Возврат средств невыясненного поступления как отразить в 1с

Обновлено: 12.07.2024

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2018.

На вопросы отвечает старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ» Тамара Щербина.

В 2018 г. в результате ревизии казенным учреждением была выявлена переплата социального пособия за прошлый год. Как отразить возврат средств в доход бюджета, если организация не наделена полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет?

– С данной ситуацией сталкиваются, в основном, казенные учреждения, функционирующие в сфере социальной поддержки и обслуживания, а также подведомственные им учреждения.

Ответственность за переплату пособия может лежать на:

сотруднике, получившему пособие, в следствии проявления недобросовестности с его стороны;

учреждении, перечисляющем пособие, в следствии допуска счетной или технической ошибки.

В случае, если причиной переплаты является первый вариант, то сумма излишне выплаченного пособия возвращается сотрудником в счет организации.

Если вина за переплату лежит на учреждении, то возврат излишне перечисленной суммы необходимо согласовать с сотрудником, получившим пособие. Данное требование основывается на ст. 1109 ГК РФ, в которой говорится о том, что неосновательное обогащение не подлежит возврату, если «сумма предоставлена гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки». Это значит, что в случае отказа сотрудником учреждения добровольно вернуть сумму переплаты, взыскать ее придется через суд, в котором необходимо представить доказательство того, что переплата была произведена в следствии счетной ошибки.

Если учреждение сталкивается с ситуацией, в которой возместить сумму переплаты с гражданина не является возможным, то сумму необоснованных расходов в бюджет должен возместить сотрудник учреждения, который допустил переплату данного пособия.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 №65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются с кодом экономической классификации 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат». С 01.01.2018 года данная статья была детализирована и суммы переплат социальных пособий, удерживаемых в текущем году за предыдущий, относятся на код 134 «Доходы от компенсации затрат».

Обратите внимание: данное распределение действует в том случае, если дебиторская задолженность отсутствовала на начало года.

Также с 01.01.2018 года суммы переплат в соответствии с Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 г. №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее Инструкция 162н) ведутся на счете 209.34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».

В случае, если допуск переплаты пособия основан на неправильном применении бухгалтером норм законодательных актов или счетных ошибок, сумма переплаты должны быть отражена на забалансовом счете 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок» до ее полного погашения.

Корреспонденции по начислению доходов от внесенных сотрудников сумм переплаты и перечисление их в бюджет учреждением, не наделенным полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет, в соответствии с Инструкцией 162н, представлены в таблице 1.

Таблица 1 «Отражение в текущем году возврата суммы переплаты, произведенной в прошлом году»

Содержание операции

Дебет

Кредит

Документ, выполняемый в программе «1С:БГУ 8»

Отражена на забалансовом счете сумма переплаты пособия

Начислен доход в размере пособия, переплаченного в прошлом году

Сумма переплаты внесена сотрудником в кассу учреждения

Приходный кассовый ордер

Денежный средства из кассы сданы на лицевой счет учреждения

Расходный кассовый ордер

Денежные средства оприходованы на лицевой счет учреждения

Сумма переплаты пособия перечислена с лицевого счета учреждения

Отражена сумма задолженности перед бюджетом по суммы переплаты пособия

С забалансового счета списана сумма переплаты пособия

Далее сумма переплаты отражается в учете вышестоящего учреждения, наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений и перечисляются в бюджет.

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Если компания отправляет неверно оформленную платежную документацию (к примеру, есть ошибки, неточности), казначейство регистрирует невыясненный платеж.

Что собой представляет невыясненный платеж

Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:

Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.

ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.

Учет невыясненных платежей

Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
  • ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
  • ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).

Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.

Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.

Документальное оформление

Особенности создания письма об уточнении

Записка составляется представителем бухотдела или сотрудником с соответствующими полномочиями. На документе обязательно проставляется подпись руководителя фирмы. Если лицо, направившее письмо, узнало об ошибке, актуален следующий порядок действий:

  1. Обращение в банк для получения доказательств о фактическом перечислении средств. Банк должен выдать доказательство в письменной форме.
  2. Отправка в налоговую письма, уточняющего платеж.

Специальной формы для письма нет, поэтому при его составлении можно пользоваться локальными актами. В документе в обязательном порядке прописывается эта информация:

  1. Название структуры, которая получила платеж.
  2. Адрес фирмы.
  3. Данные о получателе платежа.
  4. Номер поручения, составленного с ошибками, дата его создания.
  5. Указание на ошибку (к примеру, неверное указание кодов).
  6. Способ удаления ошибки.

Если в поручении содержится несколько ошибок, отдельно нужно указывать каждую из них. Существуют рекомендательные требования к бумаге:

  • Деловой стиль.
  • Отсутствие двусмысленностей.
  • Краткое изложение исключительно по существу вопроса.

ВНИМАНИЕ! Если из-за ошибок платеж не учтен в расчетной карте, в письме следует сформулировать просьбу перерасчета пени.

ВАЖНО! Сроки отправки письма нормативными актами не установлены. Его можно направлять в любое удобное время.

Существуют следующие способы отправки запроса об уточнении средств:

  • при личной встрече;
  • пользуясь услугами курьерской службы;
  • отправка заказного письма через почту;
  • через интернет.

Как уточнить реквизиты на оплату страховых взносов

Ошибиться можно не только при отправке налоговых платежей, но и при отправке взносов. Уточнять сумму в данном случае нужно в стандартном порядке. Однако существуют некоторые нюансы:

  • Уточнять сумму взносов не нужно в том случае, если информация о сумме учтена на лицевом счете фирмы. Основанием для этого является пункт 9 статьи 45 НК РФ.
  • Порядок уточнения определяется датой, в которую совершен платеж. Если он произведен за отчетный период до 1 января, заявление об уточнении нужно направлять в ПФР. Рассмотрение заявки занимает 5 дней. Если перевод осуществлен после 1 января, заявка направляется в налоговую.

После того как структура рассмотрит документ, принимается решение о возможности уточнения реквизитов.

Особенности возврата невыясненных платежей

Порядок возврата невыясненного платежа в бюджет установлен Порядком №125 от 18 декабря 2013 года. Возврат осуществляется при наличии этих условий:

  • Указанное назначение платежа говорит о том, что платеж отправлен не в бюджет.
  • Зачисление невыясненного платежа выполнено из-за ошибки банковского учреждения.

Возврат может быть выполнен в течение 3 дней. Основание для него – поданная налогоплательщиком заявка на возврат. Составляется она на основании письма от фирмы, поступившего в Казначейство.

Что делать, если условий для возврата, оговоренных законодательно, нет? Для подобных случаев есть другой нормативный акт – статья 1102 ГК РФ. Согласно этой статье лицо, необоснованно получившее чужую собственность, должно ее возвратить. Для возврата фирме нужно обратиться к лицу, которое получило перевод. Если лицо отказалось возвращать средства, фирме следует обратиться в суд.

ВАЖНО! Если фирма получила ошибочный платеж, ей следует в течение 10 дней обратиться в свой банк. Списание возвращенных средств предполагает использование проводки ДТ76 КТ51.

При перечислении налогов, сборов и других платежей в бюджет часто возникают ошибки. Из-за этого казначейство не может установить, от кого поступил платеж. Такие поступления считаются невыясненными. Федеральное Казначейство учитывает эти средства на специальных КБК.

Учет невыясненных поступлений

Чаще всего невыясненные поступления в бюджет появляются, когда налогоплательщики делают ошибки в платежах:

  • неверно указан получатель или отсутствует вовсе;
  • внесенный номер лицевого счета открыт в другом казначействе;
  • номер лицевого счета получателя указан неправильно или не заполнен;
  • КБК приведен с ошибками;
  • не заполнены поля с номером и датой расчетного документа-основания для выплаты средств;
  • поля с кодами ИНН или КПП заполнены с ошибками;
  • указан неверный код ОКАТО;
  • значения в полях с кодами ИНН, КПП и КБК отражены с противоречиями.

Суммы, источник которых не установлен, отражаются по коду 181 «Невыясненные поступления» КОСГУ . В учете доход отражают на счетах:

  • 1 210 82 000 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному»;
  • 1 210 92 000 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет».

Выглядит эта запись так:

ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 181 КРЕДИТ КДБ 1 205 81 660 — поступил платеж, требующий уточнения.

Когда источник платежа установлен, делают обратную запись . Но бывает так, что до конца финансового года платеж уточнить не удается. Тогда при реформации баланса сумму, отраженную на счете 1 210 02 000, списывают на счет 1 401 30 000. При уточнении платежа в следующем году ее восстанавливают.

Администратор доходов бюджета начислил доходы от оказания платных услуг в декабре 2018 года в сумме 200 000 рублей. Платеж поступил в бюджет, но попал в разряд невыясненных поступлений. До конца года уточнить его не удалось. Уточнили платеж только в 2019 году.

В учете бухгалтер сделал записи.

1. В 2018 году:

ДЕБЕТ КДБ 1 205 31 560 КРЕДИТ КДБ 1 401 10 131

— 200 000 руб. — начислены доходы от оказания платных услуг;

ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 181 КРЕДИТ КДБ 1 205 81 660

— 200 000 руб. — отражена сумма дохода, требующего уточнения;

ДЕБЕТ ГКБК 1 401 30 000 КРЕДИТ КДБ 1 210 02 181

— 200 000 руб. — списана сумма невыясненного платежа при завершении финансового года.

2. В 2019 году:

ДЕБЕТ КДБ 1 205 81 560 КРЕДИТ КДБ 1 210 02 181

— 200 000 руб. — уточнена сумма доходов, отнесенная к невыясненным поступлениям;

ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 131 КРЕДИТ КДБ 1 205 31 660

— 200 000 руб. — отражено поступление в бюджет суммы дохода от оказания платных услуг.

Применение аналитических счетов

В последней редакции Инструкции № 157н в едином плане счетов появились новые счета, на которых нужно отражать уточнения поступлений прошлых лет. Применяются следующие аналитические счета:
  • 1 210 82 000 — для уточнения невыясненных поступлений года, предшествующего году уточнения;
  • 1 210 92 000 — для уточнения невыясненных поступлений годов, предшествующих году уточнения, не подлежащих отражению по счету 1 210 82 000.

Операции по уточнению невыясненных поступлений прошлых лет необходимо отражать в обособленном регистре бухгалтерского учета.

ДЕБЕТ КДБ 1 205 81 560 КРЕДИТ КДБ 1 210 82 181

— 200 000 руб. — уточнены суммы доходов, отнесенных к невыясненным поступлениям прошлого года;

ДЕБЕТ КДБ 1 210 82 131 КРЕДИТ КДБ 1 205 31 660

— 200 000 руб. — отражено поступление в бюджет суммы дохода от оказания платных услуг прошлого года.

Чтобы составить отчетность текущего периода, регистр операций по уточнению поступлений обособляется от других операций. Обороты этих аналитических счетов не включают в показатели отчетности текущего года, а исправляют входящие остатки. Если администратор доходов отражает корректировку невыясненных поступлений через дополнительные аналитические счета, то в отчетность за 2019 год эти обороты не включают, а сразу изменяют входящие остатки — в примере это остатки по счетам 1 205 81 000 и 1 205 31 000.

Применение данных счетов нужно согласовать с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств и закрепить в учетной политике учреждения. В этом помогут п. 2 Инструкции № 162н и п. 6 Инструкции № 157н .

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Сотрудник казенного учреждения (орган исполнительной власти) 30 декабря вернул подотчетную сумму. Средства были зачислены как невыясненные поступления по АнКВД 180 (сумма указана в выписке на 31.12.2020). 11 января учреждение отразило перевод проводкой: Дебет 209.36 Кредит 208.12, при уточнении кода дохода оформило проводку: Дебет 210.02 Кредит 209.36. В выписке 2021 года данная сумма отражена по АнКВД 180 с минусом, а по АнКВД 130 с плюсом.
Верно ли оформлен учет поступлений?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, в бюджетном учете казенного учреждения, являющегося администратором невыясненных поступлений, уточнение платежа прошлого года можно оформить с применением счетов 1 205 81 000, 1 209 36 000 и 1 210 82 000. Так как действующим законодательством порядок учета поступлений, подобных рассматриваемому в вопросе, не установлен, выбранный вариант учета следует согласовать с финансовым органом.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что операции по уточнению невыясненных поступлений отражаются на лицевом счете администратора невыясненных поступлений*(1). Для учета расчетов по невыясненным поступлениям используются счета 0 205 81 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям", 0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет". Согласно прямой норме п. 91 Инструкции N 162н поступление сумм доходов, требующих уточнения органами казначейства, администраторами невыясненных поступлений, отражается по дебету счета 0 210 02 181 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет невыясненным поступлениям" и кредиту счета 0 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по невыясненным поступлениям". При выяснении платежа отражаются записи, обратные поступлению. При завершении финансового года суммы администрируемых поступлений, зачисленные в бюджет, должны быть списаны на финансовый результат корреспонденцией, предусмотренной п. 91 Инструкции N 162н.
Вместе с тем в части платежей, поступивших учреждению в прошлом году (прошлые годы), но не уточненных по состоянию на конец текущего финансового года, предназначены специальные счета (п. 227 Инструкции N 157н):
- 0 210 82 000 "Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному";
- 0 210 92 000 "Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет".
С одной стороны, при определенных обстоятельствах можно было бы обойтись без счета 0 210 82 000 и отразить исправление как событие после отчетной даты с использованием счета 0 210 02 000, который в конце года был бы закрыт. Однако в конкретном случае применение специального счета основывается на том, что в Выписке о состоянии лицевого счета уточнение поступления прошло не в 2020, а в 2021 году. Следовательно, закрытие счета 0 205 81 000 должно также отражаться в 2021 году.
Обороты с использованием таких счетов в отчетность 2021 года включаться не будут, а будут корректироваться входящие остатки с отражением данной операции в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173). Соответственно, данный факт целесообразно раскрыть в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).
В свою очередь, для учета расчетов с подотчетными лицами по денежным средствам, выдаваемым им учреждением под отчет, используется счет 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами". Несмотря на то, что сотрудник казенного учреждения вернул выданные под отчет средства, деньги не были зачислены на расходный лицевой счет (03), а отразились в выписке как невыясненное поступление по АнКВД 180 "Прочие доходы". Поэтому считать задолженность сотрудника по возврату подотчетной суммы на конец финансового года исполненной (погашенной) некорректно. Иными словами, закрыть задолженность, учтенную на счете 0 208 12 000 по состоянию на 01.01.2021 в целях ведения учета и составления отчетности за 2020 год не представляется возможным.
Как правило, текущая дебиторская задолженность по расчетам с уволенными сотрудниками или оспариваемая сотрудником задолженность переносится на счет 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" (п. 86 Инструкции N 162н), в 1-17 разрядах которого содержится код классификации расходов бюджета (КРБ). Но следует учитывать, что задолженность, отраженная на счете КРБ 1 209 34 000 и не исполненная на конец отчетного периода, переносится последним рабочим днем отчетного периода на счет 1 209 36 000, в 1-17 разрядах которого должен содержаться код классификации доходов бюджета (КДБ) (смотрите, к примеру, п.п. 1.6, 9.6 приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2019 N 02-06-07/103995, N 07-04-05/02-29148). Однако рассматриваемый в вопросе случай не укладывается в общеустановленный порядок, указанный выше. Так, если ожидается поступление денежных средств, сотрудник не является уволенным и не оспаривает образованную за ним задолженность, то оснований для переноса такой задолженности со счета 1 208 00 000 на счет 1 209 34 000 или 1 209 36 000 у учреждения нет. В то же время, по нашему мнению, в сложившихся обстоятельствах возможности как-то иначе отразить дебиторскую задолженность подотчетного лица в связи с ее фактическим неисполнением, которая перешла на следующий год, у учреждения нет. Поэтому полагаем, что данный показатель может быть сразу перенесен последним рабочим днем отчетного периода со счета 0 208 12 000 на счет 1 209 36 000.
Единый порядок взаимодействия администраторов доходов при выяснении принадлежности платежей, зачисленных в качестве невыясненных поступлений на единый счет бюджета, действующим законодательством РФ не урегулирован. На практике такой порядок устанавливается финансовым органом публично-правового образования*(2).
Наряду с этим с 2021 года необходимо руководствоваться Порядком казначейского обслуживания, утвержденным приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 N 21н (далее - Порядок N 21н). Данный правовой акт устанавливает в том числе порядок казначейского обслуживания бюджетов и поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ. Однако положения Порядка N 21н также не содержат разъяснений относительно правил уточнения невыясненных платежей прошлых лет в текущем году. Нет закрепленных корреспонденций счетов для конкретного случая и в Инструкции N 162н. Поэтому и предложенные в ответе бухгалтерские записи или иной выбранный учреждением вариант отражения данной ситуации в учете необходимо будет согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н.
Таким образом, считаем, что в бюджетном учете казенного учреждения можно оформить следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КДБ 1 210 02 181 Кредит КДБ 1 205 81 661
- 31.12.2020 - отражено поступление невыясненного платежа;
2. Дебет КБД 1 209 36 567 Кредит КРБ 1 208 12 667
- последним рабочим днем 2020 года отражен перенос задолженности подотчетного лица;
3. Дебет КДБ 1 205 81 561 Кредит КДБ 1 210 82 181
- в 2021 году датой Выписки о состоянии лицевого счета отражено уточнение принадлежности невыясненного платежа;
4. Дебет КДБ 1 210 82 136 Кредит КДБ 1 209 36 667
- отражено зачисление денежных средств в доход бюджета в виде возврата дебиторской задолженности прошлых лет.
Обратите внимание, что информация по уточнению невыясненных поступлений прошлых лет осуществляется в обособленном регистре бухгалтерского учета (п. 229 Инструкции N 157н).
Обороты с использованием счета 0 210 82 000 в отчетность 2021 года включаться не будут, а будут корректироваться входящие остатки с отражением данной операции в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173). В частности, при составлении отчетности за 2021 год у учреждения изменится входящий остаток по счету 0 205 81 000 и 0 209 36 000.
Вместе с тем учитывая, что о данном факте учреждению известно уже сейчас (до момента сдачи годовой отчетности за 2020 год), такую информацию следует раскрыть в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

18 января 2021 г.

Читайте также: