Программа компьютерная графика для начальных классов

Обновлено: 06.07.2024

Программа внеурочной деятельности «Компьютерная графика» составлена в соответствии с требованиями государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, концепция которой направлена на духовно­нравственное развитие и воспитание личности. Данная программа разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская и программы по информатике и ИКТ для четырехлетней начальной школы Горячева А. В. «Общеобразовательная система «Школа 2100».

Программа внеурочной деятельности «Компьютерная графика» является составной частью ООП школы общекультурного направления развития личности.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. Программа поможет учащимся освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения и предусматривает понимание учеником гармонии и цвета.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Формирование интереса к овладению ИКТ знаний и умений является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.

Цель: формирование и развитие у детей практических умений в области компьютерной графики.

способствовать развитию творческих способностей учащихся и интереса к изучению компьютерной графики;

предоставить учащимся возможность для знакомства с простыми приемами рисования в программах «Рисуем вместе с Tux », « Paint » и «Фантазёры», и проектирования в программе « SweetHome 3 D »;

познакомить учащихся с возможностями текстового редактора и программы создания презентаций;

развивать у учащихся творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.

МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Программа «Компьютерная графика» реализуется на занятиях внеурочной деятельности с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, развития индивидуальных способностей каждого школьника, формирования коммуникативных качеств. Формы реализации программы общекультурного направления: практические занятия с элементами игр и игровых элементов, практическая, самостоятельная работа, ситуационные игры, проектная деятельность.

Особенности организации внеурочного занятия

Формы и методы содержания обучения информатике по данной программе должно проходить в компьютерном классе. Занятия происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 15-20 минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук.

Нажмите, чтобы узнать подробности

учителем начальных классов МКОУ Базовской СОШ Глушаковой Л.В.

Обсуждена и согласована

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №1 от ________

Принята на заседании педагогического совета

Протокол №1 от ______

Пояснительная записка

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями.

Актуальность программы

В настоящее время информатизации обучения отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.

Формирование интереса к овладению ИКТ знаний и умений является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.

Эта программа поможет детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посетит занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают, что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Программа курса «Компьютерная графика» входит во внеурочную деятельность по направлению художественно-эстетическое развитие личности.

Цель: формирование и развитие у детей практических умений в области компьютерной графики.

способствовать развитию творческих способностей учащихся и интереса у них к изучению компьютерной графики;

предоставить возможности для знакомства с простыми приемами рисования в программах Раскраска, Tux Paint, Paint и игры – GP Puzzle (пазлы);

развивать творческий потенциал, инициативу, самостоятельность воспитанников.

Материально-техническое обеспечение: доска, компьютеры (по количеству воспитанников или 1 на двоих), компьютер учителя, мультимедийная установка.

Продолжительность занятия: 30 мин.

Во избежание утомляемости детей, программой предусмотрено чередование трех графических редакторов: Раскраска, Tux Paint, Paint и игры – GP Puzzle (пазлы).

Формы занятий

Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).

Важно соблюдать режим работы и предотвращать утомляемость зрительных рецепторов у детей. Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Развивается зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Для уменьшения зрительного напряжения необходимы:

- хорошо проветренное помещение;

- чёткое и контрастное изображение на экране компьютера;

- расстояние от глаз до экрана компьютера – не менее 50 – 60 см.

Режим работы – один из факторов профилактики утомления и переутомления ребёнка при общении с компьютером.

Следует помнить: продолжительность непрерывных занятий на компьютере для младших школьников составляет не более 15 минут. После 15 мин непрерывной работы следует проводить физкультурные паузы, в том числе и для глаз, в течение 3 – 4 минут.

Примеры упражнений для снятия мышечного напряжения представлены в Приложении.

Планируемый результат:

- создавать изображение, используя заготовки и собирая фрагменты в одну композицию;

- организация виртуального «альбома».

Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов

Оценка достигнутых результатов осуществляется с помощью создания виртуальнного «альбома», а также через наблюдение.


Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» в начальной школе становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.

Программа внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» составлена на основе примерной программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).

2. Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности «Компьютерная графика. Первые шаги»

Цель: Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)

овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;

освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Коллективная и индивидуальная работа;

Практическая работа за компьютером;

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Игра: познавательная, развивающая;

Далее в документе: учебно – тематический план, требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы, календарно – тематический план, содержание программы, ожидаемые результаты программы, контроль и оценка планируемых результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютерная программа Paint выделена для курса "Компьютерная графика" потому, что это самый простой и доступный в обращении графический редактор и детям начальной школы очень интересны и нравятся занятия в графическом редакторе вообще, и именно с Paint максимально возможно творческое развитие детей младшего возраста на уровне компьютерного практикума. Ведь проблема творчества – одна из основных в психологии личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Компьютерная графика" для 2 - 4 классов»

Пояснительная записка

Технология создания и обработки графической информации входит в обязательный минимум по изучению школьной дисциплины информатики.

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Однако дети знакомы, в основном, с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику только для развлечений. При этом познавательные, в частности, образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. То есть, в настоящее время компьютер с его огромными универсальными возможностями используется не по назначению.

В учебном плане школы изучение информатики начинается в 8 классе. На изучение темы "Графический редактор" в 8 классе по программе Л.Л. Босовой отводится всего 4 часа. Это очень мало для такой объемной темы. В начальной школе информатика ведется в беcкомпьютерном варианте.

Компьютерная программа Paint выделена для курса "Компьютерная графика" потому, что это, во-первых, самый простой и доступный в обращении графический редактор, во-вторых, детям начальной школам очень интересны и нравятся занятия в графическом редакторе вообще, и, в-третьих, именно с Paint максимально возможно творческое развитие детей младшего возраста на уровне компьютерного практикума. Ведь проблема творчества – одна из основных в психологии личности.

Компьютерная графика не только развивает воображение и творческое мышление ребенка, но и знакомит его с основами информационных технологий, позволяет на практике осуществлять требуемые алгоритмы, формирует понимание технологического процесса.

В предлагаемом курсе развитие творческого мышления учащихся достигается особой организацией занятий. Программа курса составлена таким образом, что создаются условия, необходимые для овладения школьником теми видами деятельности, которые дают ему возможность проявить свой творческий потенциал. Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить.

Данная программа заинтересует учащихся, так как компьютерная графика – необычайно интересный и перспективный предмет, а применение ее уже в младшем школьном возрасте окрасит жизнь учеников новыми красками.

Воспитательное воздействие станет особенно актуальным, если знакомство с компьютерной графикой выйдет на уровень практической деятельности обучающегося и реализуется в социальной среде, окружающей ребенка в виде демонстрации готовых продуктов творчества.

Место курса в образовательном процессе

Спецкурс по информатике «Компьютерная графика» составлена для учащихся 2 - 4 классов.

Цель курса: обучение учащихся созданию и редактированию изображения, используя инструменты графического редактора Paint.

обучить работе с инструментами графического редактора;

обучить работе с палитрой цветов;

развивать навыки планирования работы по созданию рисунка;

формировать понимание принципов построения и хранения изображений;

развивать навыки компьютерной грамотности;

развивать логическое мышление;

развивать алгоритмические навыки и системный подход к решению задач.

На данный курс отводится 28 учебных часов (1 час в неделю).

Тема занятия

Количество часов

Элементы теории компьютерной графики - 2 часа

Основы графики на примере создания

и редактирования изображений - 20 час

Знакомство с программой создания презентации PowerPoint. Создание анимированных изображений средствами

компьютерных программ Paint и PowerPoint - 6 часов

Содержание программы

Тема 1. Элементы теории компьютерной графики - 2 часа

Назначение графического редактора.

Понятие компьютерной графики.

Виды компьютерной графики: растровая и векторная.

Тема 2. Основы графики на примере создания и редактирования изображений - 20 час

Создание и сохранение изображения.

Инструменты свободного рисования. Использование кистей, аэрографа, карандаша, ластика. Выбор цвета и формы кисти.

Закраска областей. Создание градиентных переходов.

Техника выделения областей изображения.

Инструменты выделения. Управление параметрами инструментов.

Приемы выделения областей сложной формы.

Действия с выделенной областью: масштабирование, поворот, искажение выделенной области.

Работа с текстом.

Тема 3. Знакомство с программой создания презентации PowerPoint. Создание анимированных изображений средствами компьютерных программ Paint и PowerPoint - 6 часов

Программа Power Point.

Создание фона для анимации.

Создание героев проекта.

Создание простой анимации с помощью перемещения объектов на слайде.

Методы преподавания и формы организации учебных занятий

Возможность использования разных видов занятий при построении элективного курса обеспечивает создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик (независимо от его способностей) может проявить инициативу, творчество, исследовательский подход в ходе освоения учебного материала.

Одним из способов развития творческой активности учащихся являются творческие задания. При выполнении этих заданий учащемуся предоставляется возможность выстроить своеобразную иерархию целей, которые можно рассматривать как конечные и промежуточные ориентиры сложного процесса. Здесь проявляется умение находить соответствующие образцы, как в своем запасе знаний, так и из внешних источников.

Занятия включают теоретическую и практическую часть. Учебные занятия курса организованы в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся по алгоритмам или карточкам-заданиям.

Теоретическая и практическая часть курса изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

Контроль за освоением знаний учащихся осуществляется учителем по результатам выполнения практических и творческих работ.

Итоговый контроль целесообразно проводить в виде урока-выставки всех творческих проектов учащихся с общим обсуждением представляемых работ.

  • диалоги;
  • работа в группах;
  • игровые методики;
  • информационные минутки;
  • эвристический подход.

Для контроля знаний используется выставка работ.

Учащие должны овладеть основами компьютерной графики в Pain а именно должны знать:

назначение и функции программы Paint;

методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;

назначения и основные возможности инструментов графического редактора Paint;

В результате освоения практической части курса учащиеся должны

Создавать и редактировать изображения в программе Paint, а именно:

выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (выделение произвольной области, выделение);

перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

редактировать изображения и фотографии с использованием инструментов графического редактора;

сохранять выделенные области для последующего использования;

изменять свойства палитры из цветных в черно-белые эскизы;

применять к тексту различные эффекты форматирования;

изменять размеры и наклон рисунка.

Создавать самые простые анимированные изображения посредством программы PowerPoint.

Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при оформлении творческих работ, для визуализации исследований в различных предметных областях. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего освоения других графических редакторов, в частности растровых, таких как Adobe Photoshop, создание анимации, видеомонтажа.

Требования к техническому оснащению кабинета

Для реализации программы необходимы следующие условия:

операционная система Windows 98, Windows MS, Windows 2000, Windows XP или Vista со стандартным пакетом офисных программ;

принтер струйный или лазерный;

стенд для оформления лучших работ по темам.

Литература для учителя

Материалы сайта «Фестиваль открытых уроков» www.festival.1september.ru.

Информатика 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд.,переработанное/ под ред.Н.В. Макаровой.- СПб.:Питер,2005.

Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Молочков В.П. Практические работы в графическом редакторе MS Paint/ Информатика и образование № 2 – 2001

Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. Н.В.Макаровой. М.: “Финансы и статистика”, 2000

Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Курс компьютерной технологии.–М., АБФ, 2000.

Леготина С.Н. Элективный курс «Компьютерная графика. Мультимедийные презентации». 9 класс.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006, 2008.

Дидактическое сопровождение курса:

занятия 1 - 28 (приложение 1);

практические работы в программе Paint (приложение 2);

"Анимация в PowerPoint" (приложение 3);

Дидактический материал для Paint (приложение 4).

Литература для обучающихся

Информатика 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд.,переработанное/ под ред.Н.В. Макаровой.- СПб.:Питер,2005.

Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. Н.В.Макаровой. М.: “Финансы и статистика”, 2000

Учебно - тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

I. Элементы теории компьютерной графики

Интерфейс графического редактора Paint и его элементы

Цветовая модель RGB (характеристики цвета, цветовой круг, цветовые схемы, восприятие цвета)

Читайте также: