Программа робот для компьютера

Обновлено: 04.07.2024

Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования.

В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёжник, Водолей, Кузнечик,Черепашка.

При изучении одного из наиболее трудных разделов информатики «алгоритмизация и программирование».

Цель разработки: изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

ВложениеРазмер
metod_razrabotka_robot1.doc 642.5 КБ
Презентация с заданиями и решениями 2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по информатике.

Тема: «Исполнитель Робот в программе КуМир на уроках информатики »

Автор: Григорьева Ю.А.,

учитель технологии «Информатика и ИКТ»

Цель разработки : изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

Методическая разработка составлена для проведения уроков информатики Практика на компьютере : работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое исполнитель; СКИ Робота, среду исполнителя Робот;
  • что такое алгоритм ; в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры
  • алгоритмов; ⇒ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:

Учащиеся должны уметь:

  • понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления исполнителя Робот; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Занятие 1 (2 часа) Урок 1.

Исполнитель Робот. Система команд исполнителя.

2.Разбор типичных алгоритмов Робота.

Рассмотрим описание исполнителя.

Среда исполнителя : Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.

СКИ Робота : простые команды: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить.

Команды логические: (проверки условия)

сверху свободно снизу свободно

слева свободно справа свободно.

Логические связки: И,НЕ, ИЛИ:

Пример:(Не слева свободно) или (не справа свободно)

Команда ветвления : команда цикла:

если условие то нц пока условие

серия команд серия команд

(В КИМах 2009 года команды Робота отличались от привычных детям, что приводило к путанице : )

Команда ветвления : команда цикла:

если условие то нц пока условие делать

серия команд серия команд

Общий вид окна программы Кумир. Графическая среда Робота:

В КИМах демонстрационного варианта 2010 года формат команд изменен на привычный

Порядок создания алгоритма:

1.Командами Инструменты -Редактировать стартовую обстановку нарисовать на поле Робота стены и установить Робота в начальное положение.

2.Командами Робот- Сменить стартовую обстановку сохранить новую обстановку.

3.Командами Вставка- Использовать Робот указать исполнителя.

4.В окне документа записать алгоритм, используя меню Вставка.

5.Командами Выполнение –выполнить непрерывно (или по шагам) запустить алгоритм.

6.Рассмотреть результат выполнения алгоритма и при необходимости произвести его отладку.

Занятие 1 (2 часа) Урок 2.

Практическая работа « Составление линейных алгоритмов».

Задания: 1.Робот в произвольной точке поля. Закрасить клетку сверху, снизу и справа от исходного положения.

  1. Робот в произвольной точке поля. Передвинуть Робот на 4 клетки вправо, закрасив их.
  2. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле квадрат со стороной 4 клетки. Сохраните обстановку как стартовую.
  3. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле коридор с проходами в стенах. Сохраните обстановку как obst2.fil. Смените стартовую обстановку на вновь созданную.

Занятие 2 (2 часа) Урок 1.

Тема : Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

Разбор задач КИМов с использованием исполнителя Робот.

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

если не снизу свободно

Пр. раб. №14. Составление и отладка алгоритмов ветвления

Задания. См. Приложение.

Занятие 3. Циклические алгоритмы. Урок 1-2

Цель: раскрыть сущность понятия цикла в алгоритмах, показать формы записи циклов алгоритмах, дать навыки создания и записи циклических алгоритмов.

Пр. раб. №15. Составление и отладка циклических алгоритмов

1.Составьте алгоритм, закрашивающий все внутренние клетки, прилегающие к стене.

нц пока справа свободно

нц пока снизу свободно

нц пока не снизу свободно

2.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки между Роботом и стеной. Расстояние до стены неизвестно.

нц пока справа свободно

3.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки, находящиеся между двумя стенами.

нц пока (не сверху свободно) или (не снизу свободно)

если (не сверху свободно) и (не снизу свободно)

4.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки вокруг прямоугольной стены.

нц пока не справа свободно

нц пока не снизу свободно

нц пока не слева свободно

нц пока не сверху свободно

нц пока не снизу свободно

нц пока слева свободно

нц пока не слева свободно

нц пока сверху свободно

нц пока не сверху свободно

Занятие 4 Урок 1

Цель: ввести понятие основного и вспомогательного алгоритма; объяснить правила использования вспомогательного алгоритма; разобрать примеры алгоритмов с использованием вспомогательного.

1.Ввод новых терминов (основного и вспомогательного алгоритма, вызова) и объяснение новых понятий.

2.Разбор примеров решения задач с применением вспомогательного алгоритма.

При решении некоторых задач удобно разбить их на более мелкие подзадачи, каждую из которых можно оформит как самостоятельный алгоритм. В этом случае сначала составляется так называемый основной алгоритм, в котором для решения подзадач используются вызовы вспомогательных алгоритмов, которые дописываются позднее. Такой способ решения называется методом последовательного уточнения. Он позволяет работать над проектом группе программистов, каждый при этом решает свою подзадачу.

В процессе решения задачи каждый вспомогательный алгоритм может при необходимости быть разбит на более мелкие вспомогательные алгоритмы.

Команда выполнения вспомогательного алгоритма называется вызовом и записывается в теле основного алгоритма.

Один и тот же алгоритм может рассматриваться как основной и вспомогательный по отношению к другим алгоритмам. В алгоритмическом языке сначала записывается основной алгоритм, ниже подряд записываются вспомогательные.

Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составить алгоритм, с использованием вспомогательного, рисующий четыре крестика на одной горизонтали. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Разбор на доске:

Задача2. Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает в шахматном порядке квадрат 8 х 8. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Занятие 4 Урок 2

Практическая работа на ПК «Решение задачи с использованием вспомогательных алгоритмов» .

Цель : привить практические навыки построения алгоритмов методом последовательного уточнения.

1.Задание полностью проходит за ПК. Учащиеся получают задания и выполняют их в программной среде Кумир. Результаты Работы сохраняются в виде файлов для последующей проверки.

Задача1 . Робот находится в нижнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает 6 вертикальных полос одинаковой длины в 6 клеток. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Задача2 .Используя вспомогательные, составьте алгоритм для закрашивания клеток, образующих число 1212.

Домашнее задание : Придумайте алгоритм, рисующий следующее изображение: Для решения задачи примените два вспомогательных алгоритма.

Занятие 5 Урок 1-2

«Составление алгоритма в среде исполнителя Робот».

Цель: проверить полученные знания по созданию и умению анализировать алгоритмы в программной среде Кумир.

Задания для контрольной работы делятся по уровням сложности и включает в себя 3 задачи с исполнителем Робот (1 и 2 задача –на ветвление и циклы, 3 задача с- на использование вспомогательного алгоритма.) Тексты заданий приводятся в приложении.

Исходные и конечные обстановки и созданные алгоритмы записываются в виде файла.

Оценка выставляется соответственно уровню сложности задания. Ученик вправе сам выбрать тип задания.

Robot Studio - программный комплекс, состоящий из учебного исполнителя "Робот" и редактора карт для него. Данный продукт служит для обучения программированию.В инструментарий разработчика входит поле передвижения робота с подержкой заданий, стен, начального и конечного положения робота.Для ввода команд разработан редактор с подсветкой стандартизированного синтаксиса(как в ЕГЭ)и поддержкой Drag&Drop.Редактор карт позволяет задавать текст задания и все то, что было описано выше.

Robot Studio 3 скачать бесплатно

Яндекс.Браузер - быстрый и простой в использовании веб-браузер с "облачными" сервисами, созданный на движке WebKit и оболочке Chromium. Особенности:• безопасность, гарантируемая проверкой ссылок с помощью Safe Browsing и скачиваемых файлов системой "Лаборатории Касперского";• современный минималистический интерфейс поможет удобно переходить по веб-сайтам и предложит нужные элементы управления именно тогда, когда они на самом деле понадобятся;•&n.

MSI Afterburner - функциональная утилита от компании MSI, которая предназначена для разгона видеокарт NVIDIA и AMD. Особенности: Создан на основе ядра RivaTuner Расширяемая пользователем архитектура Основные функции разгона и управления вентиляторами Поддержка основных функций захвата экрана Расширенное управление вентиляторами Мониторинг состояния оборудования Система автоматического управления профилями Дает больше свободы хардкорным оверклокерам. Что нового.

Mozilla Thunderbird - бесплатная программа для работы с электронной почтой от Mozilla, поддерживает протоколы SMTP, POP3, IMAP и RSS.Особенности:• имеет встроенный HTML редактор, который создает довольно компактный код;• поддерживает всевозможные кодировки, расширяется за счет дополнительных модулей и фильтрует рекламу, а также нежелательную корреспонденцию;• интерфейс программы прост и удобен в использовании, поддерживает.

Telegram — десктопная версия популярного мессенджера для мобильных устройств. Телеграм является одним из самых защищенных мессенджеров, обеспечивает полную конфиденциальность пользователей и использует механизмы удаления всех следов переписки не только на устройстве, но и на серверах. Особенности:• быстрая регистрация и привязка аккаунта к номеру мобильного телефона;• мгновенная синхронизация чатов между всеми устройствами;• &nb.

Adobe Photoshop для Mac — самый популярный графический редактор в мире, который используется как новичками, так и профессионалами. Приложение позволяет вносить практически любые изменения в изображения, уровень которых ограничивается лишь мастерством пользователя. Особенности: огромный функционал программы; библиотека дополнительных расширений для более профессиональных возможностей; работа с несколькими изображениями одновременно; интеграция со всеми продуктами от A.

Microsoft Word for Mac для Mac — бесплатный офисный компонент для пользователей компьютеров на Mac OS. Сочетает в себе все необходимые функции для просмотра и редактирования текстовых документов. для удобства работы предусмотрено две среды: рабочая и записи, для исключения внесения случайных изменений в документ; поиск по документу; галерея инструментов идентичная таковой в приложении для Windows; полная совместимость со всеми форматами Microsoft Word; создание макросов для автомат.

uTorrent — версия самого популярного p2p-клиента для компьютеров с установленной Mac OS. Позволяет скачивать файлы из пиринговых сетей с максимальной скоростью благодаря многопотоковой загрузке из различных источников. Особенности: небольшой размер; интерфейс идентичный Windows—версии; работает с torrent файлами и magnet ссылками; возможность загружать несколько раздач одновременно, а также управлять скоростью и, приоритетом загрузок; работа в фоновом режиме; прилож.

ABBYY FineReader Express Edition for Mac - это простая и удобная в использовании OCR-программа, которая позволяет с высокой точностью конвертировать отсканированные документы и файлы изображений в различные электронные форматы. ABBYY FineReader Express Edition for Mac сохраняет исходное оформление документов, тем самым, уменьшая необходимость перепечатывания и хранения бумажных документов.Программа позволяет конвертировать изображения из форматов TIFF, TIF, PNG, JPG, JPEG, JP2, J2K, BMP, PCX, DC.

Wine - это не эмулятор Windows, как думают многие, а альтернативная реализация API Windows 3.x и Win32 (кстати, и расшифровывается Wine как "Wine Is Not Emulator").Wine позволяет конечному пользователю выполнять в unix-системах (и Linux) многие приложения, написанные для ОС Windows.

Fedora Workstation - надежная, удобная и мощная операционная система для ноутбука или настольного компьютера. Она поддерживает широкий спектр разработчиков, от любителей и студентов до профессионалов в корпоративных средах.

Представлен релиз 32-разрядного дистрибутива Runtu LITE 18.04, основой которого является пакетная база релиза Bionic Beaver 18.04 LTS. Сборка имеет минимальный набор пользовательского ПО с возможностью установки на жёсткий диск. В составе предустановлены программы для работы с Интернет, воспроизведение аудио- и видеоконтента, настройки рабочего окружения.

Богатый набор Русско-Английских и Англо-Русских словарей для StarDict

Smart Driver – удобный радар камер и ДПС, а так же видеорегистратор в одном приложении. Предупредит где камеры ГИБДД на дороге, в том числе укажет их тип:– камера только на скорость, в том числе "Стрелка"– камера на стоп–линию и проезд на красный– камера на полосу общественного транспорта и обочину– стационарный пост ДПС– парная камеры, контролирующие среднюю скорость на участке дороги ( "Автодория")– камера смотрящая "в спину"– засада ДПС ил.

это популярный браузер с возможностью сжатия трафика через собственные сервера. Возможности программы: Сжатие страницUC Browser сэкономит более 90% трафика благодаря технологии сжатия страницСтабильное соединение с ИнтернетСобственная технология Free-link обеспечивает стабильную связь с серверамиМощный поискВ браузер встроены различные популярные и мощные поисковые сервисыМногооконностьВы можете переключаться между открытыми страницами по своему желаниюНавигация по сайтамНавигация содержит в с.

Приложение «Медитация для начинающих» можно скачать бесплатно на Android. Медитация на русском - антистресс-практика, которая изменит Вашу жизнь. Она научит расслабляться во время стресса. Пройдите базовый курс медитации для начинающих с помощью приложения, чтобы научиться снимать стресс, загляните внутрь себя, прислушайтесь к своим мыслям и своему организму, научитесь самостоятельно осознавать свои страхи и тревоги. Следите за своим дыханием. Для Вашего удобства медитация н.

TuneIn Radio для iOS - пожалуй самый мощный сервис для прослушивания онлайн радиостанций и подкастов со всего мира совершенно бесплатно. Особенности: более 100 000 уникальных радиостанций со всего света; прослушивание в режиме реального времени и отложенное воспроизведение; около 6 000 000 пользовательских подкастов; возможность работы с Apple Watch; лента событий в которой также отображается очередь воспроизведения; возможность добавления станций и подкастов в избранное; простой интуит.

Яндекс Музыка для iOS - клиент популярного музыкального сервиса для устройств Apple. С его помощью можно прослушивать онлайн музыку любимых исполнителей в высоком качестве совершенно бесплатно.Особенности: удобный поиск композиций по исполнителю, названию группы и жанру. Также учитываются предпочтения пользователя; рекомендации основанные на основе уже прослушанных и отмеченных песен; создание собственных интернет-радиостанций с возможностью поделиться ссылкой в социальных сетях и мессендже.

YouTube для iOS - популярный видеохостинг, получивший признание пользователей со всего мира. С обновленным интерфейсом, приложением стало пользовать еще удобнее, теперь можно пользоваться абсолютно всеми возможностями веб-версии сервиса на своем iPhone.Особенности: просматривайте контент других пользователей или выкладывайте свой; возможность проведения прямых трансляций; функции настройки качества воспроизводимого видео; возможность оставить комментарии к роликам, а также подписаться на п.

Запущенная программа Кумир выглядит так.

Среда Кумир, исполнитель Робот

Первым делом мы должны раскомментировать первую строку нашей программы, убрав символ |

Раскомментируем первую строку

Таким образом, программа станет выглядеть так:

использовать Робот

алг

нач

кон

Удалив символ |, мы тем самым указали Кумиру на то, что будем работать с исполнителем Робот. Если этого не сделать, то при написании программы мы столкнемся с ошибкой «Нет такого алгоритма». Поэтому очень важно при создании новой программы раскомментировать первую строку. Теперь все готово для дальнейшей работы.

Но перед началом, нам необходимо задать стартовую обстановку Робота и познакомиться с простыми командами исполнителя Робот.

Стартовая обстановка Робота

Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку . Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п. Этот шаг очень важен. Если его проигнорировать, то программа может работать неправильно или вообще завершится аварийно.

Что такое стартовая обстановка?

Наш Робот находится в некой среде — это клетчатое поле, размер которого известен. Так же на этом поле могут находится стены и закрашенные клетки, а сам Робот может находится в любой клетке. Так вот — стартовая обстановка задает положение Робота на поле и расположение всех остальных элементов — стен, закрашенных клеток. И перед тем, как писать алгоритм для Робота необходимо задать стартовую обстановку. Насколько это важно давайте рассмотрим на примере. Пусть есть две стартовые обстановки:

Стартовая обстановка 1

Стартовая обстановка 2

Отличаются они только тем, что в стартовой обстановке 2 справа от Робота находится стена.

Если наша программа начнется с команды, которая переместит Робота на одну клетку вправо (о простых командах Робота), то в первом случае (стартовая обстановка 1) Робот выполнит эту команду, а во втором программа завершится аварийно, так как Робот не может ходить сквозь стены. Получается, что одна и та же программа в первом случае работает, а во втором приводит к ошибке. Именно поэтому так важно задавать стартовую обстановку для Робота.

Как задать стартовую обстановку?

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота

Редактировать стартовую обстановку Робота

Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.

По-умолчанию, размер окна 10 на 15 клеток. Если нам необходимо изменить количество строк и столбцов, то щелкаем Обстановка -> Новая обстановка и задаем необходимые значения

Задаем размер поля

  • чтобы переместить Робота в новую позицию, щелкаем по нему левой кнопкой мыши и не отпуская ее тащим Робота в нужное место.
  • чтобы добавить/удалить стену, щелкаем левой кнопкой мыши по границе клетки.
  • чтобы закрасить/очистить клетку, щелкаем по ней левой кнопкой мыши
  • чтобы добавить или убрать точку в клетку щелкаем по клетке, удерживая клавишу Ctrl

После того, как мы задали нужную стартовую обстановку, ее необходимо сохранить (Обстановка -> Сохранить или Обстановка -> Сохранить как). После этого закрываем окно Обстановка и в основном окне программы выбираем Робот -> Сменить стартовую обстановку

Сменить стартовую обстановку Робота

Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота

Показать окно Робота

Если в окне с зеленым фоном (текущая обстановка Робота) вы увидите вашу обстановку, то можно переходить к написанию алгоритма, используя простые команды Робота.

Исполнитель Робот. Простые команды.

У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5:

вверх

влево

вправо

закрасить

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

вверх — переместить Робота на одну клетку вверх

вниз — переместить Робота на одну клетку вниз

влево — переместить Робота на одну клетку влево

вправо — переместить Робота на одну клетку вправо

закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):

вверх — Escape, Up (стрелка вверх)

вниз — Escape, Down (стрелка вниз)

влево — Escape, Left (стрелка влево)

вправо — Escape, Right (стрелка вправо)

закрасить — Escape, Space (пробел)

Обратите внимание, что набирать нужную комбинацию горячих клавиш нужно не привычным нам способом! Мы привыкли нажимать клавиши одновременно, а здесь их нужно нажимать последовательно.

Теперь мы готовы написать первый алгоритм для Робота. Предлагаю начать с простого — нарисуем квадрат со стороной 3 клетки. Поехали!

Запускаем Кумир, настраиваем его. Можно начинать писать программу? Конечно нет! Мы же не задали стартовую обстановку! Делаем это. Предлагаю использовать вот такую:

Стартовая обстановка Робота

Вот теперь все готово. Начинаем писать программу. Пока она выглядит так

Первая программа для Робота

Удаляем символ «|» и называем наш алгоритм «Квадрат»

Алгоритм квадрат

Предлагаю рисовать квадрат, двигаясь по часовой стрелке. Для начала закрасим текущую клетку, дав команду закрасить. Потом делаем шаг вправо и опять закрашиваем клетку. И еще раз шаг вправо и закрасить.

Первые шаги

Попробуем запустить программу и посмотреть что же получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов

выполнить программу

В результате мы должны увидеть вот такую картину

Первый результат

Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните «Показать окно Робота» или в меню Робот выберите пункт "Показать окно Робота". Продолжаем дальше.

Теперь мы будем двигаться вниз и закрашивать правую сторону квадрата:

Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата

У нас осталась одна незакрашенная клетка. Закрасим ее

Все готово! В итоге наша программа выглядит так:

использовать Робот

алг Квадрат

нач

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

влево

закрасить

влево

закрасить

вверх

закрасить

кон

А результат ее работы вот так

Результат работы программы

Итак, сегодня мы с вами написали программу, используя простые команды Робота. Рекомендую попрактиковаться самостоятельно — придумать себе задание и написать программу. Это могут быть самые различные фигуры, узоры, буквы. К примеру, попробуйте написать программу, рисующую букву П, Р, Ш, Щ, М. А если получится и захотите поделиться — комментируйте и прикрепляйте результат к комментарию.

Исполнитель Робот. Циклы.

Итак, что такое цикл? Представьте, что мы находимся на уроке физической культуры и перед нами стоит задача сделать 7 приседаний. Это задание можно оформить в виде линейного алгоритма и тогда оно будет выглядеть примерно так:

Т. е мы повторили команду сделай приседание 7 раз. А есть ли смысл писать 7 одинаковых команд? Может проще дать команду сделай 7 приседаний? Конечно проще и правильнее. Это и есть цикл. Вы можете сами вспомнить примеры циклов из жизни — их довольно много.

Таким образом линейный алгоритм, где повторяются одни и те же команды мы можем оформить в виде циклического алгоритма — примерно так:

Вот так, на придуманном нами языке мы оформили цикл. У исполнителя Робот тоже есть возможность записывать циклы. Причем, циклы бывают разные. Тот вариант, который мы только что рассмотрели называется цикл со счетчиком или цикл с параметром.

Виды циклов.

Цикл со счетчиком.

Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать. В примере выше с приседаниями именно такой случай.

Для того, чтобы написать цикл со счетчиком для исполнителя необходимо знать его синтаксис. А он такой:

нц < количество повторений > раз

Здесь мы должны указать количество повторений (число) и команды, которые будут повторяться. Команды, которые повторяются в цикле называют телом цикла .

Давайте рассмотрим это на примере.

Закрасим 7 клеток, как на рисунке. Рекомендую почитать про стартовую обстановку Робота и про его простые команды.

Задание на цикл со счетчиком

Изначально Робот находился в левой верхней клетке.

Давайте для начала решим задачу линейно. В этом случае мы будет закрашивать текущую клетку и перемещаться на 1 клетку вправо и программа будет выглядеть так:
использовать Робот
алг
нач

Как видим, команды закрасить и вправо повторяются 7 раз. Давайте теперь перепишем программу с использованием цикла. Кстати, чтобы вставить цикл в свою программу можно в меню Вставка выбрать пункт нц-раз-кц или нажать одну из комбинаций клавиш Esc, Р (русская буква Р) или Esc, H (латинская буква H). Причем клавиши надо нажимать последовательно — сначала Esc, отпустить ее и только потом Р или H.

Так вот, наша программа с циклом будет выглядеть так:

использовать Робот

Если мы ее запустим, то увидим, что в результате получится тоже самое — 7 закрашенных клеток. Однако программа стала короче и значительно грамотней с алгоритмической точки зрения!

В качестве разминки и закрепления предлагаю самостоятельно написать программу для Робота, которая нарисует квадрат со стороной 7 клеток. Естественно, используя цикл. Жду решения в комментариях.

Цикл с условием.

Вернемся к физкультуре и изменим задачу. Ведь кто-то может и не сделать 7 приседаний, а другой способен сделать 27. Можно ли учесть это при создании цикла? Конечно. Только теперь мы будем использовать не счетчик (количество повторений), а условие. К примеру, пока не устал, делай приседания. В этом случае человек будет делать не конкретное число приседаний, а приседать до тех пор, пока не устанет. И наш цикл на абстрактном языке примет такой вид:

пока не устал

Слова не устал в нашем случае — это условие. Когда оно истинно, цикл выполняется. Если же оно ложно (устал) тело цикла не будет выполнено. У исполнителя Робот есть несколько условий

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

сверху стена

снизу стена

слева стена

справа стена

Теперь давайте решим следующую задачу для Робота — нарисовать вертикальную линию от левой до правой границы поля использую цикл с условием. Изначально Робот находится в левом верхнем углу.

Давайте сначала сформулируем словесный алгоритм — т. е. опишем словами что нужно делать Роботу. Этот алгоритм будет звучать примерно так:

«Пока справа свободно делай шаг вправо и закрашивай клетку»

В результате Робот пробежит по всем клеткам вправо и будет их закрашивать до тех пор, пока справа не окажется стена.

Исходный код нашей программы для Робота будет примерно такой:

использовать Робот

нц пока справа свободно

В результате выполнения этой программы мы увидим вот такую картину:

Задание для Робота цикл с условием

Как видим, не хватает только закрашенной первой клетки. Для этого перед циклом необходимо выполнить команду закрасить.

Решение задачи с циклом

Для закрепления прошу написать программу, которая будет делать рамку вокруг рабочего поля Робота независимо от его размера. Конечно же с использованием циклов с условием. В итоге должно получиться так:

Система Исполнители — это учебная среда для начального обучения по теме «Алгоритмы и исполнители» в школьном курсе информатики. Исполнители (Робот, Чертёжник и Черепаха) выполняют программу, которая вводится в текстовом редакторе.

Существуют также широкие возможности для создания независимых программ, не использующих исполнителей. Реализованы основные графические функции Windows.

Turbo Pascal 7.1 — знаменитая версия среды разработки Turbo Pascal, улучшенная и доработанная автором. Значительно упростилась установка — встроенный инсталлятор устанавливает уже настроенную программу в папку «Program Files» и помещает ярлык запуска на рабочий стол.Значительно упростилась установка — встроенный инсталлятор устанавливает уже настроенную программу в папку «Program Files» и помещает ярлык запуска на рабочий стол.

Лого — это язык программирования, разработанный специально для развития мышления, творческих и исследовательских способностей детей и подростков. Создатель Лого С. Пейперт — американский математик, кибернетик, психолог и замечательный публицист. Язык был создан в 1967 году в Лаборатории Искусственного Интеллекта Массачусетского технологического института (MIT, USA). В том же институте появились первые компьютерные игры, там же зародилось движение хакеров. Педагогические концепции Сэймура Пейперта изложены в книге «Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи» (М., Педагогика, 1989).

WinRAR – мощная утилита для создания и управления архивами, содержащая целый спектр дополнительных полезных функций. Программа WinRAR ежедневно используется миллионами людей во всем мире для экономии места на ПК и быстрой передачи файлов.

Stamina – это бесплатная программа для освоения метода слепой машинописи. Отличительной особенностью программы является поддержка альтернативного расположения пальцев на клавиатуре. Этот вариант придумаy для того, чтобы меньше уставали кисти рук. Возможно вам он тоже подойдёт.

Введение

лого

Программа Scratch была разработана специально для юных программистов, но на первых этапах обучения работы с ней, у детей возникает множество вопросов. Именно идея помочь детям, послужила вдохновением для создания этого сайта. Здесь были собраны все версии программы, видео уроки и подробная инструкция, которая поможет втянуться начинающему программисту. Вы также можете попробовать онлайн версию Скретч на официальном сайте. Помимо онлайн версии, была придумана специальная оффлайн версия программы с полным набором функций, за исключением возможности опубликовать свою работу для обозрения сообщества.

На заметку: После окончания создания приложения, просто сохраните завершенный проект. Запустите онлайн версию, загрузите проект в интернет.

На сайте выложены Scratch offline editor 1.4 и 2.0 русские версии, которые можно скачать бесплатно. Вы сможете поупражняться программированию и создать свой первый творческий проект: мультфильм или мини игру.

Как установить программу?

Внимание!: для установки программы на компьютере должен быть установлен adobe air.

Как запустить Scratch на русском языке?

При установке программы, языком по умолчанию будет английский, но не стоит переживать, всего несколько кликов отделяют вас от выбора перевода. Запустите программу, в верхней панели увидите глобус.Нажмите на глобус и в выпадающем меню выберете интересующий вас язык.Если вы не видите русского, просто подведите мышку к белой стрелочке внизу выпадающего меню, панель с языками начнет прокручиваться. Теперь можно использовать Scratch не только бесплатно, но и на русском языке.

Возможности языка программирования

Язык программирования Скретч имеет множество возможностей, таких как : создание игр, создание анимаций, открыток, мультфильмов и даже роботов. Для начинающих в информатике, среда программирования Scratch будет отличным инструментов, который поможет развить навыки мышления. Вы только посмотрите как дети 5 класс на уроке восторженно изучают программу.

Конструктор на чипсете Arduino

Существует серия конструктора Lego, специально разработанная для создание роботов, которые будут управляться через телефон или планшет, программой написанной на языке Scratch для чипсета Arduino. Для детей это будет не только не заменимый опыт программирования, который пригодится в будущем, но и море удовольствия. Для этого нужно установить модификацию языка Скретч S4A на компьютер и на плату Arduino. Как это сделать:

Для пользователей windows должны быть установлены драйвера Arduino

Как создать игру в Scratch?

Спрайт на сцене

Одним из самых интересных занятий в Скретч является создание игр. Давайте попробуем создать небольшую игру про кота футболиста, который будет набивать футбольный мяч. Итак, вы открыли среду программирования и видите на главном экране кота. Полотно на котором будет все происходить называется сцена, а картинки, в данном случае кот, называются спрайты (sprite англ.)

Анимация движения

Движение вправо

Движение влево

Выбираем фон

Добавляем новый спрайт

Создание анимации мяча в Скретч

Приступаем к самому интересному, созданию полноценной анимации на Scratch. Предыдущий пример описывал набор действий кота, теперь нужно написать алгоритм работы мяча.

Анимация падения

Добавляем цикл

Остановка и запуск программы

Задаем стартовые координаты

Запомните: Действия каждой связки блоков происходят по очереди, сверху вниз. Если на очереди желтый блок цикла, сначала выполнятся все действия внутри него, в том количестве раз, которое предусмотрено циклом. Затем, действия идущие после блока цикла.

Создание переменных в Скретч

Подсказка: Если в имени присутствует несколько слов, один из вариантов писать каждое новое слово с заглавной буквы без пробелов.

Используем переменные

Взаимодействие с другими объектами

Условия

Столкновение с краями сцены

Операторы

Завершение игры

В первом случае это позволит коту отбивать мяч не сразу, а с задержкой в 0.1 секунды. А во втором, мяч попав в стену, не будет менять направление множество раз в секунду, а поменяет его 1 раз. Потом у него будет 1 секунда чтобы вылететь из стены и уже после просчет цикла продолжиться. На этом создание нашей игры заканчивается. Попробуйте ее доработать, поэкспериментируйте с блоками, добавьте очки за каждый удар, добавьте условие проигрыша. Возможности Скретч если не безграничны, то достаточно обширны.

О Scratch 3.0

Дополнительные спрайты для Скретч

пак замок

Мы подобрали наборы спрайтов для Scratch 1.4, 2.0, 3.0. С их помощью вы сможете создать интересные игры и анимации. Экспериментируйте!
Набор спрайтов замок, поможет сделать мини игру про осаду замка, персонажи и стилистика похожи на майнкрафт:

космос

Набор картинок для игры про космос:

спрайты персонажей

Набор персонажей, с разными анимациями:

набор с животными

Спрайты с мордашками милых животных:

набор спрайтов пираты

Корабли и пираты:

спрайты для танков

Спрайты для игры танчики:

Готовые проекты

Видео уроки

В нашем руководстве мы рассказали лишь некоторые особенности Scratch offline editor, для более глубокого погружения, вы можете посмотреть эти видео уроки:

Еще один канал с обучением:

Скачиваем программу Scratch

К завершению статьи мы подготовили ссылки на скачивание бесплатной версии Scratch offline editor на русском языке. Здесь присутствуют версии для Mac OS и всех разновидностей Windows. Если вы хотите скачать программу через торрент, придется немного подождать, данный вид ссылок будет добавлен в самое ближайшее время. Программа не имеет ограничений для детей. Пользуйтесь, развивайтесь, впереди много творческих открытий!

Подходит для слабых компьютеров, хоть и имеет меньший функционал. Совместима с Windows XP.

На данный момент самая последняя версия программы. Подходит под Windows 7, Windows 8, Windows 10.

Читайте также: