Урок построение диаграмм в excel

Обновлено: 07.07.2024

Загрузить презентацию (231 кБ)

  • Обучающие:
    • изучение приемов построения и редактирования различных видов диаграмм и графико;
    • закрепление знаний при работе с различными типами данных электронной таблицы;
    • формирование навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и материалами Интернета.
    • развитие у студентов креативного мышления, познавательного интереса;
    • формирование коммуникативных способностей;
    • формирование навыков самостоятельного использования ЭВМ в качестве инструмента познавательной деятельности;
    • развитие самостоятельности в приобретении знаний, взаимопомощи, речи.
    • воспитание культуры общения, умения работать в группе, умения выслушать,
    • воспитание бережного отношения к средствам ЭВМ и своему рабочему месту;
    • воспитание объективного отношения к результатам работы – критичности, способности адекватно оценивать ситуацию.

    Тип урока: комбинированный урок – объяснение нового материала и закрепления полученных знаний.

    Вид урока: практическая работа.

    • Компьютеры учеников
    • Мультимедийный проектор, экран
    • Презентация, подготовленная в PowerPoint
    • Карточки с заданиями для практической работы
    • Текстовое задание
    • Организационный момент
    • Оглашение темы занятия и цели урока
    • Выступление эксперта
    • Изложение учебного материала
    • Практическая работа на компьютере
    • Высказывание мнения экспертов.
    • Выполнение тестового задания
    • Подведение итогов. Домашнее задание Рефлексия
    • ПК IBM PC AT Pentium – по одному на каждого учащегося;
    • OS MS Windows 2003/XP, MS Excel
    1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 11 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002. С. 96–122.
    2. Информатика и информационные технологии. Угринович Н.Д. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний,2000 г.
    3. Журнал “Информатика и образование” №4 – 2010

    Какую науку твой ум не постиг,
    Покоя в ученье не знай ни на миг

    Фирдоуси, персидский поэт

    1. Изучение нового материала

    В любой сфере деятельности существует множество задач, в которых исходные данные и результаты должны быть представлены в графической форме. Умение наглядно представлять информацию в виде графиков и диаграмм – неотъемлемая часть современного образования. При решении различных задач, подготовке отчетов по различным дисциплинам, выполнении творческих заданий нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Основное достоинство такого представления – наглядность.

    – Сегодня на занятии 5 экспертов помогут рассмотреть данную тему. (Эксперты заранее подготовлены преподавателем из числа успевающих студентов)

    • Диаграммы (понятие, назначение). Объекты диаграмм. Типы диаграмм.
    • Создание диаграмм Автоматическое создание диаграмм (за один шаг).
    • Мастер диаграмм.
    • Редактирование диаграмм.
    • Редактирование готовой диаграммы.
    • Редактирование отдельных элементов диаграммы.

    Диаграммы (понятие, назначение). Объекты диаграмм

    При решении различных задач, подготовке отчетов нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Основное достоинство такого представления – наглядность.

    В Microsoft Excel имеется возможность графического представления данных в виде диаграммы. Диаграммы связаны с данными листа, на основе которых они были созданы, и изменяются каждый раз, когда изменяются данные на листе. Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги.

    Диаграмма – объект электронной таблицы, наглядно показывающий соотношение каких-либо величин.
    Назначение диаграммы: графическое отображение данных для анализа и сравнения.
    Объекты диаграммы:
    область диаграммы – область, в которой находятся все элементы диаграммы;
    область построения диаграммы – место расположения осей, рядов данных и т. д.;
    легенда – образец оформления данных;
    заголовок – служит для пояснения данных, представленных на диаграмме;
    метки (маркеры) данных – символы (столбики, точки, сектора и т. д.) на диаграмме, изображающие отдельный элемент данных;
    ряды данных – группы связанных элементов данных на диаграмме, источником которых является отдельная строка или отдельный столбец таблицы данных;
    ось – линия, ограничивающая одну из сторон области построения диаграммы и создающая шкалу для измерения и сравнения данных на диаграмме (для двумерного графика – ось X, ось Y; для трехмерного графика Z – вер­тикальная ось, а оси X и Y расположены под разными углами):
    категории – названия категорий соответствуют подписям вдоль оси X;
    имена рядов – обычно соответствуют надписям вдоль оси У;
    метки делений – это короткие отрезки, пересекающие координатные оси подобно разметке линейки.

    Типы диаграмм.

    В MS Excel имеется возможность выбора из нескольких типов диаграмм, причем каждый тип имеет несколько разновидностей (видов). Правильный выбор типа диаграммы дает возможность представить данные самым выигрышным образом. MS Excel позволяет выбрать один из 14 основных (стандартных) типов диаграмм и 20 дополнительных (нестандартных) типов диаграмм. Внутри каждого из основных типов диаграмм можно выбрать конкретный подтип.
    Рассмотрим основные из них

    Гистограмма отображает значения различных категорий, позволяет показать несколько рядов данных

    Линейчатая отображает также значения для различных категорий, отличается ориентацией осей Ох и Оу

    График представлен в виде точек данных, соединенных тонкой линией, позволяет проследить изменения предложенных данных, показать несколько рядов данных

    Круговая и кольцевая диаграмма можно показать только один ряд данных.Выбор данного типа определяется соображением целесообразности и наглядности

    Диаграмма с областями отображает изменение значений ряда с течением времени, а также изменение вклада отдельных значений.

    Трехмерной (объемной) диаграмме относят Гистограмму, Линейчатую, Объемный график, Круговую объемную диаграмму, Поверхность

    2. Практическая работа на компьютере

    Настройка Откройте программу MS EXCEL, выведите на экран панель инструментов «Диаграммы» (Вид панели инструментов – Диаграмма)
    Сохраните рабочую книгу под своей фамилией в папке «мои документы»

    ЗАДАНИЕ 1. Построение гистограммы по заданной таблице значений


    Технология работы

    1. Переименуйте Лист1 в «Интернет». Постройте таблицу по образцу на рис. 1

    2. Найдите максимальное и минимальное число доли пользователей по интересам в диапазоне С5:С12, используя Мастер функций и функции МАКС, МИН.

    3. Выделите диапазон данных для построения гистограммы: В5:С12.

    4. Вызовите Мастер диаграмм: выберите команду меню Вставка, Диаграмма или щелкните на пиктограмме Мастера диаграмм и следуйте его инструкциям:

    Шаг 1. Выбор типа диаграммы: гистограмма> выберите тип диаграммы – гистограмма
    выберите вид гистограммы – обычная гистограмма, щелкните на кнопке Далее >.

    Шаг 2. Выбор исходных данных для диаграммы:поскольку данные вами уже выбраны в п. 3 (диапазон В5:С12), щелкните на кнопке Далее >

    Шаг 3. Выбор параметров диаграммы: на вкладке Заголовки введите текст в поля Название диаграммы – «Интересы пользователей Интернет», Ось X (категорий) – «Вид интересов», Ось Y (значений) – « Доля пользователей »;щелкните на кнопке Далее >.

    5. Расположите область диаграммы в диапазоне A16:D40 (для перемещения выделенной области диаграммы используйте метод Drag-and-Drop, для изменения размеров рамки работайте с маркерами рамки диаграммы

    6. Сохраните изменения в файле.

    7. Сравните ваш результат с рис. 2. Представьте эксперту результаты работы.


    ЗАДАНИЕ 2. Редактирование объектов гистограммы

    Отредактируйте гистограмму согласно рис. 2 .

    Технология работы.

    1. Выделите указанный объект диаграммы (двойным щелчком левой кнопкой мыши), выберите соответствующую вкладку, внесите заданные ниже изменения в параметры объекта и щелкните на кнопке ОК.

    • Шрифт заголовка, легенды, названия осей (марка, количество) – Arial, размер – 8.
    • Формат области диаграммы: способ заливки – градиентная, цвета – два цвета, тип штриховки – диагональная 1.
    • Формат области построения диаграммы: текстура в способах заливки – пергамент.
    • Формат оси категорий и оси значений: цвет линии – зеленый, толщина линии

    2. Постройте линии сетки осей X и Y
    выберите команду меню Диаграмма, Параметры диаграммы, вкладку Линии сетки;
    в разделах Ось X (категорий) и Ось Y (значений) выберите основные линии.

    3. Задайте формат линий сетки осей X и Y: тип линии – пунктирный, цвет – темно-бирюзовый.

    4. Сохраните изменения в файле

    ЗАДАНИЕ 3. Построение графиков функций.

    Построить графики следующих функций

    Y1(x) = x 2 – 1
    Y2(x) = x 2 + 1
    Y3(x) = 10 * Y1(x)/Y2(x)
    Диапазон изменения аргумента – [–2;2] с шагом 0,2..

    Технология работы: подготовка таблицы

    1. Перейдите на Лист2, переименуйте Лист2 в «Графики»:
    щелкните правой клавишей мыши на ярлыке Лист2 – вызов контекстного меню;
    выберите команду Переименовать.


    2. Подготовьте на листе «Графики» таблицу согласно рис 3: введите в ячейки A1:D1 названия столбцов; в дальнейшем названия функций Yl(x), Y2(x), Y3(x) составят текст легенды;
    заполните столбец аргументов (х) от –2 до 2 с шагом 0,2. Для этого воспользуйтесь любым известным вам способом автозаполнения диапазона.

    3. Заполните столбцы функций, т. е. введите в столбцы В, С, D значения функций в соответствующих точках. Для этого введите самостоятельно в ячейки В2, С2, D2 формулы, математическая запись которых, , Yl(x) = х2 – 1, Y2(x) = х2 + 1, Y3(x) = 10*Yl(x)/Y2(x)

    Введите в ячейки следующие формулы
    В2 – =СТЕПЕНЬ(A2;2) – 1
    С2 – =СТЕПЕНЬ(A2;2) + 1.
    D2 – Y3(x) = 10*Yl(x)/Y2(x)

    4. Скопируйте формулы в остальные ячейки таблицы (используйте маркер заполнения).

    5. Оформите получившуюся таблицу и сохраните изменения в файле. Представьте результаты работы

    4. Построение и редактирование графиков функций

    1. Выделите диапазон данных для построения графиков A1:D22.

    2. Постройте графики, используя Мастер диаграмм: тип диаграммы – точечная, вид – точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживаю­щими линиями без маркеров.


    3. Отредактируйте графики согласно рис. 4 и сохраните изменения в файле. Представьте результаты работы.

    Затем откройте задания для самостоятельной работы. Оформите нижеприведенную таблицу, занесите необходимые данные, установите необходимые форматы данных. Постройте диаграммы (Приложение 1)

    5. Высказывание мнения экспертов о работе

    6. Выполнение тестового задания

    7. Подведение итогов

    8. Домашнее задание: Глушаков В.Ф., Мельников В.Э., «Основы информатики», с.256-258,ответить на контр. вопросы

    Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах Excel»

    Диаграмма (график) – наглядное графическое представление числовых данных. Диаграммы предназначены для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины и слежения за изменением их значений и т.п.

    Гистограммы . Данные в столбцах или строках листа можно представить в виде гистограммы. В гистограмме категории обычно отображаются по горизонтальной оси (категорий), а значения — по вертикальной оси (значений), как показано в этой диаграмме:

    Линейчатые. Очень похожи на гистограммы за исключением того, что осью категорий является вертикальная ось (Y), а осью значений – горизонтальная ось (Х). Используется в основном для сопоставления отдельных значений в определенный момент времени.

    Графики. Отображают зависимость данных (ось Y) от величины, которая меняется с постоянным шагом (ось Х). Применяются для отображения ситуации с производством, продажей или уровнем цен на бирже, чтобы продемонстрировать тенденцию дохода или продаж во времени.

    Круговые. Отображают соотношение частей и целого. Строятся только по одному ряду данных, первому в выделенном диапазоне. Эту диаграмму следует использовать, когда компоненты в сумме составляют 100%.

    Точечные. Предназначены для демонстрации тенденции изменения данных при неравных интервалах времени или других интервалах измерения, отложенных по оси категорий. Используется для представления дискретных измерений по осям X и Y.

    Диаграммы с областями. Позволяют проследить непрерывное изменение суммы значений всех рядов данных и вклад каждого рядам в эту сумму. Удобны для отображения процесса производства или продажи изделий.

    Кольцевые. Сравнивают вклад частей в целое, однако, в отличие от круговых диаграмм, в них могут быть представлены два и более ряда данных. Каждое кольцо в кольцевой диаграмме представляет отдельный ряд данных. Когда необходимо различать точные процентные соотношения, лучше использовать гистограмму с ее осью значений.

    Лепестковые. Используются, чтобы показать соотношения отдельных рядов данных, а также одного определенного ряда данных и всех остальных рядов. Каждая категория имеет собственную ось координат. Точки данных располагаются вдоль луча. Линии, соединяющие точки данных одного ряда, охватывают площадь, характеризующую совокупность значений в этом ряду.

    Поверхности. Подобно топографическим картам показывают низкие и высокие точки поверхности. Это превосходный способ наглядного представления высоких и низких значений в наборе данных, который зависит от двух переменных.

    Пузырьковые. Позволяют отображать на плоскости наборы данных из трех значений. Первые два значения откладываются по оси категорий (Х) и по оси значений (Y) так же, как при построении XY-точечных

    Цилиндрические, конические и пирамидальные. Объемные варианты гистограмм и линейчатых диаграмм. Маркеры, используемые в этих диаграммах, украсят и придадут эффект всей диаграмме. Однако эти типы объемных диаграмм не добавляют новой информации к представлению данных на обычных объемных гистограммах и линейчатых диаграммах.

    Алгоритм построения диаграмм Ввести в таблицу данные. Выделить необходимый диапазон данных Вызвать Мастера диаграмм и выполнить его указания: Выбрать тип диаграммы; Выбрать отображение данных (в строках или столбцах); Заполнить параметры диаграммы (заголовок, название осей категорий, данных, подписи данных и т.д.); Выбрать место размещения диаграммы (на отдельном листе или имеющемся); С помощью контекстного меню отформатировать элементы диаграммы

    Основные элементы диаграммы

    Задание. Создать таблицу «Расчет удельного веса документально проверенных организаций» и построить круговую диаграмму по результатам расчетов. Исходные данные представлены на рисунке .

    На первом шаге работы с мастером диаграмм выберите тип диаграммы – Круговая (Объемный вариант разрезанной круговой диаграммы)

    На втором шаге на выкладке Ряд в окошке Подписи категорий укажите интервал ячеек В7:В11

    Третий шаг мастера диаграмм. Введите название диаграммы на вкладке Заголовки; укажите подписи значений на вкладке Подписи данных

    Четвертый шаг мастера диаграмм. Поместите диаграмму на имеющемся листе

    Конечный вид диаграммы

    Форматирование диаграммы «Расчет удельного веса документально проверенных организаций».

    В открывшемся окне Формат области диаграммы выберите цвет заливки и нажмите кнопку Способы заливки

    Отформатируйте легенды диаграммы. Щелчком мыши сделайте область легенды активной, двойным щелчком вызовите окно Формат легенды. На вкладке Вид нажмите на кнопку Способы заливки, выберите вкладку Текстура, укажите вид текстуры Серый мрамор и нажмите кнопку ОК.

    Конечный вид диаграммы

    Домашнее задание протабулировать функцию (построить таблицу значений и построить график) у= -3*х2 +2 на отрезке на [-5;5] с шагом 0,5.

    Выбранный для просмотра документ Тема урока.docx

    Тема урока: «Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах»

    Цель урока: способствовать освоению способов визуализации числовых данных, отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач.

    Задачи:

    способствовать освоению способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач;

    способствовать закреплению знаний общих принципов работы табличного процессора;

    способствовать формированию правильного оформления результатов задач в диаграммах, сочетая вид, тип форматировании и параметры диаграмм;

    формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры.

    Развивающие:

    развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;

    развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;

    развитие познавательного интереса.

    Воспитательные:

    воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать, воспитание информационной культуры.

    Тип урока : комбинированный.

    Оборудование и программное обеспечение:

    Интерактивная доска, проектор, ПК, ОС Windows, MS-Excel, тест, презентация по теме урока, задания для практикума.

    Организационный момент. - 1 мин

    Проверка домашнего задания (тест). – 5 мин.

    Изучение нового материала. – 20 мин

    Компьютерный практикум. - 10 мин.

    Подведение итогов, выставление оценок. - 2 мин.

    Домашнее задание. - 1 мин.

    1. Организационный момент

    Цель нашего урока - изучить, графические возможности табличного процессора MS-Excel, для чего используют диаграммы, какие типы и виды диаграмм существуют, как построить диаграмму. Тема нашего сегодняшнего урока “Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах”

    2. Проверка домашнего задания .

    Прежде чем приступить к изучению нового материала, выполним тест "Электронные таблицы". Время на выполнение 5 минут. [ Тест ]

    3. Изучение нового материала [ Презентация ]

    Определение понятия диаграмма. Назначение диаграмм

    Диаграмма (график) – наглядное графическое представление числовых данных.

    Иногда для оформления диаграмм используется трёхмерная визуализация, спроецированная на плоскость, что придаёт диаграмме отличительные черты или позволяет иметь общее представление об области, в которой она применяется. Например: финансовая диаграмма, связанная с денежными суммами, может представлять собой количество купюр в пачке или монет в стопке; диаграмма сравнения количества подвижного состава — различную длину изображённых поездов и т. д. Благодаря своей наглядности и удобству использования, диаграммы часто используются не только в повседневной работе бухгалтеров, логистов и других служащих, но и при подготовке материалов презентаций для клиентов и менеджеров различных организаций.

    Типы диаграмм

    Диаграммы в основном состоят из геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и цвета) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т. п.). Также диаграммы делятся на плоскостные (двумерные) и пространственные (трёхмерные или объёмные). Сравнение и сопоставление геометрических объектов на диаграммах может происходить по различным измерениям: по площади фигуры или её высоте, по местонахождению точек, по их густоте, по интенсивности цвета и т. д. Кроме того, данные могут быть представлены в прямоугольной или полярной системе координат.

    Гистограммы . Данные в столбцах или строках листа можно представить в виде гистограммы. В гистограмме категории обычно отображаются по горизонтальной оси (категорий), а значения — по вертикальной оси (значений), как показано в этой диаграмме.

    Линейчатые. Очень похожи на гистограммы за исключением того, что осью категорий является вертикальная ось (Y), а осью значений – горизонтальная ось (Х). Используется в основном для сопоставления отдельных значений в определенный момент времени.

    Графики. Отображают зависимость данных (ось Y) от величины, которая меняется с постоянным шагом (ось Х). Применяются для отображения ситуации с производством, продажей или уровнем цен на бирже, чтобы продемонстрировать тенденцию дохода или продаж во времени.

    Круговые. Отображают соотношение частей и целого. Строятся только по одному ряду данных, первому в выделенном диапазоне. Эту диаграмму следует использовать, когда компоненты в сумме составляют 100%.

    Точечные. Предназначены для демонстрации тенденции изменения данных при неравных интервалах времени или других интервалах измерения, отложенных по оси категорий. Используется для представления дискретных измерений по осям X и Y.

    Диаграммы с областями. Позволяют проследить непрерывное изменение суммы значений всех рядов данных и вклад каждого рядам в эту сумму. Удобны для отображения процесса производства или продажи изделий.

    Кольцевые. Сравнивают вклад частей в целое, однако, в отличие от круговых диаграмм, в них могут быть представлены два и более ряда данных. Каждое кольцо в кольцевой диаграмме представляет отдельный ряд данных. Когда необходимо различать точные процентные соотношения, лучше использовать гистограмму с ее осью значений.

    Лепестковые. Используются, чтобы показать соотношения отдельных рядов данных, а также одного определенного ряда данных и всех остальных рядов. Каждая категория имеет собственную ось координат. Точки данных располагаются вдоль луча. Линии, соединяющие точки данных одного ряда, охватывают площадь, характеризующую совокупность значений в этом ряду.

    Поверхности . Подобно топографическим картам показывают низкие и высокие точки поверхности. Это превосходный способ наглядного представления высоких и низких значений в наборе данных, который зависит от двух переменных.

    Пузырьковые . Позволяют отображать на плоскости наборы данных из трех значений. Первые два значения откладываются по оси категорий (Х) и по оси значений (Y) так же, как при построении XY-точечных

    Цилиндрические, конические и пирамидальные . Объемные варианты гистограмм и линейчатых диаграмм. Маркеры, используемые в этих диаграммах, украсят и придадут эффект всей диаграмме. Однако эти типы объемных диаграмм не добавляют новой информации к представлению данных на обычных объемных гистограммах и линейчатых диаграммах.

    Преимущество диаграмм перед другими типами наглядной статистической информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных.

    1.Предметные: проанализировать имеющуюся информацию и представить её в наиболее рациональной форме; выявить особенности построения круговых диаграмм.

    2.Метапредметные: развивать умение учащихся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; воспитывать самостоятельность мышления, формировать умение наблюдать и делать выводы; умение преодолевать трудности для достижения поставленной цели.

    3.Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за сбор и обработку информации, рациональный способ представления имеющейся информации.

    Основные понятия:

    · наглядное представление информации в программе Excel

    · диаграмм, круговая диаграмма

    Тип урока: комбинированный.

    Формы работы: беседа, работа в группах, индивидуальная работа.

    Средства обучения:

    Учебно-методические: учебник, рабочая тетрадь,карточки с заданиями.

    Технические : мультимедийный проектор, компьютеры, подключенные к сети Итернет.

    • презентация к уроку ( Приложение 1 );
    • карточки с практической работой по теме ( Приложение2 );
    • карточки для д/з ( Приложение 3 ) .

    Последовательность этапов урока.

    Ход урока:

    Этапы урока

    Содержание урока / Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    АМО «Удачи, друг! »,

    Возьмите соседа за руку, сожмите покрепче, пожелаем друг дугу удачи.

    2. Вхождение или погружение в тему

    АМО «Кластер »

    Учащимся необходимо ответить на ряд вопросов (Слайд 3), основные понятия записываются в кластеры.

    Класс делится на две команды. Каждый член команды по очереди отвечает на вопросы лабиринта. Ответы команд чередуются. Если член команды отвечает неправильно, он не получает балл за ответ и команда пропускает следующий ход. У членов победившей команды есть шанс набрать дополнительные баллы, продолжив игру в лабиринте.

    3. Формирование ожиданий учеников

    АМО «Диаграмма »

    Все учащиеся на выданных заранее прямоугольниках красного цвета пишут свои опасения, а на прямоугольниках зеленого цвета - свои ожидания. Затем приклеивают свои прямоугольники в соответствующий столбик диаграммы. В ходе урока учащиеся могут подойти и снять прямоугольники с реализованными ожиданиями или несбывшимися опасениями. Проанализировать в конце урока какие прямоугольники остались и почему.

    4. Интерактивная лекция

    АМО «Анализ проблемы »

    Учитель формулирует проблему. Каждая мини-группа берет по листу бумаги, делит его на три части и изображает всё, что у него ассоциируется с: 1) причинами проблемы, 2)состоянием проблемы, 3) способами решения проблемы. Каждая группа представляет мини-отчет.

    5. Проработка содержания темы

    АМО «Жизненные ценности »

    6. Подведение итогов

    АМО «Кластер »

    Вернемся к началу урока (кластер), и добавим в наш кластер ещё одну составляющую: мы научились в электронных таблицах строить диаграммы.

    АМО «Диаграмма»

    Проанализировать в конце урока какие прямоугольники остались на диаграмме и почему.

    7. Эмоциональная разрядка

    АМО «Путешествие в детство »

    Сядьте, пожалуйста, поудобнее, закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Вы уже большие, а иногда так хочется побыть детьми. Так давайте не будем себе отказывать, и на несколько минут вернемся в детство! Итак, представьте, что вам 5 лет! Запомните эти приятные ощущения от путешествия в детство.

    1. Инициация

    Здравствуйте, ребята! Как вы уже успели заметить, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Возьмите соседа за руку, сожмите покрепче, пожелайте друг дугу удачи!

    2. Вхождение в тему.

    На слайде презентации вы видите эпиграф нашего урока – это стихотворение написанное учителем, оно действительно подтверждает важность изучения программы Excel в реалиях нашей жизни. Мы уже многое узнали об этой программе и сегодня на уроке продолжим знакомство с ней.

    На предыдущих уроках, изучая тему «Моделирование» мы с вами выяснили, что информационные модели можно представить в виде таблиц. Я предлагаю оформить графически, в виде кластера, материал изучаемой темы «Моделирование». Слайд 3

    А для этого вам предстоит ответить на ряд вопросов.

    Вопросы к составлению кластера:

    1.Для чего мы используем таблицы?

    2.В каких программах мы научились создавать таблицы?

    Замечаете, как разрастается наша схема - кластер?!

    3.Для чего мы использовали таблицы в текстовом редакторе Word ?

    4.Что мы научились делать в табличном процессоре Excel ?

    Молодцы, с помощью схемы мы с вами систематизировали ранее изученный материал. К ней мы еще вернемся, а сейчас я предлагаю вашему вниманию «Лабиринт», пройдя который, вы во-первых, наберете некоторое количество баллов (чтобы получить отметку за работу на уроке), во-вторых вспомните материал предыдущих уроков . Слайд 4

    Класс делится на две команды. Каждый член команды по очереди отвечает на вопросы лабиринта. Ответы команд чередуются. Если член команды отвечает неправильно, он не получает балл за ответ и команда пропускает следующий ход. У членов победившей команды есть шанс набрать дополнительные баллы, продолжив игру в лабиринте.

    Микровывод : оценить работу детей. (Молодцы, вы хорошо поработали и получили соответствующее знаниям количество баллов, которое я попрошу вас записать в тетрадь)

    3. Формирование ожиданий

    Итак, тема нашего урока «Диаграммы». Слайд 5

    Давайте поставим для себя цель, которую хотим достигнуть на уроке. Помогайте мне, продолжая мою мысль.

    • Работая в таблице, я научусь …(наглядно представлять данные в виде диаграммы)

    • Работая в таблице, я сегодня буду развивать… (навык работы с программой, память, мышление)

    Подумайте, чему бы вы хотели научиться сегодня и какие при этом у вас могут возникнуть сложности?

    Все учащиеся на выданных заранее прямоугольниках красного цвета пишут свои опасения, а на прямоугольниках зеленого цвета - свои ожидания. Затем приклеивают свои прямоугольники в соответствующий столбик диаграммы. В ходе урока учащиеся могут подойти и снять прямоугольники с реализованными ожиданиями или несбывшимися опасениями. Проанализировать в конце урока какие прямоугольники остались и почему.

    4. Интерактивная лекция

    А) Постановка задачи.

    На предыдущих уроках мы убедились, что н евозможно быстро и качественно обрабатывать большие объемы однотипной информации, представленной в текстовой форме. Поэтому ее удобнее обрабатывать с помощью таблиц.

    Но всегда ли это удобно?

    Обратимся к примеру (Слайд 6): допустим вам необходимо выступить на школьной конференции, где надо представить климатический портрет месяца, для этого вы целый месяц собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Всю эту информацию вы прилежно заносили в таблицу и вот что у вас получилось: Слайд 7 (таблица)

    Смогут ли слушатели конференции воспринять эту информацию, обработать и сложить представление о погоде в январе?

    (ответы детей – скорее всего, нет.)

    А почему? (ответы детей – информация совершенно не наглядна.)

    Учитель формулирует проблему. Каждая мини-группа берет по листу бумаги, делит его на три части и изображает всё, что у него ассоциируется с: 1) причинами проблемы, 2)состоянием проблемы, 3) способами решения проблемы. Каждая группа представляет мини-отчет.

    Б) Решение проблемы

    Сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой можно с помощью графиков, с которыми мы знакомились на предыдущем уроке и диаграмм. Поработаем с графой «Облачность». По имеющимся данным, очень трудно сказать, какая именно погода преобладала в мае. Упростить ситуацию можно, если на основе имеющейся информации составить дополнительную таблицу, в которой представить количество дней с одинаковой облачностью. Слайд 8

    Наглядное представление тех или иных величин обеспечивают диаграммы. Если сравниваемые величины образуют в сумме 100%, то целесообразно использовать круговые диаграммы. Слайд 9

    Дням с определенной облачностью соответствует свой сектор круга. Площадь этого сектора относится к площади всего круга так, как количество дней с определенной облачностью относится ко всему числу дней в мае.

    Но большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти-шести значений данных.

    В нашем случае эту трудность можно преодолеть за счет уменьшения числа градаций облачности.

    По данной диаграмме можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом месяце преобладали облачные дни, а ясных дней было совсем немного.

    В данном примере для обеспечения большей наглядности мы пожертвовали точностью.

    А вот как обеспечить и точность, и наглядность на диаграмме, мы узнаем на следующем уроке.

    Как же построить круговую диаграмму в программе Excel ? Слайд 9-12

    Для этого необходимо, во-первых, ввести табличные данные на рабочем листе диаграммы, во-вторых, выделить эти данные и воспользоваться мастером диаграмм для пошагового построения диаграммы. Мастер диаграмм можно запустить с помощью соответствующей кнопки на панели инструментов программы или выбрав пункт Меню: Вставка – Диаграмма.

    Выбрать тип диаграммы, в нашем случае - круговая, уточнить исходные данные, задать параметры, выбрать - куда поместить диаграмму: на листе с данными или на отдельном листе и нажать кнопку готово. Диаграмма будет построена.

    Цели урока: научить оформлять данные в электронных таблицах Excel с помощью диаграмм и графиков.

    Задачи урока:

    • познакомить учащихся с алгоритмом построения диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel;
    • научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ;
    • научить анализировать технологию выполнения практического задания;
    • научить систематизировать знания по теме «Построение диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel»
    • закрепить знания по теме при выполнении практического задания.
    • развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
    • формировать самостоятельность обучающихся при выполнении практического задания;
    • воспитывать бережное отношение к ПК, соблюдение ТБ;
    • воспитывать взаимопомощь при работе;
    • формировать умение преодолевать трудности;
    • способствовать развитию умения оценивать свои возможности.
    • формировать аналитическое и логическое мышление обучающихся;
    • развивать умение выделять главное, находить ошибку;
    • развивать навыки самостоятельной работы на компьютере;
    • развивать способности сравнивать, сопоставлять.

    Тип урока: комбинированный урок.

    Возраст учащихся: 9 класс.

    Оборудование: компьютерный класс с мультимедийным проектором.

    Программное обеспечение: MS Excel 2003, интерактивный тест, презентация к уроку.

    Раздаточный материал: карточки для учащихся с индивидуальными заданиями на построение графиков функций.

    План урока

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    На прошлых занятиях мы познакомились с основными принципами решения задач, представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод и копирование данных, выполнять расчеты по формулам, использовать встроенные функции, форматировать содержимое таблицы.

    Сегодня на уроке мы повторим различные способы форматирования текста и таблиц, научимся строить диаграммы, а также их форматировать, т.е. оформлять и делать их более привлекательными, красочными.

    Ребята, давайте вспомним основные понятия:

    • Электронные таблицы – это
    • Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах:
    • Формула – это
    • Относительные ссылки –
    • Абсолютные ссылки –

    Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста. (Учащиеся выполняют тест на ПК по теме «Электронные таблицы». Учитель записывает результаты теста.)

    3. Объяснение нового материала.

    Бывает очень сложно представить числовую информацию визуально, а вместе с этим сделать определенные выводы, увидеть соотношения, провести анализ данных.

    Возможно и вы были в такой ситуации (-Да, при выполнении исследовательских работ, необходимо выполнять такую работу, иногда возникают сложности.)

    Диаграмма - это способ представления данных таблицы в графическом виде, который используется для наглядности анализа и сравнения данных.

    Широко используются в социологии, экономике, геологии, математике, статистике и т.д.

    Типы диаграмм. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм: гистограммы; линейчатые диаграммы; график; круговые и т. д. и 20 нестандартных диаграмм.

    Построение диаграмм осуществляется только при наличии числовых данных.

    Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

    Для наглядного сравнения различных величин используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.

    Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.

    Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.

    Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм. Для создания диаграмм в программе Excel существует Мастер диаграмм. Это средство состоит из набора интерактивных диалоговых окон, которые проведут через весь процесс построения необходимой диаграммы.

    а) Выделить данные.

    б) Задать функцию построения диаграммы Вставка/Диаграмма или Мастер диаграмм.

    В нем прописаны все шаги, выполнение которых приводит к результату.

    Алгоритм построения диаграммы:

    1. Ввести табличные данные;
    2. Выделить данные, необходимые для построения диаграммы;
    3. Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы;
    4. Выбрать тип диаграммы;
    5. Уточнить исходные данные;
    6. Задать параметры построения;
    7. Разместить диаграмму.

    Прошу обратить внимание, что результат можно редактировать, в целом весь объект и каждый элемент по отдельности.

    Легенда – подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием узора или цвета.

    • Название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки)
    • Отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси)
    • Отображение сетки линий (вкладка Линии сетей)
    • Описание построения графиков (вкладка Легенда)
    • Отображение надписей (вкладка Подписи данных)
    • Представление данных (вкладка Таблицы данных)

    4. Творческое задание.

    Предлагаю познакомиться с мастером поближе.

    Построить по данным таблицу и диаграмму, объяснить, что показывает ваша диаграмма, и почему вы выбрали именно этот тип диаграммы для данных показателей.

    Учащимся раздаются разноуровневые задания.

    Задание 1. В Южной Америки самый высокий водопад - Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м. (Цилиндрическую диаграмму)

    Задание 2. Площадь мировых океанов такова: Тихий океан - 178 684 тыс. кв. м., Атлантический - 91 655 тыс. кв. м., Индийский - 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый - 14 756 тыс. кв. м. (чтобы лучше представить себе соотношение площадей четырех океанов Земли, данные таблицы удобно отобразить в виде круговой диаграммы).

    Задание 3. Месячная прибыль фирмы BEC (Barnaul Electric Company) производящей персональные компьютеры за 6 месяцев 2003 года следующая март – 11051$, апрель 11800$, май – 14000$, июнь - 14918$, июль – 16487$, август – 18600$ (Построить график роста прибыли).

    Задание 4. Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил 13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (гистограмму).

    Задание 5. Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %, Кислорода – 22 %, Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.

    Задание 6. Представить с помощью диаграммы динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров на базе процессоров Pentium I и Pentium II:

    Читайте также: