Программы для программирования по информатике 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

В связи с тем, что во многих образовательных учреждениях РФ широко используется свободное программное обеспечение, проведена адаптация компьютерного практикума для 5-7 классов под ALT-Linux и OpenOffice.

Учебные исполнители

Приложение включает два основных вида медиаобъектов – медиалекции (МЛ) с интерактивным опросом и тренажеры (ТР).

Сиcтема виртуальных лабораторий

Данный учебный материал разработан в рамках конкурса «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Предлагаемый комплект ресурсов содержит: полную версию интерактивного задачника, руководство по установке и использованию задачника. Интерактивный задачник по информатике для младших школьников предназначен для использования в курсе информатики, охватывающем начальную ступень общего образования (2-4 классы) и 5-6 классы основной школы. Задачник включает в себя 6 виртуальных лабораторий и среду, обеспечивающую возможность как сетевой, так и индивидуальной работы с учащимися по решению задач разного уровня сложности.

Вы можете также воспользоваться отдельными виртуальными лабораториями, работа с которыми не требует индивидуализации пользователя, результаты выполнения заданий не сохраняются. Рекомендуется предварительно ознакомиться с разделом «Особенности работы с конкретными виртуальными лабораториями» руководства по установке и использованию задачника.
Лаборатория «Взвешивания»
Лаборатория «Перекладывания»
Лаборатория «Переливания»
Лаборатория «Переправы»
Лаборатория «Разъезды»
Лаборатория «Черные ящики»

В архиве: две версии учебного исполнителя Паркетчик (одна под DOS – в архиве ParkDOS, другая под Windows – в архиве ParkWin), примеры программ для данного исполнителя. Программные продукты являются свободно распространяемыми.

Версия имитатора машины Тьюринга, имитатор другого универсального исполнителя – машины Поста и примеры программ.

Инсталляторы КуМир:

для Windows:

для Linux:

Обучающие материалы:

Использование системы КуМир (видео):

  • А.Г.Кушниренко. Вступление (смотреть)
  • Д.П.Кириенко. Курс-практикум по программированию (смотреть)
  • М.А. Ройтберг. Заключение (смотреть)

Скретч — это бесплатная визуальная событийно-ориентированная среда программирования , предоставляющая визуальный интерфейс для создания игр и анимаций. Скретч создан как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего.

Скретч 1.4 был написан на языке Squeak, Скретч 2.0 и 3.0 ориентированы на работу онлайн.Скретч 3.0 (текущая версия) является улучшенной версией Скретч 2.0, на ней можно работать на мобильных устройствах и планшетах.

Одним из главных достоинств среды программирования Scratch, является доступность и понятность абсолютно всем. Основная целевая аудитория это дети от 8 до 16 лет.

Клавиатурный тренажер

Тренажер по системам счисления

Программа для подготовки учащихся средних и высших учебных заведений по дисциплине «Информатика». Программа помогает лучше освоить перевод чисел из одной системы счисления в другую (возможно использование систем с основанием от 2 до 36).

Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Основы программирования» базируется на современных представлениях об информационных технологиях, составлена на основе программы Н. Д. Угриновича «Информационные и коммуникационные технологии» (Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1 — 11 классы. — М.: «Просвещение», 2002) и программы по информатике Н. В. Макаровой (Макарова Н. В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция. СПб.: Питер, 2003)

Курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность, педагогическая целесообразность курса

Знание компьютера и информатики актуально в наше время. Компьютер помогает человеку обрабатывать большие объемы информации за короткое время, что значительно облегчает работу человека. Все больше компьютеров встречаются в различных учреждениях, и знание информатики всё больше становится необходимым для каждого человека, для каждого хорошего специалиста. Этот курс рассчитан не только научить печать текст, пользоваться графическими редакторами, но и изучает различные программы, использование которых необходимо каждому пользователю. Также здесь учащиеся ознакомятся с операционной системой, научатся самостоятельно её устанавливать и настраивать, научатся работе с файлами, ознакомятся с программами для обслуживания и настройки компьютера (утилитами).

Общая характеристика курса

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошла в очередной этап, связанный с Интернетом. Дело идет к тому, что всего через пять-семь лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров. К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с автомобилем не происходит таких изменений, как с компьютерами. Приемы эксплуатации этих устройств не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл обновления вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней. Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее — личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Минобразования России от 18.07.02 №2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых выделим цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;
  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах, построению алгоритмов и компьютерных программ в средах Pascal, Delphi;
  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; применять алгоритмы и приёмы программирования;
  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда; решения сложных задач и олимпиадных задач программирования.

Отличительная особенность данной дополнительной программы от существующих образовательных программ в том, что изучается материал, слабо представленный и не представленный в программе основного курса информатики и ИКТ, материал систематизирован, доступно и логично излагается, подкреплен мощным дидактическим материалом, направлен на практику программирования и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности учащихся. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, воспитанники проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка. Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке.

Организация учебного процесса.

Используются три основные формы обучения:

урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере, ученики выполняют практические и творческие работы под руководством учителя;

внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют практические задания, проекты, конкурсные работы;

дистанционно-сетевая, в которой учащиеся получают информацию и обмениваются результатами работы между собой и с учителем по локальной и глобальной сетям, участвуют в сетевых олимпиадах и конкурсах, проходят обучение на сетевых курсах.

Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов . Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме выполнения проектов учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.

Основное содержание учебного курса

8 класс (34 часа)

Первый раздел. Работа в среде MS Office Excel. MS Office Excel, как готовая среда программирования действий (13 часов).

  • Техника безопасности. Текстовые редакторы: разновидности, применение, свойства. Редактирование текста: общие сведения. Работа с документами: основные требования, приемы, средства.
  • Программный продукт Excel: организация работы программы. Основные элементы экранного интерфейса; виды, назначение. Меню программы и панели инструментов: содержание опций.
  • Работы с ячейками, базами данных, таблицами: виды, примеры, основные приемы. Диаграммы: общие сведения, основные компоненты, принципы организации данных, порядок создания диаграмм.
  • Рабочая книга: количество листов, работа с листами, выделение областей, задание их размеров и др.
  • Задание закономерностей: разбор на примере создания календаря на произвольный год
  • Зачет: создание календаря по заданному плану
  • Подсчет в MS Office Excel. Задание функций в MS Office Excel.
  • Практическая работа на создание таблицы для обсчета данных.
  • Установка связи между листами. Ввод данных на 1 листе и чтение их на другом листе.
  • Защита незаполняемых ячеек и недоступных областей
  • Практическая работа на задание связи между листами.
  • Практическая работа "Установка связи между листами". Работа с передачей изображения экрана.
  • Практическая работа "Защита книги, листа и отдельных ячеек". Работа с передачей изображения экрана.

Второй раздел. Основные принципы алгоритмизации и программирования (15 часов).

В современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Курс «Прикладное рограммирование» рассчитан на 68 часов.

В основу курса положена работа с простыми типами данных, а также знакомство со структурированными типами (изучаются массивы). Изучаются основы языка Паскаль, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), структурное программирование.

Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.

Цели и задачи курса

Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

Формирование алгоритмической культуры.

Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

Развитие алгоритмического мышления учащихся.

Формирование навыков грамотной разработки программ.

Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.

Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий.

Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики.


Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана МОУ Школа с.Белоярск на 2016-2017 учебный год, рабочая программа является авторской и составлена с учетом требованиями к результатам освоения образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Рабочая программа рассчитана на 18 часов в полугодие (1 час в неделю). Предусмотрено проведение практических работ: 10; тематических и контрольных работ: 1.

Рабочая программа ориентирована на использование:

  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательное программирование»;
  • Разработанные практические работы по курсу;
  • Разработки игр, викторин.

Цель программы: помочь формированию у детей базовых представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям.
  • Освоение основных этапов решения задачи.
  • Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.
  • Обучение навыкам разработки проекта, определения его структуры, дизайна.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес школьников.
  • Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.
  • Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.
  • Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
  • Воспитывать культуру общения между учащимися.
  • Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
  • Воспитывать культуру работы в глобальной сети.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются компьютеры с установленной программой КуМир, проектор, сканер, принтер. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты.

Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Содержимое разработки

Муниципальное образовательное учреждение

Школа с. Белоярск

на заседании МО

на заседании МС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по информатике «Основы программирования»

первая квалификационная категория.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана МОУ Школа с.Белоярск на 2016-2017 учебный год, рабочая программа является авторской и составлена с учетом требованиями к результатам освоения образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Рабочая программа рассчитана на 18 часов в полугодие (1 час в неделю). Предусмотрено проведение практических работ: 10; тематических и контрольных работ: 1.

Рабочая программа ориентирована на использование:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательное программирование»;

Разработанные практические работы по курсу;

Разработки игр, викторин.

Цель программы: помочь формированию у детей базовых представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма.

Задачи программы:

Обучающие:

Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям.

Освоение основных этапов решения задачи.

Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.

Обучение навыкам разработки проекта, определения его структуры, дизайна.


Развивающие:

Развивать познавательный интерес школьников.

Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.

Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.

Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к занятиям информатикой.

Воспитывать культуру общения между учащимися.

Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

Воспитывать культуру работы в глобальной сети.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются компьютеры с установленной программой КуМир, проектор, сканер, принтер. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты.

Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 6 классов.

Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не сможет сделать, если человек не напишет для него соответствующую программу.

Целесообразность изучения пропедевтики программирования в игровой, увлекательной форме, используя среду программирования КУМИР обусловлена следующими факторами.

Во-первых тем, что в основе КУМИР лежит графический язык программирования, который позволяет контролировать действия и взаимодействия между различными типами данных. В среде используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать. Среда КУМИР обладает расширенным набором Исполнителей (Черепашка, Водолей, Робот, Чертежник) с разнообразными системами команд и позволяет закрепить и развить навыки, полученные на первом этапе.

Во-вторых, существенной ролью изучения программирование и алгоритмизации в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

В-третьих, занятия по программе «Нескучное программирование» подготовит их к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика и ИКТ» в старших классах.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

Сроки реализации программы: 1 полугодие.

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Изучение курса внеурочной деятельности по информатики в 8 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа реализуется на основе следующих принципов:

Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, общаясь в парах, и группах друг с другом.

Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.

Принцип природосообразности. Основной вид деятельности школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.

Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей темой. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.

Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Читайте также: