Коммутатор 252 3734 как протестировать

Обновлено: 05.07.2024


только не пойму каке номиналы должны быть, тоесть сколько вольт и прочее.
и еще разобрал я бкс родной и выпаял все детали так конденсаторы и резисторы не похожи с тем что написанно. тоесть C1 у меня 1мкф а C2 у меня 50мкф а по данной схеме 220мкф надо, так вот я и запутался да и в моем бкс 252.3734 деталей всего то штук 20Добавлено спустя 2 минутывот еще нашел такое
Блок коммутатор-стабилизатор 252.3734

Sniper,
Рабочее напряжение в этих схемах зависит от напряжения стабилитрона VD7.
Стабилитрон Д814а - 6вольт, Д814г - 12вольт. раз уж в тему- вот сегодня ковырял дохлый Пилотовский БКС. Массовая дорожка выгорела, видимо кз в проводке было. Починил, работает.


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

как это? кз а проводке было.

если режим КЗ для зажигания и для стабилизатора-штатный режим


Массовая дорожка выгорела, видимо кз в проводке было.
Это у них стандартная болезнь. Просто дорожка массы тонкая.

как это? кз а проводке было.

если режим КЗ для зажигания и для стабилизатора-штатный режим

КЗ (короткое замыкание)

а так я сегодня всетаки решил оживить БКС, купил электролитический конденсатор 47мкф/50в, теристор 122-25-10, все спаял и заодно облудил все дорожки так на всякий случай, собрал в корпус подключил завелся с пол оборота)
и кстать поставил все лампы 12в(передняя, габарит и стоп сигнал) светят норм, а на высоких оборотах вообще супер, проехал 10-15 км на высоких оборотах и чудо, лампы не сгорели) я рад!

и еще если кто уже сталкивался с созданием бкс 252.3734 на современных деталях напишите пожалуйста детали и маркировку и схемку, думаю замутить запасной бкс на всякий)

Редактировалось: 1 раз (Последний: 4 июля 2015 в 02:58, Sniper: причина не указана) если режим КЗ для зажигания и для стабилизатора-штатный режим тут дорожка сгорела от замыкания в низковольтной части, так как 5 А тока вполне хватит чтоб ее сжечь, что собственно и вышло. Цепь заряда кондера на такое не способна- там хоть и будет порядка 150 вольт, но ток маленький.Добавлено спустя несколько секундSniper, вы молодец! фотку покажете ради интереса? замотался фотки не сделал. сейчас бкс на моей Дельте, сниму сфотаю) обязательно
так как надо будет греметично теперь сделать раз уж работает)Добавлено спустя 4 минутыно я очень сильно настроился собрать с нуля бкс на современных деталях) даже текстолит подготовил и хлорное железо) ((нравится мне травить платы как говорится лазерно утюжным методом)))) про 5А примерно верно , но только они появляются на плате, когда нет контакта корпуса БКС с рамой. делайте нормальный контакт и ничего не будет гореть
Vladimir 90 отвечает в теме « Спортивные моторы на базе Ш » сегодня в 15:04
Старичок отвечает в теме « Racer 150-23A TOURIST » сегодня в 15:03
sprotz начинает тему « Как повернуть на перекрестке на скутер? » сегодня в 14:12
Мослитр отвечает в теме « Проект "Адская колесница" из мопеда СССР » сегодня в 13:09
hitrij отвечает в теме « Рига-26 сборка после полной разборки » вчера в 23:42
Банан отвечает в теме « Вопросы к коллегам » вчера в 15:51
Старичок отвечает в теме « Вибрация на мопеде альфа » 16 ноября 2021
Харитон отвечает в теме « Помогите разобраться с генератором » 16 ноября 2021
krotik отвечает в теме « Переделка мопеда Дельта » 15 ноября 2021
Андрей отвечает в теме « Мокик Simson » 15 ноября 2021
NOT_TODAY отвечает в теме « 3-х ступенчатая коробка передач на двигателе V-50 » 15 ноября 2021
SergafANik отвечает в теме « Проект "МинисК" » 15 ноября 2021
Bams73 начинает тему « Запчасти для веломотора F-50,80 » 14 ноября 2021
Дед отвечает в теме « Борьба со "строчкой" » 13 ноября 2021
UKA отвечает в теме « Катушка зажигания на Д-5 » 13 ноября 2021
Харитон отвечает в теме « Стелс навигатор 770 + робин субару ЕН035 » 12 ноября 2021
Mahovik отвечает в теме « Электрика » 11 ноября 2021
Волголог отвечает в теме « Продам новую раму для ЗИД 50 » 10 ноября 2021
Волголог отвечает в теме « Грузовой трайк для дачи ЗИД 50-02(Servi Car) » 10 ноября 2021
Vladimir 90 начинает тему « Ой МАМА ой! Да Это же ша шисят Второй. » 9 ноября 2021

Copyright МОПЕДИСТ.ру© 2007-2021 Все права защищены.
При копировании материалов с нашего сайта, активная ссылка на "Клуб любителей мокиков и мопедов" обязательна. Новые Минивэны Тойота.

РЕМОНТ МОТОЦИКЛЕТНЫХ КОММУТАТОРОВ ЗАЖИГАНИЯ

Более двух лет прошло с тех пор, как я установил на своем мотоцикле «Иж-Юпитер 4» бесконтактное зажигание на базе восходовского генератора, коммутатора 262 3734 и самодельного диодного смесителя (рис. 1.). Убедившись в надежной работе моего творения, коллеги решились на подобное усовершенствование своей мототехники Однако появились вопросы типа «Я собрал по твоей схеме — объясни, почему у меня не работает».

Вот некоторые типичные неисправности:

— нет искры вообще;

— мотор хорошо работает на холостых, но сбоит на оборотах выше средних;

— мотор хорошо пускается, но работает в основном какой-то один цилиндр, второй подхватывает изредка, вспышки следуют неравномерно,

— искры нет только при установке в схему «Ижа» — на «Восходе» искра есть, при замене блока коммутатора-стабилизатора (БКС) аналогичным, другого типа (251 3734 на КЭТ 1-А) неисправность исчезает.

Все перечисленные неприятности указывают на дефект БКС. Рассмотрим заводскую схему блока (рис. 2.). Она скопирована с блока КЭТ 1-А выпуска 1980-х годов. В части коммутаторов стабилитрон VD2 представлен КС650 (или двумя последовательно включенными Д817Б) Последние исполнения БКС — 251 3734, 261 3734, 262 3734 схематически не различаются. Изменились лишь внешность и тип некоторых деталей.

Рис. 1. Бесконтактное зажигание на базе восходовского генератора, коммутатора 262.3734 и самодельного диодного смесителя

Рис. 1. Бесконтактное зажигание на базе восходовского генератора, коммутатора 262.3734 и самодельного диодного смесителя

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема блока коммутатора-стабилизатора (БКС) заводского производства

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема блока коммутатора-стабилизатора (БКС) заводского производства

Рис. 3. Схема проверки конденсаторов и тринисторов на наличие утечек

Рис. 3. Схема проверки конденсаторов и тринисторов на наличие утечек

Рис. 4. Схема устройства для подбора тринисторов VS1

Рис. 4. Схема устройства для подбора тринисторов VS1


Принцип работы устройств одинаков конденсатор С2 заряжается от высоковольтной обмотки генератора по цепи VD1, С1, VD2, VD4, R2. Положительным импульсом напряжения отдатчика, через VD3 открывается тринистор VS1, который разряжает С2 на обмотку катушки зажигания ТV1, формируя искру на свече F1. Стабилитрон VD2 ограничивает напряжение на С2VS1 на уровне 130 — 160 В. Однако на работающем коммутаторе вольтметр показал 194 В — явное перенапряжение, влияние разброса параметров стабилитрона Хочется отметить интересную деталь — в качестве С2 применены два конденсатора типа МБМ. Такие конденсаторы могут долго работать в импульсном режиме. Являясь «самовосстанавливающимися», они легко переносят кратковременные перенапряжения. Места пробоя обкладок заполняет парафиновая пропитка диэлектрика. К сожалению, это не проходит бесследно — со временем фольга обкладок начинает напоминать решето, емкость прибора падает. Пробои диэлектрика приводят к увеличению проводимости и появлению утечек. Работая в коммутаторе, такой конденсатор просто не успевает накапливать заряд за время между двумя импульсами датчика. Вот почему нормально работающий на «Восходе» («Минске») блок барахлит в схеме «Ижа», где частота импульсов запуска в два раза больше.

Конденсатор с утечкой выявляется по простой схеме (рис. 3.). С соблюдением мер безопасности (схема гальванически связана с бытовой сетью) подключаем проверяемый конденсатор в цепь. Электролампа-индикатор светиться не должна — свечение указывает на наличие утечки. Время проверки 15 — 30 минут (в сомнительных случаях — до 1 часа). Несмотря на несколько варварский способ проверки, для конденсатора он практически безопасен. В процессе эксплуатации он подвергается большим нагрузкам. Таким образом мною были выявлены тринадцать конденсаторов с явной утечкой, причем четыре из них в блоках, нормально работавших на одноцилиндровых моторах, но сбоивших в схеме «Ижа». Заменить конденсаторы в КЭТ-1А несложно — блок легко разбирается. Такая же замена в исполнении 252.3734 — труднее. Для начала удаляем заполняющую корпус пористую массу, проварив коммутатор в кипящей воде 15 — 20 минут. Затем аккуратно «выщипываем» заполнитель пинцетом. Потянув за разъемы, вынимаем плату и получаем доступ к печатному монтажу. Можно, конечно, заменить неисправный прибор аналогичным, но нет гарантии, что новый вскоре тоже не выйдет из строя (причину см. выше), поэтому рекомендую менять на конденсаторы типа К73-17 1,0мкФ/ 400В (а еще лучше 4х0,47мкФ/630В). Два конденсатора нормально располагаются на плате. Герметизацию блока выполняем заливкой его строительной пеной или вырезанной по размеру пластиной резины. Предостерегу от применения различных автогерметиков — их активные компоненты со временем разрушат медные дорожки платы. В целях обеспечения максимальной надежности устройства «безальтернативным» вариантом я считаю металлобумажные конденсаторы типа МБГ, МБГП, МБГЧ (буква Г указывает на конструктивное исполнение прибора), рассчитанные на напряжение 400 — 630 В. Единственная проблема в этом случае — габариты. Возможен компромиссный вариант в схеме для «Иж-Ю» величину С2 уменьшаем до 1мкФ. Это обеспечит гарантированный его заряд за пол-оборота коленчатого вала.

Остальные элементы устройства особых нареканий обычно не вызывают. С1 (К73-15) достаточно надежен. Диоды VD1, VD4 советую заменить на КД226Г (с желтым кольцом) VD3 практически «неубиваем». Случается, что тринистор VS1 сменяет свои характеристики (двигатель начинает запускаться в обратную сторону) — это можно устранить заменой его на КУ202Н или (что еще лучше) на Т122-20-10. Крайне редко выходит из строя КУ221Г (КУ240А1). Замена тринистора сопряжена с подбором по минимальному току управления. Данная схема зажигания весьма требовательна к этому параметру. Я провожу отбор при помощи схемы, изображенной на рисунке 4 Перемещая движок R1 снизу вверх, отмечаем по миллиамперметру РА1 величину тока открывания исследуемого тринистора VS1 по началу свечения лампы EL1. Для использования отбираем экземпляры с током управления I = 1 — 8mА. К сожалению, встречаются тринисторы с увеличенным током утечки. Проверка этого параметра производится по схеме, приведенной на рисунке 3. Свечение лампы будет указывать на неисправность прибора.

Восстановленный таким образом БКС пригоден к дальнейшей эксплуатации в системе зажигания как одно-, так и двухцилиндрового мотоцикла.

Двигатели ЗиД © moto_rist

Электрооборудование мотоциклов "Восход" состоит из источников и потребителей электрической энергии, вспомогательных устройств и электрической сети. Оно обеспечивает зажигание рабочей смеси в цилиндрах двигателя, работу приборов освещения и световой сигнализации.

Электрическая сеть выполнена по однопроводной схеме, т.е. от источника электрической энергии к потребителю подведен один провод. Функции второго провода выполняет рама и другие металлические части мотоцикла.

Схемы электрооборудования мотоциклов "Ковровец" и "Восход" приведены на рис. 5.1 - 5.7.

Двигатели ЗиД © moto_rist

Электричество на мотоцикле

Обычно проблемы с электричеством на мотоцикле (когда, в том числе, пропадает свет) возникают, если нарушается контакт в штекерных колодках и переключателях на руле. С этими неполадками большинство разберется самостоятельно.

Мы же рассмотрим более тяжелый случай – связанный с неисправностью генератора.

1. Снимите статор генератора с двигателя. Высверлите две "зачеканки" крышки генератора, которые фиксируют ее на корпусе статора. Снимите датчик момента искрообразования (на старых моделях) и отсоедините все провода от выводов на крышке. Наносите легкие удары молотка по бородку – так вы спрессуете крышку. Удары наносите поочередно, с противоположных сторон. Будьте аккуратны: перекос крышки чреват изгибом пластин магнитопровода генератора.

2. Отогните отверткой все ушки фигурных шайб, фиксирующих катушки. Если какие-то из них сломаются, не расстраивайтесь – они вам больше не понадобятся.

3. Запомните, а еще лучше зарисуйте, как соединены между собой катушки. Лишь после этого извлеките их из статора. Тут вы и обнаружите перегоревшие катушки – по характерному цвету и запаху горелой изоляции. Катушки с обрывом определите омметром.

4. Картонные прокладки, изолирующие световые катушки от статора, довольно надежны. Но при длительной эксплуатации они все же могут протереться. Можно дополнительно заизолировать катушки: обмажьте их силиконом (или любым пластичным герметиком типа "Гермесил") и, не давая герметику подсохнуть, обмотайте их полоской тонкой хлопчатобумажной ткани.

5. Замените вышедшие из строя катушки – впаяйте в схему исправные.

6. Подберите хлорвиниловый кембрик, который со значительным усилием надевается на пропаянные скрутки соединений катушек. Это лучшая изоляция соединений.

7. Обильно смажьте герметиком магнитопровод статора и установите катушки на место – на время полимеризации герметика катушки можно расклинить маленькими деревянными клинышками.

8. Слабыми ударами молотка напрессуйте крышку на статор. "Посадите" ее с небольшим смещением относительно высверленного при разборке отверстия (примерно на половину диаметра).

Тупым керном или пробойником зачеканьте металл крышки в углубления на статоре.

Евгений Носков

Схема блока коммутации-стабилизации (БКС) 1МК211

Блок коммутатор-стабилизатор предназначен для работы в составе систем зажигания и освещения мотоциклов, мопедов, мотовелосипедов и других транспортных средств с двухтактными одноцилиндровыми двигателями в комплекте с генератором и высоковольтным трансформатором. Блок коммутатор-стабилизатор обеспечивает:

- бесперебойное искрообразование в диапазоне рабочих частот вращения ротора генератора;

- стабилизацию напряжения в цепи освещения транспортного средства. Блок полностью герметичен. По степени защиты от проникновения посторонних тел и воды изделие соответствует исполнению IP65 по ГОСТ 14254. Блок коммутатор-стабилизатор сконструирован по однопроводной схеме питания.

Применяемые детали:
С1 - конденсатор К73-1-250 В - 1,0 мкФ ±10%
С2 - конденсатор К50-35 -100 В - 2,2 мкФ
СЗ - конденсатор К50-35-25 В - 50 мкФ
С4 - конденсатор К73-5 - 3330 пФ ±10%
С5 - конденсатор К73-11-250 В - 2,2 мкФ ±10%
VD1, VD2, VD8, VD10 - диод КД243А
VD4, VD5 - диод КД208А
VD6 - стабилитрон Д814А-1
VD7 - мост КЦ401А
VD9 - стабилитрон КС650А
VD11 - диод КЦ226В
VS1 - тиристор КУ240А1
VS2 - тиристор Т122-25-1
R2 - резистор МЛТ-1,0-19 кОм ±5%
R3 - подбирается при настройке
R4 - резистор МЛТ-0,5 - 470 Ом ±5%

Двигатели ЗиД © moto_rist

МОТОЦИКЛ "ВОСХОД" СТАЛ ХУЖЕ ЗАВОДИТЬСЯ, ВЕРОЯТНО РАЗМАГНИТИЛСЯ РОТОР. КАК ЕГО НАМАГНИТИТЬ?

Снимите генератор с мотоцикла. Отсоедините от генератора все провода. К обмотке освещения толстым (сечением 2-3 мм2) проводом подключите девять банок двух последовательно соединенных автомобильных аккумуляторов емкостью не ниже 55 Ач. Батареи должны быть полностью заряжены, все соединения - иметь надежный контакт, а в цепь между генератором и аккумулятором следует включить рубильник, рассчитанный на большой ток.

Совместите полюса ротора и статора. Два-три раза на секунду включите рубильник, каждый раз проверяя, не перегрелась ли обмотка. Разверните ротор на 180, совместите полюса и снова два-три раза повторите включение.

Дайте обмотке остыть. Поставьте генератор на мотоцикл, подсоедините провода. Если других неисправностей в системе электрооборудования нет, то генератор должен работать нормально.

Двигатели ЗиД © moto_rist

ПЕРЕДЕЛКА ГЕНЕРАТОРА Г-427 НА 12-ВОЛЬТОВЫЙ.

Унификация многих моделей по креплению статора на картере двигателя и посадке ротора на цапфе позволяет на старые модели устанавливать 12-вольтовые источники тока, мощностью 65 или 90 Вт. Если же есть лишний старый 6-вольтовый, то можно и самому собрать один 12-вольтовый генератор мощностью 65 Вт.

Прежде всего, разберемся с устройством генератора Г-427. В стартере 6-вольтового генератора расположены 8 катушек. Две из них, намотанные на пластмассовые каркасы, питают систему зажигания связаны с остальными лишь "массой". Остальные - "световые". Три соединенные последовательно, "работают" на фару, две - на указатели поворотов и последняя - на задний фонарь. Суть модернизации - замена трех последних из вышеперечисленных катушек на три катушки, питающих фару, от такого же генератора. Сначала открутите все гайки и винты, которые крепят провода и датчик на передней панели генератора. Чтобы не перепутать, провода пометьте их изолентой или цветными нитками. Буквы маркировки на панели означают: Д - датчик; 3 - зажигание; О - освещение; У -указатели поворотов; Т - задний фонарь. Снимая датчик, не изгибайте лишний раз его провода. Снимите с изолированных контактных винтов наконечники остальных проводов. Отверткой с тонким жалом отогните стальные ушки фигурной шайбы, удерживающие катушки на корпусе статора. Начинать работу лучше с тыльной стороны генератора, поскольку отгибать ушки с лицевой стороны сложнее. Соблюдайте осторожность: нельзя допустить повреждение изоляции и самих проводов катушек. Снимите стальную пластину, закрывающую катушки зажигания. Ни в коем случае нельзя упираться отверткой в пластмассовые каркасы катушек - они весьма хрупкие, а провод настолько тонкий, что может легко порваться при неосторожном прикосновении инструмента. Чтобы не повредить при дальнейшей работе провода, протолкните их внутрь статора через резиновые втулки. Одну за другой снимите катушки с магнитопровода. Оставьте их на время внутри корпуса статора. Когда все катушки сняты, их можно извлечь из статора все вместе.

Обратите внимание на состояние картонной изоляции на внутренней части корпуса статора. Если она где-то протерлась, необходимо вырезать новую часть прокладки из электрокартона. Разложите все катушки в ряд. Три световые, намотанные самым толстым проводом и две катушки зажигания нас интересовать не будут. А на место катушек указателей поворотов и заднего фонаря впаяйте три катушки фары от такого же генератора.

Коммутатор – это электронный компонент для обеспечения работы бесконтактной системы зажигания. Она является переходной между контактной и микропроцессорной. Последняя, наиболее совершенная, позволяет управлять моментом при помощи данных, считываемых с датчиков – кислорода, скорости, оборотов двигателя и других. Но на дорогах все еще немало автомобилей, в которых установлены и контактные прерыватели, и бесконтактные. Поэтому для обслуживания и диагностики нужно знать назначение всех элементов, а также методы поиска неисправностей и их основные признаки. Перед тем как проверить коммутатор, внимательно изучите все детали.

Бесконтактная система зажигания

коммутатор это

Всего существует три огромные группы систем – контактная, бесконтактная, микропроцессорная. Первая делится на две подгруппы – контактная и с применением транзистора, работающего в режиме ключа. В конструкции бесконтактной системы зажигания тоже применяются транзисторы. Использоваться активно такая схема стала в начале 80-х годов прошлого века. И она имеет ряд преимуществ, о которых будет рассказано несколько ниже. Схема коммутатора несложная, она может быть реализована как на транзисторах, так и на контроллере.

Но у бесконтактной системы зажигания имеется и много недостатков, если сравнивать ее с микропроцессорной. Последняя позволяет контролировать практически все параметры двигателя. БСЗ делать это не позволяет, также не может она нормально использоваться на инжекторных моторах. Причина устаревания бесконтактной системы заключается не только в развитии электроники и автомобилестроения, но и в принятии жестких мер по обеспечению экологичности двигателей внутреннего сгорания. К сожалению, уменьшить количество вредных веществ в выхлопе позволяет только микропроцессорное управление.

Основные элементы системы

коммутатор ваз

Конечно, первыми стоит указать свечи зажигания. Они установлены в головке блока цилиндров, электроды выходят с внутренней части. Это те элементы, которые позволяют воспламенить топливовоздушную смесь. Но с помощью одних только свечей двигатель работать не сможет. Необходимо контролировать положение коленчатого вала, чтобы знать, в каком положении находятся поршни в цилиндрах.

Для этой цели используется индуктивный датчик, работающий на эффекте Холла. Он входит в конструкцию другого элемента – распределителя зажигания. Датчик выдает импульс, который поступает на коммутатор. Это устройство позволяет слабый сигнал усилить до напряжения в 12 Вольт, чтобы затем подать его на катушку. Катушка – не что иное, как простой трансформатор (повышающий). У него вторичная обмотка имеет большее число витков, нежели первичная. За счет этого происходит повышение напряжения и уменьшение силы тока. Напряжение в БСЗ на свечи подается при значении 30-35 кВ (в зависимости от модели автомобиля).

Чем БСЗ лучше контактной?

схема коммутатора

Внимательно прочитав предыдущий раздел, можно увидеть, что в системе применен индуктивный бесконтактный датчик Холла. Преимущество очевидно – нет трения и коммутации. Для сравнения обратите внимание на контактную систему. В ней прерыватель коммутирует напряжение, величина которого равна 12 Вольт. Как ни крути, но металлические контакты все время соприкасаются друг с другом, постепенно стираются, покрываются нагаром.

По этим причинам необходимо постоянно следить за прерывателем, регулировать зазор, проводить своевременную замену. БСЗ лишена этих недостатков, поэтому без стороннего вмешательства система работает значительно дольше. Датчик Холла выходит из строя очень редко, как и коммутатор. Это повышает надежность системы, но требуется и соблюдать меры предосторожности, в частности, соединение коммутатора с кузовом должно быть максимально плотным, чтобы обеспечить эффективный теплообмен. Кроме того, БСЗ позволяет улучшить работу двигателя, увеличить, хоть и незначительно, его мощность, наряду с повышением надежности.

Как работает коммутатор

коммутатор зажигания

По сути, коммутатор – это простой усилитель сигнала. Можно сравнить даже со сборкой Дарлингтона, которая используется в микроконтроллерной технике для преобразования слабого сигнала с порта выхода до необходимого уровня. Основа этой сборки – полевые транзисторы, работающие в режиме ключа. На них подается рабочее напряжение, на управляющий вывод поступает сигнал, который усиливается и снимается с коллектора.

Коммутатор зажигания имеет практически аналогичную схему работы. Только используется сигнал с датчика Холла. Он имеет три вывода – управление, общий, плюс питания. При появлении в области датчика металлической пластины происходит генерация тока, который подается на вход коммутатора. Далее происходит усиление сигнала, а также подача его на первичную обмотку катушки. Питание всей системы происходит только лишь после включения зажигания (после поворота ключа).

Основные элементы коммутатора

как проверить коммутатор

Схема коммутатора достаточно простая, но самостоятельное изготовление этого блока бессмысленно, так как готовый вариант купить окажется намного проще. Монтаж должен выполняться максимально грамотно, иначе работа устройства окажется неправильной. Кроме того, при использовании транзисторов нужно тщательно выбирать их по параметрам, а для этого необходимо иметь качественную измерительную аппаратуру. К сожалению, у двух одинаковых полупроводников разброс характеристик может быть очень большим. А это влияет на работу устройства.

Коммутатор ВАЗ, имеющий обозначение 76.3734, состоит из одного основного элемента – контроллера L497. Он создан специально для использования в бесконтактных системах зажигания. Отечественный аналог этого контроллера - КР1055ХП2. Параметры у них практически идентичные, что позволяет использовать любой из контроллеров. Кроме того, эта микросхема позволяет провести подключение тахометра, расположенного на приборной панели автомобиля. Но можно применить и более простую схему, которая представляет собой усилительный блок из двух каскадов. Правда, надежность такого устройства на порядок ниже.

Подключение коммутатора

Случаи бывают разными, не исключено, что придется вам менять проводку. Поэтому потребуется принимать во внимание назначение всех выводов на штекере коммутатора. Это позволит правильно провести подключение, причем риска вывести его из строя не будет. Первый вывод коммутатора – это выход. Другими словами, с него снимается усиленный сигнал. Его нужно соединять с выводом катушки «К». Второй контакт соединяется с массой – минусом аккумуляторной батареи.

Все три провода от датчика Холла идут на коммутатор ВАЗ. Причем сигнальный провод соединяется с шестым выводом коммутатора. Пятый – это вывод для питания (на нем напряжение стабильно 12 Вольт). Третий вывод коммутатора – масса (минус питания). Третий соединен внутри блока со вторым. А вот между четвертым, на который подается питание от АКБ, и пятым имеется постоянное сопротивление и стабилизатор напряжения.

Как осуществить проверку

подключение коммутатора

Ничего сложного нет в этой процедуре. Самый простой способ – это использовать заведомо исправный узел, так как проверить коммутатор таким образом можно буквально за считанные минуты. Но если такового нет, а нужно определить точно, неисправность в катушке либо же в коммутаторе, разумнее использовать другие способы. Потребуется простая лампа накаливания. Если не знаете, где взять ее, то выкрутите из плафона освещения салона либо же из габаритных огней.

Один вывод лампы соединяете с минусом аккумуляторной батареи. Второй подключаете к выводу «1» коммутатора. Это тот самый вывод, с которого снимается усиленный сигнал. Если лампа загорается, то устройство исправно. Более совершенный метод проверки осуществляется при помощи осциллографа. На экране можно видеть величину и форму сигнала, а также сравнить его с эталонным.

Настройка зажигания

какой коммутатор

Корпус трамблера вращается вокруг своей оси, чтобы производить более точную регулировку. И этого оказывается достаточно. Чтобы точно установить момент, можно использовать простейшую схему, в качестве индикатора используется в ней простой светодиод. Датчик Холла отключается от системы, на его минусовой вывод подается плюс питания. Между «+» и сигнальным включается светодиод, для снижения напряжения последовательно с ним включается сопротивление 2 кОм. А вот плюс датчика Холла соединяется с массой. Теперь остается только медленно вращать корпус распределителя. Момент, когда засветится диод, будет являться искомым.

Выводы

Много преимуществ дает такой простой узел в бесконтактной системе зажигания, как коммутатор. Это и повышение мощности, пусть даже незначительное, и уменьшение расхода топлива, и значительное улучшение двигателя с точки зрения надежности. А главное – отпадает необходимость в постоянном контроле и своевременной настройке системы. Современному водителю не хочется заниматься ремонтом автомобиля, ему нужно средство передвижения. Причем надежное, которое не подведет в самый ответственный момент. Независимо от того, какой коммутатор используется в БСЗ, эффективность у него намного выше, нежели у контактного прерывателя.

Читайте также: