Университет как драйвер регионального развития

Обновлено: 07.07.2024


Результаты исследования показали, что образовательные центры Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Татарстана и Красноярского края, Калмыкии, Чечни и Республики Саха (Якутии) привносят наибольший вклад в развитии регионов федерации.

Как и где высшее образование влияет на уровень жизни.

Исследователи оценили вклад университетов по следующим показателям.

Экономическое развитие

Это налоговые отчисления вузов в региональный бюджет, а также доходы,полученные от приезжающих студентов, включая их траты на проживание.

Рассматривая векторы влияния, становится заметно, что экономическое развитие преимущественно за крупными центрами.Это Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск, Екатеринбург и их области. Там сосредоточены национальные исследовательские и федеральные университеты, входящие в Проект 5-100.

Развитие навыков

Вузы готовят классифицированных работников,спрос которых на рынке труда,как и заработная плата значительное выше, чем у тех кто диплома о высшем образовании не имеет.

Этот факт стимулирует на более высокий уровень потребления,в следствии чего обеспечивает высокий доход регионов. Таких как, Тыва, Сахалинская область и Якутия.

Интонационное развитие

Это прежде всего производство новых технологий и знаний,способствующих коммерциализации разработок(число патентов,лицензий). Лидерами в данной области стали Москва и Московская область, Иркутская и Томская области, Ставропольский край. В этих регионах находятся крупные национальные университеты,а значит там сосредоточены самые активные разработчики ноу-хау и генераторы новых технологий.

«Драйверы» территориального развития.

Специалисты НИУ ВШЭ выделили четыре типа региональных систем высшего образования:

* регионы, у которых все субиндексы выше средних;

* системы с умеренным уровнем влияния, где два субиндекса — ниже средних;

* системы с низким уровнем влияния, в которых все субиндексы меньше среднего показателя.

Однако это ранжирование,по словам экспертов,показывает не уровень развития высшего образования,а вклад в социально-экономическую ситуацию в регионе. «Это может быть связано с разными факторами: географическими, историческими, социальными и т.д.», — поясняет Олег Лешуков.

К первой группе, помимо двух столиц с областями, относится Красноярский край, Татарстан,Калмыкия, Чечня и Саха (Якутия). Лидерство этих регионов в первую очередь связано с высоким спросом на рынке труда и приемлемой заработной платой.

Вторая группа, с высоким уровнем влияния включаете себя 18 регионов. (Астраханская, Кировская, Новосибирская, Свердловская области и т.д.). У одиннадцати из которых, субиндексы в «экономическом росте «и «развитие навыков» повышены.

Группа с умеренным уровнем влияния университетов самая многочисленная — 36 регионов, то есть почти половина из всех обследованных. Сюда входят, например, Алтайский край, Архангельская, Воронежская, Курская, Ростовская, Саратовская, Тюменская области, Камчатский и Краснодарский край, Башкирия, Коми и Тыва.

Завершает список систем высшего образования,четвёртая группа с низким уровнем влияния вузов — это 15 регионов. (Речь идёт о Владимирской, Амурской, Брянской, Калужской, Новгородской, Орловской областях, Бурятии, Адыгее и пр.)

В одну группу могут попасть регионы с очень разными социально-экономическими показателями. Прямой связи,как таковой между субиндексами и уровнем развития региона,в ходе исследования не обнаружено.

Однако новые результаты могут по-новому сориентировать направления развития систем высшего образования в регионах.


Раздел находится в стадии заполнения контентом. Приносим извинения за доставленные неудобства!



Девиз пресс-службы —
«оперативно и достоверно».


10:45, 19 ноября 2021

Экономическое развитие российских регионов обсуждают эксперты в вузе

Совместно с регионом вуз реализует проекты Уральского НОЦ и инициативы в области зеленой экономики

Совместно с регионом вуз реализует проекты Уральского НОЦ и инициативы в области зеленой экономики. Фото: Илья Сафаров.

Крупные университеты благодаря развитию научно-образовательных центров мирового уровня и реализации других федеральных проектов стали драйверами развития российских регионов. Об этом рассказал ректор УрФУ Виктор Кокшаров на встрече журналистов с экспертами вузовской конференции «Российские регионы в фокусе перемен».

Одним из главных трендов становится взаимодействие вузов и бизнеса в вопросах зеленой экономики.

«Мы запустили второй в стране карбоновый полигон, активно работаем с Росатомом, Группой Синара и другими партнерами над новыми водородными и ядерными технологиями. Это серьезный центр компетенций, в рамках Уральского НОЦ для реализации проекта создана молодежная лаборатория по водородной энергетике», — добавил ректор.

Кроме того, вуз готовит заявку и рассчитывает стать одним из центров НТИ по материалам и устройствам по водородной энергетике. По словам Виктора Кокшарова, все ключевые проекты УрФУ предполагают активное вовлечение представителей промышленности, бизнеса и региональных властей.

Конференция «Российские регионы в фокусе перемен» — крупнейшее деловое событие на Урале, посвященное вопросам регионального развития в контексте глобальных экономических трендов. Более 30 дискуссионных сессий и панельных дискуссий ежегодно освещают ключевые тренды в цифровой экономике, проектировании кластеров и «умной» экосистемы для территорий, развитие городской среды, отраслевую проблематику и др.


В современной жизни долгосрочный экономический успех невозможен без развития человеческого капитала. В последние десятилетия как развитые, так и развивающиеся страны постоянно увеличивают государственные расходы на высшее образование. Частные вложения в эту сферу также постоянно растут. Так, за последние двадцать лет в странах Организации эко­но­ми­чес­ко­го сот­руд­ни­чест­ва и развития (ОЭСР) общий объем расходов (в процентах от ВВП) вырос более чем на 23%. Для России эта динамика еще более впечатляющая — с 2005 по 2010 год траты на высшее образование (в процентах от ВВП) удвоились. Тем не менее этот показатель, значение которого в 2013 году составляло 1,2%, все еще сильно отстает от стран-лидеров, например Южной Кореи (2%), Великобритании (1,8%) и Нидерландов (1,7%).

Сегодня российские университеты начинают позиционировать себя в качестве двигателей регионального развития, отмечают эксперты Института образования ВШЭ. Аналитики определили, в каких регионах вклад высшего образования в экономику, развитие человеческого капитала и инноваций максимальный. Соответствующее исследование имеется в распоряжении ТАСС.

Экономика

Для оценки вклада региональной системы высшего образования в экономическое развитие области учитывались следующие показатели:

  • доходы вуза в расчете на одного студента,
  • число платных студентов,
  • доля студентов-целевиков,
  • средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава (ППС) к средней зарплате по региону и др.

Лидерами этого блока стали регионы с крупными университетскими центрами: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Томская область, Новосибирская область и Свердловская область.

"В этих регионах относительно высоки показатели доходов вуза, что обусловлено наличием здесь крупных ведущих университетов. Эти регионы являются привлекательными для студентов из других регионов России, что также увеличивает вливания в экономику этих субъектов РФ", — говорится в исследовании.

Человеческий капитал

Вклад в развитие человеческого капитала оценивался по двум критериям:

  • оценка превышения заработных плат работников с дипломом вуза над заработными платами работников, окончивших только школу,
  • доля трудоустроенных выпускников в регионе, где расположены университеты.

Здесь в лидеры вырвались Республика Тыва, Сахалинская область и Республика Саха (Якутия).

Причины такого положения кроются в особенностях системы образования этих территорий, считают эксперты. "Во-первых, масштаб системы высшего образования в этих регионах небольшой — зачастую он включает один вуз и несколько филиалов. Кроме того, для этих областей характерна широкая сеть организаций среднего профессионального образования, чей охват превышает средние значения по РФ", — отмечают авторы. Сравнительно низкая возможность получения высшего образования в этих субъектах повышает его ценность.

Инновационное развитие

Для оценки этого блока аналитики использовали следующие показатели:

  • объем НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), которые включают производство новых технологий и коммерциализацию разработок (лицензии и патенты),
  • количество цитирований публикаций, изданных за последние пять лет в базах данных РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), в Scopus (международная система цитирования) и др.

По вкладу вузов в инновационное развитие лидерами оказались Москва и Московская область, Иркутская область, Томская область и Ставропольский край.

"В этих субъектах расположены крупные национальные исследовательские университеты, составляющие значительную часть региональной инновационной инфраструктуры, что можно считать одним из основных факторов высоких позиций этих регионов по рассматриваемому блоку", — отмечается в исследовании.

Драйверы регионального развития

Девять региональных систем высшего образования, у которых по всем трем направлениям показатели выше среднего, названы в работе "драйверами регионального развития". Ими стали как признанные образовательные центры — Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Красноярский край, так и регионы с незначительными масштабами и ограниченным потенциалом сектора высшего образования — Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Республика Саха (Якутия).

В работе над исследованием Института образования ВШЭ использовались данные Мониторинга эффективности вузов, Мониторинга трудоустройства выпускников, федеральной информационной системы "Прием", Росстата.


Министр науки и высшего образования РФ принял участие в работе круглого стола, посвященного вопросам партнерства высших учебных заведений и городских агломераций, который состоялся в рамках Московского международного салона образования.

В мире уже стала традиционной практика признания и активного использования университетских кампусов в качестве системообразующего звена в городах их присутствия. Даже здания университетов, как правило, являются знаковыми для архитектурного облика городов. Влияние кампусов на культурную и социальную жизнь, инвестиционную привлекательность региона, динамику и качество развития рынка труда напрямую зависит от модели, уровня и качества развития кампусов. Общемировые тенденции неминуемо находят свое отражение и в России.

По мнению участников круглого стола, для раскрытия потенциала российских университетов в качестве драйверов развития регионов необходимы как финансовые вливания, так и радикальные институциональные изменения с учетом прогрессивного мирового опыта. Звучали мнения руководителей вузов, глав субъектов и отраслевых экспертов. Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков поблагодарил коллег за активность и предложения по решению поставленных задач.

«Очень важно, что у нас звучат разные мнения. Это имеет принципиальное значение. При этом нам всем нужно понять, что кампус – не самоцель. Важно определить, какие задачи мы с вами по-настоящему хотим решить. Все остальное – это инструменты. Исходя из масштаба задач, понятно, что тривиальными способами мы их за отведенное время не сможем решить. Физически не сможем. И ресурсы мы такие не найдем, да и только за счет бюджета такие задачи решать было бы не совсем правильно», - отметил Михаил Котюков. Глава Министерства рассказал, что в каждом регионе, где формируются ведущие университеты и где будут запущены научно-образовательные центры мирового уровня, предстоит серьезная совместная работа. «Главная задача - это укрепление пространственной связанности нашей страны. Университет, даже если он федеральный, работает на развитие региона. Драйвер развития страны – это агломерация. А драйвером внутри агломерации может стать университет. Много чего еще должно быть в этом городе, безусловно: культура, безопасность, инфраструктура. Но университет – это то, что постоянно будет генерировать новые решения и знания», - сказал Министр.

Современная вузовская среда должна обеспечить доступность образования для иногородних студентов, комфортные условия проживания, возможность проведения учебных занятий, культурно-массовых, досуговых мероприятий и занятий спортом. К 2024 году в рамках нацпроекта в студенческих городках будет создано (осуществлено проектирование, строительство и реконструкция) 77,6 тысяч новых мест. При этом к 2021 г. – 36 тысяч мест, на что предусмотрено порядка 42 млрд рублей.

Как звучало, обсуждение темы не ограничивается рамками круглого стола. Основная работа начнется в ближайшее время, когда к коллегиальной работе массово присоединятся главы регионов и руководители вузов.

Читайте также: