Программа развития памяти детей

Обновлено: 06.07.2024

Почему мы не помним первые годы своей жизни?

Этим вопросом интересовался уже Зигмунд Фрейд. Он считал, что есть так называемая младенческая амнезия.

Со временем ученые сформировали несколько теорий.

  • С рождения не развит отдел мозга, отвечающий за воспоминания, – гиппокамп. Он продолжает формироваться в юношеском периоде.
  • Чтобы воспоминания сохранились, нужно облекать их в словесную форму, а речь окончательно формируется примерно к 3 годам.
  • Так как ребенок развивается очень интенсивно, каждый день у него формируется огромное количество нейронных связей. Старые становятся не нужны – и их заменяют новые.
  • Это зависит от культуры в семье. Если с ребенком разговаривать и интересоваться его мыслями, настроением, впечатлениями рано, он достаточно детально помнит, что с ним происходило.

А есть просто уникумы которые помнят чуть ли не день своего рождения.

Как меняется память ребенка с возрастом?

  • кратковременной и долговременной;
  • произвольной и непроизвольной.

Для детей дошкольного возраста более характерно непроизвольное запоминание, которое не требует усилий.

Ближе к школе формируется произвольная память, которая необходима для обучения. И, если прикладывать усилия, произвольную память можно развить у любого ребенка.

Но нужно понимать, что у каждого из детей свои особенности. Один больше склонен к образной памяти, которая связана обонятельным, зрительным, тактильным, слуховым опытом. У второго лучше развита словесная память, у третьего – комплексная.

От пола, кстати, эти особенности не всегда зависят. Считается, что у девочек активнее работает левое полушарие, а у мальчиков – правое. Но бывает и наоборот.

Сейчас есть тенденция посещать нейропсихолога, чтобы узнать сильные и дефицитарные функции головного мозга ребенка и привести их к балансу.

Учитывая эти особенности, за период подготовки к школе, то есть с 3 до 6–7 лет, можно развить отстающие виды памяти – и ребенок будет готов к запоминанию разного материала большого объема. То есть такая функция мозга, как память, безусловно, тренируема.

Что влияет на качество памяти?

Есть определенная основа для функционирования мозга. Лучшие педагоги, достаточное количество времени для занятий, большие средства не принесут пользы, если у ребенка не будет:

  1. стабильного режима дня;
  2. полноценного, натурального, домашнего питания;
  3. регулярной аэробной нагрузки, активной прогулки на улице;
  4. разнообразных занятий для физического, интеллектуального, творческого развития;
  5. продолжительного сна ночью;
  6. дневного сна или отдыха, если этого требует организм;
  7. свободного времени.

Самый полезный сон для детского организма – с 21 до 24 часов. В это время мозг растет, очищается, обрабатывает информацию – формирует ресурс следующего дня, сжигает жир, укрепляет иммунитет. И это только часть «работы» мозга во сне.

Стоит остановиться и на том, что у ребенка всегда должно быть хотя бы одно физическое и творческое хобби: танцы, спорт, плавание, рисование. Это в том числе повышает возможности мозга и умения конкретного ребенка.

Мозг, который регулярно получает витамины и микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты, хорошо воспринимает информацию, обучается и закрепляет «папку» долговременной памяти.

Каким должно быть питание развивающегося организма?

Родителям важно знать, что полноценное питание ребенка должно содержать:

  • большое количество овощей, фруктов и ягод того географического региона, где они проживают;
  • источники животного белка: мясо, морскую рыбу, яйца, молочные и кисломолочные продукты;
  • цельнозерновые каши;
  • орехи – после 3 лет;
  • сухофрукты;
  • семечки.

Также для правильного формирования нервной системы необходимы омега-3 жирные кислоты. Две основные полиненасыщенные жирные кислоты морского происхождения — эйкозапентаеновая (ЭПК) и докозагексаеновая (ДГК). Обе они положительно влияют на работу мозга.

Потребность в докозагексаеновой жирной кислоте объясняется тем, что клетки мозга, которые содержат около 20% этой омега-3 кислоты, ежесуточно расходуют 2–8 % на обменные процессы, поэтому потери должны восполняться.

Специалисты рекомендуют выбирать полиненасыщенные жирные кислоты в форме триглицеридов — она лучше усваивается, потому что именно в такой форме существует большинство жиров в природе.

Рыба, рыбий жир, мясо, молоко, растительные масла содержат жир преимущественно в форме триглицеридов. Человеческий организм – не исключение.

Программа составлена на основе книги И.Л. Юрковской «Развитие мышления и внимания»: Минск ООО «Юниперс»; 2003 г., 45 с.

В рамках начального общего образования есть обязательное направление – коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизация отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

7 лет – это уже возраст. Именно в этот период ребенок начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а взрослые, должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. Память детей такова, что они могут запоминать произвольно и непроизвольно, могут заучивать материал, но могут и применить какой-либо способ для запоминания информации.

Актуальность темы заключается в том, что в этом возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.

Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого–педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.

Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

Данная программа «Волшебный сундучок», направленная на развитие познавательных процессов у детей 7-9 лет, характеризуется наличием различных стратегий и способов запоминания, при этом необходимой остается специально организованная работа, направленная на обучение детей способам запоминания и концентрации внимания.

Программы и электронные пособия: развитие памяти и внимания

Развитие памяти и внимания — это одновременно цель и средство обучения дошкольников, которое требует поиска хороших пособий и программ, учитывающих особенности детского возраста. Чтобы облегчить эту непростую задачу, методисты Индигос подготовили специальный набор программ, который поможет улучшить память, разовьет внимание и усидчивость, а также научит ребенка мыслить логически.

«Самое важное время для развития памяти — это время до школы», — утверждает профессор Д.Б. Эльконин, доктор психологических наук. Как же использовать это время с наибольшей пользой?

Как развить память и внимание у ребенка

Проще всего подать информацию в привлекательной для ребенка форме при помощи компьютера, ведь электронные уроки вызывают интерес у детей. Дошкольники с большим удовольствием осваивают развивающие и обучающие программы.

Как развивать память?

Как мы уже упомянули, с помощью компьютера информацию можно представить в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Развитие зрительной памяти является одной из важнейших составляющих тренировки. Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения полезных упражнений, которые предлагает программа Учимся быть внимательными: например, ребенку показывают картинку с раскрашенными шариками, через несколько секунд цвета пропадают, а юному ученику при помощи красок предлагается сделать шарики такими, какими они были несколько секунд назад. Или такой вариант игры: на экране фигурки расставлены в определенном порядке. Спустя несколько секунд они меняются местами и ребенка просят вернуть их на свои первоначальные позиции. Это тренирует не только память, но и внимание, развивает усидчивость.

Несмотря на то, что знаменитая русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной, чем зрительная. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные видеоуроки. Особенность слуховой памяти заключается в том, что, в отличие от зрительных впечатлений, мозг как правило лучше воспринимает слуховые впечатления. Для ее развития прекрасно подойдет программа Скоро в школу. Тренируем память: например, на экране несколько птичек, которые по очереди насвистывают разные мелодии. Через несколько секунд они меняются местами, а ребенка просят вспомнить, в какой последовательности пернатые исполняли свои трели.

Конечно, методов развития памяти и внимания очень много — электронные пособия помогут гармонично сочетать разные приемы для достижения результата. Например, электронное пособие Улучшаем память поможет освоить самые действенные приемы запоминания и научиться систематизировать большие объемы информации, а программа Развиваем внимание поможет контролировать улучшение внимательности.

Итак, память и внимание — одни из ключевых навыков, помогающих детям успешно учиться. Но не менее важным является умение мыслить логически, рассуждать и анализировать. И тут на помощь придут электронные пособия. Например, Учимся логическому мышлению научит малыша корректно отстаивать свою точку зрения, находить причинно-следственные связи и многое другое и все это в увлекательной форме.

Вместе с такими помощниками родителям не придется придумывать каждый день новые задания. Ребенок, играя, будет развивать важнейшие навыки, а затем с легкостью сможет освоить школьную программу и поразить одноклассников своими познаниями!

Успехов в занятиях, и не забывайте, что главное в образовании — это не упустить время!

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Статья

Аннотация: Память — это способность нашего мозга сохранять, обрабатывать и систематизировать полученную информацию.

Статья:

Память — это способность нашего мозга сохранять, обрабатывать и систематизировать полученную информацию. Без памяти человек не смог бы накапливать знания и эволюционировать. Множество деталей ежедневно откладывается в сознании, чтобы в будущем нам было легче принимать решения, находить выход из нестандартных ситуаций, улучшать условия жизни.

Есть мнение, что интернет замещает память: зачем с детства забивать голову лишними фактами, если можно найти что угодно за пару секунд? Оказывается, не все так просто. Память включает в себя отрефлексированный опыт, который формирует реакции, ценности, когнитивные способности. Нужно развивать необходимые навыки с детства. Делимся эффективными упражнениями для развития памяти у детей дошкольного возраста, которые легко выполнять в домашних условиях.

Виды памяти

упражнения на развитие памяти у детей

Разберемся, какие существуют разновидности памяти. Обычно психологи используют несколько классификаций в зависимости от главного признака, который характеризует процесс запоминания.

По сроку хранения информации

  1. Кратковременная. Быстрое, механическое запоминание небольших отрывков информации на непродолжительный срок. Объем такой памяти небольшой. Люди используют ее, когда нужно выучить номер телефона, адрес, пароль, даты.
  2. Оперативная. Похожа на кратковременную, но используется во время мыслительных процессов: например, устно решая арифметический пример, человек вынужден запоминать промежуточные результаты.
  3. Долговременная. Глубокое, основательное запоминание важных деталей, способных оказать влияние на жизнь. Это обширная система знаний, связанных между собой. Мы выделяем из кратковременной памяти наиболее важные фрагменты и усилием воли перемещаем их в долговременную.

По типу восприятия

  1. Зрительная. Готовность удерживать и при необходимости воспроизводить визуальные символы (память на лица, цвета).
  2. Слуховая. Тип сенсорной памяти, позволяющий сохранять звуковые образы и впечатления.
  3. Двигательная (мышечная). Запоминание и воспроизведение движений (танец, рисование, вождение). Помогает развивать координацию.
  4. Эмоциональная. Вид памяти, который усиливается при потрясении, всплеске чувств (удивлении, гневе). Запоминаются в первую очередь не факты, а ощущения.

По участию воли

  1. Произвольная. Требует сосредоточенности: мозг ставит задачу, целенаправленно концентрируясь на запоминании (например, во время подготовки к экзамену).
  2. Непроизвольная. В этом случае отсутствует стремление запомнить информацию, она откладывается в голове автоматически. Непроизвольная память работает особенно активно, когда мы выполняем что-то на практике или сталкиваемся с необычным, странным опытом. Также знания усваиваются самостоятельно, если тема связана с кругом интересов человека.

По форме хранения информации

  1. Образная память. Способность мозга собирать обрывки сенсорных впечатлений, комбинировать их и создавать образы, отсылающие к необходимой информации.
  2. Словесно-логическая. Язык становится хранителем данных, с его помощью происходит психический процесс запоминания. Слова, предложения, их внутренняя логика — основа этого вида памяти.

По участию мышления

  1. Механическая. Доскональное, поэтапное заучивание без использования ассоциаций и личных впечатлений.
  2. Логическая. Противоположность зубрежки: главную роль играет не форма, а смысл, который необходимо осмыслить и запомнить суть. Таким навыком владеет только человек.
  3. Ассоциативная. Использование уже накопленных представлений для связи с новым опытом.

Особенности памяти у детей дошкольного возраста

упражнения для развития памяти у дошкольников

Память ребенка нуждается в особом подходе. Особенности восприятия и запоминания информации зависят от возрастного периода.

Дошкольников можно разделить на несколько возрастных групп.

  1. С 1 года до 2 лет совершенствуется нервная система малыша, а после 2 лет преобладает зрительная память. Возникают первые воспоминания, связанные с визуальными факторами.
  2. С 2 до 4 лет ребенок работает с механическим запоминанием деталей окружающего мира, повторяя слова и действия вслед за родителями. Также улучшается двигательная память.
  3. С 4 до 6 лет дошкольник начинает опираться на непроизвольную память, основанную на личных впечатлениях.

Дошкольникам и первоклассникам тяжело направлять силу воли на запоминание. Доминирует непроизвольная память, основанная на новизне. Знания лучше всего воспринимаются ребенком при непосредственном контакте с учителем. Одной из основных задач в этом возрасте является совершенствование произвольной, осознанной памяти.

Образная и эмоциональная память становятся ведущими. Через эти каналы восприятия ребенок будет усваивать азы математики, языков, естественных наук. Полностью полагаться на эмоциональную память нельзя: в стрессовой ситуации дети не смогут воспроизвести полученные знания, потому что сфера чувств будет заторможена.

Педагоги и родители должны понемногу вводить в программу занятий упражнения для развития логической, образной памяти. Именно она свойственна взрослым. Однако о других видах забывать тоже не стоит.

Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников

игры на развитие памяти у дошкольников

Выполнять упражнения на развитие памяти можно в домашних условиях. Для занятий не обязательно выделять свободное время — на первых порах упражнения выполняются в разговоре с ребенком, почти мимоходом.

Читайте также: