ.

Арифметические операции. Основная арифметическая операция - это сложение двоичных чисел. Кроме основной операции, имеется ряд команд, позволяющих выполнять вычисления с повышенной точностью. При этом, выполняя сложение, надо учитывать бит переноса, полученный в младших разрядах, а при выполнении вычитания-заём (borrow), сделанный в старших разрядах. Наличие переноса или заема указывается третьей буквой мнемонического сокращения (табл. 2.1) .

Команды сложения с переносомADC Rи вычитания с заемомSBB Rприменяются в тех случаях, когда базовой длины слова микропроцессора недостаточно и приходится вводить многоразрядные числа с последовательной обработкой отдельных байтов. В памяти такие числа хранятся в смежных ячейках и адресуются по младшему байту.

Логические операции. Основные функции и их мнемонические сокращения приведены в табл. 2.1. Логические операции являются поразрядными, т.е. выполняются независимо друг от друга для всех восьми бит операндов. Первый неадресуемый операнд находится в аккумуляторе, там же остается результат операции. По результату операции модифицируются все триггеры состояния (флаги) кроме триггера переноса, который никогда не может быть установлен в единицу, поэтому принудительно сбрасывается.

Таблица 2.1. Команды арифметических и логических операций

Функция Перевод Мнемоника
Сложить Add ADD R
Сложить с учетом переноса Add+Carry ADC R
Вычесть Subtract SUB R
Вычесть с учетом займа Subtract-Borrow SBB R
Логическое И AND ANA R
Исключающее.xf.ott ИЛИ Exclusive OR XRA R
Логическое ИЛИ OR ORA R
Сравнить Compare CMP R

Данная команда часто применяется для проверки значения определенного слова в аккумуляторе с помощью другого слова - маски. Если, например, необходимо проверить состояние второго бита, то маска должна иметь вид 00000100. После выполнения команды ANA R по триггеру состояния Z можно судить о состоянии этого бита. Кроме того, с помощью команды ANA R, используя слово-маску, можно сбрасывать в 0 определенные биты слова в аккумуляторе , оставляя другие неизмененными .

Эта команда применяется для установки определенных бит слова в аккумуляторе с помощью слова-маски. Она применяется также для сбрасывания одного слова из полей других слов. Например,

0 0 0 0 X3 X2 X1 X0

Y7 Y6 Y5 Y4 0 0 0 0

Y7 Y6 Y5 Y4 X3 X2 X1 X0

Такая операция часто называется « упаковкой » данных.

Команда сравненияСМР r производит вычитание значения адресуемого операнда из содержимого аккумулятора и модифицирует по результату значения всех триггеров состояния, но при этом не изменяет содержимого аккумулятора. Наличие в системе команд такого неразрушаемого сравнения упрощает, например, поиск в массиве заданного слова. Значение отыскиваемого слова загружается в аккумулятор, базовый адрес массива загружается в регистры HL, а затем с помощью командыСМР М элементы массива сравниваются со словом–эталоном. Факт равенства фиксируется по значению триггера Z = 1 .




Команды с непосредственным представлением операнда. с непосредственным представлением операнда, могут быть как арифметические, так и логические команды, все они имеют двухбайтный формат: вторым байтом является сам операнд. В мнемонике команд добавляется буква I ( табл.2.2) .

akoznacheev

Основной функцией компьютера является обработка информации. Выше была рассмотрена аппаратная реализация компьютера. Рассмотрим теперь, каким образом компьютер обрабатывает информацию.В 50-60-е годы, когда компьютер еще назывался ЭВМ (электронно-вычислительная машина), он мог только вычислять. Процесс обработки информации состоял в операциях над числовыми данными.В 70-е годы компьютер "научился" работать с текстом. Пользователь получил возможность редактировать и форматировать текстовые документы. В настоящее время большая часть компьютеров и большая часть времени используется для работы именно с текстовыми данными. В 80-е годы появились первые компьютеры, способные работать с графической информацией. Сейчас компьютерная графика широко используется в деловой графике (построение диаграмм, графиков и так далее), в компьютерном моделировании, при подготовке презентаций, при создании Web-сайтов, в рекламе на телевидении, в анимационном кино и так далее. Применение компьютеров для обработки графических данных постоянно расширяется. В 90-е годы компьютер получил возможность обрабатывать звуковую информацию. Любой пользователь современного персонального компьютера может воспользоваться стандартными приложениями Windows для прослушивания, записи и редактирования звуковых файлов. Работа со звуковыми данными является неотъемлемой частью мультимедиа технологии. Для того чтобы числовая, текстовая, графическая и звуковая информация могли обрабатываться на компьютере, они должны быть представлены в форме данных. Данные хранятся и обрабатываются в компьютере на машинном языке, то есть в виде последовательностей нулей и единиц.Информация, представленная в компьютерной форме (на машинном языке) и обрабатываемая на компьютере, называется данными.Для того чтобы процессор компьютера "знал", что ему делать с данными, как их обрабатывать, он должен получить определенную команду (инструкцию). Такой командой может быть, например, "сложить два числа" или "заменить один символ на другой".Обычно для решения какой-либо задачи процессору требуется не единичная команда, а их последовательность. Такая последовательность команд (инструкций) называется программой.Последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных, называется программой.На заре компьютерной эры, в 40-50-е годы, программы разрабатывались непосредственно на машинном языке, то есть на том языке, который "понимает" процессор. Такие программы представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц, в которых человеку разобраться было очень трудно. В 60-е годы началась разработка языков программирования высокого уровня (Алгол, Фортран, Basic, Pascal и др.), которые позволили существенно облегчить работу программистов. В настоящее время с появлением систем визуального программирования (Visual Basic, Delphi и др.) создание программ стало доступно даже для начинающих пользователей компьютера. В течение нескольких десятилетий создавались программы, необходимые для обработки различных данных. Совокупность необходимых программ составляет программное обеспечение компьютера. Таким образом, для обработки данных на компьютере необходимо иметь не только аппаратное обеспечение компьютера, так называемое hardware, но и программное обеспечение, так называемое software. Программная обработка данных на компьютере реализуется следующим образом. После запуска на выполнение программы, хранящейся во внешней долговременной памяти, она загружается в оперативную память.Процессор последовательно считывает команды программы и выполняет их. Необходимые для выполнения команды данные загружаются из внешней памяти в оперативную и над ними производятся необходимые операции. Данные, полученные в процессе выполнения команды, записываются процессором обратно в оперативную или внешнюю память. В процессе выполнения программы процессор может запрашивать данные с устройств ввода информации и пересылать данные на устройства вывода информации.

Новые вопросы в Информатика

Яка графіка вивчає прийоми і методи створення об’ємних моделей? Виберіть одну відповідь: тривимірна фрактальна піксельна графічна

Что представляет собой символ как объект в редакторе анимации? Объект, находящийся на активном слое. Выделеный объект. Объект, находящийся в библиотек … е. (объект, который можно редактировать. Объект, который нельзя редактировать. Ответить!​

Що треба використати для малювання шести однакових прямокутників? Виберіть одну відповідь: редагування малювання, виділення форматування копіювання … , вставлення

СРОЧНО. ИНФОРМАТИКА!!составить программу,которая определяет,принадлежит ли точка с координатой х отрезку [а;b]? на языке паскаль!!

11010000 10011000 11010000 10110100 11010000 10111000 100000 11010000 10111101 11010000 10110000 11010001 10000101 11010001 10000011 11010000 10111001 … разгадайте код

Статья, набранная на компьютере, содержит 32 страницы, на каждой странице 24 строки, в каждой строке 48 символов. Определите размер статьи в Килобайта … х, в которой каждый символ кодируется 8 битами. В ответе укажите только число.

Методические указания подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе практических занятий по учебной дисциплине ОП.08 Теория алгоритмов.

Методические указания по выполнению практических работ предназначены для студентов очной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

Организация-разработчик: БУ «Нижневартовский политехнический колледж».

Разработчик: Г.Н. Петренко, преподаватель

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Информационные технологии»

Протокол № ___ от «___»______________2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.08 Теория алгоритмов для студентов специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, III курс.

Методические указания предназначены для организации учебного процесса по данной учебной дисциплине, а также подготовки и проведения практических занятий и их проверки.

Практические задания предназначены для закрепления теоретического материала по учебной дисциплине ОП.08 Теория алгоритмов и выработке навыков его применения на практике.

Практические задания являются важными видами учебной работы студента по данной учебной дисциплине и выполняются в пределах 5 часов, предусмотренных учебным планом специальности, утвержденным 29 апреля 2014 года.

Цель данных методических указаний состоит в оказании помощи студентам при проведении практических занятий по изучению данной дисциплины, в овладении основными умениями, знаниями по специальности, обеспечивающих его профессиональные компетенции, а также развитие общих компетенций по специальности.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическая работа №1

Разработка алгоритмов для конкретных задач.

Составление отчета и его защита

Тема 1.2. Линейные вычислительные алгоритмы

Практическая работа №2

Анализ линейных алгоритмов математических задач. Составление линейных алгоритмов математических задач.

Составление отчета и его защита

Тема 1.3. Ветвление в вычислительных алгоритмах

Практическая работа №3

Составление алгоритмов, содержащих ветвление.

Составление отчета и его защита

Тема 1.4. Циклы в вычислительных алгоритмах

Практическая работа №4

Анализ и составление алгоритмов с использованием цикла с предусловием. Анализ и составление алгоритмов с использованием цикла с постусловием.

Составление отчета и его защита

Тема 1.5. Вспомогательные алгоритмы и процедуры

Практическая работа №5

Анализ и составление алгоритмов с вспомогательными алгоритмами. Анализ и составление алгоритмов с процедурами.

Составление отчета и его защита

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В процессе выполнения практической работы студент должен:

ознакомиться с теоретическим материалом по теме;

изучить инструкцию (алгоритм, порядок, указания) по выполнению работы;

выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;

оформить работу надлежащим образом.

Работа выполняется в виде отчета, который обязательно содержит:

тему практической работы;

решение заданий самостоятельной аудиторной работы:

ответы на контрольные вопросы.

Отчеты по практическим работам выполняются в тетрадях для практических работ. После выполнения и оформления отчета студент предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение практической работы заносятся в журнал и учитываются в процессе промежуточной аттестации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Тема: Разработка алгоритмов для конкретных задач.

Продолжительность: 1 час

Цель практического занятия: формирование практических навыков решения алгоритмов для конкретных задач.

Краткие теоретические сведения

Этапы решения задачи на компьютере

Работа по решению любой задачи с использованием компьютера делится на следующие этапы:

Составление программы на языке программирования.

Отладка и тестирование программы.

Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

Часто эту последовательность называют технологической цепочкой решения задачи на компьютере . Непосредственно к программированию в этом списке относятся пункты 3, 4, 5.

На этапе постановки задачи должно быть четко определено, что дано и что требуется найти . Здесь очень важно определить полный набор исходных данных, необходимый для решения задачи.

Второй этап — формализация задачи. Здесь чаще всего задача переводится на язык математических формул, уравнений, отношений. Если решение задачи требует математического описания какого-то реального объекта, явления или процесса, то формализация равносильна получению соответствующей математической модели .

Третий этап — построение алгоритма. Опытные программисты часто сразу пишут программы на языках программирования, не прибегая к каким-либо специальным способам описания алгоритмов (блок-схемам, псевдокодам). Однако в учебных целях полезно использовать эти средства, а затем переводить полученный алгоритм на язык программирования.

Первые три этапа — это работа без компьютера. Дальше следует собственно программирование на определенном языке в определенной системе программирования. Последний (шестой) этап — это уже использование разработанной программы в практических целях. Выполнение учебных заданий на программирование обычно заканчивается пятым этапом, т. е. доказательством правильности составленной программы.

Таким образом, программист должен обладать следующими знаниями и навыками:

• уметь строить алгоритмы;

• знать языки программирования;

• уметь работать в соответствующей системе программирования.

Основой программистской грамотности является развитое алгоритмическое мышление.

Понятие алгоритма

Одним из фундаментальных понятий в информатике является понятие алгоритма. Сам термин «алгоритм» пришел из математики. Это слово происходит от «Algorithmi» — латинского написания имени Мухамеда аль-Хорезми (787-850 гг.), выдающегося математика средневекового Востока. В XII веке был осуществлен латинский перевод его математического трактата, из которого европейцы узнали о десятичной позиционной системе счисления и правилах арифметики многозначных чисел. Именно эти правила в то время называли алгоритмами. Сложение, вычитание, умножение «столбиком», деление «уголком» многозначных чисел — вот первые алгоритмы в математике. Правила алгебраических преобразований, вычисление корней уравнений также можно отнести к математическим алгоритмам.

В наше время понятие алгоритма трактуется шире.

Алгоритм — это последовательность команд управления каким-либо исполнителем.

В школьном курсе информатики с понятием алгоритма, с методами построения алгоритмов ученики впервые знакомятся на примерах учебных исполнителей: Робота, Черепашки, Чертежника и др. В учебнике для 9 класса описан графический исполнитель — ГРИС. Эти исполнители ничего не вычисляют. Они создают рисунки на экране, перемещаются в лабиринтах, перетаскивают предметы с места на место. Таких исполнителей принято называть исполнителями, работающими в обстановке .

В разделе информатики под названием «Программирование» изучаются методы программного управления работой компьютера. Следовательно, в качестве исполнителя выступает компьютер. Он работает с величинами — различными информационными объектами: числами, символами, кодами и пр. Поэтому алгоритмы, предназначенные для управления компьютером, принято называть алгоритмами работы с величинами .

Данные и величины

Совокупность величин, с которыми работает компьютер, принято называть данными.

По отношению к программе данные делятся на исходные, результаты (окончательные данные) и промежуточные данные, которые получаются в процессе вычислений (рис. 3.1).

hello_html_m345f6cb4.jpg

Например, при решении квадратного уравнения: ах 2 + bх + с = 0 исходными данными являются коэффициенты а, b, с; результатами — корни уравнения х 1 , х 2 ; промежуточными данными — дискриминант уравнения: D = b 2 - 4ас.

Для успешного освоения программирования необходимо усвоить следующее правило: всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера . Иногда говорят — ячейку памяти. Хотя термин «ячейка», с точки зрения архитектуры современных компьютеров, несколько устарел, однако в учебных целях его удобно использовать.

У всякой величины имеются три основных свойства: имя, значение и тип. На уровне команд процессора величина идентифицируется адресом ячейки памяти, в которой она хранится. В алгоритмах и языках программирования величины делятся на константы и переменные. Константа — неизменная величина, и в алгоритме она представляется собственным значением, например: 15, 34.7, 'k', true. Переменные величины могут изменять свои значения в ходе выполнения программы и представляются символическими именами — идентификаторами, например: X, S2, cod15. Любая константа или переменная занимают ячейку памяти, а значение этих величин определяется двоичным кодом в этой ячейке.

Теперь о типах величин — типах данных. С понятием типа данных вы уже встречались, изучая в курсе информатики основной школы электронные таблицы и базы данных. Это понятие является фундаментальным для программирования.

В каждом языке программирования существует своя концепция типов данных, своя система типов. Однако в любой язык входит минимально необходимый набор основных типов данных, к которому относятся целый, вещественный, логический и символьный типы. С типом величины связаны три ее свойства: множество допустимых значений, множество допустимых операций, форма внутреннего представления. В таблице 3.1 представлены эти свойства основных типов данных.

Типы констант определяются по контексту (т. е. по форме записи в тексте), а типы переменных устанавливаются в описаниях переменных.

Есть еще один вариант классификации данных: классификация по структуре. Данные делятся на простые и структурированные. Для простых величин (их еще называют скалярными) справедливо утверждение: одна величина — одно значение. Для структурированных: одна величина — множество значений.

К структурированным величинам относятся массивы, строки, множества и др.

Компьютер — исполнитель алгоритмов.

hello_html_d36a24a.jpg

Как известно, всякий алгоритм (программа) составляется для конкретного исполнителя, в рамках его системы команд. О каком же исполнителе идет речь в теме «Программирование обработки информации»? Ответ очевиден: исполнителем является компьютер. Точнее говоря, исполнителем является комплекс: компьютер + система программирования (СП). Программист составляет программу на том языке, на который ориентирована СП. Схематически это изображено на рис. 3.2, где входным языком исполнителя является язык программирования Паскаль.

hello_html_537b82ff.jpg

Независимо от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм решения любой задачи на компьютере может быть составлен из команд:

• обращения к вспомогательному алгоритму (подпрограмме);

Для описания алгоритмов в дальнейшем мы будем использовать блок-схемы и учебный Алгоритмический язык.

hello_html_510fc66a.jpg

Практические задачи

Для каждой из задач данного раздела требуется разработать алгоритм решения задачи. Следует рассмотреть различные способы записи алгоритмов. Используйте сначала блок-схемы – графический способ изображения алгоритмов. Разработайте собственный язык (жаргон) для словесного описания алгоритмов "по шагам". Для проверки правильности составленного алгоритма следует строить (если это несложно) трассировочные таблицы, "прокручивая" алгоритм на конкретных исходных данных и следя за изменением переменных. Хотя такими отладочными действиями нельзя доказать правильность алгоритма, они во многих случаях позволяют выявить ошибки в алгоритме.

1. (Умножение натуральных чисел.) Вычислить n = m × k, используя операции сложения и а) вычитания; б) удваивания и дел ения пополам. (Операция div дел ения пополам определ ена следующим образом: r div2=s, если r=2s или 2s+1.)

2. (Дел ение натуральных чисел.) Вычислить частное и остаток при дел ении m на n, используя операции сложения и вычитания.

3. (Возведение в степень.) Для заданных целых и вычислить , используя операции вычитания и умножения.

4. (Вычисление "показателя".) Для заданных целых m ³ 1 и n ³ 2 вычислить:

а) наименьшее целое k такое, что ;

б) наибольшее целое k такое, что ;

в) количество цифр в десятичной записи числа m.

5. (Выдел ение квадрата.) Для заданного целого вычислить k – наибольшее целое, при котором m делится на k 2 без остатка.

6. (Выдел ение показателя и степени.) Для заданных целых чисел m, вычислить наибольшее целое k, при котором m делится без остатка на: а) ;б) .

7. (Наибольший общий делитель.) Вычислить d = НОД(m, n) – наибольший общий делитель натуральных чисел m и n, используя следующие соотношения:

(1) если , то НОД(m, n) = НОД(m–n, n);

(2) НОД(m, n) = НОД(n, m);

(3) НОД(n, 0) = n.

Контрольные вопросы

Что называется алгоритмом?

Для чего необходимы выражения?

Какова последовательность действий при выполнении оператора присваивания?

Какие имеются средства в языке Турбо Паскаль для управления размещением данных на строке?

Как организовать вывод значений, сопровождая выводимое значение наименованием переменной?

Как организовать пропуск одной, двух строк при выводе?

Список используемой литературы

Игошин, В.И. Теория алгоритмов: Учебное пособие / В.И. Игошин. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 318 c.

Крупский, В.Н. Математическая логика и теория алгоритмов: Учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / В.Н. Крупский, В.Е. Плиско. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 416 c.

Лаврушин, О.И. Математическая логика и теория алгоритмов для программистов / О.И. Лаврушин, Л.О. Бабешко, В.А. Бывшев. - М.: КноРус, 2013. - 208 c.

Матрос, Д.Ш. Теория алгоритмов: Учебник / Д.Ш. Матрос, Г.Б. Поднебесова. - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2008. - 202 c.

Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. 400 с.: ил.

Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4 — 2003. — М.: Образование и Информатика, 2003. — 96 с.: ил.

Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Эпиктетов М.Г. и др. Информационная культура: одирование информации. Информационные модели. 9-10 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 1996. — 208 с.: ил.

Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. — Екатеринбург: «У-Фактория», 2003. — 346. с54-56.

За время своего существования человечество выработало правила поведения в определенных ситуациях для достижения поставленных целей. Часто эти правила можно представить в виде инструкций, состоящих из последовательно выполняемых пунктов (шагов). Так, например, в первобытном обществе инструкция охотникам по восполнению продовольственных запасов племени могла бы выглядеть следующим образом:

  1. Найти тропу, по которой часто ходят мамонты.
  2. Вырыть на ней большую глубокую яму и замаскировать ветками.
  3. Спрятаться и ждать, пока в яму не провалится мамонт.
  4. Закидать провалившегося мамонта копьями и камнями.
  5. Разделать тушу и доставить ее к хижинам племени.

Возможно, что некоторые наскальные рисунки, сделанные до возникновения письменности, представляли собой своеобразную запись таких инструкций.

Само слово "алгоритм" происходит от "algorithmi" - латинской формы написания имени выдающегося математика IX века аль-Хорезми, который сформмулировал правила выполнения арифметических операций.

Что такое алгоритм?

Рассмотрим пример алгоритма для нахождения середины отрезка при помощи циркуля и линейки.

Алгоритм деления отрезка АВ пополам:
1) поставить ножку циркуля в точку А;
2) установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ;
3) провести окружность;
4) поставить ножку циркуля в точку В;
5) провести окружность;
6) через точки пересечения окружностей провести прямую;
7) отметить точку пересечения этой прямой с отрезком АВ.

Каждое указание алгоритма предписывает исполнителю выполнить одно конкретное законченное действие. Исполнитель не может перейти к выполнению следующей операции, не закончив полностью выполнения предыдущей. Предписания алгоритма надо выполнять последовательно одно за другим, в соответствии с указанным порядком их записи. Выполнение всех предписаний гарантирует правильное решение задачи. Данный алгоритм будет понятен исполнителю, умеющему работать с циркулем и знающему, что такое поставить ножку циркуля, провести окружность и т. д.

Анализ примеров различных алгоритмов показывает, что запись алгоритма распадается на отдельные указания исполнителю выполнить некоторое законченное действие. Каждое такое указание называется командой. Команды алгоритма выполняются одна за другой. После каждого шага исполнения алгоритма точно известно, какая команда должна выполняться следующей.

Поочередное выполнение команд алгоритма за конечное число шагов приводит к решению задачи, к достижению цели. Разделение выполнения решения задачи на отдельные операции (выполняемые исполнителем по определенным командам) — важное свойство алгоритмов, называемое дискретностью.

Исполнители часто встречаются в сказках. В одной из них Иван-Царевич говорит Избушке-На-Курьих-Ножках: “Избушка, избушка! Встань к лесу задом, ко мне передом!”. При этом команда должна быть задана очень точно, чтобы исполнитель ее понял. В сказке “Али-Баба и сорок разбойников” волшебная дверь открывалась по команде “Сезам, откройся!”. Жадный Касым, тайно проникший в пещеру, забыл эту фразу и не смог выйти из пещеры.

И Избушка-На-Курьих-Ножках, и волшебная дверь имеют много общего: они умеют понимать и выполнять некоторые точно заданные команды, то есть являются исполнителями .

Каждый исполнитель может выполнять команды только из некотоpого стpого заданного списка — системы команд исполнителя. Для каждой команды должны быть заданы условия пpименимости (в каких состояниях сpеды может быть выполнена команда) и описаны pезультаты выполнения команды . Напpимеp, команда Pобота "ввеpх" может быть выполнена, если выше Pобота нет стены. Ее pезультат — смещение Pобота на одну клетку ввеpх.

После вызова команды исполнитель совеpшает соответствующее элементаpное действие .

Отказы исполнителя возникают, если команда вызывается пpи недопустимом для нее состоянии сpеды.

Исполнителями могут быть

растения: подсолнечник (разворачивается на солнце), кувшинки (закрываются на ночь); животные: дрессированная собака (санитар, розыскная, охотничья), кошка,

Как и любой исполнитель, Робот понимает только ограниченный набор команд, которые входят в его СКИ (список команд исполнителя). Некоторые примеры команд:

направо; повернуться на 90 градусов вправо
налево; повернуться на 90 градусов влево
кругом; развернуться кругом (на 180 градусов)
вперед ( n ); перейти на n клеток вперед
назад ( n ); перейти на n клеток назад
посади; посадить цветы на грядке в том месте, где стоит Робот

    Понятность для исполнителя — т.е. исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять.
Дискpетность (прерывность, раздельность) — т.е. алгоpитм должен пpедставлять пpоцесс pешения задачи как последовательное выполнение пpостых (или pанее опpеделенных) шагов (этапов). Опpеделенность — т.е. каждое пpавило алгоpитма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для пpоизвола. Благодаpя этому свойству выполнение алгоpитма носит механический хаpактеp и не тpебует никаких дополнительных указаний или сведений о pешаемой задаче. Pезультативность (или конечность). Это свойство состоит в том, что алгоpитм должен пpиводить к pешению задачи за конечное число шагов. Массовость . Это означает, что алгоpитм pешения задачи pазpабатывается в общем виде, т.е. он должен быть пpименим для некотоpого класса задач, pазличающихся лишь исходными данными. Пpи этом исходные данные могут выбиpаться из некотоpой области, котоpая называется областью пpименимости алгоpитма.

В какой форме записываются алгоритмы?

На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:

псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);

Графический способ записи алгоритмов
(блок-схема)

Графический способ представления алгоритмов является более компактным и наглядным по сравнению со словесным.

При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой .

В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий.

Основные алгоритмические блоки

Начало-Конец (блок начала и конца алгоритма)

Процесс (вычислительное действие или последовательность действий)

Читайте также: