Зачем студенту ориентироваться в современных компьютерных программах

Обновлено: 08.07.2024

Программирование — это процесс и искусство создания компьютерных программ. Сюда входят написание кода и сценария, составление алгоритма, разработка программного обеспечения, вёрстка, дизайн и многое другое. Основа программирования — специальные языки, на которых записываются исходные тексты программ.

Зачем нужно программирование

К 2020 году программирование настолько глубоко вошло в быт, что люди перестали замечать, как изменилась жизнь. Сотни тысяч привычных вещей не существовали бы без программирования или были бы гораздо менее удобными в использовании. Привычные бытовые приборы: микроволновая печь, стиральная машина — работают благодаря заложенным в них программам.

Всего 50 лет назад невозможно было представить, как легко будет найти любую необходимую информацию, насколько экономнее станет использоваться время, затрачиваемое на решение некоторых задач.

Поначалу для каждого крохотного действия приходилось создавать программу с нуля . Сейчас же программ написано такое множество, что в их разнообразии трудно ориентироваться. Например, чтобы смонтировать клип, придётся потратить часы на изучение существующих видеоредакторов и выбор подходящего.

Наше время диктует новые условия буквально в каждой области деятельности. Если компания хочет облегчить жизнь себе и своим клиентам, обойти конкурентов, то будет внедрять компьютерные технологии. Музыкальная индустрия и кино, мультипликация и игры, мобильная связь, банковское дело, дизайн и журналистика — все области тесно переплетены с программированием и используют специальные программы на разных этапах работы.

Языки программирования и сферы их применения

Перед людьми, заинтересованными в изучении программирования, встаёт задача выбора языка. Языки программирования требуют от программиста различного уровня внимания к деталям при реализации алгоритма. В зависимости от области применения и поставленных задач, подбирается подходящий язык программирования: удобный и простой. Правильный выбор языка сэкономит вам время и увеличит производительность.

Мнения о количестве существующих языков программирования расходятся. Каждый день не только совершенствуются старые языки, но и разрабатываются новые, поэтому выбор для изучения велик. Однако наиболее востребованные, популярные и высокооплачиваемые последние несколько лет неизменны. По данным Github, это:

Стоит также обратить внимание на старый добрый язык разметки HTML, вырвавшегося в 2020 году в десятку лидеров TypeScript в рейтинге PYPL, и на перспективных новичков Kotlin, HCL и Go.

Некоторые из них используются для фронтенд-разработки, это HTML, CSS и Javascript. Другие применяются в бэкенде: PHP, Python, Go, Ruby.

Доступность обучения программированию

Изучение языков программирования открывает новые возможности и перспективы для каждого человека. Развитие навыков поможет найти работу мечты в каждой стране мира или же работать удалённо.

Работа программиста высоко оплачивается и будет востребована ещё много лет. Бюро статистики труда прогнозирует к 2026 году 30-процентный рост занятости в области разработки программного обеспечения. Некоторые компании охотно берут способных новичков, в других требуется опыт работы или сертификат об окончании обучения.

Обучение программированию не проблема в нынешних реалиях. Существуют обучающие программы, интенсивы, онлайн-курсы , которые помогут новичку легко вникнуть в суть, и с нуля изучить программирование до того уровня, который позволит работать в интересующей компании.

Согласно исследованиям, Python, HTML и Javascript доступнее всего для изучения и имеют низкий порог вхождения новичков. Они же, по данным исследований TIOBE и PYPL, самые востребованные. Однако не все компании отдают предпочтения традиционному подходу к разработке программного обеспечения, интерес к новым языкам растёт. Знать базовые языки, следить за тенденциями развития новых и по возможности изучать их особенности и есть задача грамотного программиста, смотрящего в будущее.

На бесплатном интенсиве «Основы программирования» вы сможете понять основные принципы большинства языков программирования и выбрать, в какой сфере вам интересно развиваться. Переходите на сайт ниже и регистрируйтесь на мастер-класс, по итогам которого вы получите сертификат и материалы для дальнейшего обучения.


В статье рассмотрены возможности использования компьютеризации (достоинства и недостатки). Авторы особое внимание уделяют способу конструктивного применения компьютера в рамках программы высшего профессионального образования. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию информационных технологий обучения. Она представляет интерес для преподавателей образовательных организаций. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в образовательных организациях.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютеризация, обучающиеся, образовательная организация.

Современные информационные технологии давно и прочно вошли в быт человека, а также в производственную и образовательную сферу. Персональный компьютер с выходом в интернет имеется дома практически у каждого студента или ученика средней общеобразовательной школы, и это считается нормой. Практически во всех школах введены обязательные уроки компьютерной грамотности.

Уроки информатики начинаются с первого класса и продолжаются до окончания школы. Учащиеся осваивают азы компьютерной грамотности, учатся использовать современную технику для решения элементарных учебных задач. Как правило, в рамках школьной программы изучаются основы программирования, работа с текстовым редактором «Word», «Excel» программа для работы с электронными таблицами, а также составление электронных презентаций с помощью «PowerPoint». На изучение информатики отводится несколько часов в неделю. Большинство обучающихся охотно осваивают навыки работы за компьютером, закрепляя их дома при выполнении домашних заданий и подготовке проектов.

Однако, несмотря на активное обучение информатике в школе, многие студенты-первокурсники, приходя в образовательные организации, не умея правильно использовать компьютер и интернет работы. Это является большой проблемой, которая решается на занятиях компьютерной грамотности в высших образовательных организациях. Если студент будет правильно использовать современные информационные технологии в процессе обучения, этот процесс значительно упростится. Проблема всеобщей компьютерной грамотности в образовательных организациях достаточно актуальна, потому что большинство студентов 1–2 курсов воспринимают компьютер неправильно, а именно как средство:

− предназначенное исключительно для игр;

− праздного поиска ненужной информации в интернете;

− для выполнения сугубо утилитарных задач (набор текстов, подготовка электронных презентаций).

Однако, на самом деле данные подходы слишком примитивны. Компьютер — это техническое устройство, которое может выполнять целый комплекс задач, облегчающих получение высшего профессионального образования. Однако не стоит забывать, что у всеобщей компьютеризации образования имеются не только преимущества, но и недостатки.

Использование современных информационных технологий в образовательных организациях имеет следующие преимущества:

− студенты получают возможность полного или частичного дистанционного (заочного) образования;

− обучающийся может в любой момент восполнить существующие пробел в знаниях, проверить и закрепить свои знания, решить учебную задачу без помощи педагога и без поисков литературы по теме в библиотеке;

− высшее образование становится доступным для людей с ограниченными возможностями;

− использование современных информационных технологий делает процесс обучения более интересным (конкретный пример — активное использование интерактивных приемов обучения в электронных учебно-методических комплексах).

Несомненно, все данные преимущества имеют большое значение для обучающихся в образовательных организациях. Из приведенного выше списка самым важным представляются второй и третий пункты. Самостоятельное восполнение пробелов в знаниях имеет большое значение для тех, кто по каким-либо уважительным причинам пропустил много занятий в институте (университете). Самостоятельная работа с электронным учебно-методическим комплексом поможет без труда получить и усвоить необходимые знания и не отстать при этом от студентов, которые уже изучают следующую тему курса. Применение компьютеризации при обучении людей с ограниченными возможностями помогает успешно окончить институт (университет) тем, кто по состоянию здоровья или из-за отсутствия в образовательных организациях доступной среды для инвалидов не может обучаться очно. Таим образом, компьютеризация современного высшего образования — скорее благо, чем «зло».

Однако, наряду с рассмотренными выше достоинствами у компьютеризации обучения в институте (университете) имеются и недостатки. Среди них можно отметить следующие:

− деперсонализация образования (компьютер заменяет общение с преподавателем или научным руководителем — с живым человеком);

− необъективность контроля знаний студентов: если обучающийся будет выполнять одно и то же задание во время занятия в аудитории на листе бумаги и в домашних условиях, у компьютера с доступом в интернет, результат, скорее всего, будет существенно различаться. Во втором случае он будет намного лучше;

− уменьшение ценности и престижа очного образования, уменьшение уровня уважения к труду преподавателя (поскольку живое общение и объяснение легко заменяется компьютером).

Также существует большая вероятность того, что студент, работающий самостоятельно с использованием информационных ресурсов сети интернет, может неправильно ориентироваться в бесконечном потоке информации и делать из полученных знаний неправильные выводы. В связи с этим, можно сделать заключение о том, что в настоящий момент о полном замещении компьютером преподавателя говорить не приходится. Можно говорить лишь о частичном переносе функций преподавателя.

Для того чтобы нивелировать основные недостатки компьютеризации современного высшего образования, необходимо правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в процессе обучения. Для этого необходимо учитывать специфику конкретного высшей образовательной организации, специальности и специализации студента, а также учебных дисциплин, которые он изучает.

В данный период времени принято акцентировать внимание на следующие ключевые направления внедрения компьютерной техники в сферу образования:

− применение компьютерной техники как средства обучения, повышающего уровень учебного процесса, его качество и эффективность;

− использование компьютера в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

− рассмотрение компьютерных и других современных информационных технологий как предмет исследования;

− применение современных информационных технологий в качестве средства формирования творческого мышления обучающегося;

− применение современной компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, различных видов тестирования и диагностики;

− организация коммуникаций на основе применения информационных технологий для передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

− применение современных информационных технологий с целью организации интеллектуального досуга;

− повышение качества управления образовательным учреждением и учебным процессом с использованием системы современных информационных технологий.

Онлайн-курсы в настоящее время очень популярны и позволяют продолжить обучение, находясь в любой точке Земли. Для этого всего лишь имея компьютер и доступ к глобальной сети, Интернет. Перечисленные возможности компьютера, безусловно, могут способствовать не только развитию способностей, формированию навыков и появления самого желания обучиться, но и сопутствовать созданию условий для более быстрого усвоения в полном объеме знаний и умений, которые, безусловно, пригодятся в современном обществе.

Приведенные примеры использования информационных технологий в образовательном процессе являются лишь примерами, и вариативность их использования еще более обширна ввиду быстрого развития самих технологий.Поэтому характерной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех ее основных компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого использования новейших информационных технологий. Информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования.

В наше время компьютер и компьютерные технологии присутствует во всех сферах человеческой жизни: управление производством, управлением и обслуживанием социальной деятельности, автоматизация различных видов работ, выполнение проектных и расчетных работ и т.д,.

Использование компьютерных технологий позволяет создавать базы данных, отчеты. Людям с ограниченными возможностями, инвалидам компьютер помогает получить образование, работать. С созданием всемирной сети Internet человек может получить практически любую информацию, сделать покупки и завести друзей, не выходя из дома. На многих крупных заводах всем производством управляют компьютерные программы. Именно за компьютерными технологиями будущее. Исследования космоса и морских глубин будут доверены компьютерам. Современная наука шагает семимильными шагами, и кто знает, какое изобретение последует дальше.

Жить в современном мире и быть далеким от компьютеров невозможно. Компьютер надолго вошел в нашу жизнь, и сможем ли мы существовать без него в будущем?

Всё больше становится людей, проводящих за компьютером по несколько часов ежедневно. Роль компьютера велика.

В жизни студента значение компьютера как в учебной деятельности так и в быту очень многообразно. Компьютер – это инструмент в обучении, это огромный источник неисчерпаемой информации. Чего здесь только нет: энциклопедии, обучающие игры, словари, рефераты, а также – игры, общение, развлечение, чтение, музыка, фильмы. Если раньше любители чтения забивали свои шкафы толстыми книгами, меломаны – громоздили на полках многочисленные кассеты. Теперь можно купить несколько небольших дисков с большим объёмом информации на них или ещё проще воспользоваться «услугами» интернета.

Для части студентов через компьютер можно почувствовать себя в роли журналиста или компьютерного дизайнера. Нужно просто очень сильно захотеть! Пожалуйста, вступайте в партнёрскую программу, приглашайте своих друзей и зарабатывайте, не тратя на это много сил и времени.

Актуальность исследования

Компьютер– сегодня абсолютно обыденная вещь и в доме и в учебном заведении.
Умение пользоваться компьютером как и другими гаджетами – важный навык для современных ребят. Однако стоит ли ограничивать пользование компьютером? И если да, то как? Эти мысли должны беспокоить педагогов, родителей, да и самого подростка. Где польза, где вред? Как лучше использовать возможности ПК. Как дозировать использование компьютеров в жизни студента и нужно ли?

Цель исследования: выявить уровень обеспеченности и направления использования студентами-первокурсниками компьютерной техникой и интернет, а также степень удовлетворенности от использования ИТ-технологий на учебных занятиях.

Задачи исследования

• проанализировать информацию, характеризующую обеспеченность и направления использования студентами компьютерной техникой и интернет, а также удовлетворённость использования ИТ-технологий на занятиях

• составить перечень рекомендаций для студентов, преподавателей и администрации для эффективного использования ИТ-технологий

Объект исследования:

Предмет исследования

Использование компьютерной техники в жизни студента

Методы исследования:

. В данной работе проведены исследования по использованию компьютеров студентами –первокурсниками в ГБПОУ РО «Сальский аграрно-технический колледж»

Исследования были организованы в 3-х направлениях:

1. Обеспеченность и использование студентами компьютерной техники

2. Сеть Интернет в жизни студента

3. Компьютер на учебных занятиях глазами студентов

Для проведения опроса студентов были разработаны 3 анкеты в соответствии с направлениями исследования. В исследовании принимали участие студенты 1 курса ГБПОУ РО «САТК» различных специальностей. Всего 62 студента

1.Использование студентами компьютерной техникой

Компьютерные технологии накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного подростка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных и интернет технологий, распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на подростков, также изменяется процесс обучения и досуг подростков.

Но хорошо ли, что машины в жизни современного человека, подростка занимают такое важное место? Стоит признать, что современные молодые люди значительно меньше непосредственно общаются друг с другом, отдавая предпочтение виртуальным друзьям. Игры на компьютере ребенку интересны больше, чем строительство шалаша, игра в футбол с друзьями. Несомненно, современный подросток владеет большей информацией, чем его ровесник из 80-х годов.

Но вот насколько будет здоров такой ребенок – вопрос спорный. Длительное пребывание у компьютера приводит к ряду заболеваний. И у людей, работающих на компьютерах, появились профессиональные заболевания. Чаще всего страдает позвоночник и суставы, органы зрения и дыхания.

Вся информация — благодаря Интернету, становится более доступной. Современным студентам теперь не нужно часами сидеть в библиотеках и переписывать материалы из первоисточников. Однако такой легкий способ получения информации из сети делает современных студентов ленивыми, и они меньше вникают в материал и не вникают в проблему самостоятельно.

Несомненно, роль компьютера в современном обществе не только велика, но и уникальна. Вряд ли на нашей планете живет такой человек, который может дать ответ на любой вопрос, точно и в считанные секунды рассчитать траекторию движения ядерной ракеты, или быстро вручную отредактировать фото, которые вы сделали минуту назад. Компьютер в нашей жизни – главный помощник.

Однако стоит помнить, что работа с компьютером не должна перерасти в зависимость. Человек – социальное существо, имеющее чувства и эмоции. И не стоит забывать, что компьютер – это всего лишь машина, состоящая из металла и пластмассы, и все потребности человека машина удовлетворить не сможет никогда.

Исследование:

обеспеченность и направления использования студентами компьютерной техникой (в чел., общее количество опрошенных 62 чел)

Принцип наглядности находит отражение в использовании преподавателями разнообразных наглядных учебных пособий и аудиовизуальных технических средств обучения в педагогически целесообразном их оформлении.

Применение наглядности в процессе преподавания специальных и общетехнических предметов по сравнению с общеобразовательными предметами имеет определенные особенности, связанные со спецификой их содержания и методикой изучения. Если при изучении общеобразовательных предметов наглядное пособие помогает лучше усвоить принцип, основную идею, то при изучении технических предметов на первый план выступают конкретное устройство объекта, рабочая схема, взаимодействие деталей, механизмов и участников процесса.

При обучении правилам и основам безопасности дорожного движения, одной из важных задач является, развитие у обучающихся, зрительной памяти, тактического мышления и умения оперативно решать ситуационные задачи в различных дорожных условиях. Поэтому от того, какие знания и навыки получат будущие водители в учебном заведении, будет зависеть их дальнейшая практическая деятельность при управлении транспортным средством.

Цели уроков при подготовке высококвалифицированных специалистов могут быть достигнуты только при комплексном использовании технических средств обучения и при оборудовании кабинета, в котором проводятся теоретические занятия по Правилам дорожного движения.

Педагогические возможности компьютера, как средства обучения, по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Компьютер совмещает в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности, и вытесняет устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, кодоскопы, обычные магнитофоны, киноустановки и т.д.).

Компьютер позволяет для демонстрации учебного материала использовать анимацию, моделирующую процессы, которые невозможно показать при помощи видео, например, дорожно-транспортное происшествие. Для этих целей применяется программа “Мастерство вождения”.

В условиях компьютерного обучения, процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным, а обратная связь учащихся с преподавателем – более систематической и продуктивной.

Обучение с использованием компьютерной техники требует иного подхода, чем при традиционных формах урока, поэтому, разработаны новые методические направления для проведения занятий с применением визуальных электронных средств обучения, диагностирующих и обучающих программ, которые применяются также при изучении предметов “Устройство автомобилей” и “Техническое обслуживание и ремонт автомобилей”.

Компьютер также используется для ведения учебно-программной документации, текущего и перспективного планирования работы, контроля успеваемости и посещаемости, составления экзаменационных ведомостей, подготовки документов для сдачи экзаменов в ГИБДД.

Применение в учебном процессе мультимедийных компьютерных технологий, повышает интерес к предмету, позволяет организовать самостоятельную работу учащихся и получить навыки самоконтроля. Способствует развитию зрительной памяти, тактического мышления и умению оперативно решать ситуационные задачи в различных дорожных условиях, что в конечном итоге ведет к повышению безопасности на дорогах, сохранности материальных ценностей, жизни и здоровья людей.

Применение компьютера позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс, при этом значительно уменьшив время домашней подготовки преподавателя к урокам и повысив эффективность изложения учебного материала.

Автоматизированный Обучающий Комплекс Марка ОТКВ-2 – компьютерный тренажер по управлению автомобилем. Он предназначен для практической подготовки водителей транспортных средств категории «В». На этом автотренажёре отрабатываются различные дорожно-транспортные ситуации:

1. Оживлённая трасса.

2. Пешеход на трассе.

3. Обгон трейлера.

4. Встречное движение.

5. Пробка у светофора и др..

«У нас есть отличные компьютерные автотренажеры. Мы учимся соблюдать безопасность дорожного движения».

Состо я ние безо п асности дорожного движения на автомобильном тра н спорте Российской Федерации по-прежнему продолжает оставаться серьез н ой социально-экономи ч еской проблемой. Хотя за последни е годы и наметилась тенде н ция сниже н ия абсолютных показателей аварийности, уров е нь ее остается высоким.

По основным показателям аварий н ости на автомобильном тра н спорте Россия н аходится на одном из последних мест сред и развитых стран Европы.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов Михаил Юрьевич

Статья посвящена использованию информационных технологий в процессе обучения студентов . В ней рассматриваются основные способы внедрения информационных технологий (ИТ), способствующих активизации познавательного интереса у обучающихся в ВУЗе. Аргументирована актуальность использования ИТ, раскрыта потребность в модернизации образовательного процесса , описаны преимущества, недостатки, а так же проблемы внедрения ИТ в современное образование.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлов Михаил Юрьевич

Мобильные информационно-коммуникативные технологии обучения в профессиональной подготовке инженеров Информационные ресурсы преподавания театральных дисциплин Использование современных мобильных устройств при обучении математике в вузе с целью активизации самостоятельной работы студентов Использование современных информационных технологий в медицинском последипломном образовательном процессе Применение информационных технологий дистанционного обучения в КНИТУ i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Use of information technologies in the process of teaching students

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в процессе обучения студентов»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Неотъемлемой частью жизни современного человека являются информационные технологии. Процесс информатизации охватил все сферы нашей жизни: экономика, образование, наука. Он включает в себя возможность получения информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы.

Одним из главных направлений процесса информатизации общества является информатизация образования, так как процесс приобретения новых знаний становится проще, доступнее, обеспечивает возможность получать любые знания, не выходя из дома. ИТ способствуют развитию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, а также активизируют интерес студентов, ведь ни для кого не секрет, что различные гаджеты - главные атрибуты современного человека [3]. Информационные технологии предоставляют студентам и преподавателям возможность:

-сделать обучение более эффективным;

-сократить трату времени на поиск и запись информации, увеличив, тем самым, время на практическую деятельность;

-дать возможность индивидуального обучения, сделав процесс образования открытым;

-сделать интересным процесс обучения для категории студентов, отличающихся способностями, стилем обучения, а также для студентов с нарушениями здоровья;

-разнообразить учебную деятельность.

Модернизация учебного процесса требует перехода от пассивных, главным образом, лекционных способов усвоения материала к активным, таким как самостоятельная и коллективная работа, исследовательская деятельность, ориентированность на практику. Нельзя упускать из вида тот факт, что объём информации и знаний постоянно растёт, а количество отведённого времени для изучения предметов остаётся неизменным. Процесс информатизации позволяет преподавателям расширить круг знаний студентов, что, в свою очередь, положительно влияет на уровень их подготовки в целом [8].

Мы обозначили основные способы внедрения ИТ в процесс обучения студентов:

Электронные учебники. Электронный учебник - это электронное учебное издание, альтернатива бумажным изданиям. В нём содержатся материалы по основным образовательным программам, а также приложения в виде таблиц, ил-

люстраций и тестов. Использование электронного учебника, как отмечают учителя, отличается простотой, удобством использования и полнотой содержания. Студент может читать текст прямо с экрана мобильного телефона, ноутбука или планшета, это позволяет вовлекать в процесс обучения всех учащихся, так как это для них ново и интересно. Ещё одним плюсом является то, что использование ЭУ экономически выгодно. Не все студенты готовы покупать дорогостоящие печатные издания, а у некоторых отсутствует возможность частого посещения библиотечного центра, электронная версия стоит гораздо меньше и при этом постоянно обновляется и дополняется. Важным преимуществом электронного издания является интерактивность. Учащиеся могут открывать аудиофайлы, видеоролики, копии различных документов, переходить по смежным ссылкам, расширяя свои знания.

Имея множество преимуществ, электронные версии нуждаются в доработке. В частности, невозможность воспроизведения электронных версий на некоторых устройствах, отсутствие технического обеспечения в школах, родители озадачены вопросом безопасности использования ЭУ для здоровья ребёнка.

Чтобы проверить, действительно ли степень полезности ЭУ соответствует заявленной, мы использовали их в 9-х классах и на лекциях у 1-ого курса университета.

Школьники и студенты с удивлением отреагировали на данный эксперимент. Эксперимент продлился месяц, после чего мы провели опрос, в результате которого была получена следующая информация: обучающиеся были рады тому факту, что не было необходимости приносить с собой бумажные издания, воспроизводили аудио и видео контент несколько раз подряд в том случае, если возникали затруднения в понимании материала. Некоторые студенты скачали себе электронное издание на смартфон и использовали его в течение лекции. Мы заметили всплеск познавательной активности у обучающихся, а многие отмечали, что работа с ЭУ интереснее и удобнее, нежели с книжным изданием. По результатам эксперимента можно сделать вывод, что наблюдается положительный результат применения ЭУ в образовательном процессе.

В течение вышеописанного эксперимента мы также предприняли попытку внедрения данного способа в процесс обучения наряду с электронными учеб-

никами. Результаты не переставали удивлять. Проведенный после применения электронных тренажеров контроль знаний показал улучшение понимания и запоминания сложного научного материала более чем у 80% учащихся 9-ого класса и у не менее 60% студентов ВУЗа. Это говорит о высокой степени полезности данного способа внедрения ИТ, но, к сожалению, не всегда удается его осуществить по причинам, о которых мы поговорим позже, обсуждая проблемы внедрения ИТ.

Электронные тестовые системы. Внедрение электронных тестовых систем является наиболее быстрым способом проверки полученных знаний и, как следствие, оперативной работой над пробелами. Использование электронных тестовых систем возможно как на компьютере, так и на телефоне с доступом в интернет. Тесты позволяют преподавателю провести быструю проверку усвоения знаний студентами, помогают увидеть, на что нужно обратить внимание на следующем занятии, для студентов же делают занятие более интересным и насыщенным. Также тестовые системы являются удобным средством сбора статистических данных [4].

Мультимедийное сопровождение процесса обучения. Мультимедийное сопровождение - одно из самых распространённых примеров использования ИТ в образовании. Отличительной его особенностью является информативность и зрелищность. Иллюстративные примеры, видеоролики и аудиофайлы позволяют учащимся легко усвоить материал. Правильно подобранные элементы помогают преподавателю сделать занятие интересным и содержательным. [1]

Однако постоянное использование мультимедиа сопровождения может стать обыденностью, что не позволит в дальнейшем достигать желаемого эффекта.

Дистанционное обучение (ДО). ДО - это взаимодействие преподавателя и студентов на расстоянии. Ведущим средством ДО являются информационные технологии. ДО позволяет снизить затраты преподавателей и студентов ( оплата жилья, аренда помещения и т.д.), обучать одновременно большое количество человек, находящихся на значительно расстоянии друг от друга, повысить качество обучения за счёт использования электронных библиотек и сетевых ресурсов, важнейшим преимуществом ДО является гибкость - студенты могут получать знания в удобное время и в любом месте. ДО доступны все перечисленные виды ИТ.

зование мобильных приложений в ходе лекции позволяет решать поставленные задачи и направлять внимание студентов на изучаемый объект.

Создание видеороликов для демонстрации практической деятельности вне учебного заведения - еще один метод использования ИТ, который активизирует познавательную активность студентов в свободное от учёбы время. Демонстрируя видеоролики на семинарах и конференциях, они смогут поделиться опытом с коллегами, а также повысить навык владения техническими средствами обработки информации.

Проведение видеоконференций с целью обмена знаниями с людьми из других регионов России, а также из других стран. Опыт и знания наших и иностранных коллег поможет обучающимся в освоении будущей профессии. Но организация поездки за границу является роскошью для многих студентов. Именно поэтому намного практичнее связаться с людьми из другой страны с помощью видеоконференции.

В дополнение к сказанному выше мы приведем еще несколько способов, но без подробного описания: использование ноутбуков для записи конспектов лекций, установка автоматизированных систем голосования, изучение робототехники для моделирования различных процессов; 3D прогулки по интересным местам.

Современные проблемы внедрения ИТ в образование. Анализ литературы и обобщение собственного опыта позволяют нам выделить ряд проблем, связанных с информатизацией процесса образования.

Ограничение времени использования ПК и других гаджетов на лекциях. Эта проблема связана с санитарно-гигиеническими нормами. Данные нормы весьма обоснованы, поэтому время, отведённое ИТ на лекциях должно быть регламентировано.

Недостаточная материально-техническая база образовательных учреждений. Как правило достаточное количество компьютерной техники находится только в компьютерном классе. Решением этой проблемы может стать создание расписания использования кабинетов ИТ, использование личных мобильных устройств, ноутбуков и планшетов.

Конкуренция с традиционной системой обучения, неподготовленность педагогов. В большинстве случаев преподаватели не готовы к внедрению ИТ в образовательный процесс. Это связано с недостаточной компьютерной грамотностью, нехваткой времени и материально-технического обеспечения, а также с нежеланием отходить от проверенной временем традиционной системы обучения. Решением данной проблемы может стать подготовка преподавателей и повышение их квалификации с использованием ИТ, демонстрация преимуществ, которые способны внести в образовательный процесс, иллюстрация возможности совместного использования компьютеров с другими техническими средствами [6].

Недостаточный уровень знаний ПК у студентов. Так как основное использование студентами ПК - досуговое, то роль преподавателя состоит в том, чтобы

показать студентам, как ПК может помочь им в учёбе. Здесь важна систематичная и целенаправленная работа по использованию ПК, формирование у студентов понимания, что компьютер и ИТ при грамотном использовании могут стать главными помощниками в решении различных задач [5].

Целесообразность использования ИТ в образовательном процессе. Данная проблема - обобщение всех, указанных выше. Ежедневно возрастает потребность общества в подготовке людей, владеющих ИТ.

Таким образом, мы видим, что проблема внедрения ИТ в образовательный процесс многогранна , и должна решаться комплексно. Её решение способствует модернизации образовательного процесса, делает удобным, гибким и доступным. Информатизация процесса обучения повысит уровень познавательной активности студентов, что улучшит их профессиональную подготовку в целом.

Информатизация образования ведет к изменению существенных сторон образовательного процесса. Изменяется деятельность студента и преподавателя. Студент может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в действиях. Преподаватель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать , следить динамику обучения и развития студента. Следует сказать, однако, что масса преподавателей не готова к переходу от лекционной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. Электронная техника пока используется в основном как вспомогательное средство обучения. В определенной мере преподаватели правы: компьютер и новые информационные технологии постепенно будут менять процесс и, вероятно, не заменят полностью традиционные технологии обучения. Но, тем не менее, научно- технический прогресс не стоит на месте, и уже само государство предлагает новые стандарты образования и, например, обязует издательства создавать электронные варианты учебных пособий [2]. Можно предположить, что в связи с нарастающим объемом информации, в будущем проблема грамотного использования ИТ приобретет глобальный характер, именно поэтому преподавателям средних школ и ВУЗов необходимо пересмотреть свои позиции относительно грамотного использования ИТ на занятиях. Уже не новость, что образование бьет тревогу из-за того, что детей и студентов поработили гаджеты и удивить чем бы то ни было современную молодежь всё труднее и труднее. Отсюда появляется потребность в модернизации образовательного процесса, либо в создании качественно новой системы образования и образовательных стандартов, которые исключат неправильное использование ИТ во время обучения не только учениками и студентами, но и самим преподавателем. Но, несмотря на то, что развитие технических средств обработки информации идёт ускоренными темпами, сама наука информатика относительно молода, поэтому система образования не успевает следовать за её постоянными изменениями. В будущем информационные и мультимедиа технологии смогут дать студенту то, что не даст ни преподаватель, ни бумажные источники

- а именно наглядную, детальную демонстрацию трудового процесса, практическую часть, которая будет подкреплена теоретической частью лекции, что в совокупности позволит студенту стать высококлассным специалистом в своей области.

1. Абдуллаев А.Н. Некоторые методические особенности применения информационных технологий в процессе обучения математике / А. Н. Абдуллаев, А. И. Игнатов, К. Останов // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1405-1408.

2. Бастриков М.В. Пономарев О.П. Информационные технологии управления: Учебное пособие. М.- Л.: Изд-во Ин-та «КВШУ», 2005. 140 с.

3. Берулава, Г.А. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий / Берулава Г.А., Дружинина А.В., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова Т.С., Исталиева С.К., Кадырова Л.Р. //Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 83-89.

4. Горбунова Л. И. Использование информационных технологий в процессе обучения Л. И. Горбунова, Е. А. Субботина // Молодой ученый. 2013. №4. С. 544-547.

5. Молоткова Н.В., Сахаров И.С. Качество услуг ИТ, организационно-технологические решения: учебное пособие. М.- Л.: Издательство Тамбовского гос. техн. университета 2008. 92 с.

6. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.- Л.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

7. Сафонов В.И. Проблемы внедрения КТО в учебный процесс // Интеграция образования. 2007. №2. С.53-57.

8. Сулейманов Р.Р. Методика решения учебных задач средствами программирования: методическое пособие. М.- Л.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 188 с.

Читайте также: