Комедия dell arte это

Обновлено: 07.07.2024

Первый профессиональный европейский театр возник в Италии середине XVI века. После заката эпохи античности театр никуда не ушел из европейской культуры, однако перестал быть таким важным общественным явлением, каким он был, например, в Древней Греции. Христианская церковь, мягко говоря, не очень одобряла театральные представления, которые отвлекали прихожан от духовной жизни и слишком много ориентировались на суетный земной мир (даже мистерии!). В ответ на гонения театр не исчез, но ушел в подполье, перестал быть профессиональным искусством.

Теперь театр обосновался на торговых площадях и стал неотъемлемой частью городских и деревенских ярмарок. Музыканты, танцоры и акробаты объединялись, чтобы рассказать зевакам увлекательную историю за несколько монет. Никто не писал текстов к таким «пьесам», все решала импровизация актеров: остроумные реплики выдумывались на ходу, иногда в ответ на выкрики зрителей, придумывать образы тоже было не надо, достаточно было выхватить из толпы наиболее «рельефный» типаж и представить его публике в виде гротескном, но безусловно узнаваемом.

Со временем коллекция типажей на таких представлениях расширялась, и какие-то из них полюбились публике настолько, что получили специальные имена и характерные черты. Так появилась комедия дель арте.

Жак Калло. Танец двух дзанни, XIX век

Жак Калло. Танец двух дзанни, XIX век

Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte) не единственное имя, под которым известен этот вид искусства. Другие его названия — комедия масок, импровизационная комедия (commedia all’improvviso), комедия дзанни (commedia degli zanni).

Спектакли, относящиеся к комедии дель арте, не имели жесткого сценария, а лишь общую сюжетную схему, в рамках которой актеры импровизировали на заданную тему, стараясь перещеголять друг друга в остроумии. Главной особенностью этого театра (кроме импровизации) было то, что почти все актеры были одеты в маски, которые представляли собой определенные социальные типы: скупердяй, трус, педант и т. д. Маски имели свои имена, так что завсегдатай такого театра, только услышав имя, уже понимал, какой персонаж появился на сцене. Роли распределялись в труппе и навсегда закреплялись за одним актером. Однако это не значит, что из года в год бедняге приходилось играть одно и то же: благодаря импровизации роль никогда не оставалась прежней и бесконечно менялась, иногда в самую неожиданную сторону.

Импровизационный метод работы и стал основой того, что труппы комедии дель арте из любительских групп превращались в настоящих профессионалов. Импровизация требует повышенного внимания от актеров и общей слаженной работы всего ансамбля: каждому необходимо было внимательно следить за репликами партнера и его поведением, чтобы ответить вовремя и «впопад», при этом не только создавая один удачный момент, но и развивая общую линию представления.

Кроме этого, в труппах комедии дель арте впервые присутствовали элементы режиссуры: ведущий актер труппы, называемый capo commico, сочинял краткие сюжетные схемы, в соответствии с которыми и выстраивалось представление.

Итальянские труппы много гастролировали не только по разным областям Италии, но и по всей Европе. Популярность комедии дель арте в конце XVI века достигла своего пика. Самыми знаменитыми труппами своего времени были «Джелози», «Конфиденти» и «Федели». Однако уже к середине XVII века комедия дель арте начала приходить в упадок, и в XVIII веке исчезла почти полностью. Этому способствовало ужесточение политики церкви по отношению к театру вообще, и к комедии дель арте в особенности. Но традиции комедии масок не оказались забыты и по сей день продолжают влиять на мировое искусство: импровизация является важной частью стендап-комедии, а персонажи-типы (маски), помещаемые в различные ситуации, стали основой ситкомов.

Список действующих лиц

Число масок в комедии дель арте превышает сотню. Но из этой сотни было лишь несколько самых популярных. Каждая маска говорила на своем диалекте и имела особый наряд и сценическую пластику.

Все маски можно поделить на три группы:

  1. маски слуг, которые назывались Дзанни. Дзанни — это венецианское и бергамское произношение имени Джованни, которое соответствует русскому имени Иван. Так что перевести Дзанни на русский манер можно было бы как «Ванька».
  2. маски господ, которые обычно были сатирически-обличительными. Другое их общее название — Старики.
  3. маски Влюбленных.

Персонажи из комедии дель арте. Неизвестный автор, ок. 1500.

Персонажи из комедии дель арте. Неизвестный автор, ок. 1500

Импровизация требует повышенного внимания от актеров и общей слаженной работы всего ансамбля: каждому необходимо было внимательно следить за репликами партнера и его поведением, чтобы ответить вовремя и «впопад», при этом не только создавая один удачный момент, но и развивая общую линию представления.

На самом деле, слово «маска» в отношении Влюбленных употреблено лишь в значении «роль», поскольку Влюбленные были теми персонажами комедии дель арте, которые масок на сцене не носили, зато обычно поражали зрителей красотой и изысканностью своих нарядов. По костюмам Влюбленных на представлениях можно было узнавать последние модные новинки. Говорили Влюбленные, в отличие от остальных персонажей, на тосканском диалекте (именно на нем писал свои сонеты Петрарка). Актеры, исполнявшие роли Влюбленных, первыми стали записывать тексты своих персонажей и отказываться от импровизации.

Кроме Влюбленных, маску не носила еще и Серветта, или Фантеска, — женская версия Дзанни.

Основой для построения сюжета становилось развитие отношений двух Влюбленных, которым изо всех сил пытались помешать Старики. Слуги помогали своим господам-Влюбленным и разрушали интриги Стариков, чтобы привести представление к благополучному исходу. Такова была общая канва почти всех представлений.

У комедии дель арте было два центра — Венеция и Неаполь. Венецианские маски больше ориентировались на сатиру, а неаполитанские — на трюки и буффонаду. Венецианские представления отличались большей логичностью действия и редко отклонялись от основной сюжетной линии. Неаполитанские представления отличались большей эклектичностью.

К венецианскому квартету масок относятся:

  1. Панталоне (другие возможные имена — Маньифико, Уберто) — венецианский купец и скупой старик.
  2. Доктор (Грациано, Баландзоне) — псевдоученый юрист и профессор.
  3. Бригелла (Скапино, Буффетто) — первый Дзанни и умный слуга.
  4. Арлекин (Труффальдино, Табарино) — второй Дзанни и глупый слуга.

К неаполитанскому квартету масок относятся:

  1. Тарталья — нотариус, судья или полицейский.
  2. Скарамучча — хвастливый вояка и трус.
  3. Ковьелло — первый Дзанни.
  4. Пульчинелла — второй Дзанни.

Пульчинелла был настолько популярен, что стал героем т. н. пульчинеллат — специальных представлений, где он играл разнообразные роли, которые создавались «на злобу дня».

Аналогом Скарамучча в венецианской комедии дель арте был Капитан — хвастливый и кровожадный, но одновременно очень трусливый воин.

Серветты обычно носили имя Коломбина, Смеральдина, Франческина, Кораллина и т. д.

Юные Влюбленные иногда просто носили имена актеров, которые исполняли их роли. Довольно распространенными для юношей были имена Лелио, Орацио, Люцио, Флавио и т. д. Для девушек — Изабелла, Лучинда, Витториа и т. д.

По описанию сюжета и персонажей можно легко заметить, что комедия дель арте, будучи народным театром, имела ярко выраженный демократический дух: напыщенные представители высших классов (богачи, власть имущие, ученые-схоласты) неизбежно оказывались побежденными и посрамленными веселыми и изобретательными выходцами из народа. Так что несмотря на то, что сюжет обычно строился вокруг линии двух Влюбленных, настоящим «нервом» представления комедии дель арте было противостояние Стариков и Дзанни.

Дети и дальние родственники

Итальянские труппы путешествовали не только по областям Италии, но выступали и в соседних странах: Франция, Испании. Со временем они добрались до Германии, Австрии, Англии, а в XVIII веке итальянские артисты выступали даже в России. Так распространялось влияние комедии дель арте по всей Европе. Персонажи комедии масок становились популярны далеко за пределами своей родины: их упоминали в своих произведениях Лопе де Вега, Бен Джонсон и даже Уильям наш Шекспир.

В силу географической близости и родственности итальянского и французского языков особенно популярна комедия дель арте была во Франции. После того как на родине артисты были подвергнуты преследованиям со стороны церкви, именно в Париже открылся Театр итальянской комедии, сохранивший, пусть и в несколько измененном виде, традиции комедии дель арте. Во Франции ее стали называть импровизационной комедией. И если аристократы наслаждались изысканными представлениями в богатых салонах, то крестьяне и горожане на ярмарках придумывали новый канон для своих представлений. Французские артисты не носили масок, а предпочитали вместо этого белить лицо мукой и подрисовывать углем усы и бороду. Некоторые персонажи изменили свои имена под воздействием французских реалий: Пульчинелла превратился в Полишинеля, а Педролино — в Пьеро. Выступления актеров дополнялись представлениями акробатов и танцоров. Импровизации стало меньше, но она все равно оставалась основой театра.

О. Домье. Криспен и Скапен, 1860-е.

О. Домье. Криспен и Скапен, 1860-е.

Комедия дель арте вошла во французскую литературу вместе с именами Сирано де Бержерака, Мольера, Пьера Мариво. Литераторами Италии, которые испытали на себе наиболее сильное влияние комедии масок, были Карло Гольдони и Карло Гоцци. Они были уже профессиональными драматургами и использовали традиционные образы в самых необычных историях. Но как бы ни была экзотична обстановка, маски в любой ситуации оставались масками. Например, в «Принцессе Турнадот» Карло Гоцци действие пьесы, вроде бы, происходит в Китае, но некоторые персонажи почему-то имеют итальянские имена из комедии дель арте: Панталоне, Тарталья, Бригелла, Труффальдино.

Несмотря на то, что сюжет обычно строился вокруг линии двух Влюбленных, настоящим «нервом» представления комедии дель арте было противостояние Стариков и Дзанни.

Разумеется, они действуют сообразно своим именам, и, несмотря на псевдовосточный колорит, основа истории остается узнаваемой и близкой европейским зрителям.

В России XVIII века итальянская комедия стала любимым развлечением петербургской и московской знати, которая постоянно устраивала венецианские карнавалы, однако настоящий интерес к комедии дель арте возник лишь в XX веке. Александр Блок переосмыслил маски в трагическом ключе, написав пьесу «Балаганчик». На создание «биомеханики» Всеволода Мейерхольда вдохновила именно комедия дель арте, к которой он впервые прикоснулся как раз через постановку пьесы Блока. А постановка «Принцессы Турандот» Евгением Вахтанговым в манере, максимально близкой к изначальной комедии дель арте, стала по-настоящему легендарным спектаклем и одним из крупнейших творческих прорывов русского театра.

Такие формы народного театра, как комедия дель арте, в том или ином виде развивались во всех национальных культурах (например, скоморошество и балаганы на Руси), но мало где они вошли в область профессионального искусства и трансформировались в такую сложную и утонченную форму, как в Италии. Отдаленными родственниками комедии масок можно назвать китайскую сычуаньскую оперу и японский театр но, которые также развились из народного драматического искусства в сложную систему с устойчивым набором персонажей-типов, которые обозначаются узнаваемыми масками, гримом, одеждой, особой пластикой и жестикуляцией.

К. Сомов. Влюблённый Арлекин, 1914.

К. Сомов. Влюблённый Арлекин, 1914.

Маски и люди

Советский фильм «Король-Олень» (1969 г., режиссер — Павел Арсенов), который является довольно вольной экранизацией одноименной пьесы Карло Гоцци, поднимает интересный вопрос о соотношении живого человека и маски в персонаже комедии дель арте.В одном из эпизодов фильма главный злодей, первый министр короля, носящий говорящее для комедии дель арте имя Тарталья, внезапно останавливается посреди той череды подлостей и злодейств, которые он устраивает бедным возлюбленным, и задается простым вопросом, почему он собственно должен все это делать?

Кто такой в этой сказке Тарталья?

Он злодей, негодяй и каналья.

Как такой уродился в Италии?

Не глупец, но подлец и так далее,

И так далее, и так далее, и так далее…

Мне обидно, что имя Тарталья

Нарицательным стало в Италии,

Раз каналья, то значит Тарталья,

Плачь, Тарталья, рыдай,

И так далее, и так далее…

Но не я же, а маска – Тарталья,

Я хороший, а маска – каналья,

Эта маска моя аномалия,

Человеческих чувств и так далее,

И так далее, и так далее, и так далее…

Тарталья начинает спорить с автором-рассказчиком, который присутствует в истории одновременно в образе волшебника. Злодей поневоле просит автора переписать сказку, потому что он не хочет творить подлости и на самом деле является совсем не плохим человеком. Но воля творца непреклонна, а инерция повествования непреодолима, так что Тарталья возвращается обратно к своим злодействам. Но зрителю в этот момент открывается совершенно неожиданная сторона театра масок.

Из незаметного на первый взгляд, но неизбежного «зазора» между актером и его маской осторожно выглядывала бездна возможностей, которая привела к дальнейшему развитию комедии дель арте, хотя вместе с тем и уничтожила ее специфику. Да, за каждой маской скрывался определенный типаж, который должен был быть узнаваемым для зрителей и других героев представления, но импровизация давала актерам не только свободу выражения, но и свободу интерпретации.

Не имея на руках жестко прописанного сценария и по сути придумывая его на ходу, актеры при желании могли полностью перевернуть представление зрителя о своем персонаже и разрушить устоявшиеся стереотипы. И тогда жадный Панталоне и хвастливый Скарамучча внезапно становились достойны скорее жалости, чем злорадного смеха. А актер, исполняющий роль слуги, мог своей игрой доказать зрителям, что «и крестьянки любить умеют». Конечно, чтобы не вызвать гнев публики из-за нарушенных ожиданий, труппы все равно придерживались устоявшегося канона. Но изменчивая и подвижная природа театра масок сама напрашивалась на эксперименты. Ведь такова суть карнавала, где все не те, кем они кажутся, и под знакомой маской может обнаружиться совершенно неожиданный человек. Так драматическое искусство выбиралось из плена условностей и стереотипов. Так зарождался психологический театр. ■

Комедия дель арте характеризуется импровизированными диалогами и постоянными персонажами с устоявшимися чертами характера. Этот вид театра зародился в Италии в XVI веке.

Michelangelo Cerquozzi. The Rehearsal or A Scene from the Commedia dell_Arte

Michelangelo Cerquozzi. The Rehearsal or A Scene from the Commedia dell_Arte

Пьесы комедии дель арте обычно исполнялись странствующими актёрами под открытым небом. Спектакли основывались на размытом сюжете, который не прописывался детально. Актёры знали сценарий в общих чертах и сочиняли реплики на ходу. В таком театре идея пьесы шла не только от автора сценария, но и от артистов, которые в значительной степени влияли на ход развития сюжета.

Чаще всего в центре событий была история молодых влюбленных (Innamorati). Их счастью постоянно кто-то мешал: родители, супруг или иной злодей. Влюбленные обращались за помощью к дзанни — слугам. Они придумывали хитроумный план и помогали несчастным. В комедии дель арте часто случались супружеские измены и предательства.

В перерывах между сценами актёры разыгрывали заранее отрепетированные лацци — шутки с элементами акробатики и мимических движений. Они не влияли на развитие сюжета, их использовали для того, чтобы развлечь зрителей.

Неспроста у комедии дель арте есть второе название — актёры действительно носили маски. Они знали о своих персонажах всё, поэтому спокойно надевали личину определённого героя и импровизировали. Каждый актёр играл определенную роль и носил одну маску всю жизнь.

Персонажи

Каждый герой комедии имеет характерную для него речь, жесты, костюм и аксессуары. Все эти атрибуты стали шаблонами для изображения каждого персонажа. Такие отличительные признаки помогали зрителям сразу узнавать своих любимых героев. Почти все персонажи носили маски, которые частично или полностью скрывали выражения лиц актёров. Поэтому в комедии дель арте присутствовали нарочито броские жесты и диалекты, которые показывали настроение героев и отражали региональные стереотипы.

Венеция и Неаполь были центрами комедии дель арте. В каждом из этих городов выступали герои с разными именами, но они обладали рядом схожих черт.

Героев комедии дель арте можно разделить на три вида: господа, дзанни и влюбленные. Персонажей было очень много, мы расскажем о самых распространённых.

Начнём с господ.

Капитано

Cамовлюбленный испанский солдат. Он носит плащ, саблю и усы. На самом деле Капитано очень труслив, но скрывает это за хвастливыми репликами. Когда он сталкивается с опасностью, то сразу показывает свою истинную сущность.

Панталоне

Алчный купец в красном жилете и штанах. Выглядит, как старик с длинной бородой и длинным крючковатым носом. Чрезвычайно падкий на женщин.

Доктор

Врач (иногда юрист) и друг Панталоне. Он слишком гордится своими знаниями, поэтому в каждой реплике старается говорить на латыни, однако неправильно. Ещё ему часто изменяет жена. Он тучный, носит черную мантию и маску, которая закрывает только лоб и нос.

Другой вид героев комедии дель арте — слуги. Преимущественно их играли мужчины. Именно их поведение, шутки, интриги и акробатические выступления в перерывах являются самой интересной частью выступлений комедии дель арте.

Арлекино

Один из самых знаменитых персонажей. Он беден, что подтверждает его яркий костюм с ромбическим узором. Это нагромождение ромбов выглядит так, словно всё его одеяние состоит из заплаток. Он носит зелёную маску, которая может иметь бородавки или быть похожей на морду обезьяны. Он хитрый, говорит забавные глупости и время от времени бьёт людей деревянным мечом. Претворяется недалеким, чтобы избежать наказаний.

Пульчинелла

Носит свободную белую одежду и остроконечную шляпу. Своим видом он может напоминать грустного Пьеро, однако внешне выделяется своим горбом и чёрной маской с клювом.

Пьеро

Известный и за пределами Италии в комедии дель арте он всё также меланхоличен и наивен. Носит белую одежду с длинными рукавами и пудрит лицо, иногда к образу добавляется слезинка.

Бригелла

Носит чёрную маску с усами и бородой. Он надевает белый костюм, желтые ботинки и носит за спиной кинжал. Бригелла жесток и может обманывать людей.

Пара влюблённых

это единственные персонажи, которые не носят масок. Они улыбаются, приятно выглядят и вызывают сочувствие у зрителей. Только влюблённые могли менять наряды несколько раз за один спектакль, владели изысканной пластикой и тосканским диалектом.

У каждого вида театра наступало как время расцвета, так и пора увядания. К середине XVII века комедия дель арте перестала быть столь популярна, как раньше. Однако театр импровизации и лацци повлияли на творчество Мольера, Карло Гоцци и Александра Блока.

Комедия Дель Арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного площадного театра, спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.

Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII века, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры - эти функции исполнял ведущий актёр труппы, называемый "капокомико" (итал. сapocomico).

Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски. Кроме того, зарождение национальной итальянской драматургии начиналось с произведений, мало пригодных для сцены, поскольку они были перенасыщены персонажами и обилием сюжетных линий. Эта драматургия получила название "учёной комедии" (итал. Commedia erudita).

Анжело Беолько (Рудзанте) в первой половине XVI века сочинял пьесы для венецианских карнавалов, используя технику "учёной комедии". Путаные сюжеты сопровождались трюками и здоровым крестьянским юмором. Вокруг Беолько постепенно собралась небольшая труппа, где обозначился принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, и утвердилось использование на театральных подмостках народной диалектной речи.

Беолько ввёл в драматическое действие танец и музыку. Это ещё не было комедией Дель Арте, — труппа Беолько играла в рамках заданного сюжета, у неё не было свободной игры и импровизации, — однако так обозначилась дорога для возникновения комедии Дель Арте. Первое упоминание о театре масок относится к 1555 году.

Количество масок в комедии дель арте очень велико, всего их насчитывается более ста. Но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.

К основным персонажам комедии Дель Арте относятся Господа и Слуги (дзанни), на противодействии которых основано большинство сюжетов комедии.

Наиболее известные из персонажей-масок:

1) Панталоне

Маски комедии Дель Арте ell

2) Арлекино

Маски комедии Дель Арте ell

Происхождение: уроженец Бергамо (другое имя - Труффальдино), переехавший в поисках лучшей доли в богатейший город Венецию.

3) Бригелла

Маски комедии Дель Арте ell

4) Скарамучча

Маски комедии Дель Арте ell

(итал. Scaramuccia / фр.Scaramouche / рус. Скоморох, «маленький забияка»)

Маска Скарамуччи отчасти повторяла северную маску Капитана, но несла в себе меньше политической сатиры. Это уже был не испанский захватчик, а простой тип хвастливого вояки. Он хвастлив, любит браниться, но как только дело доходит до драки, он трусливо сбегает или, если не успеет сбежать, неизменно будет битым.

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (commedia dell'arte); другое название – комедия масок, – импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 в. и, по сути, сформировавший первый в истории профессиональный театр.

Комедия дель арте вышла из уличных праздников и карнавалов. Ее персонажи – некие социальные образы, в которых культивируются не индивидуальные, а типические черты. Пьес как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей. Именно этот импровизационный метод работы и привел комедиантов к профессионализму – и в первую очередь, к выработке ансамбля, повышенному вниманию к партнеру. В самом деле, если актер не будет внимательно следить за импровизационными репликами и линией поведения партнера, он не сможет вписаться в гибко изменяющийся контекст представления. Эти спектакли были излюбленным развлечением массового, демократического зрителя. Комедия дель арте вобрала в себя опыт фарсового театра, однако здесь пародировались и расхожие персонажи «ученой комедии». Определенная маска закреплялась за конкретным актером раз и навсегда, однако роль – несмотря на жесткие типажные рамки – бесконечно варьировалась и развивалась в процессе каждого представления.

Число масок, появлявшихся в комедии дель арте чрезвычайно велико – более сотни. Однако большинство из них было скорее вариантами нескольких основных масок.

У комедии дель арте было два основных центра – Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы масок. Северную (венецианскую) составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин; южную (неаполитанскую) – Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. Стиль исполнения венецианской и неаполитанской комедии дель арте тоже несколько различались: венецианские маски работали в преимущественно в жанре сатиры; неаполитанские использовали больше трюков, грубых буффонных шуток. По функциональным группам маски можно разделить на следующие категории: старики (сатирические образы Панталоне, Доктор, Тарталья, Капитан); слуги (комедийные персонажи-дзанни: Бригелла, Арлекин, Ковьелло, Пульчинелла и служанка-фантеска – Смеральдина, Франческа, Коломбина); влюбленные (образы, наиболее близкие героям литературной драмы, которых играли только молодые актеры). В отличие от стариков и слуг влюбленные не носили масок, были роскошно одеты, владели изысканной пластикой и тосканским диалектом, на котором писал свои сонеты Петрарка. Именно актеры, исполнявшие роли влюбленных, первыми отказались от импровизации и начали записывать тексты своих персонажей.

Авторами сценариев чаще всего бывали главные актеры труппы (capo commico). Первый печатный сборник сценариев был выпущен в 1611 актером Фламинио Скала, который руководил известнейшей труппой «Джелози». Другие наиболее известные труппы – «Конфиденти» и «Федели».

Итальянская комедия дель арте дала целое созвездие блистательных актеров (многие из которых были первыми теоретиками сценического искусства): Изабелла и Франческо Андреини, Джулио Паскуати, Бернардино Ломбардии, Марк-Антонио Романьези, Николо Барбьери, Тристано Мартинелли, Тереза, Катарина и Доменико Бьянколелли, Тиберио Фьорилли и др. С конца 16 в. труппы стали широко гастролировать по Европе – во Франции, Испании, Англии. Ее популярность достигла своего пика. Однако к середине 17 в. комедия дель арте начала приходить в упадок. Ужесточение политики церкви по отношению к театру вообще, и к комедии дель арте особенно, привело к тому, что комедианты оседали в других странах на постоянное местожительство. Так, скажем, в Париже на основе итальянской труппы был открыт театр «Комеди Итальенн».

Комедия дель арте оказала огромное влияние на развитие мирового театрального искусства. Ее отголоски явственно просматриваются в драматургии Мольера, Гольдони, Гоцци; в 20 в. – в творчестве режиссеров В.Мейерхольда, А.Таирова, Е.Вахтангова и др.

Читайте также: