Программа стробоскоп для настройки вращения диска проигрывателя

Обновлено: 07.07.2024

Решил я замутить измерительный диск, потомучто лень изобретать тахометр.
Скоростя примерно от 50 до 300, но чтоб на гармоники не налететь, пусть будет 50, 120, 220, 300.
Формула нашлась в "Радио" 1975 2 с 39 .

Тут вот думаю, а реально ли сделать диск не с несколькими дорожками, а с одной которая будет разделена на 4 сектора, каждый из которых с разным шагом. В теории ведь должен быть виден один фрагмент. Вот только наверно не понятно в каком месте он будет.
Чтото из этого может получится?

Или может есть какието способы в получении других изображений такой простой штуковиной?

Ничего не понял. Как с одной дорожкой ты на сектора поделишь? Там же будет разное количество сегментов на оборот диска

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет - любой!

Вот пытаюсь принцип понять.

Сделал пока на 120 полосок для 50 об при 100гц.
Над столом пол метра светодиодной ленты, подключеный через БП от сюбор-клавы, 9-10в. Там кондёр на 1000 или 2200мф.
Но гдето при 1 обороте в сек вижу как градиентные полоски крутятся в разные стороны в зависимости от точности скорости. Видимо кондёрчик за 15 лет заметно подсох.

Линии должны быть чёткими или градиентами, или кондёр ещё чтото фильтрует ?
А то пытаюсь раскрутить больше чтоб гармонику поймать, а нифига нет, просто серые с еле заметными градиентами. Думаю боятся гармоник незачем, настроить на них будет крайне трудно без точной регулировки скорости в известном пределе.

Кстати как сделать подсветку. Светодиод через гасящий кондёр в розетку прокатит? Я так понимаю частота 50гц останется, для 100 надо мост.

А то на устройстве импульсный питальник

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

ты у мусора разговаривать научился? для стробоеффекта нужны очень короткие световые импульсы. чувак делал на светодиодах так там 1\10 скважность была. я тож на 1005пс2 делал с кварцем для унитры, все равнонемного край мылился

Приглашаем всех желающих 25/11/2021 г. принять участие в вебинаре, посвященном антеннам Molex. Готовые к использованию антенны Molex являются компактными, высокопроизводительными и доступны в различных форм-факторах для всех стандартных антенных протоколов и частот. На вебинаре будет проведен обзор готовых решений и перспектив развития продуктовой линейки. Разработчики смогут получить рекомендации по выбору антенны, работе с документацией и поддержкой, заказу образцов.

Вот вы прям щя как он отписали только понятно всё, не я его не читаю.

Мне чёткость не нужна, лиж бы стабильность была. Нарисовал под 50гц для 30 и 50 оборотов, не фурычит, видимо эта лампа всётаки 100гц фонит.
Делали же на неонке, наверно под неё и ставили на радиолы, врятли в 60 годы спец приборы изобретали при наличии розетки.

Но если надо короткие, так проще на цифровой логике, скажем под тот же винил с фиксироваными скоростями

Навигационные модули позволяют существенно сократить время разработки оборудования. На вебинаре 17 ноября вы сможете познакомиться с новыми семействами Teseo-LIV3x, Teseo-VIC3x и Teseo-LIV4F. Вы узнаете, насколько просто добавить функцию определения местоположения с повышенной точностью благодаря использованию двухдиапазонного приемника и функции навигации по сигналам от MEMS-датчиков. Поработаем в программе Teseo Suite и рассмотрим результаты полевого тестирования.

очередная поездка в ташкет из москвы ..ЧЕРЕЗ ЖОПУ владивосток.
не страдай хуйней сделай оптотахометр раз механику слабо на носишь контрастную метку на вал и оптопарой ловь частоту импулсов дале частотомер.

_________________
Мудрость(Опыт и выдержка) приходит с годами.
Все Ваши беды и проблемы, от недостатка знаний.
Умный и у дурака научится, а дураку и ..
Алберт Ейнштейн не поможет и ВВП не спасет. и МЧС опаздает
и таки теперь Дураки и Толерасты умирают по пятницам!

Последний раз редактировалось musor Сб мар 10, 2018 14:56:54, всего редактировалось 1 раз.

Никто, случайно, не вспомнит - мне как- то попалась программа для рисования "стробоскопических дисков" - делала чертёжик со "штрихами" задавалось количество штрихов, наружный диаметр "диска" и длинна "штриха".. вроде бы.. - и можно было распечатать результат..


Странное число 120 откуда взялось? Можно было бы понять число 90 или 180 рисок для скорости 100/3 об/мин; для скорости 45об/мин -135. вот смех то блять конечно. у меня конструкция на унитре до сих пор работает. кварц 3.14 ил 4.13 не помню уже. стробоскоп для унитры и скатвалы или как там они забыл уже, рычаги короче, переделаны конечно же. 33 пласт идеально крутится. элипсоидная игла. просили продать за много денег, нахер послал зря не продал-теперь тока на мусорку снести-ито за свойтсчет..

_________________
Мудрость(Опыт и выдержка) приходит с годами.
Все Ваши беды и проблемы, от недостатка знаний.
Умный и у дурака научится, а дураку и ..
Алберт Ейнштейн не поможет и ВВП не спасет. и МЧС опаздает
и таки теперь Дураки и Толерасты умирают по пятницам!

Мне не для винила, надо 50-300 настроить через ШИМ, но пока только шкив в проекте, буду с эпоксидки отливать в гипс.
В теории если мотор 3000-4000 оборотов при 24в. Периметр шкива 38см, а на моторе 2.5см, то гдето в 10 раз как раз занизится. Не разбираюсь я в этих передаточных числах, я как все нормальные китайцы считаю в сантиметрах.

Наткнулся на одну прогу, но там ничерта не понятно, высшая математика, проще свою прогу сделать.
Ну и самое главное сколько рисовать всё равно высчитывать и нельзя сделать несколько.
Arc Template Generator 1.16

И ещё раз мне не для унитаза винила. Там вообще нет регулировки на сколько знаю или индукционный регулятор который ничего не регулирует, зато меди то всодили.
Не до рос я до винила, места нет.
Это к вышеупомянутой проге которую делали не думали что ещё для какихто целей будут использовать, а пол винил можно и готовые скачать, их полно.

Смотрю мусора подвалило.

Ну если придумаете тахометр для звуковой карты эт интересно будет, просто мне лень искать, наверно ктото изобрёл уже.

А вообще подумываю нарисовать диск где вместо полосок будут цифры, только лампу сначало надо сделать.


Продолжаем разбираться с тем, что может понадобиться виниловоду на практике. В этой части обзора рассмотрим такие важные и нужные вещи, как клемпы, разнообразные маты, стробоскопы и приспособления для настройки проигрывателей, и немного поговорим о конвертах для хранения пластинок. Разбирая каждый исследуемый экземпляр, важно не столько понять его основные свойства, сколько принципы работы, и то, как выбрать не только наиболее качественные и удобные вещи, но и наиболее подходящие каждому пользователю.

Прижимаем пластинки и давим резонансы при помощи клемпа

Клемп — часто очень нужный, но также и очень спорный аксессуар для проигрывателя винила. Если посмотреть на историю, то подобные принадлежности появились намного позже, чем произошел расцвет винила как носителя. Сейчас можно встретить самые разные подходы: есть производители, которые не рекомендуют использовать какие-либо прижимы со своими аппаратами, есть и те, кто сами делают клемпы, притом нередко хитрой цанговой или винтовой конструкции, и эти клемпы входят в комплект к проигрывателям в качестве обязательной части.

Критерии оценки

Все или почти все представленные в тесте аксессуары, инструменты, или даже приборы мы собрали не самым привычным, но вполне объяснимым способом — просто пришли в магазин, где все это продается, и устроили «разграбление» витрин. Т.е. изучили все, с чем можно столкнуться в обычной жизни. По опыту мне все это знакомо, что-то лучше, что-то хуже, а пользовательские свойства каждого экземпляра нетрудно оценить на практике.

Теоретических обоснований здесь несколько, от необходимости как-то распрямить пластинку, если она слегка искривлена, до полной жесткой фиксации пластинки к основному диску на время проигрывания. А истина, как водится, где-то посередине. Вопрос использования клемпов я разбираю почти в каждом тесте проигрывателя, отталкиваясь от свойств конкретных аппаратов. Ведь все не так просто на практике. Различные конструкции (просто прижимы, цанговые или винтовые клемпы) работают по-разному. Материалы клемпов также оказывают свое воздействие, да и вес влияет не только на звук, но и на нагрузку на подшипник и мотор. В плане выравнивания пластинки почти ни один клемп не идеален, нужна или вакуумная система прижима, как это делали в свое время японские производители, например Micro Seiki, или два прижима — по центру и по краю, как сейчас делает на старших моделях проигрывателей компания VPI. В случае же с обычными клемпами, которые можно приобрести в магазине, однозначно верного решения нет. Кому-то подойдет тяжелый прижим под килограмм весом, а в другом случае более удачным окажется, наоборот, легкий цанговый. Единого правила тут нет, разве что не стоит излишне нагружать аппараты с легкими дисками и не очень массивными подшипниками.



01. Тяжелый металлический клемп Pro-Ject Record Puck — 3500 руб.
02. Клемп с карбоновой вставкой Millennium Audio Silentor 10 300 руб.
03. Алюминиевые цанговые клемпы — не очень тяжелые при своих размерах.
04. Легкий цанговый клемп, весит он совсем немного.
05-06. Наборные, скрепленные резиновыми кольцами клемпы Thorens Stabilizer —в зависимости от цвета 7500–8500 руб.

Все остальное — вес, конструкция, материал — работает очень индивидуально. Хотя я, имея массу наблюдений, давно сделал вывод, что, если пластинка по своему состоянию позволяет обойтись без прижима, лучше и обойтись. Разве что прижать пластинку на время чистки щеткой, чтобы не проскальзывала. Идеальных клемпов, не давящих воздушность и прозрачность звука, встречается очень немного, и чаще всего это штатные разработки, сделанные инженерами для своих конкретных моделей проигрывателей.

Как и почему маты влияют на звук винилового проигрывателя

Казалось бы, такая простая вещь, как мат, может существенно влиять на звук и рабочие свойства проигрывателя. По моим наблюдениям, подбор мата — самый простой и эффективный способ корректировки звука в уже собранном тракте, когда не планируется менять составляющие, но что-то надо немного скорректировать. Вообще зачем нужен мат? Иногда он действительно лишний — многие современные проигрыватели поставляются без матов, их нет ни в комплекте, ни у производителя в качестве опции. У других производителей, наоборот, и в комплекте что-то есть, и опции имеются. Да и выбор вариантов от сторонних компаний большой.

Мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора

Исторически мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора и прочих ненужных артефактов, но технический уровень проигрывателей давным-давно ушел за те пределы, когда это действительно необходимо. Сегодня мат — элемент удобства, чтобы пластинка не проскальзывала по диску или элемент тонкой корректировки звука. Диск проигрывателя может быть легким или тяжелым, он делается из самых разных материалов, но далеко не всегда непосредственное сочетание диска проигрывателя и пластинки — лучший вариант. Например, большинство акриловых дисков при кажущейся их нейтральности все-таки лучше развязывать, а для металлических дисков, за очень редким исключением, это обязательное правило.



01. Толстый кожаный мат Tonar Black Leather Mat — 2200 руб.
02. Карбоновый Millennium Audio Carbon LP Mat — 10 300 руб.
03. Резиновый Tonar Rubber Mat — 2750 руб.
04. Пробковый мат Tonar Pure Cork Mat — 1300 руб.
05. Толстый фетровый мат Millennium Audio M-LP felt mat red — 2600 руб.
06. Тонкий кожаный мат Pro-Ject Leather it black — 2700 руб.
07. Пластиковый Tonar Pure White Perspex Mat — 1850 руб.
08. Пробковый мат со съемной центральной вставкой Millennium Audio M-Corkmat — 2300 руб.
09. Мат из смеси пробки и резиновой крошки Tonar Cork'n Rubber Mat — 2000 руб.

Итак, не важно, есть ли в комплекте у проигрывателя мат или нет, либо конструкция диска такова, что мат несъемный, нас ничто не ограничивает в поиске разных вариантов и сочетаний. Помнить стоит только о том, что подбор мата другой толщины должен сопровождаться регулировкой тонарма по высоте и точной подстройкой. Если же таковой настройки тонарм не имеет — все становится сложнее. Допустим, у нас все регулируется. Что мы можем выбрать? Тут и всевозможные пластики, резина, карбон, шерсть, пробка и смеси на ее основе, кожа, стекло, даже керамика или медь — такие маты тоже в природе существуют. Но прежде чем окунуться во все это многообразие, надо понять, а нужно ли это и зачем.

Основное, на что может повлиять мат, — прозрачность, воздушность средневерхнего диапазона, перекосы баланса, излишняя холодность или, наоборот, теплота звучания. И здесь можно попробовать вывести некоторые формулы. Если звук излишне теплый, мутноватый или есть завал по средневерхнему диапазону, скорее подойдут маты твердые, вплоть до стекла или керамики. Если же звук острый и холодный или есть зажатость или перебор по басам, вероятно, надо обратить внимание на материалы типа пробки или фетра, иногда может подойти тонкая кожа.

Если вы приобрели свой первый проигрыватель, совсем не обязательно сразу покупать мат

Резиновые маты больше подходят для старых бюджетных аппаратов с неидеальной механикой. Карбон или жесткие пластики — вот с ними все сложнее, бывают случаи и сочетания, когда такие маты работают хорошо, но чаще бывает так, что какие-то характеристики улучшаются, а какие-то ухудшаются. Да, и если вы приобрели свой первый проигрыватель, совершенно не обязательно сразу покупать какой-нибудь мат, даже если его нет в комплекте. Сначала нужно полностью настроить аппарат, дать ему приработаться положенные 40—50 ч, а только потом пытаться определить, нужно дополнительное вмешательство в конструкцию или нет.

Конструктивно удобнее все же цельные маты, без ухищрений типа вынимающейся серединки. А вот матам из твердых материалов крайне желательно иметь выборку-углубление для яблока пластинки. Еще одно полезное свойство — простые и недорогие пластиковые маты можно использовать вместо пылезащитной крышки, но для этих целей подойдет и просто ненужная пластинка.

Настройка проигрывателя по шаблону и обязательный стробоскоп

Настройка проигрывателя — важнейшая составляющая, от которой зависит, каким получится звук. Достаточно немного ошибиться с геометрией, и мало того, что звук станет хуже, но и пластинки будут изнашиваться сильнее при неправильном положении иглы в бороздке.



01. Инструмент для настройки Pro-Ject Align it — 6300 руб. Немного неудобный, но принцип работы правильный.
02. Полноразмерный стробоскопический диск Dynavox.
03. Маленький стробоскопический диск Scheu Analog — тоже работает, но с маленькими дисками все же лучше использовать лампу-стробоскоп.
04. Универсальный шаблон Tonar Schablone — 2300 руб. Немного перегружен, исполнение слегка небрежное.

С настройками лучше всего разбираться внимательно и постепенно. Разные тонармы настраиваются по-разному, какие-то очень просто, а с какими-то даже опытному виниловоду придется повозиться. К тому же разные головки по-разному критичны к погрешностям настроек. С инструментами для настройки дело обстоит примерно так же. Можно настроить проигрыватель по штатному, почти всегда входящему в комплект шаблону. Здесь результат зависит не только от навыков, но и от удобства и качества прилагаемого шаблона. В разных случаях погрешности могут различаться. Можно воспользоваться каким-то покупным шаблоном, благо что их немало: на разный вкус и за самые разные деньги. Вопрос в другом, шаблоном еще надо уметь пользоваться. Вдобавок разнятся степень удобства и качества моделей.

Шаблоном еще надо уметь пользоваться

На практике же, кроме самого простого варианта, о котором я уже упомянул, и помощи профессионального настройщика, можно выбрать два пути. Или более-менее подробно разобраться, как вообще строится вся эта геометрия, как определяется математически положение головки, углы, и что как и на что влияет, или же можно выбрать наиболее подходящий для ваших задач шаблон, уже проверенный и опробованный другими аудиофилами, и освоить настройки с его использованием. Первый, более вдумчивый вариант, конечно, предпочтительнее. Как минимум вы будете понимать взаимосвязи и исходя из этого сможете настраивать разные системы, определять, что и где не так и почему. Второй вариант — простой и утилитарный, но при аккуратной и точной работе с настройками и со звуком все будет в полном порядке.

На практике по возможности лучше выбирать универсальные, не самые примитивные, но и не перегруженные шаблоны. Если шаблон позволяет выставлять заход иглы, это всегда плюс, если есть возможность настроиться как по расчетам по методике Baerwald, так и по Lofgren или по Stevenson, тоже плюс. Можно вникнуть в суть этих настроек, а можно на слух прикинуть, а как же получилось лучше. Использовать какие-то дополнительные инструменты, например зеркальце или сетку, нанесенную на прозрачный брусочек, для настройки азимута, высоты, тоже можно, и чаще даже нужно, эти вещи облегчают процесс и делают результаты точнее. Правда, если не разобраться подробно, есть одна закавыка — как самому быть уверенным, что все действительно сделано правильно и работает именно так, как должно? Поэтому еще раз повторюсь, время и силы, потраченные на разбор теории, совсем не лишние. Впрочем, кое-что проверить все же можно, и тут нам могут помочь тестовые пластинки.

Стробоскоп должен быть

Со стробоскопами все очевидно — стробоскоп должен быть. Пусть самый простой, но должен. Даже если аппарат имеет систему стабилизации скорости, ее стоит проверять иногда. Если же есть регулировка, тем более. Маленький стробоскопический диск — это необходимый минимум. Полноразмерный — удобнее. Если в комплекте есть специальная лампа, так это еще лучше. Если же лампы нет, стоит помнить, что все стробоскопические диски работают при освещении с частотой 50 Гц (или увеличенной, специальная лампочка с частотой 300 Гц будет давать более отчетливую картину), и что-то измерить, например, при дневном свете не получится.

Конверт конверту рознь

Эта тема немного выбивается из общего контекста, но я решил включить ее вот почему — во-первых, от того, как хранится пластинка, будет зависеть количество пыли и статики на ней, кроме того, повреждений может быть больше или меньше. А во-вторых, за конвертами обычно идут или в тот же магазин, куда за всем прочим.



01. Конверты Goldring Extatic Record Sleeves — 2600 руб за 25 штук.
02. Конверты из бумаги со вставкой из пленки. Цена может сильно различаться, удобство же зависит от материалов и исполнения.
03. Пакеты из пленки Nagaoka Anti-static record sleeves No102 — 1650 руб за 50 штук. На мой взгляд, тонковаты, мнутся часто.
04. Mobile Fidelity Original Master Record Sleeves — 1800 руб за 50 штук. По моему опыту — наиболее удобные конверты.

Внешние конверты я не буду рассматривать, они просто должны быть качественными, хорошо садиться, а с клапаном и заклейкой или без, решайте по вкусу и по ситуации. Внутренние же конверты — тема более сложная. Казалось бы, чего там, но нет. Конверт должен быть и надежным, и удобным, и легко убираться и извлекаться, и антистатическими свойствами обладать. Выбор обычно есть — и просто бумажные конверты, совершенно бесполезные по всем свойствам, однако почему-то продающиеся, и всевозможная пленка, и их сочетания. Пленка удобна только тогда, когда она не совсем тонкая и не сминается от любой манипуляции. Самые удобные конверты — сочетание пленки и армирующей ее бумаги. Казалось бы, мелочь, но все как раз и состоит из мелочей, и мелочей важных.

Польза от тестовых виниловых пластинок

Сейчас тестовые пластинки — вещь весьма распространенная, приобрести их несложно, только на практике часто возникают два вопроса. Первый: какую именно пластинку выбрать? Второй: какие из ее возможностей использовать и как?

Что такое по сути тестовая пластинка? Виниловый диск, на котором записаны тестовые сигналы, есть специализированные дорожки для определения параметров настройки или их регулировки. Также есть диски, например, с пустыми участками (просто гладкие поверхности). Обычно каждый производитель сопровождает свое издание подробной инструкцией, хотя инструкции эти не всегда на русском языке, а для кого-то это может оказаться очень критично — те же автопереводчики с такими техническими текстами справляются весьма посредственно. Но если задаться целью, почти по каждому изданию можно что-то найти в сети. Также стоит помнить, что, когда вы изучите все потенциальные возможности тестовых дисков и выберете желаемые параметры, не факт, что все-все удастся найти на одном издании — ведь набор треков и возможностей на разных пластинках разный.



01. Cardas Frequency Sweep and Burn-in Record — 1600 руб. Неплохой диск, но не универсальный.
02. Image hifi Vinyl Essentials — 2200 руб.
03. Hi-Fi News Analogue Test LP — 2650 руб. Одна из самых удобных тестовых пластинок, да и комплект хороший — кроме пластинки, есть еще несложные шаблоны в комплекте.
04. Analogue Productions The Ultimate Analogue Test LP — 2400 руб.

Попробую обобщить, что же может понадобиться на практике. Самые базовые возможности, почти всегда это первые треки на первой стороне — определение правильности поканального подключения и правильности фазы. Да, и то и другое проверять стоит, на практике ошибки не так уж редки. Следующая очень удобная возможность — измерить резонансные частоты конкретного тракта, именно вашей головки на вашем тонарме. Не секрет, что далеко не все производители тонармов указывают эффективную массу и не все головки снабжены данными о податливости иглодержателя. А именно эти значения в сочетании с массой головки и дадут значения резонансных частот, и проверить, попадаете ли вы в допустимый диапазон, или нет, может быть, что-то стоит скорректировать, определиться с выбором головки, если имеющаяся никак не подходит, — вот все это позволяет сделать всего пара тестовых треков на пластинке. Исключительно полезная функция.

Что еще может пригодиться? Дорожки для настройки антискейтинга, точнее для измерения правильности его настройки, и нулевые «лаковые» дорожки. Ими можно пользоваться также для настройки и положения головки и антискейтинга, только делать все это не на слух, а на глаз. И если настроить геометрию можно и при помощи шаблона, то в отношении антискейтинга, при разных особенностях тонарма, головки и ее иглы, более информативным может оказаться или один, или другой способ. Это основные возможности, но предлагаемых треков на пластинке обычно больше десятка, и при желании можно освоить использование их всех, если в том есть необходимость и есть уверенность, что все полученные данные вы сможете правильно интерпретировать.

Держим баланс музыки и техники

В двух частях теста удалось охватить приличное количество типов и видов виниловых аксессуаров, но еще раз повторюсь, это малая толика того, что есть на рынке. Иногда можно встретить очень экзотические разработки, как по конструкции, так и по цене. А если прибавить к этому все то, что выпускалось в прошлом, тема получается из разряда «объять необъятное». Но это-то как раз на практике и не нужно. Искать лучшее, перебирать бесконечные варианты — только если интересен сам процесс, а результатами можно пренебречь. Такой подход имеет право на существование, ведь каждый выбирает себе собственные составляющие увлечения. На практике же многим важнее не искать абстрактно лучшее, а найти свое, оптимальное, удобное по функционалу и подходящее по цене, да к тому же и доступное для приобретения. И хотя каждый сам определяет желаемую «степень погружения», я бы не советовал погружаться совсем-совсем глубоко, ведь основное в нашем случае — пластинки и музыка, на них записанная. И так же, как в отношении техники, этот баланс стоит соблюдать, не распыляясь на все и сразу.

Что же касается обычной каждодневной практики — выбирая любую мелочь, постарайтесь представить, как вы будете ею пользоваться, удобно ли это, как вещь ложится в руку, и нужна ли она вам для дела, а не для того, чтобы положить ее на полочку рядом с проигрывателем. По крайней мере, для тех вещей, от которых нам нужен функционал, это совершенно справедливо. К тем же аксессуарам, от которых нам нужны некие звуковые свойства, и подход другой. В самом лучшем случае хорошо бы хоть немного понимать, как материалы и конструкции могут действовать друг на друга, где какие закономерности существуют. Да, исключений из правил здесь может получиться чуть ли не больше, чем самих правил, но свое собственное, наработанное с опытом понимание и представление — хотя бы какая-то гарантия предсказуемости результатов и защита от лишних трат.

Виниловые Проигрыватели

Александр Крикун

Александр Крикун запись закреплена

Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста если в проигрыватель не встроен стробоскоп как определить и настроить скорость? Очень понравился Pro-Ject Primary Black (OM 5E) но у него на сколько я понял нет стробоскопа.
За ранние спасибо за ответы.

Вячеслав Фролов

Если нет стробоскопа значит там нечего настраивать, уже все настроено до вас. И в такие вещи самому лучше не лезть. А вообще существуют тахометры для измерения оборотов чего либо. Грубо проверить скорость вращения можно положив спичку на диск взять в руки секундомер и считать обороты сверяя их с секундомером. Чем больше по времени будет диск вращаться, тем точнее будут измерения.

Александр Крикун

Поставлю вопрос иначе. Стоили связываться с проигрывателем без регулировки скорости ? У меня мало опыта общения с виниловыми проигрывателями, хотел услышать мнения кто имел опыт с этой моделью.

Nagel Trabant

Регулировка скорости нужна только диджеям, либо людям имеющим в коллекции патефонные или граммофонные пластинки, там скорость записи может отличатся от номинальной. Во всех остальных случаях регулятор скорости (если вертушка исправна) не нужен.

Вячеслав Фролов

Александр, мне не совсем понятно зачем пытаться скорость в проигрывателе регулировать, ну или хотя бы видеть какая. У меня три проигрывателя и ни в одном нет стробоскопа. Два из них имеют стабилизацию кварцем. Это заведомо лучше всех стробоскопов вместе взятых. А в третьем система стабилизации совсем простецкая, но тоже не требует регулировки. В этой системе сделано все просто, там электродвигатель который крутит диск запитан стабилизированным напряжением. И дергаться ему некуда. Поэтому и стробоскоп не нужен. Или вам понты требуются. Я уже давно ушел от всяких наворотов, чем их больше тем система не надежней. И все эти поворотные тонармы с их настройками, это все понты.

Александр Крикун

Вячеслав, именно видеть, все понты совсем не интересны, объясню откуда вопрос. У меня сейчас вега 122 с и после покупки скорость представим идеал, почистил , обезжирил пасик скорость пришлось немного снизить стробоскопом, почистил смазал вал , скорость чуть чуть пришлось уменьшить. Вывод профилактика снизила трение, увеличилось сцепление пасика - увеличилось количество оборотов. Вот я переживаю, если я куплю этот проигрыватель то со временем пасик износится и т.д . Так добавил немного скорости и все, вопрос решон, а когда его нет . Может это звучин наивно и странно но я току изучаю все тонкости владения винилового проигрывателя.

Вячеслав Фролов

Александр Крикун

Вячеслав, а вот что ток перемененный и плавает вольтаж , спасибо за науку, действительно не подумал. +1 бал в мою копилку знаний) Еще раз спасибо за совет.

Вячеслав Фролов

Александр, да пожалуйста. Только плавает частота сети, хотя и напряжение тоже плавает. Удачи.

Anatoli Neumann

Самый простой способ узнать скорость вращения диска это распечатать на принтере стрободиск. Так как напряжение сети имеет 50 герц то достаточно положить стрободиск на диск проигрывателя, включить его и освещение и смотреть на стрободиск. Эффект такой же как и на встроенном страбоскопе. Свет должен быть от нормальной лампочки накаливания или дневного света.

Anatoli Neumann

Александр Крикун

Вячеслав Фролов

Anatoli, свет должен быть либо от неоновой лампы, либо от светодиода. Вы же сами сказали что у нас частота сети 50 герц. Какая же частота у дневного света, там сплошной поток всего спектра, а лампочка накаливания да, на нее подается частота сети 50 Гц, но лампочка накаливания имеет тепловую (световую) инерцию и вы ничего не увидите. А вот светодиоды и неоновые лампы инерции не имеют и мигают с частотой сети. Вот они и годятся для стробоскопа. А то что наш глаз видит неоновую лампу и светодиод как постоянно горящий источник, то это следствие инерции наших глаз. Хотя если смотреть боковым зрением на неонку вы увидите как она мигает с частотой сети. Так что используя распечатанный диск нужно использовать источник света не инерционный. Но я уже говорил, частота в нашей сети плавает поэтому будут плавать и стробоскопические метки. В общем, экспериментируйте.

Anatoli Neumann

Vyacheslav, что я написал, то соответствует действительности. Во первых я это уже сам делал во вторых стробоэффект проявляется и в индустрии. Возьмём цех по обработке металла. Какое обычно там освещение? Правильно, лампы дневного света. Как проявляется стробоэффект например при работе токарного станка? При вращении такое ощущение что стоит на месте. Как с этим бороться, нужно на некоторых лампах делать сдвиг по фазе чтобы лампы мерцанли по разному. Вроде по простому объяснил. А вы говорите что люминисцентные лампы не дают стробоэффект. Это все проверенно эксперементально. Свет от источника постоянного тока не даёт этого эффекта.

Вячеслав Фролов

Anatoli, Ну что вы говорите, свет от люминисцентных ламп как раз дает стробоскопический эффект. Ведь они газоразрядные. Грубо говоря это и есть неоновые лампы. Ведь они запитаны сетью 50 Гц, это как раз то что нужно. А вот дневной свет от Солнца эффект не даст. Вы же сами пишете, что лампы мерцают, теперь вы понимаете, что они мерцают с частотой сети?

Anatoli Neumann

Вячеслав, извините конечно, но вы не правильно поняли написанное, написано, я копирую, Свет должен быть от нормальной лампочки накаливания или дневного света. Имеется в виду тоже лампочка дневного света, которыми так же люминесцентные лампы называли. А вот если светодиод через понижающий транс с выпрямителем запитать то этого эффекта не будит я думаю.

Вячеслав Фролов

Anatoli, вы меня извините, но назрел вопрос, вы как то связаны с физикой? Вы понимаете что такое светодиод? Его не надо запитывать через тр-р, достаточно гасящего сопротивления. Дело в том, что обычно светодиод (если он не специального назначения) требует ток порядка 10 миллиампер. Не важно какое напряжение, важно какой ток вы пропустите через светодиод. И этот ток не должен превышать 10 миллиампер. Можно дальше объяснять как работает светодиод, но я поступлю проще, есть проигрыватель Пионер PL-990, так вот у него в стробоскопе стоят светодиоды. Вам этого достаточно или мы продолжим познание в работе светодиодов и другой импульсной техники?

Вячеслав Фролов

Anatoli, " Свет должен быть от нормальной лампочки накаливания или дневного света."

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Доработка G-2021 (часть 5)


Тему по доработке проигрывателя виниловых дисков решил открыть на профильном форуме vegalab. В данный момент он «лежит», да и вообще, впечатления получил противоречивые. Но об этом в другой раз.

Для экспериментов с двигателем проигрывателя нужен какой-то контроль скорости. Это можно сделать с помощью стробоскопа, так как на диск нанесены риски. Стробоскоп должен работать на стабильной частоте, желательно, с кварцевой стабилизацией.

Тут надо сделать небольшое отступление. Если какое-то электронное устройство делается в рамках какого-то проекта на коммерческой фирме, самое первое для него - это коммерческая целесообразность. Но когда что-то проектируется для себя, затраты не играют никакой роли. На первое место выходит интерес. А поскольку потребностей что-то делать в наше время крайне мало (все проще купить готовое), приходится цепляться за каждую возможность. Любую самоделку, которая хоть чем-то может быть полезна, нужно делать. Любую самоделку, если уж делать, надо делать как можно более сложно, чтобы получить максимальное удовольствие. Поиск сложностей не так уж прост, как может показаться, ему посвящается основное время разработки.

(дополнил про скорость 78 rpm)

Иногда высказываются опасения по поводу помех, источником которых может стать стробоскоп. Действительно, в цепи лампы или светодиодов протекает импульсный ток, и если провода питания стробоскопа длинные и проходят возле сигнальных проводов, возможны наводки. А если лампа стробоскопа газоразрядная, то она может генерировать шум в широкой полосе частот (со светодиодами в этом плане проще). В некоторых проигрывателях даже предусматривают возможность отключения стробоскопа. Для устранения данной проблемы решил сделать плату стробоскопа, которая будет иметь постоянный ток потребления. Тогда провода больше не будут источником помех. Для этого на входе установил генератор тока, который заряжает конденсаторы, от которых питаются светодиоды. Если напряжение на конденсаторах превысит некоторый порог (около 4 В), включается параллельный стабилизатор на TL431 для получения постоянного тока потребления. Для питания платы можно использовать напряжение 5 В, но для универсальности поставил стабилизатор, что позволяет использовать для питания любое напряжение в пределах 7. 18 В. Если имеется готовое напряжение 5 В, стабилизатор можно выкинуть.

На графике симуляции видно, что при суммарном импульсном токе светодиодов около 60 мА, общее потребление составляет около 16 мА, и оно постоянно. Светодиоды работают со скважностью 4, более короткие вспышки дают более четкую картинку стробоскопических меток.

За основу стробоскопа взял один из самых маленьких микроконтроллеров ATtiny12L. Можно было просто задействовать таймер и получить выходную частоту с достаточной точностью. Но если вспомнить начало этого поста, так делать нельзя. Надо найти максимально сложное решение, но которое еще не ухудшит характеристик устройства. Для формирования частоты вспышек светодиодов был выбран программно реализованный NCO (Numeric Controlled Oscillator), который обычно является одной из составных частей DDS. Шаг сетки получился около 0.001 Гц. С любым кварцем можно задать любую частоту в пределах этой точности, что является преимуществом перед простым делителем. В стробоскопе сделал поддержку 4-х разных частот, которые выбираются с помощью входов SEL0 и SEL1. Задание каждой из частот производится в исходнике программы. В качестве начальных данных надо ввести желаемую частоту вращения с точностью 0.001 rpm и количество рисок стробоскопа.

Например, у проигрывателей для сети 50 Гц на диске обычно 180 рисок для скорости 33 1/3 rpm и 133 риски для скорости 45 rpm. По этим данным на этапе компиляции рассчитываются коды частоты. Для частоты вращения 33 rpm и количества рисок 180 будет установлена частота светодиодов 100 Гц. А для частоты вращения 45 rpm и количества рисок 133 будет установлена частота 99.750 Гц, что даст скорость точно 45.000 rpm.

Но обычно у 50-герцовых проигрывателей устанавливается скорость 45.11 rpm. Иногда можно встретить вопрос, а какой должна быть скорость: 45 rpm ровно, или 45.11 rpm? В стандартах NAB 1964 и RIAA 1978, тексты которых у меня есть, фигурирует скорость ровно 45 rpm. Другого нигде не встречал. Поэтому можно сделать вывод, что скорость 45.11 rpm появилась только по той причине, что невозможно сделать более точный стробоскоп при частоте сети 50 Гц. А вот версии проигрывателей для 60 Гц имеют 216 рисок стробоскопа для 33 1/3 оборотов и 160 рисок для 45 оборотов. Каждая скорость получается правильной при засветке частотой ровно 120 Гц.

Для скорости 78 rpm ситуация хуже, она может быть получена только приблизительно. Для проигрывателей для частоты сети 50 Гц она составляет 77.92 rpm, для 60 Гц - 78.26 rpm.

Печатная плата получилась размером 30 мм х 40 мм. Плата односторонняя.

Чтобы не сверлить вообще никаких отверстий, все детали припаяны на манер SMD. Даже обычные электролитические конденсаторы припаяны укороченными и чуть загнутыми выводами прямо на площадки. Штырьки для программирования запаиваются следующим образом: вначале пластмасса сдвигается вверх, штырьки припаиваются к площадкам, затем пластмасса снова сдвигается вниз.



Пока до настройки собственного проигрывателя дело не дошло, стробоскоп просто валялся. Но как-то принесли на починку проигрыватель Beogram 2000. А у него на диске только одна шкала стробоскопа, которая содержит 180 рисок. И нет никакой встроенной подсветки. Для скорости 33 1/3 оборота еще более-менее просто, можно взять какую-нибудь неонку, запитанную от сети. Но как проверить 45 оборотов? Добавил для этой цели в стробоскоп частоту 135 Гц. Риски на диске Beogram нанесены просто идеально, поэтому смог проверить, как влияет скважность импульсов светодиодов. При скважности 4 риски довольно размыты. При скважности 8 становится лучше, при скважности 16 - вообще идеально. Внес изменения в прошивку, сделал скважность 16. Для получения прежней яркости уменьшил резисторы последовательно со светодиодами до 22 Ом.

Читайте также: