Word clock что это

Обновлено: 07.07.2024

Почитал на форуме темы про Wc, все равно немного не въехал.
Имеется Apogee Element 24, подключены ADAT I/O к портам Ada8200. На последнем выставлено Adat In.
Word clock не подключён кабелем.
яверно понимаю что при подключении Adat I/Oдевайсы автоматом синхронизируют клок и WC соединение не нужно?

2. Никогда в Daw не ставил внёсший клок, нужно ли это в моей схеме? И кто будет клоком?
Просто клок можно выбрать в микшере карты, в дау.

2. планирую использовать второй ada8200 через usb stream коробку конвертер.
Я конечно сделаю агрегированное у тройчатой в маке для объединения каналов.
но что мне делать с синком клока для этой второй АДА8200? Правильно понимаю что так же точно достаточно подцепить ADAT I/O и выставить на 8200 Adat в синее, не трогая WC порт?

ну и нужен вердикт что делать в микшере карты и DAW с клоком конкретно: везде по дефолту сейчас стоит Internal. Нужно ли выбирать к примеру в микшере карты internal, в Daw external этой самой карты?

SergM/S

Well-Known Member
1. кабель по вордклок необязателен, но может случиться, что джиттер по нему меньше.
2. внещний\внутренний клок выбираете в карте.
последний абзац - непонятно

baloo

Distor-Dreamer

То есть для адата подключённого у ada8200 выбор подключения WC условно предпочтителен и с выбранным режимом WC Sync, работа интерфейса будет синхронизироваться просто по WC, adat подключение же сохранится?

я там по последнему абзацу подправил, вопрос про сторону настройкисамой DAW по клоку, нужно ли это?

Active Member

baloo

Distor-Dreamer

Интересно и сразу вопросы:

1. Даже не подозревал что можно разделить переходником кабель WC, буду изучать. (Адаты у меня по 150р кабель), да и второй адат кабель нужен чтоб использовать выходы из DAW.
меня что смутило в WC, что там выбор Adat-in или WC, выбор WC не отрубит второй порт 8200 (отвечающий за работу портов выхода 8200)? Это чисто способ синка и на работу адат портов не влияет?

2. Не понятен момент. У этого стримера только 2 adat порта, возможно он и работает синком без WC чисто по Адатам со вторым 8200.. если действительно синкует дефолтно (поизучаю), то не будет мешать WC из карты распараллелиный на обе 8200?

baloo

Distor-Dreamer
USBStreamer - always run as Clock master. Так же есть выбор toslink (Adat)

SergM/S

Well-Known Member
То есть для адата подключённого у ada8200 выбор подключения WC условно предпочтителен и с выбранным режимом WC Sync, работа интерфейса будет синхронизироваться просто по WC, adat подключение же сохранится? клок может идти по шнурку (WC), а может вместе с сигналом по оптике, выбирается переключателем на ада8200. По отдельному шнурку должно быть лучше, на деле - может сильно и не отличаться.
Если пишете в дав, то ада будет мастером, карта слэйвом. Если воспроизводите - наоборот. Про стример не в курсе..

Aleksandr Oleynik

Well-Known Member
@SergM/S, какая разница - запись или воспроизведение? Кого мастером выбрали, тот и будет всегда

baloo

Distor-Dreamer
А выставлять в DAW синхронизацию по клоку надо? Есть вкладка синка с выбором.
Я все таки понимаю ориентироваться на WC шнур, карту ставить мастером, делить клок по WC на оба ada8200?
Выходит карта мастер Выставляется в настройках, обе ада 8200 слейвом при использовании WC, стример непонятно тогда как ставить в цепи.
И что в секвенсере

fakeitback

Super Moderator

Пока была гора оборудования - не парился и соединял всё по вордклоку, коаксиал стоит копейки (я из старых запасов собрал за 10 минут шнурки)

Ничего, потому что DAW никаких 8200 как устройства не видит

Если пишете в дав, то ада будет мастером, карта слэйвом. Если воспроизводите - наоборот. Про стример не в курсе.. Нет, конечно. Из самого названия WORLD CLOCK следует, что некое устройство будет генератором тактовой частоты для ВСЕХ цифровых устройств в студии, все остальные - slave. Чисто эмпирически я для общего клока выбрал бы Apogee.

baloo

Distor-Dreamer
Спасибо за советы. Буду разбираться как куплю вторую 8200. По синку в ДАУ я попутал с миди синком
Active Member

Не брал бы я этот стример. По адату не клочится, задержки не ясны, зачем он в проаудио?
Пусть подороже но например Tascam US-366 или zoom U44. Уже адаты есть, можно жить.

Upd: так есть же behringer Umc1820 - по цене рядом с 8200, 8x8 аналога и это аудиоинтерфейс. С адатом сразу. Воот что вам нужно. Ето если сменить схему записи на - не пользуемся Елементом, записываем через 2 бехра. А мониторить - после записи можно и Элементом.

Aleksandr Oleynik

Well-Known Member
2. планирую использовать второй ada8200 через usb stream коробку конвертер.
Я конечно сделаю агрегированное у тройчатой в маке для объединения каналов.
но что мне делать с синком клока для этой второй АДА8200? Правильно понимаю что так же точно достаточно подцепить ADAT I/O и выставить на 8200 Adat в синее, не трогая WC порт? Скорее всего проблема будет не с wc второй ADA8200, а с самим usb stream конвертором.
ADA умеет получать WC -
SYNC LOCKED LED illuminates when the ADA8200 is the master word clock source,
or when receiving a valid sync signal from an external word clock source (via either ADAT or word clock in).

А будет ли уметь быть Слэйвом этот USB Stream конвертер - на 99%, что нет.
Да и мастер клоком он будет только для подключенной к нему ADA, так как врят ли вы найдёте такой, у которого будет физическое гнездо WC OUT.

Что в итоге случиться у вас с этими совершенно отдельными и не синхронизированными по WC картами (имею в виду Эподжи и USB Stream конвертор)?
Штатный агрегатор Коре Аудио Мак ОС-и их подключит в один пул входо-выходов через программный ресэмплинг.

baloo

Distor-Dreamer

Ну в один пул и хочу, тут без вариантов.
Для usbstreamer есть выбор клока мастер или слейв принудительно. То есть заставить работать синк именно по адат между второй 8200 и стримером как слейв необходимо. Могут быть проблемы? WC подам на обе 8200 c карты.
Задача иметь в микшере Apogee каналы только первой ada, агрегировать со втрой 8200, каналы контрой в свою очередь будут использоваться в DAW.
То есть понятно что об интеграции в микшер карты втрой 8200 речи и нет.
Чем чреват ресемплинг при агрегации? Большие задержки ?

@VR.j, почему это не клочится по адату стример? В описании клок по адат есть.
Люди активно используют его и с bf pro и Uad без жалоб в параллель, все устраивает на отлично как раз.
Не, эти интерфейсы даунгрейд, по сравнению даже с 8200 вроде как. С Behringer интерфейсом уж точно. Не вариант)) последний шумит безбожно и преампы там хуже чем в 8200 сильно.

в идеале взять ещё один элемент повесить его в цепочку и навесить на него вторую 8200 - это самое нативное идеальное решение но брать второй элемент не буду.
вторая ада мне нужна в основном для развёртывания петель эффектов при многоканальной записи.

агрегировать устройства подучится между собой, а вот как клочить не до конца понятно по стримеру.
Ведь получается пока в случае с WC - вторая 8200 слейв к карте, а стример тоже слейв к ней ставить? Заработает ли так связка.. ведь выбранный на второй 8200 - WC sync, отменяет синк по адат с стримером.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Про WordClock

Спрашивают про WordClock. Это замечательно и прекрасно, что люди, занимающиеся прокатом, озадачиваются проблемами звучания, и вникают в тему. Отвечаю.

При переводе аудиосигнала из аналоговой среды в цифровую (посредством импульсно-кодовой модуляции, или PCM) происходит его конвертация, или преобразование. Непрерывная аналоговая синусоида приобретает вид последовательно записанных отдельных (дискретных) значений уровня сигнала (сэмплов). Данный сэмпл также называют «цифровым словом» (Word). Количество сэмплов в секунду называется скоростью сэмплирования, или частотой дискретизации. Максимально возможное количество битов определяет «длину цифрового слова». Наиболее распространенные сейчас – 16 бит, 20 бит и 24 бит. 1 бит отвечает за 6дБ динамического диапазона. Больше битов – больше динамический диапазон. Соответственно, 16 бит = 96дБ, 20 бит = 120дБ, 24 бит = 144дБ.

Но перейдем к частоте дискретизации. Практически любое устройство для цифрового аудио имеет внутри себя тактовый генератор, который задает эту самую частоту для работы всего устройства в целом. Обычно это частоты 44,1кГц и 48кГц, а также их удвоенные значения – 88,2кГц и 96кГц. Первоначальная частота – 44,1кГц была выбрана согласно правилу Найквиста – «скорость сэмплирования определяет верхнюю границу диапазона в соотношении 2,2х1.» Следовательно, для воспроизведения аудио 20кГц необходима скорость сэмплирования, или частота дискретизации, как минимум 44кГц. Соотвественно, если прибор работает на частоте 96кГц, то он обеспечивает верхнюю границу частотного диапазона 43.6кГц. В звукоусилении подобные требования представляются чересчур избыточными.

Проблема появляется при соединении двух и более цифровых устройств. Например, цифровой пульт, внешний ревербератор, подключенный по AES, и контроллер АС, на который сигнал также приходит в цифровом виде. Мало, чтобы у них были одинаковые параметры, например 24бит/48кГц. Необходимо, чтобы их внутренние процессоры получали тактовые импульсы одновременно. Иначе сигнал с пульта, идущий на ревербератор, будет смещен по времени относительно тактового генератора внутри ревера, затем этот смещенный сигнал идет обратно на пульт, затем вся эта каша отправляется на процессор для АС, где совершенно своя история с началом сэмплов. В итоге саунд будет очень далек от ожидаемого.

Решение у этой проблемы довольно простое – необходимо установить для всех цифровых устройств единое время (Clock) для отсчета «цифровых слов» (Word). Например, если имеется несколько цифровых устройств в цепочке, можно один сделать главным (Master), остальные будут подчиненными (Slave), и генератор Мастера будет определять начало отсчета сэмплов для всех устройств. Способ получения устройством внешнего WordClock выбирается на самом устройстве.

Он может приходить на девайс как по отдельному кабелю, так и по первому каналу AES вместе с аудио. Во втором случае устройство выделяет из приходящего сигнала тактовую частоту и просто синхронизирует внутренний генератор с приходящим сигналом.

Это, самое очевидное и простое решение, имеет серьезный минус – качество внутреннего генератора. Самое важное в WordClock – его стабильность. Для любого отдельного устройства стабильность внутреннего генератора не самое важное, важнее качество конвертеров, алгоритмы и т.п. И прибор сам по себе работает великолепно, стабильности генератора для этого достаточно. Но, когда он становится частью системы, эта достаточность превращается в проблему. Решение – внешний WordClock генератор. И здесь опять – стабильность – единственный фактор в качестве прибора. Потому как стабильность внешнего генератора отвечает за звучание системы. Это парадокс цифрового аудио, когда устройство, не имеющее непосредственно к аудиосигналу никакого отношения, определяет его качество. Хотя, почему парадокс? В аналоговом аудио качество напряжения тоже не последний фактор для звучания аудиосистемы.

Среди WordClock генераторов успешно себя зарекомендовала немецкая контора Rosendahl. Их прибор NanoClocks пока что наиболее почитаем в про-аудио среде.

Биг Бен от Апогея тоже называется WC generator, но это какое то другое WC.

Представьте себе группу с барабанщиком, который умеет играть ровно, другими словами – имеет хороший тайминг. Барабанщик задает ритм, все следуют за ним, и группа звучит хорошо. А теперь предположим, что каждый член группы имеет собственный метроном и слушает его вместо барабанщика. Даже если каждый поставил свой метроном в одном темпе и запустил его, как только барабанщик извлек первый звук, время реакции у каждого человека различное — не все поймают клик одновременно. Кроме того, метрономы не могут быть идеально откалиброваны, и не имеют абсолютной стабильности, так что через пару минут все начнут дрейфовать относительно друг от друга. И это будет еще одна посредственная группа.

Как и группе, всем цифровым компонентам аудио-тракта нужны точные часы для того, чтобы аудио и данные, проходя через них, имели одинаковую частоту сэмплирования. Эти часы называются Word Clock (WC), и все цифровые устройства имеют встроенный clock-генератор, задающий частоту сэмплирования. Когда два (или больше) цифровых устройств соединены между собой, важно, чтобы их WC были синхронизированы. Если часы сбивают шаг, приемное устройство может неправильно распознать сигнал, или вообще потерять его, в результате чего возникают щелчки, шумы, или пропадание звука. Однако clock абсолютно важен, всякий раз, когда данные преобразуется между аналоговой и цифровой областью, так что сихронизация преобразователей A-D и D-A имеет фундаментальное значение для качества звука.

Но что делать, если у вас есть больше, чем два цифровых устройства, подключенных вместе?

wc_1

Рекордер может получать тактовую частоту из входящего AES3 сигнала от микрофонного предусилителя, и цифро-аналоговый преобразователь может синхронизироваться от выхода рекордера.

Лучшее решение (если, конечно, имеются соответствующие синхронизирующие входы и выходы) это выбрать одно устройство как «мастер» для синхронизации других устройств.

wc_2

В этой конфигурации WC-генератор предусилителя задает тактовые импульсы и рекордеру, и DA-конвертеру. В этой простой системе, с аудио интерфейсом с встроенными микрофонными предусилителями, подключенном к DAW, только этот интерфейс имеет смысл использовать это в качестве master clock, так как clock будет важнейшим элементом аудио цепи в преобразователе A-D. Если вы должны добавить внешнее цифровое устройство, такое как ревербератор, то его лучше использовать в работе в качестве slave к имеющемуся интерфейсу.

В более сложных системах обычно лучше использовать A-D как мастер clock. Если существует более, чем один из них вам необходимо решить, какой из них следует использовать в качестве master, и все остальное (в том числе другие A-D конвертеры) должны быть скорректированы с ним. В некоторых случаях варианты подключения clock будут навязывать особый способ работы, но если у вас есть выбор, то лучше попробовать все возможные варианты master-устройства, чтобы узнать, какая конфигурация обеспечивает лучшие результаты. Вполне возможно, что будут звуковые различия между разными конфигурациями, потому что (как мы увидим) большинство A-D будет выполнять свою работу несколько по-разному, когда настроены как master или slave.

В целях сохранения формы тактового сигнала важно, чтобы нагрузка на выходном разъеме тактового источника имела соответствующий импеданс. Большинство входов для синхронизации имеют встроенные терминаторы 75?, чтобы правильно нагрузить синхронизирующий выход. Однако, соединяя два различных входа к одному выходу, вы удваиваете терминирующую нагрузку на выходе. В этой конфигурации, необходимо отключить терминирование на входе WC у рекордера, что довольно просто, если у него имеется переключатель терминации «вкл/выкл», и сложнее, если для этого требуется доступ к внутренностям прибора.

wc_3

Это гарантирует, что все будет в точной синхронизации. Чем больше устройств в системе, тем более необходимо использовать единый источник синхронизации для всех.

Альтернативный вариант — использовать одно из устройств, как мастер WC, и использовать усилитель-распределитель WC (дистрибьютор). Дистрибьютор обеспечивает усиление (буферизацию) тактового сигнала, и обеспечивает несколько выходов для других устройств в системе.

wc_4

Какой подход лучше? Кого сделать master-ом? Это зависит от сложности вашей системы, и качества существующих (или планируемых) компонентов. Изучите особенности приборов, и не стесняйтесь консультироваться со специалистами в области создания сложных систем. Однако, в более продуманных и сложных системных студиях и комплексах, где есть множество A-D-D-A конвертеров и много других цифровых приборов, часто бывает более удобный и практичный способ централизованной синхронизации источников и распределения clock от одного для всех других устройств, все из которых настраиваются как slave. Все генераторы синхронизации предоставляют многочисленные выходы word clock и часто несколько AES11, предназначенных специально для синхронизации (AES11 не путать с сигналом AES3).

Также, где master является действительно необходимым – это в системах, которые должны работать вместе с видео, например, в области аудио пост-продакшн для видео.

Точность

Чем выше частота дискретизации, тем большая точность требуется от генератора WC, что, в свою очередь, определяет достоверность записи и воспроизведения аудио-сигнала.

Точность определяется диапазоном возможного отклонения частоты дискретизации на миллион циклов (parts per million – ppm). Стандарт AES112003 подразделяет точность цифрового оборудования на три класса:

Grade 1 с точностью ±1 ppm. Для частоты 44.1 кГц, с точностью данного класса, частота синхронизации в данном классе должна быть между 44.0999559 и 44.1000441 кГц. Для 96 кГц, ±1 ppm представляет собой диапазон между 95.999904 и 96.000096 кГц. Генераторы класса Grade 1 предназначены для синхронизации крупных аудио-систем, но также могут быть использованы для отдельных устройств

Grade 2 с точностью ±10 ppm. Генераторы класса Grade 2 имеют точность в пределах ±10 ppm и, как правило, считаются достаточными для синхронизации оборудования в проджект-применениях

Grade 3 с точностью ±100 ppm. Генераторы класса Grade 3, как правило, используются в Hi-End сфере.

Поможет ли внешний WC-генератор сделать лучше звук в моей системе?

Существует как теория, так и подтвержденная практическая информация, о том, что это может быть возможным. Люди, установившие внешний генератор синхрослова, говорят о явном улучшении качества звука, и как правило, описывают его более открытым и менее жестким. Вы будете наблюдать бОльшую разницу, если установите максимально точный генератор, и правильно его скоммутируете с вашим существующим оборудованием.

Clock, предоставляя точную временную информацию, позволяет цифровому потоку корректно записываться и реконструироваться в аналоговый сигнал, при необходимости. В простейшем случае, Clock идентифицирует, когда во временной шкале каждый sample записи или воспроизведения предоставляет полезную звуковую и дополнительную информацию. Если clock меняет свое значение, аудио сэмплы потенциально воспроизводятся в произвольные или другие времена. Это, в свою очередь, приводит к искажению или изменению воспроизводимой информации, поэтому точность clock имеет исключительно важное значение в поддержании качества звука.

Отклонение от точного времени воспроизведения сэмплов может привести к искаженной форме аналоговой волны. Если изменения частоты сэмплов являются случайными, то в результат фактически добавляется шум, но, если изменения являются периодические, то дополнительные (интермодуляционных) артефакты могут добавляться в сигнал. Эти изменения временных сэмплов называют «джиттером».

Хотя понятие джиттер предполагает случайность в отклонении частоты дискретизации и данных, его возникновение вовсе не случайно. Есть конкретные вещи в схемотехнике clock-генератора, которые его вызывают, и дрожания могут быть сведены к минимуму при правильном проектировании. Улучшения, слышимые при использовании внешнего WC-генератора, являются результатом снижения джиттера (jitter — дрожание).

Имеются два различных типа джиттера.

Второй —это джиттер данных (data), измеряемый в UI, являющийся модуляцией внутренних временных переходов, связанных с изменением бит данных. Это вызвано емкостью кабеля и, кроме всего прочего, изменениями формы волны. Выбор кабеля очень важен. Существует популярное, но совершенно неправильное мнение, что прекрасным удовлетворяющим решением является использование стандартного с двойным экраном микрофонного кабеля для соединений цепей AES/EBU, но это совершенно определенно не так. Первоначальный стандарт AES3 призывает пользоваться кабелем с сопротивлением 110 Ом, в настоящее время имеется альтернативное предложение, которое предлагает использовать для интерфейсов AES/EBU менее омный кабель, что вызывает гораздо меньший джиттер, чем обычный, свитый по длине провод — однако это абсолютно нестандартное решение.

Практически каждое цифровое аудио устройство имеет внутренний цифровой clock. Наиболее часто встречающееся исключение — внешний конвертер D-A, поскольку большинство из них опираются на синхронизирующие сигналы, следующие в том же потоке, что и аудио. Для профессионального формата AES Channel Status Reference данная информация содержится в Byte O bit 6-7, а для пользовательского формата S/PDIF Channel Status Reference — в Byte 3 bit 0-3.

Эта информация напрямую не поможет построить правильно синхронизированную и хорошо звучащую студию, но зато дает представления о количестве информации, движущейся по одному проводу, и необходимости, как важно ей правильно воспользоваться и ее раскодировать.

В типичной project- студии будет хотя бы один внутренний clock в любом отдельном преобразователе A-D, в аудио интерфейсе и в какой-либо внешней цифровой обработке . Этот clock , как правило основан на довольно точном и надежном пьезо-электрическом кристалле, который непрерывно вибрирует с фиксированной частотой и стабильностью, определяемой размерами и формой кристалла. В цифровых аудио приложениях большинство кристаллических clock работают на частоте в 128 раз выше, чем стандартные частоты дискретизации, хотя некоторые действуют с большей кратностью для обеспечения большей точности.

Частота вибрации кристалла кварца может меняться в зависимости от температуры, поэтому для чрезвычайно точных систем кристалл часто размещается изолированно, чтобы обеспечить стабильность рабочей температуры. Для действительно точных систем, более высокой точности, вместо этого используется вибрация таких материалов, как цезий-133 или рубидий-97, но это решение получает весьма дорогостоящим.

Когда объединяются взаимосвязанные цифровые сигналы от различных видов оборудования или источников, жизненно важно, чтобы аудио sample из каждого устройства прибывали в одно, и тоже время таким образом, чтобы их данные могли бы быть использованы совместно или иным образом обработаны. Если они не прибудут вместе, сэмплов из некоторых источников будет не хватать, и могут быть услышаны щелчки или выпадения. Золотое правило — одно устройство должен быть объявлено «master-clock» источником для всей системы, и все остальные должны быть «slave» к этому источнику, чтобы гарантировать, что все генерируют тактовые импульсы в точно то же время.

Подумайте про оркестр – только дирижер управляет оркестром, чтобы вы могли слышать слаженную музыку согласно партитуре!

Кабель - обычный коаксиал 75 Ом + BNC. Не знаю, что там для антенн, я Канаре какой-то юзаю, как-то сдуру много купил, до сих пор израсходовать не могу.

Как передавать клок - в общем пофиг. Если есть возможность передавать вместе с сигналом - нет смысла усложнять систему.

Для клока лучше использовать генератор того устройства, в котором он лучше

Разъемы BNC нужны, ибо устройств может быть больше, чем два. И их тогда удобно вешать на внешний клок.

DAZZER

Электронный англоаудиофил

Devon

Active Member

Да, думаю не нужны. У тебя же на морде Юниверсала есть переключатель, откуда брать клок.

хз, я RME AIO пару дней как купил, очень доволен. На автомате лочится от чего угодно + SteadyClock.

DAZZER

Электронный англоаудиофил

Практически любому современному ЦАП совершенно безразлично, какого качества и откуда на него поступает опорный сигнал. Нужно лишь одно - обеспечить надежный "захват" опорной частоты с помощью быстродействующей PLL, все равно, сами микросхемы ЦАП далее тактирует СОБСТВЕННЫЙ внутренний генератор, и не опорной частотой, а частотой ПЕРЕДИСКРЕТИЗАЦИИ, которая, как минимум, в 64 раза выше частоты пришедшего на вход, как Вы его называете, "клока".
Кстати, именно поэтому использование так называемого "внешеного клока" просто бессмысленно в целях "улучшения звучания", тем более, ОДНОГО единственного цифрового устройства в системе. Всегда, когда только возможно, источником опоры должен являться ВНУТРЕННИЙ генератор прибора! Любого. Это ВСЕГДА лучше. Внешняя опора - вынужденная технологическая мера, неизбежная при синхронизации системы из нескольких цифровых устройств. Не менее, но и, ни в коем случае, не более того!

Абсолютно никакого значения не имеет, кроме технологическо-инсталляционных удобств, и то, откуда Вы берете опору - по выделенному Word Clock, или прямо по входному сигналу.
Исключение из этого правила, пожалуй, только одно - приборы (дорогие, индустриальные) с интерфейсом MADI, но не все, а те, которые были специально сделаны так, чтобы опора передавалась сугубо по WordClock. Все это документируется в мануалах.

Читайте также: