Селф драйвер яндекс что такое

Обновлено: 07.07.2024

В прошлом году Яндекс начал сотрудничать с компанией Hyundai Mobis, одним из крупнейших в мире производителей автомобильных компонентов. Мы договорились, что вместе займёмся разработкой платформы для беспилотных автомобилей. Сегодня мы готовы показать результат — беспилотный автомобиль Яндекса нового поколения на базе Hyundai Sonata.

Новый беспилотный автомобиль в инженерном центре Яндекса

Особенность новых машин — в том, что впервые наряду с Яндексом в их создании участвовала автомобильная компания. В Hyundai Mobis доработали электронные блоки управления автомобилем (ЭБУ), а Яндекс усовершенствовал сенсоры, которые в режиме реального времени собирают данные о дорожной обстановке.

Автомобиль на дорогах Москвы

ЭБУ, которые используются в новых автомобилях, изначально создавались для машин под управлением человека. Инженеры Hyundai Mobis модифицировали их так, чтобы они учитывали задачи и особенности автономного вождения. Благодаря доработкам электронные блоки более эффективно взаимодействуют с технологией беспилотного управления, разработанной в Яндексе.

Радары теперь расположены на крыше

Инженеры Яндекса уделили много внимания сенсорам, с помощью которых автомобиль ориентируется на дороге. Радары теперь расположены на крыше — так система различает больше машин спереди и сзади. Лидары на передних крыльях лучше «видят» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора. У автомобиля стало больше камер, причём они имеют разное фокусное расстояние — это позволяет одинаково хорошо воспринимать как близкие, так и далёкие объекты.

Лидар на переднем крыле

Каждый объект вокруг машины теперь фиксируют ещё больше сенсоров, чем раньше. За счёт этого система получает максимально подробную информацию о других участниках движения в самых разных погодных и дорожных условиях.

Если вы живёте в Москве, вы, возможно, уже встречали наши новые беспилотные автомобили на дорогах. Они выехали на улицы столицы в начале марта, а скоро появятся в Иннополисе и в США, где Яндекс тоже проводит испытания. До конца года наш флот пополнит сотня автомобилей нового поколения.

Компания «Яндекс», которая ежегодно совершенствуется и выпускает необычные новинки. Одной из таких стал «Yandex Self-Driving Car». Это полностью беспилотный автомобиль, т.е. управляется без помощи людей. Он уже начал тестироваться на улицах Москвы.

92ec6a7afc48b4e14deb75796211b3a1ed81b2ba

Компания «Яндекс» стала первой, кто запустил беспилотники. Только после неё свои авто предоставили 6 других фирм.

Робомобили уже функционируют в других странах. Их можно применять для разных целей:

  • грузоперевозок;
  • такси;
  • в качестве военной техники.
В связке с Hundai Mobis, компании взялись за производство беспилотника 5 уровня. У Tesla Motors такой уже есть. Система требует от человека только включения и указания маршрута. Остальная работа проходит в автономном режиме. В автоматическом режиме система довозит пассажира до пункта назначения, если парковка в этом месте не запрещена законом. Первыми в качестве беспилотников в работу запустили автомобили Hyundai и Kia.

Яндекс не планирует останавливаться. В ближайшей перспективе у них совершенствование программного –аппаратной части. Кроме того, компания собирается работать с другими автопроизводителями. Глобальная цель – это сделать беспилотники универсальными машинами, которые подойдут не только для такси, а и для каршеринговых сервисов, личного пользования, перевозки больших грузов.

Автомобили-роботы успешно курсируют по дорогам Лас-Вегаса, Тель-Авиве и Москве.Это говорит о том, что через какое-то время они научатся ездить и по другим городам. Прогресс наблюдается очень динамичный. Начиная с 2-х лет назад, проводили эксперименты и никто не думал, что через пару лет уже полноценно будут работать сервисы-такси.

1574f98ccb871a9529841fe4ab8dee640e1f9f44

«Yandex Self-Driving Car» в своих разработках на одном уровне с Uber и Google. В Америке существует ещё одна модель «Cruise», но она не на столько популярна. В России разработок несколько больше.

Яндекс развивается быстрее остальных: в 2016 начало работы над проектом, в 2017 году первые испытания, а в 2018 – выезд на большую дорогу Москвы.

По предварительным данным, эксперимент с беспилотниками будет длиться 3-4 года.

625725-yandex-self-driving-car

Все это время за рулём будет сидеть реальный человек, который контролирует ситуацию. Самыми первыми авто водителями были инженеры-испытатели. По планам к концу 2019 года Яндекс должен расширить количество своих беспилотников до 100. Большая их часть будет тестироваться в Москве.


Машины без водителей, которые собирает крупнейшая российская IT-компания Яндекс, уже проехали миллион километров по российским дорогам. Ближайшее будущее беспилотного транспорта - работа в такси.

Какие у Яндекса беспилотники?

Подавляющее большинство автопарка беспилотников Яндекса основано на хэтчбеке Toyota Prius. На дороге его легко заметить по яркому красно-белому кузову. Яндекс покупает подержанные авто с автоматической коробкой 2014-2017 годов выпуска – пока что компания купила около 90 таких машин и 50 из них уже переоборудовала в беспилотники.


«Переделка занимает всего пару дней, – рассказала Юлия Швейко, представитель пресс-службы беспилотных автомобилей Яндекса, – к концу 2021 года таких машин будет уже тысяча». Для достижения таких показателей нужно сотрудничать с производителями, поэтому весной Яндекс заключил контракт с Hyundai Mobis – дочерней компанией Hyundai Motors, ответственной за запчасти и техобслуживание – на разработку беспилотников. Уже готов один беспилотный седан Sonata, но в Яндексе хотят производить разные типы машин, например, внедорожники или микроавтобусы.

Беспилотник на базе Hyundai Sonata

Беспилотник на базе Hyundai Sonata

У каждого автомобиля есть имя. До недавнего момента их называли в честь персонажей сериала про роботов-андроидов «Мир Дикого Запада»: Уайтт, Брайан, Кристофер, Долорес. «Но недавно персонажи закончились, и инженеры придумали специальную нейросеть, которая научилась генерировать новые имена по подобию уже имеющихся. То есть теперь робот придумывает имена роботов для роботов», – говорит Юлия.

Где они ездят?

Яндекс тестирует свои автомобили в Татарстане, Москве и Тель-Авиве. Сначала автомобили проходят испытания на закрытом полигоне в Подмосковье, который имитирует город с тоннелями, светофорами и разными дорожными ситуациями. Там они ездят круглосуточно в автономном режиме, приезжая к человеку, только когда у них заканчивается топливо. Пока что они не умеют заправлять сами себя, но это вопрос времени. По сути, это автомобили 4 из 5 уровней автономности, где человек нужен только в экстренной ситуации (согласно общепринятой классификации ассоциации инженеров-автомобилестроителей SAE International).

Тестирование беспилотников на специальном полигоне

Российские власти разрешили беспилотникам выезжать в реальный город осенью 2018 года. Причем чтобы получить это разрешение, автомобиль должен пройти долгую процедуру госсертификации – из 50 машин Яндекса это удалось сделать пока 35. По правилам, инженер по гарантии качества, должен сидеть на водительском месте на протяжении всей поездки и быть готов взять управление на себя.

Впервые беспилотники начали ездить в Сколково и в Иннополисе (Татарстан), где небольшой трафик. Именно в Иннополисе Яндекс в августе 2018 года запустил беспилотное такси – первое в Европе. Вызвать его может любой желающий абсолютно бесплатно - через знакомое всем россиянам приложение Яндекс.Такси.

Беспилотник в Иннополисе

Беспилотник в Иннополисе

Зона действия пока что небольшая, но сервис активно развивается: еще в начале лета 2019 года там был только один автомобиль, а осенью их число вырастет до семи. Кстати, в отличие от других тестовых городов, в Иннополисе место водителя пустует, а инженер сидит рядом как пассажир.

В Москве беспилотники тестируют с лета 2019 в районе метро Кунцевская, на нескольких улицах в центре и в спальных районах Бутово, Ясенево и Коммунарка. Компания планирует привезти свой автомобиль и в другие города – например, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.

Тестирование беспилотника от Яндекс в Москве

Тестирование беспилотника от Яндекс в Москве

В январе 2019 года Яндекс показал свой беспилотник в Лас-Вегасе на выставке Consumer Electronics Show, причем собирали его на месте из купленного в Америке Prius. Чтобы обучить автомобиль езде по Неваде, ушло две недели, говорит директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Яндекса Артем Фокин: «Когда мы составили маршрут, то поняли, что можем смело пересадить инженера с водительского кресла на пассажирское. И желающих покататься было много: беспилотник работал по 10 часов каждый день».

Беспилотник Яндекса в Лас-Вегасе

Беспилотник Яндекса в Лас-Вегасе

В июне 2019 года беспилотное такси приехало в Израиль и в тестовом режиме кружит по Тель-Авиву. Как и в Москве, здесь за рулем находится инженер, который в случае необходимости возьмет на себя управление. Причем речь идет вовсе не о препятствиях – машина легко объедет и яму на дороге, и другие машины. Дело в том, что главный принцип робота-водителя – это строгое следование правилам дорожного движения. И если нельзя будет продолжать движение, не нарушив их, то машина просто остановится.

Яндекс беспилотник в Израиле

Яндекс беспилотник в Израиле

«Например, на полосе сломался автомобиль, и нужно выехать на встречную полосу, чтобы его объехать, беспилотник не будет этого делать, потому что это нарушение правил», – говорит Юлия. Для таких случаев и нужен инженер, который берет на себя управление.

В чем особенности российских беспилотников?

Технически все беспилотники мира более-менее похожи. На машину вешают сенсоры, камеры и лидары (лазерные дальномеры), которые сканируют пространство на расстоянии до 300 метров десятки раз в секунду. Таким образом авто определяет себя в пространстве относительно других объектов и выбирает оптимальный маршрут, корректируя его в зависимости от дорожной ситуации.

А дальше начинается самое интересное – машине нужно предсказать действия всех участников движения. Будет ли пешеход переходить улицу? Будет ли перестраиваться этот автомобиль в другой ряд, не включив указатели поворота? И главное – как траектория движения одного повлияет на другого? Опытный водитель нередко может предугадать развитие событий на дороге, и беспилотник должен набрать схожий опыт, накатывая десятки тысяч километров и собирая базу примеров поведения.

Датчики

В Яндексе подчеркивают, что они создают не «автоматизированную систему помощи водителю, как, например, Tesla, а именно водителя-робота, который сам сможет принимать решения». Именно поэтому они испытывают машины в разных дорожных и погодных условиях. Единственная авария с участием беспилотника от Яндекса произошла в июле 2018 в центре Москвы на Трубецкой улице, когда в беспилотник на светофоре врезался невнимательный водитель, говорит Юлия. В результате повредили заднюю часть «умной машины» – бампер, крылья, багажник.

Всего за два года Яндекс наездил миллион беспилотных километров. Такие показатели есть только у американских компаний Waymo, Uber и китайской Baidu. Кроме Яндекса, свои машины в России тестируют университет МАДИ, КБ «Аврора», специализирующееся на робототехнике, производитель грузовиков «КамАЗ», лаборатория университета «Иннополис» и Таганрогский университет, но каких-либо серьезных успехов они пока не добились – у них есть только единичные прототипы.

А есть ли прибыль?

Как рассказали в пресс-службе «Яндекса», они планируют запустить функцию беспилотного такси в разных городах России уже в течение 5 лет, причем уже через 2-3 года такси может появиться в разных районах Москвы.

Яндекс.Такси в Иннополисе

Яндекс.Такси в Иннополисе

«Стоимость будет ниже для клиента – поездки будут происходить 24/7, при этом зарплату водителю платить не нужно», – рассказали в компании, подчеркнув, что и сама стоимость беспилотника за два года упала на треть: «Когда мы начинали в 2017, наш первый беспилотник обходился в 9,5 млн рублей [включая стоимость машины-донора - прим.ред.], а сейчас он стоит 6,5 млн [примерно столько же тратит Waymo- прим.ред.]. Оборудование дешевеет – например на лидары были космические ценники типа 100 тысяч долларов. А сегодня цена упала в 5 раз, и мы можем тестировать разных производителей».

Общие размеры инвестиций компания не раскрывает, однако говорит, что больше всего денег тратит именно на инженеров-разработчиков. Кроме того, Яндекс очень ждет, когда в России появится законодательное регулирование перевозок на таких автомобилях, вроде американского Self Drive Act.

Яндекс.Такси в Иннополисе

Согласно недавнему исследованию банка UBS, к 2030 году бизнес Яндекса в сфере беспилотного транспорта может стоить больше $6,4 млрд. Эксперты UBS считают, что Яндекс может развивать как пассажирские, так и грузовые беспилотные перевозки, став, в любом случае, монополистом рынка.

«В случае успеха проект может сделать Яндекс значительно более крупной компанией, выручка которой к 2030 году вырастет на 85% в сравнении с годом начала коммерческого запуска автономных автомобилей», — говорится в отчете.

При этом объем всего рынка беспилотного транспорта в России к 2030 году составит $9,5 млрд в случае запуска коммерческих беспилотных грузоперевозок или $4 млрд при их отсутствии.

92ec6a7afc48b4e14deb75796211b3a1ed81b2ba

Яндекс был первой компанией, запустившей беспилотники. Только позже еще шесть компаний предоставили свои машины.

Роботы уже работают в других странах. Они могут быть использованы для различных целей:

  • дорожный транспорт;
  • такси;
  • как военная техника.

В партнерстве с Hundai Mobis, компании взяли на себя обязательство производить беспилотный летательный аппарат 5-го уровня. У Тесла Моторс уже есть такой. Система требует, чтобы человек включал ее и указывал маршрут. Остальная работа выполняется в автономном режиме. В автоматическом режиме система доставляет пассажира в пункт назначения, если парковка там не запрещена законом. Hyundai и Kia были первыми машинами, выпущенными в виде беспилотников.

1574f98ccb871a9529841fe4ab8dee640e1f9f44

По улицам Лас-Вегаса, Тель-Авива и Москвы успешно курсируют роботы-автомобили, что говорит о том, что через некоторое время они научатся водить в других городах. Прогресс очень динамичен. Еще 2 года назад были эксперименты, и никто не думал, что через пару лет служба такси будет работать в полную силу.

Яндекс развивается быстрее других: в 2016 году начинается работа над проектом, в 2017 году проходят первые испытания, а в 2018 году выходит на большую улицу Москвы.

625725-yandex-self-driving-car

По предварительным данным, эксперимент с беспилотниками продлится 3-4 года.

Все это время за рулем будет сидеть реальный человек, контролирующий ситуацию. Самыми первыми водителями автомобилей были инженеры-испытатели. Согласно планам, до конца 2019 года Яндекс должен увеличить количество беспилотников до 100. Большинство из них будет протестировано в Москве.

Читайте также: