Wifi входящий или исходящий

Обновлено: 01.07.2024

Скорость интернет‑соединения измеряют в мегабитах в секунду (Мбит/с). Несмотря на кажущуюся схожесть с мегабайтами в секунду (МБ/с), которые Windows показывает при копировании файлов, это совсем разные вещи.

Байт ≠ бит.

1 байт = 8 бит.

1 мегабайт = 8 мегабит.

1 мегабайт в секунду = 8 мегабит в секунду.

Мегабит — более мелкая единица информации и используется для определения скорости передачи данных. Мегабайт же применяется для указания объёма данных. Тем не менее, люди их довольно часто путают и искренне не понимают, почему, имея 100‑мегабитный тариф, они не могут скачать из интернета файл размером 100 мегабайт за 1 секунду.

Хотя на самом деле всё просто — достаточно посчитать байты и биты. Поскольку в 100 мегабайтах 800 мегабит, то при скорости 100 Мбит/с такой файл сохранится за 8 секунд.

Что такое входящий и исходящий канал

В тарифах провайдеры всегда прописывают скорость входящего и исходящего каналов. Первый отвечает за скачивание (приём, download) и показывает, как быстро данные попадают из интернета к пользователю. Второй — за загрузку (отдача, upload) и характеризует, насколько шустро выполняется передача от пользователя в Сеть.

С исходящей всё ровно наоборот. Она важна для быстрой отправки больших вложений по почте, выгрузки файлов в облако, публикации видео в соцсетях, видеоконференций. Как правило, с такими мы сталкиваемся в повседневной жизни гораздо реже.

По этой причине некоторые провайдеры предоставляют высокую входящую скорость, но при этом довольно низкую исходящую. К счастью, сейчас это встречается не так уж часто.

Сколько будет пользователей

Также при выборе тарифа стоит учитывать количество людей, которые будут использовать интернет. Далее мы рассмотрим оптимальные показатели скорости для разных нужд, которые указаны из расчёта на одного человека. Их, разумеется, необходимо умножить на число пользователей.

Если, например, для базовой работы в Сети хватит 5 Мбит/с, то на двух человек нужно уже 10 Мбит/с, на трёх — 15 Мбит/с и так далее.

Какова рекомендуемая скорость интернета для разных сценариев

Какая скорость интернета нужна для работы

Для обычного сёрфинга, отправки почты, просмотра соцсетей, совместной работы над документами более чем достаточно 5 Мбит/с. При этом следует понимать, что сайты бывают разными, и страницы с большим количеством картинок и мультимедийного контента, возможно, будут грузиться чуть дольше.

Какая скорость интернета нужна для видеозвонков

Для участия в видеоконференциях также хватит 5 Мбит/с. Однако обратите внимание, что это требование относится как ко входящей, так и к исходящей скорости. Если последняя будет меньше, качество вашей картинки может ухудшаться, хотя собеседников вы будете видеть хорошо.

Какая скорость интернета нужна для игр

Практически все онлайн‑игры оптимизированы и не требуют огромных скоростей. PUBG, Fortnite, CS:GO, Dota 2, WoT, WoW достаточно всего 1–2 Мбит/с для мультиплеера. Если брать с запасом, то 5 Мбит/с хватит с головой. Впрочем, не лишними будут и 50, и 100 Мбит/с — для быстрого скачивания обновлений и установки новых игр.

Правда, в случае с онлайн‑играми есть ещё такой момент, как пинг — время, за которое сигнал идёт от вас до игрового сервера и обратно. Он даже важнее скорости. Чем ниже пинг, тем меньше задержка в игре.

К сожалению, заранее узнать даже приблизительный пинг в конкретной игре через определённого провайдера невозможно, так как его значение непостоянно и зависит от многих факторов.

Какая скорость интернета нужна для просмотра видео онлайн

Все современные сервисы автоматически подстраиваются под скорость соединения, так что без сериалов и фильмов в любом случае не останетесь. Вопрос лишь в том, насколько хорошее изображение удастся получить.

При скорости 10 Мбит/с можно рассчитывать на стабильное качество Full HD (1 080p), с каналом в 35 Мбит/с контент будет уже в 4K (2 160p).

Какая скорость интернета нужна для стримов

Игровые трансляции наиболее требовательны к скорости из‑за того, что видео в реальном времени имеет немалый объём. Разумеется, для трансляций нужен хороший исходящий канал с высокой скоростью на отдачу.

Для стримов в Full HD потребуется около 35 Мбит/с, для 4K — около 100 Мбит/с. И, конечно же, к этим цифрам обязательно нужно добавить определённый запас, если во время трансляций вы или кто‑то из членов семьи пользуется интернетом для других целей.

Какой тариф самый оптимальный

В 2021 году оптимальными считаются тарифы в 100 Мбит/с. Такой скорости хватит для любых нужд, а цена услуги наиболее выгодна. Начальные тарифы гораздо медленнее, но стоят почти столько же. А максимальные, хоть и передают данные быстрее, обойдутся значительно дороже.

Скорость в 20–30 Мбит/с можно порекомендовать для маленькой семьи, бабушки, дедушки и людей, которые не очень активно пользуются интернетом. Тарифы от 300 Мбит/с и выше, наоборот, оправданны только в тех случаях, когда нужен действительно широкий канал, например для стримов игр, постоянной работы с облачными хранилищами или при наличии большого количества устройств и одновременной работы сразу нескольких пользователей.

Если хотите точно определить реально необходимую скорость, подсчитайте, скольким членам семьи нужен интернет, учтите потребности каждого из них, а затем прибавьте ещё немного про запас и округлите до ближайшего тарифа в большую сторону.

Этот материал впервые был опубликован в сентябре 2017 года. В июне 2021‑го мы обновили текст.

При обращении к провайдеру с заявкой о подключении к «глобальной сети» пользователь сталкивается с понятиями «входящая» и «исходящая» скорости интернета, часто не разбираясь в полной мере в этих терминах. Рассмотрим, какая из скоростей важнее, что означают цифры, указанные в тарифах. А также, на какой показатель обращать внимание при подсоединении.

Исходящая и входящая скорости Internet: что это значит

Значение входящей загрузки трафика показывает, насколько быстро или медленно пользователь загрузит контент (фотографии, музыку, видео и т.д.) из «мировой паутины» на жесткий диск.

Загрузка информации

При заключении договора с поставщиком услуг доступа к «мировой паутине» на тарифном плане указывается показатель входящей информации.

Например, в предложении от поставщика услуг прописано 50 Мбит/сек. Расшифровывается это следующим образом: максимально допустимый лимит не превышает пятьдесят мегабит в секунду.

Таблица перевода единиц

Коэффициент указан в мегабитах, тогда как поток загружаемых цифровых материалов – в мегабайтах. Чтобы перевести в мегабайты, делим 50 на 8, так как один МБ равен восьми мегабитам. Таким образом, скачивание через сторонние сайты равняется 6,25 МБ/с.

Также пропускная возможность канала каждого сайта оказывает влияние на «закачку» и отправку контента. К примеру, на одном веб-ресурсе имеется лимит на отдачу файлов. Скачивание будет происходить медленнее.

Абонент вводит параметр тарифного плана, а утилита выдает расчет в МБ/с. Используя онлайн-сервис, рассчитывается время передачи файла определенного размера с текущим показателем.

Критерий измеряется также в Гбит/с или Кбит/с. Второй вариант используется при подключении по ADSL-модему. Данная технология все еще применяется в отдаленных районах страны. Транспортировка информации посредством телефонной линии хуже современных технологий.

Исходящая скорость

Исходящее значение показывает абоненту скорость отправки контента во внешнюю сеть.

Исходящая информация

Как правило, выгрузка цифровых материалов редко интересует пользователей. Для них важнее предыдущий коэффициент.

SpeedTest

В течение короткого промежутка времени найдется ближайший сервер для проведения теста, процесс запустится. По окончании на экране отобразится результат.

Результаты теста

Показано три критерия теста: «пинг», входящая и исходящая передачи информации по внешним каналам связи. Как правило, максимально возможная исходящая скорость ниже входящей.

Что важнее: исходящая или входящая скорости Internet

Интернет-кинотеатр

Для большинства «юзеров» имеет значение показатель входящего трафика. Это связано с тем, что абоненты используют онлайн-игры (World of Tanks, Lineage и другие), смотрят фильмы через интернет-кинотеатры, загружают необходимые программы, пр. Соответственно, при подключении к «мировой паутине», выбираются тарифы с высокой «закачкой» данных, а исходящей скоростью люди не интересуются.

Высокий параметр выгрузки необходим для быстрой отправки данных, передаваемых другим пользователям или сайтам. К примеру, клиент владеет порталом, содержащим контент большого размера.

Какая нужна скорость интернета

Пользователи задаются вопросом, какая входящая скорость должна быть на ПК, чтобы Internet работал «быстро»? Для серфинга по внешней сети хватит и трафика в 10-20 Мбит/с.

Скорость интернета

Если абонент предпочитает просматривать фильмы через видеосервисы, запускать онлайн-игры, следовательно, входящая загрузка рассчитывается 30-50 мегабит в секунду.

Для скачивания файлов с торрент-трекеров или других веб-ресурсов ограничение по подбору решения из «портфеля» оператора связи отсутствует.

«Закачка» контента на рабочую станцию будет зависеть от предоставленного провайдером пакета услуг, а также от возможности портала и конфигурации маршрутизатора. Настройки роутеров описываются отдельными статьями на нашем портале.

Исходящая выгрузка, как говорилось выше, рассчитывается через утилиты. Ориентируясь на полученные цифры, клиент заключает договор на оказание услуг оператора связи.

Технический эксперт

Подгорнов Илья Владимирович Всё статьи нашего сайта проходят аудит технического консультанта. Если у Вас остались вопросы, Вы всегда их можете задать на его странице.

тест скорости интернета

Скорость интернета

Что подразумевает под собой понятие «нормальная скорость интернета», какая она должна быть для оптимальной работы и проведения досуга на персональном компьютере. Читать ещё Что подразумевает под собой понятие «нормальная скорость интернета», какая она должна быть для оптимальной работы и проведения досуга на персональном компьютере. Одно и то же подключение покажется кому-то вполне достаточным, а кому-то — невозможностью эффективно работать. То, что нормально для интернет-кафе, для университета МГУ, например, «маловато будет». Использование компьютеров в домашних условиях ставит перед пользователями резонные вопросы: какая скорость интернета считается нормальной для дома и как выбрать подходящий тарифный план. Скрыть

Калькулятор скорости интернет

Всем привет! Скорее всего вы читаете эту статью, потому что встретили два таких понятия как входящая и исходящая скорость соединения интернета. Обычно подобные параметры можно встретить на различных сайтах, где можно протестировать скорость интернета. Если говорить грубо, то:

По сути в обоих случаях идет использование канала, или более грубо – провода, который вы подключаете к роутеру или компьютеру. Провайдер предоставляет вам услугу интернет и сразу ограничивает вас в скорости: 50, 100, 150 или более Мбит в секунду. Далее я более подробно расскажу про эти понятия, а также на что влияет скорость, и как её улучшить в домашних условиях, если она очень маленькая.

СОВЕТ! Если хотите понять эту тему на все 100%, то советую читать все дополнительные статьи, которые я оставил по ссылкам ниже. Также буду ждать ваши советы и вопросы в комментариях.

  • Просмотр видео и фильмов в онлайне.
  • Открытие любых сайтов.
  • Скачивание фильмов, игр, а также картинок и музыки.
  • Прослушивание радио или музыкальных композиций в онлайне.

В итоге информация идет от глобальной сети интернет к вам на компьютер, именно поэтому подключение и называется входящим.

Исходящее соединение

Исходящее скорость интернета отвечает за максимальный показатель отправки данных в интернет. Например, когда вы заходите на какой-то сайт, ваш компьютер отправляет запрос на сервер, для того чтобы получить ответ. Провайдер при некоторых условиях может уменьшать данный показатель, чтобы освободить канал связи.

Иногда вы можете заметить, что исходящая скорость ниже входящей – потому что обычно компьютер больше скачивает информации, нежели отправляет – это абсолютно нормально. Аналогично отправной канал используется, если вы закачиваете картинки, фото, видео на какое-нибудь облако или сервер.

Пинг или отклик

Чаще всего данный параметр используется в онлайн играх, так как она является наиболее важным. Но и для обычных пользователей он может стать отличным показателем качества подключения.

Пинг или отклик – это время, за которое компьютер отправляет запрос и получает ответ от отдаленного сервера. В операционных системах Ping – это утилита, которая проверяет данный показатель.

При идеальном подключении пинг будет показывать некоторое расстояние от компьютера до сервера. Например, если вы живете в Москве и будете делать проверку пинга сервера, который находится в Нью-Йорке, то вы увидите большее значение, чем если бы сервер находился где-нибудь в Европе.

Пинг измеряется в миллисекундах (мс). Но почему этот параметр так важен? Потому что с помощью него можно увидеть и качество подключения. Если пинг постоянно скачет и меняет параметры в играх, то значит есть проблема где-то на пути отправки или приема информации. Пакеты могут теряться или пропадать на каком-то этапе в глобальной сети

Что влияет на скорость

В первую очередь на скорость влияют запущенные программы. Например, если вы будете тестировать скорость интернета, когда у вас запущены приложения, которые активно используют интернет, то вы увидите меньшие показатели. При запущенном Torrent клиенте канал может забиваться полностью на 100%.

Именно поэтому, чтобы выполнить кристально чистое тестирование – нужно отключить все программы, которые в теории могут использовать интернет.

Следующий фактор – это количество пользователей, которые использует интернет одновременно. Если дома у вас большая семья и вы используете роутер, то по вечерам могут быть просадки в скорости.

ПРИМЕЧАНИЕ! Скорость интернета не может быть выше заявленной от провайдера. Чаще всего она даже немного ниже: на 3-15%.

Один из самых главных факторов, который влияет на скорость – это используемая технология.

  • DSL – подключение происходит с помощью телефонных проводов. Они не предназначены для интернет-соединений, чаще всего не имеют экрана, поэтому пакеты, которые передаются через них, могут теряться. При таком подключении скорость гораздо ниже, а отклик может постоянно скакать. Читать далее…
  • 3G/4G/5G, Спутник, WiMAX – подключение происходит беспроводным путем с помощью радиоволн. А как мы помним, любая волна имеет свойство затухать от препятствий, а также от пройденного пути. То есть чем дальше вы находитесь от вышки провайдера, тем хуже связь. Аналогично, чем больше на пути волны деревьев, домов, стен, а также людей, тем хуже связь и скорость с пингом.
  • Оптоволокно – информация передается с помощью пучка света в стеклянной или подобной прозрачной среде. При этом данные можно передавать на многие километры без опасности потерь. Оптоволоконная связь является самой надежной и скоростной, так как свет не имеет прямого воздействия от электромагнитных волн, радиоволн, тепла и холода. Обычно скорость на таком подключении самая большая, а пинг имеет самые малые показатели. Читать далее…

Ещё пару слов хочется рассказать про оптику. Оптоволокно обычно подключают двумя способами. В первом – оптику тянут до квартиры или дома клиента. Далее он использует специальный терминал или роутер со специальным оптическим входом. Второй вариант – когда оптику тянут до дома, подключают его в специальный маршрутизатор, а уже абонентов подключают с помощью витой пары.

Витая пара – это кабель, который состоит из скрученных пар. Скрутку пар используют для того, чтобы снизить воздействие электромагнитных волн – в таком состоянии информация дублируется и отправляется на оба провода. По витухе информация передается с помощью тока, поэтому не предназначена для передачи на большое расстояние. Читать далее…

Небольшая потеря может быть и на последнем этапе подключения, если вы используете Wi-Fi. Wi-Fi – аналогично использует радиоволны, которые могут теряться, гаситься, отражаться или затухать в вашем домашнем пространстве. У Wi-Fi сейчас есть две частоты использования:

  • 2,4 ГГц – имеет большую площадь покрытия, но меньшую скорость. Оптимальная скорость до 150 Мбит в секунду. Проблема данной частоты в её популярности, а также в количестве каналов – их всего 11. Вообще их 13, но использовать можно только 11. Если, например, ваш сосед будет сидеть на одном и том же канале, то он будет вам мешать и привносить помехи в связь. Из-за чего будут возникать потеря пакетов, понижение скорости.
  • 5 ГГц – имеет куда больше каналов и скорость, но радиус покрытия куда меньше.

Это не значит, что 2,4 ГГц плохая частота, просто 5 ГГц на данный момент имеет лучшую связь и лучше использовать его для игр. Но все же лучше использовать именно кабельное подключение – оно более надежное.

На скорость частично влияет и сам интернет. Напомню, что интернет – это глобальная сеть компьютеров, серверов, а также другого сетевого оборудования. При отправке запроса в пучину глобальной сети запрос может где-то застопорится, задержаться или даже потеряется. Аналогичная ситуация обстоит и с ответом. На это вы никак не повлияете.

Как улучшить скорость

Итак, мы с вами выяснили, что скорость влияет от многих показателей. В первую очередь скорость зависит от самого провайдера – то есть она не будет выше заявленной скорости в договоре. Дали вам 100 Мбит в секунду, вот столько и будет.

Плюс я упомянул и про погрешность – это значит, что ровно 100 Мбит/с у вас постоянно не будет, а скорость будет колебаться в пределах потери в 10%. При этом если вы используете DSL или подключение с помощью радиоволн, то потеря может быть ещё выше от 15 до 30%.

На потерю частично может влиять и оборудование. Например, у многих роутеров входящий порт может имеет ограничение в 100 Мбит в секунду. Если же оборудование старое, постоянно зависает и его следует перегружать, то стоит задуматься о покупке нового.

Если проблема не у провайдера, а он от вас открещивается, идем и читаем эту инструкцию. Там описано 11 способов по ускорению интернет подключения в домашних условиях. Лично они мне в свое время очень помогли.

Сегодня речь пойдет о достаточно новых для России технологиях передачи голоса и видео в сети сотового оператора — VoLTE (Voice over LTE), ViLTE (Video over LTE) и Wi-Fi-Calling (WFC).



Почему при звонке из сети LTE телефон уходит в сеть 3G?

Прежде чем перейти к рассмотрению новых технологий, давайте освежим в памяти, как на текущий момент работает наш смартфон в сети 4G/LTE.

Думаю, что многие абоненты замечали, что смартфон при входящих или исходящих звонках переходит в сети предыдущего поколения (2G/3G), а на само соединение уходит достаточно много времени. Для начала следует сказать несколько слов о том, как верхнеуровнево (очень крупными блоками) выглядит сеть оператора мобильной связи.


На первый взгляд, не сложно, но это только на первый. Давайте разбираться.

Как видно на картинке выше, сеть радио-доступа второго (2G, или GERAN) и третьего (3G, или UTRAN) поколений подключается как к ядру канальной коммутации (CS Core) для осуществления голосовых вызовов, так и к ядру пакетной коммутации (PS Core) для доступа к IP-сетям и для выхода в сеть Internet. Логичный вывод, который напрашивается из сказанного выше: CS Core обеспечивает голосовую связь, а PS Core предназначен для передачи данных. Останавливаться для анализа того, как работают сети передачи данных и голоса в рамках данной статьи, мы не будем.

Рассмотрим прохождение голосовых вызовов для сети 4G. Прежде чем погружаться в подробности, давайте еще раз посмотрим на картинку и вспомним, что сеть радио-доступа LTE не имеет прямых подключений к CS Core. На первый взгляд, это странно, но решение есть. И частью решения является интерфейс между PS Core и CS Core, который называется SGs.

(Справедливости ради нужно сказать, что и до внедрения стандарта 4G/LTE связь между канальным и пакетным ядром была возможна. Интерфейс, по которому могла осуществляться эта связь, называется Gs. Задачи, возлагавшиеся на Gs-интерфейс, заключались в комбинировании (объединении) процедур регистрации в обоих доменах, а также в обеспечении поиска устройства (paging), который осуществлялся из канального домена в пакетный. Это позволяло приостанавливать передачу данных в сети 2G и принимать голосовые вызовы.)

В сети 4G/LTE интерфейс SGs уже не является опциональным и играет важную роль. Вспоминаем, что в сети LTE наше мобильное устройство работает только в пакетном домене (PS Core) и, как вы уже догадались, без интерфейса между PS и CS Core не обойтись.




Теперь давайте кратко рассмотрим процесс осуществления голосовых вызовов, когда Ваше устройство находится в сети LTE. Не вдаваясь глубоко в технические делали, это можно объяснить так:

Исходящий звонок. Мобильное устройство сообщает базовой станции (eNodeB), что собирается совершить исходящий звонок, тем самым запуская процесс перехода из LTE в сети предыдущего поколения. Подробнее расписывать процедуру в рамках данной статьи нецелесообразно.

Процесс перехода из LTE в сети предыдущего поколения для совершения голосовых вызовов называется называется CS Fallback (CSFB).

По завершению вызова (уже не важно входящего или исходящего) устройство вернется в сеть LTE, но c небольшим «НО». Несмотря на то, что устройству пришлось перерегистрироваться в сеть 3G (реже в 2G), передача данных, которая могла производиться до звонка, может осуществляться и одновременно с голосовым вызовом. При этом мобильное устройство не потеряет выделенный ему IP-адрес. «НО» заключается в том, что переход в сеть LTE произойдет только в ближайшую паузу в передаче данных.

(Небольшое замечание про SMS. В сети LTE и входящие и исходящие SMS передаются все по тому же интерфейсу SGs и переходов между сетями различных поколений не осуществляется.)

Voice over LTE (VoLTE) и Video over LTE (ViLTE)

У сети LTE, в сравнении с предыдущими поколениями сети, лучше показатели по задержкам и RTT, и она вполне приспособлена для трафика, критичного к качеству канала передачи, а именно, небуферизированного голоса и видео, которыми и являются наши звонки. Осуществление голосовых вызовов наконец-то переходит на протокол IP непосредственно с мобильного устройства.

Теперь давайте рассмотрим, что поменялось в архитектуре сети оператора.




Мы видим, что по сравнению с предыдущей схемой, добавилось облачко с названием IMS. Да, действительно, в качестве ядра для поддержки голосовых вызовов сети LTE и Wi-Fi был выбран IMS.

Начнем с процесса регистрации. Мобильное устройство должно убедиться, что сеть оператора поддерживает передачу голоса поверх IP в конкретной зоне радиопокрытия. Если это так, то смартфон пытается активировать bearer (канал связи по IP) со специальным APN-ом и со специально выделенным классом обслуживания QCI-5, который зарезервирован и оптимизирован для IMS-signaling. Данный класс обслуживания имеет более высокий приоритет по сравнению с классом обслуживания для передачи данных, которая используется для выхода в Интернет, но он, так же как и интернетовский, не требует гарантированной полосы передачи данных и менее критичен к задержкам чем для голоса и видео. По завершению процесса активации bearer-а у мобильного устройства имеется IP адрес, и сеть сообщила IP адрес P-CSCF, который уже является первым элементом ядра IMS. Именно к нему смартфон впервые обращается по протоколу SIP и осуществляет регистрацию в IMS.

Подробно останавливаться на процессах, которые происходят в недрах сети, в рамках данной статьи нецелесообразно. При желании эту информацию можно найти на ресурсах, список которых помещен в конце статьи. Приведу лишь картинку с основными элементами PS Core и IMS.




Мобильное устройство зарегистрировались в ядре IMS и теперь может совершать голосовые вызовы, отправлять/принимать SMS.

Одной из основных отличительных особенностей мобильной VoLTE-сети от классической SIP телефонии — это управление полосой пропускания для конкретного вида трафика. Не секрет, что при передаче голосового трафика по IP-сетям всегда есть риск потери пакетов, что пагубно сказывается на разборчивости речи. Для того чтобы обеспечить приемлемое качество, применяется технология маркировки IP-пакетов. Транспортное оборудование с «пониманием» относится к маркированным пакетам, старается не допустить их потерю и обеспечивает их приоритетную передачу hop-by-hop. В сети мобильного оператора одним из самых дорогих ресурсов является радио-ресурс и всегда есть вероятность того, что в зоне нужной нам базовой станции (eNodeB) может его не оказаться для проключения голосового вызова, потому что все они используются для передачи данных из сети интернет. Я уже упоминал, что для регистрации мобильное устройство активировало отдельный bearer c QCI-5, который по уровню сервиса выше, чем bearer для интернет и в нем была установлена SIP-сессия с IMS Core. При установлении голосового вызова — неважно, входящего или исходящего — IMS-ядро через PCRF и ядро пакетной коммутации запрашивает дополнительный выделенный радио-ресурс (dedicated bearer) с гарантированным битрейтом и с QCI-1 для того, чтобы в нем и передавался RTP-поток с выбранным кодеком. Данный ресурс уже имеет самый высокий приоритет, что и обеспечивает необходимое качество речи.

Теперь можно упомянуть такую технологию, как Video over LTE (ViLTE). Все, что было сказано для VoLTE, справедливо и для ViLTE. Для подключения видео-потока точно так же, как и для голоса, запрашивается еще один dedicated bearer. Он тоже требует гарантированную полосу с несколько более высокой пропускной способностью, чем голос, но уже с чуть меньшим приоритетом (QCI-2). Снижение приоритета обусловлено тем, что потеря пакетов для видео-потока уже не настолько критична, чем для голосового. Согласитесь, что разборчивость речи куда более важна, чем кратковременный сбой в передаче картинки. В результате получается, что у смартфона в случае с ViLTE имеется сразу три bearer-а для нужд IMS (QCI-5 — сигнализация, QCI-1 — голосовой канал, QCI-2 — видео канал).

Также хотелось бы вкратце затронуть тему хэндоверов (переходов из сети одного поколения в другое). Сегодня покрытие сети LTE уступает покрытию сетей предыдущих поколений. Для того чтобы разговор не прерывался в случае, если уровень сигнала сети LTE становится ниже порогового уровня, телефону придется перерегистрироваться в ядре канальной коммутации (CS Core). Для обеспечения «бесшовности» такого перехода была разработана технология SRVCC (Single Radio Voice Call Continuity). В отличие от CS Fall Back (CSFB), который рассматривался в первой части статьи, на момент перехода из LTE в сеть предыдущего поколения, у нас уже имеется голосовой вызов, который мы и пытаемся сохранить без разрыва. В основе технологии лежит протокол GTPv2 и дополнительный интерфейс между PS Core и CS Core, который имеет название Sv. Для обеспечения работы данного интерфейса доработке подверглась CS Core, которая ранее не поддерживала протокол GTP (GPRS tunneling protocol). Схематично процесс перехода из VoLTE в CS-call показан на рисунке.




Теперь можно сказать несколько слов о том, что полезного в VoLTE и зачем внедряется эта технология:

  • VoLTE позволяет не производить переключение из сети LTE в сети предыдущего поколения, что ускоряет процесс осуществления голосового вызова;
  • телефон остается в LTE, и передача данных может продолжаться без снижения скорости;
  • нет жестких ограничений на полосу передачи, что позволяет обеспечивать высокое качество голоса (HD-Voice);
  • появляется возможность делать видео-звонки, а впоследствии и видео-конференции;
  • под управлением ядра IMS имеется возможность реализовывать дополнительные услуги, такие как Push-to-Talk.

VoWi-Fi, или Wi-Fi-Calling, или WFC

Принципиальное отличие VoWi-Fi от VoLTE заключается в том, что в качестве «последней мили» используется обычный Wi-Fi. Это может быть и домашний интернет и публичный Wi-Fi какого-нибудь кафе. В качестве ядра сети используется все тот же IMS, а вот в части сети доступа есть небольшие изменения. Давайте посмотрим на картинку.




Внимательный читатель заметит, что не видно принципиальных отличий от схемы PS Core для VoLTE. По-прежнему стык ядра пакетной коммутации и IMS Core осуществляется через интерфейс SGi от PGW. Изменения коснулись пути прохождения трафика от мобильного устройства до ядра пакетной коммутации. Для этого у нас появилось устройство под названием ePDG. Именно оно имеет прямой выход в сеть Internet и именно к нему будут, в первую очередь, подключаться телефоны с использованием обычного протокола IPSec. Прежде чем начнется регистрация в IMS-ядре, как и раньше, необходимо успешно зарегистрироваться в ядре пакетной коммутации. На этот раз регистрация производится не от MME, а от ePDG. Для этого используется интерфейс SWm, и мы видим еще один сетевой элемент с названием AAA. Особенностью узла AAA, участвующего в процессе регистрации из untrusted Wi-Fi, то есть из сети Internet, является то, что он работает не по привычному многим протоколу Radius, а по модернизированной его версии — протоколу Diameter. Далее, как и в сети LTE, аутентификация и сверка наличия соответствующих услуг производится все в том же HSS (Home Subscriber Server).

После прохождения регистрации в пакетном ядре и последующей регистрации в IMS Core, звонки осуществляются точно так же, как это происходит и из VoLTE.

Из основных технологических вопросов нам осталось рассмотреть переход (Handover) из сети Wi-Fi в VoLTE и обратно.

Не секрет, что сети Wi-Fi имеют очень маленький радиус действия. Для того чтобы наши голосовые вызовы не прерывались при потере сети Wi-Fi, мобильное устройство постоянно мониторит уровень сигнала, и если он становится ниже порогового уровня, производится переход в сеть LTE. Если еще раз посмотреть на предыдущую схему, то становится понятно, что при переходе в LTE-сеть, вполне реально остаться на все том же PGW, что использовался и для Wi-Fi-Call. А помогает в этом интерфейс S6b, который с использованием AAA сервера сообщает HSS адрес PGW, на котором была произведена регистрация из сети Wi-Fi. При таком переходе сохраняется сессия на PGW все с тем же IP-адресом, что был выделен при регистрации через Wi-Fi сеть. Как следствие, мы получаем практически бесшовный Handover VoWi-Fi -> VoLTE. Обратный переход осуществляется по тем же правилам.

Как и в конце предыдущей части, несколько слов о том, что полезного в VoWi-Fi и зачем внедряется эта технология:

  • появилась возможность совершать и принимать голосовые вызовы со своим номером мобильного телефона из любого места, где есть доступ в Internet через Wi-Fi без использования сторонних приложений;
  • Wi-Fi-Calling позволяет совершать звонки из сети Wi-Fi по всему миру по домашнему тарифу.

Вопросы и ответы

Я предвижу, что будет ряд вопросов и попробую заранее на них ответить:

В: В каких регионах уже доступны технологии VoLTE/VoWi-Fi?
О: На момент публикации статьи услуга доступна абонентам Москвы, Ярославля, Калуги и Башкирии.

В: Когда услуга станет доступна абонентам других регионов МТС?
О: Мы делаем все возможное для скорейшего внедрения технологии. Следите за новостями на наших региональных сайтах.

В: Будет ли работать услуга Wi-Fi-Calling в режиме «самолета»?
О: Да, такой вариант работы действительно есть, но чтобы неожиданно не остаться без связи, мы такой режим не рекомендуем.

В: Как убедиться, что на iPhone работает VoLTE?
О: На iPhone нет индикаци того, что телефон работает в режиме VoLTE. Посмотреть текущий режим работы устройства можно зайдя в Настройки -> Об этом устройстве и нажать на строку Оператор. Если имеется регистрация в IMS, то это будет видно (строка поменяется на IMS-статус).

В: Работает ли SMS через услугу Wi-Fi-Calling в режиме «самолет»?
О: Да, сеть такой вариант работы поддерживает. Дальше все зависит от наличия поддержки в мобильном телефоне. Если говорить про iPhone, то мы делаем все возможное, чтобы SMS over IP стала доступна для абонентов МТС с выходом версии iOS 12.0 (сентябрь 2018).

В: Какие кодеки используются для передачи голоса?
О: Приоритетным кодеком является AMR-WB (HD-Voice), но может использоваться AMR-NB. Выбор кодека осуществляется в процессе установления вызова и зависит от большого количества причин. Кодек EVS на нашей сети пока не поддерживается.

В: Поддерживается ли технология ViLTE на телефонах Apple?
О: Нет. Поддержка ViLTE реализована не во всех смартфонах и это не только iPhone.

Читайте также: