Положение о наставничестве в школе 2020 в ворде

Обновлено: 07.07.2024

В «МАОУ СОШ № 6» в учебном году 2020-2021 на основании письма Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.09.2020 № 10670 «Об этапах внедрения целевой модели наставничества в муниципальных общеобразовательных организациях» будет организованна целевая модель наставничества.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

В модели наставничества существуют 2 основные роли:

НАСТАВЛЯЕМЫЙ (обучающийся (10 -15 лет), молодой специалист/педагог)

НАСТАВНИК (обучающиеся (15-18 лет), выпускники, педагоги, работодатели (сотрудники предприятий)

Организованы 2 основные модели наставничества

1) УЧЕНИК-УЧЕНИК

СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИК В ДАННОЙ ПАРЕ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • проектная деятельность,
  • классные часы,
  • внеурочная работа,
  • подготовка к мероприятиям школьного сообщества,
  • волонтерство, подготовка к конкурсам, олимпиадам

2) УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ

СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИК В ДАННОЙ ПАРЕ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • консультации,
  • взаимопосещение уроков,
  • конкурсы,
  • курсы,
  • творческие мастерские,
  • школа молодого учителя,
  • серия семинаров,
  • разработка методического пособия.

3) УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК

СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИК В ДАННОЙ ПАРЕ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • консультации ,
  • творческие мастерские,
  • анкетирование,
  • личные встречи,
  • серия семинаров,
  • конференция,
  • проектная деятельность.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • до 05.10.2020 – разработка дорожной карты, ее утверждение;
  • до 15.10.2020 – информирование заинтересованных лиц (обучающиеся, родители/законные представители, работодатели) (на сайте школы);
  • до 30.10.2020 – формирование базы наставников и наставляемых;
  • до 15.11.2020 – обучение наставников;
  • до 25.11.2020 – формирование пар;
  • с 1.12.2020 – приступить к реализации;
  • май – подведение итогов, популяризация практик

Приглашаются ученики и педагоги, желающие выступить в роли наставников и наставляемых.

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
______________________
Протокол №______
от «___»________ 2021 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор________________
________________________
_________/______________/
Приказ №__ от «__»__2021г

Положение
об организации наставничества в общеобразовательной организации

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации наставничества в школе разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», а также Уставом образовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение об организации наставничества в образовательной организации определяет основные термины, цель, задачи, регламентирует организацию деятельности программы наставничества и её результаты, устанавливает права и обязанности наставника и наставляемого лица, а также документацию работы с молодыми специалистами.
1.3. Под наставничеством в общеобразовательной организации понимают разновидность индивидуальной учебно-воспитательной работы с впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях, или со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют опыта работы.
1.4. Наставничество в школе выполняет роль систематической индивидуальной работы педагогического работника, имеющего опыт, по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Таким образом, молодой специалист приобретает знания в предметной специализации и применяет методики обучения и воспитания обучающихся в общеобразовательной организации.
1.5.

  • ФЗ-273 «Об образовании»;
  • Трудовым кодексом Российской Федерации;
  • настоящим Положением и другими нормативными актами, регламентирующими вопросы профессиональной подготовки педагогических работников и специалистов школы.



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.

2. Основные термины программы наставничества

2.1. Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества — способ реализации целевой модели наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
2.5. Наставник — участник программы организации наставничества в общеобразовательной организации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Молодой специалист — гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией.

3. Цель и задачи наставничества в школе

3.1. Целью реализации наставничества в общеобразовательной организации является создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
3.2.

  • разработка и реализация мероприятий маршрута реализации целевой модели наставничества;
  • разработка и реализация программ наставничества;
  • привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества в школе;
  • инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;
  • осуществление персонифицированного учета молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
  • проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества;
  • формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
  • обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывной образовательной деятельности.
  • интерактивные (беседа, диалог, дискуссия);
  • проблемный и проектный;
  • мастер-класс;
  • демонстрация действий и поведения;
  • наблюдение и анализ образовательной деятельности наставника;
  • анализ практических ситуаций.

4. Организация программы наставничества в общеобразовательной организации

4.1. Наставничество в школе осуществляется на основании приказа директора общеобразовательной организации.
4.2. Руководство деятельностью наставников организует заместитель директора по учебно-воспитательной работе и председатель Методического совета, в которых реализуется наставничество.
4.3. Председатель Методического совета подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее трех лет по данному предмету.
4.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух наставляемых.
4.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях Методического совета, согласовываются с директором школы или заместителем директора по УВР и утверждаются на заседании Методического совета.
4.6. Назначение наставника производится при обоюдном добровольном согласии (с обязательным детальным разъяснением предполагаемому наставнику его будущих должностных обязанностей) предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации Методического совета приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее одного месяца с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.
4.7.

  • впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в общеобразовательных организациях;
  • выпускниками очных высших и средних специальных учебных организаций, прибывшими в образовательную организацию по распределению;
  • выпускниками непедагогических профессиональных образовательных организаций, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях;
  • педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
  • педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и наставляемого;
  • письменного заявления наставника об отказе от своих полномочий по иным причинам (в том числе, без указания причины).

4.9. Организация деятельности наставников носит поэтапный характер. Специфика этапов наставнической деятельности определяет особенности используемых им методов.

5. Результаты реализации программы наставничества в форме «Педагог — молодой специалист»

  • оценка качества процесса реализации наставничества;
  • оценка мотивационно-личностного, компетентного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

5.2. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение наставляемым лицом поставленных целей и задач в рамках программы наставничества.
5.3. Высокий уровень включенности наставляемого лица в педагогическую деятельность, культурную жизнь школы, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов показывает уровень результата реализации программы наставничества в общеобразовательной организации.
5.4.

  • повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по наставничеству собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
  • рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в общеобразовательной организации;
  • качественный рост успеваемости и улучшение поведения в классах (группах), с которыми работает наставляемое лицо;
  • сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
  • рост числа материалов деятельности участников программы наставничества: статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.п.

5.5. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг проводится наставником два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

6. Права и обязанности наставника в образовательной организации

  • составить в течение 5 рабочих дней с начала срока наставничества индивидуальный план обучения на год (далее работа планируется на каждый учебный год) с учетом уровня интеллектуального развития наставляемого, педагогической, методической и профессиональной его подготовки по предмету, давать конкретные задания, контролировать их выполнение;
  • содействовать ознакомлению наставляемого с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, с порядком исполнения локальных актов общеобразовательной организации;
  • оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
  • выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в педагогической деятельности;
  • в качестве примера выполнять отдельные должностные обязанности и поручения совместно;
  • передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
  • быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения;
  • проявлять чуткость и внимательность, терпеливо помогать в преодолении имеющихся недостатков;
  • периодически докладывать директору школы о процессе адаптации наставляемого, результатах его профессионального становления;
  • составлять и предоставлять директору анализ итогов выполнения индивидуального плана обучения.
  • принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью наставляемого;
  • вносить предложения о применении к наставляемому мер поощрения и дисциплинарного воздействия;
  • осуществлять контроль соблюдения наставляемым профессиональных требований;
  • контролировать условия труда наставляемого.

7. Права и обязанности наставляемого в образовательной организации

  • регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;
  • выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
  • внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы;
  • совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения функциональных обязанностей;
  • проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной деятельности.
  • вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;
  • пользоваться имеющейся нормативно-правовой, психолого-педагогической и учебно-методической литературой;
  • в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощью по профессиональным вопросам;
  • при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к директору школы о замене наставника.

8. Контроль работы наставника в образовательной организации

8.1. Организация работы наставника и контроль его деятельности возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
8.2.

  • представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
  • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в общеобразовательной организации;
  • определить меры поощрения наставников.

9. Документы, регламентирующие работу с молодыми специалистами

  • настоящее Положение об организации наставничества в школе;
  • индивидуальный (внутришкольный) план работы наставника на год;
  • приказ директора школы об организации наставничества;
  • протоколы заседаний Методического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества;
  • отчеты наставников, молодых педагогов;
  • отчет по результативности работы с молодыми специалистами.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение об организации наставничества в школе является нормативным локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. данного Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего

профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

1.2. Целевая модель наставничества МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества.

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

2.1 . Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных

формах для получения ожидаемых результатов.

2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и

2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы

2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе.

2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова

3.2. Основными задачами школьного наставничества являются:

разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;

разработка и реализация программ наставничества;

реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;

инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;

осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;

проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе;

формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;

обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

4.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе.

4.3. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.

4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.

4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.

4.6. Наставляемым могут быть обучающиеся:

проявившие выдающиеся способности;

демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;

с ограниченными возможностями здоровья;

попавшие в трудную жизненную ситуацию;

имеющие проблемы с поведением;

не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.

4.7. Наставляемыми могут быть педагоги:

находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;

находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;

желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.

4.8. Наставниками могут быть:

обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;

педагоги и специалисты с опытом работы более 3-х лет, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;

родители обучающихся – активные участники родительских советов;

выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;

сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;

успешные предприниматели или общественные деятели, которые обладают управленческими навыками: умеют формулировать и ставить цели и задачи, планировать работу, организовывать и контролировать работу, анализировать полученные результаты и вносить коррективы;

ветераны педагогического труда.

4.9. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

4.10. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии.

4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.

4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества.

4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы.

4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА.

5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик». В большинстве форм наставничества данной целевой модели наставляемым является обучающийся в возрасте от 10 до 19 лет. В формах «учитель – учитель» и «ученик – ученик» возрастной параметр не задается.

5.2. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.

Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.

Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.

Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.

Регулярные встречи наставника и наставляемого.

Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.

5.4. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи – планировании.

6. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА.

6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

оценка качества процесса реализации программы наставничества;

оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.

6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

6.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.

7. ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА:

Привлекать наставников, обучать, мотивировать и контролировать их деятельность;

Обеспечить инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационно-методическое);

Осуществлять персонифицированный учёт обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова;

Предоставлять данные по итогам мониторинга и оценки качества Программы наставничества в МБОУ ВСОШ №1 г. Азова, показателей эффективности наставнической деятельности в Управление образования г. Азова;

Проводить внутренний мониторинг реализации и эффективности наставничества;

Обеспечить формирование баз данных и лучших практик наставнической деятельности в МБОУ ВСОШ №1 г. Азова;

Обеспечить условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

Рассматривать вопросы организации наставничества на оперативных совещаниях; - оказывать методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении, профессиональной адаптации наставляемых;

Изучать, обобщать и распространять положительный опыт работы наставников;

Заслушивать отчёты наставников об итогах выполнения наставляемыми индивидуальных (групповых) планов обучения;

8. ПРАВА КУРАТОРА:

Запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности;

Организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.);

Вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МБОУ ВСОШ №1 г. Азова, сопровождающие наставническую деятельность;

Инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова;

Принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;

Вносить на рассмотрение руководству МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар;

Вносить на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программ наставничества.

9. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА:

Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов, Устава МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова, определяющих права и обязанности.

Разработать совместно с наставляемым план наставничества.

Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.

Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.

Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.

Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.

Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.

Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.

Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора

Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.

10. ПРАВА НАСТАВНИКА:

Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

Защищать профессиональную честь и достоинство.

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества.

Получать психологическое сопровождение.

Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.

11. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО:

Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов, Устава МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова, определяющих права и обязанности.

Разработать совместно с наставляемым план наставничества.

Выполнять этапы реализации программы наставничества.

12. ПРАВА НАСТАВЛЯЕМОГО:

Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.

Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.

Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.

Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.

В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставнической деятельностью;

13. ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАСТАВЛЯЕМОГО:

Обеспечить прохождение программы наставничества;

Не создавать помех наставляемому и наставнику в реализации программы наставничества;

Уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих реализацию программы наставничества.

14. ПРАВА ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАСТАВЛЯЕМОГО:

Выбирать наставника с учетом мнения обучающегося;

В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставнической деятельностью;

Знакомиться с программами и индивидуальным планом наставничества;

Защищать права и законные интересы обучающихся;

Присутствовать на встречах с наставником;

Знакомиться с результатами мониторинга и оценки качества программы.

15. МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ И ПООЩРЕНИЯ НАСТАВНИКОВ.

Мероприятия по популяризации роли наставника:

Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.

Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года".

Создание специальной рубрики "Наши наставники" на официальном сайте МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова.

Создание на официальном сайте МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова. методической копилки с программами наставничества.

Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"

Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.

16. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

Положение о наставничестве в МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова;

Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;

Программа целевой модели наставничества в МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова;

Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова;

Приказ о назначение куратора внедрения целевой модели наставничества в МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова;

Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучения наставников.

Приказ о назначении наставников в МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова;

Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп»;

Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества.

1.1. . Школьное наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или имеющими трудовой стаж не более 3 лет.

1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области предметной специализации и методики преподавания.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

2.2. Задачи школьного наставничества:

· привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ОУ;

· ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

· способствовать успешной адаптации молодых учителей к правилам поведения в ОУ.

ВложениеРазмер
polozhenie_o_nastavnichestve.docx 26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №4 к приказу

Положение о наставничестве

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Чехломеевская общеобразовательная основная школа»

1. Общие положения

1.1. . Школьное наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или имеющими трудовой стаж не более 3 лет.

1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области предметной специализации и методики преподавания.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

2.2. Задачи школьного наставничества:

  • привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ОУ;
  • ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • способствовать успешной адаптации молодых учителей к правилам поведения в ОУ.

3. Организационные основы наставничества

3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет методист ОУ.

3.3. Методист выбирает наставника из наиболее подготовленных учителей по следующим критериям:

  • высокий уровень профессиональной подготовки;
  • развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
  • опыт воспитательной и методической работы;
  • стабильные результаты в работе;
  • богатый жизненный опыт;
  • способность и готовность делиться профессиональным опытом;
  • стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

3.4. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.

3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях методических объединениях, согласовываются с методистом школы.

3.6. Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации методиста.

3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников школы:

  • учителей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в ОУ;
  • специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет;
  • учителей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками;
  • учителей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

3.8. Кандидатура молодого специалиста для закрепления за ним наставника рассматривается на заседании методического объединения с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы.

3.9. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.10. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым учителем целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.

4. Обязанности наставника

4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

  • деловые и нравственные качества молодого специалиста;
  • отношение молодого специалиста к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям;
  • его увлечения, наклонности, круг досугового общения.

4.3. Вводить в должность.

4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий, внеклассных мероприятий.

4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

4.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.

4.7. Развивать положительные качества молодого специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.

4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.

4.9. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника

5.1. Подключать с согласия с методиста других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.

5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

6. Обязанности молодого специалиста

6.1. Изучать Закон РФ "Об образовании", нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

6.2. Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.

6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

6.5. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6.6. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и методистом.

7. Права молодого специалиста

7.1. Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

7.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

7.4. Повышать квалификацию удобным для себя способом.

8. Руководство работой наставника

8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на методиста .

8.2 Методист обязан:

  • представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника;
  • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
  • провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
  • обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
  • осуществлять систематический контроль работы наставника;

9. Документы, регламентирующие наставничество

9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • настоящее Положение;
  • приказ директора ОУ об организации наставничества;
  • планы работы педагогического совета, методических объединений;
  • протоколы заседаний педагогического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
  • методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.

9.2. По окончании срока наставничества молодой специалист в течение 10 дней должен сдать методисту школы следующие документы:

  • отчет молодого специалиста о проделанной работе;
  • план профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план наставничества

Папка наставника учителя русского языка и литературы первой категории Савосиной Г.И.


Плюсы и минусы наставничества.

Статья была написана после моего участия в районном конкурсе наставников. В ней я попыталась структурировать работу более опытного учителы с молодым специалистом, отразить основные проблемы наставниче.

план наставничества
Положение о студенческом самоуправлении в общежитии и Положение о студенческом самоуправлении в общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую жилую комнату Положение о студенческом самоуправлении в общежитии

1.1. Высшим органом студенческого самоуправления является Общее собрание проживающих в общежитии.1.2. Совет общежития является органом самоуправления, представляющим интересы обучающихся, .

Об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон .

Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе

Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе" знакомит с метоологией наставничества а образовател.


Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"

В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен.

О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций

Нормативно-правовая база внедрения методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

Федеральный уровень

Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися

Региональный уровень

Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.06.2020 №446 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций»

Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.07.2020 №602 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»

Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 04.09.2020 №712 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества»

Муниципальный уровень

Приказ Районного отдела образования Администрации Пролетарского района Ростовской области от 18.08.2020 г. №209 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»

Приказ Районного отдела образования Администрации Пролетарского района Ростовской области от 23.09.2020 г. №247 «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества»

Локальные акты школы

Приказ МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ от 18.08.2020 г №67 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества»

Приказ МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ от 27.08.2020 г №70 «О назначении ответственных лиц (кураторов) за внедрение целевой модели наставничества»

Приказ МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ от 28.08.2020 г №75/1 « Об утверждении Положения III -42 о наставничестве в МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ и дорожной карты внедрения целевой модели наставничества»

Положение III -42 о наставничестве в МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ

Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в МБОУ Мокро-Ельмутянской ООШ

Читайте также: