Основная управляющая программа компьютера которая постоянно находится в памяти

Обновлено: 05.07.2024

Это самая важная функция операционной системы, которая управляет основной памятью. Это помогает процессам перемещаться вперед и назад между основной памятью и исполнительным диском. Это помогает ОС отслеживать каждую область памяти, независимо от того, выделена она для какого-либо процесса или остается свободной.

Из этого руководства по операционной системе вы узнаете:

Зачем использовать управление памятью?

Вот причины использования управления памятью:

  • Это позволяет вам проверить, сколько памяти должно быть выделено процессам, которые решают, какой процессор должен получить память в какое время.
  • Отслеживает всякий раз, когда инвентарь становится свободным или нераспределенным. По нему будет обновляться статус.
  • Он выделяет пространство для подпрограмм приложения.
  • Также убедитесь, что эти приложения не мешают друг другу.
  • Помогает защитить разные процессы друг от друга
  • Он помещает программы в память, чтобы память использовалась в полной мере.

Методы управления памятью

Вот некоторые наиболее важные методы управления памятью:

Одно смежное распределение

Это самый простой метод управления памятью. В этом методе все типы памяти компьютера, за исключением небольшой части, зарезервированной для ОС, доступны для одного приложения. Например, операционная система MS-DOS выделяет память таким образом. Встроенная система также работает в одном приложении.

Разделенное Распределение

Он делит первичную память на различные разделы памяти, которые в основном являются смежными областями памяти. Каждый раздел хранит всю информацию для конкретной задачи или работы. Этот метод состоит из выделения раздела для задания при его запуске и нераспределения при его завершении.

Управление постраничной памятью

Этот метод делит основную память компьютера на блоки фиксированного размера, известные как фреймы страниц. Этот аппаратный блок управления памятью отображает страницы в кадры, которые должны быть распределены на основе страниц.

Управление сегментированной памятью

Сегменты нуждаются в аппаратной поддержке в виде таблицы сегментов. Он содержит физический адрес раздела в памяти, размер и другие данные, такие как биты защиты доступа и статус.

Что такое обмен?


Преимущества обмена

Вот основные преимущества / плюсы обмена:

  • Он предлагает более высокую степень мультипрограммирования.
  • Позволяет динамическое перемещение. Например, если используется привязка адреса во время выполнения, то процессы можно менять в разных местах. Иначе в случае привязки времени компиляции и загрузки процессы должны быть перемещены в одно и то же место.
  • Это помогает лучше использовать память.
  • Минимальная потеря процессорного времени при завершении, поэтому его можно легко применить к методу планирования на основе приоритетов для повышения его производительности.

Что такое распределение памяти?

Здесь основная память делится на два типа разделов

Распределение разделов

Ниже приведены различные схемы распределения разделов:

  • Первая подгонка: при этой подгонке выделяется раздел, который является первым достаточным блоком с начала основной памяти.
  • Best Fit: Распределяет процесс по разделу, который является первым наименьшим разделом среди свободных разделов.
  • Наихудшая подгонка: он распределяет процесс по разделу, который является самым большим достаточным свободно доступным разделом в основной памяти.
  • Следующая подгонка: в большинстве случаев она похожа на первую подгонку, но эта подгонка ищет первый достаточный раздел из последней точки размещения.

Что такое пейджинг?

Что такое фрагментация?

Процессы сохраняются и удаляются из памяти, что создает свободное место в памяти, которое слишком мало для использования другими процессами.

После этого процесс, который не может быть выделен для блоков памяти, поскольку его небольшой размер и блоки памяти всегда остаются неиспользованными, называется фрагментацией. Этот тип проблемы возникает во время системы динамического выделения памяти, когда свободных блоков достаточно мало, поэтому она не может выполнить любой запрос.

Два типа методов фрагментации:

  1. Внешняя фрагментация
  2. Внутренняя фрагментация
  • Внешнюю фрагментацию можно уменьшить, переставив содержимое памяти, чтобы разместить всю свободную память вместе в одном блоке.
  • Внутренняя фрагментация может быть уменьшена путем назначения наименьшего раздела, который все еще достаточно хорош для выполнения всего процесса.

Что такое сегментация?

Метод сегментации работает почти так же, как пейджинг. Единственное различие между ними состоит в том, что сегменты имеют переменную длину, тогда как в методе подкачки страницы всегда имеют фиксированный размер.

Программный сегмент включает в себя основную функцию программы, структуры данных, служебные функции и т. Д. ОС поддерживает таблицу сегментной карты для всех процессов. Он также включает в себя список свободных блоков памяти, а также его размер, номера сегментов и места в памяти в основной или виртуальной памяти.

Что такое динамическая загрузка?

Что такое динамическое связывание?

Главная задача компьютерной системы – выполнять программы. Программы вместе с данными, к которым они имеют доступ , в процессе выполнения должны (по крайней мере частично) находиться в оперативной памяти . Операционной системе приходится решать задачу распределения памяти между пользовательскими процессами и компонентами ОС. Эта деятельность называется управлением памятью. Таким образом, память ( storage , memory ) является важнейшим ресурсом, требующим тщательного управления. В недавнем прошлом память была самым дорогим ресурсом.

Часть ОС, которая отвечает за управление памятью , называется менеджером памяти.

Физическая организация памяти компьютера

Запоминающие устройства компьютера разделяют, как минимум, на два уровня: основную (главную, оперативную , физическую ) и вторичную (внешнюю) память.

Основная память представляет собой упорядоченный массив однобайтовых ячеек, каждая из которых имеет свой уникальный адрес (номер). Процессор извлекает команду из основной памяти , декодирует и выполняет ее. Для выполнения команды могут потребоваться обращения еще к нескольким ячейкам основной памяти . Обычно основная память изготавливается с применением полупроводниковых технологий и теряет свое содержимое при отключении питания.

Вторичную память (это главным образом диски) также можно рассматривать как одномерное линейное адресное пространство , состоящее из последовательности байтов. В отличие от оперативной памяти , она является энергонезависимой, имеет существенно большую емкость и используется в качестве расширения основной памяти .

Эту схему можно дополнить еще несколькими промежуточными уровнями, как показано на рис. 8.1. Разновидности памяти могут быть объединены в иерархию по убыванию времени доступа, возрастанию цены и увеличению емкости.

Многоуровневую схему используют следующим образом. Информация, которая находится в памяти верхнего уровня, обычно хранится также на уровнях с большими номерами. Если процессор не обнаруживает нужную информацию на i-м уровне, он начинает искать ее на следующих уровнях. Когда нужная информация найдена, она переносится в более быстрые уровни.

Локальность

Оказывается, при таком способе организации по мере снижения скорости доступа к уровню памяти снижается также и частота обращений к нему.

Ключевую роль здесь играет свойство реальных программ, в течение ограниченного отрезка времени способных работать с небольшим набором адресов памяти. Это эмпирически наблюдаемое свойство известно как принцип локальности или локализации обращений.

Свойство локальности (соседние в пространстве и времени объекты характеризуются похожими свойствами) присуще не только функционированию ОС, но и природе вообще. В случае ОС свойство локальности объяснимо, если учесть, как пишутся программы и как хранятся данные, то есть обычно в течение какого-то отрезка времени ограниченный фрагмент кода работает с ограниченным набором данных. Эту часть кода и данных удается разместить в памяти с быстрым доступом. В результате реальное время доступа к памяти определяется временем доступа к верхним уровням, что и обусловливает эффективность использования иерархической схемы. Надо сказать, что описываемая организация вычислительной системы во многом имитирует деятельность человеческого мозга при переработке информации. Действительно, решая конкретную проблему, человек работает с небольшим объемом информации, храня не относящиеся к делу сведения в своей памяти или во внешней памяти (например, в книгах).

Кэш процессора обычно является частью аппаратуры, поэтому менеджер памяти ОС занимается распределением информации главным образом в основной и внешней памяти компьютера. В некоторых схемах потоки между оперативной и внешней памятью регулируются программистом (см. например, далее оверлейные структуры ), однако это связано с затратами времени программиста, так что подобную деятельность стараются возложить на ОС.

Адреса в основной памяти , характеризующие реальное расположение данных в физической памяти , называются физическими адресами. Набор физических адресов, с которым работает программа, называют физическим адресным пространством .

Логическая память

Аппаратная организация памяти в виде линейного набора ячеек не соответствует представлениям программиста о том, как организовано хранение программ и данных. Большинство программ представляет собой набор модулей, созданных независимо друг от друга. Иногда все модули, входящие в состав процесса, располагаются в памяти один за другим, образуя линейное пространство адресов. Однако чаще модули помещаются в разные области памяти и используются по-разному.

Схема управления памятью, поддерживающая этот взгляд пользователя на то, как хранятся программы и данные, называется сегментацией. Сегмент – область памяти определенного назначения, внутри которой поддерживается линейная адресация. Сегменты содержат процедуры, массивы, стек или скалярные величины , но обычно не содержат информацию смешанного типа.

По-видимому, вначале сегменты памяти появились в связи с необходимостью обобществления процессами фрагментов программного кода (текстовый редактор, тригонометрические библиотеки и т. д.), без чего каждый процесс должен был хранить в своем адресном пространстве дублирующую информацию. Эти отдельные участки памяти, хранящие информацию, которую система отображает в память нескольких процессов, получили название сегментов . Память, таким образом, перестала быть линейной и превратилась в двумерную. Адрес состоит из двух компонентов: номер сегмента , смещение внутри сегмента . Далее оказалось удобным размещать в разных сегментах различные компоненты процесса (код программы, данные, стек и т. д.). Попутно выяснилось, что можно контролировать характер работы с конкретным сегментом , приписав ему атрибуты, например права доступа или типы операций, которые разрешается производить с данными, хранящимися в сегменте .


Рис. 8.2. Расположение сегментов процессов в памяти компьютера

Некоторые сегменты , описывающие адресное пространство процесса, показаны на рис. 8.2. Более подробная информация о типах сегментов имеется в лекции 10.

Большинство современных ОС поддерживают сегментную организацию памяти. В некоторых архитектурах (Intel, например) сегментация поддерживается оборудованием.

Адреса, к которым обращается процесс, таким образом, отличаются от адресов, реально существующих в оперативной памяти . В каждом конкретном случае используемые программой адреса могут быть представлены различными способами. Например, адреса в исходных текстах обычно символические. Компилятор связывает эти символические адреса с перемещаемыми адресами (такими, как n байт от начала модуля). Подобный адрес, сгенерированный программой, обычно называют логическим (в системах с виртуальной памятью он часто называется виртуальным) адресом. Совокупность всех логических адресов называется логическим (виртуальным) адресным пространством .

Связывание адресов

Итак логические и физические адресные пространства ни по организации, ни по размеру не соответствуют друг другу. Максимальный размер логического адресного пространства обычно определяется разрядностью процессора (например, 2 32 ) и в современных системах значительно превышает размер физического адресного пространства . Следовательно, процессор и ОС должны быть способны отобразить ссылки в коде программы в реальные физические адреса, соответствующие текущему расположению программы в основной памяти . Такое отображение адресов называют трансляцией (привязкой) адреса или связыванием адресов (см. рис. 8.3).

Связывание логического адреса, порожденного оператором программы, с физическим должно быть осуществлено до начала выполнения оператора или в момент его выполнения. Таким образом, привязка инструкций и данных к памяти в принципе может быть сделана на следующих шагах [Silberschatz, 2002].

2.1. Процессор.

Самый основной элемент компьютера, это, конечно, процессор. Давайте подробней его рассмотрим. Упрощённая структура процессора (рис. 4):


Рис. 4. Упрощённая структура процессора

Основные элементы процессора:

· Регистры – это специальные ячейки памяти, физически расположенные внутри процессора. В отличие от ОЗУ, где для обращения к данным требуется использовать шину адреса, к регистрам процессор может обращаться напрямую. Это существенно ускорят работу с данными.

· Арифметико-логическое устройство выполняет арифметические операции, такие как сложение, вычитание, а также логические операции.

· Блок управления определяет последовательность микрокоманд, выполняемых при обработке машинных кодов (команд).

· Тактовый генератор , или генератор тактовых импульсов, задаёт рабочую частоту процессора.

2.2. Режимы работы процессора.

Процессор архитектуры x86 может работать в одном из пяти режимов и переключаться между ними очень быстро:

1. Реальный (незащищенный) режим (real address mode) — режим, в котором работал процессор 8086. В современных процессорах этот режим поддерживается в основном для совместимости с древним программным обеспечением (DOS-программами).

2. Защищенный режим (protected mode) — режим, который впервые был реализован в 80286 процессоре. Все современные операционные системы (Windows, Linux и пр.) работают в защищенном режиме. Программы реального режима не могут функционировать в защищенном режиме.

3. Режим виртуального процессора 8086 (virtual-8086 mode, V86) — в этот режим можно перейти только из защищенного режима. Служит для обеспечения функционирования программ реального режима, причем дает возможность одновременной работы нескольких таких программ, что в реальном режиме невозможно. Режим V86 предоставляет аппаратные средства для формирования виртуальной машины, эмулирующей процессор8086. Виртуальная машина формируется программными средствами операционной системы. В Windows такая виртуальная машина называется VDM (Virtual DOS Machine — виртуальная машина DOS). VDM перехватывает и обрабатывает системные вызовы от работающих DOS-приложений.

4. Нереальный режим (unreal mode, он же big real mode) — аналогичен реальному режиму, только позволяет получать доступ ко всей физической памяти, что невозможно в реальном режиме.

5. Режим системного управления System Management Mode (SMM) используется в служебных и отладочных целях.

При загрузке компьютера процессор всегда находится в реальном режиме, в этом режиме работали первые операционные системы, например MS-DOS, однако современные операционные системы, такие как Windows и Linux переводят процессор в защищенный режим. Вам, наверное, интересно, что защищает процессор в защищенном режиме? В защищенном режиме процессор защищает выполняемые программы в памяти от взаимного влияния (умышленно или по ошибке) друг на друга, что легко может произойти в реальном режиме. Поэтому защищенный режим и назвали защищенным.

2.3. Регистры процессора (программная модель процессора).

Для понимания работы команд ассемблера необходимо четко представлять, как выполняется адресация данных, какие регистры процессора и как могут использоваться при выполнении инструкций. Рассмотрим базовую программную модель процессоров Intel 80386, в которую входят:

· 8 регистров общего назначения, служащих для хранения данных и указателей;

· регистры сегментов — они хранят 6 селекторов сегментов;

· регистр управления и контроля EFLAGS, который позволяет управлять состоянием выполнения программы и состоянием (на уровне приложения) процессора;

· регистр-указатель EIP выполняемой следующей инструкции процессора;

· система команд (инструкций) процессора;

· режимы адресации данных в командах процессора.

Начнем с описания базовых регистров процессора Intel 80386.

Базовые регистры процессора Intel 80386 являются основой для разработки программ и позволяют решать основные задачи по обработке данных. Все они показаны на рис. 5.


Рис. 5. Базовые регистры процессора Intel 80386

Среди базового набора регистров выделим отдельные группы и рассмотрим их назначение.

2.4. Регистры общего назначения.

Остальные четыре регистра – ESI (индекс источника), EDI (индекс приемника), ЕВР (указатель базы), ESP (указатель стека) – имеют более конкретное назначение и применяются для хранения всевозможных временных переменных. Регистры ESI и EDI необходимы в строковых операциях, ЕВР и ESP – при работе со стеком. Так же как и в случае с регистрами ЕАХ - EDX, младшие половины этих четырех регистров называются SI, DI, BP и SP соответственно, и в процессорах до 80386 только они и присутствовали.

2.5. Сегментные регистры.

При использовании сегментированных моделей памяти для формирования любого адреса нужны два числа – адрес начала сегмента и смещение искомого байта относительно этого начала (в бессегментной модели памяти flat адреса начал всех сегментов равны). Операционные системы (кроме DOS) могут размещать сегменты, с которыми работает программа пользователя, в разных местах памяти и даже временно записывать их на диск, если памяти не хватает. Так как сегменты способны оказаться где угодно, программа обращается к ним, применяя вместо настоящего адреса начала сегмента 16-битное число, называемое селектором. В процессорах Intel предусмотрено шесть 16-битных регистров - CS, DS, ES, FS, GS, SS , где хранятся селекторы. (Регистры FS и GS отсутствовали в 8086, но появились уже в 80286.) Это означает, что в любой момент можно изменить параметры, записанные в этих регистрах.

В отличие от DS, ES, GS, FS, которые называются регистрами сегментов данных, CS и SS отвечают за сегменты двух особенных типов – сегмент кода и сегмент стека. Первый содержит программу, исполняющуюся в данный момент, следовательно, запись нового селектора в этот регистр приводит к тому, что далее будет исполнена не следующая по тексту программы команда, а команда из кода, находящегося в другом сегменте, с тем же смещением. Смещение очередной выполняемой команды всегда хранится в специальном регистре EIP (указатель инструкции, 16-битная форма IP), запись в который так же приведет к тому, что далее будет исполнена какая-нибудь другая команда. На самом деле все команды передачи управления – перехода, условного перехода, цикла, вызова подпрограммы и т.п. – и осуществляют эту самую запись в CS и EIP.

2.6. Регистр флагов.

Еще один важный регистр, использующийся при выполнении большинства команд, - регистр флагов. Как и раньше, его младшие 16 бит, представлявшие собой весь этот регистр до процессора 80386, называются FLAGS. В EFLAGS каждый бит является флагом, то есть устанавливается в 1 при определенных условиях или установка его в 1 изменяет поведение процессора. Все флаги, расположенные в старшем слове регистра, имеют отношение к управлению защищенным режимом, поэтому здесь рассмотрен только регистр FLAGS (см. рис. 6):


Рис. 6. Регистр флагов FLAGS.

CF – флаг переноса. Устанавливается в 1, если результат предыдущей операции не уместился в приемнике и произошел перенос из старшего бита или если требуется заем (при вычитании), в противном случае – в 0. Например, после сложения слова 0 FFFFh и 1, если регистр, в который надо поместить результат, – слово, в него будет записано 0000 h и флаг CF = 1.

PF – флаг четности. Устанавливается в 1, если младший байт результата предыдущей команды содержит четное число битов, равных 1, и в 0, если нечетное. Это не то же самое, что делимость на два. Число делится на два без остатка, если его самый младший бит равен нулю, и не делится, когда он равен 1.

AF – флаг полупереноса или вспомогательного переноса. Устанавливается в 1, если в результате предыдущей операции произошел перенос (или заем) из третьего бита в четвертый. Этот флаг используется автоматически командами двоично-десятичной коррекции.

ZF – флаг нуля. Устанавливается в 1, если результат предыдущей команды – ноль.

SF – флаг знака. Он всегда равен старшему биту результата.

TF – флаг ловушки. Он был предусмотрен для работы отладчиков, не использующих защищенный режим. Установка его в 1 приводит к тому, что после выполнения каждой программной команды управление временно передается отладчику.

IF – флаг прерываний. Сброс этого флага в 0 приводит к тому, что процессор перестает обрабатывать прерывания от внешних устройств. Обычно его сбрасывают на короткое время для выполнения критических участков кода.

DF – флаг направления. Он контролирует поведение команд обработки строк: когда он установлен в 1, строки обрабатываются в сторону уменьшения адресов, когда DF =0 – наоборот.

OF – флаг переполнения. Он устанавливается в 1, если результат предыдущей арифметической операции над числами со знаком выходит за допустимые для них пределы. Например, если при сложении двух положительных чисел получается число со старшим битом, равным единице, то есть отрицательное, и наоборот.

Флаги IOPL (уровень привилегий ввода-вывода) и NT (вложенная задача) применяются в защищенном режиме.

2.7. Цикл выполнения команды

Программа состоит из машинных команд. Программа загружается в оперативную память компьютера. Затем программа начинает выполняться, то есть процессор выполняет машинные команды в той последовательности, в какой они записаны в программе.

Для того чтобы процессор знал, какую команду нужно выполнять в определённый момент, существует счётчик команд – специальный регистр, в котором хранится адрес команды, которая должна быть выполнена после выполнения текущей команды. То есть при запуске программы в этом регистре хранится адрес первой команды. В процессорах Intel в качестве счётчика команд (его ещё называют указатель команды) используется регистр EIP (или IP в 16-разрядных программах).

Счётчик команд работает со сверхоперативной памятью, которая находится внутри процессора. Эта память носит название очередь команд, куда помещается одна или несколько команд непосредственно перед их выполнением. То есть в счётчике команд хранится адрес команды в очереди команд, а не адрес оперативной памяти.

Цикл выполнения команды – это последовательность действий, которая совершается процессором при выполнении одной машинной команды. При выполнении каждой машинной команды процессор должен выполнить как минимум три действия: выборку, декодирование и выполнение. Если в команде используется операнд, расположенный в оперативной памяти, то процессору придётся выполнить ещё две операции: выборку операнда из памяти и запись результата в память. Ниже описаны эти пять операций.

  • Выборка команды . Блок управления извлекает команду из памяти (из очереди команд), копирует её во внутреннюю память процессора и увеличивает значение счётчика команд на длину этой команды (разные команды могут иметь разный размер).
  • Декодирование команды . Блок управления определяет тип выполняемой команды, пересылает указанные в ней операнды в АЛУ и генерирует электрические сигналы управления АЛУ, которые соответствуют типу выполняемой операции.
  • Выборка операндов . Если в команде используется операнд, расположенный в оперативной памяти, то блок управления начинает операцию по его выборке из памяти.
  • Выполнение команды . АЛУ выполняет указанную в команде операцию, сохраняет полученный результат в заданном месте и обновляет состояние флагов, по значению которых программа может судить о результате выполнения команды.
  • Запись результата в память . Если результат выполнения команды должен быть сохранён в памяти, блок управления начинает операцию сохранения данных в памяти.

Суммируем полученные знания и составим цикл выполнения команды:

  1. Выбрать из очереди команд команду, на которую указывает счётчик команд.
  2. Определить адрес следующей команды в очереди команд и записать адрес следующей команды в счётчик команд.
  3. Декодировать команду.
  4. Если в команде есть операнды, находящиеся в памяти, то выбрать операнды.
  5. Выполнить команду и установить флаги.
  6. Записать результат в память (по необходимости).
  7. Начать выполнение следующей команды с п.1.

Это упрощённый цикл выполнения команды. К тому же действия могут отличаться в зависимости от процессора. Однако это даёт общее представление о том, как процессор выполняет одну машинную команду, а значит и программу в целом.

Как работать с диспетчером задач в windows, если программы зависают, грузят процессор и оперативную память

Во всех версиях операционной системы Windows есть специальный инструмент, с помощью которого можно легко решить практически любую проблему с зависшим приложением. Называется он «Диспетчер задач». Изначально он служил просто для мониторинга активных процессов (запущенных программ, игр) и их закрытия в случаи зависания, но сейчас это инструмент, в котором содержится множество полезной информации для пользователя.

В этой статье мы разберем только самые основные и часто используемые функции диспетчера задач операционной системы Windows 10.

Как запустить Диспетчер задач

Есть несколько способов для запуска диспетчера задач, но мы разберем наиболее простые и актуальные:

  • Сочетание клавиш Ctrl + Shift + Esc;
  • Сочетание клавиш Ctrl + Alt + Delete и выбор пункта «Диспетчер задач»;
  • Нажать правой клавишей мышки на панель задач и выбрать пункт «Диспетчер задач».

При первом открытии диспетчер задач запустится в компактном режиме. В нем будут отображены только запущенные на компьютере программы.


Подобный функционал у диспетчера задач был еще в операционной системе Windows NT 3.1. В данном режиме можно быстро закрыть зависшую или некорректно работающую программу.

Для этого нужно просто кликнуть по ней правой кнопкой мышки и выбрать соответствующий пункт из выпадающего меню, либо просто найти зависшее приложение и нажать кнопку «снять задачу»


По мере эволюции операционной системы Windows менялся внешний вид и функционал диспетчера задач. Сейчас это не просто программа для закрытия зависших приложений, это полноценный инструмент по мониторингу, диагностике и даже настройке операционной системы.

Чтобы воспользоваться всеми функциями, нужно перейти в расширенный режим работы. Для этого необходимо нажать «Подробнее».


Начнем знакомство с панели меню диспетчера задач.

В пункте «меню файла» можно запустить новую задачу, для этого нужно написать название процесса и нажать «ОК».


Остальные вкладки меню крайне редко используются и отвечают за параметры внешнего вида и отображения диспетчера задач.

А теперь подробно разберем его расширенные возможности.

«Процессы»

Это одна из наиболее часто используемых вкладок в диспетчере задач. В данном меню отображаются все активные процессы на компьютере. Они делятся на приложения и фоновые процессы.


Приложения — это активные программы: игры, браузеры. Все приложения можно безопасно закрывать. Процессы обычно не имеют графической оболочки и работают автономно, например, система синхронизации времени или фоновое обновление для браузера Google Chrome.

В данном меню можно также наблюдать за тем, какую нагрузку на процессор оказывают приложения и процессы, сколько потребляют оперативной памяти, как воздействуют на жесткий диск, сеть и видеокарту.


Можно закрывать зависшие приложения и процессы, а так же смотреть, где располагается активная программа на жестком диске.

Для того чтобы увидеть все действия, которые можно произвести с процессом или программой, необходимо щелкнуть по ним правой кнопкой мыши.


Внешний вид вкладки, вернее количество информации, отображаемой о процессе, также можно настроить под себя. Для этого нажмите правой кнопкой мыши на любой из показателей загрузки системы и отметьте галочкой то, что нужно отображать.


Также можно настроить значения (проценты или мегабайты), в которых будет выводиться информация о воздействии приложений и процессов на оперативную память, диск и сеть.

«Производительность»

Во вкладе «Производительность» в режиме реального времени можно наблюдать за тем, какую нагрузку на компоненты системы (процессор, оперативную память, жесткий диск и SSD, сеть и видеокарту) создают запущенные программы.


Помогает в тех случаях, когда компьютер начинает тупить без видимых на то причин. Здесь сразу будет видно, какой компонент системы загружен и насколько сильно.

График загрузки процессора можно настраивать для мониторинга каждого отдельного ядра процессора, а не общей загруженности в целом.


Помимо этого, на вкладке ЦП можно узнать точную модель и другую техническую информацию о процессоре:

  • базовая частота
  • количество физических и логических ядер
  • объем кэша

На вкладке «Память», помимо объема занятой оперативной памяти, можно узнать эффективную частоту памяти и количество разъемом на материнской плате для установки планок памяти.


В случае с видеокартой есть дополнительная возможность мониторинга температуры и потребления видеопамяти программами или играми.


«Журнал приложений»

В данной вкладке отображаются только приложения из магазина Windows, если таковые имеются, а также нагрузка, которую они оказывают на систему.


«Автозагрузка»

Очень актуальное меню. После установки программ многие из них добавляют себя в автозагрузку для запуска вместе с операционной системой. Со временем там может накопиться огромное количество программ, причем не всегда нужных. Все бы ничего, но они отъедают ресурсы процессора и оперативную память, которой и так всегда мало, и к тому же увеличивают время включения компьютера.


Чтобы отключить ненужную программу, просто кликаем правой кнопкой мышки по программе или на окошко в нижней части диспетчера, далее выбираем «Отключить».

«Пользователи»

Во вкладке «Пользователи» отображаются активные пользователи операционной системы — это те, кто вошел в свою учетную запись. Тут также можно узнать количество системных ресурсов и программы, которые они используют. Если на компьютере один пользователь, вкладка совершенно бесполезная.


«Подробности»

Вкладка «Подробности» содержит различные сведения о запущенных процессах. Она похожа на рассмотренные чуть выше «Процессы», но здесь вы найдете больше информации и все отображаемые процессы из всех учетных записей пользователей в системе.


Для получения доступа к дополнительным параметрам процесса необходимо щелкнуть по нему правой кнопкой мышки.

«Службы»

Службы операционной системы — это системные программы, которые в зависимости от назначения запускаются автоматически при запуске операционной системы или только по необходимости.


Большинство служб являются частью операционной системы Windows. Например, Центр безопасности Защитника Windows — это новое приложения для управления встроенным системным антивирусом «Защитник Windows». Также есть службы, которые являются частью установленных программ, как, например, драйвера для видеокарт AMD или Nvidia. Тот же Google Chrome, TeamViewer или Adguard при установке создают одноименную службу, которая необходима для нормального функционирования самой программы.


Не стоит заниматься отключением служб без четкого понимания того, за что они отвечают, потому что большая их часть необходима для нормальной работы операционной системы, всех ее компонентов и установленных программ.

Для получения дополнительной информации об интересующей вас службе можно воспользоваться поиском в Интернете или открыть специальное меню для администрирования служб Windows, в котором будет дано подробное описание, состояние, тип запуска и зависимость от других служб.


Если же вам мало возможностей и информации, которая предоставляется диспетчером задач, есть сторонняя утилита Process Explorer для расширенного управления всеми процессами системы.

Process Explorer


С помощью этой программы можно не только отследить какой-либо процесс, но и узнать, какие файлы и папки он использует. На экране отображаются два окна. Содержимое одного окна зависит от режима, в котором работает Process Explorer: режим дескриптора или режим DLL.


Во втором отображается список активных процессов с их иерархией. Можно посмотреть подробную информацию о каждом из них: владелец, занятая память, библиотеки, которые он использует.

Программа позволяет менять приоритеты процессов и определять, какое ядро процессора будет его выполнять.

Можно управлять потоками процессов: запускать их, останавливать или ставить на паузу. Также можно «заморозить» процесс. Process Explorer поможет распознать, к какому процессу относится запущенное окно на рабочем столе, что поможет быстро обнаружить вредоносные программы.

Читайте также: