Программа питон для программирования для школьников

Обновлено: 05.07.2024

Курс "Основы программирования на языке Python для школьников" состоит из модуля "Начало", модуля "Вторая ступень. Погружение в Python" и модулей, содержащих задачи для отработки навыков программирования. Модуль "Начало" предназначен для школьников 7 - 9 классов и для тех, кто впервые знакомится с языком программирования Python. Уроки содержат теоретические основы и практические задания для подготовки к ОГЭ (9 класс). Модуль "Вторая ступень. Погружение в Python" содержит теоретические основы и практические задания по базовым конструктивным элементам языка Python в объёме, достаточном для изучения алгоритмов и конструирования программного кода в рамках учебной программы 9 - 11 классов на базовом и профильном уровнях и для подготовки к ЕГЭ (в компьютерной форме). Несмотря на то, что изначально курс писался для школьников, статистика (анкетирование) этого года показала, что курс также проходят учителя, студенты вузов и представители разных профессий.

Если вы только начинаете знакомство я языком программирования Python рекомендую проходить урок за уроком и в каждом уроке шаг за шагом, курс выстроен так, что последующий материал излагается на основании предыдущего, все достаточно тесно связано, решение большинства задач подробно объясняется в предшествующей теории.

Если вы прошли данный курс, однако, устойчивый навык по использованию некоторых приёмов и методов, описанных в данном курсе, недостаточно сформировался, и требуется повторение отдельных учебных тем, или вам необходимо составить индивидуальную программу прохождения данного курса, рекомендую использовать расширенное оглавление, которое размещено в конце данного учебного курса и наделяет данный курс функционалом электронной интерактивной книги.

Данный ресурс - интегрированная часть программы обучения по информатике на базе общеобразовательной школы и кружка по основам программирования "Алгоритмика".

Как показала практика, модуль "Начало" ученики проходят за время от 3 до 5 недель (если ориентироваться на 2 учебных часа в неделю).

https://intepra.ru/wiki/doku.php?id=study_group (ссылки на учебные ресурсы, используемые на уроках в кружке "Алгоритмика")

Данный курс ориентирован на использование языка программирования Python при решении учебных задач, однако, при написании программного кода можно для большинства задач также выбирать язык программирования C++ (автоматическая проверка решений большинства представленных задач организована на Python и C++).

Для кого этот курс

Для начинающих изучать азы программирования на языке Python. Для школьников (7 - 9 класс и для тех, кто впервые знакомится с языком программирования Python) - первый модуль курса "Начало". Модуль "Вторая ступень. Погружение в Python" для учеников 9 - 11 классов и для тех, кто имеет начальные навыки программирования на языке Python.

Начальные требования. Для прохождения модуля "Начало" - знание основ математики на уровне 7 - 9 классов, умение решать относительно простые логические и математические задачи.

Python — это язык программирования высокого уровня, который упрощает процесс обучения написанию кода. Он также входит в десятку лучших языков программирования. Изучение основ создания кода становится проще с Python как для детей, так и для всех начинающих, поскольку большинство команд Python — это обычные английские слова.

Новичкам не нужно жонглировать двоичными представлениями, чтобы научиться программировать на Python. Существует несколько инструментов для написания кода с простым и понятным интерфейсом. Они поощряют детей пробовать свои силы в программировании, тем самым удовлетворяя их потребность в изучении Python.

Вы можете обучать детей языку Python, не заставляя их выполнять утомительные задания по предварительному чтению гор специализированной литературы.

Что такое Python?

Python — один из самых популярных языков программирования последнего времени. Как и любой другой язык программирования, Python помогает нам описывать различные компьютерные команды для получения желаемого результата. Синтаксис Python позволяет новичкам легко написать практически любой набор инструкций.

Программирование на Python для детей

Такой простой набор команд и синтаксис облегчают детям изучение Python. Высокая читабельность — одна из тех особенностей языка, которая привела к его огромной популярности среди программистов. Кроме того, с помощью Python можно легко продемонстрировать важные концепции объектно-ориентированного программирования даже детям. Ниже перечислены другие полезные особенности Python.

  • Встроенные структуры данных.
  • Поощряет повторное использование кода.
  • Наличие обширной стандартной библиотеки.
  • Сверхбыстрый цикл редактирования-тестирования-отладки.

Python делает упор на простой подход к программированию, который можно интерпретировать и понять без изучения сложного синтаксиса. Кроме того, как было сказано выше, язык поддерживает повторное использование кода и разделение его на модули/пакеты. Все эти особенности делают его довольно эффективным языком программирования.

Почему дети должны изучать Python?

Поскольку этот язык известен своей легкостью восприятия, программирование на Python для детей может привить им страсть к написанию кода, не перегружая их.

Причины, по которым дети должны изучать Python:

  1. Python — один из самых гибких языков программирования. Он имеет легко читаемый набор команд и синтаксис, который гораздо менее сложен, чем в других языках программирования. Эти команды представляют собой обычные английские слова, что делает изучение Python более доступным для детей.
  2. Детям не нужно прочесть множество учебников, чтобы начать писать код на Python. Изучение Python для детей — вполне выполнимая задача, даже если у них нет никаких предшествующих знаний о программировании.
  3. Python имеет обширную стандартную библиотеку, которую можно импортировать по необходимости. Дети могут осуществить многие свои идеи при создании приложений на Python, просто добавляя нужные библиотеки. Такой подход повышает доступность Python. Дети могут написать код любой программы на Python за меньшее число шагов, чем если бы им пришлось писать на Java или C.
  4. Python — очень дружелюбный к детям язык программирования. Они могут экспериментировать с различными фрагментами кода и постепенно собирать из них более осмысленные программы для создания собственных видеоигр и анимации.
  5. Совершенно очевидно, что язык программирования Python останется с нами надолго. Поэтому для детей довольно важно изучать Python из-за широкого спектра его применения. Знание Python также даст им преимущество при получении высшего образования в области науки о данных, автоматизации, машинного обучения и веб-разработки.
  6. Несмотря на различные усовершенствования, базовая структура языка Python остается неизменной. Поэтому изучение программирования на Python для малышей является большим плюсом, так как их навыки точно не устареют в будущем.
  7. Изучение Python также повысит способность детей к критическому мышлению. Да, последовательное рассуждение — это ключ к пониманию основных концепций программирования. Поэтому написание кода на Python для различных приложений позволит детям визуализировать и в итоге осмыслить сложные абстрактные понятия программирования. Это, в свою очередь, также улучшит их способность анализировать и решать математические задачи.

Как лучше всего детям изучать Python?

Освоение программирования на Python станет более достижимым для детей, если они будут следовать хорошим ориентированным на них видеоурокам. В Интернете можно найти несколько подобных курсов, обучающих малышей Python. Также они могут изучать основы программирования на Python, обращаясь к некоторым неплохим книгам. Например, из таких учебников дети могут узнать о переменных в Python и о том, как изменение переменной влияет на вывод программы.

Самое важное, о чем нужно помнить при написании кода на Python, — это синтаксис. Существуют различные инструменты для создания кода, которые позволяют детям изучить основные понятия программирования на Python. Для обучения синтаксису они могут практиковаться в создании небольших фрагментов кода в таких инструментах.

Часто дети отказываются от изучения языков программирования из-за сложных синтаксических структур. Однако с Python и его довольно простым синтаксисом эта проблема отпадает.

Очень важно поддерживать заинтересованность детей к обучению программированию, чтобы они могли развить хорошую концептуальную базу. Для этого необходимо разбить всю информацию по конкретной теме на кусочки и поощрять маленьких студентов самостоятельно решать упражнения по Python. Это, в свою очередь, делает изучение программирования на Python для детей более доступным, не вызывая у них потери интереса.

Чем больше они будут решать упражнений, тем лучше они смогут понять основные концепции и применение различных базовых элементов программирования, таких как инициализация переменных, условные операторы, циклы, функции и т.д.

Установка может оказаться очень трудоемкой для некоторых сред программирования. С Python все обстоит совершенно иначе. Для установки в Windows требуется всего три шага. Дети могут установить Python на свои компьютеры, скачав программу с официального сайта. Родителям, вероятно, стоит помочь им при выборе версии, совместимой с используемой операционной системой.

После завершения установки ребенок сразу может приступить к увлекательному процессу создания кода с нуля. Лучший способ изучения Python для детей — это написание небольших фрагментов кода и последующий их запуск в терминале или текстовом редакторе.

Некоторые из лучших книг по Python для детей

Как только у ребенка появится интерес к программированию, самое время расширить его кругозор с помощью тематических книг. Ниже перечислены некоторые из лучших учебников для детей.

Вышеупомянутые книги весьма полезны для обучения детей основам программирования.

Что дети могут делать с Python?

В наше время большинство детей знакомится с миром программирования через создание проектов на платформе scratch.mit.edu Создание проектов происходит путем соединения разноцветных блоков без ввода кода с клавиатуры (вводим только значения переменных).

Однако, дети взрослеют, им становится тесно в мире Scratch, и в этот момент им можно предложить несколько путей развития.

Некоторые, как мой сын Артём, вдоволь поработав в графическом редакторе Scratch выбирают кружок изобразительного искусства.

Другие ребята — фанаты 2D игр, продолжают делать более профессиональные игры на платформе Construct.

Ну а фанатам программирования можно посоветовать Python, ведь это один из самых простых языков для изучения. Но как же быть, ведь ученики начальных классов совершенно не знакомы с клавиатурой?

Вот пример простейшего проекта на Scratch в котором ребенок вводит с клавиатуры только 2 числа.

Во «взрослых» языках программирования приходится вводить гораздо больше текста с клавиатуры, но есть способ упростить детям жизнь при переходе от Scratch к Python.

Что же не так в этих книгах? Общая проблема — там много кода. И если для учеников старших классов это не критично, они за 20 минут смогут вколотить программу на 30-40 строк, то для учеников начальной школы это огромная проблема.

Также, сами проекты, которые предлагаются в книгах, по моему мнению, не очень подходят для младших классов.

Небольшой обзор литературы с моим личным рейтингом.

Небольшой обзор литературы с моим личным рейтингом

Не обнаружив на просторах интернета подходящего учебника я придумал собственный способ знакомства детей с Python, и помогла мне в этом платформа trinket.io.

На этой платформе есть возможность работать онлайн со следующими языками программирования:

  • Блочный язык Blockly
  • HTML
  • GlowScript
  • R
  • Java
  • и конечно Python


А главным открытием для меня стало то, что блочный тринкет, в три клика превращается в код на Python! Первый клик — просмотр кода.

Ещё пара кликов — преобразование блочного тринкета в тринкет на Python.

Ученик получает программу на Python, которую создал без долгого мучительного поиска символов на клавиатуре. Теперь учитель может провести аналогии с блочным языком, рассказать о синтаксисе и дать задание изменить координаты, чтобы квадратик превратился в прямоугольник.

Также теперь ребенок может «копипастить» чтобы собрать более сложный проект, например как этот с рисованием картинки.

Вот так и появился мой курс по Python для учеников начальной школы в котором они знакомятся с этим языком программирования. Сложные проекты не создаем, работаем в рамках 45 минутного урока. По-новому смотрим на циклы и условия, знакомые по программированию на Scratch, разбираемся с числовыми и текстовыми переменными, о которых раньше вообще не задумывались. Знакомимся со сложными типами данных, учимся работать со срезами и различными методами. Чтобы детям было интересно, кроме узоров с черепашкой создаем картинки из символов ACSII, рисуем смайлики Каомодзи и создаем картинки из символов юникода.

Котик со списком.


Гусеница с двумя списками.


Картинка из символов юникода со словарем.


Работа с объектами.


Ну и конечно моя любимая игра «Путаница» — простая, но очень веселая!


Под эту платформу я тоже разработал кучу уроков codim.online/pythonvm которые позволяют освоить более сложные темы, такие как вложенные циклы и многомерные массивы.

р
Рисуем смайлики с помощью массивов.



Платформа имеет кучу встроенных функций, облегчающих создание построек, позволяет спавнить существ, управлять дронами, строить города,

, копать метро, строить тоннели и бункеры, обкладывать все динамитом и… и делать еще много интересного!


Также можно создавать анимированные постройки, например часы.

Покажите эти платформы детям, я уверен, они смогут сделать много интересных проектов на радость учителям и родителям.

P ython – высокоуровневый язык программирования, широко используемый как для разработки приложений, так и в серьезных научных проектах. Его универсальность сочетается с простотой синтаксиса и относительной легкостью в изучении.

Освоить язык на хорошем уровне может даже школьник, и сегодня мы рассмотрим ТОП-10 курсов по Python для молодых разработчиков.

"Основы программирования на Python" от GeekBrains

Курс рассчитан на учеников в возрасте от 12 до 17 лет и составлен при поддержке популярного детского IT-лагеря "INNOCamp".

Обучение представлено еженедельными занятиями вместе с преподавателем посредством вебинаров. На каждой трансляции разбирается новая тема, ученики задают вопросы и моментально получают обратную связь от наставника. Каждое занятие можно просмотреть не только онлайн в реальном времени, но еще и на записи в любое удобное время. По окончанию каждого вебинара участники получают практическое задание на разработку сайта.

👱 Преподаватели программы – это непосредственно ее автор, Алексей Петренко (Python-developer) и опытные разработчики, учителя информатики и робототехники. Они не только хорошо знакомы с IT-индустрией изнутри, но еще и имеют развитые педагогические навыки, а значит, смогут легко передать свои знания ученикам. Под их руководством каждый ученик создаст на Python собственный сайт – это дипломный проект.

За 3 месяца, в течение которых длится обучение, будущие выпускники изучат следующие темы:

  • Линейные алгоритмы, данные, переменные;
  • Ветвления, циклы, массивы, функции;
  • Использование языка Python в веб-разработке;
  • Фреймворки Bootstrap и Flask, шаблонизаторы;
  • Создание, редактирование, ведение баз данных;
  • Развертывание веб-приложений на сервере.

Курс рассчитан на новичков, поэтому можно заниматься с самого нуля. Кроме проекта для портфолио каждый выпускник получит электронный сертификат на основе лицензии №038188.

Цены : 21 000 рублей единоразово либо рассрочка с платежом в размере 7 000 рублей.

"Разработка игр на Python" от GeekBrains

Курс для детей, которые хотят научиться программированию компьютерных игр. Обучение в этой программе проходит в игровой форме, понятной и комфортной для ребенка. Это создание ярких рисунков, проработка персонажей и разработка логики их поведения.

По завершению обучения каждый ученик реализует 7 игровых проектов на разные темы, защитят их на презентации, после чего получат сертификат, подтверждающий успешное прохождение программы.

В состав курса входят:

  • Знакомство с программированием и разработка первой игры;
  • Изучение переменных, операторов и типов данных языка Python;
  • Освоение ветвлений с использованием условных операторов;
  • Работа с циклами и функциями, библиотеками и списками;
  • Освоение библиотеки для программирования игр PyGame;
  • Рисование красивого и понятного игрового интерфейса.

🕑 Продолжительность обучения составляет 3,5 месяца. Формат – регулярные онлайн-занятия и проектная работа. Преподаватели постоянно поддерживают обратную связь, следят за уровнем успеваемости, отвечают на любые вопросы. Куратор общается с учениками и с их родителями.

Цена : 16 200 рублей либо рассрочка с платежом 5 400 рублей ежемесячно.

"Minecraft: программирование на языке Python" от GeekBrains

Курс длительностью 3 месяца, ориентированный на школьников и подростков, которым интересны компьютерные игры, в частности, Minecraft.

В процессе обучения участники курса освоят темы:

  • Переменные, программирование и поиск ошибок в коде;
  • Аргументы, операнды, математические операции в Python;
  • Строки, булевы значения, условные операторы и циклы;
  • Функции, списки, словари и кортежи, многопоточность;
  • Основы объектно-ориентированного программирования.

По завершению обучения выпускники презентуют самостоятельно разработанные проекты перед родителями и специальным жюри GeekBrains. Все участники получают электронные сертификаты, подтверждающие факт успешного прохождения обучения. Три лучших ученика получают приз.

Цена : 18 000 рублей одним платежом либо рассрочка с платежом 6 000 рублей ежемесячно.

"Основы программирования на Python" от Фоксфорд

Годовой курс на 31 онлайн-занятие, каждое из которых длится 2 академических часа. Материалы будут доступны как в реальном времени непосредственно во время занятий, так и после них в формате записи. Это даст возможность освежить знания по какой-либо теме после ее изучения.

Курс от Фоксфорд будет полезен тем, кто только начал изучать разработку на языке Python. В состав программы входит изучение базовых конструкций и принципов программирования, которые встречаются не только в этом языке, но и в любых других. Ученики под чутким присмотром своего преподавателя будут разрабатывать несколько проектов, а именно компьютерных игр. Программа состоит преимущественно из практических заданий, поэтому обучение получается эффективным.

Цены : полная стоимость составит 24 900 рублей, также есть рассрочка – 3 110 рублей в месяц.

"Разработка веб-приложений" от Фоксфорд

Курс продолжительностью 12 месяцев, рассчитанный на людей, знакомых с программированием и желающих углубиться в тему веб-разработки, программирования сайтов и серверных приложений. Программа включает 31 занятия по 2 академических часа каждое. Формат обучения – онлайн по урокам в реальном времени с возможностью просмотра позднее в записи.

Основные темы курса:

  • Основы языка Python для веб-разработки;
  • Устройство Web и основы frontend;
  • Backend-разработка приложений на Django.

Выпускники курса получат навыки уверенного владения инструментами для разработки backend-архитектуры. Обучатся работе как в целом с языком программирования Python, так и работе с его популярным фреймворком Django. Поймут основы frontend-разработки на JavaScript, HTML и CSS.

Цена : 14 990 рублей одним платежом. Доступна рассрочка по 1 870 рублей в месяц.

"Машинное обучение и анализ данных на Python" от Фоксфорд

Годовой курс, в составе которого ученики пройдут 31 онлайн-занятие по 3 академических часа на каждое. Смотреть уроки можно как в режиме реального времени, так и позже в формате записи.

Программа ориентирована на людей, которые уже знакомы с основами разработки и стремятся расширить свои познания в IT в сфере машинного обучения и DataScience технологий.

  • Уверенные знания языка Python и его основных библиотек;
  • Навыки работы с алгоритмами машинного обучения;
  • Реальный опыт участия в соревнованиях по теме DataScience;
  • Понимание принципа работы и разработки нейронных сетей;
  • Навыки работы с фреймворком Pytorch и архитектурой CNN.

Каждую неделю ученики либо их родители будут получать отчет о прогрессе прохождения курса. Это позволит контролировать успеваемость и видеть актуальный рейтинг ребенка в составе группы.

Цена : 14 990 рублей одним платежом либо рассрочка в размере 1 870 рублей в месяц.

Вводный курс по разработке, который дает четкое понимание базовых понятий, таких как циклы, переменные, функции, ветвления и данные. В ходе обучения ученики получают практический опыт создания своих первых программ, развивают навык алгоритмического мышления, и получают дополнительный интерес к сфере IT.

🕑 Программа включает 24 академических часа занятий, в ходе которых будут рассмотрены функции и модули языка, компьютерная графика, принципы создания объектов для игр, а также большая практическая работа. В конце обучения проводится итоговая аттестация в формате тестирования.

Выпускники курса смогут самостоятельно создавать числовые массивы и выполнять обработку этих данных, разрабатывать графики и диаграммы, переформировывать и объединять различные типы информации. Ученики получают знания не только в непосредственно языке Python, но еще и в смежных отраслях, в том числе в 2D-графике, игровой разработке и других интересных отраслях.

Цены : частным лицам курс обойдется в 12 490 рублей при очном обучении, и в 11 200 рублей при онлайн-занятиях, 34 200 рублей при индивидуальном обучении. Доступен кредит – от 667 рублей за месяц. Для организаций стоимость очного курса составит 15 990 рублей, онлайн – 14 390 рублей.


Современные дети много часов в день проводят в компьютерах, планшетах, телефонах, а вернее сказать – в играх. Неудивительно, что им бывает любопытно узнать, как эти игры сделаны. Они даже могут захотеть создать собственную аркаду, квест или стратегию. Удачный момент, чтобы познакомить чадо с азами кодинга. Мало кто из популярных программистов или основателей IT-компаний не начинал свой путь с написания компьютерной игры. Сегодня средства для разработки программного обеспечения стали куда проще и интуитивно понятнее. Одним из таких инструментов является язык программирования Python и окружающая его доброжелательная среда.

Среди языков программирования, используемых в реальном мире, Python является одним из самых востребованных и успешно применяемых в различных областях: от анализа данных и умных чат-ботов до парсинга сайтов и написания игр, обучаемых по алгоритмам искусственного интеллекта. Это не единственная причина, почему Python – хороший выбор на роль первого языка программирования:

  • Команды и синтаксис просты и легко читаемы по сравнению с другими языками программирования. Язык обязывает к аккуратности в написании кода (например, неотъемлемой частью, а не просто средством форматирования, являются отступы).
  • Python содержит множество встроенных библиотек, а также колоссальное сообщество программистов, разрабатывающих для различных задач собственные библиотеки и программы. В большинстве случаев ребенок сможет самостоятельно найти ответ на возникающие вопросы.
  • Формальные ошибки выявляются в процессе запуска программы, что облегчает их поиск. Это повышает мотивацию ученика продолжать обучение.
  • Совместно с платами Raspberry Pi и другими подобными платформами Python позволяет соединять между собой компьютер и внешний мир, реализуя, среди прочего, концепцию интернета вещей. Это делает процесс программирования более наглядным и захватывающим.

Ниже представлены 10 советов, которые помогут увлечь ребенка программированием на Python.

В первую очередь не надо быть излишне навязчивым. Травматичный опыт может вызвать негативное отношение к предмету. На первых порах важнее показать существование такой области человеческого знания и занятий, которые могут быть одновременно интересны и полезны. Дальнейшее – дело предрасположенности. Всему свое время.

И в Google Play, и в AppStore можно найти массу приложений, которые могут увлечь ребенка на более простом, интуитивном уровне, чем написание текстовой программы. В определенный момент ученику захочется чего-то более «взрослого».

Сложности могут возникнуть и с языковым барьером, ведь программирование на Python очень похоже на написание алгоритма на английском языке. Впрочем, это хороший повод начать с ним знакомство пораньше.

Дистрибутив Python по умолчанию включен в состав многих операционных систем. Так, на Mac или Linux достаточно в терминале набрать команду python либо открыть страницу с онлайн-интерпретатором Python. Такая «встроенность» покажет, что заниматься программированием можно в любой момент, когда и где захочется, просто для фана.

Если вы умеете программировать, напишите несложную игру, в которую вам вместе будет нескучно играть. Например, кто быстрее угадает число из наперед заданного диапазона (с подсказками «больше/меньше» в случае неудачи).

При проявлении интереса вы можете строка за строкой пройтись по коду программы, объясняя, что делает та или иная часть кода. Когда ребенок спросит, что произойдет, если что-то поменять, нужно не только объяснять, но и показать результат. Так незаметно получится, что игра продолжилась в новом ключе: изменение кода – запуск – проверка полученного.

Далее вы можете написать с нуля что-то вместе, разобрав общие концепции программирования. Нет особого смысла начинать с объяснения типов переменных и других не очень притягательных вещей (с этим легко познакомиться по ходу). Лучше рассмотреть небольшой скрипт, в котором совместятся несколько (но не слишком много) идей.

Например, производится обратный отсчет для запуска ракеты, и в конце надо написать слово «Поехали». Одновременно вводятся следующие идеи:

  • переменная, принимающая значения
  • цикл for (или while )
  • объект range (например, range(10, 1, -1) )
  • условие if else
  • вывод строки на экран с помощью функции print

Объясняя, старайтесь соблюсти баланс. С одной стороны, ваши комментарии не должны быть чрезмерно подробными, с другого – нельзя, чтобы инструкции программы превратились в набор магических заклинаний. Проверить понимание можно, предложив отредактировать код так, чтобы изменился результат его выполнения. Скажем, в приведенном примере начать счет не с десяти, а с пяти.

Другие идеи начала занятий для детей с различными наклонностями:

Познакомьте ученика с импортом нескольких библиотек на примере модулей random , time и math . Библиотека random позволяет вносить в собственные проекты (например, игры) что-то непредсказуемое. Модуль math школьник сможет использовать для автоматизации решения учебных заданий. Библиотека time поможет применять различные элементы задержки. Такие модули также подогревают интерес к тому, чтобы создать что-то на основе нескольких имеющихся возможностей.

Перед следующим шагом вполне нормально замахнуться на что-нибудь большее. Или хотя бы посмотреть вместе, как устроены крупные проекты. Может оказаться, что путь постоянного экспериментирования куда привлекательнее, чем изучение пособий. На этом этапе можно создать игру-клон одной из известных несложных игр с помощью библиотеки PyGame. На YouTube имеется множество пособий по ее применению.

Можно пойти иначе и модифицировать одну из любимых игр. Например, в Sims 4 Python задействован для внутриигрового моддинга. Существуют проекты с открытым исходным кодом, полностью написанные на Python (например, игра Frets on Fire). Такие свободные проекты – естественные площадки для изучения и практики программирования, работы с чужим кодом.

Если ребенок заинтересован в более практичных проектах, предложите реализовать что-то из школьных заданий. Например, для решения задач из алгебры и символьных вычислений полезен SymPy, для численного моделирования – NumPy и SciPy, для отображения данных – Matplotlib или Plotly.

Да, проекты из предыдущего пункта могут показаться довольно-таки трудными. Что делать, если у вас недостаточно времени? На помощь приходят самоучители для детей. Академические учебники детям обычно не очень понятны, а вот книжка с красивыми картинками подогреет интерес, систематизирует знания, предложит идеи для новых проектов.

Русскоязычных детских самоучителей для Python третьей версии наберется уже не менее десятка. Ниже мы собрали подборку из трех наиболее интересных книг для детей разного возраста и темперамента.

«Программирование для детей на языке Python» – Луи Стоуэлл


«Программирование для детей на языке Python» – книга Луи Стоуэлла с яркими иллюстрациями, подойдет для младшего школьного возраста. Содержит интересные проекты по созданию собственных игр и понятные инструкции.

«Python для детей. Самоучитель по программированию» – Джейсон Бриггс


Для вдумчивых детей постарше рекомендуем самоучитель по программированию Джейсона Бриггса «Python для детей». Слово «самоучитель» в заглавии не самое точное, потому что это скорее учебник с практическими разделами. Книга будет особенно полезна тем, кто захочет организовать кружок по программированию.

«Python для детей и родителей. Играй и программируй» – Брайсон Пэйн


Книга подойдет для ребят примерного того же возраста, что и предыдущая. Правда, в сравнении с произведением Бриггса, эта написана куда более живо. Поэтому, несмотря на название, контроль родителей/учителей должен потребоваться реже.

Абстрактная сторона программирования через некоторое время может приесться. Оживить внимание можно, сделав проект, в котором Python заставляет взаимодействовать компьютер с внешним миром. Один из самых простых способов, как это сделать, – использовать плату Raspberry Pi, управляя с помощью Python GPIO-выходами, например:

  1. Включение/выключение светодиодов или другой электронной нагрузки.
  2. Изменение яркости свечения светодиода (вариация скважности).
  3. Считывание нажатий кнопок/клавиш.

Написание кода для проектов на основе этих идей позволит расширить кругозор различными задачами программирования микроконтроллеров.

Еще привлекательнее сделать проект, который реализует какую-либо законченную идею. Объединяя возможности Python и Raspberry Pi, можно создать робота, передатчик морзянки, метеостанцию или даже систему автоматического распознавания объектов с веб-камер!

Совет, с которого мы начали, актуален и в конце списка. Если в какой-то момент ребенок почувствует, что программирование — это не его, не нужно переубеждать. Хорошо, если он поймет это вовремя и продолжит поиск своего пути.

Если же ребенку нравится программировать, и вы хотите поддержать его стремления, будьте терпеливы. Следите за тем, чтобы отпрыск развивался разносторонне. Продвижение в других сферах может сделать так, что юный программист вдохновится интересным междисциплинарным пересечением, возможностью, которую раньше никто не замечал. Так, уже в школе может родиться проект, который изменит мир.

Читайте также: