Коммутатор кэт 1а чем заменить

Обновлено: 06.07.2024

Мотоциклы Ковровец ( и Минск ) - сначала были оборудованы генератором переменного тока ( на 6 вольт ) с механическим прерывателем зажигания. Система зажигания работала подобно магнето с выносной катушкой зажигания. Система была не очень надёжная.
Применять такой для авиации - я не рекомендую.

Генераторы были немного разных модификаций.
Один из вариантов :

Электрическая схема зажигания у этих генераторов применялась такого типа :

Система освещения на мотоциклах работала без специального регулятора. Просто там было несколько обмоток - мощность каждой из которых была предусмотрена в соответствии со своей лампочкой.

Схема мотоцикла Минск 106 - такая же - как у Ковровца - тех лет выпуска :

Система зажигания с механическим прерывателем обладала малой мощностью искры и небольшой надёжностью. Контакты не редко могут загрязняться или может нарушаться зазор в прерывателе.

На смену описанным генераторам - специалисты ковровского завода применили новый генератор Г 427 ( на 6 вольт ) с электронной системой зажигания CDI :

Этот генератор применялся на ковровских мотоциклах модели " Восход 2 М " и минских мотоциклах того периода времени.

В генераторе была двухсекционная обмотка заряда конденсатора ( клемма "З" ) и индукционный датчик ( клеммы "Д" и "Д1" )

Для работы зажигания применялся тиристорный коммутатор КЭТ - 1 А :

Пометки на полях схемы - я делал при обсуждении на форуме вопроса - как улучшить коммутатор. Полоски на корпусах советских диодов - маркировались наоборот чем у импортных.

Подробнее про коммутатор и его изготовление - в теме : « Коммутатор БКС - сборка из современных деталей. »

Катушка зажигания применялась специальная. Их было несколько модификаций. Один из лучших вариантов :

На мотоцикле Восход 2 - отсутствовали выпрямитель и регулятор напряжения. Освещение работало от нескольких разных обмоток.

Затем - для дальнейшего улучшения света - был произведен переход на 12 вольт. Завод выпустил новый генератор. Присоединительные размеры всех описанных мной вариантов генераторов - одинаковые. Они взаимозаменяемы в комплекте с проводкой и иными блоками электрооборудования.

Для работы зажигания и стабилизации напряжения - применялся блок коммутатор стабилизатор БКС 262. 3734.

kvadratov

Я люблю строить самолеты!

( Стабилитроны 2 и 3 поменять местами. Опечатка ).

Это коротко про Ковровцы и последующие модели ковровского завода.

Как это приспособить к мотору Фолксваген - где 4 цилиндра и 4 такта - надо разбираться отдельно.

Кроме того не совсем ясно какая модификация генератора имеется. Если 6 вольт и механический прерыватель - это плохой вариант.

Самый лучший мотоциклетный генератор из СССР - это тот - который на 12 вольт и 65 Вт. К нему можно приспособить выпрямитель со стабилизатором.

Как сделать зажигание на 4 цилиндра - пока мне трудно сказать.

Возможно - лучше применить родной трамблёр от Фольксвагена. А от генератора только заряжать аккумулятор.

Чтобы написать точнее - недостаточно информации по Вашему мотору и имеющемуся генератору.

kvadratov

Я люблю строить самолеты!

Если систему зажигания сделать с применением родного трамблёра от Фольксвагена а генератор от мотоцикла использовать только для заряда аккумулятора - тогда можно применить такой вариант :

Есть генератор от ковровского мотоцикла Сова.
( название птицы - по английски - она называется owl ).

Это генератор на 12 вольт 90 Вт.
Данный генератор можно поставить вместо любого ковровского без механических изменений.

У этого генератора не очень хороший встроенный датчик зажигания.

Однако если использовать его только как источник напряжения для заряда аккумулятора - он самый мощный. ( из числа взаимозаменяемых ковровских изделий ).

Если в этом генераторе отсоединить обмотку зажигания от точки присоединения к обмоткам света - а провод идущий от обмоток света на массу - отсоединить от массы и вывести на отдельную изолированную клемму - возникнет возможность установки полноценного регулятора напряжения с выпрямителем.

( от мотоцикла 125 кубиков )

Или от снегохода :

Всё тоже самое можно сделать с генератором 12 вольт 65 Вт. Только мощность будет меньше.

Генератор на 6 вольт - по моему мнению - имеет неудобное напряжение. Перемотать его на 12 вольт можно - но сложно. Проще заменить.

kvadratov

Я люблю строить самолеты!

В добавление к сказанному почитайте тему :

xlr88

Я люблю строить самолеты!
Спосибо за информация!
Генератор Г 427 как показанны выше, я смонтировал на коленвала. Я думаю только из шести красные катушки снят 6волт и отправливау /+/ на катушка зажигание, потом прерыватель разпределитель. Ток нужен только для свечи.
Для старт мотора акумулатор 6в и реле-регулатор. Как точно все надо соединятса?

kvadratov

Я люблю строить самолеты!

А в этой теме обсуждали регуляторы / выпрямители :

kvadratov

Я люблю строить самолеты!

Понял что есть генератор Г 427.

Если взять 6 вольт с клеммы " О " генератора - на оборотах выше 3000 об / м - можно получить примерно 32 Вт электричества. На 5000 - ну - возможно до 45 Вт.

На клемму " О " работают ( в генераторе Г 427 ) 4 обмотки из толстой проволоки. Вторая сторона этой цепи соединена на массу. Её ( массу - корпус ) нужно отсоединить от обмоток цепи " О ". Вторую сторону цепи - вывести на изолированную клемму. Получится что обмотки главного света будут работать независимо от массы.

Два провода от главных световых обмоток нужно присоединить на мощный выпрямительный мост. К примеру - такой :

Переменный ток от генератора будет приходить на клеммы для переменного тока выпрямителя. Минусовую клемму выпрямителя нужно подсоединить на массу.

С плюсовой клеммы выпрямителя будет выходить нестабилизированный постоянный ( пульсирующий ) ток с колебанием напряжения примерно от 5 вольт на холостых оборотах - до 8 вольт на 5000 оборотов ( при замере с лампочкой 32 свечи в нагрузке )

Стабилизаторы на 6 вольт - редкость.
Впрочем учитывая небольшую мощность генератора ( в ряде случаев ) стабилизатор может быть не обязателен.

На ряде лодочных моторов и снегоходов - нестабилизированный выпрямленный ток подавался непосредственно на кислотный свинцовый аккумулятор - который способен стабилизировать напряжение - если мощность генератора не велика.

Пример - снегоход Буран :

Учитывая небольшую мощность генератора - скорее всего можно применить аккумулятор не менее чем на 18 - 20 Ампер / часов. Это если нет стартёра. Если есть стартёр ( на 6 вольт ) Ёмкость аккумулятора - видимо должна быть больше - раза в два.

Аккумулятор нужно будет заряжать от стационарного блока заряда перед полётом. В полёте генератор будет компенсировать расход энергии на зажигание. Если у генератора хватит мощности. Обязательно следует поставить вольтметр в приборную доску. И если напряжение аккумулятора опасно уменьшается - садиться - чем быстрее - тем лучше. Пока мотор не встал.

Сможет или нет описанная система удовлетворить Ваши потребности в электричестве - можно определить только экспериментально.

Система зажигания при этом - предполагается - будет состоять из родного трамблёра фолксвагена с прерывателем и распределителем. Соответственно катушка зажигания должна будет применяться на 6 вольт от контактной системы зажигания.

Возможно катушка зажигания может быть применена от мотоцикла Jawa 350 модели 634.


Часовой пояс: UTC + 3 часа

Переделка коммутатора КЭТ-1А под оптический датчик

с кэтом оптрон без доп питания не будет работать. нужно будет хотя бы литиевую батарейку ставить или переделывать на аккумуляторное зажигание

Добавлено after 2 minutes 26 seconds:
у восходов и минсков переменный ток 12 вольт емнип, возможно выпрямить если и стабилизировать, но все равно нужна будет батарея какая нибудь для начального запуска

Добавлено after 2 minutes 51 second:
а так схема простая, светодиод осветил оптотранзистор- пошел импульс положительной полярности на диод V2. можно даже диод закоротить

Добавлено after 7 minutes 24 seconds:


за основу что то такое можно. конденсатор подобрать, и мб батарея не понадобится, нокак зводиться будет хз, мож токо с толкача. нужно экспериментировать

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет - любой!

_________________
Глобализму - нет.
Глобализация - это смерть суверенных народов.
Независимым может считаться только то государство, против которого разносчики дерьмократии и их пособники ввели санкции.

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

Приглашаем всех желающих 25/11/2021 г. принять участие в вебинаре, посвященном антеннам Molex. Готовые к использованию антенны Molex являются компактными, высокопроизводительными и доступны в различных форм-факторах для всех стандартных антенных протоколов и частот. На вебинаре будет проведен обзор готовых решений и перспектив развития продуктовой линейки. Разработчики смогут получить рекомендации по выбору антенны, работе с документацией и поддержкой, заказу образцов.

Приглашаем 30 ноября всех желающих посетить вебинар о литиевых источниках тока Fanso (EVE). Вы узнаете об особенностях использования литиевых источников питания и о том, как на них влияют режим работы и условия эксплуатации. Мы расскажем, какие параметры важно учитывать при выборе литиевого ХИТ, рассмотрим «подводные камни», с которыми можно столкнуться при неправильном выборе, разберем, как правильно проводить тесты, чтобы убедиться в надежности конечного решения. Вы сможете задать вопросы представителям производителя, которые будут участвовать в вебинаре

Работать, может, и будет - но не долго. У двухтактных двигателей всегда всё в масле, на масло ложится пыль - и ваш оптический датчик приходит в полную неработоспособность! Именно по этой причине оптические датчики в пыльных средах и не применяют. Если сильно хочется сделать "позиционный" датчик - возьмите датчик Холла от движка Ланоса или подобного, и поставьте его на противоположную от генератора сторону двигателя (он в маслостойком исполнении. ), шторку для него можно закрепить на ведущей звёздочке моторной цепи.


ДХ или оптика не суть! по ходу тестирования выберу, ибо работают они одинаково и взаимозаменяемы
Мне сейчас главное переделать коммутатор под них! Но чет никто не хочет помочь

На случай если возникнут вопросы типу почему не поставить другой коммутатор и катушку под аккумуляторное зажигание -
БСЗ это хорошо, можно и ФУОЗ поставить) но вдруг сел аккум или датчик сдох или что то в том роде.
А я хочу сделать двойную систему зажигания КСЗ и БСЗ, и переключатель(экстренный) для переключения между ними
Две катушки ставить не вариант, по этому и нужно переделать коммутатор) + как я понимаю аккум с такой системой будет меньше разряжаться

Онлайн-статус

Начнём.
Доработка подковы Д8. (удаляем диоды)

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

удвоитель (чтобы на ХХ оборотах напругу поднять)

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения


Сравнительные измерения способности генератора.
Цифры не точные (приведены для понимания процесса)

Зажигание для Д с преобразователем напряжения


Сравнительные измерения способности удвоителя..
Цифры не точные (приведены для понимания процесса)

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Попытка расчёта КПД.

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Для лазерноутюжного метода.

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Удалось немного поднять КПД. (на разводку платы не влияет)

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Вариант с крупногабаритным конденсаторам.

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Онлайн-статус

Добавлено: 13:19 / 09.02.12 | Последний раз редактировалось: omich (15:38 / 16.07.12), всего редактировалось 26 раз(а)

Схема зажигания и освещения для двигателей Д с экономичным преобразователем напряжения, мощным светом и стабильной мощной искрой во всем диапазоне оборотов .

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Внимание! На схеме ошибочка. Резистор R3 должен быть номиналом 2,4 кОм.
(Эта схема не окончательная и получила дальнейшее развитие с датчиком холла.)

Детали:
Схема состоит отдельных функциональных блоков - фары, зажигания и заднего фонаря. Диодный мостик можно использовать как общий(нарисовано на этой схеме), так и поставить в фару собственный, т.е. это кому как нравится, и тогда тянуть к фаре провод с переменным напряжением с подковы, а не выпрямленное от зажигания.

Список деталей:
C1 = 1000мк 50в
C2 = 1000 мк 50 в
C3 = 1000 мк 50 в
C4 = 3300 пф
C5 = 1мк 25 в
C6 = 0,47мк 630в

L1 = 150мкГн К10х6х5(с материнской платы)16 витков Ф 1 мм

R1 = 10к
R2 = 2к
R3 = 430
R4 = 4,7к
R5 = 4,7k
R6 = 1k
R7 = 26 Ом
R8 = 0,1 Ом (самодельный проволочный)
R9 = 22k
R10 = 12 Ом
R11 = 2 Ом 2Вт

Tr1 = К20х11х8 с зазором 0,7 мм
Обмотки: I и II - 60 витков Ф 0,5 мм, III - 300 витков Ф 0,2 мм

VD1 = 1N4007
VD2 = КС156А
VD3 = Д814А
VD4 = КС168А
VD5 = D07
VD6 = UF5408
VD7 = FR3002
VD8 = 1N4007
VD9 = SR5100
VD10 = BZXSSC56V
VD11 = BZXSSC56V
VD12 = BZXSSC56V
VD13 = BZXSSC56V
VD14 = D07

Мост VD1-VD4 = FR607

VR1 = LM2576T-ADJ
VR2 = LM317

VT1 = C945
VT2 = C2335
VT3 = КП302
VT4 = P75N02L (подойдет любой N-канальный мосфет с логическим управлением)

Подкова
Подкова: Обмотка I (почти как Д8Э) 400 витков провода диаметром 0,8 мм, обмотка II 60 витков ПЭТВ диаметром 0,2 мм (хотел намотать в навал, но на станке получилось виток к витку )
-------------------------------------------------------------------------------
Замена деталей:
Цепочку стабилитронов VD10. VD13 можно заменить любыми другими, чтобы получить нужное напряжение около 200 вольт.

По диодам: В качестве диодного моста подойдет любой ширпотреб с током не менее 2-х ампер. VD9 - диод шоттки любой с допустимым обратным напряжением более 50 вольт и током от 3-х ампер, в качестве VD6 лучше использовать из серии UF или FR, т.е. с малым временем восстановления и высоковольтный. VD14 тоже поискать высоковольтный.

VT1 подобрать с максимальным h21э от которого будет зависеть ток разряда С6 и в конечном итоге экономичность преобразователя. У меня есть мысль поставить вместо него мосфет(будет время, обязательно попробую реализовать эту идею).
VT2 подойдет J13007 из энергосберегающих ламп.

Тиристор какой-нибудь буржуйский на 800 вольт (наш КУ202 не применять - долго не протянет. )

VT4 вместо P75N02L подойдет любой N-канальный мосфет с логическим управлением(водятся на старых материнских платах).

Вместо кольца Tr1 можно попробовать использовать тот же дроссель из энергосберегающих ламп. Если для обмотки III использовать провод диаметром 0,1 , а для I и II диаметром 0,3 , то на дроссель должно поместиться, ну а параметры преобразователя не должны сильно пострадать(тоже будет время - проверю).

Это осциллограмма работы преобразователя на 700 оборотах:

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Ну а это на 8000 оборотах:

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Осциллограммы снимались на выходе Tr1 перед диодом VD6.

Стенд в сборе как раз на 8000 оборотах:

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Генератор потребляет мизерные токи и работает во всем диапазоне входных напряжений, которые выдает подкова.
Минимальное напряжение даже не стал проверять, но верхняя осциллограмма при 700 об/мин получается при напряжении на С1 3,8 вольта. Как видно на осциллограмме, генератор успевает зарядить емкость C6 до 224 вольт и дальше подзаряжать ее, пока не откроется VT1 тем же напряжением, которое подается на управление тиристором и генерация прекратится, чтобы тиристор не остался открытым после срабатывания. Вторая осциллограмма на 8000 оборотах показывает, что там тоже генератор легко успевает зарядить C6 и тоже подзаряжать по мере разряда через стабилитроны и R4 -> VD4 -> база VT1. Судя по крутизне заряда емкости, генератор успевал бы ее зарядить и до 16 тыс оборотов, а может и больше. Напряжение на С1 при 8000 оборотах было 18,5 вольт. Фара все время была подключена и начиная с 2400 оборотов начала прибавлять яркости и к 4000 оборотам на светодиоде 2 ампера(ограничено сознательно ).

Теперь по генератору: На самых минимальных оборотах генератор потребляет около 10 mA. Всего. И при этом на C6 224 вольта. Искра лупит сантиметра полтора и причем независимо от оборотов всегда стабильна. На 8 тыс оборотах генератор потребляет 110 mA. Я специально сделал поменьше емкость C6 соединив последовательно 2 конденсатора по 1 мкф, т.к. побоялся, что пробьет катушку зажигания. С конденсатором 1 мкф искра фиолетовая и пробивает сантиметра 3 и катушка уж очень сильно щелкает, да к тому же ток потребления генератора на 8 тыс оборотах возрастает до 150 mA, но заряжать все-равно до 224 вольт успевает.

Пробовал включать генератор и без стабилитронов. В таком режиме при входных 5 вольтах на C6 было 408 вольт, а при питании 12,5 вольт на C6 было 585 вольт и, после того, как быстро зарядится C6, генератор потребляет не более 5 mA.
Кроме всего, даже на 8000 оборотах транзистор VT2 вообще холодный, т.е. ему даже радиатор ни какой не нужен.

Теперь по УОЗ. С ним тоже разобрался из-за чего он обратно полз. Виновата оказалась нагрузка в виде фары. В теме Светодиодная эпопея я описывал создание фары и проблемы с которыми сталкивался. Так вот пришлось все-таки поднять повыше напряжение включения мосфета VT4 добавлением цепочки стабилитронов КС156А+КС168А+Д814А вместо Д814Д, тем самым "полочка" повысилась до 18,5 вольт и тиристор стал срабатывать в неограниченной части синусоиды, правда пришлось немного пожертвовать светом, т.е. если при одном Д814Д фара начинала поднимать яркость с 2000 оборотов и на полную яркость выходила к 3000 тыс, то теперь начинает поднимать яркость с 2400 и к 4000 тыс светит на полную.
Дополнительная обмотка на подкове в виде 60 витков тонкого провода в качестве датчика тоже вынужденная мера, но только если используется такая мощная нагрузка в виде диодного моста и конденсатора, которые ограничивают напряжение, образуя "полочку". Я проверял без фары и тогда можно убрать резистор R5, заменить R6 на 1 кОм, а точку соединения R6 и VD1 протянуть до нижнего по схеме вывода подковы и соединения ее с диодным мостом.

Изготовление кольца. Зазор должен быть приблизительно

Зажигание для Д с преобразователем напряжения

Зазор на одном кольце первый раз пилил корундовым диском минут 20 и сломал 2 диска. А именно это кольцо пропилил алмазным(на фото) секунд за 10.

Затем зазор заклеен полоской крепкого серого скотча, чтобы в него не проваливались витки и намотано 300 витков провода ПЭТВ 0,2 - обмотка III (понадобилось 7,8 метра провода), после чего этим же скотчем порезанным на узкие полоски заизолирована обмотка и намотано 60 витков сложенным вдвое проводом ПЭВ-2 0,5 - обмотки I и II(ушло 2 отрезка по 1,7 метра сложенных вместе).

РЕМОНТ МОТОЦИКЛЕТНЫХ КОММУТАТОРОВ ЗАЖИГАНИЯ

Более двух лет прошло с тех пор, как я установил на своем мотоцикле «Иж-Юпитер 4» бесконтактное зажигание на базе восходовского генератора, коммутатора 262 3734 и самодельного диодного смесителя (рис. 1.). Убедившись в надежной работе моего творения, коллеги решились на подобное усовершенствование своей мототехники Однако появились вопросы типа «Я собрал по твоей схеме — объясни, почему у меня не работает».

Вот некоторые типичные неисправности:

— нет искры вообще;

— мотор хорошо работает на холостых, но сбоит на оборотах выше средних;

— мотор хорошо пускается, но работает в основном какой-то один цилиндр, второй подхватывает изредка, вспышки следуют неравномерно,

— искры нет только при установке в схему «Ижа» — на «Восходе» искра есть, при замене блока коммутатора-стабилизатора (БКС) аналогичным, другого типа (251 3734 на КЭТ 1-А) неисправность исчезает.

Все перечисленные неприятности указывают на дефект БКС. Рассмотрим заводскую схему блока (рис. 2.). Она скопирована с блока КЭТ 1-А выпуска 1980-х годов. В части коммутаторов стабилитрон VD2 представлен КС650 (или двумя последовательно включенными Д817Б) Последние исполнения БКС — 251 3734, 261 3734, 262 3734 схематически не различаются. Изменились лишь внешность и тип некоторых деталей.

Рис. 1. Бесконтактное зажигание на базе восходовского генератора, коммутатора 262.3734 и самодельного диодного смесителя

Рис. 1. Бесконтактное зажигание на базе восходовского генератора, коммутатора 262.3734 и самодельного диодного смесителя

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема блока коммутатора-стабилизатора (БКС) заводского производства

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема блока коммутатора-стабилизатора (БКС) заводского производства

Рис. 3. Схема проверки конденсаторов и тринисторов на наличие утечек

Рис. 3. Схема проверки конденсаторов и тринисторов на наличие утечек

Рис. 4. Схема устройства для подбора тринисторов VS1

Рис. 4. Схема устройства для подбора тринисторов VS1


Принцип работы устройств одинаков конденсатор С2 заряжается от высоковольтной обмотки генератора по цепи VD1, С1, VD2, VD4, R2. Положительным импульсом напряжения отдатчика, через VD3 открывается тринистор VS1, который разряжает С2 на обмотку катушки зажигания ТV1, формируя искру на свече F1. Стабилитрон VD2 ограничивает напряжение на С2VS1 на уровне 130 — 160 В. Однако на работающем коммутаторе вольтметр показал 194 В — явное перенапряжение, влияние разброса параметров стабилитрона Хочется отметить интересную деталь — в качестве С2 применены два конденсатора типа МБМ. Такие конденсаторы могут долго работать в импульсном режиме. Являясь «самовосстанавливающимися», они легко переносят кратковременные перенапряжения. Места пробоя обкладок заполняет парафиновая пропитка диэлектрика. К сожалению, это не проходит бесследно — со временем фольга обкладок начинает напоминать решето, емкость прибора падает. Пробои диэлектрика приводят к увеличению проводимости и появлению утечек. Работая в коммутаторе, такой конденсатор просто не успевает накапливать заряд за время между двумя импульсами датчика. Вот почему нормально работающий на «Восходе» («Минске») блок барахлит в схеме «Ижа», где частота импульсов запуска в два раза больше.

Конденсатор с утечкой выявляется по простой схеме (рис. 3.). С соблюдением мер безопасности (схема гальванически связана с бытовой сетью) подключаем проверяемый конденсатор в цепь. Электролампа-индикатор светиться не должна — свечение указывает на наличие утечки. Время проверки 15 — 30 минут (в сомнительных случаях — до 1 часа). Несмотря на несколько варварский способ проверки, для конденсатора он практически безопасен. В процессе эксплуатации он подвергается большим нагрузкам. Таким образом мною были выявлены тринадцать конденсаторов с явной утечкой, причем четыре из них в блоках, нормально работавших на одноцилиндровых моторах, но сбоивших в схеме «Ижа». Заменить конденсаторы в КЭТ-1А несложно — блок легко разбирается. Такая же замена в исполнении 252.3734 — труднее. Для начала удаляем заполняющую корпус пористую массу, проварив коммутатор в кипящей воде 15 — 20 минут. Затем аккуратно «выщипываем» заполнитель пинцетом. Потянув за разъемы, вынимаем плату и получаем доступ к печатному монтажу. Можно, конечно, заменить неисправный прибор аналогичным, но нет гарантии, что новый вскоре тоже не выйдет из строя (причину см. выше), поэтому рекомендую менять на конденсаторы типа К73-17 1,0мкФ/ 400В (а еще лучше 4х0,47мкФ/630В). Два конденсатора нормально располагаются на плате. Герметизацию блока выполняем заливкой его строительной пеной или вырезанной по размеру пластиной резины. Предостерегу от применения различных автогерметиков — их активные компоненты со временем разрушат медные дорожки платы. В целях обеспечения максимальной надежности устройства «безальтернативным» вариантом я считаю металлобумажные конденсаторы типа МБГ, МБГП, МБГЧ (буква Г указывает на конструктивное исполнение прибора), рассчитанные на напряжение 400 — 630 В. Единственная проблема в этом случае — габариты. Возможен компромиссный вариант в схеме для «Иж-Ю» величину С2 уменьшаем до 1мкФ. Это обеспечит гарантированный его заряд за пол-оборота коленчатого вала.

Остальные элементы устройства особых нареканий обычно не вызывают. С1 (К73-15) достаточно надежен. Диоды VD1, VD4 советую заменить на КД226Г (с желтым кольцом) VD3 практически «неубиваем». Случается, что тринистор VS1 сменяет свои характеристики (двигатель начинает запускаться в обратную сторону) — это можно устранить заменой его на КУ202Н или (что еще лучше) на Т122-20-10. Крайне редко выходит из строя КУ221Г (КУ240А1). Замена тринистора сопряжена с подбором по минимальному току управления. Данная схема зажигания весьма требовательна к этому параметру. Я провожу отбор при помощи схемы, изображенной на рисунке 4 Перемещая движок R1 снизу вверх, отмечаем по миллиамперметру РА1 величину тока открывания исследуемого тринистора VS1 по началу свечения лампы EL1. Для использования отбираем экземпляры с током управления I = 1 — 8mА. К сожалению, встречаются тринисторы с увеличенным током утечки. Проверка этого параметра производится по схеме, приведенной на рисунке 3. Свечение лампы будет указывать на неисправность прибора.

Восстановленный таким образом БКС пригоден к дальнейшей эксплуатации в системе зажигания как одно-, так и двухцилиндрового мотоцикла.

Читайте также: