Потенциал пгу как драйвера развития

Обновлено: 06.07.2024

Российская система образования считается одной из самой лучше в мире. Как и другие сферы жизнедеятельности человека, образование в последнее время претерпевает разные изменения. Эти изменения кардинально отличают образование XX века от образования XXI века. Данные изменения происходят благодаря мировому процессу глобализации.

Некоторые черты глобализации проявились уже в эпоху античности, к примеру, Александр Македонский, ввел понятие эллинизм. Так, Римская империя утвердила свою гегемонию над Средиземноморьем, что привело к глубокому переплетению различных культур и появлению межрегионального разделения труда в Средиземноморье.

Как мы видим процесс глобализации на протяжении долгого времени шагает с человечеством нога в ногу и затрагивает абсолютно любую сферу жизни человека. Так и сфера российского образования усложняется, изменяется в связи с активным переходом большинства экономик в процесс глобализации. В связи с этим возникает индикатор конкурентности в интеллектуальных полях общества.

Сейчас, в жизни современного общества образование играет одну из главных ролей, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала, а следовательно, и ресурсом социально-экономического развития стран, прогресса общества и повышения благосостояния каждого человека. В связи с постоянными и быстрыми обновлениями технологий, главным образом информационных, процессами трансформации в социальной сфере, в мире и в России происходят значимые изменения в сфере образования.

Анализ, проведенный в ходе выполнения работ по совершенствованию направлений развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наглядно демонстрирует, что существуют драйверы, драйверы современного образования.

Что такое драйвер? Давайте разберемся. Драйвер (от англ. Drive рулить). Употребляется термин обычно в смысле «нечто, запускающее что-то» или как «нечто, начинающее и обеспечивающее движение/развитие в той или иной области». Раньше были просто «точки роста», а сейчас говорят о «драйверах» как о чем-то большем, чем просто «точки» - здесь ощущается активистский смысл - драйверы как бы ещё и вытягивают за собой, а не просто двигаются сами по себе.

И, пожалуй, один из самых первых «драйверов» образования в России является отмена крепостного права в 1861 г., когда реформа образования могла дать элементарные знания для малограмотного населения – крестьянам. Уже тогда отмена крепостного права дала огромный толчок в изменениях системы образования Российской Империи.

В начале 90-х годов на рынке труда появились такие профессии как: менеджер, программисты, юристы, администраторы и другие. Появился спрос на новые специальности и российское образование отреагировало на данный спрос в вузах страны, как в государственных, так и в коммерческих, началась масштабная переподготовка и подготовка кадров по данным специальностям. Новые специальности и новые возможности дали большой потенциал для развития образования в данных сферах, и тем самым обеспечив еще множество ответвлений по более узким специальностям. В 90-х годах, происходят огромная динамика в российских вузах и сузах, тем самым происходит пополнение не только в интеллектуальной сфере, но и также в финансировании образования, как со стороны государства, так и со стороны коммерческих вузов. Эти перемены и являются еще одним «драйвером», толчком для развития и распространение образования в России.

Образование стало «через всю жизнь» и образование стало модным, учиться стало необходимым и главным источником образовательного и информационного ресурса.

В ходе изучение вопроса «драйверы в образование» получилось выявить ряд драйверов, определяющих развитие системы образования в мире,к которым относятся:

• Внешние драйверы – глобальные тенденции, действующие практически во всех сферах человеческой деятельности и оказывающие непосредственное влияние на сферу образования.

• Производные драйверы – последствия «внешних драйверов», имеющие самостоятельное значение и актуальность для развития системы образования.

• Системные драйверы – это тенденции и установки уже сложившиеся в системе образования.

• Перспективные системные драйверы – это возможные тенденции и установки, которые можно будет с выгодой использовать для развития систем образования и их вывода на оптимальные сценарии.

• Внутренние системные драйверы и тенденции – отражают специфику уровней образования со своими (общими и частными проблемами) для каждого уровня.

Современное общество и современное образование строится на интересах общества, на потребностях общества. С веком компьютеризации и информатизации, в образовательных учреждениях, появляются оборудованные классы,специальной цифровой техникой: компьютеры, интерактивные доски и панели, интерактивные полы, и многие другие девайсы. Вся эта потребность общества к цифровым гаджетам диктует разным сферам, в частности и образованию, к приобретению и оборудованию классов или групп, тем самым «драйвер» компьютеризации делает образование доступным для детей, интересным и в каком-то моменте, привычнее в получении знаний у ребенка или студента.

На дошкольное образование сегодня оказывают влияние несколько факторов.

Первое требование повышения шансов детей, из неблагополучных семей и других групп зоны риска, на развитие, социализацию, подготовку к обучению в школе. С упором на равенство доступа и важность дошкольного образования для подготовки к школе идет один из главных акцентов. Одной из целью дошкольного образования является – получение доступного образования и равного для всех, для будущей подготовки уже к начальному образованию.

Второе и немало важное, что именно в дошкольном возрасте получение знаний происходит наиболее эффективно.

Наш опыт в применении драйвера в дошкольном образовании это драйвер цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовательном процессе, на наш взгляд он является одним из главных моментов современного образования. Интерактивные системы применяются для развития речи, памяти, воображения, навыков обращения с людьми. Под цифровым образовательным ресурсом понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования, в том числе и дошкольного. В настоящее время во многих детских дошкольных образовательных учреждениях есть интерактивные доски, интерактивные панели, интерактивные полы, и другие информационно-компьютерные установки.

Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, встречи с ребятишками должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого красочного, яркого материала, с использованием звука и видеозаписей. Все это может обеспечить нам в нашей деятельности компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Воспитатель должен работать в тандеме «воспитатель-компьютер».

Как мы знаем, ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игра, именно в ней и формируется и развивается личность ребенка. В процессе самообучения, происходит приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений.

Во время нашей деятельности ребенок за компьютером впервые попадает в ситуацию, когда он может переставить, убрать, передвинуть. Экран подвластен прямому вмешательству рук. И прежде чем манипулировать образами на экране, ребенок обязательно проделывает требуемую операцию мысленно. Формируется наглядно-образное мышление, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь элементарных событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий. Все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению в школе. Занятия на компьютере, интерактивных досках имеют большое значение для развития мелкой моторики дошкольников, формируется координация движений глаз и руки, это содействует становлению таких свойств, произвольного внимания, как устойчивость и распределение. Дети учатся преодолевать трудности, вырабатываются умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно,воспитываются волевые качества личности: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, формируется усидчивость, целеустремленность, развивается творческая способность.Необходимо сформировать правильное отношение к компьютерному средству: с его помощью можно познавать мир, развиваться, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы.

Мы широко применяем драйвер «информатизации и компьютеризации», это драйвер помогает стирать еще один барьер между взрослым и ребенком, быть на одном уровне с ребенком, а если мы еще вместе с малышом будем соревноваться в игре на интерактивной доске, грань возможно и сотрется полностью. В нашей образовательной деятельности у ребенка появляется огромный интерес к процессу получения знаний, ребята могут работать как индивидуально за интерактивной панелью, так и в небольшой команде до 4-х человек. На наш взгляд, дошкольное учреждения должно знакомить ребенка и с информационными и компьютерными технологиями. Что в дальнейшем принесет позитивный опыт от получения знаний.

Новый закон об образование, выпущенный в 2012 году, собрал огромный опыт, собранный десятилетиями. Реформы, «драйвера» все это послужило позитивным опытом-основой для улучшения системы Российского образования. Новый закон об образовании запустил в действие процессы реформирования в образовании, учитывая и основываясь на «драйвер» демократичности всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе – в образовании.

Изучив тему «Современные драйверы в образовании» могу сделать вывод, что современными «драйверами в образовании» являются нормы и институты современного общества, его интересы, потребности, желания именно они являются ключевыми «драйверами» образования.

1. Агранович М. Л. Индикаторы достижения Целей устойчивого развития в сфере образования и национальная образовательная политика. Вопросы образования, №4 2017 г. стр. 242-264.

2. Агранович М. Л. Российское образование в контексте международных индикаторов / М. Л. Агранович, Ю. В. Ермачкова, Ливенец М. А., И. В. Селиверстова. ФИРО РАНХиГС, Москва, 2019 г. стр. 96-125.

3. Дегтярев А. Н., Дегтярева Л. Р «Современные драйверы развития Российского образования в условиях разноплановых вызовов», // «Экономика региона» № 4, 2013 г. С. 82 – 95.

4. Джига Н. Д. Взаимосвязь профессиональной направленности и креативности как потенциала созидания//Преподаватель XXI век. 2017. № 4-1. С. 79-89.

5. Лапенок М. В., Макеева В. В. Формирование индивидуальной траектории обучения в информационно-образовательной среде школы//Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 37-43.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Университет как драйвер регионального развития

В рамках открытия «Точки кипения МГУ им. Н.П. Огарева» 9 июня состоялась пленарная дискуссия «Университет как драйвер регионального развития».

«Я первый раз в Саранске. Очень впечатлил кампус Мордовского университета и в целом республика. Видно, что регион с большим инновационным потенциалом. Его рост во много зависит от университета, который нацелен побеждать в больших проектах и понимает куда он идёт»,- поделился впечатлениями модератор сессии, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Станиславович Сжёнов.

В дискуссии приняли участие: Врио Главы Республики Мордовия Здунов Артём Алексеевич, ректор МГУ им. Н.П. Огарёва Сергей Михайлович Вдовин, заместитель генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению проектов» Дмитрий Евгеньевич Глушко, ректор АНО «Университет 20.35» Нина Олеговна Яныкина, директор Центра цифрового развития, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению проектов» Вера Николаевна Адаева. Кроме того, онлайн подключились специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Николаевич Песков и заместитель директора направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению проектов» Юлия Борисовна Ханьжина.

врио точка.jpg

Здунов Артем Алексеевич, Врио Главы Республики Мордовия:

«Сделаю акцент на том, что «Точка кипения» открылась именно в университете. Это тот институт, без которого невозможно любое развитие. Университет определяет приоритеты. Будем использовать «Точку кипения» для проведения проектных сессий, привлекать бизнес. Также не стоит забывать про гуманитарную составляющую. Здесь должна формироваться идеология развития культуры, соблюдаться принципы максимальной открытости».

точка 1.jpg

Дмитрий Николаевич Песков, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития:

«Для развития «Точки кипения» необходима устремленная в будущее власть, сильная команда университета, предпринимательские сообщества. «Точка кипения» должна быть не показательным, модным пространством. Она должна стать порождением новых проектов, а чтобы проекты выросли и перестали быть идеей, нужно над ними долго работать. Это должны делать учёные, предприниматели. Сосредоточенными усилиями необходимо нагнетать давление, внимательно смотреть на опыт предыдущих «Точек», вступать с ними в партнёрство и включаться в проекты, над которыми работает республика. Тогда появятся проекты высокого качества».

глушко - точка.jpg

Глушко Дмитрий Евгеньевич, заместитель генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению проектов»:

«Главным драйвером развития "Точки кипения" является коммуникация. Пространство "Точки кипения" должно притягивать людей с проектами, инициативами. Важна коммуникация с органами госвласти. Именно эти люди могут ставить задачи и доводить их до сообществ - активных носителей проектов. Вузу также очень важно вовлекать в деятельность "Точки кипения" иностранных студентов, это даст дополнительное развитие, позволит получить новых партнёров».

вдовин точка.jpg

Сергей Михайлович Вдовин, ректор МГУ им. Н.П. Огарева:

«Мы позиционируем университет как драйвер развития региона с использованием цифровых технологий. Главная ценность вуза - человеческий потенциал: университет, открытый для всех и уникальный для каждого. "Точка кипения" открыта на базе вуза, но по своей сути она является республиканской. Сегодня коллективу Мордовского университета предстоит большая работа по формированию стратегии развития региона. Перед нами ставятся новые цели и задачи. Очень важно, чтобы вуз отвечал на те вызовы, которые есть в обществе. Мы готовы совершить прорыв!».

Напомним, что ключевыми направлениями «Точки кипения»являются «Цифровая трансформация университета и культура цифровой эпохи», «Сквозные технологии», «Таланты и успех: развитие человеческого капитала», «Наставничество и развитие наставнических практик», «Молодежное предпринимательство», «Организация работы с выпускниками университета», а также развитие в рамках рынков Национальной Технологической Инициативы: EduNet, TechNet, EnergyNet, HealthNet.

Ольга Васильева: Планируем к 2019 году создать опорные университеты еще в 50 субъектах Федерации. Фото: Пресс-служба Министерства образования и науки Российской Федерации

Главные цели опорных вузов - удержать в регионах талантливых абитуриентов и создать благоприятные условия для социально-экономического развития регионов. Для этого им обещано повышенное финансирование. Причем на статус опорного могут претендовать не только вузы Минобрнауки России, но и других ведомств.

По данным департамента госполитики в сфере высшего образования минобрнауки, большая часть талантливых выпускников школ уезжает из своих регионов в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Тюмень. Больше половины бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре находится в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, федеральных и научно-исследовательских университетах, вузах из Проекта 5:100. Это меньше сотни университетов. А всего их у нас около 769. Получается, что самые подготовленные студенты и аспиранты остаются в городах-магаполисах и не возвращаются домой. Опорный вуз должен стать центром притяжения в регионе, где объединены интересы жителей, работодателей и местной власти.

- Перед опорными университетами стоит триединая задача: вуз должен стать для региона центром науки, подготовки кадров и социокультурного развития территории. Региональная власть, со своей стороны, участвует в этом процессе, она заинтересована в решении поставленных задач, - заявила министр образования и науки Ольга Васильева.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Для столиц программа создания опорных вузов тоже выгодна - многие родители считают, что иногородние абитуриенты заполняют места в столичных вузах, а коренные жители городов остаются за бортом. Но как не принять абитуриента, если у него 100 баллов за ЕГЭ? И не важно - из Москвы он или Салехарда.

Сегодня в стране уже 33 опорных университета. В первую волну было выбрано 11 вузов, потом еще 22, которые разделены на две группы. В первую группу вошли восемь университетов. Среди них, например, Владимирский госуниверситет и Мурманский арктический госуниверситет. Вузы получат по 100 миллионов рублей плюс поддержку от регионов и работодателей. Во второй группе - Алтайский госуниверситет, Калмыцкий госуниверситет, Петрозаводский госуниверситет и другие.

3 миллиарда рублей выделено на поддержку опорных вузов

В минобрнауки рассказали, что окажут экспертную и методическую поддержку, включая программы подготовки управленческих команд. И подчеркнули, что финансирование будет напрямую зависеть от того, как вузы выполняют свои программы и обязательства.

Вузы, которые претендовали на новый статус и дополнительное финансирование, прошли жесткий отбор.

- Перед членами совета стояла задача отобрать лучшие проекты, способные принести существенное развитие своему региону. Мы рассмотрели индивидуально каждую заявку, учитывая детально предлагаемую программу развития каждого университета, а также позицию региона по ее актуальности и дальнейшей поддержке. Перед каждым отобранным вузом ставятся амбициозные задачи стать настоящей опорой региону, обеспечивая его необходимыми кадрами и развивая его образовательный и научный потенциал. Количество поступивших заявок наглядно показывает растущий интерес к программе, и мы, безусловно, продолжим ее дальнейшее развитие, - пояснила Ольга Васильева. - Мы планируем к 2019 году создать опорные университеты еще в 50 субъектах Федерации.

Она рассказала, что в этом году для опорных вузов выделяется около 3 миллиардов рублей. По словам Ольги Васильевой, опорные вузы могут стать ведущими участниками проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций". "Мы рассчитываем, что опорные университеты, которые также примут участие в отборе, станут флагманами среди таких университетских центров" - заявила министр.

Как будут оценивать опорные университеты и как долго может продолжаться участие в этой программе?

- В числе основных целей пятилетних программ развития опорных вузов - рост доли выпускников, трудоустроившихся в экономике региона, показателей публикационной активности научных и педагогических работников, объема НИОКР и увеличение доходов вуза из всех источников. Если ключевые показатели результативности не будут достигнуты, это может привести к исключению университета из числа победителей, получающих господдержку. Если вуз не оправдал возложенные на него ожидания по обеспечению региона необходимыми высококвалифицированными кадрами, не смог развить свой образовательный и научный потенциал, такой серьезный статус не для него, - уверена Ольга Васильева.


Министр науки и высшего образования РФ принял участие в работе круглого стола, посвященного вопросам партнерства высших учебных заведений и городских агломераций, который состоялся в рамках Московского международного салона образования.

В мире уже стала традиционной практика признания и активного использования университетских кампусов в качестве системообразующего звена в городах их присутствия. Даже здания университетов, как правило, являются знаковыми для архитектурного облика городов. Влияние кампусов на культурную и социальную жизнь, инвестиционную привлекательность региона, динамику и качество развития рынка труда напрямую зависит от модели, уровня и качества развития кампусов. Общемировые тенденции неминуемо находят свое отражение и в России.

По мнению участников круглого стола, для раскрытия потенциала российских университетов в качестве драйверов развития регионов необходимы как финансовые вливания, так и радикальные институциональные изменения с учетом прогрессивного мирового опыта. Звучали мнения руководителей вузов, глав субъектов и отраслевых экспертов. Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков поблагодарил коллег за активность и предложения по решению поставленных задач.

«Очень важно, что у нас звучат разные мнения. Это имеет принципиальное значение. При этом нам всем нужно понять, что кампус – не самоцель. Важно определить, какие задачи мы с вами по-настоящему хотим решить. Все остальное – это инструменты. Исходя из масштаба задач, понятно, что тривиальными способами мы их за отведенное время не сможем решить. Физически не сможем. И ресурсы мы такие не найдем, да и только за счет бюджета такие задачи решать было бы не совсем правильно», - отметил Михаил Котюков. Глава Министерства рассказал, что в каждом регионе, где формируются ведущие университеты и где будут запущены научно-образовательные центры мирового уровня, предстоит серьезная совместная работа. «Главная задача - это укрепление пространственной связанности нашей страны. Университет, даже если он федеральный, работает на развитие региона. Драйвер развития страны – это агломерация. А драйвером внутри агломерации может стать университет. Много чего еще должно быть в этом городе, безусловно: культура, безопасность, инфраструктура. Но университет – это то, что постоянно будет генерировать новые решения и знания», - сказал Министр.

Современная вузовская среда должна обеспечить доступность образования для иногородних студентов, комфортные условия проживания, возможность проведения учебных занятий, культурно-массовых, досуговых мероприятий и занятий спортом. К 2024 году в рамках нацпроекта в студенческих городках будет создано (осуществлено проектирование, строительство и реконструкция) 77,6 тысяч новых мест. При этом к 2021 г. – 36 тысяч мест, на что предусмотрено порядка 42 млрд рублей.

Как звучало, обсуждение темы не ограничивается рамками круглого стола. Основная работа начнется в ближайшее время, когда к коллегиальной работе массово присоединятся главы регионов и руководители вузов.

Читайте также: