Nintendo switch как удалить retroarch

Обновлено: 07.07.2024

RetroArch – это оболочка для эмуляторов проекта Libretro. Ключевой особенностью является API, позволяющий использовать одно приложение с общими настройками для запуска многочисленных эмуляторов (ядер).

Мы рассмотрим как пользоваться RetroArch, а также наиболее важные моменты в работе с программой, начиная установкой и заканчивая выбором ядер. Изучив эти основы вы без труда запустите любимые игры детства.

Установка RetroArch

RetroArch можно установить несколькими способами. В зависимости от используемого дистрибутива команда для установки может отличаться. Для дистрибутивов на основе Debian или Ubuntu можете использовать команду:

sudo apt install retroarch

Для Arch Linux можно применить следующую команду:

sudo pacman -Sy retroarch

RetroArch также доступен в виде Snap-пакета. Последнюю версию можно установить командой:

sudo snap install retroarch --edge

Если вам нужна именно установка, то такой вариант будет предпочтительнее, так как разработчики сами следят за тем, чтобы в репозитории находились актуальные версии программы. К тому же папка с конфигурацией будет расположена в пользовательском каталоге (home/snap/retroarch/423/.config), а не в системных папках с ограниченным доступом.

Но мы рассмотрим самый простой способ – "ночная сборка" в формате Appimage. Бояться не стоит, тестовый релиз во многом лучше стабильного. Просто скачиваете архив, например, для x86_64 и распаковываете его в любую папку. Обновить программу также легко, просто замените файлы на новые, настройки в этом случае никуда не денутся.

Останется лишь проверить, что файл отмечен как исполняемый и запустить программу. По умолчанию конфигурационные файлы будут лежать в соседнем каталоге RetroArch-Linux-x86_64.AppImage.home/.config (надо включить отображение скрытых файлов). В дальнейшем мы не один раз будем ссылаться на папку .config.

Кроме этого, в скором времени RetroArch должен появиться в Steam. Это можно считать ещё одним способом установки.

Как пользоваться RetroArch

1. Интерфейс программы

rvSOKpqG4AAAAASUVORK5CYII=

Главное меню RetroArch с темой ozone

При первом запуске будете применена тема меню ozone. Ей удобно пользоваться как с использованием мыши, так и геймпада. Ранее RetroArch по умолчанию ставил xmb, перекликающуюся с интерфейсом PlayStation 3. Тему можно поменять в разделе настроек (Интерфейс пользователя -> Меню). Если вы планируете использовать программу на русском языке, то остальные темы не подойдут, так как их шрифты не содержат русских символов.

Навигация по пунктам меню осуществляется несколькими способами, с помощью клавиатуры, мыши и геймпада. Клавиши клавиатуры и кнопки геймпада XBox для управления меню:

Интерфейс предельно простой и не требует дополнительных пояснений. Единственное, о чём стоит сказать, так это о вызове быстрого меню во время игры. При игре с клавиатуры используйте клавишу F1, а с геймпадом комбинацию кнопок (Настройки -> Ввод -> Горячие клавиши -> Комбинация кнопок геймпада для вызова меню).

jjz0qHmNC865xQpN3KQMKhYwz7Cv+vxnyb6S4kLXMAAAAAElFTkSuQmCC

Выбор комбинации кнопок для вызова быстрого меню

2. Язык интерфейса

Смена языка доступна в разделе Настройки -> Пользователь -> Язык. Выбрав английский язык, вы сможете установить любую тему, а не только рассмотренные выше.


3. Настройка видео

Переключиться в полноэкранный режим можно в разделе Видео. Там же есть раздел фильтры, например, с их помощью можно сымитировать работу ЭЛТ-монитора. Сами фильтры находятся в папке .config/retroarch/filters/video.

h+oxyHom4xbgQAAAABJRU5ErkJggg==

4. Настройка управления

Настройка геймпада retroarch выполняется здесь. В разделе Ввод выставляются кнопки для виртуальных геймпадов ( RetroPad ) Управление порта 1-4, которые будут использоваться эмуляторами (ядрами). Если вы хотите использовать стик геймпада вместо D - Pad , то обратите внимание на пункт Аналого-цифровой тип, таким образом не придётся переназначать кнопки.


Проверить выбранные настройки поможет тест Главное меню -> Загрузить ядро -> Запустить удалённый RetroPad.


В этом разделе выставляются кнопки для виртуальных геймпадов (retropad), которые будут использоваться эмуляторами консолей. Особое внимание уделите горячим клавишам, с их помощью можно сохранять игровой процесс, ускорять и замедлять игру и даже отматывать её назад. Настроить скорость перемотки можно в разделе Частота кадров. Там же включается перемотка назад, это ресурсоёмкий процесс, поэтому подойдёт только для старых консолей.

5. Настройка ядер

Настройки самих ядер доступны через Быстрое меню -> Опции. Если для 16-битных консолей там делать нечего, то при эмуляции 3D-графики крайне желательно повысить разрешение рендера. Благодаря этому качество изображения станет заметно выше. После настройки не забудьте сделать резервную копию конфигурационного файла

/.config/retroarch/retroarch.cfg.

6. Загрузка эмуляторов (ядер) и BIOS консолей

Ax55afu0FYupAAAAAElFTkSuQmCC

Для некоторых консолей, вроде Playstation 1, необходимо скопировать образ BIOS консоли в папку

/.config/retroarch/system. Чтобы не тратить время на поиск образов, можете скачать архив с BIOS самых популярных консолей, или же полный набор образов, в том числе для аркадных автоматов (MAME). Настройка RetroArch практически завершена.

7. Добавление игр

OhlC7mNBEPJ5EbKFM2WnO+mD9JIqUghVcsFxXxSmK3GmZpQVwYPSnbUHcJVAR+ordAnCnQEvXGEGK561IWUxPit0XZ6J0AwRRJ+M8MvwxZTHYQWCJ4TxKrmPaWyZswi95+MzuHB3TBx14aNpz9c+L4MeIxTKjeVU6o8i5mQKKQcob5iv8H6cpTwnR0TrcAAAAASUVORK5CYII=

Игры можно загружать после выбора ядра, но гораздо проще добавить их с помощью Импорта контента. Если выбрать Сканировать каталог, то RetroArch попытается все сделать самостоятельно. Однако, с помощью Ручного сканирования можно задать искомый формат файлов и конечную консоль, например, файлы с расширением .cue для PlayStation 1.

После этого на главном экране в левой части появятся консоли. Также можете добавить обложки через Главное меню -> Онлайн обновления -> Обновление эскизов плейлистов.


Дальше давайте рассмотрим эмуляторы RetroArch.

8. Эмуляторы приставок Sega

9. Эмуляторы приставок Nintendo

  • Nintendo Entertainment System (NES) - консоль NES, также известная под названиями Famicom и Dendy, обладает самой большой коллекцией эмуляторов. Среди них можно выделить Mesen, который наиболее точно эмулирует игровую приставку.
  • Super Nintendo Entertainment System (SNES) - для SNES также имеется эмулятор Mesen S, но работа над ним началась всего пару лет назад и наблюдаются проблемы с некоторыми играми. Поэтому оптимальным решением станет Snes9x, он не просто запускает игры, но ещё и делает это предельно точно. У других эмуляторов нередко наблюдаются проблемы со звуком.
  • Nintendo 64 - для эмуляции Nintendo 64 вы можете использовать как ParaLLEl, так и Mupen64Plus. Они оба являются ответвлениями Mupen64 и предлагают хорошую производительность и богатый набор настроек. Так как игры на этой консоли перешли в 3D, то крайне желательно повысить разрешение рендера в Опциях. Там же можно выбрать плагин RDP (Reality Display Processor). По умолчанию будет стоять GlideN64, он имеет хорошую производительность, но для достижения наиболее точного рендера выбирайте angrylion.
  • Nintendo GameCube и Wii - для эмуляции GameCube и Wii однозначно стоит использовать Dolphin. Этот эмулятор может запустить практически любую игру, при этом он потребляет не так много ресурсов системы. Консоли имели весьма необычные контроллеры. Если для GameCube ещё можно что-то придумать, чтобы разметить все кнопки геймпада, то с Wii ситуация сложнее. Лучше всего использовать оригинальные контроллеры и самостоятельный эмулятор Dolphin.

10. Эмуляторы приставок Sony

z54+AY+xhXq6qgnV3sUMSBZSzTCX+AfM3qk863B8hgAAAABJRU5ErkJggg==

Включение плагинов PGXP в Быстрое меню -> Опции

  • PlayStation 1 лучше всего эмулировать с помощью Beetle PSX HW (порт эмулятора Mednafen). Это ядро не требовательно к ресурсам системы, при наличии современного компьютера можно даже попробовать включить обратную перемотку в Быстром меню. Но основное преимущество эмулятора – это плагины PGXP. Как известно, PS 1 не отличается высокой точностью рендера, но эта проблема была не так заметна в родном разрешении. С эмулятором же вы наверняка повысите разрешение, и этот недостаток проявится во всей красе. Плагин PGXP Operation Mode повышает точность расположения полигонов. В большинстве игр вы получите чёткую картинку без подёргиваний. Но в некоторых случаях приходится отключать плагин, так как разработчики игры уже учли эту особенность.
  • PlayStation Portable - PSP эмулируется с помощью ядра PPSSPP. Оно позволяет запустить большую часть игр. При повышении разрешения некоторые проекты выглядят даже лучше, чем на PS 2, так как графический чип получил больше функций. Ядро RetroArch давно не обновлялось, так что имеет смысл использовать самостоятельный эмулятор PPSSPP.
  • PlayStation 2 - эмулировать PlayStation 2 в RetroArch пока что нельзя, работы над портированием PCSX2 и Play! практически не ведутся, поэтому неизвестно, когда эти эмуляторы попадут в RetroArch.

11. Другие эмуляторы

  • Atari 2600 и 7800 - для эмуляции Atari 2600 и 7800 вы можете использовать ядра Stella и ProSystem соответственно. На этих консолях впервые появились такие игры как Pac-Man, Pitfall, Galaga.
  • DOS - для игр DOS в RetroArch имеется самый популярный для этого эмулятор DOSBox. Для многих игр удобнее использовать клавиатуру, поэтому убедитесь в том, что в разделе Быстрые настройки-Управление-Порт 1-Тип устройства стоит именно клавиатура.
  • MAME - Для эмуляции аркадных автоматов имеется ядро MAME. Но это не лучшее решение, гораздо удобнее использовать самостоятельный эмулятор MAME, в нем есть база данных, позволяющая узнать о совместимости игр с эмулятором.

Выводы

Теперь вы знаете как пользоваться RetroArch. Использовать программу проще всего в виде Appimage. В этом случае все файлы будут расположены в одном месте. Управление настраивается один раз, для виртуальных контроллеров Retropad. В дальнейшем именно на них будут опираться эмуляторы. Этого будет достаточно для начала работы с RetroArch.

С выбором самих эмуляторов у вас также не должно возникнуть проблем, если вы будете использовать именно те, что указаны ранее, то получите наилучшую совместимость с играми. Кроме этого можете изучить и другие эмуляторы, доступные на Linux. Вместе с RetroArch вы получите возможность запускать несчётное количество игр.

Нет похожих записей


Статья распространяется под лицензией Creative Commons ShareAlike 4.0 при копировании материала ссылка на источник обязательна.

RetroArch — это универсальная оболочка для десятков различных эмуляторов ретроконсолей, компьютеров и аркадных автоматов. В противовес отдельным эмуляторам для каждой платформы с разными настройками и интерфейсом RetroArch предлагает единую библиотеку игр с удобной навигацией и сортировкой.

Это означает, что больше не нужно переключаться между приложениями и думать, какое из них подходит для той или иной платформы, — достаточно выбрать игру, и она сразу же запустится. В коллекции прекрасно уживаются любимые тайтлы с Sega Mega Drive, PlayStation, Super Nintendo, Game Boy Advance и многих других консолей.

При этом RetroArch поддерживает практически любые геймпады, отображает обложки и скриншоты игр, а также позволяет создавать плейлисты, улучшает картинку и умеет ещё уйму других полезных вещей. Всё это настраивается до мелочей и работает на смартфонах, планшетах, компьютерах, ТВ‑боксах, одноплатных ПК и игровых консолях.

Как настроить RetroArch

Установка

RetroArch доступен для Windows, macOS, Linux — причём не только для актуальных версий, но и для тех, которые уже не поддерживаются даже производителями. Например, Windows 95 или Mac OS X на PowerPC. Оболочка работает на Android, iOS и большом количестве игровых приставок — от PlayStation 2 до Nintendo Switch.

Для установки перейдите на официальный сайт по этой ссылке и скачайте инсталляционный файл для своего устройства. После загрузки запустите установщик и следуйте подсказкам мастера. По окончании процесса запустите RetroArch из меню приложений.

Смена языка

По умолчанию используется язык системы, но обычно включается английский. При желании можно сменить его на русский, но имейте в виду, что локализация не идеальна, к тому же некоторые пункты не переведены.

Для смены языка перейдите в меню Settings → User → Language и выберите нужный пункт в списке. Мы рекомендуем использовать английский и будем приводить английские названия разделов меню. Если всё же хочется русский — выполните все настройки, а затем переключитесь.

Настройка геймпада

Игровые контроллеры определяются автоматически. Достаточно подключить геймпад к устройству, и он сразу заработает в RetroArch. Поддерживаются самые разнообразные контроллеры, включая Dualshock 4 и Xbox One S Controller, а также проводные и беспроводные геймпады сторонних производителей.

Настройка контроллера сводится к назначению горячих клавиш для вызова меню. Для этого откройте Settings → Input → Hotkey Binds → Menu Toggle Gamepad Combo и выберите комбинацию кнопок из списка. По умолчанию используется L3 + R3, но, если у вас геймпад без аналоговых стиков, например от Super Nintendo, удобнее использовать L1 + R1 + Select + Start.

Ещё здесь можно задать сочетания для быстрого сохранения и загрузки, а также перемотки времени.

Настройка интерфейса

По умолчанию в RetroArch используется графический интерфейс XMB, хорошо знакомый владельцам PlayStation 3. Он очень удобен для навигации с геймпада. Однако, кроме него, также доступны несколько других вариантов как для десктопов, так и для портативных устройств. Для переключения зайдите в Settings → Drivers → Menu и выберите подходящий.

Также можно изменить вид иконок и шрифта в меню. Делается это в разделе Settings → User Interface → Appearance → Menu Icon Theme. Более того, доступны ещё различные анимации меню и цветовые схемы — за них отвечают пункты Menu Shader Pipeline и Menu Color Theme соответственно.

Загрузка эмуляторов

Изначально в RetroArch нет ни одного эмулятора. Они загружаются в виде модулей‑ядер для каждой консоли. При этом для одной и той же платформы может быть несколько ядер (при запуске игры просто нужно будет выбрать, какое использовать).

Желательно обновить базы данных до установки эмуляторов, чтобы загрузить самые актуальные версии. Для этого откройте Main Menu → Online Updater и выберите Update Core Info Files, а затем Update Databases.

Теперь перейдите в Core Updater и установите ядра для эмуляторов тех приставок, в игры с которых хотите поиграть. Ищите название консоли в списке, выбирайте один из эмуляторов и нажимайте кнопку подтверждения. Для одной системы можно установить сразу несколько эмуляторов: если в каком‑то проявятся ошибки, достаточно будет переключиться на другой.

Добавление игр

Чтобы поиграть в игру понадобится ROM‑файл — копия картриджа, которая будет запускаться в эмуляторе. Их легко можно найти в интернете по запросу « ромы название консоли» , однако легальным использование rom‑файлов считается только при наличии оригинального картриджа с игрой.

Ромы в RetroArch добавляются при сканировании папок, поэтому сразу удобно указать начальную директорию, где хранятся все rom‑файлы. Для этого перейдите в Settings → Directory → File Browser, а затем найдите нужную папку и выберите Use this directory.

Вернитесь в главное меню и в разделе Import content выберите Scan directory. Теперь поочерёдно открывайте папки с ромами и нажимайте Scan This Directory. В зависимости от количества игр на сканирование уйдёт от нескольких секунд до нескольких минут или даже больше. По завершении процесса в главном меню появятся новые иконки с разделами для каждой добавленной консоли.

Включение обложек

Значки, стилизованные под геймпады и картриджи приставок выглядят неплохо, но гораздо приятнее, когда для каждой игры отображается обложка. Чтобы настроить это, перейдите в Main Menu → Online Updater → Playlist Thumbnails Updater и поочерёдно нажмите на название каждой консоли в списке.

Дополнительно можно включить отображение скриншотов или главных экранов слева от списка игр. Для этого откройте Settings → User Interface → Appearance → Left Thumbnails и выберите Screenshots или Title Screen.

Имейте в виду, что обложки появятся только для официальных релизов игр, которые есть в базах данных RetroArch. Переведённые версии и всевозможные хаки так и останутся без картинок.

Добавление достижений

Сохранение настроек

По умолчанию RetroArch сохраняет все настройки при выходе. При неожиданном или принудительном завершении работы приложения внесённые изменения будут утрачены. Поэтому для сохранения закройте и снова откройте RetroArch или перейдите в Main menu → Configuration file и нажмите Save Current Configuration.

Как пользоваться RetroArch

Запуск игр

Чтобы поиграть, перейдите в раздел нужной платформы, найдите игру, откройте её и нажмите Run. В первый раз придётся также указать ядро для запуска — потом оно будет выбираться автоматически.

Для выхода из игры откройте быстрое меню сочетанием клавиш, которое назначили ранее, и нажмите Close content. Здесь же можно перезапустить игру, сохраниться или изменить различные настройки эмулятора.

Избранное

Если в библиотеке очень много игр, искать нужную будет довольно утомительно. Упростить задачу можно, добавив любимые тайтлы в избранное. Для этого откройте игру и нажмите Add to Favorites. Все добавленные появятся в главном меню в разделе со звёздочкой — там будут собраны все игры, независимо от платформы.

История

Ещё один способ быстрого запуска — меню History, в котором также отображаются последние открытые игры со всех консолей. Этот вариант удобен для тайтлов, которые находятся в процессе прохождения.

Сохранения

На оригинальных консолях сохранения были настоящей роскошью. В эмуляторах же можно сохраняться в любое время и в любом месте. Для этого нужно открыть быстрое меню в игре и выбрать Save State. Для загрузки, соответственно, используется опция Load State.

Для удобства можно настроить автоматическое сохранение и загрузку при выходе и запуске игры. Для этого перейдите в Setting → Saving и включите тумблеры Auto Save State и Auto Load State.

Улучшение графики

Для включения шейдеров запустите игру и откройте быстрое меню. Перейдите в пункт Shaders и включите тумблер Video Shaders. Откройте Shaders Preset, выберите один из многочисленных фильтров, вернитесь в меню и нажмите Resume.

Например, вот так выглядит оригинальная картинка в сравнении с шейдером crt_pi, имитирующим кинескоп ЭЛТ‑телевизора (папка shaders_glsl → crt → crt_pi.glslp). Слева фильтр включен, справа — нет.

Выбранный пресет можно использовать в других играх и эмуляторах. Для этого в меню Shaders нужно выбрать Save, а затем Save Core Preset — для всех игр текущей консоли или Save Global Preset — для всех эмуляторов вообще.

Joined Jan 17, 2013 Messages 10,733 Trophies 1 XP 12,637 Country

RetroArch is a multi-system frontend which allows you to run many different emulators and other programs ("cores") through a unified interface. There are currently more than 50 different systems supported on the Switch by @m4xw (and many others), along with RetroArch features such as XMB and a whole new menu UI called Ozone by @natinusala . While far from complete, the Switch port is constantly growing as features and cores are added.

    Using an SD formatted as exFat is NOT officially supported.
    If you are using RetroArch on Switch, FAT32 is the recommended and only way supported officially by the team.
    Any questions related to exFat or file corruption might be ignored.

    If you are using a configuration from back when this was RetroNX, delete your retroarch.cfg inside the /retroarch/ folder!
    Always do this when you update your RetroArch cores/build

  1. Grab the latest nightly here - simply download the RetroArch.7z with the most recent date. Unzip it.
  2. Extract its contents and just drag and drop "retroarch" and the "switch" folder onto the root of the SD card.
  3. Open Hbmenu, and start RetroArch.
  1. You can update your cores from the RetroArch Switch itself from Online Updater feature.
    Your mileage may vary.

If the menu icons are not loaded when you start RetroArch, you're missing the assets package. Navigate the menu and go to "Online Updater" and select "Download Assets". Otherwise, download the assets here and extract it to sd:/retroarch/assets. The next time you open RetroArch, all should be well.

The default directory for the XMB assets is sd:/retroarch/assets, you can change it to any other path you like under Settings > Directory.

One of the toughest parts involved in getting the best RetroArch has to offer is setting up the "playlist" files (.lpl) which allow you to make put preset games into an easily-accessible place in the GUI, rather than having to go through the filebrowser and reload cores.

These files are stored in the "playlist" folder. Like most other paths, you can set your own in Retroarch under Settings > Directory.

You can generate your list using Online Updater, though this is prone to fail if you have a large number of games. The PC build of Retroarch can generate lists and the format is compatible with the Switch; or alternatively you can use RetroArch Playlist Buddy to generate your playlists and thumbnails.

Here's how to set up Playlist Buddy:
View attachment 96632

In this example playlists and thumbnails will be stored in /retroarch/cores
To make the process painless always prefer NO-INTRO rom sets as they have a standard naming convention. It helps the program match your roms with the images in Retroarch database.

tuto_ra_thumb_pl-png.146024

The process is the same as the other cores BUT you need MAME 078.dat or FB Alpha.dat. The difference is that Arcade/SNK games CAN'T be renamed, so you'll get something like "ashpft" "chopflt". etc as your game name in the list. To avoid that we use .dat files.

If you are using RetroArch Playlist Buddy just check the "Search XML DAT specified below for titles rather than ROM filenames" box, and type the path to your .dat in the text box.


The cores listed below are known to work well on Switch. There may be other experimental cores not listed here, but they are not recommended for most users.

Amstrad Cores
Amstrad - CPC (Caprice32)
Amstrad - CPC (CrocoDS)

Atari Cores
Atari - 2600 (Stella / Stella2014)
Atari - 7800 (ProSystem)
Atari - Lynx (Beetle Handy)
Atari - Jaguar (Virtual Jaguar)

Commodore Cores
Commodore C64/C128/VIC20/PET/PLUS4/ CBM-5x0/6x0/7x0 /SID (VICE)

Game Cores
2048 (2048)
Bomberman (MrBoom)
Cave Story (NXEngine)
Dinothawr
Doom & Doom 2 (PrBoom)
Doom 3 (boom3)
Flashback (Reminiscence)
Game & Watch (GW)
OutRun (Cannonball)
Quake (TyrQuake)
Quake 2 (VitaQuake2)
Quake 3 (VitaQuake3)
Rick Dangerous (XRick)
Star Trek: Voyager (VitaVoyager)
Tomb Raider (OpenLara)

Multi System Cores
Arcade (MAME 2000)
Arcade (MAME 2003)
Arcade (MAME 2003 Plus)
Arcade (FBNeo)

Misc Cores
3DO Company - 3DO (4DO)
Amiga (P-UAE)
Bandai - WonderSwan/Color (Beetle WonderSwan [Cygne])
DOS (DOSBox SVN)
Game Music Library (GME)
GCE - Vectrex (vecx)
Magnavox - Odyssey2 / Phillips Videopac+ (O2EM)
Mattel - Intellivision (FreeINTV)
Microsoft - MSX (fMSX)
MP3 Karaoke Music Player (Pocket CDG)
NeoGeo CD (NeoCD)
Palm OS (Mu)
RPG Maker 2000/2003 (EasyRPG)
Sharp X68000 (PX68k)
ScummVM
Sinclair - ZX 81 (81/EightyOne)
SNK - Neo Geo Pocket / Color (Beetle Neo Geo Pocket [NGP])
Thomson - TO8D (Theodore)
Uzebox (Uzem)
ZX Spectrum (Fuse)

Nintendo Cores
Nintendo - Nintendo DS (DeSmuME)
Nintendo - Nintendo DS (MelonDS)
Nintendo - Nintendo 3DS (Citra)
Nintendo - Game Boy / Color (Gambatte)
Nintendo - Game Boy / Color (GearBoy)
Nintendo - Game Boy / Color (SameBoy)
Nintendo - Game Boy / Color (TGB Dual)
Nintendo - Game Boy Advance (mGBA)
Nintendo - Game Boy Advance (VBA Next)
Nintendo - NES / Famicom (FCEUmm)
Nintendo - NES / Famicom (Mesen)
Nintendo - NES / Famicom (Nestopia UE)
Nintendo - NES / Famicom (QuickNES)
Nintendo - Nintendo 64 (Mupen64 Plus)
Nintendo - Nintendo 64 (Mupen64 Plus Next)
Nintendo - Pokemon Mini (PokeMini)
Nintendo - SNES / Super Famicom (BSNES HD)
Nintendo - SNES / Super Famicom (Snes9x 2010)
Nintendo - SNES / Super Famicom (Snes9x)
Nintendo - Virtual Boy (Beetle VB)

NEC Cores
NEC - PC-98 (Neko Project II Kai)
NEC - PC Engine / CD (Beetle PCE FAST)
NEC - PC Engine SuperGrafx (Beetle SGX)

Sega Cores
Sega - Dreamcast (Flycast)
Sega - MS/GG (GearSystem)
Sega - MS/GG/MD/CD (Genesis Plus GX)
Sega - MS/GG/MD/32X (PicoDrive)
Sega - Saturn (Yabause)

Sony Cores
Sony - PlayStation (Beetle PSX)
Sony - PlayStation (PCSX ReARMed)
Sony - PlayStation Portable (PPSSPP)

  • Please read the "Setting up XMB" section above.

First, check out the compatibility list above. If the core you want isn't in there, consider the actual console and the technical details. Consoles from the late 90s and beyond (N64, PSX, Saturn, Gamecube/Wii, etc.) are complex enough that the emulation code isn't fast enough on Switch to be playable. These cores are mostly written with the PC in mind, and when faced with an unusual platform like the Switch they fall back on slow methods of emulation, like interpreted CPUs. Getting acceptable framerates on the Switch requires extensive modification to the cores so that they can use faster emulation methods, such as dynarecs.

If your desired core is older (fourth gen and earlier, or an older home computer) feel free to ask about its status! More often than not, the core is more obscure and we just haven't gotten around to adding it.

Glad you asked! The N64 is one of the aforementioned difficult cores that are actively being worked on. There are a couple of bounties to update the main Mupen64 Plus core from RetroArch, and another to work on the recently released 64-bit ARM dynarec for Mupen64 Plus (and Parallel), which can now be tested out through the nightly downloads! A dynamic recompiler (dynarec) allows instructions to be translated ahead of time from the N64's native MIPS architecture to the native format of whatever platform is doing the emulation. This eliminates a lot of emulation overhead and makes for significantly faster emulation.

You can check the current and most up-to-date build in the Disclaimer section of this very post.
If you want to see full-speed N64 emulation on the Switch, why not throw in a few dollars to show your support?


Гайд по настройке и запуску NES (Dendy/Famicom) и Sega (Mega Drive/Genesis) в RetroArch Всем доброго времени суток. В данном гайде хотелось бы объяснить и показать основную настройку программы для игры в NES (Dendy/Famicom) и Sega (Mega Drive/Genesis) (далее просто NES и Sega). Я выбрал эти две консоли, так как они были распространены и всеми любимы игроками в 90-х.


1


1


2


1


1


1


1,987 уникальных посетителей
120 добавили в избранное








Run-ahead и настройки для снижения инпут лага в играх







Хочу уточнить, что настройки делаются именно под ядра Mesen и Genesis Plus GX, и работа других ядер с такими параметрами не гарантируется.

Итак, после скачивания программы в стиме, и запуска, вы увидели главное меню.
Если геймпад подключен к компьютеру, то он должен сразу определиться и должно установиться управление по умолчанию.

Управление на клавиатуре – Стрелками выбираем раздел, Enter – подтверждаем, Backspace – назад. Если на геймпаде – D-падом выбираем раздел, А – подтверждаем, B – назад. (Ну тут зависит от геймпада, но в целом должно быть примерно так) Пока нам этого достаточно.

Я начинал использование программы с тогда еще актуальной версии 1.7.7, в ней был совсем другой интерфейс. Чтобы поменять интерфейс на старый, то заходим в Настройки-Драйверы-Меню. Здесь вместо ozone выбираем xmb. После этого перезапускаем программу и видим старый интерфейс.
Так как мне удобней использовать его, то все настройки будем делать в данном интерфейсе. Кто предпочитает новый, можете использовать его. По количеству функций и меню он идентичен, просто имеет другой вид.

Если вам мешают вкладки Изображения, Музыка, Видео в главном меню, то их можно убрать. Для этого переходим в Настройки-Интерфейс пользователя-Видимые элементы меню. Здесь убираем ненужные нам элементы. Например я также скрыл Обзор, Избранное и Сетевая игра. После чего перезапускаем программу. В итоге лишние вкладки уберутся и не будут нам мешать.

Итак, после общей настройки переходим к установке ядер. Если зайти в Загрузить ядро, то там не будет ядер эмуляторов. Почему их нет? Во-первых, из за прав с лицензиями, многие ядра изначально недоступны, и так их не скачать (в отличии от нестимовской версии). Во-вторых, все дело в том, что ядра нужно устанавливать отдельно, так как при установке программы они сразу не ставятся. В общем закрываем программу.
Переходим на страницу программы и видим подзаголовок "Контент для этой игры". Нажимаем "Просмотреть все" и видим (10) пунктов. Это и есть наши ядра.
Нас интересует NES и Sega.
В данном списке нажимаем на Mesen (ядро NES). Откроется новая страница, где жмем кнопку загрузить. Сразу же откроется программа и загрузится ядро. После чего можете закрыть программу и таким же образом загрузить Genesis Plus GX (ядро Sega). (Программа опять запустится и загрузится ядро). После этого еще раз перезапускаем программу и переходим в пункт Загрузить ядро. Мы увидим, что появились 2 ядра. Отлично, ядра установлены.
Без запуска игры нельзя настроить ядро, так что запускаем любую игру и приступаем к настройке. Чтобы из игры выйти в Главное меню программы, нажмите на клавиатуре F1. На геймпаде за это отвечает комбинация горячих клавиш, которые можно настроить, войдя в Настройки-Ввод-Горячие клавиши-Комбинация для вызова меню. Здесь выбираете удобную для вас комбинацию.
Например, на моих геймпадах Logitech F310 и Speedlink TORID по дефолту главное меню вызывается большой кнопкой посередине.

Начнем с NES. После запуска игры переходим в Главное меню-Быстрое меню-Опции. Здесь мы будем настраивать ядро.

Из всего перечня опций я обычно меняю всего несколько параметров.

Top и Botton Overscan – ставим по 8px. Это что то вроде обрезки по краям, где может быть различный мусор от спрайтов и тд. Обычно в NES за основу берется по 8 пикселей сверху и снизу.

Controller Turbo Speed – Скорость нажатий турбо. Обычно я ставлю Very Fast, но тут ставьте на свое усмотрение. В некоторых играх турбо может некорректно работать при высоких значениях. Например, в Snake Rattle 'n' Roll, «турбо язык» не будет работать при значениях выше Normal.

Если честно, в ядре Genesis Plus GX я никогда не трогаю никаких настроек. Оставляю все по дефолту. Хотя возможно у вас есть какие-нибудь предпочтения по настройкам.

После запуска игры вы обнаруживаете, что возможно графика в игре не особо вам нравится, то есть все пиксельное. Возможно, для NES кому-то пиксельная графика даже нравится больше, и они предпочитают с ней играть. Но на Sega это выглядит уже совсем не комильфо. В общем, я предлагаю вам немного подтянуть картинку, чтобы на экране все смотрелось более красиво и приятно глазу. В этом нам помогут шейдеры, которые позволяют сгладить картинку и повысить четкость изображения.

Сразу говорю, что это дело вкуса, и каждый для себя решает, будет ли он играть с каким-то определенным шейдером или без.

  • shaders_cg – только видеодрайвер d3d может использовать эти шейдеры, но некоторые ядра плохо работают с d3d, так что имейте ввиду;
  • shaders_glsl – видеодрайвер gl может использовать эти шейдеры, а также видеодрайвер gl поддерживает шейдеры из папки shaders_cg, считается самым востребованным вариантом;
  • shaders_slang – только видеодрайвер vulkan может использовать эти шейдеры, но не все ядра поддерживают его.

Сравнение:
DuckTales 2
Без шейдера:

С шейдером 4xBRZ:

Kyatto Ninden Teyandee
Без шейдера:

С шейдером 4xBRZ:

Sonic the Hedgehog
Без шейдера:

С шейдером 4xBRZ:

Comix Zone
Без шейдера:

С шейдером 4xBRZ:

После выбора шейдера необходимо его сохранить, чтобы после запуска другой игры он автоматически применялся. Тут есть несколько вариантов – либо вы можете сохранить его только для данного ядра, например чтобы в NES был шейдер, а на Sega был другой шейдер или его не было вовсе или наоборот, чтобы на NES были пиксели, а на Sega была гладкая картинка. Или вообще сохранить его как глобальный шейдер, чтобы он применялся ко всем ядрам.

  • Сохранить глобальный пресет - отвечает за сохранение глобального шейдера, то есть будет применен ко всем ядрам;
  • Сохранить пресет для ядра - отвечает за сохранение шейдера для какого-то определенного ядра. В данном случае будет сохранен для запущенного ядра.

P.S. Извиняюсь за многократное повторение слова шейдер в данном пункте)

Run-ahead и настройки для снижения инпут лага в играх

Короче говоря, данная надстройка позволит сократить инпут лаг, чтобы с комфортом можно было играть в любимые игры. Итак, приступим к настройке. Перво-наперво можно запустить любую игру (желательно на NES), где вы больше всего ощущаете тяжесть в управлении, например, я запущу Battletoads. После запуска можете немного побегать по локации, чтобы примерно понять, как сейчас играется без настроек.

  • Включаем Жесткая синхронизация GPU,
  • Режим опроса выставляем на Ранний,
  • Включаем ту самую опцию Run-ahead, которая тут называется Обгон для уменьшения задержки. Когда ее включите, появится еще 2 опции
  • Количество кадров для обгона – должно стоять 1. Больше кадров не советую ставить, так как этого достаточно.
  • Использовать второй инстанс для обгона. Вот с этой опцией не все так однозначно. Вроде как она устраняет проблемы со звуком во время сохранений. Но честно, при сохранении и загрузке я не замечал проблем со звуком. А стоит включить эту опцию, то например, на ядре Genesis Plus GX (Sega) возникают какие-то дикие фризы в некоторых играх. В общем, я выключаю данную опцию.

Но с включением этой опцией и данных настроек вы сразу заметите, что управлять персонажем стало в разы приятней и отзывчивее, чем было до этого.

В программе есть возможность самому отматывать свой игровой процесс в случае смерти, неправильного действия и тд. Лучше всего данная опция работает с выключенным Run-ahead, то есть Обгона для уменьшения задержки (см. предыдущий пункт). Но и с включенной опцией она работает, просто при реверсе будет не такая плавность.

Как это работает показано на данном видео:

Как ее включить? Переходим в меню Настройки-Частота кадров-Обратная перемотка-Поддержка перемотки. Включаем данную опцию.

Появляется несколько новых опций. Здесь можно установить Кадры перемотки. Чем больше значение, тем быстрее она будет. Советую поставить в районе 1-5 кадров. Остальные значения не трогаем.

Теперь чтобы активировать перемотку, необходимо воспользоваться горячей клавишей. По умолчанию на клавиатуре это клавиша R. Чтобы ее переназначить или сделать ее на геймпаде, переходим в Настройки-Ввод-Горячие клавиши. Здесь ищем пункт Обратная перемотка. Вместо клавиши по умолчанию можете назначить кнопку, которая будет вам удобна.

Готово. Теперь нажимая клавишу перемотки, вы будете отматывать игровой процесс назад.

Данная опция позволяет разогнать процессор ядра, что убирает лаги в играх, которые тормозили на реальном железе (и на эмуляторе тоже). Чтобы продемонстрировать, как это работает, я выбрал пару известных игр для NES и Sega, где есть небольшие проблемы с производительностью:

Contra Force:
До оверлока - 0:00-0:20, после оверлока - 0:25-0:41:

Запускаем интересующую нас игру на NES, где есть какие-нибудь проблемы с производительностью, и переходим в Главное меню-Быстрое меню-Опции. Здесь мы уже были, когда настраивали само ядро.

Здесь мы видим 2 строчки – Overlock и Overlock Type.

Overlock – здесь мы выбираем приоритет разгона. Чем выше, тем сильнее будет разгон. Но и чем выше данная опция, тем сильнее она будет требовательна к железу. Все зависит от игры, которую мы будем разгонять, но в целом приоритета Medium хватит для большинства игр.

Overlock Type – Здесь выбирается тип разгона. По умолчанию стоит Before NMI. Если честно, сам до конца не понимаю механику работы разгона и что делают разные типы. Какие то игры работают только с Before NMI, какие то с After NMI, но в целом 95% игр хорошо работают с Before NMI. В виде исключения, например Contra Force будет работать только с After NMI, так как 3 уровень на разгоне Before NMI будет непроходим.

Обобщая вышесказанное, рекомендуется выставлять приоритет Medium и тип разгона Before NMI для большинства игр.

Разгон на Sega происходит немного проще. Запускаем интересующую нас игру на Sega, где есть какие-нибудь проблемы с производительностью, и переходим в Главное меню-Быстрое меню-Опции. Здесь мы уже были, когда настраивали само ядро.
Далее переходим в пункт Emulation Hacks.

Здесь видим несколько пунктов. Находим строчку CPU Speed. Как и написано в опции, разгон может вызывать глитчи и артефакты в играх.

Здесь просто выбираются проценты разгона – 100% это без разгона, то есть реальная скорость. В зависимости от игры выставляем нужный нам процент от 100 до 200. Например для Road Rash 3 я выставлял значение 200%, а для Zero Tolerance – 150-175%. В принципе, ничего сложного.

  • Режим хардкора – Если вы будете играть с достижениями, то данный режим отключает все сохранения, паузу, перемотку и тд. Разрешена только перемотка вперед. Но при этом удваивает полученные очки за достижения. В общем, как в старые времена, все по хардкору.
  • Списки лидеров – В некоторых играх присутствует так называемый список лидеров для определенного сегмента или всей игры. Например кто быстрее пройдет определенный уровень или получит жизней за всю игру. Особо не влияет на рейтинг.
  • Расширенный статус – В вашем профиле на сайте будет написано, какая игра была запущенной последней и на каком вы уровне были, сколько жизней у вас осталось и тд. (не все игры поддерживают данные об уровнях, кол-ве жизней и др).
  • Значки достижений – Ну тут все понятно, просматривая список достижений игры, вы будете также видеть их иконки.
  • Звук разблокировки – После получения достижения вы не только увидите, что получили достижение, но и услышите звук разблокировки, такой же как при получении достижения на Xbox.
  • Подробный режим – Показывает дополнительную информацию. Например, когда вы запустите правильную игру (объясню ниже) с достижениями, то благодаря этому, будет написано, что вы успешно подключились к сайту Retroachievements и покажет количество достижений.
  • Автоматический скриншот – После получения достижения, будет сделан скриншот, который сохраниться в папке программы по пути Steam\steamapps\common\RetroArch\screenshots.
  • Начать активный сеанс – Запускает игру со всеми ранее открытыми достижениями. Удобная фича для ачивмекеров.

Теперь запускаем программу и зайдя в Загрузить ядро, мы увидим скачанное ядро.

Единственный минус состоит в том, что добавленные таким способом ядра не будут сами обновляться. Их придется обновлять вручную, скачивая ядро по ссылке и заменяя его в директории программы.

Как то так. В целом постарался рассказать об основных фичах данной программы. Я даже сам не ожидал, что гайд получится настолько объемным. Возможно где то есть неточности или присутствуют какие-то ошибки, но так как это мой первый гайд в стиме, то пожалуйста сильно не бейте :3.

А на этом все. Если будут какие-нибудь вопросы, задавайте в комментариях, постараюсь ответить и помочь. Всем удачи!

Читайте также: