Как попасть на intel isef

Обновлено: 30.06.2024

Воспитанник Московского дворца пионеров Владимир Кириленко представит Россию на Всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений школьников Intel ISEF, который состоится в мае в США. Это право он завоевал, став победителем Балтийского научно-инженерного конкурса, проходившего в Санкт-Петербурге с 3 по 6 февраля.

За свой проект «Разработка аппаратно-программного комплекса для адаптивной сортировки твердых бытовых отходов» Владимир Кириленко получил сразу три награды:

— диплом лауреата премии бизнес-жюри;

— диплом первой степени;

— секционную премию «Совершенство как надежда».

Школьник создал робота-манипулятора с технологиями распознавания для сортировки мусора. Чтобы сортировка твердых бытовых отходов проходила быстро и качественно, используются нейросети и машинное зрение.

«Я работал над проектом больше полугода, и для меня большая честь представлять его на Intel ISEF 2020. Балтийский научно-инженерный конкурс очень понравился своей атмосферой и тем, что можно пообщаться с экспертами-профессионалами, а также поделиться опытом со сверстниками. И большое спасибо моим педагогам Владимиру Андреевичу Сухоцкому и Анатолию Юрьевичу Вождаеву за помощь в создании проекта», — поделился впечатлениями Владимир Кириленко.

Корабль с гелием и робот из акрила: что изобретают московские школьникиФизика звука и химические опыты: какие научные кружки работают в московских дворцах творчества

Воспитанник Московского дворца пионеров стал единственным представителем столицы, включенным в состав команды российских школьников, которые получили главные премии Балтийского научно-инженерного конкурса по таким направлениям, как математика, робототехника, системное программирование и компьютерные технологии.

Владимиру Кириленко 16 лет. В лаборатории робототехники Московского дворца пионеров он занимается пять лет. С детства увлекается электроникой, робототехникой и программированием.

Московский дворец пионеров проведет конкурсы для юных математиков, актеров и радиолюбителей

Intel ISEF — это международный смотр-конкурс для подростков от 13 до 18 лет, которые увлекаются научными и инженерными разработками. Главная его цель — выявление и поддержка талантливой молодежи, а также развитие исследований в области прикладных и фундаментальных наук и технического творчества.

Intel ISEF ежегодно проводится в США. На конкурс собираются около двух тысяч участников из 65 стран мира. Это самое престижное соревнование среди подростков, его еще называют малой Нобелевкой.

Для подростков, увлечённых наукой или техническим проектированием, ISEF (International Science and Engineering Fair) — лучшая возможность проявить себя, шанс получить престижные призы и международные премии.

Это конкурс проводится уже более 60 лет и собирает участников во многих странах мира. С 1996 года его спонсирует компания Intel, которая обеспечивает призовой фонд — более 4 млн $. В жюри конкурса входят сотрудники ведущих университетов и представители международных научных организаций; среди них ежегодно можно увидеть лауреатов Нобелевской премии.

Небольшая, но яркая презентация ISEF 2015 года (на английском)

В ISEF могут поучаствовать школьники от 13 до 18 лет, предложившие свой исследовательский проект из области фундаментальных, прикладных наук или технического творчества. Отбор участников идет более чем в 70 странах, в том числе и в России. Чтобы попасть в финал, участники сначала должны пройти региональный этап отбора, который у нас проводится в 6 организациях:

    (Москва) (Санкт-Петербург) (Нижний Новгород) (Москва) (Москва) (Москва)

Финальный этап конкурса происходит в США. В 2015 году на него попало более 1700 человек, в том числе 27 школьников из России, один из которых получил главный приз по секции математики (за решение задачи «Быстрый алгоритм вычисления коммутаторной длины в свободной группе»).

Данил Фиалковский, ученик петербургской школы № 564 и обладатель Grand Award на ISEF 2015, рассказывает о своем участии в конкурсе и планах на будущее

Для участия в региональном этапе достаточно оставить заявку в одной из организаций, представив свой исследовательский проект или инженерную разработку. Отбор ведется по секциям математики, физики, программирования, химии, биологии, экологии и другим направлениям.

Прием заявок идет уже сейчас и продлится до января-февраля 2016 года — условия и точные сроки можно узнать на сайтах организаций.

Прочитал пост про Intel ISEF, а также комментарии к нему и решил рассказать про данный конкурс подробнее. Взгляд от участника Intel ISEF по секции "Химия" чуть более десятилетней давности.

1) Конкурс Intel ISEF (International Science and Engineering Fair) проводится с 1950 года, практически всегда на территории США и неизменно в мае. По современным данным, в нем участвует более 2000 студентов и школьников из 70 стран. Общий призовой фонд более 4 млн. $.

Первый день посвящался всяким бюрократическим процедурам - заезду, регистрации и монтированию стендов. На самое интересное - это значки! У меня создалось впечатление, что американцы на них просто помешаны!

Итак, каждый участник брал с собой целый пакет со значками и чем больше, тем лучше. Это может быть все что угодно: изображение родного города/штата/страны, необычная закладка для книги или линейка из кожи с изображениями экзотических животных (тут ребята из Африки были вне конкуренции). Ну а кто-то из наших неизменно привозил с собой значки с партией, Лениным и ВЛКСМ, нужно же им найти хоть какое-то применение!

Есть даже официальное мероприятие, которое традиционно проходит в первый день: Pin Exchange Party (вечеринка с обменом значков), где каждый участник может обменяться с другими значками, перекинуться парой слов и пропустить стаканчик.

Кстати, больше всего ценились не магнитные значки или закладки, а те, которые можно было приколоть на одежду или, что делали чаще всего, на ленту от баджика. Потом с ними так и ходили, пока шея не уставала от тяжести или пока не надоедало их постоянное бряцание.

3) Выступление, судейство и иже с ними.

Финальное выступление проходит на третий день, и пока участники сидели на открытии, готовились к выступлению, отрабатывали речь или тупо приходили в себя после джетлага, жюри не дремало. Все просматривали стенды, отмечали для себя интересные и подготавливали вопросы. Журналисты, в свою очередь, оставляли визитки и приглашали на интервью. Ну и конечно дарили значки. кто же без значка к ним на интервью пойдет)))) Также было много военных из различных родов войск, они тоже оставляли визитки, заметки с восхищением о проделанной работе и конечно же значки. Людей, близких к правительству, я лично не видел, но утверждали, что и они присутствуют.

В день выступления все участники занимают места возле стендов и ожидают жюри. Дают небольшую визитку на целый день с инициалами конкретного человека и временем прихода. Допустим, в 9:00 звенит звонок (как на урок, без шуток) подходит Вася, вы мило беседуете о жизни, обсуждаете вопросы и т. д. Спустя минут 10 еще один звонок, Вася уходит, подходит Коля и т. д. Так продолжается до вечера (где-то до 17 часов), разумеется, есть перерывы и на обед, и между "подходами" судей. Жюри в основном американское (т. е. этнические китайцы, индусы и т. д. - это тоже американцы). По желанию можно было воспользоваться услугами переводчика, на практике он был у многих, но все говорили сами. Переводчик - это скорее страховка от волнения, что если сильно занервничаешь, не поймешь что-то и т. д. Ну и можно поговорить за жизнь в перерывах, много всего интересного было.

Два дня подводят итоги и награждают победителей, сначала специальные награды (правительство, военные и т. д.), потом основные (Grand Achievement Award). Критерии подведения итогов и выбора победителей мне неизвестны. Весьма вероятно, что у разных участников (даже из одной секции) - разное жюри, как они согласуют спорные моменты остается загадкой. Все основные плюшки и главные призы получают американцы и соседи/партнеры. Небольшие премии по 500-1500 баксов - это скорее компенсация и маленькое разбавление собственного междусобойчика, чтобы народ не забил приезжать.

5) В сухом остатке

Вся эта мишура ярмарка имела ценность и значение только для американцев, их соседей и политических партнеров. Для всех остальных это не значило ровным счетом ничего. Тем не менее, было неприятно отметить, что в чужой стране уделяется огромное внимание науке и будущему. Что молодым, но очень талантливым уже помогают сделать правильный выбор путем финансирования, обучения, стажировок и пр. Словом, за державу было обидно. А сейчас, спустя несколько лет, стало еще и неприятно: спортсмены из национальной сборной получают машины и квартиры за достижения, многие события с ними хорошо разобраны в СМИ. С моей точки зрения, команда России на Intel ISEF (а это всего 10-15 человек по разным дисциплинам) - это те же спортсмены-олимпийцы, они так же прошли жесткий отбор, они так же усердно пахали, чтобы поехать и представлять, а что в итоге? О них даже толком никто не напишет, не говоря уже о поощрениях.

6) Про законопроект о некотирующихся дипломах, текущую ситуацию в науке и т. д.

Дипломы и так по сути не котируются, а вот публикации, статьи и проекты - отнюдь. Но все равно желающий работать в науке за рубежом, фактически начинает с нуля и подтверждает свои знания и квалификацию в процессе. А любые запретительные законы только усугубляют ситуацию. Впрочем, в нашей стране законы даже с положительной идеей имеют отрицательные последствия. Яркий пример был недавно в НИИ, где я ранее работал: вроде в 2015 году президент в своих майских указах поручил поднять зряплату ученым и сделать ее в два раза выше, чем в среднем по региону. Время исполнения пришло, денег, естественно нет, а отчитываться надо. Так руководство всех попросило написать заявление о переводе на полставки или менее. Вот так и указы выполнили, и денег не потратили, даже люди меньше работать не стали (несогласных с этим --ушли). Profit же! Одно только не радует: средний возраст кандидата наук - 58 лет, а доктора - 68. А молодежь в аспирантуру идет все неохотнее, а после защиты остается еще меньше. И что делать, когда предыдущее поколение отойдет от дел в силу естественных причин, остается загадкой.

Среди победителей конкурса Intel ISEF три Филдcовских лауреата и более 20 лауреатов Нобелевской премии. Intel ISEF - это ежегодное соревнование для школьников всего мира, разработавших интересные научные проекты в самых разных областях знаний. Российская команда школьников каждый год привозит оттуда солидный набор призов. Кто-то из ребят потом остается в науке, другие находят себе иное применение, но все они - состоявшиеся в жизни успешные люди. Причем, путь от школьной парты до ратуши Стокгольма, где чествуют нобелевских лауреатов, можно преодолеть всего за семь шагов.

Шаг первый

Чтобы стать исследователем, надо научиться исследовать. В школах по новому образовательному стандарту есть проектная деятельность, есть лабораторные работы по физике, химии и биологии, но именно проведению исследования там никто не учит.

- Учебные исследования отличают от научных тем, что они не предполагают получения нового научного знания, - объяснила директор образовательных программ Intel в России и странах СНГ Вера Баклашова. - Они довольно простые, их задача - научить исследовать. Например, провести серии опытов с яйцом, которое надо утопить в воде с разной концентрацией соли. Есть цель исследования, есть объект. Остается корректно провести опыты, измерить и описать результаты, научиться считать погрешности измерений, корректно сделать выводы. Это по силам даже ученикам младших классов. Часто бывает так, что толковые ребята, не имеющие такого опыта, приходят потом на кафедры вузов и преподавателям приходится тратить время, чтобы научить их этим простым вещам. Лучше это освоить заранее.

Эти знания, умения и навыки можно получить в кружках при домах творчества юных или на дополнительных занятиях в школе. Некоторые университеты сами проводят такие занятия со школьниками. Если у ребенка нет склонности к науке, ему станет скучно и он быстро потеряет интерес. И тогда разумнее будет поискать что-то другое, более подходящее конкретному ребенку. Зато, если все пойдет удачно, надо двигаться дальше.

Шаг второй

Теперь от учебных исследований надо переходить к настоящим. Но как это сделать? Ведь нужен, во-первых, научный руководитель, который подскажет, направит, поможет сформулировать действительно инновационную тему работы, и в дальнейшем поможетее провести. Во-вторых, требуется лаборатория: проводить качественные научные исследования без опытов и экспериментов по естественным и техническим наукам обычно не получается. И преподаватели, и лаборатории бывают на кафедрах университетов. Но как туда попасть простому школьнику?

Фото: Михаил Почуев/ ТАСС

- В этом году около тысячи российских школьников будут заниматься в STEM-центрах, - рассказывает Вера Баклашова. - STEM - английская аббревиатура из слов "наука, технология, инженерия и математика". Они открываются при участии местных управлений образования при вузах. И там с ребятами занимаются, как правило, аспиранты и доценты под общим руководством именитых ученых. Корифеям с детьми довольно сложно - им привычнее общаться с более взрослыми студентами, - а вот молодые ученые со школьниками справляются вполне успешно.

Чтобы попасть в STEM-центр не надо сдавать никакого экзамена, для семьи эти занятия бесплатны. Единственное, что может быть, - небольшое собеседование при знакомстве: чтобы будущий научный руководитель понял, что уже знает и умеет его подопечный, что ему интересно, что мотивирует.

Где искать STEM-центры? Во-первых, есть сайт, там можно оставить заявку. Но лучше придти на один из творческих конкурсов молодых ученых, например, "Ученые будущего" на "Фестивале науки" в МГУ, "Юниор" в столичном НИЯУ МИФИ, РОСТ в Нижнем Новгороде или любой другой. Ближайший конкурс проходит в эти выходные - 31 января и 1 февраля в НИЯУ МИФИ. Там можно увидеть реальные проекты, уже выполненные сверстниками. И там же собираются научные руководители, которые ищут школьников для реализации проектов, специально придуманных для юных исследователей.

Шаг третий

До сих пор STEM-центры были сосредоточены в двух городах: Москве и Нижнем Новгороде. Теперь к ним добавится еще с десяток центров по всей стране. Почти всегда занятия проходят в студенческих аудиториях и лабораториях при кафедрах вузов. В идеале, юным исследователям надо регулярно ездить в университет. Работать с группой удобнее, да и проекты обычно выполняет небольшая команда, а не один человек. Но, в крайнем случае, например, если ребенок живет в другом городе, руководитель может вести с ним переписку. Кроме того, проводятся тематические смены в летних лагерях.

- У нас цикл работы STEM-центров - с января по декабрь, - добавляет Вера Баклашова. - Чаще всего первые четыре месяца уходят на обучение ребят инструментам исследования и постановке задачи, а осенью они уже приступают к выполнению самой работы, чтобы до Нового года успеть ее закончить, оформить результаты и выступить с ней на конкурсе. Так что сейчас самое подходящее время, чтобы прийти в STEM-центр, ждать будущего года совершенно ни к чему.

Шаг четвертый

Конкурсы для юных исследователей проводятся по всей стране. Их довольно много. Как правило, и проезд, и проживание иногородним конкурсантам оплачивают организаторы или местные власти. Так что для семей молодых ученых дополнительных расходов возникает немного.

Впрочем, выиграть с первого раза в таких состязаниях довольно сложно. Ведь надо не только представить интересную работу, но еще и защитить ее, ответить на вопросы членов жюри и скептиков. Для этого нужны уже другие навыки: умение выступать на публике, объяснять, рассказывать, переубеждать, доказывать.

- Наши школьники довольно неуверенно себя чувствуют, выступая на публике, поэтому при общении с жюри они могут бледнеть, краснеть, даже расплакаться, - замечает Вера Баклашова. - Часто первый опыт участия в конкурсе уходит на преодоление проблем с коммуникацией. Зато потом, после 1-2 мероприятий, ребята спокойно выступают по любому поводу и перед самой разной аудиторией. И это очень ценный жизненный навык, полезный в любом случае, независимо от выбранной профессии.

Кроме того, победа в крупных конкурсах, помимо славы и вполне весомых призов, дает разные льготы при поступлении в вузы. Чаще всего - 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Такую же льготу получают призеры и победители олимпиад, проводимых под эгидой "Российского союза ректоров".

Шаг пятый

Школьники, проекты которых победили на национальных турнирах, попадают в российскую команду для участия в международном конкурсе Intel ISEF. Там собираются несколько тысяч юных исследователей изо всех стран мира. Их работу оценивают эксперты, среди которых нобелевские лауреаты, ведущие действующие ученые, легенды мировой науки. Они с интересом знакомятся с "детскими" проектами, хватаются за свежие идеи и интересные гипотезы. Убеленные сединами ученые мужи на полном серьезе обсуждают со своими юными коллегами представленные ими проекты.

На финале ISEF обычно бывает довольно много призов. Многие корпорации поощряют перспективные идеи в своих отраслях знаний, а ведущие университеты выдают школьникам гранты на обучение. Так что с наградами уезжают не только абсолютные победители в своих категориях, но и все, придумавшие что-то по-настоящему интересное.

Шаг шестой

Участники финала Intel ISEF, как правило, без проблем поступают в университеты: или по выигранным на конкурсе грантам, или по полученной за российский турнир льготе, или просто сдавая ЕГЭ на высокие баллы - для умных ребят это испытание почему-то оказывается вполне по силам, и за 15 лет проведения и поддержки школьных научно-технических конкурсов это уже доказанная закономерность.

Для получения Нобелевской премии остается только хорошо учиться, продолжать исследования, совершать открытия, защищать научные степени. Если захочется заняться более практическими делами, всегда будет возможность уйти в "реальную экономику". Таких специалистов у себя ждут самые известные компании и корпорации, они готовы предложить им самые престижные вакансии и достойную оплату.

Шаг седьмой

Если же бывший молодой исследователь решит остаться в науке и совершит серьезное открытие, то вполне может претендовать и на Нобелевскую премию. А почему нет?

Читайте также: