Программа развития памяти младших школьников с зпр

Обновлено: 06.07.2024

Аннотация: В статье рассматривается понятие «психолого-педагогические условия», приводится перечень психолого-педагогических условий для успешного развития зрительной памяти у детей с задержкой психического развития, а также рассматривается такой психический процесс, как «память» и особенности развития данного процесса у детей с нарушением нормального темпа психического развития.
Ключевые слова: психолого-педагогические, память, развитие, зрительная память, младшие школьники, дети с задержкой психического развития

Pedagogical conditions for the development of visual memory in primary school children with mental retardation

Ibragimova Aliya Rustemovna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of (special) defectological education Crimean engineering and pedagogical University named after Fevzi Yakubov Republic of Crimea, Simferopol
Fettaeva Elvira Usufovna
2nd year master's student faculty of psychology and pedagogy Crimean engineering and pedagogical University named after Fevzi Yakubov Republic of Crimea, Simferopol

Abstract: The article discusses the concept of psychological and pedagogical conditions, is a list of psycho-pedagogical conditions for the successful development of visual memory of children with mental retardation, and discusses mental process such as memory and especially memory in children with impaired mental development.
Keywords: pedagogical conditions, development, visual memory, primary school children, children with mental retardation

Проблема коррекции и развития зрительной памяти детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) в младшей школе одна из актуальных психолого-педагогических проблем так, как развитие всех видов памяти у детей с ЗПР имеет свои особенности, что в свою очередь, значительно влияет на степень психического развития ребенка, а также на успешность усвоения знаний и навыков в образовательном учреждении.

Для начала ответим на вопрос что подразумевает понятие ЗПР? ЗПР – это отставание или нарушение в психическом развитии отдельных когнитивных процессов (память, внимание, мышление, речь), либо нескольких одновременно [2].

В дошкольном возрасте ЗПР проявляется быстрой утомляемостью, задержкой речевого развития, неустойчивостью внимания, не соблюдая инструкции при выполнении задания, забывчивостью того, что было воспринято ими раньше. Уровень познавательной деятельности ниже чем у сверстников.

К школьному возрасту особенности развития детей с нарушением нормального темпа психического развития становятся более выраженными. Возникают трудности в усвоении школьной программы. Именно поэтому, у большинства детей, ЗПР выявляется в младшем школьном возрасте, а не раньше. В этот момент и необходимо правильно подобрать программу развития и коррекции психических процессов. Одной из таких процессов, является и память, о которой и будет идти речь в статье.

Память – это способность человека, с помощью которой мы учимся, владеем необходимой информацией, на основе которой в дальнейшем формируется знания и умения. Память осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие индивидуума и его обучение. Следовательно развитию данной способности необходимо подходит с большей ответственностью, а тем более к детям с нарушением нормального темпа психического развития [3].

У человека главной анализаторной системой является – зрительная. Значит, говоря о реально воспринимаемых объектах, мы, прежде всего, будем говорить о зрительных образах. Именно они дают нам основную массу информации об окружающем мире. У зрительных образов есть и другая особенность, человек может управлять представляемыми зрительными образами в воображении.

Зрительная память – один из видов образной памяти. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Говоря о зрительной памяти у детей с ЗПР, то можно наблюдать явное отставание, что, несомненно влияет на учебную деятельность отрицательно. У данной категории детей объем непроизвольной зрительной памяти ниже произвольной. Объем как непроизвольной, так и произвольной памяти значительно снижен, в отличии от детей с нормой.

Объём кратковременной зрительной памяти находится на недостаточном уровне, способность сохранять небольшое количество информации без цели на запоминание. Все компоненты зрительной памяти у детей с ЗПР не развиты на должном уровне.

Для детей с нарушением нормального темпа психического развития характерно: недостаточный объем зрительной памяти, кратковременная память снижена, оперативная зрительная память на низком уровне развития. Преобладание непроизвольного вида запоминания [4,5].

Находясь в младшем школьном возрасте у детей память начинает изменяться, вбирая в себя черты произвольности, становясь регламентируемой и опосредованной. Память поэтапно превращается в самостоятельную деятельность, и специальная цель становится – запомнить. Ребенок получает от взрослого задание запомнить или припомнить, и начинает применять простые приемы и методы запоминания, проявлять любознательность в правильность воспроизведения информации и наблюдает за его ходом.

Существует также деление зрительной памяти по продолжительности запоминания и сохранения информации: на кратковременную, долговременную, оперативную. Объём кратковременной зрительной памяти младших школьников с ЗПР находится на недостаточном уровне, способность сохранять небольшое количество информации без цели на запоминание. Зрительный тип памяти помогает ребёнку воспринимать информацию в виде зрительных образов, сюжетных картин, которые у детей с ЗПР характеризуются не выраженной эмоциональностью, яркостью, жизненностью и реалистичностью.

Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения у детей с нарушением нормального темпа развития: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную). Сохраняемая в памяти форма может округляться, расширяться, иногда меняется ее положение и ориентация. В процессе сохранения образ трансформируется и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, неожиданные. С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом в словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу - превратить образ в общую схему и до известной степени сделать его символом.

Зрительная память также обладает качественными характеристиками:

  • Точность – показатель детализации и достоверности вспоминаемой информации;
  • Объем – количество информации запоминаемой за единицу времени;
  • Быстрота – время, с которой информация переходит из состояния «создание» в состояние «сохранение».
  • Готовность воспроизведения – скорость, с которой информация извлекается из памяти [1].

Все изучавшиеся компоненты зрительной памяти у детей с ЗПР находятся на недостаточном уровне сформированности. Нормально развивающиеся дети значительно их опережают по величине показателей продуктивности деятельности зрительной памяти в разнообразных условиях варьирования и характера запоминания материала, а также величины времени сохранения информации.

Тем не менее, следует отметить, что несмотря на некоторое отставание в развитии памяти детей рассматриваемой категории, в её проявлениях наблюдается та же закономерность, которая прослеживается у детей без отклонений в развитии: наглядно-образная память преобладает по сравнению со словесной [4].

Известно, что любая деятельность, может развиваться только при соблюдении определенных условий. Но для начала следует дать определение понятию «условие». Данное понятие трактуется в философии, психологии, педагогике. Причем, психологическая и педагогическая трактовки схожи между собой. В педагогике – рассматривают как совокупность различных факторов, таких как физические, природные, социальные, внутренние и внешние, которые в свою очередь влияют на физическое, нравственное, психическое развитие человека.

В психологии же, рассматривается в системе внутренних и внешних причин [7].

В нашем понимании психолого-педагогические условия – это совокупность средств, форм, методов, способов педагогического воздействия, особенность психологической обстановки в классе, материально-техническая оснащенность. А также создание образовательной среды, способствующей эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребенка, в частности развитию зрительной памяти.

На наш взгляд для успешного развития зрительной памяти у детей с ЗПР, необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия:

  1. Желание. Вызвать у ребенка желание запомнить путем вовлечения его в познавательную деятельность.
  2. Осознанность. Дать понять, что запоминаемый материал будет полезен, в той или иной ситуации. Однако нужно строить связь с предыдущим опытом.
  3. Яркие впечатления. Зная, что у детей вызывает интерес и увлеченность, а также для долгосрочного запоминания, красочность и яркость, наглядность.
  4. Повторение. Сделать это разнообразно, при этом ставить для учащихся новые задачи.
  5. Самоконтроль. Охарактеризовать конечный результат. Для того, чтобы ребенок мог оценить успешность выполнения задания.

Развивать зрительную память школьников младших классов необходимо. Для этого необходима качественная своевременная диагностика уровня развития высших психических функций, в частности зрительной памяти, для оказания коррекционной помощи детям с ЗПР. Ребенку еще тяжело удерживать что-то в памяти в не конкретной деятельности. Поэтому лучше всего развивать память в игровой форме.

А также необходимо проводить профилактические мероприятия направленные на сохранения зрительного анализатора. Для того, чтобы развивать сам процесс запоминания, детям можно предлагать упражнения на запоминания, а затем просить воспроизводить. Для развития процесса сохранения можно предлагать тесты. Задания лучше проводить в игровой форме, т.к. у младших школьников еще присутствует игровая мотивация.

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.: Академический проект, 2008. – 361 с.
2. Боднар А.М. Психология памяти: учебное пособие для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 97 с.
3. Выготский Л. С. Память и её развитие в детском возрасте.– М.: Академия, 2002. – 395 с.
4. Черемошкина Л.В. Как развивать внимание и память ребенка. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 277 с.
5. Суровец Н. А. Психолого-педагогическая коррекция видов памяти у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 71–75.
6. Феталиева Л.П., Шихалиева С.Х., Караева С.А. Методы обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями // Инновационная наука. 2016. №1-2 (13)
7. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 1020-1022.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Статья

Аннотация: В последнее время специалисты активно изучают особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Статья:

В последнее время специалисты активно изучают особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Связано это в первую очередь с тем, что ребят с подобными задержками развития появляется все больше и больше, между тем далеко не все педагоги и родители действительно понимают, как правильно их воспитывать и на чем должна быть построена коррекционная программа по их обучению.

Дети с задержкой психического развития, несмотря на некоторые особенности памяти и мышления, так же как и здоровые ребята, способны приобрести социальный опыт, умеют чувствовать и сопереживать.

Чтобы такие ребята развивались, необходимо создать им комфортные для этого условия, обязательно учитывающие их особенности. Да, такие малыши будут неспособны вести образ жизни, привычный для большинства людей, но при должном воспитании и правильной коррекционной программе они смогут жить в обществе, радоваться каждому новому дню, получать удовольствие от собственных достижений.

НА ЧЕМ СТРОИТСЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА?

Основная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста — игра. У ребят с диагнозом «задержка психического развития» эта деятельность может развиваться не в полном объеме, а в особенно тяжелых случаях не развиваться совсем. Задача воспитателей и педагогов — создать необходимые условия для формирования такой деятельности с обучением детей с ЗПР игровым действиям.

Правильная программа на основе игровой деятельности поможет дошкольникам и младшим школьникам преодолеть, сгладить или компенсировать дефекты психического развития.

Программа разрабатывается с учетом индивидуальности ученика и степени сложности нарушения психического развития. Очень важно, учитывая особенности малыша, подбирать наиболее подходящие формы педагогического взаимодействия.

Ступень и тип нарушения психического развития скажутся на дальнейшей деятельности ребят во взрослой жизни. Так, например, дети с легкой степенью нарушения развития смогут занимать высокооплачиваемые должности, другие же, с более яркими проявлениями отклонений, смогут зарабатывать только неквалифицированным трудом.

Память и ее процессы

Чтобы понимать особенности памяти у детей с диагнозом «задержка психического развития», нелишним будет знать ее структуру и основные процессы. Итак, память может быть:

  • образной;
  • словесно-логической;
  • эмоциональной;
  • двигательной.

Что касается процессов памяти, то их всего три. Речь идет о запоминании, сохранении информации и образов и их воспроизведении.

Запоминание представляет собой определенную деятельность, которая сосредоточена на закреплении новых данных в памяти с помощью ассоциаций и связей ее с имеющимися знаниями. Под сохранением понимают процесс, во время которого ранее усвоенная информация приобретает актуальность. И, наконец, воспроизведение — это извлечение уже усвоенной информации.

У дошкольников наиболее развитой считается зрительная память, характеризующаяся сохранением ярких зрительных образов. Произвольная память начинает проявляться у детей начиная со школьного возраста, когда они делают усилия для того, чтобы запомнить новую информацию.

В дошкольном возрасте память развивается особенно интенсивно, и это нужно учитывать, планируя работу с детьми с ЗПР. Важно постараться ускорить развитие памяти именно в этом возрасте, учитывая их особенности и используя сопутствующие позитивной динамике факторы.

Непроизвольная память у детей с задержками развития

У школьников с задержкой психического развития отмечают особенности как произвольной, так и непроизвольной памяти, причем и долговременной, и кратковременной.

Одни из основных особенностей — это недостаточный объем и слабое запоминание. Именно эти особенности отражаются на способности детей с ЗПР запоминать материал, причем как словесный, так и наглядный, что, в свою очередь, влечет за собой снижение успеваемости в школе.

Главная причина сбоев в развитии непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития — это дефицит познавательной активности. Таким ребятам сложно запоминать учебный материал, для понимания и усвоения им требуется время, значительно превышающее время, необходимое для этого здоровым одноклассникам.

Дети с ЗПР чаще всего не прилагают усилий, пытаясь припомнить информацию, не прибегают к дополнительным приемам. Именно поэтому в задачу взрослых входит наладить процесс познавательной деятельности таких ребят всеми возможными способами, в том числе и с помощью усиленной мотивации.

Непроизвольная память активно развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Тем не менее нужно понимать, что у младших школьников доминирующим является именно произвольный вид памяти. Дети с ЗПР, имеющие проблемы с произвольным запоминанием, не могут полноценно осваивать учебный материал, и это большая проблема.

Таким ребятам сложно освоить прием заучивания с помощью выделения главных слов, группировки информации, проведения смысловых связей или составления простого плана. Если такие дети и пробуют запоминать, то делают это исключительно механически в отличие от здоровых ребят, практикующих произвольное опосредованное запоминание.

Как наладить процесс запоминания у детей с ЗПР?

Чтобы запоминание носило продуктивный характер, оно должно быть целенаправленным. Дети с ЗПР в процессе обучения часто теряют внимание, что негативным образом отражается на качестве их запоминания. Дело также и в том, что ребята, психическое развитие которых протекает со сбоями, неспособны контролировать процесс заучивания и разделять не воспроизведенную и воспроизведенную информацию.

Педагоги могут помочь таким ребятам научиться запоминать важную информацию, используя правильную форму представления материала. Известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более эффективными являются наглядные пособия.

Когда речь идет о детях с ЗПР, то по мере их взросления словесно-логический тип памяти будет продолжать оставаться менее развитым, чем наглядный. Понимая это, родители и некоторые педагоги стараются акцентировать внимание на запоминании именно таким способом. Это неправильно, так как таким образом взрослые не помогают детям с ЗПР, а тормозят развитие у них других видов памяти, которые будут играть важное значение в их будущей жизни.

Произвольная память во многом зависит от желания ребенка быть активным во время воспроизведения информации. Школьники с задержкой психического развития, как правило, имеют свои особенности поведения. Некоторые из них импульсивные и очень активные, тогда как другие проявляют себя медлительными и вялыми.

В первом случае ребятам будет проще добиться продуктивности памяти, чем во втором, так как эти особенности повлияют на тип воспроизведения усвоенного материала.

Педагоги должны способствовать тому, чтобы ребенок хотел и мог воспроизводить как можно больше информации, поощряя его начинания, даже если не все у него получается успешно.

Нужно помнить о том, что дети с ЗПР плохо запоминают связный текст, цифры и даже картинки. Педагоги должны ответственно относиться к подбору материала для тренировки памяти детей, останавливая выбор на тех вариантах, которые будут действительно интересны и доступны школьникам с задержкой психического развития. Тем не менее даже такой материал дети будут усваивать недостаточно точно и не в полном объеме, по крайней мере на начальном этапе обучения.

Педагогические условия для учителя

Чтобы добиться высоких результатов, педагогу необходимо:

  1. Менять виды деятельности во время занятия, таким образом сохраняя внимание и интерес ребят с ЗПР.
  2. Делать паузы на занятиях, чтобы не допустить снижения концентрации и усталости ребят.
  3. Подталкивать детей с ЗПР к активной деятельности, стимулирующей развитие памяти.

Кроме того, преподавателю нужно быть готовым, что дети, у которых диагностирована задержка психического развития, имеют определенные особенности поведения. Как уже было отмечено выше, такие ребята могут вести себя слишком активно со вспышками раздражения и даже агрессии, провоцировать конфликты с одноклассниками.

Также дети с ЗПР могут следовать прямо противоположной лини поведения, показывая себя скованными, заторможенными, несмелыми. В обоих случаях ребятам потребуется помощь взрослых для адаптации в коллективе и последующей нормальной работы в процессе обучения.
Очень важно, чтобы учитель, который работает с детьми с ЗПР, понимал их возможности и оказывал помощь и поддержку в индивидуальном порядке каждому ребенку. Такие ребята способны адекватно оценивать помощь, двигаясь в нужном направлении.

В целом можно отметить, что ребята с ЗПР при условии правильно выстроенной коррекционной работы имеют высокие шансы наладить развитие памяти всех типов, таким образом максимально сократив отставание от сверстников.

Ниже рассмотрим упражнения и игры, с помощью которых можно стимулировать развитие всех видов памяти у детей с ЗПР как дошкольного, так и младшего школьного возраста.

Упражнение «Лесенка слов»

Это упражнение позволяет поработать над развитием кратковременной слуховой памяти. Суть его заключается в повторении слов за учителем с добавлением нового слова, связанного с предыдущим прямым или косвенным образом. Например:

Кошка. Молоко. Мышка.

Кошка. Молоко. Мышка. Клубок.

Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Когти.»

Таким образом можно добавлять новые слова до тех пор, пока ребенок не начнет путаться и сбиваться. Участие в игре могут принимать сразу несколько детей, каждый из которых будет дополнять по слову, повторяя предыдущую цепочку.

Упражнение «Что в корзинке?»

Это упражнение позволяет развивать у детей с задержкой психического развития произвольную память. Эта игра является вариацией первого варианта и отличается формулировкой. Так же как и в предыдущем случае, принимать участие могут несколько человек.

Суть сводится к следующему. Воспитатель говорит о том, что «лежит в корзине», и предлагает ребятам «дополнить» ее содержимое чем-то новым, предварительно перечислив то, что там уже есть.

«У меня в корзинке персики…»

«У меня в корзинке персики и абрикосы…»

«У меня в корзинке персики, абрикосы и груши…» и так далее.

Во время этой игры дети не только развивают память, но и учатся фантазировать, представляя себе, что уже лежит в корзинке и что бы они хотели туда положить.

Игра «Фотообъектив»

А эта игра, в процессе которой ребенку будет предложено вообразить себя фотообъективом, будет особенно активно развивать кратковременную память. Суть игры достаточно проста. Ребенку предлагают несколько секунд посмотреть на что-либо (предмет, объект, человека), мысленно сфотографировав это, после чего описать все детали, которые удалось запомнить. Разнообразить игру можно, предлагая ребенку запоминать расположение игрушек или предметов, меняя их местами или удаляя один из предметов.

Игра «Отыщи картинку»

Эта игра позволяет стимулировать развитие произвольной образной памяти. Для занятий педагог должен будет подготовить картинки разного содержания, предлагая детям находить картинки с изображением чего-то определенного, например машины, леса или дома.

Упражнение «Учимся запоминать рассказ»

В процессе выполнения этого упражнения можно будет наладить развитие словесно-логической памяти. Педагог должен объяснить детям с задержкой психического развития, что их память нуждается в тренировках. Чем больше времени они будут уделять тренировкам, тем лучше будет становиться их память.

Тренировать ее можно с помощью целенаправленного запоминания стихов, сказок, песен и даже рассказов. Начинать запоминать можно всем вместе, заучивая короткий рассказ, зачитанный воспитателем.

Со временем рассказ можно дополнять деталями, таким образом стимулируя развитие памяти.

Игра для развития зрительной памяти

Отличное упражнение в игровой форме, стимулирующее развитие зрительной памяти, а также моторики рук, внимания и усидчивости. Суть игры сводится к следующему. Учитель рисует что-то на бумаге, после чего дает детям время запомнить рисунок. Спустя отведенное время рисунок прячется, и дети должны зарисовать его так, как смогли запомнить.

Также способствует развитию зрительной памяти игра с помощью карточек, на которых изображены геометрические фигуры. Каждую карточку показывают ребенку в течение 10 секунд, после чего просят его нарисовать на бумаге изображенные на карточке фигуры в правильной последовательности.

Игра «Азбука»

Играя в эту «Азбуку» с детьми, отстающими в психическом развитии, можно ускорить развитие словесно-логической памяти, а также научить детей концентрировать и правильно распределять внимание.

Проводить занятие нужно с несколькими детьми, которые рассаживаются по кругу. Между ребятами выкладывают карточки с буквами алфавита. Играть нужно со школьниками, которые уже знают буквы и умеют читать и писать. В процессе игры педагог называет слово. Задача детей – «прохлопать» его, используя буквы, расположенные возле них. Кто допускает ошибку, тот становится ведущим.

Игра «Пишущая машинка»

В процессе этой игры можно наладить развитие словесно-логической памяти у детей с ЗПР, а также повысить уровень их внимания и концентрации. Ребятам предлагают «напечатать» на воображаемой машинке куплет любого известного им стихотворения. Каждый ребенок называет по букве из слова. В конце слова все дети должны подняться, а желая «изобразить» запятую – хлопнуть в ладоши. Каждый, кто ошибается, покидает игру.

Игра «Кто найдет больше ошибок?»

Упражнение помогает развивать долговременную память, а также стимулирует развитие внимания и концентрации. Детям предлагают прослушать текст, акцентируя их внимание на деталях. После этого раздают листы бумаги и ручки, читают текст повторно, намеренно изменяя детали и предлагают отметить неточности. Кто найдет больше неточностей, тот выходит из игры победителем.

Все перечисленные выше игры и упражнения должны быть понятны детям и усложняться постепенно. Если у ребят с ЗПР возникнут сложности с их выполнением, необходимо будет терпеливо объяснить задание и помочь в выполнении. Очень важна похвала взрослого. Адекватная оценка выполненного помогает воспитывать в детях чувство уверенности в собственных силах и мотивирует их для дальнейших занятий.

Каждое задание должно быть разработано для достижения одной цели. Начинать работать над следующим можно только после того, как ребята справятся с предыдущим. Кроме того, перед тем как приступать к выполнению задания, ученик должен проговорить вслух, что он будет делать и для чего.

Полезные советы учителям

Как уже было отмечено выше, для того чтобы добиться позитивного эффекта, необходимо правильно спланировать работу с детьми с ЗПР. Ниже выделены основные моменты.

  1. Начинать работать с детьми нужно с самого раннего возраста.
  2. Ребенок должен получать удовольствие от занятия, не раздражаясь при выполнении задач.
  3. Планируя коррекционную работу с детьми, нужно учитывать их личностные особенности и основные навыки.
  4. Начинать стоит с использования наглядного материала, который детьми с ЗПР воспринимается легче.
  5. Каждая новая информация должна быть основана на ранее известном материале: это поможет ее закреплению.
  6. Запоминание во многом зависит от активности умственной работы, поэтому важно поспособствовать тому, чтобы ученик содержательно поработал над выполнением задачи.
  7. Дети с ЗПР лучше усваивают и запоминают материал, который вызывает у них положительные эмоции, поэтому нужно делать акцент именно на позитиве.
  8. Лучше всего запоминается информация, которая была подана в начале и в конце занятия. Именно поэтому начинать и заканчивать урок с детьми нужно, акцентируя их внимание на важных моментах.
  9. Заниматься лучше в первой половине дня, когда детская память наиболее готова к работе.
  10. Чтобы повысить уровень произвольного запоминания у детей с ЗПР, необходимо сконцентрировать их на выполнении задания, не допуская отвлекания, поясняя инструкции.

Отличный результат дают задания, которые дети с ЗПР выполняют вместе со взрослыми. В этом случае ребята стараются не отставать от старших, используют их действия в качестве наглядного примера.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пешкова Н.А., Симинякина Л.В.

В статье рассматриваются особенности развития произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития в рамках коммуникативного подхода . Представлено описание коррекционно-развивающей программы , направленной на развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пешкова Н.А., Симинякина Л.В.

Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ Особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники Исследование развития наглядно-образного мышления у младших школьников с общим психическим недоразвитием на уроках чтения i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД»

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД

© 2020 Н. А. Пешкова1, Л. В. Симинякина2

2обучающаяся 4 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Специальная психология

Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого

В статье рассматриваются особенности развития произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития в рамках коммуникативного подхода. Представлено описание коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: коммуникативный подход, память, мнемотехники, младшие школьники с задержкой психического развития, произвольное запоминание, коррекционно-развивающая программа.

Исследование познавательной сферы человека в рамках коммуникативного подхода было проведено Б.Ф. Ломовым в середине 70-х годов ХХ столетия. Б.Ф. Ломов считал, что протекание психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) естественным образом связано с межличностным общением, общение и познание не могут существовать друг без друга. Общение играет роль основания познавательных процессов, которые, в свою очередь, направляют и контролируют коммуникативный процесс [Психологические и психоаналитические исследования 2009].

Память - психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала, а также являющийся важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения [Лурия 2005].

Для развития памяти (запоминания и припоминания) используют различные приемы мнемотехники.

Мнемотехника - совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти и речи, которые помогают быстрее запоминать информацию путем образования ассоциаций на основе визуального, аудиального, а также чувственного представления [Козаренко 2007].

В данной технике проявляется коммуникативный подход, так как мнемотехника на этапе тренировки ее применения требует тесного взаимодействия ребенка и психолога, в ходе которого совершается обмен информацией. Это связано с тем, что возникающие ассоциации у ребенка, как и у любого взрослого, имеют под собой образы восприятия окружающего мира и особенности отношения к нему личности. Сообщая свою ассоциацию психологу, ребенок вкладывает в нее собственное видение мира, свое состояние и получает обратную связь от специалиста. В данном контексте становится понятно, что такое взаимодействие организует и направляет процессы восприятия, памяти, мышления, обеспечивая обмен продуктами познавательных процессов.

Мнемотехника контролирует процессы запоминания, сохранения и припоминания информации за счет создания ассоциативных цепочек.

Целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является наиболее эффективной в младшем школьном возрасте, так как этот возраст является сенситивным для становления высших форм произвольного запоминания [Немов 1997].

Запоминание детей с задержкой психического развития имеет низкий темп, не способно опираться на различные мнемотехники без специальной тренировки.

Низкая скорость развития активного словаря, поздние сроки возникновения фразовой речи, частые ошибки в грамматических категориях у младших школьников с задержкой психического развития затрудняют реализацию коммуникативного подхода в развитии памяти. Тем не менее ранняя коррекционно-развивающая помощь может снизить или полностью нивелировать нарушения речевого и коммуникативного развития и позволить сформировать мнемотехнические приемы запоминания.

Цель коррекционно-развивающей работы - расширение произвольного запоминания детей младшего школьного возраста с использованием приемов мнемотехники.

Задачи коррекционно-развивающей программы направлены на развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития:

1) расширение объёма памяти посредством метода Цицерона, «сюжет-ассоциация»;

2) развитие скорости запоминания полученной информации приемом

3) развитие длительности сохранения информации посредством метода

мнемодорожек, а также мнемотаблиц;

4) развитие точности воспроизведения информации посредством метода «коллаж».

Для нашей коррекционно-развивающей программы были выбраны следующие приемы (методы), наиболее доступные для младших школьников с задержкой психического развития: мнемодорожки, мнемотаблицы, метод Цицерона, сюжет-ассоциация, коллаж, «классификация» [Шадриков, Черемошкина 1990].

Программа состоит из 12 занятий. Частота проведения занятий 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия - 40 минут.

Также на каждом занятии проводились физкультминутки.

Форма реализации коррекционно-развивающей программы - групповая.

Отбор упражнений для коррекционно-развивающей программы осуществлялся по направлениям, определенным в соответствии с критериями развития произвольного запоминания на развитие объема произвольной памяти, скорости запоминания, точности воспроизведения и длительности сохранения материала.

Коррекционно-развивающая программа строится на трех этапах обучения.

1. Развитие произвольного запоминания при предъявлении упражнений зрительной модальности. На этом этапе упражнения выполняются по показу психолога.

2. Развитие произвольного запоминания при предъявлении упражнений зрительно-слуховой модальности. Упражнения выполняются по образцу.

3. Развитие произвольного запоминания при предъявлении упражнений слуховой модальности. Выполняются по инструкции.

Реализовывалась программа поэтапно.

Начальный этап. На данном этапе мы работали с подробными готовыми цветными мнемодорожками и мнемотаблицами, когда наглядный материал представлен детально, в связи с чем запоминание не требует особых усилий. Дети

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3 (27)

Пешкова Н. А., Симинякина Л. В. Развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития: коммуникативный подход

учили небольшие стихотворения, в качестве опоры используя мнемотаблицы («Ёлочка», «Веселый снеговик» и пр.), что способствовало развитию умения соотносить знаковые символы с образами и запоминанию стихотворения. Они учились составлять сказки по мнемодорожке («Красная шапочка», «Репка» и пр.), составлять коллаж с последующим воспроизведением порядка картин.

Этап самостоятельного составления мнемотаблиц и мнемодорожек, которые требуют больших усилий для запоминания информации. На этом этапе мы постепенно усложняли используемые мнемотехники. На начальном этапе в моделях иллюстрировались конкретные признаки конкретного предмета, а на этом этапе в моделях признаки обозначались обобщенно. Дети учились самостоятельно определять признак предмета, ориентируясь на обобщенные символы признаков. Мы использовали схематичные мнемотаблицы и мнемодорожки «Путаница», где вместо изображений животных и предметов мы использовали замещающие их геометрические фигуры, силуэты. Переход на данный этап становится возможным благодаря отработке и закреплению навыков работы с мнемотаблицами и мнемодорожками на первом этапе.

Этап использования самостоятельно составленных мнемотаблиц, мнемодорожек, а также зарисовка коллажа. Данный этап является самым сложным в нашей программе и знаменует переход от запоминания информации по готовым картинкам к запоминанию с помощью самостоятельно зарисованных картинок. Мы с детьми заучивали стихотворения («Овощи», «Весна» и пр.), составляли сказки, коллажи с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц.

Таким образом, в процессе реализации коррекционно-развивающей программы происходило непосредственное общение между ребенком и психологом, что способствовало развитию запоминания, осмыслению запоминаемого материала и научению использования мнемотехник.

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007. 85 с.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 2005. 104 c.

Немое Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. М.: ВЛАДОС, 1997. 608 с.

Психологические и психоаналитические исследования / под ред. А.Н. Лебедева. М.: Институт Психоанализа, издатель А.В. Воробьев, 2009. 352 с.

Шадрикое В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. 176 с.

развитием памяти, внимания, образного и логического мышления.

Автор педагог-психолог Жекова Н. Н.

г. Донецк Ростовской обл.

Знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель может успешно решать задачи обучения, но обучение в школе невозможно без соответствующего уровня развития познавательных процессов и умственных действий. Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребенок должен уметь целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что школьник – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелом и является познавательный интерес к миру, а огнем развитая познавательная сфера.

Опыт показывает, что многие трудности, связанные с низким уровнем развития школьно-значимых функций, заявляют о себе уже в первый год школьного обучения. В связи с этим тактика выжидания или игнорирования имеющихся у детей признаков неблагополучного развития школьно-значимых функций в надежде, что «все образуется», «пройдет само собой» совершенно ошибочно приводит лишь к усугублению неблагополучий в развитии. На уроках такие ученики испытывают большее, по сравнению с другими учениками класса, напряжение при овладении школьными знаниями и навыками, нередко они отстают в темпе учебной деятельности, у них часто возникают

нервно-психические срывы. Поэтому чрезвычайно важно, на начальном этапе обучения выявить нарушения в развитии познавательных процессов и проводить с такими детьми развивающе-коррекционную работу. Развивать познавательные способности ребенка – это не значит дать ему «готовые» знания, умения и навыки, речь, прежде всего идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определить возможные способы их получения, научить думать и рассуждать. От того, насколько у школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.

Данная программа предназначена для развития познавательных процессов у учащихся 1 класса

Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

В основу данной программы положены программы: А. А. Осиповой, Л. И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания», И. В. Дубровиной «Коррекционно-развивающая программа по развитию внимания и познавательных процессов у учащихся начальной школы». Программа адаптирована и дополнена упражнениями и играми направленными на развитие зрительной и слуховой памяти, восприятия, наглядно-образного, образно-логического, вербально-логического мышления.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

- Развитие внимания и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста, необходимых для успешного обучения в школе, и преодоление отклонений в интеллектуальном развитии.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- Снятие эмоционального и физического напряжения

- Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти

- Развитие слухового, зрительного и сенсорного внимания, наблюдательности

- Развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, распределения, концентрации и объема)

- Развитие моторно-двигательного внимания

- Развитие мыслительных процессов (наглядно-образного мышления, образно-логического мышления, словесно-логического мышления)

Коррекционно-развивающая работа позволит не допустить переход детей в разряд отстающих в интеллектуальном развитии и обучении. Данная программа будет способствовать преодолению отклонений в развитии интеллекта, а также будет являться профилактикой отклонений в становлении отдельных сторон личности детей младшего школьного возраста.

Зависит от масштаба внедрения научных опробированных разработок, раннего выявления отклонений и рационального использования современных диагностических и коррекционных методик.

ПРЕДМЕТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ: Свойства внимания, зрительная и слуховая память, мыслительные процессы

ФОРМА РАБОТЫ: Индивидуальная

Каждое занятие состоит из трех частей объединенных общей целью

1 – Подготовительный этап (релаксация, разминка)

2 – Основная часть включает в себя развивающие задания, игры и упражнения

3 – Заключение включает в себя подвижные игры и упражнения развивающей направленности, упражнения на снятие физического и эмоционального напряжения

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Программа включает 22 занятия при частоте встреч 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 30-40 минут.

Программасостоит из трех взаимосвязанных частей:

1 часть – диагностико-мотивирующая (5-6 занятий)

2 часть - формирующая (20 занятий)

3 часть - поддерживающая (10 занятий)

Первые две части проводятся психологом третья, поддерживающая часть проводится родителями или учителем. Возможен вариант проведения всех трех частей психологом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания

2. Развитие моторно-двигательного внимания

3. Развитие мелкой моторики кисти

1. Развитие произвольного внимания

2. Развитие объема и переключения внимания

3. Развитие слуховой памяти

1. Развитие слуховой и зрительной памяти

2. Развитие произвольного внимания

3. Развитие мелкой моторики кисти

1. Развитие слуховой памяти и логической памяти

2. Развитие концентрации и объема внимания

3. Развитие речи

1. Развитие зрительной памяти и слуховой памяти

2. Развитие произвольного внимания

3 .Развитие концентрации внимания

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие произвольного внимания

3. Развитие зрительного восприятия

4. Развитие мелкой моторики

1. Развитие объема внимания

2. Развитие слухового внимания

3. Развитие произвольного внимания

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие логического мышления

3. Развитие распределения и переключения внимания

4. Развитие моторно-двигательного внимания

3. Развитие произвольного внимания

4. Развитие мыслительных процессов

5. Развитие слухового восприятия

1. Развитие слухового восприятия и внимания

2. Развитие концентрации внимания

3. Развитие объема, распределения и переключения внимания

1. Развитие словесно-логического мышления

2. Развитие схематического мышления

3. Развитие мелкой моторики кисти

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие наблюдательности

3. Развитие слуховой памяти

1. Развитие устойчивости внимания

2. Развитие наблюдательности

3. Развитие мыслительных процессов

4. Развитие мелкой моторики

1. Развитие мыслительных процессов

2. Развитие зрительной и слуховой памяти

3. Развитие произвольного внимания

4. Развитие устойчивости внимания

1. Развитие произвольного внимания

2. Развитие объема и концентрации внимания

3. Развитие словесно-логического мышления

4. Развитие произвольности действий

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие произвольного внимания

1. Развитие слуховой памяти

2. Развитие объема и устойчивости внимания

3. Развитие восприятия

4. Развитие образно-логического мышления

1. Развития слуховой памяти

2. Развитие объема памяти

3. Развитие схематического мышления

1. Развитие словесно - логического мышления

2. Развитие слуховой памяти

3. Развитие переключения и распределения внимания

4. Развитие слухового восприятия

1. Развитие творческого воображения

2. Развитие словесно - логического мышления

3. Зрительного и слухового восприятия

1. Развитие рече-мыслительных процессов

2. Развитие внимания

3. Развитие воображения

1. Развитие творческого воображения

2. Развитие рече-мыслительных процессов

3. Развитие мелкой моторики

1. Развитие творческого мышления

2. Развитие сенсорного внимания и объема внимания

3. Развитие переключения и распределения внимания

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие произвольного внимания

1. Развитие образно-логического мышления и словесно –логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие мелкой моторики

1. Развитие творческого мышления

2. Развитие образно-логического мышления

3. Развитие сенсорного внимания и объема внимания

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие логической памяти

3. Развитие мелкой моторики

1. Развитие словесно - логического мышления

2. Зрительного и слухового восприятия

3. Развитие мелкой моторики

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие словесно-логического мышления

3. Развитие произвольности действий

1. Развитие образно-логического мышления

2. Развитие словесно- логического мышления

3. Развитие творческого мышления

Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей Пояснительная записка Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации.

Презентация «Дидактические игры для развития логики, памяти и мышления детей дошкольного возраста» Актуальность. Современные требования дошкольного образования предполагают необходимость поиска способов развития логических приемов умственных.

Самодельные дидактические игры для развития внимания, мышления и памяти

Самодельные дидактические игры для развития внимания, мышления и памяти Ранее я уже размещала публикацию о самодельной дидактической игре "Прищепки" для развития мелкой моторики. Сегодня я предлагаю вашему вниманию.

Игровая программа для детей младшего школьного возраста «Ежели вы вежливы» Цель: Привитие детям младшего школьного возраста культуры и правильного поведения в обществе. Задачи: 1. Учить детей вежливости и терпению.

Коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребенком младшего школьного возраста «Путешествие в мой внутренний мир»

Коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребенком младшего школьного возраста «Путешествие в мой внутренний мир» «Путешествие в мой внутренний мир» (с элементами арт- и сказкотерапии) Цель: сформировать положительное взаимодействие агрессивного ребенка.

Из опыта работы по организации коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста. Современные школьники отличаются снижением функциональных возможностей нервной системы. Так, в группе условно здоровых детей психоневрологические.

Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОПЕРЕЖАЮЩИМ РАЗВИТИЕМ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В современных теоретических концепциях.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет Пояснительная записка Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей с задержкой психологического развития.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет (содержательный раздел) Содержательный раздел 1 раздел1. Тема «Солнечный зайчик» Задачи: Активизация базовых предпосылок психического развития ребенка с помощью.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ДПИ для обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Читайте также: