Программа для программирования 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Программирование 9 класс Мерганова Лейсан Ильгизаровна учитель информатики МБОУ «СОШ пос.Новый»" — Транскрипт:

1 Программирование 9 класс Мерганова Лейсан Ильгизаровна учитель информатики МБОУ «СОШ пос.Новый»

2 Назначение программирования – разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач.

3 Программирование делиться на - Системное программирование – разработка системного программного обеспечения: операционных систем, утилит и т.д. - Прикладное программирование создание прикладных программ: редакторы, табличные процессоры, игры, обучающие программы и т.д.

4 Для составления программ существуют разнообразные языки программирования - это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.

5 Для создания и использования на компьютере программы, написанной на языке программирования, используется С истема программирования – это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования (Паскаль, Бейсик и т.д.)

6 Разработка любой программы начинается с построения алгоритма решения задач. Такие алгоритмы называют алгоритмами работы с величинами. В качестве исполнителя рассматривается – компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке. Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной программе. Данные – это множество величин.

7 Существует три основных типа величин, с которыми работает компьютер: числовой, символьный и логический. Числовые величины ПеременныеКонстанты

8 Константы записываются в алгоритмах своими десятичными значениями и остаются неизменными в течение работы программы. Переменные обозначаются символическими именами

9 Язык программирования Паскаль

10 Язык Паскаль разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор Языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт. Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации

11 П РОЦЕДУРЫ ВЫВОДА W RITE И W RITE L N (переводится – «пиши» и «пиши строку» ) С помощью данных операторов изображают на экране ту или иную информацию, состоящую из символов. Выводить на экран можно не только числа, но и результаты вычисления арифметических выражений, а также тексты, которые, в отличие от чисел и выражений, нужно брать в одинарные кавычки.

12 Примеры: Как пишемЧто видим Write(-500)-500 Write(2*2-1) 3 Write(Хорошо!)Хорошо!

13 Один оператор Write может выводить сразу несколько элементов. Элементы нужно отделять друг от друга запятыми. Все элементы выводятся в одну строку вплотную друг к другу. На экране отображаются только те пробелы, которые встречаются внутри кавычек.

14 Примеры: Как пишемЧто видим Write(Это,4+4,Кошек)Это8Кошек Write(Это,4+4, кошек) Это 8 кошек Write(16+17=,16+17)16+17=33 Write(3+2,,4) Write(3+2,4) 5 4 Write(125+1,5+1,=,120+21) =141

15 Правила записи и выполнения оператора WriteLn те же, что и у Write, с одним исключением – после его выполнения следующий оператор Write или WriteLn печатает свою информацию с начала следующей строки, а после выполнения оператора Write продолжает печатать в той же. Оператор WriteLn можно использовать просто для перевода курсора в начало следующей строки.

16 Программы на Паскале содержат следующие «знаки препинания»: Служебные слова BEGIN и END; Точка с запятой; Точка.

17 BEGIN (переводится – «начало») – ставят в начале программы, чтобы было видно, откуда она начинается. END (переводится – «конец») – с точкой ставится в конце программы, чтобы было видно, где она заканчивается. Точкой с запятой отделяют операторы друг от друга. Служебные слова BEGIN и END от операторов точкой с запятой не отделяются.

18 Программу можно записывать и в строку, и в столбец. Служебные слова и операторы могут быть записаны любыми буквами (заглавными или строчными, а также любым шрифтом). Программа на Паскале может содержать комментарии, взятые в фигурные скобки, которые не влияют на выполнение программы.

19 Примеры: Программа: Begin Write(АМа); Write(ЗОНКа); End. Результат: Программа: Begin Write(АМа); WriteLn(ЗОНКа); End. Результат: Программа: Begin WriteLn(Ама); Write(Зонка); End. Результат : Программа: Begin WriteLn(Ама); Write(Зонка); End. Результат: АМаЗОНКа Ама Зонка Ама Зонка

20 О ПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ. При выполнении оператора присваивания компьютер «в уме» вычисляет правую часть и присваивает вычисленное значение переменной, стоящей в левой части. Обозначение оператора присваивания := 21 Пример: Begin a:=2*3+4; b:=a; y:=a+b+1; Write(y=,y) End. Ответ: у=21 Замечание. Если переменная принимает новое значение, то старое значение автоматически стирается

22 О ПИСАНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ Описание переменных начинается со служебного слова VAR ( переводится – «переменная» ), которое записывается выше Begin. После VAR записываются имена всех переменных, встречающихся в программе с указанием через двоеточие типа значений, которые каждая переменная имеет право принимать.

23 Т ИПЫ ЗНАЧЕНИЙ ПЕРЕМЕННЫХ ТипПеревод Диапазон принимаемых значений Integerцелый целые числа от до LongInt длинное целое целые числа от до Byte целые числа от 0 до 255 Real Вещест- венный целые и дробные числа

24 Для того, чтобы Паскаль выводил вещественные числа в понятном виде, нужно в оператор вывода WriteLn дописывать формат численного значения переменной: WriteLn(x:n:m), где n – натуральное число, показывающее сколько символов, включая целую часть, дробную часть, знак и десятичную точку, должно занимать все изображение числа; m – натуральное число, показывающее количество символов после десятичной точки.

25 Пример: Var a,b:Integer; c:Real; Begin a:=6; b:=7; c:=b/a; WriteLn(c=,c:5:2); End. Ответ: с=1,17

26 П РИ РАЗРАБОТКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ УЧЕБНИК И НФОРМАТИКА И ИКТ: ДЛЯ 9 КЛАССА / И.Г. СЕМАКИН, Л.А.З АЛОГОВА, С. В.Р УСАКОВ, Л.В.Ш ЕСТАКОВА.-3- Е ИЗД.-М.: БИНОМ. Л АБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ. Ю 2010

Программа внеурочной деятельности «Основы» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 9 классов.

Срок реализации программы 1 год.

Содержание программы предполагается реализовать в объеме 34 часов (1 час в неделю).

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_po_vneurochke_9_klass_programmirovanie.doc 235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Карсунская средняя школа имени Д.Н. Гусева

Рассмотрено и одобрено на заседании ШМО учителей математики, физики, информатики.

Протокол № _ от ___2019 г.

Зам.директора по ВР

«__» _____________ 2019 г.

Директор МБОУ Карсунская

СШ им. Д.Н. Гусева

приказ № __ от «_» __2019 г.

по общеинтеллектуальному направлению

2019-2020 учебный год

Учитель: Демкина Ю.А.

Всего часов в год: 34

Всего часов в неделю: 1

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы программирования» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. с учетом программы курса по выбору «Основы программирования», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы» / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Цель программы: является формирование у учащихся навыков алгоритмического и логического стиля мышления, представления о приемах и методах программирования через составление алгоритмов и обучение искусству программирования.

  • соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи :
  • способствовать формированию учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоению рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
  • способствовать формированию активного, самостоятельного, креативного мышления;
  • научить основным приемам и методам программирования.
  • развивать психические познавательные процессы: мышление, восприятие, память, воображение у учащихся;
  • развивать представление учащихся о практическом значении информатики.
  • воспитывать культуру алгоритмического мышления;
  • воспитывать у учащихся усидчивость, терпение, трудолюбие.

Программа внеурочной деятельности «Основы» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 9 классов.

Срок реализации программы 1 год.

Содержание программы предполагается реализовать в объеме 34 часов (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

  • формирование собственного жизненного опыта значимости подготовки в области программирования в условиях развития информационного общества;
  • повысят образовательный уровень по использованию средств и методов программирования;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
  • формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  • формирование информационно-логических умений: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • овладение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности).
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Содержание программы внеурочной деятельности

Модуль 1. Введение в программирование (4 ч.)

Модуль 4. Программирование циклов (8 ч.)

Циклические алгоритмы и их назначение. Оператор цикла с предусловием while .. do. Оператор цикла с постусловием repeat . until. Оператор цикла с параметром for … do. Досрочное прерывание цикла. Метка. Оператор безусловного перехода goto. Вложенные циклы. Блок-схемы, изображающие циклы. Решение задач с использованием циклов.

Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Хранение однотипных данных в виде таблицы. Циклы в программах обработки массивов. Основные действия по работе с массивами. Описание массива. Заполнение массива случайными числами и вывод массива на экран. Поиск максимального (минимального) элемента массива. Вычисление суммы и количества элементов массива с заданными свойствами. Описание строковой переменной. Основные действия со строками. Функции и процедуры для работы со строками.

Общие сведения о подпрограммах. Формальные и фактические параметры. Передача параметров в подпрограмму. Процедуры. Функции. Блок-схемы подпрограмм. Решение задач с использованием подпрограмм. Особенности работы с подпрограммами.

Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов.

Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных, нечетных элементов, суммы элементов.

Планируемые метапредметные и предметные результаты изучения учебного курса языки программирования.

Метапредметные умения.

При изучении языков программирования, обучающиеся совершенствуют приобретённые навыки работы с информацией:

• систематизируют, сопоставляют, анализируют и обобщают информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• представляют информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц);

• заполняют и дополняют таблицы, тексты.

В ходе изучения информатики, обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся овладеет навыками:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся овладеет навыками:

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную деятельность.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся овладеет навыками:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся овладеет навыками:

определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийся овладеет навыками:

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями; из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся овладеет навыками:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся овладеет навыками:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся овладеет навыками:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

Предметные умения.

Ученик научится:

различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;

различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;

раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Ученик получит возможность:

осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;

узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Алгоритмы и элементы программирования

Ученик научится:

составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

использовать логические значения, операции и выражения с ними;

записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Ученик получит возможность:

познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;

создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Использование программных систем и сервисов

Ученик научится:

использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);

использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

Ученик овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.).

Содержание учебного предмета

Место предмета в Учебном плане

При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется информационная и алгоритмическая культура; представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Алгоритмические конструкции

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов : невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.

Выполнение и невыполнения условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий .

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменного цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.

Разработка алгоритмов и программ

Оператор присваивания. Представление о структурах данных.

Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические . Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.

Примеры задач обработки данных:

нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;

нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;

заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;

нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;

нахождение минимального (максимального) элемента массива.

Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.

Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.

На изучение языков программирования в 9а классе отводится 35 ч в год, по 1 часу в неделю, согласно учебному плану МКОУ «ООШ № 9».

По плану: 1 четверть – 9 часов; По календарно – учебному графику: 1 четверть – 9 часов;


Инструменты разработки поставляются в десятках форм, включая компиляторы, компоновщики, ассемблеры, отладчики, дизайнеры графического интерфейса и инструменты анализа производительности. Правильно подобранный инструмент может значительно повысить производительность и помочь вам легко поддерживать рабочий процесс проекта.

Одним из самых простых программных средств является редактор исходного кода, который используется повсеместно и непрерывно. В основном это программа текстового редактора, предназначенная для написания и редактирования программного кода.

Редактор кода может быть как самостоятельным приложением, так и встроенным в веб-браузер или интегрированную среду разработки (IDE). Поскольку на рынке доступны буквально сотни редакторов кода, разработчикам трудно выбрать один из них.

Чтобы облегчить эту работу, мы собрали несколько лучших программных продуктов, которые могут ускорить процесс кодирования, предлагая при этом множество полезных функций.

14. Eclipse


Цена: Бесплатный
Платформа: Linux, MacOS, Windows

Eclipse - это IDE, поддерживающая расширяемую систему подключаемых модулей для настройки среды. Хотя она в первую очередь используется для разработки Java-приложений, вы можете использовать ее для написания приложений и на других языках программирования (через плагины).

Она проверяет ошибки во время компиляции при написании кода. А так как она предоставляет рекомендации и имеет отличное онлайн-сообщество, чтобы помочь пользователям, вы можете увеличить темп написания кода с помощью этого инструмента.

Eclipse эффективно управляет несколькими файлами и проектами и поддерживает широкий спектр форматов файлов с синтаксическим форматированием, зависящим от типа. Она обеспечивает подключение к нескольким базам данных и поддерживает общие методы доступа к БД. Более того, интеграция проекта в GIT практически безупречна.

13. Geany


Цена: Бесплатный
Платформа: Linux, MacOS, Windows

Geany - это легкий текстовый редактор с открытым исходным кодом, специально разработанный для быстрой загрузки при ограниченных зависимостях от внешних библиотек или отдельных пакетов.

В отличие от других редакторов кода, вам не нужно перебирать многочисленные стили синтаксиса, чтобы иметь возможность изменить используемый шрифт. А поскольку в нем используется реальный синтаксический анализ (а не только раскраска), он может отображать внутренние классы и методы в исходном коде.

12. Gedit


Цена: Бесплатно
Платформа: Linux, macOS, Windows

Gedit - легкий, но мощный текстовый редактор общего назначения среды рабочего стола GNOME. В соответствии с философией проекта GNOME, он имеет чистый и простой графический интерфейс для редактирования исходных текстов и структурированный текст вроде языков разметки.

В дополнение к подсветке синтаксиса для различных языков программирования, он также имеет функции проверки орфографии и все другие основные параметры, такие как перейти к строке, найти и заменить.

Инструмент может работать быстро на ПК с низким уровнем производительности: он использует мало памяти и ресурсов процессора при чтении очень больших журналов.

11. Brackets


Цена: Бесплатно
Платформа: Linux, macOS, Windows

Brackets - это редактор кода с открытым исходным кодом, разработанный Adobe Systems. Он в первую очередь ориентирован на функции редактирования HTML, CSS и JavaScript.

Предварительный просмотр в реальном времени мгновенно отправляет изменения кода в браузер для отображения обновленной веб-страницы по мере изменения кода. Еще одна полезная функция под названием Split-Screen позволяет легко работать с CSS и фактическим кодом одновременно.

Brackets имеет приличную библиотеку расширений, таких как prefixer, который анализирует ваш код и автоматические префиксные CSS-селекторы. В текстовом редакторе он по-прежнему относительно невелик, но из-за множества параметров настройки и расширяемости с помощью плагинов реализация кода кажется легкой.

10. NetBeans


Цена: Бесплатно
Платформа: Linux, macOS, Windows

NetBeans - это среда IDE с открытым исходным кодом, которая позволяет быстро разрабатывать мобильные, настольные и веб-приложения с использованием Java, C / C ++, PHP и других языках. Приложения разрабатываются из группы модульных программных компонентов, называемых "модулями".

Инструмент не требует никакого лицензирования и довольно прост в работе. Вы можете сделать отступ кода без особых усилий: просто определите правила для отступа кода на каждом языке, и он будет следовать соответствующим образом. Вы также можете сравнить код в разных файлах, чтобы узнать различия между кодом разных разработчиков.

NetBeans легко интегрируется с несколькими серверами веб-приложений, такими как GlassFish и Tomcat. Он также хорошо работает с инструментами контроля версий, такими как GIT.

9. Vim


Цена: Бесплатно
Платформа: Unix, Linux, macOS, Windows

Vim - это программное обеспечение с открытым исходным кодом, предназначенное для использования как из интерфейса командной строки, так и в качестве отдельного инструмента в графическом интерфейсе. Он имеет автоматический синтаксис и преобразование в HTML, список ошибок, набор компиляторов и автоматическое исправление.

Для лучшей визуализации вы можете либо изменить размер окон, либо разделить их по горизонтали/вертикали. В нем есть много команд для выполнения типичных вещей с клавиатуры вместо мыши. Это увеличивает вашу скорость как минимум в два раза.

Хотя он выглядит как простой текстовый редактор, это отличный инструмент для повышения производительности с множеством полезных плагинов. В опросе разработчиков Stack Overflow (2019) Vim занял пятое место по популярности среди сред разработки.

8. TextMate


Цена: Бесплатно
Платформа: macOS

TextMate - это легкий текстовый редактор с графическим интерфейсом, специально разработанный для MacOS. Он включает в себя записываемые макросы, декларативные настройки, фальцовку разделов, интеграцию с оболочкой и обширную библиотеку плагинов.

Он позволяет легко менять кусок кода и превращать часто используемые куски кода во фрагменты. Повторяющиеся задачи можно устранить с помощью макросов: либо запишите макрос для немедленного воспроизведения, либо сохраните его для повторного использования.

Это очень удобно для начинающих, а форматирование очень полезно при написании и отладке кода.

7. Emacs

Цена: Бесплатный
Платформа: Linux, MacOS, Windows

Emacs - это настраиваемый и расширяемый текстовый редактор, способный выполнять все, что пожелает пользователь. Он содержит более 10 000 встроенных команд, которые можно комбинировать с макросами для автоматизации работы.

Emacs имеет режимы редактирования с учётом контента, полную поддержку Unicode почти для всех сценариев, а также полную экосистему функциональности, выходящую за рамки редактирования текста, включая программу чтения новостей и почты, календарь, интерфейс отладчика и планировщика проектов.

Инструмент расширяется с помощью расширений Lisp, так что вы можете получить все новые преимущества современных IDE, такие как подсветка синтаксиса, полный код, статическая проверка и многое другое, установив плагины.

6. AWS Cloud9


Цена: Бесплатно | 2,05 доллара США за 90 часов использования.
Платформа: Online IDE.

AWS Cloud9 позволяет писать, запускать и отлаживать исходный код с помощью только веб-браузера. Вам не нужно устанавливать файлы или настраивать машину разработки для запуска новых проектов. В нем есть все важные инструменты, необходимые для популярных языков программирования.

Платформа позволяет определять ресурсы, отлаживать и переключаться между удаленным и локальным исполнением бессерверных приложений. Вы также можете делиться своими проектами и парным кодом, а также отслеживать вклад вашей команды в режиме реального времени.

Полнофункциональный редактор поставляется со встроенным терминалом и редактором изображений, возможностью совместного редактирования и чатом, так что вы можете общаться со своей командой, не выходя из IDE.

5. IntelliJ IDEA


Цена: Бесплатно | 49,9 $ в месяц
Платформа: Linux, macOS, Windows

Написанная на Java, IntelliJ IDEA объединяет сотни функций и настроек, упрощающих программирование. Интеллектуальное автозавершение кода для большого количества языков, поддержка инфраструктуры микросервисов и встроенные инструменты разработчика, такие как контроль версий и терминал, делают этот инструмент особенным.

IntelliJ IDEA зарекомендовала себя как одна из самых универсальных IDE, начиная с фронтендовых JavaScript-приложений и заканчивая бэкэндом Java.

Она идеально подходит для разработчиков, имеющих опыт работы с другими инструментами JetBrains. Для новичков пользовательский интерфейс может быть запутанным, так как в нем слишком много опций и сложных функций.

4. Xcode


Цена: Бесплатно
Платформа: macOS

Xcode содержит набор инструментов для разработки программного обеспечения, который включает большую часть документации Apple для разработчиков и встроенный интерфейсный редактор. Он используется для разработки программного обеспечения для iOS, iPadOS, macOS, watchOS и tvOS.

Xcode и Swift (мультипарадигмальный язык, разработанный Apple Inc) вместе делают программирование восхитительно живым. Лучшее в Xcode - это то, что вы можете просто перетащить элемент, и ваш дизайн готов к работе.

Интерфейсный разработчик отображает живую визуализацию вашего кода, мгновенно отражая изменения, внесенные вами в код. Плагины не так важны для этого инструмента: просто обновляйте IDE для бесперебойной работы.

3. Visual Studio


Цена: Бесплатно | 45 долларов США в месяц
Платформа: Windows, macOS

Microsoft Visual Studio - очень мощный инструмент для создания веб-сайтов, веб-сервисов и мобильных приложений. Он в основном используется малым и средним бизнесом для разработки компьютерных программ.

Редактор кода поставляется с IntelliSense (функция завершения кода с учетом контекста), рефакторингом кода и интегрированным отладчиком, который работает как отладчик на уровне машины, так и как отладчик на уровне исходного кода.

Поддержка онлайн-сообщества для этого инструмента превосходна, и Microsoft постоянно держит продукт в актуальном состоянии.

2. Sublime Text


Цена: Бесплатно | 80 долларов за лицензию
Платформа: Linux, Windows, macOS

Sublime Text - это сложный текстовый редактор для кода и разметки. У него есть боковая мини-карта, которая обеспечивает иерархическое представление файлов и сочетаний клавиш для большинства действий.

Это легковесное программное обеспечение, написанное на C/C++ и Python. Он может делать намного более тяжелую работу, не сталкиваясь с проблемами. Существует приличная командная палитра, которая позволяет глубоко использовать редактор.

Sublime Text позволяет пользователям настраивать каждый аспект инструмента и писать код быстро и эффективно. Это также упрощает привязку кода к другим страницам кода. В целом, он отлично справляется со своей задачей.

1. Notepad++


Цена: Бесплатно
Платформа: Windows

Notepad ++ больше, чем редактор: это замена Блокнота, который поддерживает множество различных языков программирования. Он написан на C ++ и использует Win32 и STL, что обеспечивает меньший размер программы и более высокую скорость выполнения.

Это отличный помощник для проектов по написанию кода. Вы можете работать с несколькими документами одновременно, благодаря функции редактирования с несколькими вкладками. Редактор позволяет легко проверять файлы на всех этапах проектов встроенного программного обеспечения, от HEX до исходного кода C ++.

В общем, Notepad ++ - это просто Microsoft Notepad, но на стероидах. Он делает все лучше и предоставляет дополнительные функции для выполнения всех ваших требований.

Читайте также: