Программа основы программирования для 5 класса

Обновлено: 07.07.2024

Рабочая программа по специальному курсу «Основы программирования» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897), с учетом авторской программы Дуванова А.А.. (Азы информатики. Пишем на компьютере. Книга для учителя. – СПБ.: БХВ – Петербург, 2004. – 208 с.: ил.), требований к результатам освоения ООП ООО МБОУ СОШ № 7.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Специальный курс «Основы программирования» предназначен для обучения основам программирования и рассчитана на 4 года для учащихся 5 – 8 классов.

Основной смысл программирования не в языке программирования, а в умении чётко формулировать задачу, выдвинуть идею решения, разработать алгоритм. И только потом мы переводим алгоритм в программу, записав несколько команд на языке программирования.

Основной упор при обучении делается на овладение алгоритмических навыков, развитие логического мышления.

Программа обучения способствует профессиональной ориентации школьников и их подготовке к получению специальности программиста, даёт возможность оценить свои перспективы в этой области.

Основной целью обучения является не освоение определенного языка программирования, а закладывание основ для дальнейшего изучения компьютерных языков. Знания, полученные учащимися, помогут им при изучении любого языка программирования.

Задачи программы

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

- развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;

- формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

- знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

Язык программирования это второстепенный элемент, при помощи которого описываются наши знания основ построения алгоритмов в виде программы для конкретного исполнителя.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Специальный курс «Основы программирования» относится к предметной области «Информатика».

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ- 2 ;

Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, в форме утвержденной учебным планом на 2015-2016 учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения специального курса

Личностные результаты:

широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения программированию;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение создавать вербальные и графические модели, «читать» чертежи и схемы, самостоятельно

переводить алгоритм на язык программы;

опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

владение основами взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;

умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность; владение устной и письменной речью;

развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

умение использовать термины «объект», «среда», «исполнитель», «команда», «алгоритм», «программа», «процедура», и др.;

понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в алгоритмике;

умение различать системы команд исполнителей;

умение задавать углы поворота и векторы перемещения исполнителей;

умение определять координаты исполнителей;

умение выбирать необходимую алгоритмическую структуру;

умение составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на языке программирования;

умение формально выполнять алгоритмы;

умение выделять в программе процедуры;

умение отлаживать и выполнять программу по шагам;

знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером.

Содержание курса Основы программирования

Кукарача и его среда обитания (среда, управление при помощи команд)

Вася экономит свой труд (понятие программы)

Новые команды и их повторение (процедурное программирование, команды цикла повтори)

Решение задач по теме: «Процедурное программирование»

Кукарача на распутье (ветвление)

Решение задач по теме: «Ветвление»

Другой тип повторения (цикл ПОКА)

Решение задач по теме: «Цикл ПОКА»

Кукарача хочет укусить себя за хвост (рекурсивные программы)

Решение задач по теме: «Рекурсивные программы»

Разбор решений олимпиады

Решение задач по теме: «Процедурное программирование»

Решение задач по теме: «Цикла повтори»

Решение задач по теме: «Ветвление»

Решение задач по теме: «Ветвление. Особые случаи»

Решение задач по теме: «Цикл ПОКА»

Решение задач по теме: «команда или дополнительная процедура»

Решение задач по теме: «Рекурсивные программы»

Разбор решений олимпиады

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности учащихся

Количество часов

В том числе

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Контрольные

Проектные работы

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

умение структурировать знание;

умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно;

анализ объектов с целью выделения признаков;

выбор критериев для сравнения и классификации;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждения;

выдвижение гипотез и их обоснование.

поиск и выделение необходимой информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

построение логических цепочек рассуждений;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

прогнозирование – предвосхищение результата;

контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;

оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

умение создавать вербальные и графические модели, «читать» чертежи и схемы, самостоятельно;

переводить алгоритм на язык программы;

опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

Кукарача и его среда обитания (среда, управление при помощи команд)

Вася экономит свой труд (понятие программы)

Новые команды и их повторение (процедурное программирование, команды цикла повтори)

Решение задач по теме: «Процедурное программирование»

Кукарача на распутье (ветвление)

Решение задач по теме: «Ветвление»

Другой тип повторения (цикл ПОКА)

Решение задач по теме: «Цикл ПОКА»

Кукарача хочет укусить себя за хвост (рекурсивные программы)

Решение задач по теме: «Рекурсивные программы»

Разбор решений олимпиады

Задачи Кукарачи

Решение задач по теме: «Процедурное программирование»

Решение задач по теме: «Цикла повтори»

Решение задач по теме: «Ветвление»

Решение задач по теме: «Ветвление. Особые случаи»

Решение задач по теме: «Цикл ПОКА»

Решение задач по теме: «Команда или дополнительная процедура»

Решение задач по теме: «Рекурсивные программы»

Разбор решений олимпиады

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Издания, предназначенные для учащихся

Издания, предназначенные для учителя

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Образовательные результаты:

Учащиеся должны знать:

что такое алгоритм, свойства, типы алгоритмов, способы записи алгоритмов;

назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения простых и сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

Учащиеся должны уметь:

составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления в среде учебных исполнителей;

определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Результатом обучения по специальному курсу «Основы программирования» является умение учащихся составлять алгоритмы, писать небольшие программы на алгоритмическом языке, проверять их работоспособность.

Прогнозируемые результаты

Общий подход к решению задач по программированию.

Основы алгоритмического языка.

Графические возможности Кумир.

Понятие «хороший стиль программирования».

Писать простейшие программы на алгоритмическом языке.

Создавать программы, рисующие несложные картинки.

Конструировать многомодульные программы.

Создавать читаемые программы (т.е. использовать «хороший стиль программирования»).

Личностные качества:

Навыки самостоятельной работы.

Дисциплинированность, общая организованность.

Уверенность в работе с компьютером.

Профессиональная подготовка к получению профессии программиста.

Приложение № 4

Календарно-тематическое планирование

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

УУД: личностные (Л), регулятивные (Р), познавательные (П), коммуникативные (К)

Планируемая дата

Факт.дата

Тема урока, тип урока

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)

Контрольно-оценочная деятельность

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Форма

1. Кукарача

Кукарача и его среда обитания (среда, управление при помощи команд)

Интерфейс компьютерной среды Кукарача. Система команд исполнителя, среда исполнителя Кукарача. Правила Техники Безопасности.

использовать термины «объект», «среда», «исполнитель», «команда», «алгоритм», «программа», «процедура»;

различать системы команд исполнителей

переводить алгоритм на язык программы;

Вася экономит свой труд (понятие программы)

Программа, СКИ, среда Кукарача

составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на языке программирования;

переводить алгоритм на язык программы;

Новые команды и их повторение (процедурное программирование, команды цикла повтори)

процедурное программирование, команды цикла повтори

Уметь вычислять на компьютере, записывать команды, выводить текст.

формально выполнять алгоритмы;

выделять в программе процедуры

Решение задач по теме: «Процедурное программирование»

переводить алгоритм на язык программы;

решать и управлять объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

Кукарача на распутье (ветвление)

Использовать термин ветвление

выбирать необходимую алгоритмическую структуру

Кукарача на распутье (ветвление)

Решение задач по теме: «Ветвление»

переводить алгоритм на язык программы;

отлаживать и выполнять программу по шагам

Решение задач по теме: «Ветвление»

Другой тип повторения (цикл ПОКА)

понимать различия между употреблением терминов «объект», «среда», «исполнитель», «команда», «алгоритм», «программа», «процедура», и др. в обыденной речи и в алгоритмике

выбирать необходимую алгоритмическую структуру

Другой тип повторения (цикл ПОКА)

Решение задач по теме: «Цикл ПОКА»

переводить алгоритм на язык программы;

выделять в программе процедуры

Решение задач по теме: «Цикл ПОКА»

выбирать необходимую алгоритмическую структуру

Решение задач по теме: «Цикл ПОКА»

Кукарача хочет укусить себя за хвост (рекурсивные программы)

выбирать необходимую алгоритмическую структуру

выбирать необходимую алгоритмическую структуру

Кукарача хочет укусить себя за хвост (рекурсивные программы)

Решение задач по теме: «Рекурсивные программы»

переводить алгоритм на язык программы;

выделять в программе процедуры

Решение задач по теме: «Рекурсивные программы»

выбор наиболее эффективных способов решать задачи в зависимости от конкретных условий; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

прогнозировать – предвосхищать результат

Разбор решений олимпиады

вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий в случае обнаружения ошибки; оценивать – осознавать насколько качественно решена учебно-познавательная задача;

2. Задачи Кукарачи

Решение задач по теме: «Процедурное программирование»

разбивать задачи на подзадачи;

составлять целое из частей и самостоятельно достраивать недостающие компоненты

разрабатывать последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

Решение задач по теме: «Процедурное программирование»

Решение задач по теме: «Цикла повтори»

строить логические цепочки рассуждений

умение выбирать необходимую алгоритмическую структуру

умение составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на языке программирования

вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий в случае обнаружения ошибки; оценивать – осознавать насколько качественно решена учебно-познавательная задача;

Решение задач по теме: «Цикла повтори»

Решение задач по теме: «Ветвление»

умение выбирать необходимую алгоритмическую структуру

вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий в случае обнаружения ошибки; оценивать – осознавать насколько качественно решена учебно-познавательная задача;

Решение задач по теме: «Ветвление»

Решение задач по теме: «Ветвление. Особые случаи»

умение отлаживать и выполнять программу по шагам

Решение задач по теме: «Ветвление. Особые случаи»

Решение задач по теме: «Цикл ПОКА»

умение выбирать необходимую алгоритмическую структуру

Решение задач по теме: «Цикл ПОКА»

вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий в случае обнаружения ошибки; оценивать – осознавать насколько качественно решена учебно-познавательная задача;

Решение задач по теме: «Команда или дополнительная процедура»

умение выделять в программе процедуры

Решение задач по теме: «Команда или дополнительная процедура»

умение выбирать необходимую алгоритмическую структуру

Решение задач по теме: «Рекурсивные программы»

умение выделять в программе процедуры

Решение задач по теме: «Рекурсивные программы»

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

прогнозирование – предвосхищение результата

Разбор решений олимпиады

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;


Цель: формирование у детей базовых представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма; формирование различных видов мышления: образного, логического; развитие интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся.

изучить основы базовых алгоритмических конструкций;

формировать представления об этапах решения задачи;

формировать навыки алгоритмизации задач;

формировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ;

формировать алгоритмический стиль мышления;

развивать логику рассуждения;

формировать мотивацию к познанию и творчеству;

создать условия для развития личности ребенка,

формировать и поддерживать благоприятный морально-психологический микроклимат в коллективе ребят.

Направленность Программы

Курс факультативных занятий «Основы программирования» имеет развивающий характер, способствуя формированию основ базовых алгоритмических конструкций, логики рассуждения, умений формализации задачи и составления алгоритма ее решения. Данный курс позволит учащимся познакомиться со средой Скретч, позволит в дальнейшем подготовить их к программированию на языках высокого уровня и, возможно, определит их будущий профиль обучения.

Алгоритмы и программирование – это главное специфическое понятие информатики, которое должно быть освоено в процессе обучения. Под алгоритмическим мышлением (в самом широком смысле) подразумевается способность облечь абстрактную идею в последовательность конкретных шагов, необходимых для ее воплощения на практике.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность изучаемого курса

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями планирования своей деятельности, поиска информации, необходимой для решения поставленной задачи, построения информационной модели исследуемого объекта или процесса, эффективного использования новых технологий. Такие умения необходимы сегодня каждому человеку. Поэтому важнейшей задачей обучения информатике является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления.

Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы: 5 классы

Сроки реализации Программы: 2019-2020 учебный год

Формы и режим занятий:

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Большинство заданий выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. В конце изучения курса предполагается проведение конференции, на которой ребята представят свои проекты, программы, созданные в среде «Скретч».

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Личностные результаты:

широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения программированию;

готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, итого, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение создавать вербальные и графические модели, «читать» чертежи и схемы, самостоятельно переводить алгоритм на язык программы;

опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

владение основами взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность; владение устной и письменной речью;

развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

умение использовать термины «объект», «среда», «исполнитель», «команда», «алгоритм», «программа», «процедура» и др.; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в алгоритмике;

умение различать системы команд исполнителей; • умение задавать углы поворота и векторы перемещения исполнителей;

умение определять координаты исполнителей; • умение выбирать необходимую алгоритмическую структуру;

умение составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на языке программирования;

умение формально выполнять алгоритмы;

умение выделять в программе Вспомогательные алгоритмы;

умение отлаживать и выполнять программу по шагам;

знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером.

Формы подведения итогов реализации Программ:

Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через демонстрацию работ, конкурсы и создание портфолио.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для изучения основ программирования в 5 классе был выбран язык программирования Logo (Лого). В 6 классе знакомство с программированием продолжается с помощью среды программирования «Кумир» (Комплект Учебных МИРов).

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Основы программирования" для 5 - 6 классов.»

Пояснительная записка.

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Программа внеурочной деятельности «Основы программирования» позволит расширить кругозор обучающихся. Посредством формирования начальных навыков программирования готовится платформа для изучения более сложных языков и тем.

Для изучения основ программирования в 5 классе был выбран язык программирования Logo (Лого) в среде Kturtle. Творческая среда Лого имеет много возможностей для формирования у детей начальной компьютерной грамотности, навыков работы с вычислительной техникой, развития алгоритмического и логического мышления, познавательной грамотности. В настоящее время этот язык включает в себя множество разнообразных команд, позволяющих рисовать, решать вычислительные задачи, создавать мультфильмы и многое другое. Лого привлекает и тем, что программирование из скучной дисциплины превращается в интересную игру, в процессе которой происходит быстрое усвоение основных понятий и навыков программирования.

В 6 классе знакомство с программированием продолжается с помощью среды программирования «Кумир» (Комплект Учебных МИРов) - системой программирования, предназначенной для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. Особенности системы «КуМир»:

- использование школьного алгоритмического языка с русской лексикой и встроенными исполнителями;

- при вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках;

- при выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования;

- Кумир работает в операционных системах Windows или Linux.

Место предмета в учебном плане

Данный курс «Основы программирования» изучается в 5 - 6 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 68 ч.

Цель: Обучение учащихся основам программирования, развитие их алгоритмического мышления.

Основные задачи курса:

освоить среду Лого и стандартные команды исполнителя Черепашки;

освоить понятие «алгоритм» и изучить виды и свойства алгоритма.

Развить творческие способности и логическое мышление учащихся.

Приобщить учащихся к проектной деятельности с использованием различных средств работы в среде Лого.

Развить навыки самостоятельного поиска решений.

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

    Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

    Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

    Личностные результаты:

    формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

    развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

    Метапредметные результаты:

    умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

    формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

    Предметные результаты:

    умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

    умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

    умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

    умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

    умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

    навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

    В результате освоения курса «Основы программирования» в 5 - 6 классах учащиеся получат представление:

    о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;

    о методах представления и алгоритмах обработки данных, дискретизации, о программной реализации алгоритмов;

    о математических и компьютерных моделях, их использовании,

    о различных видах программного обеспечения и задачах, решаемых с его помощью; о существовании вредоносного программного обеспечения и средствах защиты от него, о необходимости стандартизации в сфере информационно-коммуникационных технологий;

    У учащихся будут сформированы:

    основы алгоритмической культуры;

    умение составлять несложные программы;

    навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем;

    навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией;

    представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.

    Обучающиеся познакомятся с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; получат опыт написания и отладки программ в выбранной среде программирования.

    Учащийся научится:

    понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

    строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

    понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминирован-ность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

    составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

    использовать логические значения, операции и выражения с ними;

    понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

    создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

    создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

    Выпускник получит возможность:

    познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;

    создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне её;

    познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

    познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.)

    Содержание курса 5 класса.

    Алгоритмы и исполнители.

    Правила техники безопасности и организация рабочего места. Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритмов (массовость, дискретность, результативность, детерминированность, понятность и выполнимость). Способы записи алгоритмов (словесный, блок-схема, программа). Виды алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический).

    Введение в Kturtle.

    Программирование на языке Лого.

    Создание собственных проектов.

    Разработка собственного проекта по предложенным темам.

    Защита проектов.

    Защита собственного проекта.

    Содержание курса 6 класса.

    Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители.

    Учебные исполнители (Кузнечик, Водолей, Робот, Черепаха) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

    Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

    Составление алгоритмов и программ (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Кузнечик, Водолей, Робот, Черепаха.

    Тематическое планирование.

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Алгоритмы и исполнители.

    Правила техники безопасности. Алгоритмы и исполнители.

    Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

    Введение в Kturtle.

    Запуск программы. Интерфейс программы.

    Подготовка к работе. Настройка программы.

    Программирование на языке Лого.

    Первая программа. Команды перемещения.

    Команды очистки. Управление спрайтом.

    Практическая работа № 1 «Черепашка рисует дом».

    Сохранение проектов. Практическая работа № 2 «Рисуем кораблик».

    Управление пером черепашки.

    Практическая работа № 3 «Рисуем цветной домик».

    Работа с холстом.

    Практическая работа № 4 «Изменение параметров холста».

    Переменные в Лого. Контейнеры.

    Практическая работа № 5 «Работа с переменными».

    Практическая работа № 6 «Склеиваем слова».

    Получение случайных чисел.

    Практическая работа № 7 «Работа со случайными числами».

    Вывод данных на экран. Организация диалога.

    Практическая работа № 8 «Организация диалога с черепашкой».

    Практическая работа № 9 «Нахождение большего из двух чисел».

    Практическая работа № 10 «Использование сложных условий».

    Повторение команд. Цикл со счетчиком.

    Практическая работа № 11 «Рисуем правильные многоугольники».

    Цикл с условием.

    Практическая работа № 12 «Рисуем узоры».

    Практическая работа № 13 «Учим черепашку новым командам».

    Создание собственных проектов.

    Защита проектов.

    Тематическое планирование.

    Инструктаж по технике безопасности. Алгоритмы и исполнители.

    Среда Кумир. Исполнитель Кузнечик.

    Система команд исполнителя. Решение задач для исполнителя Кузнечик.

    Способы записи алгоритмов. Решение задач для исполнителя Кузнечик.

    Виды алгоритмов. Составление линейных алгоритмов для исполнителя Кузнечик.

    Составление циклических алгоритмов для исполнителя Кузнечик.

    Решение задач для исполнителя Кузнечик.

    Исполнитель Водолей. Среда обитания, система команд.

    Решение задач для исполнителя Водолей.

    Исполнитель Черепаха. Среда обитания, система команд.

    Составление линейных алгоритмов для исполнителя Черепаха.

    Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха.

    Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха.

    Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Черепаха.

    Построение геометрических фигур с помощью исполнителя Черепаха.

    Построение орнаментов с помощью исполнителя Черепаха.

    Исполнитель Робот. Среда обитания, система команд.

    Составление линейных алгоритмов для исполнителя Робот. Лабиринты.

    Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот.

    Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот.

    Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Робот.

    Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот.

    Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот.

    Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот.

    Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот.

    Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот.

    Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот.

    Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот.

    Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот.

    Переменные. Решение задач для исполнителя Робот.

    Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот.

    Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот.

    Решение задач для исполнителя Робот.

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

    Компьютерный класс с наличием ПК.

    Операционная система Alt Linux (Windows).

    Интерактивная доска(Мультимедиапроектор с экраном).

    ПО для обучения программированию на языке Лого (Kturtle).

    Немчанинова Ю.П. Алгоритмизация и основы программирования на базе KTurtle (ПО для обучения программированию Kturtle) [Текст]: Учебное пособие. – Москва: 2008. - 50 с.

    Юдина А.Г.,Практикум по информатике в среде ЛогоМиры:[Текст] - "Информатика" № 11/2006

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Программа внеурочной деятельности «Основы программирования» позволит расширить кругозор обучающихся. Посредством формирования начальных навыков программирования готовится платформа для изучения более сложных языков и тем.

    Для изучения основ программирования в 5 классе был выбран язык программирования Logo (Лого) в среде Kturtle.

    Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

    Просмотр содержимого документа
    «Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Основы программирования" »

    Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

    Программа внеурочной деятельности «Основы программирования» позволит расширить кругозор обучающихся. Посредством формирования начальных навыков программирования готовится платформа для изучения более сложных языков и тем.

    Для изучения основ программирования в 5 классе был выбран язык программирования Logo (Лого) в среде Kturtle. Творческая среда Лого имеет много возможностей для формирования у детей начальной компьютерной грамотности, навыков работы с вычислительной техникой, развития алгоритмического и логического мышления, познавательной грамотности. В настоящее время этот язык включает в себя множество разнообразных команд, позволяющих рисовать, решать вычислительные задачи, создавать мультфильмы и многое другое. Лого привлекает и тем, что программирование из скучной дисциплины превращается в интересную игру, в процессе которой происходит быстрое усвоение основных понятий и навыков программирования.

    Цель: Обучение учащихся основам программирования, развитие их алгоритмического мышления.

    Основные задачи курса:

    освоить среду Лого и стандартные команды исполнителя Черепашки;

    освоить понятие «алгоритм» и изучить виды и свойства алгоритма.

    Развить творческие способности и логическое мышление учащихся.

    Приобщить учащихся к проектной деятельности с использованием различных средств работы в среде Лого.

    Развить навыки самостоятельного поиска решений.

    В результате освоения курса «Основы программирования» в 5 классе учащиеся получат представление:

    о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;

    о методах представления и алгоритмах обработки данных, дискретизации, о программной реализации алгоритмов;

    о математических и компьютерных моделях, их использовании,

    о различных видах программного обеспечения и задачах, решаемых с его помощью; о существовании вредоносного программного обеспечения и средствах защиты от него, о необходимости стандартизации в сфере информационно-коммуникационных технологий;

    У учащихся будут сформированы:

    основы алгоритмической культуры;

    умение составлять несложные программы;

    навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем;

    навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией;

    представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.

    Обучающиеся познакомятся с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; получат опыт написания и отладки программ в выбранной среде программирования.

    Учащийся научится:

    понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

    строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

    понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминирован-ность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

    составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

    использовать логические значения, операции и выражения с ними;

    понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

    создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

    создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

    Выпускник получит возможность:

    познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;

    создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне её;

    познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

    познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.)

    Перечень оборудования кабинета для реализации программы, включая мультимедийное.

    Компьютерный класс с наличием ПК.

    Операционная система Alt Linux (Windows).

    Интерактивная доска(Мультимедиапроектор с экраном).

    ПО для обучения программированию на языке Лого (Kturtle).

    Учебно-тематический план.

    Алгоритмы и исполнители.

    Правила техники безопасности. Алгоритмы и исполнители.

    Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

    Введение в Kturtle.

    Запуск программы. Интерфейс программы.

    Подготовка к работе. Настройка программы.

    Программирование на языке Лого.

    Первая программа. Команды перемещения.

    Команды очистки. Управление спрайтом.

    Практическая работа № 1 «Черепашка рисует дом».

    Сохранение проектов. Практическая работа № 2 «Рисуем кораблик».

    Управление пером черепашки.

    Практическая работа № 3 «Рисуем цветной домик».

    Работа с холстом.

    Практическая работа № 4 «Изменение параметров холста».

    Переменные в Лого. Контейнеры.

    Практическая работа № 5 «Работа с переменными».

    Практическая работа № 6 «Склеиваем слова».

    Получение случайных чисел.

    Практическая работа № 7 «Работа со случайными числами».

    Вывод данных на экран. Организация диалога.

    Практическая работа № 8 «Организация диалога с черепашкой».

    Практическая работа № 9 «Нахождение большего из двух чисел».

    Практическая работа № 10 «Использование сложных условий».

    Повторение команд. Цикл со счетчиком.

    Практическая работа № 11 «Рисуем правильные многоугольники».

    Цикл с условием.

    Практическая работа № 12 «Рисуем узоры».

    Практическая работа № 13 «Учим черепашку новым командам».

    Создание собственных проектов.

    Защита проектов.

    Содержание программы.

    Алгоритмы и исполнители.

    Правила техники безопасности и организация рабочего места. Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритмов (массовость, дискретность, результативность, детерминированность, понятность и выполнимость). Способы записи алгоритмов (словесный, блок-схема, программа). Виды алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический).

    Введение в Kturtle.

    Программирование на языке Лого.

    Читайте также: