Золотое сечение в фотошопе как включить

Обновлено: 03.07.2024

Существует ряд «правил композиции», которые мы можем использовать для усовершенствования наших изображений. Наиболее широко известные из них формулировались веками художниками, работающими в различных визуальных средах, от архитектуры до живописи и фотографии. В этом уроке мы рассмотрим три композиционных правила, с иллюстрирующими их примерами, и обсудим, почему их можно считать полезными творческими инструментами.

Правило третей

«Правило третей» является наиболее популярной техникой из известной художникам визуальных искусств. Проще говоря, идея состоит в том, что значимые композиционные элементы должны быть размещены вдоль воображаемых линий, которые разделяют изображение на трети, по горизонтали и по вертикали. Элементы, представляющие особый интерес, могут быть размещены на пересечении этих линий для создания более выразительной и динамичной композиции, как продемонстрировано на паре изображений ниже.

Композиция идеально центрирована по песчаной дюне.

Здесь гребень дюны и горизонт расположены вдоль воображаемых линий, разбивающих изображение на сетку 3 x 3.

Правило третей впервые сформулировано в литературе художником Джоном Томасом Смитом в 1797. Однако примеры предметов искусства, в которых данное правило было применено, могут быть найдены в художественных традициях с самых древних времен. Искусство восточной Азии особенно известно использованием ассиметричных композиций.

Итак, почему же использование правила третей помогает создать интересные изображения?

Асимметрия

С любой из рассмотренных в данной статье техник мы стремимся выделить определенные элементы изображения и установить баланс между элементами.

Формирование композиции по «третям» зачастую вводит в кадр асимметрию, помогающую придать изображению ощущение драматичности, которое может отсутствовать в идеально симметричной картинке.

На изображении ниже вы можете видеть, что глаза модели и лошади расположены вдоль воображаемой сетки. Правый глаз лошади находится на пересечении двух линий. Глаза, очевидно, являются сильными композиционными элементами. Наш взгляд естественным образом притягивается к глазам других. Расположение важных элементов наподобие этих – будь то часть тела или продукт на продажу – вдоль данных линий помогает привлечь к ним внимание.

Обратите внимание на расположение глаз модели и лошади вдоль линий сетки, разделяющей кадр на три части по обеим сторонам

Обратите внимание на расположение глаз модели и лошади вдоль линий сетки, разделяющей кадр на три части по обеим сторонам. При съемке людей или животных глаза обычно являются хорошим композиционным элементом для выделения.

Отметим, что, несмотря на очевидные преимущества использования правила третей при изначальном построении кадра, вы еще можете воспользоваться им при постобработке, произведя КАДРИРОВАНИЕ. Фактически, самый быстрый способ натренировать себя на то, чтобы «видеть» трети, - это потратить некоторое время на эксперимент с кадрированием ваших уже существующих снимков и сравнить обе версии.

Динамический баланс

В дополнение к тому, что правило третей полезно для определения расположения мелких деталей, таких как глаза модели, оно также может быть использовано с крупными элементами, влияющими на общий баланс в композиции. Пейзажное изображение в начале статьи является хорошим примером того, как правило третей может быть использовано для настройки позиции линии горизонта и основных геологических элементов..

Золотое сечение

Еще одна визуальная концепция родом из древности, и все еще используемая в наши дни, пришла к нам из искусства Древней Греции. Она известна под названием золотое сечение (а также золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении). Мы обсудим лежащие в ее основе математические расчеты чуть позже, но ее суть, - как и в случае с правилом третей, - состоит в разделении изображения на прямоугольные сегменты.

Эти «золотые прямоугольники» имеют пропорции, которые, по мнению древних греков, были особенно гармоничны и приятны глазу. Расположение композиционных элементов особой важности либо внутри, либо на пересечении данных прямоугольников, может помочь выделить их и создать хорошо сбалансированное изображение, вроде того, что вы видите ниже.

В данном кадре присутствует приятный баланс между основным объектом и окружением

В данном кадре присутствует приятный баланс между основным объектом и окружением. Композиция была составлена в соответствии с правилом золотого сечения, которое я поясню ниже.

Расчеты в основе правила золотого сечения менее очевидны, чем те, что используются для правила третей, так что оно немного менее широко известно среди художников, чем, скажем, среди математиков или инженеров. Но ознакомиться, по крайней мере с основами концепции стоит.

Золотое сечение приблизительно равно 1:1,6, или точнее, 3/8:5/8. На изображении ниже вы видите два отрезка, a и b. Отрезок a в 1,6 раз длиннее отрезка b. И комбинированный сегмент, a+b, также в 1,6 раз длиннее отрезка a. Так что пропорции отрезков a и b представляют собой золотой сечение.

Визуальное представление элементов золотого сечения

Визуальное представление элементов золотого сечения.

Золотой прямоугольник (изображен ниже) – этот тот, короткая (a) и длинная (a+b) стороны которого находятся в соотношении 1:1,6 друг к другу. Любой золотой прямоугольник можно далее поделить линией, которая разобьет длинную сторону в том же соотношении. Именно это сделано на иллюстрации ниже для создания отрезка b. Вы можете продолжить это деление для получения все меньших и меньших прямоугольников, один внутри другого.

Вертикальная линия, расположенная примерно на 3/8 расстояния от левого края отмечает края нашего первого золотого треугольника

Вертикальная линия, расположенная примерно на 3/8 расстояния от левого края отмечает края нашего первого золотого треугольника.

Горизонтальная линия, размещенная примерно на 3/8 расстояния от верхнего края, создает второй золотой прямоугольник

Горизонтальная линия, размещенная примерно на 3/8 расстояния от верхнего края, создает второй золотой прямоугольник.

Так как же именно это работает, говоря о композиции? Давайте внимательнее рассмотрим фотографию, с которой начинается данный раздел. Поскольку соотношение 1:1,6 визуализировать не так просто, мы можем вместо этого рассматривать его как 3/8:5/8, что означает, что мы стремимся поделить кадр на 3/8 вдоль одной из сторон (чуть меньше, чем наполовину). Именно это исполнено на первом изображении ниже, от левого края проведена вертикальная линия примерно на 3/8 длины большей стороны.

Создав первый золотой прямоугольник, мы можем повторить процесс и очертить также второй, поменьше, внутри первого, как вы можете видеть на втором кадре выше. Наиболее драматично освещенная часть тела модели расположена внутри нашего первого прямоугольника. Большая часть ее лица находится во втором. Это показывает, что посредством заключения композиционно важных элементов внутри этих прямоугольников, мы можем привлечь к ним внимание. Так же, как и в случае с правилом третей, данный подход создает ассиметричную композицию, которая служит для направления взгляда зрителя.

Вы можете продолжить разделять кадры на более и более мелкие прямоугольники, добавляя вертикальные и горизонтальные линии

Вы можете продолжить разделять кадры на более и более мелкие прямоугольники, добавляя вертикальные и горизонтальные линии в последовательности, при которой соблюдается золотое сечение 3/8:5/8. На данном изображении наименьший прямоугольник (синий) расположен точно вокруг самой близкой к камере части лица модели.

Диагонали

Художники уже давно интуитивно поняли, что использование диагональных элементов – еще один способ создать драму в одномерной композиции. Диагональные линии направляют взгляд через изображение и помогают создать ощущение движения. В пейзажной фотографии диагонали часто образуются из дорог, рек, стен или других «линейных» предметов.

На данном изображении присутствуют ярко выраженные диагонали

На данном изображении присутствуют ярко выраженные диагонали, сформированные линиями рук модели и струящимся материалом, использованном в съемке. Эти элементы ведут взгляд зрителя через изображение.

При съемке людей могут быть использованы силуэты руки, ноги или спины модели. Важно понимать, что композиционные диагонали не ограничиваются лишь явными формами или краями предмета. Концепция диагоналей может быть использована в способе расположения предметов в кадре, во многом таким же образом, как и в правилах, которые мы обсуждали выше.

Как это работает? Нарисуйте воображаемые линии, выходящие из углов кадра под 45 градусов, как показано ниже, и расположите значимые предметы вдоль этих линий. На первом изображении внизу обратите внимание, как глаз модели, ее левая нога и объектив камеры у ее ног расположены точно на диагоналях, построенных из углов изображения. Ручка зонта лежит на якорной точке, где две диагонали пересекаются.

Изображение для иллюстрации метода диагоналей

Изображение для иллюстрации метода диагоналей

Та же сцена, но с иным, не «диагональным», способом кадрирования

Та же сцена, но с иным, не «диагональным», способом кадрирования.

Второе изображение взято из той же съемки, но без соблюдения метода диагоналей. Кадр выглядит «тесным», фотосумка расположена слишком близко к краю снимка. В изображении не хватает переднего плана, по сравнению с количеством вертикального пространства над моделью.

Применение данных правил

Подумайте о точках фокуса в изображении. Пытаетесь ли вы привлечь внимание зрителя к определенной черте пейзажа? Глазу модели? Продукту? Композиционные элементы не должны ограничиваться такими явными вещами, как тычинки цветка, или ювелирное изделие, говоря о рекламе продукты. Подумайте об использовании изменений цвета и текстуры или негативном и позитивном пространстве применительно к данным правилам.

Как и в случае с любой техникой, чтобы ею овладеть, необходимо постоянно практиковаться. Начните с правила третей (его проще всего визуализировать) и попробуйте произвести кадрирование изображения через видоискатель или ЖК дисплей. Это прекрасный способ научиться «видеть» композиции и начать усваивать технику.

Правила золотого сечения и диагоналей, наиболее вероятно, будет проще практиковать через кадрирование при пост-обработке. Немногие из нас (если вообще кто-то) смогут представить вложенные друг в друга прямоугольники во время съемки, например. Многие популярные графические редакторы даже дают возможность накладывать на кадр специальные сетки для кадрирования по этим композиционным техникам, что сильно облегчает их использование.

Разумеется, эти правила являются лишь выборкой из множества техник, имеющихся в вашем распоряжении для получения приятной композиции. Другие сформулированы на основе идеи цветового баланса, выборочного фокуса, отношения переднего плана к заднему, кадрирования, геометрии…список можно продолжить.

При создании статьи использовался материал из статьи Томаса Парка.
Томас Парк – фэшн-фотограф, фотохудожник и педагог из Сиэтла, штат Вашингтон.

Кадрирование или Crop –­ один из основных инструментов Adobe Photoshop. Композиционный инструмент. Ведь, по сути, сама фотография и есть кадрирование. Но даже несмотря на то, что Photoshop многим из нас давно и хорошо знаком, часто бывает, что о Кадрировании мы знаем не так много. Именно поэтому мы предлагаем подробно изучить возможности кадрирования в самом популярном графическом редакторе, и расскажем вам о 10 вещах, которые обязательно нужно знать каждому фотографу или дизайнеру.

Вы можете посмотреть видеоурок, в котором Martin Perhiniak подробно рассказывает о кадрировании на английском, или прочитать текстовое описание на русском языке.

1. Режим наложение сетки кадрирования (Crop Guide Overlays)

В режиме Crop есть несколько вариантов наложения сетки кадрирования. Вы можете их увидеть сразу после того, как выберете инструмент Crop, и переключаться между ними нажатием клавиши O. Доступны такие виды наложения:

Все они помогают выстроить картинку по композиции согласно ее законам, и облегчают кадрирование. Также можно изменить положение спирали или треугольника в случае, когда выбраны Golden Spiral или Triangle с помощью нажатия комбинации клавиш Shift+O.

Crop-in-photoshop-1

2. Изменение ориентации кадрирования

Наверное вы уже сталкивались с тем, что повернуть настроенную вами кадрировочную рамку в Photoshop не так-то просто. Когда вы хотите повернуть рамку на 90 градусов, сохранив пропорции, нажмите клавишу X. Так вы сможете легко переключаться между альбомной и портретной ориентацией.

Crop-in-photoshop-2

3. Скрыть обрезанные области

Для того, чтобы было проще понять насколько хорошо будет смотреться кадр после нажатия кнопки Accept, вы можете скрыть обрезанные поля кадрирования нажав H. Это позволит вам увидеть конечный результат до подтверждения кадрирования. В настройках есть больше возможностей отрегулировать предпросмотр кадрирования: нажмите на иконку настроек кадрирования, где вы сможете изменить интенсивность затемнения отрезаемой области, а так же ее цвет.

Crop-in-photoshop-3

4. Классический режим кадрирования

В Photoshop CC вы наверное уже сталкивались с тем, что кадрирование стало другим, нежели в предыдущих версиях. А именно, окно кадрирования стало статичным, и передвигать и подстраивать под сетку нужно само изображение. Для тех, кто предпочитает использовать классический режим кадрирования, в котором двигать нужно не саму картинку, а рамку, есть возможность сделать это нажав клавишу P, которая переключит вас в Classic Mode. Так же это можно сделать в меню настройки кадрирования на панели настроек.

Crop-in-photoshop-4

5. Использование Front Image

При работе с двумя документами, разрешение и размеры изображения в которых разнятся, вы можете с легкостью кадрировать один документ под размеры другого используя опцию Front Image. Для начала нужно открыть оба документа и выбрать тот, который вы хотите использовать в качестве эталона. Далее выберите Crop Tool, и на всплывающем окне в панели параметров выберите Front Image или нажмите клавишу I . Это позволит запомнить размер и разрешение первого документа. Далее вы можете переключиться на другой документ, в котором Crop Tool уже будет содержать настройку размера и разрешения первого изображения.

Crop-in-photoshop-5

6. Как можно подтвердить кадрирование

Помимо клика на галочку на панели настроек есть еще варианты как можно подтвердить сделанное вами кадрирование:

Crop-in-photoshop-6

7. Инструмент перспективного кадрирования

Если в кадре есть объект с выраженной перспективой, как, например, здание, то его плоскости могут быть не параллельны рамке кадра. В этом случае вы можете воспользоваться Perspective Crop Tool. Для кадрирования вам нужно отметить четыре угла, и нажать Enter после того, как образуется рамка кадрирования. Готовый кадр будет расположен к вам фронтально с ровными плоскостями. Если вы хотите выровнять объект без применения кадрирования, воспользуйтесь Auto Upright во вкладке Lens Corrections в настройках Camera Raw Filter.

Crop-in-photoshop-7

8. Обратимое кадрирование

Лучший способ сохранить «отрезанные» части изображения при кадрировании, это снять флажок с опции Delete Cropped Pixels в настройках кадрирования. Еще один способ, это создание слоя Smart Object, который вы сможете кадрировать не боясь необратимых последствий даже независимо от того, была включена галочка Delete Cropped Pixels, или нет.

Crop-in-photoshop-8

9. Расширение границ

В то время как большинство пользователей с помощью кадрирования отрезают лишнее от фотографии, некоторые используют его чтобы добавить что-то к изображению, расширив его рамки. Для этого нужно просто потянуть уголки кадрировочной рамки за пределы картинки, и если у вас есть фоновый слой, к картинке приплюсуются пикселы такого же цвета как и фоновый слой, если нет, то области расширения останутся прозрачными.

Crop-in-photoshop-9

10. Выпрямление фотографии с помощью кадрирования

Вы также можете использовать Crop Tool, чтобы выправлять свои фотографии. Просто удерживая Command / Ctrl, щелкните и перетащите, чтобы нарисовать линию, указывающую горизонт фотографии. Вы также можете использовать любые вертикальные прямые линии, чтобы выровнять изображение.

Распространенная в природе математическая пропорция, называемая Золотое сечение, или Золотая середина, основана на Последовательности Фибоначчи (о которой вы, скорее всего, слышали в школе, или читали в книге Дэна Брауна «Код да Винчи»), и подразумевает под собой соотношение сторон 1:1,61.

Такое соотношение сплошь и рядом встречается в нашей жизни (ракушки, ананасы, цветы и т.д.) и поэтому воспринимается человеком как нечто естественное, приятное взгляду.

the-golden-ratio-1

Считается, что Золотое сечение используется человечеством в искусстве и дизайне уже более 4 тысяч лет, а возможно даже больше, если верить ученым, которые утверждают, что древние Египтяне использовали этот принцип при строительстве пирамид.

Знаменитые примеры

Как мы уже говорили, Золотое сечение можно видеть на протяжении всей истории искусства и архитектуры. Вот некоторые примеры, которые только подтверждают обоснованность использования этого принципа:

Архитектура: Парфенон

В древнегреческой архитектуре Золотое сечение использовалось для вычисления идеальной пропорции между высотой и шириной здания, размеров портика, и даже расстояния между колоннами. В дальнейшем, этот принцип был унаследован архитектурой неоклассицизма.

the-golden-ratio-3

Искусство: Тайная вечеря

Для художников композиция – основа основ. Леонардо да Винчи, как и многие другие художники, руководствовался принципом Золотого сечения: в Тайной Вечере, к примеру, фигуры учеников расположены в нижних двух третях (большее из двух частей Золотого сечения), а Иисус помещен строго по центру между двумя прямоугольниками.

the-golden-ratio-4

Веб-дизайн: редизайн Twitter в 2010

the-golden-ratio-5

Apple iCloud

Иконка сервиса iCloud тоже совсем не случайный набросок. Как объяснил Такамаса Мацумото в своем блоге (оригинальная японская версия здесь) все построено на математике Золотого сечения, анатомию которого можно увидеть на рисунке справа.

icloud

Как построить Золотое сечение?

Построение происходит довольно просто, и начинается с основного квадрата:

the-golden-ratio-guide-1

Нарисуйте квадрат. Это сформирует длину “короткой стороны” прямоугольника.

the-golden-ratio-guide-2

Разделите квадрат пополам вертикальной линией так, чтобы получились два прямоугольника.

the-golden-ratio-guide-3

В одном прямоугольнике нарисуйте линию, объединив противоположные углы.

the-golden-ratio-guide-5

Разверните эту линию горизонтально так, как это показано на рисунке.

the-golden-ratio-guide-6

Создайте еще один прямоугольник, используя горизонтальную линию, которую вы рисовали в предыдущих шагах как основу. Готово!

«Золотые» инструменты

Если чертить и вымерять не ваше любимое занятие, предоставьте всю «черную работу» инструментам, которые разработаны специально для этого. С помощью представленных ниже 4-х редакторов вы легко найдете Золотое сечение!

Приложение GoldenRATIO помогает разрабатывать веб-сайты, интерфейсы и макеты в соответствии с Золотым Сечением. Оно доступно в Mac App Store за $ 2,99, и имеет встроенный калькулятор с визуальной обратной связью, и удобную функцию «Избранное», в которой хранятся настройки для повторяющихся задач. Совместимо с Adobe Photoshop.

the-golden-ratio-12

Этот калькулятор, который поможет вам создать идеальную типографику для сайта в соответствии с принципами Золотой пропорции. Просто введите размер шрифта, ширину содержимого в поле на сайте, и нажмите «Set my type»!

the-golden-ratio-13

Это простое и бесплатное приложение для Mac и PC. Просто введите число, и он рассчитает для него пропорцию в соответствии с правилом Золотого сечения.

the-golden-ratio-14

Удобная программа, которая избавит вас от необходимости расчетов и рисования сеток. С ней найти идеальные пропорции проще простого! Работает со всеми графическими редакторами, в том числе и Photoshop. Несмотря на то, что инструмент платный – 49$, есть возможность протестировать пробную версию в течение 30 дней.


В нашем первом уроке Фотошоп логично начать с темы обрезки или кадрирования фотографий. При этом, кроме самого технического процесса, примеры затрагивают темы, напрямую связанные с дизайном. А именно, зрительные центры или точки внимания изображения.

Немного теории

Что такое кадрирование?

Кадрированием или подрезкой фотографии называют изменение формата снимка, путём отсечения ненужных зон. Проще говоря - это обрезка краёв.

Зоны внимания и золотое сечение

Большинство объектов (начиная от листа дерева и птичьего яйца вплоть до очертаний лица человека) содержит в себе так называемое золотое сечение. Первым нашёл его Аристотель. Сформулировал закон и активно начал применять Леонардо Да Винчи. Он называл данную пропорцию «божественным сечением».

Математически оно описывается так: деление отрезка на части в таком соотношении, при котором меньшая часть относится к большей, как большая - ко всему целому (всему отрезку/площади полностью).

Для простоты зачастую используют формулу 5/8.

В фотографии золотое сечение упрощают ещё больше - делят зону на 3 части.


Рисунок 1: Сетки "Золотого сечения" и "правила третей"

Экспериментальным образом доказано, что линии золотого сечения (и трети), а тем более узловые точки привлекают внимание. Это основа хорошей композиции фотографии.

Горизонт, границы областей (береговая линия, крыша здания и т.д.) желательно совместить с одной из осей. Снимок будет смотреться гармонично.

В точках внимания очень часто размещают основные элементы фотографии или рекламного блока. Например, на рисунке 2 демонстрируется применение правила третей в рекламе. Обратите внимание, силуэт женщины, граница пола (белый диван) и границы окна размещены на осях. В результате композиция смотрится гармонично.


Рисунок 2: Пример применения правила третей

А на рисунке 3 приведён пример неудачного кадрирования. Заметьте, те же пропорции, но, как говорится, «что-то тут не то».


Рисунок 3: Пример неудачного кадрирования

Теперь практика

Описание инструмента будем вести на примере фотографии лошадей.


Рисунок 4: Исходное изображение

Инструмент «Grop (Кадрирование)»

Данный инструмент является основным для кадрирования снимков. Его пиктограмма находится на панели инструментов Adobe Photoshop. Она почему-то называется «Рамка» (не запутайтесь).

Для работы по обрезке фотографии просто нажмите на значок.


Рисунок 5: Инструмент "Grop" (рамка)

Для создания зоны обрезки нажмите левую клавишу мыши и, удерживая её, отведите курсор в любом направлении. Как только вы отпустите клавишу, на рисунке появится рамка.


Рисунок 6: сетка инструмента "рамка" с направляющими

На рисунке 6 по краям рамки заметны квадраты. Нажав и удерживая их, можно изменять её размеры. Например, подрезать снизу, сверху или сбоку. Нажав на квадрат в углу, можно изменять размеры рамки обреза сразу по «вертикали и горизонтали».

Если дополнительно удерживать клавишу Shift, размер рамки будет изменяться пропорционально.

В центре рамки есть круглый указатель, похожий на прицел. Это указатель центра вращения рамки обреза.

Для вращения фотографии:

    • Подведите указатель мыши к углу, убедитесь, что он изменил форму на «выгнутую двухстороннюю стрелку» (как показано на рисунке 7).
    • Удерживая левую клавишу мыши, вращайте.
    • Для завершения вращения достаточно просто отпустить клавишу.
    • Если вы хотите изменить положение точки, вокруг которой осуществляется вращение рамки, просто наведите указатель мыши на неё и, удерживая нажатой левую клавишу, перетяните точку в нужное место.

    Для того, чтобы применить параметры кадрирования, достаточно нажать клавишу Enter или в меню «Изображение» выбрать пункт «Кадрировать».


    Рисунок 7: указатели вращения

    Замечания и советы

    1. В версиях Adobe Photoshop CS3 и старше рамка может содержать вспомогательную сетку направляющих. «Направляющие» - служебные непечатаемые линии, предназначенные для облегчения работы дизайнера. На фотографии они показаны пунктиром.


    Рисунок 8: установка сетки

    Для установки сетки выберите в верхнем контекстном меню её тип. Также для наглядности Вы можете выбрать подкраску цветом зон, которые будут отрезаны.

    2. Если кадрирование Вас не устроило, нажмите сочетания клавиш CTRL+Z. Или в меню «Правка» подменю «Отмена» (“Edit-Undo”). Ваша фотография вернётся к первоначальному виду.

    3. Если рамка кадрирования была повёрнута, результат будет «ровным». Adobe Photoshop автоматически установит нижнюю границу в горизонтальное положение.

    Это даёт две возможности. Наклоняя «линию горизонта», мы можем подчеркнуть или нивелировать иллюзию движения. Психологи заметили, что любое движение «вверх» воспринимается как медленное, неспешное, трудное. Движение «вниз» - быстрое, с ускорением, лёгкое. Примеры - на рисунке ниже.


    Рисунок 9: изменение наклона линии горизонта

    4. Свободное поле перед основным объектом также создаёт динамику, иллюзию движения. Отсутствие такового, наоборот, «замедляет», указывает, что объект «пришёл». Иллюзию движения, динамики так же подчёркивает увеличение пропорций снимка по горизонтали. Вертикальный снимок, как правило, выглядит более статично.


    Рисунок 10: изменение пропорций снимка

    5. Кадрирование фотографии может изменить впечатление, которое она производит. Глаза и лица подчёркивают эмоциональность. Общие планы, наоборот, могут показаться безликими.

    6. По возможности используйте вспомогательную сетку. Старайтесь, чтобы в результате кадрирования основные элементы, которые Вы хотите выделить, оказались в точках внимания (пересечение линий). Если снимок не предусматривает «наклона горизонта», старайтесь разместить его линию вдоль одной из горизонтальных осей.

    Читайте также: