Паскаль исправить ошибки в программе

Обновлено: 07.07.2024

Для того, чтобы найти ошибку, нужно поставить в соответствие друг другу все части условного оператора if и else.

Помним, что часть else относится к ближайшему if. При этом наличие части else не обязательно.

Кроме того, часто присутствует ошибка при вводе или выводе. Обязательно нужно проверить, та ли информация выводится на экран.

Особого внимания требует инициализация переменных.

Формат книги не позволяет рассмотреть все основные типы задач 2 части, рассмотрим лишь те, которые встречались на проверочных и экзаменационных работах последних двух лет.

На об­ра­бот­ку по­сту­па­ет по­ло­жи­тель­ное целое число, не пре­вы­ша­ю­щее 10 9 . Нужно на­пи­сать про­грам­му, ко­то­рая вы­во­дит на экран сумму цифр этого числа, мень­ших 7. Если в числе нет цифр, мень­ших 7, тре­бу­ет­ся на экран вы­ве­сти 0. Про­грам­мист на­пи­сал про­грам­му не­пра­виль­но. Ниже эта про­грам­ма для Ва­ше­го удоб­ства при­ве­де­на на пяти язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Бей­сик

Python

INPUT N

WHILE N > 0

DIGIT = N MOD 10

IF DIGIT < 7 THEN

END IF

WEND

Пас­каль

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

begin

readln(N);

while N > 0 do

begin

digit := N mod 10;

if digit < 7 then

N := N div 10;

end;

writeln(digit)

нач

цел N, digit, sum

ввод N

нц пока N > 0

если digit < 7 то

все

кц

вывод digit

Си

int main()

int N, digit, sum;

while (N > 0)

if (digit < 7)

По­сле­до­ва­тель­но вы­пол­ни­те сле­ду­ю­щее.

1. На­пи­ши­те, что вы­ве­дет эта про­грам­ма при вводе числа 456.

2. При­ве­ди­те при­мер та­ко­го трёхзнач­но­го числа, при вводе ко­то­ро­го про­грам­ма выдаёт вер­ный ответ.

3. Най­ди­те все ошиб­ки в этой про­грам­ме (их может быть одна или не­сколь­ко). Из­вест­но, что каж­дая ошиб­ка за­тра­ги­ва­ет толь­ко одну стро­ку и может быть ис­прав­ле­на без из­ме­не­ния дру­гих строк. Для каж­дой ошиб­ки:

1) вы­пи­ши­те стро­ку, в ко­то­рой сде­ла­на ошиб­ка;

2) ука­жи­те, как ис­пра­вить ошиб­ку, т.е. при­ве­ди­те пра­виль­ный ва­ри­ант стро­ки.

До­ста­точ­но ука­зать ошиб­ки и спо­соб их ис­прав­ле­ния для од­но­го языка про­грам­ми­ро­ва­ния. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что тре­бу­ет­ся найти ошиб­ки в име­ю­щей­ся про­грам­ме, а не на­пи­сать свою, воз­мож­но, ис­поль­зу­ю­щую дру­гой ал­го­ритм ре­ше­ния. Ис­прав­ле­ние ошиб­ки долж­но за­тра­ги­вать толь­ко стро­ку, в ко­то­рой на­хо­дит­ся ошиб­ка.

Ре­ше­ние ис­поль­зу­ет за­пись про­грам­мы на Пас­ка­ле. До­пус­ка­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние про­грам­мы на любом из четырёх дру­гих язы­ков.

1. Про­грам­ма вы­ве­дет число 4.

2. При­мер числа, при вводе ко­то­ро­го про­грам­ма выдаёт вер­ный ответ: 835.

Про­грам­ма ра­бо­та­ет не­пра­виль­но из-за не­вер­ной вы­во­ди­мой на экран пе­ре­мен­ной и не­вер­но­го уве­ли­че­ния суммы. Со­от­вет­ствен­но, про­грам­ма будет ра­бо­тать верно, если в числе стар­шая цифра (край­няя левая) равна сумме цифр, мень­ших 7.

3. В про­грам­ме есть две ошиб­ки.

Пер­вая ошиб­ка. Не­вер­ное уве­ли­че­ние суммы.

Стро­ка с ошиб­кой:

sum := sum + digit;

Вто­рая ошиб­ка. Не­вер­ный вывод от­ве­та на экран.

Стро­ка с ошиб­кой:

Для за­дан­но­го по­ло­жи­тель­но­го ве­ще­ствен­но­го числа A не­об­хо­ди­мо найти мак­си­маль­ное целое число K, при ко­то­ром вы­пол­ня­ет­ся не­ра­вен­ство

(при K = 0 сумма счи­та­ет­ся рав­ной 0).

Для ре­ше­ния этой за­да­чи уче­ник на­пи­сал такую про­грам­му.

Бей­сик

Python

DIM K AS INTEGER

INPUT A

WHILE S < A

WEND

PRINT K

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

Пас­каль

нач

вещ a, s

цел k

ввод a

нц пока s<a

кц

вывод k

k: integer;

begin

read(a);

while s<a do begin

end;

write(k);

Си

int main()

double a, s;

int k;

while (s<a)

return 0;

По­сле­до­ва­тель­но вы­пол­ни­те сле­ду­ю­щее.

1. На­пи­ши­те, что вы­ве­дет эта про­грам­ма при вводе числа 1.2.

2. При­ве­ди­те при­мер числа, при вводе ко­то­ро­го про­грам­ма даст вер­ный ответ.

3. Най­ди­те в про­грам­ме все ошиб­ки (их может быть одна или не­сколь­ко).

Для каж­дой ошиб­ки вы­пи­ши­те стро­ку, в ко­то­рой она до­пу­ще­на, и при­ве­ди­те эту же стро­ку в ис­прав­лен­ном виде.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: вам нужно ис­пра­вить при­ведённую про­грам­му, а не на­пи­сать свою. Вы мо­же­те толь­ко ис­прав­лять оши­боч­ные стро­ки; уда­лять стро­ки или до­бав­лять новые стро­ки нель­зя. По­ста­рай­тесь также не вне­сти новые ошиб­ки – за это оцен­ка сни­жа­ет­ся.

Ре­ше­ние ис­поль­зу­ет за­пись про­грам­мы на Пас­ка­ле. До­пус­ка­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние про­грам­мы на дру­гих язы­ках.

1. При вводе числа 1.2 про­грам­ма вы­ве­дет число 2.

2. При­ме­ры чисел, при вводе ко­то­рых про­грам­ма вы­во­дит вер­ный ответ: 1.6, 2.05.

Про­грам­ма со­дер­жит две ошиб­ки, одна из ко­то­рых при­во­дит к уве­ли­че­нию от­ве­та, дру­гая – к умень­ше­нию.

В не­ко­то­рых слу­ча­ях эти ошиб­ки ком­пен­си­ру­ют друг друга, и ответ ока­зы­ва­ет­ся пра­виль­ным. Это про­ис­хо­дит, если зна­че­ние A по­па­да­ет в один из сле­ду­ю­щих диа­па­зо­нов: 1.5 < A < 1.83, 2 < A < 2.08.

3. Про­грам­ма со­дер­жит две ошиб­ки.

1) Не­вер­ная ини­ци­а­ли­за­ция. На­чаль­ное зна­че­ние S долж­но быть равно нулю.

В при­ведённом ва­ри­ан­те вы­чис­лен­ная сумма ока­зы­ва­ет­ся на 1 боль­ше пра­виль­но­го зна­че­ния.

Стро­ка с ошиб­кой:

2) Не­вер­ное опре­де­ле­ние от­ве­та. При­ведённая про­грам­ма на­хо­дит не мак­си­маль­ное K, при ко­то­ром вы­пол­ня­ет­ся не­ра­вен­ство, а ми­ни­маль­ное, при ко­то­ром оно не вы­пол­ня­ет­ся, то есть уве­ли­чи­ва­ет вер­ное зна­че­ние на 1.

Кроме того, ис­поль­зо­ван­ный по­ря­док дей­ствий в цикле (уве­ли­че­ние K после уве­ли­че­ния S) при­во­дит к уве­ли­че­нию ещё на 1. Это можно было бы ис­пра­вить, из­ме­нив по­ря­док дей­ствий в цикле и умень­шив K после за­вер­ше­ния цикла, но эти дей­ствия не раз­ре­ше­ны по усло­вию за­да­чи.

По­это­му для ис­прав­ле­ния ошиб­ки можно про­сто скор­рек­ти­ро­вать зна­че­ние при вы­во­де.


Если ваша предыдущая программа hello.pas закрыта, то откройте её, нажав клавишу F3 (File | Open). Напоминаю, что все наши программы мы сохраняем в папке «C:\FPC\3.0.0\work».

Чтобы не затереть файл hello.pas нашими модификациями, сохраним открытый файл hello.pas под другим именем. Откройте меню «File» (Alt + F) и нажмите «Save as. ». В поле «Name» напечатайте helloClr.pas ( Clr — сокр. от «clear» — очищать) и нажмите «OK», чтобы сохранить программу под новым именем. После этого модифицируйте текст программы так, чтобы он соответствовал нижеприведенному варианту:

Запустите программу, нажав Ctrl + F9.


Идентификатор — это имя. Компилятор не понимает, что такое ClrScr . Вспомним, в прошлый раз подобная ошибка у нас была, когда мы пропустили букву « e» в слове Writeln . Компилятор не знал, что такое Writln и из-за этого ругался. Может быть, мы допустили ошибку в названии процедуры (команды) ClrScr ? Смотрим внимательно. Нет ошибок? И тем не менее компилятор не понимает, что такое ClrScr .

Да, так и есть. Компилятор не знает, что такое ClrScr .

Но почему тогда он знает Writeln и не знает ClrScr ? Дело в том, что процедура (команда) Writeln относится к базовым процедурам Паскаля, а вот алгоритм работы процедуры ClrScr описан отдельно. Отдельно — означает в отдельном модуле (файле). И для того, чтобы компилятор Free Pascal знал, как работает эта процедура, вы должны указать в своей программе, что используете модуль Crt . Так называется модуль, в котором описан алгоритм процедуры ClrScr . Или как еще говорят: реализована процедура ClrScr .

Добавим к нашей программе недостающую строку « uses Crt; »:

Uses — по-английски означает «использует». Модуль Crt — тот самый модуль, в котором реализована процедура ClrScr .

Теперь мы можем запустить нашу программу (Ctrl + F9):


Что ж, на этот раз наша программа запустилась, и даже очистился экран, вот только вместо « Привет! » мы видим на экране какую-то белиберду. Т. е. Free Pascal не отображает русские буквы (кириллицу), если подключен модуль Crt и используется процедура ClrScr (эксперимент показывает, что даже если удалить строку с вызовом процедуры ClrScr , проблема с отображением кириллицы все равно остается).

Открываем браузер, и в поисковой строке гугла вбиваем «free pascal clrscr не отображает русские буквы»:


Первая же ссылка приводит нас на форум, где мы находим решение:



Открываем пункт «Свойства» и переходим на закладку «Шрифт».


Возвращаем «Точечные шрифты», размер выставляем «10 x 18». Нажимаем «ОК».

И снова запускаем Free Pascal:


Как видите, вид окна поменялся.

Запускаем нашу программу (Ctrl + F9), нажимаем Alt + F5, чтобы переключиться в окно результатов работы программы, и видим результат:


Краткое содержание урока

✔ Мы узнали как правильно закрывать Free Pascal (раньше вы, скорее всего, просто нажимали на крестик в правом верхнем углу окна):

✔ Дополнили нашу программу «Привет!» очисткой экрана:

✔ Узнали новое ключевое слово языка Паскаль:

  • uses — ключевое слово, после которого перечисляются все модули, используемые нами в программе.

✔ Познакомились с еще одной процедурой:

✔ Узнали о существовании модуля Crt .

✔ И наконец, мы впервые столкнулись с проблемой на уровне инструмента (Free Pascal): когда после подключения модуля Crt у нас перестали отображаться русские буквы (кириллица) в окне результатов. Мы не разобрались, почему это происходит, т. к. причины скрыты внутри модуля Crt . Можно ли выяснить причины, по которым у нас возникла проблема с кириллицей? Чисто теоретически, да. Но для этого нам бы понадобились знания, которые выходят за рамки наших уроков. Поэтому мы воспользовались обходным решением (workaround) — поменяли используемый в программе шрифт Lucida Console на точечный шрифт.

И вот здесь я хочу остановиться подробнее

Приведу аналогию. Представьте себе, что вы — работник дорожной службы, которому поручили на такой-то улице нарисовать «зебру» и поставить соответствующие знаки пешеходного перехода. Вы приехали на заданную улицу и обнаружили, что в том месте, где вам надо рисовать «зебру», из-под асфальта бьет фонтан воды, и образовалась лужа. Какие у вас есть варианты действий:

  1. Выяснить откуда вода (скорее всего, прорвало трубу), устранить течь, высушить лужу и уже после этого рисовать «зебру».
  2. Нарисовать «зебру» 50 метрами ниже (или выше) — там, где нет воды, и где дорожные условия позволяют это сделать.

Так вот, второй вариант — это и есть обходное решение (workaround). Оно может иметь серьезные недостатки. Например, школа находится именно там, где и надо было изначально рисовать «зебру», и если вы нарисуете её ниже (выше), то далеко не все школьники дойдут до этой зебры, а значит, на изначальном участке дороги будет повышенная аварийность из-за школьников, перебегающих дорогу в неположенном месте.

А что нужно, чтобы пойти по пути первого варианта? Другие компетенции. Если вы не владеете нужными навыками (и инструментами) — у вас нет экскаватора, чтобы добраться до трубопровода, сварочного аппарата и т. д. — то вам нужно ждать, когда другие люди решат возникшую проблему, прежде чем вы сможете нарисовать «зебру» именно там, где вам надо. В нашем примере это означает, что вы должны написать письмо разработчикам Free Pascal, описать возникшую проблему (некорректное отображение кириллицы после подключения модуля Crt ), и ждать, когда разработчики устранят эту ошибку в модуле Crt. На всё это может уйти неопределенное время. Или разработчикам Free Pascal будет вообще не до этой проблемы, и ваша «лужа» так никуда и не денется.

Другой сценарий: обладая нужными навыками, устранить самому эту проблему в модуле Crt. А для этого нужно знать, что такое дизассемблирование, обратная разработка (reverse engineering) и т. д.

Идеальный вариант — это, конечно, когда лужу устраняют те, кто за нее отвечают. Т. е. разработчики Free Pascal. Но мы живем не в идеальном мире, и поэтому нам иногда приходится использовать обходные решения.

И последнее: когда ваши программы перестанут вмещаться на одну страницу экрана, и будут занимать сотни, а то и больше, страниц, у вас могут тоже возникать подобные ситуации. Когда что-то идет не так и нужно найти причины проблемы, а потом её решение. И вот тут может возникнуть соблазн «передвинуть «зебру» на 50 метров выше или ниже» (использовать обходное решение) вместо того, чтобы разбираться, почему возникла проблема и как её устранить. В случае, когда речь идет о вашей зоне ответственности, такой подход, в целом, недопустим (!). Вы должны всегда понимать, что и почему происходит в вашей программе. Если оказывается, что программа ведет себя не так, как вы это задумывали, надо разбираться, почему она себя так ведет (откуда лужа?), а не цепляться за первое попавшееся решение, которое вроде бы «решает» вашу проблему.

Задания

  1. Что будет выведено на экране после запуска следующей программы?
  1. Исправьте все ошибки в следующей программе, и запустите исправленный вариант:

«illegal character» переводится как «некорректный символ».

Задания повышенной сложности

  1. Напишите программу, которая выведет на чистый экран текст программы hello.pas (см. урок 1).

1) чтобы вывести на экран пустую строку, используйте команду « Writeln; » (без скобок и одинарных кавычек);

2) для отступов используйте по 3 пробела;

3) чтобы вывести одинарные кавычки на экран, используйте по 2 одинарных кавычки, например: « Writeln( '''Привет''' ); » напечатает на экране не просто Привет , а 'Привет' .

Непонятно почему в скобках по 3 кавычки? Смотрите: самая левая и самая правая одинарные кавычки обрамляют тот текст, который мы хотим вывести на экран, например:

Writeln( 'Кафе Огонёк' );

Читайте также: