Программа кружка по развитию памяти и внимания

Обновлено: 07.08.2024

Мы живём в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объёма информации. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Современные исследования доказали, что целесообразно использовать эту технологию с дошкольного возраста.

Данная Программа рассчитана на развитие мышления и речи дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 4-7 лет.

В процессе реализации Программы решаются несколько взаимосвязанных проблем: у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Исследования показывают, что дети, занимающиеся по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития речи, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них выработан навык грамотной обработки информации. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.

При создании Программы использовались нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);

- Устав МАДОУ д/с №15

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 4-7 лет.

Сроки реализации программы –2 года.

1.2. Цель Программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.

развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, речи и др.;

кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

развитие навыков письменной речи.

Авторским вкладом является разработка перспективного планирования по использованию метода мнемотехника с детьми 4-5 лет жизни. Также авторским вкладом является дополнение содержания Программы темами актуальными для изучения дошкольниками на основе русских народных сказок и других фольклорных произведений с включением практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и коллажей.

Особенностью программы также является использование особых форм работы с дошкольниками:

самостоятельное кодирование литературных произведений;

создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц, скороговорок, загадок;

создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;

использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и упражнений;

кодирование слов и составление ребусов.

1.4. Планируемые результаты

По окончании реализации программы воспитанник :

о способах кодирования информации литературных и авторских произведений;

о необходимости использования мнемотехнических приемов в повседневной жизни, для облегчения запоминания информации.

10-12 скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи;

достаточное количество русских народных сказок;

самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии;

составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в картотеки;

прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ;

расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно составлять ребусы;


Актуальность проблемы развития памяти у школьников связана не только с тем, что мнемические процессы (процессы запоминания) это одни из важнейших процессов человеческой психики, но и с тем, что в современном обществе происходит информационный «бум»: количество радиостанций, телеканалов, газет увеличилось в численном и качественном объеме. Соответственно, увеличилась нагрузка на процессы запоминания информации, сохранения и воспроизведения той или иной информации. Это должно учитываться при организации учебной деятельности.

Одной из часто встречающейся причиной низкой обучаемости и успеваемости школьников является слабое развитие памяти, т.е. плохое запоминание учебного материала.

Существенную отрицательную роль в отставании мнемической деятельности школьников, по мнению А.А.Смирнова, играет неумение построить способ эффективного осмысленного запоминания. Поэтому формирование таких способов должно осуществляться еще в школьном возрасте, а в рамках первых трех классах школы следует обратить на них особое внимание, предприняв максимум усилий для того, чтобы они как можно скорее были сформированы у детей. От знания этих приемов и успешного овладения ими зависит успех учебной деятельности и общий уровень психического развития ребенка.

Развитие памяти у школьников повышает функциональную и общую грамотность. Школьники с хорошо развитой памятью быстрее читают, повышая тем самым свой уровень знаний и успеваемость. Так же у них хорошо развиты творческие способности, они показывают более высокий уровень интеллекта. Отметим, что проблемы развития памяти всегда волновали человечество.

Сегодня, когда человечество достигает все новых и новых вершин в образовательном и информационном пространстве нагрузка на мозг человека возрастает, и следовательно, мнемические процессы приобретают важное значение в психическом развитии индивида.

Цели программы:

- Развитие памяти обучаемых путем формирования у них специальных приёмов и навыков запоминания информации различного рода (числовой, текстовой, запоминание формул, исторических дат, имён собственных, иностранных слов и т.д.)

- Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

Развивать возможности памяти, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка;

изучить науку «Мнемотехника», применять основные её методы при развитии памяти;

воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;

популяризация приобретённых знаний;

создание банка мнемотехнических приемов (приёмов запоминания информации);

рабочая программа развивающего курса школа памяти: мнемотехника

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 города Коврова

на заседании УМК:

от « » __________ 2014г

Заместитель директора по УР:

от « » ___________ 2014г

Директор МБОУ СОШ №9» ___________

Рабочая программа развивающего курса

«Школа памяти: Мнемотехника»

Автор: учитель математики

Жукова Марина Валентиновна

Ковров 2014-2015 год

Пояснительная записка

Актуальность проблемы развития памяти у школьников связана не только с тем, что мнемические процессы (процессы запоминания) это одни из важнейших процессов человеческой психики, но и с тем, что в современном обществе происходит информационный «бум»: количество радиостанций, телеканалов, газет увеличилось в численном и качественном объеме. Соответственно, увеличилась нагрузка на процессы запоминания информации, сохранения и воспроизведения той или иной информации. Это должно учитываться при организации учебной деятельности. Одной из часто встречающейся причиной низкой обучаемости и успеваемости школьников является слабое развитие памяти, т.е. плохое запоминание учебного материала. Существенную отрицательную роль в отставании мнемической деятельности школьников, по мнению А.А.Смирнова, играет неумение построить способ эффективного осмысленного запоминания. Поэтому формирование таких способов должно осуществляться еще в школьном возрасте, а в рамках первых трех классах школы следует обратить на них особое внимание, предприняв максимум усилий для того, чтобы они как можно скорее были сформированы у детей. От знания этих приемов и успешного овладения ими зависит успех учебной деятельности и общий уровень психического развития ребенка.

Развитие памяти у школьников повышает функциональную и общую грамотность. Школьники с хорошо развитой памятью быстрее читают, повышая тем самым свой уровень знаний и успеваемость. Так же у них хорошо развиты творческие способности, они показывают более высокий уровень интеллекта. Отметим, что проблемы развития памяти всегда волновали человечество. Сегодня, когда человечество достигает все новых и новых вершин в образовательном и информационном пространстве нагрузка на мозг человека возрастает, и следовательно, мнемические процессы приобретают важное значение в психическом развитии индивида.

Цели программы:

- Развитие памяти обучаемых путем формирования у них специальных приёмов и навыков запоминания информации различного рода (числовой, текстовой, запоминание формул, исторических дат, имён собственных, иностранных слов и т.д.)

- Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

Развивать возможности памяти, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка

изучить науку «Мнемотехника», применять основные её методы при развитии памяти

воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества

популяризация приобретённых знаний

создание банка мнемотехнических приемов (приёмов запоминания информации)

Занятия в кружке затрагивают многие образовательные области такие как, словесность, искусство, культурная антропология, духовная антропология, социальная практика, физическая антропология, математика, естествознание. Вид детской группы – профильная, постоянная, свободный набор детей.

Основные формы работы:

1. Мастер – классы – это занятия, где с помощью различных интерактивных средств с применением приемов мнемотехники проходит изучение основ процессов памяти, её тренировки и развития.

2. Игровые занятия – занятия, проводимые в игровой форме.

3. Индивидуальные занятия – беседы, консультации.

4. Показ собственных мастер-классов – публичные выступления обучаемых с целью демонстрации собственных достижений.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий коллектив, что предполагает разно уровневое общение в атмосфере творчества.

Результатом данной программы является развитие у обучаемых , наряду с памятью, таких важных качеств личности, как внимание, мышление, воображение, творческие способности. И как следствие формирование полноценной, всесторонне развитой личности.

Программа кружка рассчитана на 35 недель с учётом занятий 1 час в неделю итого 35 часов в год.

Ожидаемые результаты:

Развитие памяти способствует развитию внимания, мышления, воображения, творческой деятельности, защищает мозг от возрастных изменений.

Внимание. Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.

Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное - использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и, разумеется, просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет, что пока найдёшь нужную информацию, забудешь, зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета - попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь, с чего же всё начиналось.

Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты, приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.

Защита мозга человека от возрастных изменений. То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать. То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто, действительно, так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым. Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать, решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей - памяти, концентрации внимания, мышления и пр.

Как видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.

Программа составлена на основе книги И.Л. Юрковской «Развитие мышления и внимания»: Минск ООО «Юниперс»; 2003 г., 45 с.

В рамках начального общего образования есть обязательное направление – коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизация отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

7 лет – это уже возраст. Именно в этот период ребенок начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а взрослые, должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. Память детей такова, что они могут запоминать произвольно и непроизвольно, могут заучивать материал, но могут и применить какой-либо способ для запоминания информации.

Актуальность темы заключается в том, что в этом возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.

Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого–педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.

Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

Данная программа «Волшебный сундучок», направленная на развитие познавательных процессов у детей 7-9 лет, характеризуется наличием различных стратегий и способов запоминания, при этом необходимой остается специально организованная работа, направленная на обучение детей способам запоминания и концентрации внимания.

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для будущих учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.

Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

Основная цель реализации программы: развитие и коррекция внимания и памяти.

Участники программы – дети 6-7 лет.

Дети-участники программы набираются в группы по итогам диагностики

( методики: “10 слов”, “10 предметов”, “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).

Количество детей – 6-8 человек.

Количество занятий -17, продолжительность занятий-25 минут.

  • повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;
  • увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;
  • формируются приёмы запоминания;
  • повышается уровень развития смысловой памяти;
  • формируется самостоятельность в выполнении заданий

При оценке результатов работы по данной программе проводится повторная диагностика.

Упражнения и игры представлены в приложениях.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Найди отличия", "Летает - не летает" "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Каскад слов", "Запомни картинки ", "Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Сравни картинки", “Съедобное - не съедобное”

Развитие и коррекция памяти

"Снежный ком", " Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

Развитие и коррекция памяти:

"Снежный ком", "Весёлые таблицы", “Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Птица - не птица", " Чего не стало"

Развитие и коррекция памяти:

"Снежный ком", "Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Цифровая таблица", "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Бывает- не бывает", "Цифровая таблица"

Развитие и коррекция памяти:

"Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Топ- хлоп", "Не пропусти растение"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Рыба, птица, зверь", "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Да и нет - не говорить”", "Не пропусти профессию"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Найди отличия", "Не пропусти животное"

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Опосредованная память", "Выполни движение "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Да и нет - не говорить”", "Чего не стало "

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Опосредованная память", "Выполни движение "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Что изменилось", "Не пропусти растение"

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Запомни парочки", " Выполни движение "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Запомни парочки", "Опосредованная память"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Разложи палочки также ", “ Рыба, птица, зверь "

Развитие и коррекция памяти:

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

" Разложи палочки также ", " Не пропусти профессию"

Развитие и коррекция памяти:

"Запомни парочки", "Пиктограммы", " Запомни стихи по картинкам "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Разложи палочки также ", "Да и нет, не говорить"

Развитие и коррекция памяти:

"Пиктограммы", "Запомни стихи по картинкам"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. - Екатеринбург, 2004.

2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. - М. , 2003.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. , 2004

5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Екатеринбург, 2003.

8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.

9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.

Читайте также: