Программа компьютера пока не умеет отличать склонение русских существительных по падежам

Обновлено: 07.07.2024

Падежи - тема сложная. Она часто вызывает трудности у детей. В этой статье я расскажу, как научить ребенка определять падежи.

Как объяснить падежи?

1. Берем любое слово. Например, слово дом . И составляем с ним словосочетания, изменяя вопросы. Но пока не говорим, что изменяем слово по падежам.

Важно! Словосочетания записываем и выделяемые окончания у существительных.
стоит (что?) дом
вышел (из чего?) из дома
подошел ( к чему?) к дому
вижу (что?) дом
доволен ( чем?) домом
думаю (о чем?) о доме

2. Спрашиваем, что изменилось в написании имен существительных. Окончание. А окончание - это часть слова, которая служит для связи слов в предложении . Дальше можно рассказать, что все имена существительные (изучение падежей начинается с изменения по падежам им. сущ.) разбили на 6 больших групп. Они называются падежи. В каждой группе есть свои вопросы, на которые отвечают слова.

Изменить слово по падежам - изменить слово по вопросам.


Как выучить падежи?

Часто родители говорят, что ребенок не может выучить падежи. Давайте различать два момента: не может выучить падежи и не умеет их определять.
Есть темы, которые нужно учить, как таблицу умножения. Названия падежей и вопросы к ним нужно учить наизусть. Для этого нужно запомнить всего лишь 18 слов. Не много, правда?

Некоторым ребятам сложно запомнить последовательность падежей. Им в помощь составили небольшие фразы. Первая буква в каждом слове совпадает с первой буквой падежа.

Например: И ван р одил д евчонку, в елел т ащить п елёнку.
Или: И ван р убил д рова, В арвара т опила п ечь.

Как определять падежи?

А вот определить падеж слова детям сложно. Для того, чтобы определить падеж, нужно:
- выписать словосочетание с им. сущ.
- задать падежный вопрос
- определить падеж

И здесь одна важная деталь. Какой вопрос вы зададите в словосочетании "вышел из дома"? Любой русский человек спросит "откуда? ". А в данном случае нужно спросить "из чего? ".

Мы должны задать падежный вопрос. Если ребенок говорит, что нужно спросить "откуда", я отвечаю, что это правильно, но такого падежного вопроса нет. И прошу подобрать падежный вопрос .

Почему детям сложно определить падеж?

Есть несколько причин.
1. Ребенок не выучил падежи и вопросы к ним.
2. Ребенок не может найти слово, от которого надо задать вопрос, т. е. не может найти словосочетание.
3. Ребенок не может подобрать правильный вопрос.

Cyriller - бесплатная программа склонения по падежам

  • Склонять личные имена, фамилии, отчества без использования словаря.
  • Склонять все существительные русского языка, включая имена с использованием словаря.
  • Склонять существительные, которых нет в словаре по ближайшему совпадению.
  • Склонять прилагательные русского языка с использованием словаря.
  • Склонять прилагательные, которых нет в словаре по ближайшему совпадению.
  • Писать числа прописью во всех падежах.
  • Писать деньги прописью, в рублях, долларах, евро, юанях.
  • Писать числа прописью вместе с единицей измерения.

То есть, может быть использован в проектах под управлением:

Сборка при помощи dotnet CLI

Для склонения личных имен, можно использовать класс CyrNoun , в данном случае идет поиск имени в словаре. Как пользоваться данным классом - смотри раздел Существительное.

Так же можно использовать класс CyrName , который склоняет личные имена по алгоритму, и не пользуется словарем.

  • Смотри пример использования класса CyrName в методе /Cyriller.Samples/Program.cs/NameSamples .
  • Старый gist с примером склонения личных имен и фамилий.
  • Класс CyrName , так же доступен для Java Script в упрощенном варианте - CyrName.js .

Склонение существительных выполняется при помощи класса CyrNounCollection .

При создании коллекции, весь словарь существительных склоняется и загружается в память. Для этого требуется около 200 MB памяти и 2 секунд одного ядра процессора.

Коллекция CyrNounCollection имеет следующие варианты поиска слова:

  • Поиск существительного по точному совпадению с автоматическим определением рода, падежа и числа.
  • Поиск существительного по неточному совпадению с автоматическим определением рода, падежа и числа.
  • Поиск существительного по точному совпадению с указанием рода, падежа и числа.
  • Поиск существительного по неточному совпадению с указанием рода, падежа и числа.

Смотри пример использования классов CyrNounCollection и CyrNoun в методе /Cyriller.Samples/Program.cs/NounSamples .

Склонение прилагательных выполняется при помощи класса CyrAdjectiveCollection .

При создании коллекции, весь словарь прилагательных склоняется и загружается в память, Для этого требуется около 250 MB памяти и 2 секунд одного ядра процессора.

Коллекция CyrAdjectiveCollection имеет следующие варианты поиска слова:

  • Поиск прилагательного по точному совпадению с автоматическим определением рода, падежа, числа и одушевленности.
  • Поиск прилагательного по неточному совпадению с автоматическим определением рода, падежа, числа и одушевленности.
  • Поиск прилагательного по точному совпадению с указанием рода, падежа, числа и одушевленности.
  • Поиск прилагательного по неточному совпадению с указанием рода, падежа, числа и одушевленности.

Смотри пример использования классов CyrAdjectiveCollection и CyrAdjective в методе /Cyriller.Samples/Program.cs/AdjectiveSamples .

При помощи класса CyrPhrase можно склонять словосочетания из существительных и прилагательных.

Смотри пример использования класса CyrPhrase в методе /Cyriller.Samples/Program.cs/PhraseSamples .

Заметка: класс CyrPhrase , не умеет правильно склонять должности, так как должность это не словосочетание, где необходимо склонять все слова.

Класс CyrNumber , отвечающий за склонение чисел стоит немного особняком и не нуждается в коллекциях. Тем не менее, CyrNumber может склонять не просто числа, а количество чего-то. Это что-то может выражаться при помощи CyrNoun , которые в свою очередь можно получить из CyrNounCollection .

Основные возможности класса:

  • Склоняет число прописью в указанном роде и одушевленности.
  • Склоняет денежную сумму в указанной валюте, смотри класс CyrNumber.Currency .
  • Склоняет количество указанных единиц, смотри класс CyrNumber.Item .
  • Склоняет число прописью в указнный падеж, род и одушевленность.
  • Склоняет денежную сумму в указанный падеж и валюту.
  • Склоняет количество указанных единиц в указанный падеж.
  • Выбирает правильный вариант слова в зависимости от указанного числа (1 год, 2 года, 5 лет).

Смотри пример использования классов CyrNumber , CyrNumber.Currency и CyrNumber.Item в методе /Cyriller.Samples/Program.cs/NumberSamples.

Класс CyrResult используется для хранения результатов склонения и содержит всевозможные свойства и методы для удобства доступа.

Список наиболее часто используемых свойств:

Название Синоним Тип Описание
Nominative Именительный string Именительный, Кто? Что? (есть)
Genitive Родительный string Родительный, Кого? Чего? (нет)
Dative Дательный string Дательный, Кому? Чему? (дам)
Accusative Винительный string Винительный, Кого? Что? (вижу)
Instrumental Творительный string Творительный, Кем? Чем? (горжусь)
Prepositional Предложный string Предложный, О ком? О чем? (думаю)

Список наиболее часто используемых методов:

Название Параметры Возвращает Описание
Get Cyriller.Model.CasesEnum Case string Возвращает результат склонения в указанном падеже.
ToList List<string> Возвращает результат склонения по всем падежам в виде списка.
ToArray string[] Возвращает результат склонения по всем падежам в виде массива.
ToDictionary Dictionary<CasesEnum, string> Возвращает результат склонения по всем падежам в виде словаря.

Коллекции CyrNounCollection и CyrAdjectiveCollection выбрасывают CyrWordNotFoundException исключение если слово не найдено.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова кумовство (существительное):

Ассоциации к слову «программа»

Синонимы к слову «программа»

Предложения со словом «программа»

  • При заказе автобусной экскурсии уточните марку автобуса и уровень комфортабельности, а также полную программу экскурсии по пунктам.

Цитаты из русской классики со словом «программа»

  • Представил только печатную программу общества, заграничной печати, и проект развития системы дальнейших действий, написанный хотя и начерно, но собственною рукой Петра Степановича.

Сочетаемость слова «программа»

Какой бывает «программа»

Значение слова «программа»

ПРОГРА́ММА , -ы, ж. 1. Содержание и план предстоящей деятельности, работ и т. п. Программа развития индустрии. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «программа»

Дополнительно

Значение слова «программа»

ПРОГРА́ММА , -ы, ж. 1. Содержание и план предстоящей деятельности, работ и т. п. Программа развития индустрии.

Предложения со словом «программа»

При заказе автобусной экскурсии уточните марку автобуса и уровень комфортабельности, а также полную программу экскурсии по пунктам.

Увы, большая часть школьной программы сегодня представлена в сознании детей именно в этом статусе.

Без применения компьютеров, сетевых технологий связи, новейших информационных систем и прикладных компьютерных программ нового поколения существование казначейства как действующей структуры невозможно.


В русском языке есть два основных типа словоизменения: склонение и спряжение.

Склонение — это изменение слов по падежам, числам и родам. Склоняются именные части речи: существительные, прилагательные, числительные и местоимения.

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам. Постоянный признак существительного — это род.

Склонение имен существительных — это изменение по падежам в контексте родовой принадлежности.

Просклонять слово — значит изменить его по падежам.

Теперь расскажем, как узнать склонение существительных.

Первое, второе и третье склонение имен существительных

Перейдем к трем типам склонения имени существительного.

Первое склонение существительных в русском языке

К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа:

Еще к первому склонению относят существительные общего рода — это когда можно сказать и про мужчин, и про женщин: трудяга, забияка, плакса, молодчина, непоседа, выскочка, злюка, неряха.

Ряд существительных женского рода первого склонения оканчивается на -ия:

Эти слова в форме дательного и предложного падежа единственного числа имеют окончание -и в отличие от типичных существительных первого склонения. Сравним на примерах:

И. п. — (что?) лекция, трава

Р. п. — время (чего?) лекции, нет травы

Д. п. — уделим внимание (чему?) лекции, траве

В. п. — вижу (что?) лекцию, траву

Т. п. — восхищаемся (чем?) лекцией, травой

П. п. — сообщит (о чём?) о лекции, о траве

Второе склонение существительных в русском языке

Второе склонение объединяет существительные мужского рода с нулевым окончанием и с окончанием -о/-е, а также среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа:

гений, автор, герой;

слово, дело, море, варенье.

Отдельно рассмотрим существительные среднего рода, которые оканчиваются на -ие:

Такие существительные в форме единственного числа предложного падежа при склонении оканчиваются на -и. Вот так:

И. п. — (что?) указание, озеро

Р. п. — нет (чего?) указания, озера

Д. п. — удивляемся (чему?) указанию, к озеру

В. п. — читаю (что?) указание, вижу озеро

Т. п. — интересуюсь (чем?) указанием, озером

П. п. — расскажу (о чём?) об указании, об озере

Третье склонение существительных в русском языке

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже:

Таблица склонений имен существительных

Чтобы определить склонение имени существительного, для начала определяем его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. А после — по роду и окончанию определяем склонение. Вот и все!

Для удобства можно использовать таблицу падежных окончаний имен существительных русского языка. Табличка особенно пригодится в 4 классе, когда школьники только начинают знакомиться с этой темой.

Падежные окончания имен существительных: таблица

Единственное число

Множественное число

Мы выделили окончания множественного числа в отдельный столбец, так как различия между ними менее существенны, чем в единственном числе.

Знак ударения над окончанием значит, что оно всегда будет ударным. Если последняя согласная в слове г, к, х, ж, ш, щ или ч — окончание -ы заменяем на -и.

Символ ö значит чередование о / е / ё. Для наглядности сделали отдельную таблицу на примере окончания творительного падежа единственного числа 1-го склонения.

Конечный согласный основы

Мягкий, включая й

Шипящий (ж, ш, ч, щ) или ц

стóрожем, мáршем, товáрищем, мáтчем, пáльцем, щýпальцем, окóнцем, плáтьицем

ужóм, ершóм, тягачóм, плющóм, лицóм, словцóм

Кроме изменения окончания при склонении возможно следующее:

сдвиг ударения: рука́ — ру́ку, судья́ — су́дьи;

чередование е/ё, сопровождающее сдвиг ударения: ёж — ежа́, о́зеро — озёра;

выпадение и появление беглой гласной: палец — пальцем, стойка — стоек;

чередование суффиксов: котёнок — котята, семя — семена.

Мы узнали, как определить тип склонения имени существительного. Теперь рассмотрим разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Разносклоняемые имена существительные

В отдельную группу выделим разносклоняемые существительные на -мя:

Эти слова называются разносклоняемыми потому, что частично они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа образуют окончание второго склонения.

Сравним:

И.п. — пламя, дитя, путь, ночь

Р.п. — пламени, дитяти, пути, ночи

Д.п. — пламени, дитяти, пути, ночи

В.п. — пламя, дитя, путь, ночь

Т.п. — пламенем, дитятей (-ею), путём, ночью

П.п. — о пламени, о дитяти, о пути, о ночи.

Несклоняемые имена существительные

К несклоняемым относятся существительные, у которых все падежно-числовые формы одинаковы. Среди них выделяют:

Нарицательные всех родов, которые оканчиваются на гласные -у, -и, -е, -о и ударное -а:

авеню, бюро, депо, жалюзи, желе, жюри, интервью, какао, кафе, кенгуру, кино, клише, кофе, купе, леди, меню, метро, пальто, пианино, радио, самбо, табло, такси, трюмо, фортепиано, шимпанзе, шоссе, эскимо.

Имена собственные: Тбилиси, Сочи, Сухуми, Баку, Чикаго, Осло; Мери, Хозе, Гарибальди, Гёте, Золя.

Заимствованные женского рода, собственные и нарицательные, которые оканчиваются на твердый согласный: мадам, Ирэн, Алигер, Люксембург.

Имена собственные на -ово (-ёво), -ево, -аго (-яго), -ых (-их), -ко:

Домодедово, Живаго, Черных, Шевченко.

Особенности склонения отдельных слов

Слова «человек» и «ребенок» во множественном числе образуют формы от «люди» и «дети». После числительных, которые требуют родительного падежа множественного числа, «человек» имеет форму «человек»: шесть человек. Слово «ребенок» в этом случае ведет себя, как обычно: шестеро детей.

Слова «сын» и «кум» во множественном числе приобретают суффикс -ов: сыновья, кумовья.

Слова «мать» и «дочь» во всех формах кроме именительного и винительного единственного содержат суффикс -ер: ма́тери, до́чери, матеря́м, дочеря́м, матеря́ми, дочерьми́.

Слова «чудо», «небо» и «древо» во множественном числе приобретают суффикс -ес: чудеса́, небеса́, древеса́.

Слово «око» во множественном числе содержит основу оч-: о́чи, оче́й, оча́м.

Слово «ухо» во множественном числе содержит основу уш-: у́ши, уше́й, уша́м.

Слово «год» в родительном падеже множественного числа имеет форму лет: три го́да, шесть лет, мало лет.

Слово «цветок» во множественном числе теряет суффикс -ок: цветы́, цвето́в, цвета́м.

Слово «судно» во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда́, судо́в, суда́м.

Слово «церковь» во множественном числе имеет вариант с твердой основой: церквя́ми и церква́ми, о церквя́х и о церква́х.

Читайте также: