Отладчик транслятор языки программирования программа оболочка что лишнее

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Объяснить, что такое программное обеспечение и зачем оно существует. Научить различать системное, прикладное ПО.

Задачи:

А) Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания;
Б) Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли;
В) Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

Организация рабочих мест.

II. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  • что такое программное обеспечение;
  • типы и состав программного обеспечения.

III. Повторение материала

1. Повторение материала по теме «Устройства компьютера».

Задание 1: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками). Приложение 1.

Задание 2: «Что это за устройство и для чего предназначено?» Приложение 2.


IV. Объяснение нового материала

2. Объяснение нового материала по теме «Программное обеспечение компьютера». Для этого используются презентация по теме урока, практические задания на компьютере и с использованием интерактивной доски, цифровые образовательные ресурсы.Слайд 1

Вначале рассматривается теоретический материал по теме:

А) дается понятие – программа, программное обеспечение. Слайд 2
Б) классификация компьютерных программ. Слайд 3
В) понятие, классификация, примеры системного программного обеспечения. Слайды 4, 5, 6
Г) основные понятия программирование, язык программирования, система программирования, назначение и режим работы систем программирования. Слайды 7, 8
Д) понятие прикладных программ, классификация приложений, примеры. Слайды 9, 10, 11

V. Обобщение новых знаний

Для этого учащимся предлагается выполнить следующие задания. Задания проверяются после их выполнения. Задания можно выполнять по группам.

Задание 1: (работа в паре).

А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию

Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор

В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка

Задание 2: (работа в паре)

Сравните, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ

Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ

Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения. Приложение 3.

Задание 4: (работа в группе):

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу). Приложение 4.

Задание 5 (работа в группе): Заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере. Приложение 5.

VI. Подведение итогов урока

повторить пройденный материал, используя конспект урока (Слайд 12), рассмотреть основные вопросы к уроку (Слайд 13), оценивание работы учащихся на уроке.

Конспект урока по теме "Программное обеспечение" сопровождается презентацией.

ВложениеРазмер
programmoe_obespechenie_-_konspekt.doc 121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: сформировать у учащихся понятие «программное обеспечение»; указать на виды ПО и назначение.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- виды программного обеспечения;

- назначение основных видов. ПО.

Учащиеся должны уметь:

- различать ПО по назначению;

- сопоставлять ПО и определенный вид профессиональной деятельности человека.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК.

Программы: текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы и др.

I. Постановка целей урока

  1. Язык, на котором “думает” компьютер - какой он?
  2. Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?
  3. Кто сегодня не может обойтись без компьютера?
  1. Актуализация знаний
  1. Как компьютер передает и получает информацию?
  2. Как компьютер хранит информацию?
  3. Какое устройство компьютера обрабатывает информацию?

Вывод: сегодня мы начинает разговор о том, благодаря чему компьютер, а точнее процессор, обрабатывает информацию.

III. Изложение нового материала

Компьютер - это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того, чтобы компьютер мог работать с информацией - получать ее; хранить, передавать, обрабатывать - его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить - значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата. Такая инструкция называется программой. Компьютер без программ - это бесполезный хлам, груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом, советчиком.

Программа должна быть написана на языке, понятном компьютеру. И такой язык существует. Он так и называется - машинный язык. Слова этого языка (команды) представляют собой последовательности нулей и единиц.

Самые первые программы разрабатывались непосредственно на машинном языке и не все люди могли заниматься их разработкой, только профессиональные программисты.

Несколько слов о том, как компьютер “учился” обрабатывать информацию.

Компьютер изначально (50-60-е) мог только вычислять, т.е. обрабатывать числовую информацию.

В 60-е годы началась разработка языков программирования высокого уровня, которые позволили существенно облегчить работу программистов, и создание программ стало доступно даже для начинающих пользователей компьютера.

В 70-е годы компьютер “научился” работать с текстом.

В 80-е годы появились первые компьютеры, способные работать с графической информацией.

В 90-е годы компьютер получил возможность обрабатывать звуковую информацию. Практически любой современный пользователь может записывать и редактировать аудиоклипы.

Так что же такое «программа»?

Программа – это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки информации.

Каким образом создаются программы?

Человек сначала продумывает, каким образом должен действовать компьютер для достижения желаемого результата, и представляет предполагаемый план действий в виде команд. Далее эти команды необходимо преобразовать в форму, понятную компьютеру, т.е., опираясь на доступные компьютеру команды, составить программу действий компьютера. Такой процесс и называется программированием, а люди, которые его выполняют - программистами.

Программирование – деятельность человека по созданию программы.

Все программы хранятся во внешней и постоянной памяти компьютера. Но, для того, чтобы компьютер мог выполнить ту или иную обработку информации по соответствующей программе, она должна быть помещена (загружена) в оперативную память.

Программы создавались в течение нескольких десятилетий, и поэтому сегодня их насчитывается огромное количество. Все используемые в компьютере программы называются программным обеспечением.

Программное обеспечение (ПО) – все многообразие программ, используемых в современном компьютере.

Вывод: таким образом, для обработки информации на компьютере необходимо иметь не только аппаратное обеспечение – устройства компьютерной системы (“hardware”), но и программное обеспечение (“software”), которое наделяет компьютер мыслями и интеллектом.

2. Классификация ПО

Все программное обеспечение делится на три класса:


Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера. Без него невозможно взаимодействовать ни с одним устройством ЭВМ. Именно системное ПО руководит слаженной работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном. Ни с одним из других видов ПО вы не сможете работать, если в вашем компьютере отсутствуют некоторые системные программы. Именно они заставляют компьютер “действовать”, “не спать”, “дышать”.

Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, монтажера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или в режиме реального времени, в рабочее место ученого-исследователя или инженера-конструктора, в учителя, который обучает нас чему-либо и многое-многое другое (продемонстрируйте заранее приготовленные примеры).

Инструментарий программирования – это средства, предназначенные для создания ПО, т.е. того же системного и прикладного ПО. Его составляют разнообразные языки и среды программирования, такие как Бейсик, Паскаль, С, С++, Delphi и другие.

Системное программное обеспечение

Комплекс программ, распределяющих ресурсы компьютерной системы и организующих работу других программ

Программы, обеспечивающие более комфортное общение пользователя с командами ОС

Norton Commandeг Windows Commandeг

Проверяют работу основных устройств компьютера

Программы обнаружения компьютерных вирусов и их уничтожения

Программы обслуживания дисков

Программы проверки целостности логической и физической структуры дисков, дефрагментация

Программы упаковки файлов и группы файлов для уменьшения занимаемого ими места на диске

Прикладное программное обеспечение

Программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов

Программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме

Бухгалтерские программы 1С:Бухгалтерия

Система управления базами данных (СУБД)

Средства ввода, поиска, размещения и выдачи больших массивов данных

Средства создания неподвижных и движущихся изображений

Программы, позволяющие записывать, редактировать и прослушивать звуковые файлы.

Nero Wave Editor

Nero Sound Trax

Средство создания презентаций

Программы создания и показа наборов слайдов

Программы для работы в компьютерной сети

Системы автоматизированного проектирования (САПР)

Средства проектирования электронных схем, машин, механизмов

Средства автоматизации производства

Программы, позволяющие использовать компьютер в производственном процессе

Настольные издательские системы

Программы компьютерной верстки и

подготовки изданий к тиражированию

Помогают процессу обучения

Программы построения моделей объектов и процессов

Программы для организации досуга и

Инструментальное программное обеспечение

Переводчики программ языков программирования в машинные коды

Средства поиска и исправления ошибок

Интегрированные среды разработки приложений

Объектно-ориентированные языки программирования

Средства создания программ для компьютера

IV. Закрепление изученного .

А) Текстовый процессор, Мicrosоft Access, графический редактор, отладчик, переводчик;

Б) Операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа;

В) Отладчик, транслятор, языки программирования, программа-оболочка.

№2 Сравни, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?

Б) Антивирусных программ или системных программ?

В) Отладчиков или языков программирования?

Задание: Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу):

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта

Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы

Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи переданные марсоходом

Выпускной 11 класс готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни

Web-дизайнер создает сайт известной фирмы

Школьник играет в компьютерную игру

Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна

Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету

Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

Уровень знания: выучить основные термины и определения урока и виды программного обеспечения.

Уровень понимания: люди, каких профессий работают с текстовой, графической и звуковой информацией? Заполните таблицу примерами.

Обработка текстовой информации

Обработка графической информации

Обработка звуковой информации

Уровень применения: какие программы есть на вашем домашнем компьютере и как вы их используете? Подготовьте примеры обработки информации, произведенной вами.

Творческий уровень: опишите программу, с помощью которой сканер мог бы текст с бумаги передавать в компьютер для его дальнейшей обработки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме"Признаки делимости " (с презентацией)

Урок комбинированный.Задачи урока:-Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Признаки делимости» -Формирование умений проводить умозаключения, обосновывая свои действия ссыл.


Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах .


Презентация и конспект урока 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"

Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси.Задачи: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; по.


конспект урока в10 классе "планирование семьи" и презентация к нему

Ученики пытаются определить круг проблем ( кроме девиантного поведения), которые могут привести к распаду семьи.Работа групповая. Группы распределены по гендерному признаку:юноши и девушк.


Конспект урока 5 класс по теме "Упрощение выражений" + презентация

Данный материал содержит в себе конспект урока по математике на тему "Упрощение выражений" (5 класс) и разработанную к нему презентацию.


Конспект урока 11 класс «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору» с презентацией.

В данной работе представлен конспект-урока по физике для общеобразовательного 11 класса по теме «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору» . Данная тема изучается в главе «Атомная физика» в 11 кл.

презентация к конспекту урока 7 класс

презентация к конспекту урока в невладеющей группе. Тема урока: "Куыстæн йæ сæр – сындз, йæ бын – сой.".

Читайте также: