Ошибки при составлении рабочей программы

Обновлено: 06.07.2024

Итоги первого этапа апробации примерной программы воспитания позволили выявить затруднения, которые испытывают педагоги при написании текста своей рабочей программы. Остановимся на типичных затруднениях.

1. К сожалению, в ходе апробации появлялись рабочие программы, в которых описанные особенности школы никак не были связаны с сформулированными в рабочей программе задачами, а те, в свою очередь, с содержанием реальной воспитательной деятельности, которой занимаются педагоги школы.

2. Препятствием для работы школ по разработке программ воспитания стала необходимость их участия (в связи с распоряжениями региональных и муниципальных органов управления образованием) в мероприятиях сторонних ведомств – например, ГИБДД, МЧС и т.п. И как следствие, для некоторого числа школ проблемой оказалось нехватка времени, отведенного на разработку программ воспитания.

3. Иногда школы, привыкшие за последние годы разрабатывать большие документы, старались добавлять в свои программы больше текста, даже, если в этом не было никакой необходимости. Иногда это были тексты «прошлых» программ или материалы, которые школы готовили к каким-то конкурсам и т.д.

4. Встречалась проблема неуместного наукообразия стиля школьной программы воспитания. Из-за чего программы становились похожими не на описание направлений, способов и форм предстоящей работы с детьми, а на неудавшиеся научные статьи. Бывало, что они не отражали реальной работы школы.

5. Трудностью для педагогов оказалось соотнесение заявленных в основной части программы направлений, форм и содержания деятельности школы и конкретизация их в своих планах воспитательной работы. Программа воспитания и план воспитательной работы одной и той же школы оказывались документами «про разное».

6. Педагогам оказалось сложно соотнести задачи воспитания, которые заявляет школа в своей программе с содержанием воспитательной деятельности, которую она описывает в разделе «Виды, формы и содержание деятельности».

7. Кроме того, для педагогов оказалось сложным так описать содержание деятельности в рамках добавляемых ими новых модулей программы, чтобы можно было увидеть воспитательный потенциал реализуемых дел и мероприятий, а также соответствие проводимых мероприятий возрастным особенностям школьников.

8. Анализ показал, что большинство школ включили в свою рабочую программу воспитания все предложенные вариативные модули, но описать содержание и специфику деятельности в каждом из них им удалось лишь частично. Это могло быть связано с установкой, что нужно обязательно все модули включить в свою программу. А это совсем не так.

9. Случалось и так, что школа не выделяла в собственной рабочей программе свой собственный вариативный модуль, хотя особенности школы, описанные в первом разделе, прямо указывали на такую возможность (к примеру, описаны школьные музеи в первом разделе программы, а далее в программе об этой деятельности речи не идет).

10. Как уже говорилось, иногда модули, добавляемые школами в программу, самостоятельно не соответствовали деятельностной логике построения программы.

11. Стереотип, связанный с тем, что воспитание дискретно и осуществляется по направлениям, оказался живуч в некоторых программах, где появлялись модули «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание» и т.д.

12. Анализ текстов программ позволил увидеть, что существует проблема непонимания педагогами воспитывающей сути таких педагогических феноменов как самоуправление, коллективное творческое дело, волонтерство, непонимание способов реализации воспитательного потенциала урока.

13. Более половины экспертов отмечали некорректное использование педагогами понятийного аппарата теории и методики воспитания при написании программы.

14. Эксперты столкнулись с тем, что описание инвариантных модулей «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Работа с родителями» и «Профориентация» носит формальный характер. Это при том, что эти виды деятельности педагога, может быть за исключением последнего, точно присутствуют в любой школе. То есть проблема заключается в том, чтобы помочь педагогам увидеть их воспитательный потенциал и научиться его использовать и описывать.




15. Иногда вместо характеристики направлений анализа воспитательного процесса в школе авторы школьных программ размещали в них результаты самого анализа. Это лишнее, т.к., во-первых, удлиняет текст программы, а во-вторых, - каждый год эти результаты устаревают, и школе придется постоянно обновлять этот раздел, следовательно, ежегодно переписывать программу. Это противоречит замыслу разработчиков о сокращении школьной документации.

В феврале 2021 года методистами РЦ Малкиной О.В., Косолаповой О.Н. и Долгих С.А. был проведен внешний аудит проектов рабочих программ воспитания всех ОО Отрадненского ТУ. Аудит проводился согласно структуре примерной программы воспитания. При разработке и написании ПВ рекомендовано не более 30 страниц.

Согласно структуре примерной программы воспитания ОО должны были четко опираться на ее разделы.

· Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

· Цели и задачи воспитания

· Виды, формы и содержание деятельности

· Основные направления самоанализа воспитательной работы

У всех ОО четко прописаны разделы как в примерной ПВ.

Каждая ОО должна была разместить свою ПВ (проект) на сайте школы в разделе «Воспитательная работа». Там же должны быть прикреплены документы, регламентирующих разработку и внедрение ПВ на официальном сайте раздел "Программа воспитания».

· Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р
<Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года>

· Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"

· Примерная программа воспитания

· Распоряжение МОНСО об утверждении «Дорожной карты» на 2020-2021год по разработке и внедрению в ОО Самарской области рабочей программы воспитания

· Распоряжение Отрадненского ТУ об утверждении «Дорожной карты» на 2020-2021год по разработке и внедрению в подведомственных ОО рабочей программы воспитания

· Приказ ОО о создании рабочей группы по разработке ПВ

· Памятка для педагогов

· Проект Программы воспитания НОО, ООО, СОО

· Проект Плана воспитательной работы школы на 2020-2021 уч. год

· Форма планов работы классного руководителя

Ну а теперь давайте подробнее остановимся на каждом разделе ВП.

Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.

В этом разделе ОО должна была описать особенности организации воспитания, связанные с расположением школы, ее статусом, контингентом учащихся, значимыми партнерами школы, важными для нее принципами и традициями.

У некоторых ОО информация прописана не полностью или совсем отсутствует. В положительный пример могу привести ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный и ГБОУ ООШ с. Вольная Солянка.

Рекомендации: прописать особенности организации воспитания и традиции школы, географическое расположение и партнеров ОО.

Цели и задачи воспитания должны соответствовать 3-м уровням общего образования.

На уровне начального образования приоритет - создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний.

На уровне основного образования приоритет - создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников.

На уровне среднего образования приоритет приобретение школьниками опыта осуществления социально значимых дел: в какие именно социально значимые дела школа считает важным вовлекать современного школьника, какой опыт он должен приобрести, что для этого в состоянии сделать школа, педагоги?

Задачи каждая ОО может корректировать в соответствии со своими особенностями и обучающихся. В целом все ОО правильно прописали этот раздел.

Рекомендации: просмотреть соответствие задач и прописанных модулей, чтобы в каждом модуле прослеживалась задача программы воспитания. Прописать, у кого не прописаны уровни ОО.

Виды, формы и содержание деятельности.

В этом разделе школы о писывают, каким образом организуется воспитательная работа. Описание систематизируется в рамках нескольких инвариантных и вариативных модулей.

Все школы включили в свою программу все 6 инвариантных модуля (обязательные) и те вариативные модули, которые помогут ей реализовать свой воспитательный потенциал . В рамках каждого модуля описываются используемые формы работы с детьми, распределенные (там, где это возможно) по уровням: индивидуальный, групповой, общешкольный, внешкольный.

Структура представленных Рабочих программ воспитания соответствует структуре Примерной программы воспитания.

В рамках каждого модуля, описываются используемые формы работы с детьми, но не во всех модулях, где возможно есть распределение по уровням: внешкольный, школьный, групповой, индивидуальный, есть данное распределения (хотя можно было взять из примерной программы воспитания!).

Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы.

Количество дополнительных (вариативных) модулей в программах воспитательной работы варьируется от 2-х до 5-ти.

Инвариантные (обязательные) модули :

 «Курсы внеурочной деятельности»,

 «Работа с родителями»,

• «Ключевые общешкольные дела»,

• «Детские общественные объединения»,

• «Экскурсии, экспедиции, походы»,

• «Организация предметно-эстетической среды»

Необходимо обозначить следующие замечания РПВ:

- Проекты Рабочих Программ воспитания не всегда располагаются в разделе «Воспитательная работа», что затрудняет поиск данной программы.

- Содержание и выбор модулей не всегда соответствует задачам, сформулированным в рабочих программах. Каждый из модулей должен быть ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствовать одному из направлений воспитательной работы школы, но не во всех школах это прослеживается

Основные направления самоанализа воспитательной работы. В этом разделе ОО должны были описать, каким образом школа осуществляет самоанализ воспитания в целях дальнейшей его корректировки.

Все проверенные ОО с этим пунктом справились.

Заключение. По итогам аудита хотелось бы отметить несколько школ, у которых нет замечаний по программе воспитания: ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Александровка и ГБОУ ООШ с. Вольная Солянка. Это единственные 2 школы, у которых уже прописаны планы воспитательной работы по уровням образования и модулям.

Общие рекомендации для всех ОО:

Пересмотреть ПВ и уменьшить количество листов до 30.

Проверить задачи, чтобы они совпадали с модулями. Чтобы не было лишних задач.

Проверить на сайте перечень документов, регламентирующих разработку и внедрение ПВ на официальном сайте раздел "Программа воспитания».

Презентация на тему: " Типичные ошибки при составлении рабочих программ Формальный подход. Составление информационно перегруженных программ, не соответствующих возрастным возможностям." — Транскрипт:

2 Типичные ошибки при составлении рабочих программ Формальный подход. Составление информационно перегруженных программ, не соответствующих возрастным возможностям младших школьников.

3 Большой объём аудиторной работы. Недостаточно конкретизированные планируемые воспитательные результаты или полное их отсутствие.

4 Планируемые воспитательные результаты не дифференцированы по уровням их достижения.

5 Структура рабочих программ внеурочной деятельности не соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности.

6 Не прослеживается содержательное отличие внеурочных занятий в зависимости от организационной формы (темы и содержание кружковой, клубной, факультативной, студийной работы и т.д. идентичны)

7 Предлагаемые формы контроля результатов не соответствуют возрастным возможностям и в большинстве случаев являются формами контроля учебных достижений (тестирование, олимпиады)

8 Отсутствуют способы диагностики развития личности воспитанника, уровня развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика.

9 Несовпадение заявленных форм и названий в учебном плане и в сетке часов (клуб или кружок «Доброе сердце»?, факультатив или кружок «10000 почему?», проектная деятельность или факультатив «Я – исследователь»?, мастерская «Игры с ролевым акцентом» или «Ролевые игры»?)

10 Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы: 1)занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):

11 - тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);

12 - комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);

13 - игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).

14 2) выездные занятия: - экскурсии, поездки; -походы(в том числе культпоходы); - экспедиции;

15 - практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях); - полевые практики.

16 Кружок Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности :

17 Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.

18 Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач.

19 2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.

20 3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

21 Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата.

22 Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях,концертах,фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

23 Клуб Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:

24 Отличительные признаки: – организация досуга детей: развитие коммуникативных умений; –

25 -развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.

26 Наличие: 1. Органов детского самоуправления.

27 2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба: коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба; поддержка традиций коллектива.

28 3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.

29 4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.

30 Возможные характеристики: 1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.

31 2. Условия приема в клуб. 3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.

32 Возможные подходы к классификации клубов а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).

33 б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб «Почемучек».

34 в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов.

35 Например, содержание деятельности в клубе «Казачок» включает: историю казачества, кубанский фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.

36 Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техники мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.

37 Студия Отличительные признаки: 1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).

38 2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.

39 3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

40 4. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

41 5.Высокое качество творческого «продукта» детей.

42 6. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.

43 Возможные подходы к классификации студий: а) Однопредметные (студия эстрадного танца); б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально- хоровая студия).

44 Мастерская Отличительные признаки: 1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).

45 2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.

46 3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.

47 4. Наличие собственного помещения – мастерской.

48 5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).

49 Школа Отличительные признаки: 1. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.

50 2. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.

51 3. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.

52 Наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).

53 Возможные подходы к классификации: а) профильные (школа юного модельера, например);

54 б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности, школа эти­кета, школа мужества);

55 в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов).

56 Ансамбль Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений(музыкальных, хореографических),выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.

57 Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.

58 Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально- инструментальный ансамбль.

59 Театр Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

60 Театр объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.

61 Секция Секция - детское объединений, имеющее спортивную специализацию. Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.

62 Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.

Типичные ошибки при составлении рабочей программы. Не учитываются цели и задачи Образовательной программы ОУ Недостаточно обосновывается необходимость их разработки Отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, результаты изучения предмета Не всегда предусматривается необходимый УМК.

Слайд 18 из презентации «Рабочая программа педагога как инструмент реализации ФГОС»

Разработка программ

краткое содержание других презентаций о разработке программ

«Рекомендации по составлению рабочих программ» - Краткие методические рекомендации для написания рабочей программы. Программы отдельных учебных предметов. Пояснительная записка. Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам. Заключительный раздел рабочей программы (методическая копилка учителя). Разработчик программы. Календарные сроки.

«Разработка раздела образовательной программы» - Разработка урока, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой учителем. Используемые образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся (с обоснованием). Список литературы. Контроль и коррекция результатов. Психолого - педагогическое обоснование. Пояснительная записка.

«Разработка образовательной программы» - Методические рекомендации по разработке раздела. Ожидаемые результаты освоения раздела программы. Критерии оценки разработки раздела образовательной программы (2012). Психолого-педагогическое обоснование. Необходимо четко различать понятия «технология», «метод». Общие требования. Анимация используется по мере необходимости, очень аккуратно.

«Требования к составлению рабочих программ» - Количество часов. Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников). Пояснительная записка. Титульный лист. Наименование темы. Литература и средства обучения. Приказ ОУ об утверждении рабочих программ. Календарно-тематический план. Требования к содержанию и оформлению рабочих программ. Содержание рабочей программы.

«Разработка программы обучения» - Создание системы воспитательных мероприятий. Составь задание партнеру. Написания образовательной программы. Технология. Введение. Комплекс «Перспектива». Системное освоение. Физическая культура. Цели оценочной деятельности. Иностранные языки. Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей).

«Разработка учебной программы» - Рекомендации по оценке устного ответа. Темы и элементы содержания обязательного минимума. Учебный план химико-биологического профиля. Основные подходы к построению учебной программы. Изменение роли учебной программы. Образовательные стандарты по каждому учебному предмету. Программа – единый норматив школьного образования.

Читайте также: