Программа для дополнительного образования детей по компьютерный юнный информатик

Обновлено: 04.07.2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа№1

Рассмотрено на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор МАОУ Апрелевской

от «___»__________ 2019 г. СОШ № 1

Дополнительная общеобразовательная программа

технической направленности

«Юный информатик»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 12 – 14 лет

Срок реализации: 1 год

г. Апрелевка, 2019 г

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный информатик» (стартовый уровень) разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Письма Министерства образования Московской области от 28.08.2013г. №10825-13в/07 о решении рабочей группы Министерства образования Московской области по разработке мер, позволяющих обеспечить функционирование непрерывной плановой системы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и автодорогах от 26.06.2013г.

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015г. № 1040)

Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области от 26.08.2013 №10825 –13 в/07).

Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области, подготовленные кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» с учетом методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации (№ Исх-597/21в от 24.03.2016).

Устава МАОУ Апрелевской СОШ №1.

Направленность программы

Дополнительная обще-развивающая программа «Юный информатик» имеет социально-педагогическую направленность. Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Педагогическое обоснование написания программы

Выбор данной программы – один из возможных вариантов подготовки обучающихся к изучению базового курса школьной информатики. Данный кружок является наиболее благоприятным условием для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов школьника, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Актуальность программы

Программа «Юный информатик» предназначен для обучающихся, которые еще не изучали, или только приступили к изучению базового курса информатики. Программа направлена на получение изначальных навыков работы с компьютером, ознакомление с программным обеспечением в области структурирования и преобразования информации в текстовую и мультимедийную форму, использование его для решения учебных и жизненных задач.

Новизна программы

Новизна данной программы заключается в том, что обучающиеся получают навыки работы на компьютере, опыт практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способы планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умения использовать компьютерную технику для работы с информацией.

Цель обучения

Основная цель программы: формирование у учащихся практических навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения практических задач и саморазвития. Рабочая программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Задачи программы:

Для достижения поставленной цели в процессе изучения программы необходимо решить следующие задачи:

Обучающие - изучение основных возможностей, приемов и методов обработки информации разной структуры; - обучение навыкам работы в текстовом редакторе; - изучение программы по созданию презентаций - формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);

Развивающие- развитие у учащихся информационной культуры. - формирование умений и навыков самостоятельной работы; - развитие стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; - формирование умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Воспитательные - овладение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: - воспитание интереса учащихся к изучению современных информационных технологий.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью программы является то, что в настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся 6 -7 классов (возрастная группа 12-14 лет).

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно - образовательной среды. Ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ -компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся. Информационно -коммуникационные технологии

–инструментарий универсальных учебных действий.

Объем и срок освоения программы

Программа реализует обще-интеллектуальное направление во внеурочной деятельности стартового уровня, рассчитана на один год обучения (72 уч. часа) и предназначена для обучения детей от 12 до 14 лет.

Формы обучения

Форма организации внеурочной деятельности: кружок «Юный информатик».

Форма обучения по программе - очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Особенности организации образовательного процесса

Образовательный процесс строится в соответствии с индивидуальным учебным планом объединения. Группы формируются из обучающихся одного возраста. Состав групп постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общеразвивающая программа кружка «Юный информатик» рассчитана на один год обучения (72 уч. часа). Занятия проходят один раз в неделю, длительность одного занятия 2 часа по 45 минут.

Планируемые результаты внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания

основных гигиеничских, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

прогнозирование – предвосхищение результата;

контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с поставленной целью;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения недочетов;

оценка – осознание обучающимся того, насколько качественно им выполнен проект;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных действий в зависимости от конкретной ситуации;

самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера;

владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;

умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;

умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

умение использовать термины «информация», «источник информации», «мультимедиа», «проект», «видеофрагмент»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

умение работать с инструментами в программе Movie Maker;

умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;

навыки выбора способа информации в зависимости от постановленной задачи.

Формы аттестации

Журнал посещаемости, аналитический материал, фото, отзыв детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики, отчет итоговый.

Материально-техническое обеспечение

Операционная система Windows 7

Пакет офисных приложений MS Office 2007,

Windovs Movie Maker ( ВидеоМАСТЕР )

Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки,

Интернет-ресурсы

Кадровое обеспечение

Преподаватель - учитель информатики Вишнякова Ю.В.

Содержание учебного плана

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ.

Раздел 1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ поведение в компьютерном классе. ( 2ч.)

Теория (1ч) Вводное занятие. Инструктаж Правила техники безопасности в кабинете информатики.

Практика ( 1ч) Освоение правил поведения в кабинете информатики. Игра «Техника безопасности»

Раздел 2. Моделирование. Моделирование в среде графики и мультимедиа (10 ч.)

Тема 1. Понятие модели и моделирования. Этапы моделирования.

Моделировании в среде графического редактора Paint .

Теория (2ч) Представление о моделировании в среде графического редактора.

Конструирование – разновидность моделирования. Геометрические модели.

Практика (4ч) Викторина «В мире моделирования»

Компьютерный эксперимент «Я - художник»

«Моделирование графических объектов».

Практическая работа «Конструируем из мозайки»

Тема 2 : Моделируем в среде Мультимедия в PowerPoint .

Теория (2ч )Понятие мультимедиа. Этапы разработки мультимедийного продукта. Возможности использования компьютера при обработке звука, графики, видео. Знакомство с темой проекта, подбор и анализ материала по теме. Выделение объектов проекта и описание всех его свойств.

Практика (2ч.)Разработка собственно сценария мультимедиа-проекта.

Раздел 3. Моделирование видео в программе Windows Movie Мaker (16 ч.)

Тема 1: Представления об основных возможностях программы Movie Maker по созданию видеофрагмента процесс создания видеофильма.

Теория (5ч) Основные понятия наложения звука. Захват видеофрагментов с камеры. Скачивание видео файлов с сайтов и внешних носителей

Практика (7ч) Работа со звуком, применение анимации , основные инструменты программы, использование плавных переходов между кадрами, использование в фильме статичных картинок, добавление комментариев и музыки в фильм; работа с цифровым фотоаппаратом, цифровой видеокамерой, сканером.

Тема 2. Конвертация видеофайла, создание видеофильма.

Теория (1ч) Монтаж видеофрагментов встык, вывод фильма

Практика (3) Вывод фильма. Индивидуальный проект свободной тематики. Создание, демон страция и защита индивидуального проекта.

Раздел 4. Моделирование в среде текстового редактора Word (8 ч.)

Тема 1. . Моделирование текстовых документов.

Теория (1 ч) Работа с текстом Классификация как способ моделирования. Структурные модели, составные модели

Практика (3 ч). Словесный портрет . Письмо Деду Морозу. Новогодняя поздравительная открытка.

Тема 2. Классификация как способ моделирования.

Теория (1ч) Создание составных документов, таблиц

Практика (3ч) Исторические события в Наро-Фоминском районе». Демонстрация и защита проекта.

Создание модели в среде текстового редактора свободной тематики.

Содержание учебного плана

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ.

Раздел 1. Инструктаж по ТБ поведение в компьютерном классе. ( 2ч.)

Теория (1ч.) Инструктаж Правила техники безопасности в кабинете информатики.

Практика ( 1ч.) Освоение правил поведения в кабинете информатики. Тест «Техника безопасности»

Раздел 2. Моделирование в электронных таблицах (26 ч.)

Тема 1. Электронные таблицы Microsoft Excel. Формула – главный помощник в работе с таблицами.

Теория (1ч) Работа с формулами. Расчеты в электронных таблицах.

Практика (3ч) Игра «Формула №1».

Тема 2. Этапы моделирования в электронных таблицах.

Теория (4ч) Моделирование ситуаций. Массивы данных Моделирование случайных процессов. Обработка массивов. Моделирование биологических процессов. Моделирование изменения скорости. Моделирование физических величин.

Практика (8ч)

Моделирование случайных процессов.

Тема 3 Анализ данных . Создание графиков и диаграмм в Excel .

Теория (1ч) Построение диаграмм с помощью мастера диаграмм, понятие тип диаграммы

Практика (2ч) Практическая работа: Нахождение среднего , минимального и максимального баллов. Построение диаграммы

Тема 4. Работа с функциями.

Теория (1ч) Использование мастера функций f x

Практика ( 2ч) Исследование «рост и вес учащихся» . Игра: Банковский вклад

Тема 5 . Экспорт данных в приложениях Microsoft Office .

Теория ( 1ч) понятие составного документа, интегрированный документ, специальная вставка.

Практика ( 3ч) Практическая работа «Составной документ»

Индивидуальный проект «Мир подростка».

Раздел 3. Моделирование в базах данных (8 ч.)

Тема1 : Создание информационных моделей в базах данных.

Теория (2ч) Базы данных. Знакомство с программой MicrosoftAccess . Этапы создания информационных моделей в базах данных.

Практика (2 ч)Работа с готовой базой данных Библиотека

Тема 2. Стандартные информационные модели.

Теория (1ч) Выборка данных по заданным условиям. Связи, работа с запросами и фильтрами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подрост

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Юный информатик» (15-17 лет)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области

на заседании педагогического

совета протокол № _____

от « ___»________ 2019 г.

приказом № ____ от

«___»________ 2019 г.

________________ В.В. Перьков

Дополнительное образование

Дополнительное образование детей и взрослых

Кружка «Юный информатик» (15-17 лет)

на 2019-2020 учебный год

I квалификационной категории

Структура рабочей программы

Содержание изучаемого курса

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1. Пояснительная записка:

Нормативно-правовая база:

Программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании»

Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06.10. 2009 № 373, Уставом МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа».

Актуальность программы:

При обычном обучении информатики, темы «алгоритмы» и «программирование» изучаются очень мало и поздно, это замедляет формирование алгоритмического мышления, не способствует развитию интереса учащихся в области программирования, учащиеся, как правило, не готовы успешно выступать на олимпиадах по информатике, теряют интерес к предмету. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для более раннего «погружения» учащихся в мир логики, математического моделирования, для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально - культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она рассчитана на сотворчество и сотрудничество педагога и воспитанников. Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подростков.

Цель программы: обучение, воспитание и развитие учащихся в области алгоритмизации и программирования.

Задачи программы:

1. Быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;

2. Освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах, построению алгоритмов и компьютерных программ

3. Овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; применять алгоритмы и приёмы программирования;

4. Развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

5. Воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

6. Приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Отличительная особенность данной программы в том, что изучается материал, слабо представленный и не представленный в программе основного курса информатики и ИКТ, материал систематизирован, доступно и логично излагается, подкреплен мощным дидактическим материалом, направлен на практику программирования и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности учащихся. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, учащиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.

Программа рассчитана на детей 15-17 летнего возраста, проявляющих интерес к информатике и как имеющих определенные навыки работы на компьютере, так и начинающих.

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 2017-2018 год.

Формы и режим занятий.

Используются три основные формы занятий:

- учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере, ученики выполняют практические и творческие работы под руководством учителя;

- учащиеся самостоятельно выполняют практические задания, проекты, конкурсные работы;

- дистанционно-сетевая, в которой учащиеся получают информацию и обмениваются результатами работы между собой и с учителем по локальной и глобальной сетям, участвуют в сетевых олимпиадах и конкурсах.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;

навыки выбора способа информации в зависимости от постановленной задачи;

объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;

знать основные типы данных и операторы (процедуры) для Турбо Паскаля;

уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;

Уметь применять алгоритмику для решения задач разных типов.

Уметь организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.

Закрепить технические навыки с компьютером и его периферийными устройствами

Способы диагностики результатов:

Планируемые результаты реализации программы:

За период обучения в кружке учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется каждое полугодие.

Для этой цели проводится промежуточный контроль – зачетные занятия по каждому разделу, изготовление раздаточного и дидактического материала для учителей школы, набор и печать различной печатной продукции для школьных мероприятий, администрации и учителей школы.

2. Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Практические знания

Кол-во часов

Общее кол-во часов

Текстовая информация

Архитектура Microsoft Office .Интерфейс Microsoft Office

Назначение и состав Microsoft Office. Документы и установка Microsoft Office.

Общие средства Microsoft Office

Панель Microsoft Officce. Помощник по Office. Управление файлами.

Microsoft Word - универсальный текстовой процессор

Ввод и форматирование текстов. Стиль абзацев и символов. Поиск и замена. Автоформат, автозамена, автотекст. Списки, таблицы, шаблоны, закладки, поля, формулы. Печать документов.

2. Хранение, поиск и сортировка информации

Microsoft Excel- универсальная система обработки данных.

Рабочие книги и листы. Именование ячеек и текстов. Ввод данных и текстов. Форматирование ячеек и рабочих листов. Списки и базы данных. Сводные таблицы. Диаграммы и графики функций.

3. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.

Microsoft Power Point - универсальная система подготовки презентаций.

Слайды. Таблицы. Представление презентаций. Форматирование и образцы. Вставка объектов. Анимация и звук. Мастер упаковки.

Microsoft Publisher – программа для подготовки различных публикаций

Набор газет, буклетов, объявлений, открыток, календарей и других публикаций.

4. Защита индивидуальной практической работы

3. Содержание изучаемого курса:

1. Текстовая информация (14 ч)

Интерфейс Microsoft Office. Текстовая информация и текстовые редакторы. Текстовый редактор Word. Ввод и редактирование документа. Форматирование документа. Сохранение и печать документа.

2. Хранение, поиск и сортировка информации (7 ч)

Базы данных и системы управления базами данных. Создание базы данных в Microsoft Excel . Списки и базы данных. Сводные таблицы. Диаграммы и графики функций.

3. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (9 ч).

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. Кодирование звуковой информации. Microsoft Publisher – программа для подготовки различных публикаций.

4. Защита индивидуальной практической работы (5 ч)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа «Юный информатик» имеет научно-техническую направленность. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Цель – обучить работе в основных пакетах и базовых программах MS Windows. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 8 до 9 лет. Набор детей в группу свободный. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.

Срок реализации образовательной программы: 1 год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный информатик" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №2»

Программа рекомендована на Утверждаю

заседании педагогического совета ________________________

Протокол № 16 от 16.05.2014. Директор МБОУ МСОШ №2

Дополнительная образовательная программа

«Юный информатик»

Творческое объединение «Юный информатик»

Год разработки программы – 2014 год

Срок реализации программы – один год

Першакова Елена Валерьевна

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Юный информатик» имеет научно-техническую направленность.

Современный человек должен хорошо ориентироваться в громадном потоке информации, уметь ей управлять, с использованием современных технических средств, такие как компьютер.

В настоящее время компьютер и информация, обрабатываемая им, имеют большое значение в профессиональной деятельности человека. Речь идет, прежде всего, о применении компьютеров не только с точки зрения игры, а в более широком спектре использования. Практически все профессии используют компьютер и информационные технологии. Мы стоим на этапе быстрого развития информационных технологий, где ИНФОРМАЦИЯ управляет миром. Время XXI века это время построения информационного общества. Информационные технологии совершенствуют процессы управления информацией в различных профессиях.

Формирование профессиональной подготовки у школьников начинается еще в младших классах. Существует необходимость подготовки школьников к выбору профессии. Для чего необходимо сформировать у школьников практическую систему подготовки к свободному и самостоятельному выбору профессии. Она призвана учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны. Но рассматривать эту позицию необходимо с учетом формирования системы знаний о мире труда, с применением информационных технологий, т.е. компьютера, с формированием направления на практические умения и навыки, при использовании компьютера. В современной системе обучения особое внимание должно уделяться личностно – ориентированному подходу к каждому школьнику. Каждый человек талантлив в какой – либо области. Важно создать школьнику, особенно в младших классах, максимальные возможности для формирования и проявления различных способностей с использованием различных программных продуктов с одной стороны, с другой - необходимость вовремя заметить, откорректировать развитие именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности.

Посещая занятия, ребята смогут сделать первые шаги в изучении информационных технологий или уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти своё место в современном информационном мире.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать её для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетенции обучающегося. Люди самых разнообразных профессий применяют компьютер в своей работе. Это исследователи в различных научных и прикладных отраслях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, модельеры тканей и одежды, фотографы и др.

Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

Цель – обучить работе в основных пакетах и базовых программах MS Windows.

Задачи:

Познакомить с основными понятиями информатики;

Развитие мотивации к практическому освоению ПК и использование информационных компьютерных технологий в практической деятельности;

Приобретение определённых навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств.

Развивающие:

Развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, внимание при работе на компьютере;

Формировать стремление к самообразованию, обеспечить в дальнейшем социальную адаптацию в информационном обществе и успешную профессиональную и личную самореализацию.

Воспитательные:

Воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

Формировать информационную культуру учащихся;

Воспитывать толерантное отношение в группе;

Воспитывать собранность, аккуратность при подготовке к занятию;

Воспитывать умственные и волевые усилия, концентрацию внимания, логичность и развитого воображения;

Воспитывать прилежания при работе на компьютере, соблюдать правила техники безопасности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 8 до 9 лет. Набор детей в группу свободный. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.

Срок реализации образовательной программы: 1 год.

Формы и режим занятий

Основными, характерными при реализации дополнительной образовательной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Технологии и формы обучения

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (итого 1 час в неделю, 34 часа в год).

Ожидаемые результаты освоения программы

В рамках изучения программы учащиеся должны

основные компоненты компьютера и принцип работы его основных устройств;

технологию обработки информации с помощью ПК;

принцип работы графического редактора Paint;

инструменты графического редактора;

возможности графического редактора;

назначение и возможности программы PowerPoint;

структуру окна программы;

назначение пунктов меню и команд на панели инструментов;

этапы и приёмы создания презентации в PowerPoint;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

этапы создания и редактирования текстовых документов;

этапы форматирования текста;

этапы копирования, перемещения и удаления фрагментов текста.

выбирать пункты меню;

запускать программу и завершать работу с ней;

создавать и редактировать изображения в графическом редакторе Paint;

выделять и перемещать фрагмент рисунка;

сохранять и открывать графические файлы;

создавать текстовые документы на основе программы Microsoft Word;

применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов;

создавать презентации в программе PowerPoint;

располагать на слайде текст и графику;

применять различное оформление слайдов;

удалять, перемещать и копировать слайды;

анимировать объекты на слайдах;

настраивать способ демонстрации и сохранять презентации.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Юный информатик» - соревнования, конкурсы, игра «Чему я научился».

Учебно-тематический план

Количество часов

теория

практика

всего

Тема 1. Введение

Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Инструктаж по технике безопасности.


Программа дополнительного образования «Юный программист» составлена на основе информационного письма Минобразования России от 13. 11. 2003 №14 - 51 - 277/13 об элективных курсах, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерных требований к программам дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11. 12. 06 №06 - 1844, санитарно - эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей (санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 4. 4. 1251 – 03 от 20. 06. 03). Разработана на основе методического пособия «Практикум по программированию» на СД диске - Информатика, издательство «Учитель» 2007г. Чернов А. Ф. и Чернов А. А.

Предлагаемый курс может использоваться как в предпрофильном курсе, при изучении элективных курсов, так и в системе дополнительного образования в виде кружковой работы.

Направленность программы – естественнонаучная. Формирование алгоритмического мышления и навыков программирования. Дополнительная образовательная программа «Юный программист» является прикладной, носит практико - ориентировочный характер и направлена на овладение воспитанниками основных приемов программирования. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально - культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна программы. Программа содержит дополнительный изучаемый материал (работа со строками и файлами, рекурсии, олимпиадные задачи), значительно расширяет возможности формирования универсальных учебных и предметных навыков. В данном курсе на конкретных примерах рассматривается программирование на языках высокого уровня TurboPascal и Delphi. Показаны основные методы составления программ и примеры использования их при решении некоторых физических, математических, экономических и других задач. Отдельно вынесены задания для самостоятельных, контрольных работ, а также олимпиадные задания. На обучающем СД диске (13) предложено много тестов для контроля знаний, как в учебной, так и во внеклассной работе. Все поурочные планы представлены в PowerPoint. Их удобно использовать с помощью мультимедийного проектора. Специфика уроков курса состоит в том, что они строятся на уникальной дидактической базе – предметно - практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.

Актуальность программы. При обычном обучении информатики, темы «алгоритмы» и «программирование» изучаются очень мало и поздно, это замедляет формирование алгоритмического мышления, не способствует развитию интереса учащихся в области программирования, учащиеся, как правило, не готовы успешно выступать на олимпиадах по информатике, теряют интерес к предмету. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для более раннего «погружения» учащихся в мир логики, математического моделирования, для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально - культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она рассчитана на сотворчество и сотрудничество педагога и воспитанников. Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подростков.

Педагогическая целесообразность в представленной программе обуславливается возможностью повысить результативность обучения информатике и ИКТ при параллельном преподавании школьного основного курса и данного дополнительного, расширить мировоззрение учащихся, повысить предметные и межпредметные ЗУН и УУН, подготовки учащихся успешно освоить учебный материал и участвовать в олимпиадах, осознанного выбора профиля дальнейшего обучения и бедующей профессии.

Изучение информатики и информационно - коммуникационных технологий в данном курсе направлено на достижение следующей цели: естественно - научное обучение, воспитание и развитие учащихся в области алгоритмизации и программирования.

Задачи программы:

быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;

освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах, построению алгоритмов и компьютерных программ в средах Pascal, Delphi;

овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; применять алгоритмы и приёмы программирования;

развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда; решения сложных задач и олимпиадных задач программирования.

Отличительная особенность данной дополнительной программы от существующих образовательных программ в том, что изучается материал, слабо представленный и не представленный в программе основного курса информатики и ИКТ, материал систематизирован, доступно и логично излагается, подкреплен мощным дидактическим материалом, направлен на практику программирования и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности учащихся. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, воспитанники проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка. Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 12 - 15 лет. В группе занимаются от 12 до 15 человек.

Срок реализации дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год обучения.

Читайте также: