Шрифт как в мемах для фотошопа

Обновлено: 01.07.2024

В рунете сложилась уникальная ситуация, где у главного «мемного» шрифта Impact есть конкурент. Повлияло отсутствие альтернатив в старой версии фоторедактора «ВКонтакте».

Если людям со всего мира задать вопрос, какой шрифт они ассоциируют с мемами, то первым ответом, вероятно, будет Impact. В 1996 году он вошёл в проект Microsoft по определению «основных шрифтов интернета» (Core fonts for the Web), затем стал главным шрифтом на сайтах-генераторах картинок и в начале «нулевых» превратился в своеобразный стандарт для подписей к мемам.

Второй кандидат — Comic Sans, один из самых ненавистных шрифтов интернета. И только в русскоязычном пространстве может возникнуть вариант Lobster: он был довольно популярным десять лет назад, но теперь считается устаревшим и ставшим жертвой собственной узнаваемости. Но в рунете у него своя жизнь: если в начале «десятых» картинки с этим шрифтом считались чем-то обычным, то сейчас Lobster — явный признак постироничного мема, которых в соцсетях полно.

TJ разобрался, как Lobser прошёл такой путь и причём тут фоторедактор «ВКонтакте».

Шрифт в 2010 году создал аргентинский дизайнер Пабло Импальяри (Pablo Impallari), в том же году Lobster вошёл в библиотеку Google Web Fonts. В интервью аргентинец объяснял: «Я хотел создать неформальный курсивный шрифт, который выглядел бы одновременно разборчиво и дружелюбно. Есть ситуации, в который Arial и Times New Roman выглядят скучно. Неформальные приглашения, флаеры для вечеринок, открытки — вы и сами всё знаете».

Lobster сразу же оказался крайне популярным — его использовали повсюду. Поначалу дизайнеры его хвалили: «Винтажный, но не классический, забавный, но не глупый». В 2019 году дизайнер Ник Хилтон в своём блоге на Medium рассказывал, как шрифт «завоёвывал» Лондон: по его мнению, это было связано с сочетанием стиля и доступности — лицензия позволяла использовать его даже «самым скупым владельцам бизнеса». Но в то же время Lobster появлялся и у крупных брендом вроде «Макдоналдса».

«Импальяри создал этот шрифт в 2010 году, а потом просто ушёл. Его сайт сейчас мёртв, но его работа продолжила жить по всему миру», — отмечал Хилтон.

Такая популярность шрифта к очевидному итогу — уже пару лет спустя Lobster стал постоянным героем подборок вроде «Шрифты, которые вам нужно перестать использовать прямо сейчас». Дизайнеры стали стыдить коллег за работы с ним и предлагать менее заезженные альтернативы. Причина такой нелюбви типична для «неклассических» шрифтов: они слишком узнаваемы, поэтому их излишнее использование сразу же бросается в глаза.

В 2014 году даже появился сайт «Lobster — новый Comic Sans», потому что последний тоже со временем стал объектом для насмешек. Сайт уже не доступен, но аналогичное мнение всё ещё в ходу.

Но только в русскоязычной среде Lobster стал не просто надоедливым шрифтом с вывесок и открыток, но и частью онлайн-культуры. Кириллическую версию шрифта в 2011 году создали дизайнеры Гаянэ Багдасарян и Алексей Ваняшин. Последний в то время был автором проекта Cyreal: вместе с 15 коллегами он занимался популяризацией кириллицы и общедоступных шрифтов.

В первые же месяцы Lobster втянули в политику: прокремлёвское движение «Наши» сделало календарь «Секс против коррупции» — его опубликовала в своём блоге Кристина Потупчик.

Но главная стадия популярности шрифта неразрывно связана с «ВКонтакте». 10 октября 2012 года в соцсети произошло значимое обновление — впервые появился встроенный редактор фотографий. Уже через неделю туда добавили функцию наложения текста. Если верить сообществу LIVE, то сначала пользователям предложили классический шрифт Impact, но на следующий день его по каким-то причинам поменяли на безальтернативный вариант — Lobster.

«Сейчас уже сложно вспомнить конкретные причины, которые привели к появлению Lobster в фоторедакторе. Думаю, что были они весьма прозаичны — мы взяли красивый по тем временам шрифт и использовали его», — отмечает в разговоре с TJ руководитель дизайна суперприложения «ВКонтакте» Илья Гришин.

Произошло это как раз во время расцвета разнообразных пабликов, и с появлением фоторедактора многие авторы стали делать картинки именно там. Соответственно, «ВКонтакте» наполнился изображениями с подписями шрифтом Lobster. Позже подключились и сайты-генераторы мемов, которые добавили шрифт в список стандартных.

Impact вернулся во «ВКонтакте» в июле 2013 года. Тогда русскоязычные мемы пришли к более классическому виду, но Lobster из соцсети не пропал — и в 2020 году его всё ещё можно найти в редакторе. Гришин отмечает: «Не будет преувеличением сказать, что миллионы людей делают мемы в нашем фоторедакторе. Так шрифт стал массовым и узнаваемым, а затем вышел за пределы VK — появились логотипы и вывески, в которых использовался Lobster. Он такой — новый Comic Sans поколения Z».

Но в последние годы Lobster — не обычный шрифт для подписи к картинке, а признак постироничного мема. В своё время «мемная» история Impact началась с изображения кота и фразы «I Can Has Cheezburger». В России же Lobster получил вторую жизнь не в последнюю очередь благодаря паблику «Мемы про котов (по ржать)».

По словам основателя сообщества, Бориса Мосехина, ироничное использование Lobster в мемах он встречал и до своего проекта. В 2014 году набирали популярность паблики с животными, которые через подписи «лобстером» агрессивно обращались к пользователю (одно из таких сообществ со временем превратилось в ироничные «угарнi меми про папуг»).

Само использование шрифта на тот момент уже как будто содержало в себе иронию над людьми, которые его ввели в редактор, и над людьми, которые его используют. Ну и казался он мне тогда «настолько всратым, что красивым». Многие, я думаю, поэтому и подхватили.

Если посмотреть, то первые мемы в моём паблике были примерно такие же [с агрессией]. В какой то момент я сбавил градус агрессии в мемах, в том числе градус сарказма. Мне кажется, как раз избавление от агрессии позволило такому формату быть понятым и уйти в массы. В итоге вместо матов и оскорблений остались придурковатая интонация, намеренные ошибки и иногда как бы украинские слова.

Абстрактные Lobster-мемы оказались универсальными: картинку можно подобрать любую, прямая связь изображения с абсурдной фразой необязательна, а шрифт сразу намекает на «второй уровень» иронии. «По сути, формат можно использовать бесконечно, за ним закрепился какой-то свой жанр мемов что-ли, как в музыке», — считает Мосехин. Паблик набрал почти 125 тысяч подписчиков, Борис со временем стал замечать свои работы в более крупных сообществах, а некоторые переняли формат.

Именно в «Мемах про котов» зародилась картинка с подписью шрифтом Lobster «Мыш (кродёться)», которая стала одним из главных мемов 2018 года и которой посвящали сюжеты федеральные каналы. В не менее популярных мемах про волков тоже периодически встречается тот самый шрифт.

Arilal — стандартный шрифт в Winsows. Я использую его во всех мемах и шаблонах в паблике.

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №1

Impact — стандартный шрифт в Winsows. Использовался во всех мемах и эдвайсах. Морально устарел и плохо выглядит.

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №2

Attractive-Heavy — использует GameHub

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №3

Mozer SemiBold — у СметаныТВ такой же

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №4

Guerrilla — используется пабликом «ЯЖЕБАТЯ»

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №5

Astakhov First Simple — используют в паблике «Как я встретил столбняк»

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №6

Laqonic 4F Unicase — хорошо смотрится только прописными буквами

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №7

Gagalin-Regular — любимый шрифт пользователей MDK app

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №8

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №9

Rodchenko Cond Bold — новый шрифт который используют редакторы «MDK»

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №10

HeliosCond + курсив — без курсива тоже отлично смотрится. Используют в «Овсянка, сэр!»

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №11

American Captain — юзают в «IGM»

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №12

Lobster — шрифт используется для постиронии, можно найти в редакторе во встроенном в VK редакторе фотографий

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №13

Docker One — использовали в «БОРЩ», лучше всего подходит для комиксов

ШРИФТЫ ДЛЯ МЕМОВ [СКАЧАТЬ], изображение №14

Fixedsys Regular — шрифт «аля» Майнкрафт, используют в запоминающихся цитатах

Роман Прохоров


Роман Прохоров

Гагалин пиздец ущербный шрифт, особенно в жёлтом цвете

Егор Аверкеев


Егор Аверкеев

Кирилл Чураков


Кирилл Чураков


Counter Strike

Шаблоны для мемов

Counter, поищи через Гугл, если не найдешь пиши в ЛС группы скину если остался

Рома Ежов


Рома Ежов

Аделя Чудинова


Аделя Чудинова

Рома Ежов


Рома Ежов ответил Аделе

Аделя Чудинова


Аделя Чудинова


Даня Николаев

Шаблоны для мемов

DELETED

Сергей Сергеев


Сергей Сергеев Я от Шевцова

Арсений Нечкин

Шаблоны для мемов

Влад Остапенко


Влад Остапенко ответил Сообществу

Станислав Волконский

Галицкий Кирилл

Станислав Волконский

Никита Баштыркин

Рафис Осович

Алексей Каргов


Алексей Каргов

Александр Шустиков


Александр Шустиков

Станислав Волконский

Александр Шустиков


Александр Шустиков ответил Станиславу

Практически каждая картинка с наложенной поверх текстовой шуткой в интернете использует один и тот же узнаваемый шрифт с особо жирным начертанием букв — Impact. Vox проследил, почему именно Impact стал «визитной» карточкой мемов, хотя появился ещё 50 лет назад.


Брошюра Stephenson Blake

Хотя Impact и воспринимается как явление эпохи интернета, он был создан ещё в 1965 году дизайнером Джоффри Ли (Geoffrey Lee). В 2004 году Ли рассказывал на уже не работающем форуме Typophile, что из-за отсутствия компьютеров в те годы приходилось вырезать наборы букв на металлических пластинах. Позднее шрифт был продан компании Stephenson Blake за несколько фунтов стерлингов.

В брошюре Stephenson Blake подчёркивалась лёгкость восприятия надписей, набранных с помощью Impact. Большие широкие буквы оставались легкочитаемыми, даже если их накладывали поверх фотографий без дополнительной обводки контура.

После того, как Stephenson Blake перестала заниматься созданием шрифтов, она стала продавать свои активы бывшим конкурентам. Так Impact оказался у компании Monotype, которая лицензировала его корпорации Microsoft для использования в Windows 98 в качестве одного из веб-шрифтов.

Impact попал на миллионы компьютеров. Из-за ограниченности стандартного набора в Windows он практически не имел конкурентов — за исключением, пожалуй, Comic Sans, ставшего популярным по другим причинам.

С помощью бесплатных инструментов вроде Microsoft Paint пользователи интернета стали самостоятельно создавать смешные картинки с надписями поверх изображений. Такие картинки ещё называют «макросами» по аналогии с повторно используемыми алгоритмами в программировании.


Каждый из сюжетов макросов предполагает определённый тип шутки, обычно строящейся по одинаковой схеме, а для простоты восприятия все используют один и тот же шрифт. В более широком понимании эти схемы иногда называют мемами.

В 2003 году Impact использовали на одной из таких картинок, с которой и зародился большой пласт западной интернет-культуры. На изображение кота нанесли надпись «I can has cheezburger?» (грамматически неправильное «Можно чизбургер?»), которая спустя два года дала название самой популярной энциклопедии англоязычных мемов в интернете.


Впоследствии культура создания макросов эволюционировала и дошла до медиа, которые стали массово использовать картинки с нанесёнными надписями в социальных сетях с подачи Vox. Издание разработало инструмент, помогающий накладывать текст на фотографии при помощи тёмной подложки, а для большей серьёзности использовался не Impact, а другой жирный шрифт.

Читайте также: