Презентацию в программе powerpoint по одной из актуальных проблем психологии общения

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Тема 1. Общение как социально-психологическая проблема." — Транскрипт:

1 Тема 1. Общение как социально-психологическая проблема

2 Содержание 1. Определение понятия «общение». Структура и средства общения. 2. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения. 3. Перцептивная сторона общения: 3.1. Первое впечатление Длительное общение Наши поступки в общении Самоподача в общении. 4. Коммуникативная сторона общения. 5. Интерактивная сторона общения. 6. Стили общения.

3 1. Определение понятия «общение». Структура и средства общения. «… Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что они не входят в круг наших понятий…». Козьма Прутков «Афоризмы»

4 «. когда объем понятия стремится к бесконечности, его содержание стремится к нулю…» Выготский Л.С. В поисках новой психологии

5 Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Краткий психологический словарь Определение понятия «общение»:

6 СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ Коммуникативная сторона Перцептивная сторона Интерактивная сторона Обмен информацией между собеседниками Восприятие друг друга партнерами по общению Организация взаимодействия

7 Средства общения: Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Знак – это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Краткий психологический словарь

8 Виды знаков интенциональныенеинтенциональные непреднамеренно выдающие эту информацию специально производимые для передачи информации

9 2. Характеристика и содержание общения Два вида общения вербальное невербальное

10 Невербальные элементы общения: 1.Позы, жесты, мимика. 2. Паралингвистика или просодика. 3. Проксемика (от англ. proximity близость). 4. Визуальное общение.

12 Основные механизмы познания другого человека в процессе общения идентификация эмпатия рефлексия

13 Идентификация (от лат. «identifico» – уподобление, отождествление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

14 Эмпатия представляет собой способность к постижению эмоционального состояния другого чело- века в форме сопереживания. Термин «эмпатия» ввел в науку Эдвард Титченер, который говорил: «Я не только вижу в других важность, скромность или гордость. Я чувствую эти черты, проигрываю их в уме. » Э. Титченер «Общение и чувства»

15 Рефлексии – это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает собеседника, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

16 Способы воздействия партнеров друг на друга заражение внушение убеждение подражание

17 Заражение – бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям. Внушение (суггестия) – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого.

18 Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Подражание заключается не просто в принятии внешних черт поведения другого человека, а в воспроизведении им черт и образов демонстрируемого поведения.

19 3. Перцептивная сторона общения «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающие- гуся текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план…» Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии

20 3.1. Первое впечатление Ошибки социального восприятия Фактор превосходства Фактор привлекательности Фактор «отношения к нам» Опыты А.А. Бодалева Л.Н. Толстой «Крейцерова соната» Эксперименты Р. Нисбет и Т. Вильсон

21 3.2. Длительное впечатление 1. Лицо собеседника :

23 3. Походка человека

24 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДКИ УГНЕТЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Люди, которые ходят быстро, размахивая руками - имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать. Люди, которые обычно держат руки в карманах, даже в теплую погоду, скорее всего повышено критичны и скрытны. Так, как правило, им нравится подавлять других людей. Те, кто находятся в угнетенном состоянии, тоже часто держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда они идут. Нередко можно увидеть человека в таком состоянии, идущего вдоль края тротуара, он как бы рассматривает, что там лежит под ногами. Люди, которые ходят быстро, размахивая руками - имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать. Люди, которые обычно держат руки в карманах, даже в теплую погоду, скорее всего повышено критичны и скрытны. Так, как правило, им нравится подавлять других людей. Те, кто находятся в угнетенном состоянии, тоже часто держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда они идут. Нередко можно увидеть человека в таком состоянии, идущего вдоль края тротуара, он как бы рассматривает, что там лежит под ногами.

25 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДКИ «ВСПЫШКИ ЭНЕРГИИ» Человек, держащий руки на бедрах, хочет достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время. Его внезапные вспышки энергии сменяются периодами летаргии, когда он планирует следующий ход. Типичный образец – Уинстон Черчилль

26 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДКИ ОЗАБОЧЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Люди, занятые решением каких-либо проблем, часто так и ходят в позе «мыслителя»: голова опущена, руки сцеплены за спиной. У них очень медленная походка, они часто останавливаются, чтобы пнуть камешек или даже поднять обрывок бумаги, повертеть его и отбросить снова. Они как бы говорят себе: «Давай посмотрим на это со всех сторон».

27 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДКИ САМОДОВОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА Самодовольные, несколько заносчивые люди могут сообщать о таких своих свойствах походкой, которую «прославил» Бенито Мусолини. У них высоко поднятый подборок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги – словно деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление. Такое «вышагивание» подобает лидеру, подчиненные которого идут на шаг сзади, - как утята за уткой.

28 3.3. Наши поступки в общении

29 Человек есть не что иное, как ряд его поступков… Г. Гегель Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик… И.В. Гете

30 Казуальная атрибуция представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Бороздина Г.В. Наши поступки в общении

31 3.4. Самоподача в общении Самоподача – способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера Самоподача превосходства Самоподача привлекательности Самоподача отношения Самоподача актуального состояния и причин поведения

32 4. Коммуникативная сторона общения Коммуникативные барьеры: 1. Социальные (вызванные объективными причинами); 2.Психологические; 3.Фонетические; 4. Семантические ; 5.Логические. Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями

34 Преодоление избегания Управление вниманием: 1) прием «нейтральной фразы»; 2) прием «завлечения»; 3) прием установления «зрительного контакта»; 4) прием «изоляции»; 5) прием «навязывания ритма».

35 5. Интерактивная сторона общения Берн Эрик ( ) – американский психолог и психиатр

36 Основные характеристики позиций родителя, взрослого, ребенка Основные характеристики Родитель ВзрослыйРебенок Характерные слова и выражения "Все знают, что ты не должен никогда.."; "Я не понимаю, как допускают. " "Как?"; "Что?"; "Когда?"; "Где?"; "Почему?"; «Возможно. "; "Вероятно. " "Я сердит на тебя'"; "Вот здорово!"; "Отлично!"; "Отвратительно!" Интонации Обвиняющие Снисходительные Критические Связанные с реальностью Очень эмоциональные Состояние Надменное Сверхправильное Очень приличное Внимательность Поиск информации Неуклюжее Игривое Подавленное Угнетенное Выражение лица Нахмуренное Неудовлетворенное Обеспокоенное Открытые глаза Максимум внимания Угнетенность Удивление Позыруки в бока; указующий перст; руки сложены на груди Наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

37 6. Стили общения СТИЛИ (ТИПЫ) ОБЩЕНИЯ (предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, склонность подхода к большинству ситуаций)

Психология общения

Описание слайда:
Описание слайда:

Когда Вы изучите данный элемент, Вы узнаете:

Функции и структура общения.
Трансактный анализ общения.
Вербальные и невербальные средства общения.
Общение как восприятие людьми друг друга.
Типы и механизмы психологического воздействия.
Синтоническая модель общения.
Виды и техники слушания.

Описание слайда:

Психология- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Описание слайда:

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Описание слайда:
Описание слайда:

Этапы в процессе общения:
Потребность в общении– побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего общения – человек представляет себе что именно скажет.
Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.

Описание слайда:

Коммуникативная компетентность
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое со всеми”.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми..

Описание слайда:
Описание слайда:

Стратегии общения:
открытое – закрытое общение;
монологическое – диалогическое;
ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение “по душам”).

Описание слайда:

Виды общения
“Контакт масок”.
Примитивное общение.
Формально – ролевое общение.
Деловое общение.
Духовное. Межличностное общение.
Манипулятивное общение .
Светское общение.

Описание слайда:

Позиции в общении :
доброжелательная позиция принятия собеседника;
нейтральная позиция;
враждебная позиция непринятия собеседника;
доминирование, или “общение сверху”;
“общение на равных”;
подчинение, или позиция “снизу”.

Описание слайда:

Трансактный анализ общения
Три основные позиции:
Родитель
Взрослый
Ребёнок

Описание слайда:

Средства общения:
Вербальные
Невербальные.

Описание слайда:

Фактор, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей:
Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.
Наличие уже сформированных стереотипов.
Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека.
Безотчетное структурирование личности другого человека.
Эффект “ореола”
Эффект “проецирования”
“Эффект первичности”
Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.
Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей.
“Эффект последней информации”

Описание слайда:

Общение как восприятие людьми друг друга

Описание слайда:

Синтоническая модель общения
Название “синтоническая” образовано от слова “синтония”, что означает “быть в гармонии с собой и другими”. Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования. Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики.
Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя “любимая дверь восприятия” – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим.

Описание слайда:

Виды слушания
Активное
Пассивном
Эмпатическое

Описание слайда:

Список рекомендуемой литературы:

1. Бодалев А. А. Психология общения. – Воронеж, 1996. – 448 с.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
3.Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
4.Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. – 319с.
5. Леонтьев. А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии.- М.,1975. 122с.
6.Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
7. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. — Учебное пособие. — М., 2001. - 320 с.
8. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
9.Станкин М.И. Психология общения: курс лекций.-М.: Институт практической психологии, 1996.-296 с.

Описание слайда:

Вопросы предназначены для самопроверки студента по педагогическому общению

Блок заданий рассчитан на то, чтобы студент сумел выработать знания и умения в процессе их выполнения

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


Общение – это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.

Одно из главных правил психологии общения с людьми состоит в том, что при коммуникации важна не только речь - жесты, мимика, интонация, эмоциональный окрас сказанного также несут в себе информационный посыл.

При межличностном общении люди воспринимают не сухие факты, а непрерывный поток информации, переданной как вербальным, так и невербальным путем. Поэтому можно сделать вывод, что психология общения с людьми основывается как раз на том, чтобы делиться с собеседником не только какой-либо информацией, но и эмоциями.

Наблюдательность.

наблюдая за своим собеседником, отмечая особенности его поведения, речи, стиля одежды, жестикуляции и др., можно сделать определенные выводы об этом человеке (о его сфере деятельности, принадлежности к той или иной социальной группе и др.).

На основании сделанных выводов о собеседнике достаточно легко подобрать манеру и стиль общения для того, чтобы найти "общий язык" с ним.

Оттачивание коммуникативных навыков.

общаясь с разными людьми, как с знакомыми, так и с незнакомцами, можно не только развить коммуникативные способности, но и преодолеть барьеры в общении.

Вступая в диалог с незнакомцами (спрашивая время, уточняя маршрут, разговаривая со случайным попутчиком и др.), человек может научится интуитивно подстраиваться под собеседника.

Расширение собственного кругозора

Презентация на тему Психология общения

- тот, кто пребывает в курсе всех актуальных событий, знает много интересного и полезного, и умеет преподносить эту информацию другим, наверняка будет интересным собеседником в глазах других людей.

Умение "читать" эмоции собеседника и контролировать собственные эмоции.

так как значительная часть информации при общении передается невербальным путем, умение различать различные эмоции собеседников будет ключом к пониманию и эффективному взаимодействию с другими людьми.

Как правило, люди с развитой способностью к эмпатии более успешны в общении с другими, ведь они в процессе диалога ориентируются не только на слова собеседника, но и на его эмоции и душевное состояние.

Соблюдение правил этикета и норм, принятых в обществе.

- еще одна обязательная составляющая успешного общения. Психология общения с людьми в целом и психология делового общения в частности определяет нормы поведения и правила, которых необходимо придерживаться при общении, так как они приняты в широких кругах общества.

Соблюдение 6 рекомендаций в общении с людьми, сформированных гениальным психологом и социологом Д. Карнеги:

- проявление искреннего интереса к собеседнику;

- обращение к собеседнику по имени;

- искренняя и доброжелательная улыбка при общении;

- умение выбирать такую тему разговора, которая будет интересна собеседнику;


№ слайда 1

Функции и структура общения. Трансактный анализ общения. Вербальные и невербальн

№ слайда 2

Функции и структура общения. Трансактный анализ общения. Вербальные и невербальные средства общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия. Синтоническая модель общения. Виды и техники слушания.

Психология- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особ

№ слайда 3

Психология- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между

№ слайда 4

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Коммуникативная Коммуникативная Интерактивная Перцептивная

№ слайда 5

Коммуникативная Коммуникативная Интерактивная Перцептивная

Потребность в общении– побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. П

№ слайда 6

Потребность в общении– побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Потребность в общении– побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе что именно скажет. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному по

№ слайда 7

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое со всеми”. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое со всеми”. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми..

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в рез

№ слайда 8

открытое – закрытое общение; открытое – закрытое общение; монологическое – диало

№ слайда 9

открытое – закрытое общение; открытое – закрытое общение; монологическое – диалогическое; ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение “по душам”).

“Контакт масок”. “Контакт масок”. Примитивное общение. Формально – ролевое общен

№ слайда 10

“Контакт масок”. “Контакт масок”. Примитивное общение. Формально – ролевое общение. Деловое общение. Духовное. Межличностное общение. Манипулятивное общение . Светское общение.

доброжелательная позиция принятия собеседника; доброжелательная позиция принятия

№ слайда 11

доброжелательная позиция принятия собеседника; доброжелательная позиция принятия собеседника; нейтральная позиция; враждебная позиция непринятия собеседника; доминирование, или “общение сверху”; “общение на равных”; подчинение, или позиция “снизу”.

Три основные позиции: Три основные позиции: Родитель Взрослый Ребёнок

№ слайда 12

Три основные позиции: Три основные позиции: Родитель Взрослый Ребёнок

Вербальные Вербальные Невербальные.

№ слайда 13

Вербальные Вербальные Невербальные.

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений. Наличие заранее заданных

№ слайда 14

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений. Наличие уже сформированных стереотипов. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека. Безотчетное структурирование личности другого человека. Эффект “ореола” Эффект “проецирования” “Эффект первичности” Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей. “Эффект последней информации”

Восприятие включает: Идентификация Рефлексия

№ слайда 15

Восприятие включает: Идентификация Рефлексия

Название “синтоническая” образовано от слова “синтония”, что означает “быть в га

№ слайда 16

Название “синтоническая” образовано от слова “синтония”, что означает “быть в гармонии с собой и другими”. Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования. Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Название “синтоническая” образовано от слова “синтония”, что означает “быть в гармонии с собой и другими”. Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования. Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя “любимая дверь восприятия” – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим.

Активное Активное Пассивном Эмпатическое

№ слайда 17

Читайте также: