Виды меню которые содержат окна программ реализующих интерфейс windows

Обновлено: 06.07.2024

Интерфейс Windows 10 выполнен в новом и в то же время привычным для пользователей дизайне, он как бы является логическим продолжением интерфейса Windows 7 и 8.1 с дополнением некоторых особенностей: убраны лишние элементы, настройки системы упорядочены и интуитивно понятны, окна и панели получили новый, гармоничный дизайн. Основное управление устройством осуществляется через панель управления «Пуск» и «Проводник файлов» .

Основные действия на рабочем столе

Принципы использования компьютерной мыши и комбинации клавиш остались неизменными в сравнении с операционными системами Windows прошлых поколений.

Для того, чтобы открыть на «Рабочем столе» необходимую Вам папку или приложение, достаточно кликнуть два раза левой клавишей мыши по значку или щелкнуть по нему один раз правой клавишей мыши, далее в контекстном меню выбрать команду «Открыть» .

Для запуска файла посредством другого, нужного Вам, приложения (например: открыть фотографию с помощью другого редактора) требуется кликнуть правой кнопкой мыши на значок этого файла и в контекстном меню выбрать «Открыть с помощью» , далее в таком же меню требуется выбрать нужную программу из списка предложенных.

Удалить файл можно с помощью клавиши «DELETE» предварительно выделив его или с помощью правой кнопки мыши через контекстное меню.

Для копирования файла необходимо один раз кликнуть по нему правой кнопкой мыши, затем выбрать из предложенного списка команду «Копировать» . Далее требуется открыть нужный для копирования раздел, диск, флеш-накопитель или другой съемный накопитель, в контекстном меню выбрать команду «Вставить» .

Чуть ниже представлены основные комбинации клавиш:

Delete – удалить выбранный файл

Alt+F4 – закрыть текущую программу

Alt+Tab – показать

Alt+Shift – сменить язык клавиатуры

Ctrl+C – копировать выбранный файл

Ctrl+V – вставить скопированный файл

Win+Esc – открыть меню «Пуск»

Win + E – запуск Проводника

Win + I – отображение окна настроек Windows 10

Win + L – блокировка рабочего стола

Win + Prnt Scrn – создание скриншота экрана и сохранение его в папке Компьютер/Изображения/ScreenShots

Ctrl + Shift + Esc – запуск диспетчера задач

Ознакомимся с панелью «Пуск»

Панель «Пуск» находится на привычном месте, характерном для интерфейса Windows : слева в нижнем углу, имеет вид белого окошка, при нажатии на них перед нами появляется список установленных приложений, кнопки основных настроек и перекочевавшие из Windows 8 плитки с предустановленными приложениями, которые можно удалить или добавить для удобного запуска программ, не создавая ярлыки на «Рабочем столе» .

  1. программы, которые Вы наиболее часто запускаете на своем компьютере
  2. недавно установленные программы
  3. открыть проводник файлов для работы с папками и файлами, которые хранятся на диске
  4. перезагрузить или выключить компьютер, погрузить Ваше устройство в «Спящий режим»
  5. открыть параметры учетной записи Microsoft или сменить локального пользователя устройства
  6. поиск файлов, папок, приложений или настроек по ключевым словам

7. открыть папку с загрузками файлов из интернета;

8. открыть меню с основными настройками вашего устройства.

Ознакомимся с проводником файлов

Проводник (менеджер) файлов выполняет работу с дисками компьютера: копирование, перемещение папок внутри системы и на внешние накопители, дублирует большинство функций меню «Пуск» за исключением настроек системы, работает с учетными записями и некоторыми другими возможностями.

  1. в данном меню отображаются файлы, которые наиболее часто используются пользователем
  2. отображение ярлыков и папок «Рабочего стола»
  3. открывается привычный пользователю Windows меню управления дисками, флеш-накопителями и DVD-приводами компьютера
  4. папка «Загрузки» с файлами, которые уже были загружены из Интернета. Расположение папки «Загрузки» при необходимости можно поменять (в моем случае это рабочий стол)
  5. быстрый доступ к подключенным накопителям

Настройки персонализации

Для настройки внешнего вида «рабочего стола» достаточно нажать правой кнопкой мыши по свободному пространству на «рабочем столе» и из предложенного списка выбрать строку «персонализация».

«Фон» . Выбрать доступные обои рабочего стола или слайд-шоу (отображение разных обоев через определенный интервал времени). При нажатии на кнопку «Обзор» Вы сможете выбрать свои собственные, сохраненные на Вашем устройстве картинки или фотографии вместо предложенных системой обоев.

«Цвета» . Изменение общего оформления Windows в «Темный» или «Светлый» стиль и выбор основного цвета из предложенной палитры.

«Темы» . Набор фотографий и цветов в одной тематике. Изначально доступно несколько тем, но выбрав пункт «Другие темы» в Microsoft Store, можно скачать понравившиеся темы, шрифты и обои.

«Шрифты» . Выбор размера шрифта и добавление скаченных из интернета.

«Пуск» . Отображения настроек, файлов и последних действий в меню «Пуск»

«Панель управления» . Настройка внешнего вида панели в нижней части рабочего стола.

Окно – прямоугольная область экрана, в которой выполняются различные Windows-программы. Каждая программа имеет свое окно. Все окна имеют одинаковый состав и структуру.


Рис. 12 . Основные элементы окна

В состав окна входят следующие элементы (Рис. 12):


Рис. 13 . Рабочий стол с открытыми окнами

На рисунке, например, показано выполнение двух программ, причем обе они видны на экране: Paint (графическая программа) и WordPad (простой текстовый процессор, входящий в комплект поставки Windows 98). Каждой программе отведено ее собственное окно.

Рамки, окружающие эти окна одинаковые. Такая организация окон означает, что независимо оттого, что у вас открыто в окне, для манипулирования этим окном вы всегда можете пользоваться одинаковым набором инструментов.

Большинство Windows -программ имеют схожий набор инструментов и меню для управления программой и интерфейс. Это позволяет пользователю легко управлять разными по своему назначению программами. Не каждая программа имеет в точности такой же набор инструментов для управления программой и окном. Размеры некоторых маленьких окон изменять нельзя и, следовательно, маркер для изменения таким окнам не нужен. В других окнах нет панелей инструментов. Но большинство окон имеет, по крайней мере, некоторые из инструментов.

Окно может существовать в трех состояниях:

Операции над окнами очень просты.

Полосы прокрутки (Рис. 12)

Для отображения содержимого окна на экране, в случае если размеры содержимого превосходят размеры окна, предназначены вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки. Вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки состоят из трех элементов:



- кнопки вверх и вниз на вертикальной линейке предназначены для прокрутки содержимого экрана на 1 строку соответсвенно вверх или вниз;



- кнопки влево и вправо на горизонтальной линейке предназначены для прокрутки содержимого экрана на 1 столбец соответсвенно влево или вправо;



- бегунок, отображает текущую позицию содержимого экрана по отношению ко всему содержимому окна. Если перетащить мышью бегунок, прокручивается содержимое окна соответсвенно перемещению;



- поле ниже или выше (правее или левее) бегунка. При нажатии левой кнопки мыши на этом поле выполняется прокрутка содержимого окна на 1 экран соответсвенно выше или ниже (правее или левее).

При прокрутке содержимого окна с помощь полосы прокрутки курсор не перемещается из текущей позиции. Для прокручивания содержимого окна с перемещением курсора необходимо использовать клавиши управления курсором.

Закрытие программ

Для закрытия какой-либо программы можно воспользоваться одним из следующих методов ( Рис. 14 ).


Рис. 14 . Различные способы закрытия программ

Контекстное меню (меню быстрого доступа)

Контекстное меню содержит основные команды по управлению объектом.

Для вызова контекстного меню нужно щелкнуть на объекте правой клавишей мыши. Например, если щелкнуть правой клавишей мыши на пиктограмме Мои документы, появится контекстное меню этой папки (Рис. 15), которое содержит определенный перечень опций. Пункты меню выбираются, как обычно, нажатием левой кнопки мыши.


Рис. 15 . Контекстное меню папки


Рис. 16 . Диалоговое окно Запуск программы

Диалоговые окна

Диалоговые окна (Рис. 16) появляются в случае, когда Windows необходима дополнительная информация для выполнения команды. Они могут содержать такие элементы:


– кнопка закрытия окна с сохранением всех измененных параметров;


– кнопка закрытия окна без сохранения измененных параметров;


– кнопка сохранения всех измененных параметров без закрытия окна;


– кнопка закрытия окна, когда измененные параметры уже сохранены;


– поле ввода – ограниченная прямоугольной рамкой область, в которую пользователь может вводить с клавиатуры текст; чтобы ввести данные в поле необходимо сначала щелкнуть в нем мышью;


– счетчик – поле с двумя кнопками справа; можно щелкнуть в него мышью и набрать значения параметра на клавиатуре или щелкать на кнопках: для увеличения параметра - t , для уменьшения – u ;


– поле списка – содержит список объектов, доступных для выбора; если содержимое списка не помещается в видимую часть, то появляются полосы прокрутки для просмотра длинных списков; чтобы выбрать объект следует щелкнуть на нем мышью;


– поле скрытого списка в видимой части имеет только значение текущего параметра, для их открытия необходимо щелкнуть мышью на кнопке 6 ;


– переключатели – круги с черной точкой или без нее, предназначенные для выбора одного из взаимоисключающих режимов;


– флажок – квадратное поле индикатора с меткой a внутри или без нее, используется для включения/ выключения режима (его имя написано рядом), который может находиться во включенном или отключенном состоянии;


– кнопка контекстной справки - для вызова контекстной справки следует щелкнуть ее, а потом неизвестный элемент.

Файлы и папки

Информация на компьютере хранится в файлах. Файлы располагаются в папках. Все папки, вложенные паки и файлы хранятся на накопителе на магнитном диске, или попросту диске.

Файл – поименованная область на диске хранящая информацию. Каждый файл имеет имя и расширение. Расширение указывает на тип файла. Имя файла может иметь до 255 символов; расширение – до 3 символов. Расширение отделяется от имени точкой.


Например: Договор аренды.doc

В имени и расширении файла нельзя использовать следующие символы:

Перед именем файла стоит его значок, который указывает на расширение (тип) файла. Наиболее часто встречаются такие значки файлов:


- файлы с расширением com, exe – исполняемые файлы;


– файлы с расширением bat – пакетные файлы;


– файлы с расширением doc – документы, созданные в текстовом процессоре Microsoft Word;


– файлы с расширением xls – таблицы, созданные в табличном процессоре Microsoft Excel.


– файлы с расширением bmp – рисунки, созданные в графическом редакторе Paint.


– файлы с расширением wbk – копии документов Microsoft Word, сделанные перед их изменением.


Папка (каталог, директория) – поименованное место на диске для хранения файлов. Имя папки может иметь до 255 символов. Каждая папка может включать в себя другие папки, документы, таблицы, рисунки и пр. Совокупность папок образует древовидную структуру ( Рис . 17 ). Если папка X входит в папку Y, то папка Х называется вложенной папкой папки Y .

Для открытия папки необходимо дважды щелкнуть на ее значке. После этого откроется окно, в котором будет представлено содержимое этой папки.

В случае обращения к файлу необходимо указать его путь. Путь – это последовательность из имен логического диска, папок и вложенных папок, разделенных символом «\». Например, обращение к файлу Устав.doc, который находится на диске С: в папке Договора, которая входит в папку Мои документы ( Рис . 17 ):

С:\Мои документы\Договора\Устав.doc

Папка, с которой в данное время работает пользователь, называется открытой (текущей) папкой. Если нужный файл находится в открытой папке, то путь к файлу можно не указывать.

Рис .17 . Пример расположения файлов и папок на диске

Шаблоны файлов (папок)

Для поиска и других операций с использованием имен файлов или над группой файлов можно употреблять символы Ø и ? .

Символ Ø заменяет любую последовательность символов в имени или расширении файла. a Ø - соответствуют имена "a", "ab", "abc", и любые другие, начинающиеся с буквы "a". Ø действует только на одну часть имени файла, то есть " a Ø " - не соответствует "ab.c". Ø . bak - все файлы с расширением bak из текущего каталога; g Ø . d Ø - все файлы с именем, начинающимся с "g" , и с расширением, начинающимся с " d" , из текущего каталога. (Внимание: " Ø a " будет соответствовать любому имени, независимо от количества символов с буквой "a" в конце имени.)

Символ ? заменяет один символ и необходим для ограничения количества букв в имени. Шаблон a? - соответствует именам "a", "ab", "ac" и т.д. . - соответствует любому имени из 4 букв.

Поиск информации

Поиск информации можно вести тремя основными способами: для просмотра имеющейся в компьютере информации можно воспользоваться компонентами Windows 98 Мой компьютер или Проводник, а для непосредственного перехода на интересующий вас файл или папку (если вы точно знаете, как называется этот файл или папка) можно воспользоваться командой Поиск меню Пуск .

Мой компьютер - это инструмент, который позволяет вам просматривать все физические диски вашего компьютера. Любые сетевые диски, к которым у вас открыт доступ, также появляются в окне Мой компьютер , и их можно рассматривать как диски, физически подключенные к вашему компьютеру. Этот метод позволяет вам при поиске нужного файла просматривать всю иерархию папок и вложенных папок.

Подобно средству Мой компьютер, Проводник представляет инструмент просмотра содержимого жесткого (или любого другого) диска на вашем компьютере. В Проводнике не применяется метод последовательного вывода окон на экран. Вместо этого для представления файлов, содержимого дисков и папок в проводнике используется единственное окно, и все ваши действия выполняются внутри этого окна. Здесь предусмотрен двухпанельный метод просмотра содержимого дисков. При этом иерархическое дерево папок отображается на левой панели, а имена вложенных папок и файлов, находящихся внутри выбранной папки, отображаются на правой панели.

Чтобы открыть окно Проводник , выполните одно из следующих действий.

Если вы не знаете, где расположен интересующий вас файл, можно воспользоваться функцией Поиск , которая позволяет просмотреть все диски в поисках конкретного файла. При этом критерием поиска служит любая информация об искомом файле, которую вы можете предоставить.

Для поиска файла выполните следующую процедуру.

Выделение файлов и папок

Копирование файлов и папок

Перемещение файлов выполняется так же, только вместо кнопки используется кнопка .

Если при перемещении рядом с указателем мыши появится + , то будет выполнена операция копирования. Для перемещения следует выполнять эту операцию при нажатой клавише Shift . Если рядом с указателем мыши знака + не будет, то файлы и папки будут перемещены, а для копирования необходимо перетягивать их при нажатой клавише Ctrl .

Для переименования файла или папки следует щелкнуть два раза на имени с большим интервалом. В появившейся рамке с курсором, можно отредактировать имя и нажать Enter . Также для переименования можно щелкнуть правой кнопкой мыши на имени файла или папки и в контекстном меню выбрать команду Переименовать .

Для создания папки необходимо в меню Файл или в контекстном меню выбрать пункт Создать , а затем пункт Папка . В появившейся рамке, ввести имя папки и нажать Enter .


Для создания ярлыка программы необходимо перетянуть файл, который запускает эту программу (файл с расширением exe или com ) в левую часть окна Проводник на имя нужной папки. При перетягивании рядом с указателем мыши появится значок (на рабочем столе).


Для удаления файлов и папок их нужно выделить и нажать клавишу Delete или кнопку , или воспользоваться командой Удалить в контекстном меню.


Для отмены последней операции необходимо нажать кнопку или выбрать соответствующий пункт в меню Правка или контекстном меню.


Каждый объект (файл, папка, диск и пр.) имеет набор параметров. Для их просмотра и изменения следует выделить этот объект и щелкнуть кнопку или в контекстном меню объекта выбрать пункт Свойства .

Справка

Для того чтобы получить справку по любым вопросам, связанным с Windows 98, используйте встроенную справочную систему.

В окне справкии нтересующую информацию можно отыскать, щелкнув на одной из вкладок Содержание, Предметный указатель (напоминает предметный указатель, помещаемый в конце обычной книги) или Поиск.

По аналогии с процедурным и объектным подходом к программированию различают процедурно-ориентированный и объектно-ориентированный подходы к разработке интерфейсов (рис.2).


Рис. 2. Типы интерфейсов

Процедурно-ориентированные интерфейсы используют традиционную модель взаимодействия с пользователем, основанную на понятиях «процедура» и «операция». В рамках этой модели программное обеспечение предоставляет пользователю возможность выполнения некоторых действий, для которых пользователь определяет соответствующие данные и следствием выполне­ния которых является получение желаемых результатов.

Объектно-ориентированные интерфейсы используют несколько иную модель взаимодействия с пользователем, ориентированную на манипулирование объектами предметной области. В рамках этой модели пользователю предоставляется возможность напрямую взаимодействовать с каждым объектом и инициировать выполнение операций, в процессе которых взаимодействуют несколько объектов. Задача пользователя формулируется как целенаправленное изменение некоторого объекта, имеющего внутреннюю структуру, определенное содержание и внешнее символьное или графическое представление. Объект при этом понимается в широком смысле слова, например, модель реальной системы или процесса, база данных, текст и т, п. Пользователю предоставляется возможность создавать объекты, изменять их параметры и связи с другими объектами, а также инициировать взаимодействие этих объектов. Элементы интерфейсов данного типа включены в пользовательский интерфейс Windows, например, пользователь может «взять» файл и «переместить» его в другую папку. Таким образом, он инициирует выполнение операции перемещения файла.

Применение процедурно-ориентированных интерфейсов в данном случае не означает использования структурного подхода к разработке соответствующего программного обеспечения. Более того, реализация современного процедурно-ориентированного пользовательского интерфейса на базе структурного подхода является очень сложной и трудоемкой задачей.

Процедурно-ориентированные пользовательские интерфейсы Объектно-ориентированные пользовательские интерфейсы
Обеспечивают пользователей функциями, необходимыми для выполнения задач Акцент делается на задачи Пиктограммы представляют приложения, окна или операции Содержание папок и справочников отображается с помощью таблиц и списков Обеспечивают пользователям возможность взаимодействия с объектами Акцент делается на входные данные и результаты Пиктограммы представляют объекты Папки и справочники являются визуаль­ными контейнерами объектов

В табл.1 перечислены основные отличия пользовательских моделей интерфейсов процедурного и объектно-ориентированного типов.

Различают процедурно-ориентированные интерфейсы трех типов: «примитивные», меню и со свободной навигацией.

Примитивным называют интерфейс, который организует взаимодействие с пользователем в консольном режиме. Обычно такой интерфейс реализует конкретный сценарий работы программного обеспечения, например: ввод данных - решение задачи - вывод результата (рис.3, а). Единственное отклонение от последовательного процесса, которое обеспечивается данным интерфейсом, заключается в организации цикла для обработки нескольких наборов данных (рис. 3, б). Подобные интерфейсы в настоящее время используют только в процессе обучения программированию или в тех случаях, когда вся программа реализует одну функцию, например, в некоторых системных утилитах.

Интерфейс-меню в отличие от примитивного интерфейса позволяет пользователю выбирать необходимые операции из специального списка, выводимого ему программой. Эти интерфейсы предполагают реализацию множества сценариев работы, последовательность действий в которых определяется пользователем.

Различают одноуровневые и иерархические меню. Первые используют для сравнительно простого управления вычислительным процессом, когда вариантов немного (не более 5-7), и они включают операции одного типа, например, Создать, Открыть, Закрыть и т. п. Вторые - при большом количестве вариантов или их очевидных различиях, например, операции с файлами и операции с данными, хранящимися в этих файлах.




Интерфейсы данного типа несложно реализовать в рамках структурного подхода к программированию. На рис. 4 показана типичная структура алгоритма программы, организующей одноуровневое меню. Алгоритм программы с многоуровневым меню обычно строится по уровням, причем выбор команды на каждом уровне осуществляется так же, как для одноуровневого меню.

Интерфейс-меню предполагает, что программа находится либо в состоянии Уровень меню, либо в состоянии Выполнение операции. В состоянии Уровень меню осуществляется вывод меню соответствующего уровня и выбор нужного пункта меню, а в состоянии Выполнение операции реализуется сценарий выбранной операции. В порядке исключения иногда пользователю предоставляется возможность завершения операции независимо от стадии выполнения сценария и/или программы, например, по нажатию клавиши Esc.


Рис.3. Типичная структура алгоритма программ с примитивным интерфейсом:

а - последовательный; б - с возможностью повторения

Древовидная организация меню предполагает строго ограниченную навигацию: либо переходы «вверх» к корню дерева, либо - «вниз» по выбранной ветви. Каждому уровню иерархического меню соответствует свое определенное окно, содержащее пункты данного уровня. При этом возможны два варианта реализации меню: каждое окно меню занимает весь экран или на экране одновременно присутствуют несколько меню разных уровней. Во втором случае окна меню появляются при выборе пунктов соответствующего верхнего уровня — «выпадающие» меню.


Рис. 8.4. Типичная структура алгоритма программы с одноуровневым меню

В условиях ограниченной навигации независимо от варианта реализации поиск требуемого пункта более чем двухуровневого меню может оказаться непростой задачей.

Интерфейсы-меню в настоящее время также используют редко и только для сравнительно простого программного обеспечения или в разработках, которые должны быть выполнены по структурной технологии и без использования специальных библиотек.

Интерфейсы со свободной навигацией также называют графическими пользовательскими интерфейсами (GUI - Graphic User Interface) или интерфейсами WYSIWYG (What You See Is What You Get - что видишь, то и получишь, т. е., что пользователь видит на экране, то он и получит при печати). Эти названия подчеркивают, что интерфейсы данного типа ориентированы на использование экрана в графическом режиме с высокой разрешающей способностью.

Графические интерфейсы поддерживают концепцию интерактивного взаимодействия с программным обеспечением, осуществляя визуальную обратную связь с пользователем и возможность прямого манипулирования объектами и информацией на экране. Кроме того, интерфейсы данного типа поддерживают концепцию совместимости программ, позволяя перемещать между ними информацию (технология OLE, см. § 1.1).

В отличие от интерфейса-меню интерфейс со свободной навигацией обеспечивает возможность осуществления любых допустимых в конкретном состоянии операций, доступ к которым возможен через различные интерфейсные компоненты. Например, окна программ, реализующих интерфейс Windows, обычно содержат:

• меню различных типов: ниспадающее, кнопочное, контекстное;

• разного рода компоненты ввода данных.

Причем выбор следующей операции в меню осуществляется как мышью, так и с помощью клавиатуры.

Существенной особенностью интерфейсов данного типа является способность изменяться в процессе взаимодействия с пользователем, предлагая выбор только тех операций, которые имеют смысл в конкретной ситуации. Реализуют интерфейсы со свободной навигацией, используя событийное программирование и объектно-ориентированные библиотеки, что предполагает применение визуальных сред разработки программного обеспечения.

Объектно-ориентированные интерфейсы пока представлены только интерфейсом прямого манипулирования. Этот тип интерфейса предполагает, что взаимодействие пользователя с программным обеспечением осуществляется посредством выбора и перемещения пиктограмм, соответствующих объектам предметной области. Для реализации таких интерфейсов также используют событийное программирование и объектно-ориентированные библиотеки.

Сравним четыре указанных типа интерфейсов на конкретном несложном примере.

Пример 8.1. Разработать пользовательский интерфейс программы построения графиков или вывода таблицы функций, техническое задание на которую представлено в § 3.5.

Можно предложить четыре варианта интерфейса, соответствующие рас­смотренным выше типам.

Вариант 1. Использование примитивного интерфейса предполагает, что пользователь сразу определяет все параметры, необходимые программе для построения графика или вывода таблицы, вводя их в ответ на соответствующие запросы программы, после чего программа выполняет необходимые вычисления и выводит результат. Если допустить, что программа будет запрашивать подтверждения завершения обработки, то процесс построения графиков/таблиц можно зациклить. В зависимости от используемых средств мы получим сравнительно простую программу, удовлетворяющую функциональным спецификациям, но ориентированную на единственный сценарий: ввод - обработка - вывод (см. рис. 8.3, б). Данный вариант не удобен для пользователя.

Вариант 2. Можно использовать одноуровневое меню, которое будет включать команды: Функция, Отрезок, Шаг, Тип результата, Выполнить и Выход. При выборе первого пункта меню определяется функция, второго -интервал, третьего - шаг, четвертого - тип результата, пятого - осуществляется операция, и, наконец, последний пункт обеспечивает возможность выхода из программы (рис. 8.5).

Очевидно, что в этом случае обеспечивается более гибкое управление для пользователя, так как фактически предусмотрены следующие сценарии работы:

Ввод функции - Ввод отрезка - Ввод шага - Уточнение вида результата: график/таблица - Вывод результата;

Изменение отрезка - Вывод результата;

Изменение шага - Вывод результата;

Изменение вида результата: график/таблица - Вывод результата и др.


Рис.8.5. Внешний вид окна программы


Вариант 3. Интерфейс со свободной навигацией для данной программы представлен на рис. 8.6. График строится по нажатии кнопки Построить.

Рис. 8.6. Внешний вид окна программы построения графиков/таблиц функций (интерфейс со свободной навигацией) (естественно, обработчик этого события должен предусматривать анализ данных на полноту и совместимость). Менять данные можно в любой момент и в любом порядке, используя соответствующие компоненты ввода-вы­вода.

Вариант 4. Интерфейс прямого манипулирования для данной программы представлен на рис. 8.7. Для того чтобы ввести новую формулу, необходимо взять чистый бланк из папки. Бланк раскрывается двойным щелчком мыши, после чего его необходимо заполнить. Затем его можно «обсчитать», перенеся на пиктограмму компьютера. Заполненные бланки, которые могут еще понадобиться, «кладутся» в папку Функции, остальные - в «корзину».

Менять данные и тип результатов можно в любой момент и в любом по­рядке, «раскрыв» бланк.



Как уже упоминалось в § 3.5, различают также однодокументные (SDI -Single Document Interface) и многодокументные (MDI - Multiple Document Interface) интерфейсы. Однодокументные или «однооконные» интерфейсы организуют работу, как следует из названия, только с одним

Пример окна в OS Windows 7

Папка — контейнер для программ и файлов в графических интерфейсах пользователя, отображаемый на экране с помощью значка, имеющего вид канцелярской папки. Папки используются для упорядочения программ и документов на диске и могут вмещать как файлы, так и другие папки.

Окно, которое открывается при двойном щелчке на папке, называется окном рабочего стола (desktop window).

Приложения открываются в окнах приложений. Окна приложений в значительной степени похожи на окна рабочего стола (desktop windows). Но если в окнах рабочего стола отражаются папки, файлы и физические устройства, то в окнах приложений, как правило, отражаются документы определённого типа.

Многие окна приложений построены на основе MDI-окон (multiple document interface window). MDI интерфейс позволяет в одном окне приложения, например, Microsoft Word, одновременно открыть несколько окон документов. В этом случае заголовок окна состоит из названия открытого документа и названия приложения.

Заголовок окна и его функции

Заголовок окна — прямоугольная область, расположенная в верхней части окна и содержащая название окна.

Заголовок окна

  • Информационная (заголовок окна содержит название приложения, документа или диалогового окна, что позволяет пользователю различать окна);
  • Перемещение окна (drag and drop левой кнопкой мыши на заголовке окна позволяет перемещать окно);
  • Дискретное изменение размеров окна (двойной щелчок на заголовке разворачивает окно на весь экран, повторный двойной щелчок восстанавливает первоначальный размер окна).

Кнопки размеров

Кнопки размеров это кнопки, расположенные у правой границы заголовка, служащие для изменения размеров окна и его закрытия.

Кнопка Свернуть. Щелчок по кнопке Свернуть сворачивает окно и убирает его с Рабочего стола на Панель задач, при этом приложение остаётся открытым и продолжает выполняться. Развернуть окно снова можно щелчком на соответствующей ему кнопке Панели задач.

Чтобы свернуть все открытые окна, необходимо щёлкнуть по значку Свернуть все окна на Панели быстрого запуска в правой стороне.

Кнопка Развернуть. Щелчок по кнопке Развернуть переводит окно в полноэкранный режим. При этом кнопка Развернуть превращается в кнопку Свернуть в окно.

Кнопка Свернуть в окно. Щелчок по этой кнопке переводит окно в промежуточное состояние (т. е. меньше полноэкранного, но не свёрнутое), которое называют нормальным режимом окна.

Кнопка Закрыть. Щелчок по кнопке Закрыть приводит к закрытию окна.

Назначение кнопок представлено в нижеследующей таблице:

Кнопка Результат щелчка на этой кнопке
Свернуть Сворачивает окно
Развернуть Переводит окно в полноэкранный режим
Свернуть в окно Переводит окно в нормальный режим
Закрыть Закрывает окно


Плавное изменение размеров окна

Граница окна. Линии, ограничивающие окно с четырёх сторон, называются границами окна. Размеры окон приложений и документов, находящихся в нормальном режиме, можно плавно изменять, если зацепить и перемещать левой кнопкой мыши границу окна.

Угол окна. Пересечение вертикальной и горизонтальной границы окна называется углом окна. Правый нижний угол окна при наличии строки состояния называется ушком окна. Если зацепить и перемещать левой кнопкой мыши угол окна, то можно изменять горизонтальный и вертикальный размеры окна одновременно.

Назначение элементов окна, позволяющих плавно изменить размер окна, сведены в таблицу ниже:

Элемент Результат перетаскивания этого элемента
Вертикальная граница окна Плавно изменяет размер окна по горизонтали
Горизонтальная граница окна Плавно изменяет размер окна по вертикали
Угол окна / Ушко окна Плавно изменяет размер окна, как по вертикали, так и по горизонтали


Как закрыть окно с клавиатуры

Чтобы закрыть активное окно с клавиатуры, нажмите Alt+F4.

Как завершить работу «зависшего» приложения

Если работающее приложение не реагирует на команды, подаваемые клавиатурой и мышью, то его нельзя завершить обычным способом (например, щелчком на кнопке Закрыть). В этом случае вам следует нажать комбинацию клавиш Ctrl+Shift+Esc или Ctrl+AIt+Delete для отображения окна Диспетчера задач Windows.

В этом окне перейдите на вкладку Приложения.

Щелчком выделите «зависшее» приложение (у такого приложения в столбце Состояние отображается Не отвечает) и щёлкните по кнопке Снять задачу. Следует помнить, что снятие «зависшего» приложения может привести к потере несохраненных данных.

Зависшее приложение

Меню. Основные типы команд меню

Строка меню — это строка, расположенная непосредственно под заголовком окна. Она обеспечивает доступ к большинству команд этого приложения. Чтобы выбрать команду в меню, необходимо щёлкнуть левой кнопкой мыши на требуемом пункте строки меню и в появившемся ниспадающем меню щелчком левой кнопки выбрать нужную вам команду.

С клавиатуры можно осуществить выбор команды меню, нажав клавишу Alt совместно с «горячей клавишей». Обычно это клавиша с той буквой, которая подчёркнута в названии пункта меню. Например, работая в окне Мой компьютер, вы можете открыть меню ид, нажав комбинацию клавиш Alt+B. Для выбора в открывшемся меню нужной команды можно нажать клавишу с буквой, подчёркнутой в названии команды.

Alt+B

Например, для выбора в меню ид команды Сисок вы должны нажать вначале комбинацию клавиш Alt+B, а затем клавишу п.

Выйти из открытого меню без выбора команды можно двойным нажатием клавиши Esc.

Рассмотрим, основные типы команд меню на примере меню Вид окна папки Мой компьютер:

Использование кнопки системного меню

Кнопка системного меню — это значок, находящийся слева в строке заголовка окна и отображающий пиктограмму соответствующего приложения (документа). Щелчок по кнопке системного меню открывает список команд управления окном. С помощью этих команд можно перемещать окно и изменять его размеры. Пользуясь только клавиатурой, открыть системное меню можно, нажав комбинацию клавиш Alt + Space (Alt + Пробел).

Кнопка системного меню

Панель инструментов

Панель инструментов — это набор кнопок, расположенных ниже строки меню и дублирующих наиболее часто используемые команды меню. Задержав указатель мыши на любой кнопке Панели инструментов, можно получить всплывающую подсказку с описанием этой кнопки. Щёлкнув по кнопке Панели инструментов можно активизировать соответствующую команду, не используя строку меню.

Панель инструментов

Строка состояния

Строка состояния — это информационная строка, которая может быть выведена в нижней части окна. В ней может отображаться выполняемое в приложении действие, информация о выделенном объекте (например, его размер) или о назначении выделенного пункта меню.

Строка состояния

Рабочая область. Полоса прокрутки

Для прокрутки содержимого окна на один элемент вниз (вверх, вправо, влево) надо щёлкнуть по треугольнику ▼ внизу (▲ вверху, ► справа, ◄ слева) соответствующей полосы прокрутки. Для быстрой прокрутки по одному элементу надо щёлкнуть по треугольнику и удерживать его. Для прокрутки экранными страницами надо щёлкать на полосе прокрутки между бегунком и направлением движения (треугольником). Для быстрого перехода надо перетащить бегунок левой кнопкой мыши в нужном направлении.

Рабочая область. Полоса прокрутки

Управляющие элементы в диалоговых окнах

Как переключаться между активными окнами

Чтобы переключиться между приложениями, щёлкните мышкой на Панели задач на значке той задачи, куда вы хотите перейти.

Как переключаться между активными окнами

Как переключиться между активными окнами при помощи клавиатуры

Нажмите комбинацию клавиш Alt+Tab и затем, удерживая нажатой клавишу Alt, нажмите клавишу Tab столько раз, сколько потребуется чтобы переместиться в нужное приложение или документ.

Читайте также: