Построение диаграмм и графиков в excel 8 класс урок

Обновлено: 03.07.2024

развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.

воспитывать творческий подход к работе;

развивать познавательный интерес, формировать информационную культуру.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: беседа, индивидуальная работа, работа в группах

Программное и техническое обеспечение урока:

Программа MS Excel;

Дидактическое обеспечение урока:

Раздаточный материал – электронный тест «Электронные таблицы», практическая работа

Презентация к уроку «Диаграммы»

Список литературы:

Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 7 класса

Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классе. Методическое пособие

Последовательность этапов урока.

1.Организационный момент (3 мин).

2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

4.Объяснение нового материала (10 мин).

5.Физкультминутка (2 мин).

6.Компьютерный практикум (15 минут).

7. Рефлексия (1 мин).

8.Домашнее задание (1 мин).

9.Итог урока (1 мин).

1.Организационный момент. (Приветствие класса)

Мотивация (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Как вы уже успели заметить, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Ну что ж, давайте постараемся и попробуем не разочаровать их.

Говорят, Знания – это наши плоды, так пусть сегодняшний день у нас будет урожайный! На столе у вас лежат яблочки, на них вы будете отмечать свои достигнутые результаты на этом уроке. Подпишите ваши яблочки.

Эпиграф. Итак мы начинаем наш урок.

Учитель: Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов,

Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов,
Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия,
Использовать Excel нам нужно без сомнения.

Это стихотворение, написанное учителем, действительно подтверждает важность изучения программы Excel в реалиях нашей жизни

Мы уже многое узнали об этой программе и сегодня на уроке продолжим дальнейшее знакомство с ней.

2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

Мы живем в мире цифр и статистические данные окружают нас, но за цифрами могут стоять реальные люди. Вот за аббревиатурой 7 стоите вы реальные дети и каждый из вас имеет свои порядковый номер в журнале, но это не просто номер- это реальный человек со своей жизнью и интересами.

Я сейчас озвучу следующую статью со статистическими данными:

В 7 «а» классе 20 учащихся: из которых 5 учащихся отличники, а в 7 «в» 8 отличников из 25 учащихся, в с 7 «б» количество отличников такое же как 7 «в», но в классе 24 ученика. Хорошистов в «а» и «б» равное количество и равно 10, а в «в» классе на 2 больше. В «а» и «в» успевающих равное количество, но на одного меньше, чем в «б» классе, количество которых равно 6. Также посчитано качество знаний в этих классах, в 7 «а» и 7 «б» - 75%, а в 7 «в»-80%.

Вопрос: Кто скажет, в какой форме была представлена эта информация? (В звуковой форме)..

Вопрос: Вы хорошо запомнили эту информацию? Я думаю, что нет.

Как вы думаете можно представить эту информацию в другой форме, текстовой, которая позволила бы сохранить и запомнить эту информацию?

Посмотрим на эту форму представления информации. ( Показ слайда с текстом : )

Вопрос: - Удобно ли представлена данная информация? (Нет)

Вопрос: В этом тексте как вы видите, имеется множество числовых данных. Как вы думаете, можно ли упорядочить эти данные?

Какая форма представления информации для этого используется?

(Представить данные текста в виде таблицы).

Вопрос:- А в какой форме удобно было бы представить информацию? (Правильно табличной).

Она бы приняла следующий вид:

Кол-во учащихся

%качества знании

Как вы видите, табличное представление информации позволяет упорядочить информацию, делает ее удобной для нашего восприятия.

На прошлом уроках мы познакомились с электронными таблицами. Как они назывались? ( Excel ) Мы с Вами продолжим изучение этой темы.

Что Вы научились делать в этих таблицах? Создавать, заполнять таблицы, оформлять их содержимое, работать с готовыми таблицами, выполнять расчеты над данными таблицы.

Для начала мы вспомним изученный материал прошлых уроков с помощью теста. На рабочем столе у каждого имеется тест. На выполнение, которого дается 5-6 минут.

Молодцы вы справились с заданием и получили свои оценки. А теперь вернемся к нашей таблице.

Вопрос: Как вы думаете, какой вид представления информации более нагляден и пригоден для дальнейшего анализа? (Графическая форма). Ребята, пользуясь этой таблицей можно сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой.

А как? А я хочу вас познакомить сегодня, как с помощью таблиц Excel можно это сделать. С чем мы сегодня познакомимся на уроке, а тему урока вы узнаете, разгадав ребус (ребус на слайде)

Молодцы! Правильно! Тема нашего урока «Диаграммы». Запишем тему урока в тетрадь.

Давайте мы поставим для себя цель, которую хотим достигнуть на уроке.

Работая в таблице, я научусь …(наглядно представлять данные в виде диаграммы)

Работая в таблице, я сегодня буду развивать… (навык работы с программой, память, мышление)

А для чего они нам нужны диаграммы.

Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора.

Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.

4.Изучение нового материала.

А что же такое диаграмма?

Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70 видов. Я познакомлю вам с некоторыми типами диаграмм.

Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат.

hello_html_m4c1dd93a.jpg

Гистограмма – служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках (столбики располагаются вертикально);

hello_html_5be46891.jpg

Линейчатая – служит для сравнения нескольких величин (столбики располагаются горизонтально);

hello_html_m1bfae4c.jpg

График – служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин

hello_html_7e27abec.jpg

Круговая – служит для сравнения нескольких величин в одной точке

hello_html_m679d8671.jpg

Кольцевая – аналогична круговой

5. Физминутка для снятия общего утомления. 2 мин

Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм. Перед балом нужно привести себя в порядок. Потрите ладошки, до ощущения тепла и сделайте маску своим глазкам, погрейте их – они от этого станут еще красивее и заблестят. Поставьте ладони с растопыренными пальчиками перед глазками и разводим кисти в противоположном направлении – влево, вправо. И так мы выглядим прекрасно. Пора на бал.

Вот в зал входят «Столбчатые» диаграммы – изображайте их – потянитесь из-зо всех сил вверх, чтобы почувствовать, как каждая мышца растягивается и отдыхает от напряжения. Вы похожи на столбчатые диаграммы.

А теперь в зал вошли линейные диаграммы – сделайте наклон вправо и хорошенько потянитесь, а затем влево и также потянитесь.

Вот проходят пышные дамы – конические диаграммы, девочки, изображайте, пышных дам, а с ними под руку идут их кавалеры - цилиндрические диаграммы. (Руки вверх, потянулись – вдох, руки вниз – выдох)

И вот бал начался. и все закружились в вальсе – руки на пояс – сделайте круговые обороты туловищем. Бал закончен. Садитесь на свои места.

Вернемся на наш урок и с новыми силами продолжим работу.

Сегодня мы попробуем представить числовую информацию наглядной и выразительной с использованием диаграмм. Давайте еще раз скажем …. что такое диаграмма? Какие виды бывают?

Мы сказали, что такое диаграмма, для чего они нужны, а как на компьютере создать диаграммы.

Вызвать Microsoft Office Excel 2007 – Пуск – Программы – M. Office – Microsoft Office Excel 2007.

Выделить объект, содержащий данные для построения.

Вызвать мастера диаграмм.

hello_html_3873ae7f.jpg

Выбрать тип диаграммы.

При необходимости изменить данные

Диаграмма представляет собой самостоятельный объект электронной таблицы и характеризуется рядом параметров, которые задаются при создании и могут быть изменены при редактировании диаграммы.

6.Компьютерный практикум (15 минут).

А сейчас мы посмотрим как будет выглядеть графически наша таблица Слайд 26

Кол-во учащихся

% качества знании

По полученным данным вам предстоит построить сначала гистограмму, затем круговую диаграмму в программе Excel и продемонстрировать её мне. У каждого рабочего места лежит карточка с практической работой, которой вы можете воспользоваться при выполнении задания.

Пересаживайтесь, пожалуйста, за компьютеры. Но прежде, чем приступить к работе вспомним о ТБ. (Напоминание основных правил ТБ) Учащиеся открывают MS Excel . На столах карточки практическая работа, вместе выполняем задания, учитель координирует работу учащихся, контролируя результаты каждого ученика.

Если вы все сделали правильно, то у вас должно получиться примерно следущее: Слайд16

Проверяем как вы справились с заданием:

Микровывод (оценить работу детей)

Молодцы! Все с заданием справились. Прошу пересесть за парты.

7. Подведение итогов

Вы сегодня научились создавать диаграммы. Результатом работы стали выполненные вами задания.

Наши знания – плоды. Давайте запишем чему вы сегодня научились, что узнали.

Замечательно. Я желаю, чтобы эти яблочки за неделю подросли, и к ним добавились новые плоды.

8. Домашнее задание.

Выучить определения, уметь различать виды диаграмм

2.Построить диаграмму Факторов, влияющих на здоровье человека. (Результаты представить на следующий урок на любом носителе). (Карточки таблицей к домашнему заданию раздаются каждому обучающемуся.)

развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.

воспитывать творческий подход к работе;

развивать познавательный интерес, формировать информационную культуру.

ВложениеРазмер
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel 1.28 МБ
Тест с самопроверкой в начале урока 63.5 КБ
Конспект урока 438.5 КБ
Практика 263.65 КБ
Задание на дом 13.68 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В 7 «а» классе 20 учащихся: из которых 5 учащихся отличники, а в 7 «в» 8 отличников из 25 учащихся, в с 7 «б» количество отличников такое же как 7 «в», но в классе 24 ученика. Хорошистов в «а» и «б» равное количество и рано 10, а в «в» классе на 2 больше. В «а» и «в» успевающих на 3 равное количество, но на одного меньше, чем в «б» классе, количество которых равно 6. Также посчитано качество знаний в этих классах, в 7 «а» и 7 «б» - 75%, а в 7 «в»-80%.

Класс 7а 7б 7в Кол-во учащихся 20 24 25 5 5 8 8 4 10 10 12 3 5 6 5 % качества знании 75 75 80

ПРОВЕРКА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Класс 7а 7б 7в Кол-во учащихся 20 24 25 5 5 8 8 4 10 10 12 3 5 6 5 % качества знании 75 75 80

Я научусь : наглядно представлять данные в виде диаграммы На уроке: Буду развивать: навык работы с программой память мышление

СТРОЯТСЯ В ПРЯМОУГОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ Гистограммы позволяют сравнивать несколько величин в нескольких точках. (Столбики располагаются вертикально) Линейчатая – служит для сравнения нескольких величин (столбики располагаются горизонтально); Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70 видов.

Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. График – служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин Кольцевая – аналогична круговой

ПУЗЫРЬКОВАЯ ДИАГРАММА Диаграмма «Поверхность»

КАК СДЕЛАТЬ? КАК ЕЁ СОЗДАТЬ?

Выделить необходимый диапазон данных 2 Запустить мастер диаграмм 3 Выбрать тип диаграммы 4 Задать основные и дополнительные параметры диаграммы (выполнить шаги 1 - 4) 5 Алгоритм построения диаграммы Создать таблицу с числовыми данными 1 Форматировать и редактировать области диаграммы, если это необходимо 6

НАСТРОЙКА ДИАГРАММЫ Добавить название диаграммы, а также горизонтальной оси вертикальной оси: Настроить параметры диаграммы Выделить диаграмму Основное меню «Макет» Панель инструментов «Подписи» Выделить диаграмму Вызвать контекстное меню Выбрать данные «Строка/столбец» Изменить, добавить, удалить

Практическая работа на компьютере

ДОМАШНЯЯ РАБОТА Спасибо за урок. До свидания. 1. Выучить определения, уметь различать виды диаграмм 2. Построить диаграмму «Факторов, влияющих на здоровье человека». Результаты представить на следующий урок на любом носителе .

Предварительный просмотр:

1.Основным элементом электронных таблиц является:

2.Чем в электронной таблице нумеруются столбцы?

А) буквами русского алфавита

Б) арабскими цифрами

В) буквами латинского алфавита

Г) римскими цифрами

3. Каждая ячейка в электронной таблице имеет:

А) уникальный адрес

Б) уникальное имя

В) уникальное оформление

Г) уникальную подпись

4. Как называется горизонтальный набор ячеек в таблице?

5.Определите верно записанную формулу в ячейку С1:

Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»

Раздел программы: Информационное моделирование;

Цель урока: помочь учащимся получить представление о диаграммах

  • расширить представления учащихся о возможностях программы Excel;
  • научить строить и использовать круговые диаграммы в программе Excel
  • развивать аналитико-синтезирующее мышление обучающихся;
  • формировать умения наблюдать, делать выводы;
  • развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
  • воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.
  • воспитывать творческий подход к работе;
  • развивать познавательный интерес, формировать информационную культуру.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: беседа, индивидуальная работа, работа в группах

Программное и техническое обеспечение урока :

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Компьютерный класс;
  3. Программа MS Excel;

Дидактическое обеспечение урока:

  1. Раздаточный материал – электронный тест «Электронные таблицы», практическая работа
  2. Презентация к уроку «Диаграммы»
  1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 8 класса
  2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 8 классе. Методическое пособие

Последовательность этапов урока.

1.Организационный момент (3 мин).

2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

4.Объяснение нового материала (10 мин).

5.Физкультминутка (2 мин).

6.Компьютерный практикум (15 минут).

7.Рефлексия (1 мин).

8.Домашнее задание (1 мин).

9.Итог урока (1 мин).

1.Организационный момент . (Приветствие класса)

Здравствуйте, ребята! Как вы уже успели заметить, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Ну что ж, давайте постараемся и попробуем не разочаровать их.

Учитель: Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов,

Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов,
Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия,
Использовать Excel нам нужно без сомнения.

Это стихотворение, написанное учителем, действительно подтверждает важность изучения программы Excel в реалиях нашей жизни

Мы уже многое узнали об этой программе и сегодня на уроке продолжим дальнейшее знакомство с ней.

2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

Мы живем в мире цифр и статистические данные окружают нас, но за цифрами могут стоять реальные люди. Вот за аббревиатурой 7 стоите вы реальные дети и каждый из вас имеет свои порядковый номер в журнале, но это не просто номер- это реальный человек со своей жизнью и интересами.

Я сейчас озвучу следующую статью со статистическими данными:

В 7 «а» классе 20 учащихся: из которых 5 учащихся отличники, а в 7 «в» 8 отличников из 25 учащихся, в с 7 «б» количество отличников такое же как 7 «в», но в классе 24 ученика. Хорошистов в «а» и «б» равное количество и равно 10, а в «в» классе на 2 больше. В «а» и «в» успевающих равное количество, но на одного меньше, чем в «б» классе, количество которых равно 6. Также посчитано качество знаний в этих классах, в 7 «а» и 7 «б» - 75%, а в 7 «в»-80%.

Вопрос: Кто скажет, в какой форме была представлена эта информация? (В звуковой форме) .

Вопрос: Вы хорошо запомнили эту информацию? Я думаю, что нет.

Как вы думаете можно представить эту информацию в другой форме, текстовой, которая позволила бы сохранить и запомнить эту информацию?

Посмотрим на эту форму представления информации. ( Показ слайда с текстом : )

Вопрос: - Удобно ли представлена данная информация? (Нет)

Вопрос: В этом тексте как вы видите, имеется множество числовых данных. Как вы думаете, можно ли упорядочить эти данные?

Какая форма представления информации для этого используется?

(Представить данные текста в виде таблицы).

Вопрос: - А в какой форме удобно было бы представить информацию? (Правильно табличной).


Урок информатики в 8 классе (ФГОС) к учебнику Н. Д. Угринович. Урок относится к разделу "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах" и является комбинированным - с объяснением нового материала и закреплением.

Содержимое разработки

Дата проведения: ______________________

Учитель: Баромыченко В. Ф.

Урок по теме: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа «Построение диаграмм различных типов».

Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и закрепления изученного).

Форма проведения урока:

объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, беседа, работа в парах, индивидуальная работа.

Цели урока:
- ознакомить учащихся со способами визуализации числовых данных;
- научить применять эти способы при решении конкретных задач.

Задачи урока:

- образовательные:

практическое применение изученного материала;

закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS Excel и умения составить таблицу для решения конкретной задачи;

развитие умения выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу и соответственно оформить;

оформление результатов задач в диаграммах;

формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.

- развивающие:

развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;

развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

- воспитательные:

развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;

профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию в будущей трудовой деятельности;

развитие когнитивных компетенций.

Программное и техническое обеспечение урока:

программа MS Excel.

Ход урока:

Организационный момент:
- приветствие, доклад дежурного об отсутствующих.

Актуализация знаний:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать возможности табличного процессора Excel и сегодня нам предстоит изучить новые возможности этой программы.

Но сначала повторим теоретический материал, полученный на прошлом уроке. Для этого вы поработаете в парах - на ваших столах лежат карточки с заданиями. Одно задание на нахождение соответствия между понятием и верным ответом, второе – на работу с формулами. После выполнения задания поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

Изучение нового материала:

Учитель: Итак, мы вспомнили и повторили основные понятия электронных таблиц. Возможности ЭТ велики - с их помощью можно решать разнообразные задачи, моделировать различные процессы и явления, выполнять вычисления. Но не только! ЭТ позволяют визуализировать полученные результаты, используя деловую графику. И цель сегодняшнего урока - узнать какие графические возможности есть у прикладной программы MS Excel, для чего используют диаграммы, какие типы и виды диаграмм существуют, как построить диаграмму.

Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах». (слайд 1)
Записывают тему в тетрадь.

Учитель: Рассмотрим типы диаграмм. Различные типы диаграмм позволяют представлять данные в различных формах. Для сравнения величин используется столбчатая (линейчатая) диаграмма (слайд 2), круговая – для отображения частей целого (слайд 3), график – для построения графиков и отображения изменения величин в зависимости от времени (слайд 4) и т.д. На самом деле типов диаграмм больше, но мы говорим о самых распространенных, самых востребованных.

Запишите в тетрадях основные типы диаграмм:
- круговая диаграмма, кольцевая диаграмма, гистограмма, точечная диаграмма, линейчатая диаграмма, график.
Записывают в тетрадь под диктовку.

Теперь рассмотрим технологию построения диаграмм и графиков.

Этап первый. При создании диаграммы в электронных таблицах прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Затем на панели быстрого доступа открыть вкладку/команду «Вставка» и выбрать соответствующую диаграмму или график. (слайд 5).


Выделенный диапазон исходных данных включает в себя ряды данных и категории.

Ряды данных – это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме.

На линейчатой диаграмме значения ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой - с помощью секторов, на графике – точками, имеющимися заданные координаты Y. (слайды 6,7,8)




Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме. На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами, на круговой диаграмме – названиями секторов, а на графике категории используются для обозначения делений на оси Х.

Ряды данных и категории могут размещаться как в столбцах, так и в строках электронной таблицы.

Этап второй. Оформление диаграммы.

Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными. Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду. Для того, чтобы подписать диаграмму, данные, название осей, а также определить местоположение легенды, необходимо выбрать вкладку/команду «Макет» на панели быстрого доступа. (слайд 9)


На этом этапе подбираются все необходимые параметры диаграммы, т.е. ее внешний вид. Можно подписать вертикальную и горизонтальную ось (при необходимости), подписать данные, название диаграммы, изменить местоположение легенды.

Подписи данных, название осей не всегда бывают уместны – иногда это перегружает диаграмму информацией, делает ее тяжелой для восприятия. Оформление диаграммы каждый раз решается индивидуально, в зависимости от решаемой задачи. Надо помнить, что диаграмма или график должны быть информативны и эстетичны. (слайд 10)

Закрепление материала. Практическая работа.

Учитель: А теперь приступаем к выполнению практической работы на компьютерах.

У вас на рабочем столе находится файл «Практическая работа. Построение диаграмм и графиков». Скопируйте его себе в папку, откройте и выполните три задания. Для каждой таблицы подберите подходящую диаграмму или график и разместите на том же листе. Все диаграммы должны быть подписаны. Файл сохраните под тем же именем.

Удачи!
Выполняют практическую работу. Визуальная проверка практической работы.

Подведение итогов.
Учитель: Подведем итоги урока.
Назовите основные типы диаграмм. Назовите этапы создания диаграмм и графиков.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что вызвало трудности в практической работе?

Подведение итогов урока в форме беседы. Выставление оценок за практическую работу с учетом личной активности учащегося на уроке.

Домашнее задание: п. 4.3


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное и техническое обеспечение урока:

      1. Мультимедийный проектор;
      2. Компьютерный класс;
      3. Программа MS Excel;

      Дидактическое обеспечение урока:

      1. Раздаточный материал – электронный тест «Электронные таблицы», практическая работа
      2. Презентация к уроку «Диаграммы»

      Последовательность этапов урока.

      1.Организационный момент (3 мин).

      2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

      4.Объяснение нового материала (10 мин).

      5.Физкультминутка (2 мин).

      6.Компьютерный практикум (15 минут).

      7. Рефлексия (1 мин).

      8.Домашнее задание (1 мин).

      9.Итог урока (1 мин).

      Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

      Просмотр содержимого документа
      «конспект»

      Конспект урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel »

      Цель урока: помочь учащимся получить представление о диаграммах

      Задачи урока:

      образовательные:

      расширить представления учащихся о возможностях программы Excel ;

      научить строить и использовать круговые диаграммы в программе Excel

      развивающие:

      развивать аналитико-синтезирующее мышление обучающихся;

      формировать умения наблюдать, делать выводы;

      развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

      воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.

      воспитывать творческий подход к работе;

      развивать познавательный интерес, формировать информационную культуру.

      Тип урока: комбинированный.

      Формы работы: беседа, индивидуальная работа, работа в группах

      Программное и техническое обеспечение урока:

      Программа MS Excel;

      Дидактическое обеспечение урока:

      Раздаточный материал – электронный тест «Электронные таблицы», практическая работа

      Презентация к уроку «Диаграммы»

      Последовательность этапов урока.

      1.Организационный момент (3 мин).

      2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

      4.Объяснение нового материала (10 мин).

      5.Физкультминутка (2 мин).

      6.Компьютерный практикум (15 минут).

      7. Рефлексия (1 мин).

      8.Домашнее задание (1 мин).

      9.Итог урока (1 мин).

      1.Организационный момент. (Приветствие класса)

      Мотивация (1 мин)

      Говорят, Знания – это наши плоды, так пусть сегодняшний день у нас будет урожайный! На столе у вас лежат яблочки, на них вы будете отмечать свои достигнутые результаты на этом уроке. Подпишите ваши яблочки.

      Эпиграф. Итак мы начинаем наш урок.

      Учитель: Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов,

      Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов,
      Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия,
      Использовать Excel нам нужно без сомнения.

      Это стихотворение, написанное учителем, действительно подтверждает важность изучения программы Excel в реалиях нашей жизни

      Мы уже многое узнали об этой программе и сегодня на уроке продолжим дальнейшее знакомство с ней.

      2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

      Мы живем в мире цифр и статистические данные окружают нас, но за цифрами могут стоять реальные люди. Вот за аббревиатурой 8 стоите вы реальные дети и каждый из вас имеет свои порядковый номер в журнале, но это не просто номер- это реальный человек со своей жизнью и интересами.

      Я сейчас озвучу следующую статью со статистическими данными:

      В 8 классе 11 учащихся: из которых 2 учащихся хорошисты, а в 7 классе 3 учащихся хорошистов из 11 учащихся, в 6 количество хорошистов такое же как 7 , но в классе 12 учеников. Хорошистов в 5,7,8 равно 8. Также посчитано качество знаний в этих классах, в 8 - 18 %? 7- 2 7%, в 6 - 25 %.

      Вопрос: Кто скажет, в какой форме была представлена эта информация? (В звуковой форме).

      Вопрос: Вы хорошо запомнили эту информацию? Я думаю, что нет.

      Как вы думаете можно представить эту информацию в другой форме, текстовой, которая позволила бы сохранить и запомнить эту информацию?

      Посмотрим на эту форму представления информации. ( Показ слайда 2 с текстом : )

      Вопрос: - Удобно ли представлена данная информация? (Нет)

      Вопрос: В этом тексте как вы видите, имеется множество числовых данных. Как вы думаете, можно ли упорядочить эти данные?

      Какая форма представления информации для этого используется?

      (Представить данные текста в виде таблицы).

      Вопрос:- А в какой форме удобно было бы представить информацию? (Правильно табличной).

      Она бы приняла следующий вид: СЛАЙД 3

      Кол-во учащихся

      %качества знании

      Как вы видите, табличное представление информации позволяет упорядочить информацию, делает ее удобной для нашего восприятия.

      На прошлом уроках мы познакомились с электронными таблицами. Как они назывались? ( Excel ) Мы с Вами продолжим изучение этой темы.

      Что Вы научились делать в этих таблицах? Создавать, заполнять таблицы, оформлять их содержимое, работать с готовыми таблицами, выполнять расчеты над данными таблицы.

      Для начала мы вспомним изученный материал прошлых уроков с помощью теста. На рабочем столе у каждого имеется тест. На выполнение, которого дается 5-6 минут. СЛАЙД 4

      Молодцы вы справились с заданием и получили свои оценки. А теперь вернемся к нашей таблице.

      Вопрос: Как вы думаете, какой вид представления информации более нагляден и пригоден для дальнейшего анализа? (Графическая форма). СЛАЙД 6

      Ребята, пользуясь этой таблицей можно сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой.

      А как? А я хочу вас познакомить сегодня, как с помощью таблиц Excel можно это сделать. С чем мы сегодня познакомимся на уроке, а тему урока вы узнаете, разгадав ребус (ребус на слайде 7)














      Молодцы! Правильно! Тема нашего урока «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах». Запишем тему урока в тетрадь.

      Давайте мы поставим для себя цель, которую хотим достигнуть на уроке.

      Работая в таблице, я научусь …(наглядно представлять данные в виде диаграммы)

      Работая в таблице, я сегодня буду развивать… (навык работы с программой, память, мышление)

      А для чего они нам нужны диаграммы.

      Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора.

      Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.

      4.Изучение нового материала.

      А что же такое диаграмма?

      Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных.

      Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70 видов. Я познакомлю вас с некоторыми типами диаграмм.

      Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат. СЛАЙД 11-13


      Линейчатая – служит для сравнения нескольких величин. Диграммы могут быть плоскими или объемными,столбцы могут располагаться как вертикально, так и горизонтально;С помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран мира.


      Круговая – служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Диаграммы могут быть плоскими или объемными. Круговая диаграмма позволяет наглядно показать долю стоимости отдельных устройств компьютера в его общей стоимости.


      График – служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин.На плоских графиках маркерами отображаются значения числовой величины,которые соединяются между собой плавными линиями.Объемные графики представляют изменение величины с помощью цветной трехцветной фигуры

      Откройте учебники на стр.90 посмотрите основные типы диаграмм.

      При создании диаграммы в ЭТ прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения.

      Выделенный диапазон ячеек исходных данных включает в себя ряды данных и категории.

      СЛАЙД 14 Ряды данных – множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме.

      C ЛАЙД 15. На линейчатой диаграмме значение ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой-с помощью секторов, на графике точками, имеющими заданные координаты Y .

      СЛАЙД 16

      Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме.

      На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами, на круговой диаграмме – названиями секторов, а на графике категории используются для обозначения делений на оси X .

      Категории и ряды данных могут размещаться как в столбцах, так и в строках. ЭТ.

      Оформление диаграммы.

      Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду.

      Внешний вид диаграммы можно настраивать. С помощью мыши можно изменять размеры диаграммы, можно изменять название диаграммы и осей, тип шрифта, его размер и цвет.

      Сегодня мы попробуем представить числовую информацию наглядной и выразительной с использованием диаграмм. Давайте еще раз скажем…. что такое диаграмма? Какие виды бывают?

      Мы сказали, что такое диаграмма, для чего они нужны, а как на компьютере создать диаграммы.

      Теперь рассмотрим технологию построения диаграмм и графиков.

      Этап первый. При создании диаграммы в электронных таблицах прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Затем на панели быстрого доступа открыть вкладку/команду «Вставка» и выбрать соответствующую диаграмму или график.


      Выделенный диапазон исходных данных включает в себя ряды данных и категории.

      Этап второй. Оформление диаграммы.

      Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными. Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду. Для того, чтобы подписать диаграмму, данные, название осей, а также определить местоположение легенды, необходимо выбрать вкладку/команду «Макет» на панели быстрого доступа.


      На этом этапе подбираются все необходимые параметры диаграммы, т.е. ее внешний вид. Можно подписать вертикальную и горизонтальную ось (при необходимости), подписать данные, название диаграммы, изменить местоположение легенды.

      Подписи данных, название осей не всегда бывают уместны – иногда это перегружает диаграмму информацией, делает ее тяжелой для восприятия. Оформление диаграммы каждый раз решается индивидуально, в зависимости от решаемой задачи. Надо помнить, что диаграмма или график должны быть информативны и эстетичны.

      Вызвать Microsoft Office Excel 2007 – Пуск – Программы – M. Office – Microsoft Office Excel 2007.

      Выделить объект, содержащий данные для построения.

      Вызвать мастера диаграмм.


      Выбрать тип диаграммы.

      При необходимости изменить данные

      6.Компьютерный практикум (15 минут).

      А теперь приступаем к выполнению практической работы на компьютерах, займите свои рабочие места.

      Открываем учебники стр. 99 Практическая работа 4.4 «Построение диаграмм различных типов»

      Для каждой таблицы подберите подходящую диаграмму или график и разместите на указанном листе. Все диаграммы должны быть подписаны. Файл сохраните под тем же именем. Время на работу – 15 минут.

      Участники каждой группы занимают места за компьютерами и выполняют задания, руководствуясь «Инструкцией для выполнения работы». Учитель индивидуально работает с каждым учеником, обращая внимание на разнообразие типов диаграмм, замену исходных данных и установку параметров. Визуальная проверка практической работы.

      Учитель: Время, отведённое на эту работу, закончилось. Прошу участников групп занять свои рабочие места за партами.

      СЛАЙД 21-23. После длительной работы за компьютером наступает утомление глаз, поэтому необходимо снять это напряжение, выполняя комплекс упражнений для глаз. Пока я проверяю ваши практические работы, прошу внимательно понаблюдать за движением картинок.

      Максимальная оценка за практическую работу – 10 баллов.

      5.Подведение итогов урока.
      Учитель: Подведем итоги урока.
      СЛАЙД 24

      Назовите основные типы диаграмм. Назовите этапы создания диаграмм и графиков.
      Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вызвало трудности в практической работе?

      Вы сегодня научились создавать диаграммы. Результатом работы стали выполненные вами задания.

      Наши знания – плоды.

      Слайд 25.

      Давайте запишем чему вы сегодня научились, что узнали.. Заполните свои яблоки, знаниями, проставьте баллы, на тех этапах урока в которых вы принимали участие. Подсчитайте общее количество баллов.9-10 баллов – 5,7-8 баллов – 4, 5-6 баллов-3.

      Замечательно. Я желаю, чтобы эти яблочки за неделю подросли, и к ним добавились новые плоды.

      Учитель:Тема «Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel» успешно пройдена и усвоена. Цель урока достигнута, мы с вами получили представление о диаграммах, научились строить диаграммы и закрепили умения работы с графическими возможностями MS Excel.

      Домашнее задание.

      Выучить определения, уметь различать виды диаграмм. Подготовиться к контрольной работе, повторить главу 4 «Кодирование и обработка числовой информации» стр.73-92.

      Читайте также: