Что открыл виндовс беринг

Обновлено: 05.07.2024

12 августа 1681 года (в некоторых источниках эта дата ставится под вопрос) в датском городе Хорсенс родился выдающийся мореплаватель Витус Беринг. Поступив на русскую службу, он сделал ряд важных географических открытий, которые в дальнейшем позволили существенно расширить границы России.

По заданию Петра I

По словам историков, уже в 1695-м Беринг отправился в первое плавание. В качестве юнги он сопровождал своего сводного брата, посещавшего датские заморские владения в Индии. В дальнейшем Витус получил образование в Голландии, в Амстердамском морском кадетском корпусе.

215 лет назад началось первое в истории российского флота кругосветное путешествие. Экспедиция на кораблях «Надежда» и «Нева».

В 1704 году (в некоторых источниках указывается 1703 год) Беринг принял предложение о поступлении на российскую военно-морскую службу. Он служил на Балтике и Азовском море, принимал участие в Северной войне и боевых действиях против Османской империи.

«При Петре I в Россию привлекали много иностранных наёмников в хорошем смысле этого слова. Одним из них стал Беринг. Лучшие талантливые кадры из европейских стран шли служить России не только ради денег, но и ради колоссальных перспектив, возникавших перед ними в нашей огромной стране», — рассказал в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

С 1712 года Беринг командовал различными судами, но после почти 20 лет службы подал в отставку. По словам историков, причиной тому послужило отсутствие решения командования о производстве его в капитаны 1-го ранга.

Однако год спустя Пётр I дал указание вернуть Беринга на службу и присвоить ему чин, которого тот добивался. Царь уже несколько лет задумывался над снаряжением экспедиции, которая бы выяснила, существует ли пролив между Азией и Северной Америкой. Поручить руководство экспедицией император решил именно Берингу.

Пётр I подготовил инструкцию, согласно которой они должны были построить на Камчатке один или два бота, двигаться на них на север, выяснить соединяется ли Азия с Америкой и составить карту исследованных земель. Помощником Беринга был назначен лейтенант Алексей Чириков.

В начале 1725 года Беринг вместе со своими спутниками выдвинулся из Санкт-Петербурга в Охотск. В пути они находились более двух лет. Весной 1728 года участники экспедиции прибыли в Нижнекамчатск и занялись строительством бота «Святой Гавриил». Летом того же года они вышли в море и двинулись на север, согласно инструкциям уже умершего к этому времени Петра I.

Экспедиция поднялась до 67° 18′ северной широты, пройдя почти весь пролив, названный впоследствии Беринговым. Пообщавшись с местными жителями, российские моряки убедились, что азиатский берег поворачивает на запад, а к северу никаких признаков суши не наблюдается. Участники экспедиции повернули на северо-восток, но никакой земли там также не обнаружили и взяли курс на Нижнекамчатск. У берегов Камчатки они первыми посетили остров Святого Лаврентия, а также сделали ряд других географических открытий.

После строительства второго бота, получившего название «Фортуна», Беринг назначил Чирикова его командиром. Летом 1729 года члены экспедиции уже на двух судах вышли в море. Они двинулись на восток, но новых земель не обнаружили и занялись исследованием побережья Камчатки.

По результатам Первой Камчатской экспедиции стало ясно, что Камчатка не соединяется с Японией. Кроме того, Беринг произвёл картографическую съёмку примерно 3,5 тыс. км побережья моря, названного затем в его честь.

По словам историков, часть того, что сделала экспедиция Беринга (в частности, посещение Берингова пролива) ранее уже совершил первопроходец Семён Дежнёв, однако о результатах его исследований, проведённых несколькими десятилетиями ранее, в Санкт-Петербурге на тот момент ещё не было известно. Как отметил почётный полярник России Валерий Ипполитов, любые сведения с востока в европейскую часть России в то время шли чрезвычайно долго, документы об экспедиции Дежнёва банально затерялись и были обнаружены в архивах почти 80 лет спустя.

«Пролив, названный затем в его честь, Беринг фактически открыл повторно, после Дежнёва», — рассказал в беседе с RT почётный полярник России Виктор Боярский.

Великая Северная экспедиция

Вернувшись в Санкт-Петербург, Беринг представил подробный доклад о своём путешествии и составленные им карты в Адмиралтейств-коллегию — высший орган управления военно-морскими делами в России. Мореплаватель предложил организовать новую экспедицию для тщательного исследования северных берегов Сибири. По словам историков, членов коллегии не устроило то, на каком уровне экспедиция Беринга изучила вопрос о существовании пролива между Азией и Северной Америкой, однако в целом его доклад и предложения одобрили. Адмиралтейств-коллегия представила Беринга к присвоению чина капитан-командора (по современным меркам — промежуточного между контр-адмиралом и капитаном 1-го ранга) и к денежной премии.

По инициативе Беринга перед новой экспедицией были поставлены масштабные задачи: поиск путей в Америку и Японию, описание северного побережья России между реками Леной и Обью, создание административной и экономической инфраструктуры в Охотском крае и на Камчатке. Беринг поднимал вопросы основания на Дальнем Востоке металлургических предприятий и судостроительных верфей, организации в регионе сельского хозяйства, формирования из местного населения регулярных воинских подразделений, развития добывающей промышленности, налаживания международной торговли и религиозного просвещения.

120 лет назад началась Русская полярная экспедиция под руководством выдающегося геолога и арктического исследователя барона Эдуарда.

В 1732 году идеи Беринга полностью поддержала императрица Анна Иоанновна, издавшая указ, в котором подчеркнула, что его предложения полностью отвечают «государственной пользе». Царица поручила снарядить Вторую Камчатскую экспедицию (известна также как Великая Северная экспедиция), в состав которой, помимо самого Беринга и его давних соратников, вошёл ещё ряд известных путешественников и учёных: Дмитрий и Харитон Лаптевы, Дмитрий Овцын, Степан Малыгин, Василий Прончищев, Герхард Миллер, Георг Стеллер и другие. Они были поделены на отряды, перед каждым из которых была поставлена задача по изучению отдельных участков побережья России от Архангельска до Амура. Один из отрядов должен был найти путь в Японию.

Сам Беринг вместе с Чириковым вызвался окончательно прояснить вопрос наличия пролива между Азией и Америкой, а затем изучить американские берега. Перед участниками экспедиции была также поставлена политическая задача — распространение российской власти на все вновь открытые земли. На организацию исследований были выделены значительные средства.

В 1740 году отряд Беринга, построив суда «Святой Пётр» и «Святой Павел», переправился на Камчатку, где ими был заложен порт, названный Петропаловской гаванью (современный Петропавловск-Камчатский). В июне 1741-го отряд Беринга вышел в море и двинулся на юго-восток, однако вскоре во время сильного шторма суда под командованием Беринга и Чирикова потеряли друг друга из вида.

«Святой Павел» под командованием Чирикова достиг берегов Америки, но, столкнувшись с агрессивным поведением местных жителей, вскоре вернулся на Камчатку. Беринг на «Святом Петре» подошёл к находящемуся у берегов Аляски острову Каяк. Пополнив запасы воды, путешественники отправились в обратный путь. Двигаясь в направлении Камчатки, они открыли несколько новых островов. Из-за тяжёлых погодных условий, а также нехватки провианта и воды участники экспедиции начали массово болеть. Каждый день умирали по несколько человек. Из-за ухудшения состояния своего здоровья Беринг передал командование судном Овцыну. Осенью отряд достиг берегов острова, названного впоследствии именем Беринга. Путешественники решили остаться на открытой ими земле на зиму. Жили они в ямах, накрытых брезентом и парусами. 19 декабря 1741 года Витус Беринг умер.

Весной 1742 года выжившие спутники Беринга построили из обломков «Святого Петра» новое судно, добрались на нём до Камчатки и несколько месяцев спустя вернулись в Охотск.

В целом участники Великой Северной экспедиции реализовали масштабный замысел Беринга. В 1733—1743 годах они обследовали северные берега России от Белого моря до Колымы, а также часть северо-западного побережья Америки, Алеутские и Курильские острова, нашли кратчайший путь в Японию, окончательно доказали факт наличия пролива между Азией и Северной Америкой. Во время экспедиции были собраны бесценные материалы по течениям, проливам, ледовым условиям, геологии, метеорологии, этнографии и биологии.

«По результатам экспедиции были выполнены амбициозные задачи, поставленные перед её участниками руководством России, составлен генеральный атлас страны, описаны народы Сибири и Камчатки. Был фактически заложен город Петропавловск-Камчатский, названный так в честь судов Беринга», — рассказала RT заведующая отделом истории Осинского краеведческого музея — филиала Пермского краеведческого музея Галина Клыкова.

По словам Виктора Боярского, лучше всего роль Беринга в истории характеризует сам факт наличия его имени на всех картах мира и в учебниках географии.

«Имя Беринга стоит в ряду имён великих подвижников отечественной науки. Это человек, который буквально совершил невозможное», — заявил эксперт.

По словам Галины Клыковой, помимо сугубо научных заслуг, Беринг сыграл огромную роль в истории России как государства.

«После экспедиций Беринга ранее неизведанные земли вошли в состав нашей страны. Территория России в её современном виде сформировалась в том числе благодаря деятельности Беринга», — резюмировала Клыкова.

Витус Беринг родился в 1681 году, то есть на самом излете XVII века. Величай­ший путешественник, именем которого названо множество географи­ческих объектов: знаменитый пролив, который отделяет Азию от Америки; самое северное море, принадлежащее к бассейну Тихого океана; реки, рифы; древняя, давно исчезнувшая суша, которая соединяла Азию с Америкой, — Берингия; остров, о котором мы сегодня поговорим, поскольку он сыграл опре­деленную трагическую роль в судьбе этого человека… То есть его имя отрази­лось на географической карте в массе разных объектов. Чем же он заслужил эту известность, которая уже почти триста лет заставляет людей вспоми­нать о нем?

Беринг — датчанин. Родился в Дании в семье среднего класса, как мы бы сказали сейчас: его отец был таможен­ным чиновником и одновременно церковным старостой. С молодости Беринг пристрастился к морю: в то время морские путешествия и плавания были очень популярны. Он был сначала юнгой, после — млад­­шим офицером; на датских судах посетил Индию, ездил по Европе и по Балтике. И еще молодым челове­ком, в двадцать два года, он попадает на русскую службу. Это эпоха Петра I, который, открыв «окно в Европу», пытался превратить Россию в настоя­щую европейскую страну, что ему удалось. Чтобы решать огромные задачи, которые он ставил перед собой, он привлек на службу России, в том числе русскому флоту, большое количество европейцев.

Беринг приехал в Петербург, который тогда только-только был создан. И в 1725 го­ду Петр I задумал Камчатскую экспедицию и по рекомендации Адмиралтейства предложил Берингу ее возглавить. В 1725 году Беринг выехал из Петербурга в Сибирь. И в том же самом году умер Петр I — император, который задумал этот дерзкий план.

Беринг действительно добрался до Камчатки и прошел через Берингов пролив, тем самым доказав, что Аме­рика с Азией не соединяется. Уже впоследствии не менее выдающийся путешественник Джеймс Кук присвоил этому проливу имя Беринга — с тех пор он и называется Беринговым проливом.

Первая экспедиция длилась пять лет, и уже в 1730 году Беринг вернулся в Петербург. После этого он имел дело уже с наследниками Петра — в част­ности, императрицами Екатериной I и Анной Иоанновной. Они решили продолжить начатое Петром дерзкое предприятие и освоить дальневосточ­ные пространства, к которым Россия только-только протянула руку.

Камчатка, которая была основным объектом плавания Беринга, сравни­тельно недавно, за несколько десятков лет до того, была освоена первопроход­цами — казаками и промышленниками. Любопытно, что они пришли на Кам­чат­ку не с моря, как, каза­лось бы, полагалось выдающимся мореплава­телям, а с севера: Камчатка была открыта с Чукотки. Анадырский острог, находив­шийся недалеко от того места, где сейчас стоит город Анадырь, был центром, откуда двигались эти казаки, первопроходцы. Это были лихие ребята, которые в основном по суше и по рекам достигли этого огромного полуострова на се­веро-востоке Азии. Атласов — человек, которому, как считается, Россия обяза­на присоединением Камчатки, — был всего на двадцать лет старше Беринга.


Карта с маршрутом Вели­кой Северной экспеди­ции. 1784 годКарта в высоком разрешении University of Washington Libraries

И возникает идея Второй Камчатской экспедиции: надо не просто проплыть через этот пролив и доказать, что Аме­рика не соединяется с Азией, а достичь самой Америки и понять, действитель­но ли это Америка или это совсем другое — и что там вообще есть. Этот грандиозный план принято называть в историографии не просто Второй Камчатской экспедицией Беринга, а Вели­кой Северной экспеди­цией. Задумка была в том, чтобы пройти, описать и картографировать все побережье Северного Ледовитого океана на Азиатском материке. Дать культурное, этнографическое, зоологи­ческое, флористическое и, безусловно, морское описание.

Вторая экспедиция выехала из Петер­бурга в 1733 году, то есть только через четыре-пять лет после возвращения Беринга из первой экспедиции. Она состояла из множества разных отрядов, в числе которых были выдающиеся мореплаватели и путешественники: братья Лаптевы, Шпанберг, которому было поручено из Камчатки найти путь в Японию, и многие другие. В том числе Чириков, который должен был вместе с Берингом на двух кораблях добраться до Америки. Сама идея — достичь американских берегов через Тихий океан — была осуществлена им впер­вые, если не считать испанских конкистадоров, которые переходили Тихий океан не на севере, а в тропи­ческой зоне.

Человек, который об этом ничего на знает, подумает, что Беринг в Петербурге сел на корабль и поехал. Но какой корабль и куда ехать? Безусловно, корабли были в Петер­бурге, но куда плыть? Где находится эта Камчатка? Не было никаких карт, никаких лоций  Лоция — руководство для плавания по морям и рекам, которое содержит их описание, а также метеорологические и другие данные. . Наконец, было непонятно, можно ли вообще туда проплыть, Северный Ледовитый океан непроходим. Значит, надо было проехать через всю Сибирь сушей, чтобы добраться до никому не извест­ной земли Чукотки, которая непонятно где и как соединяется с сушей. И оттуда надо было на плыть дальше — то есть прямо там строить корабли.

И вот представим себе: из Петербурга отправляется огромная толпа. Экспеди­ция росла по дороге, и несколько сот человек прибывают сначала в Тобольск, из Тобольска следующий главный пункт — Якутск. Группа, с которой Беринг едет из Тобольска в Якутск, — примерно триста человек. Они приез­жают в Якутск. В Якутске в середине XVIII века живет от силы две тысячи человек, и вдруг на них сваливаются все эти люди, которые везут с собой из Европей­ской России все, что нужно для постройки кораблей на берегу Охотского моря: металлические конструкции, например якоря, все, что нужно для плавания… Представьте себе, внезапно город должен увеличиться в численности примерно на одну пятую. Путешествие до Охотска длится три с лишним года. Нам сейчас сложно представить себе, какие это были усилия, где люди останавливались, где спали, что ели, где добывали еду — мало кто этим интересуется, но когда мы начи­наем выяснять, то понимаем, что уже это колоссальный подвиг для того времени.

Они выехали из Петербурга в 1733 году и только за семь лет наконец добираются до Камчатки. Камчатка еще почти пустая. На западном берегу, на Охот­ском море, есть несколько острогов, то есть первых русских поселений. Но Беринг хочет на тихоокеанское побережье. Он первый добирается до Ава­чин­ской губы. В честь построен­ных в Охотске кораблей он назвал там новое маленькое поселение Петропав­ловском — сегодня это столица Камчатки, довольно большой город Петропавловск-Камчатский.

В Охотске Беринг успел построить два корабля: «Святой Петр» и «Святой Павел». Весной 1741 года корабли — один под коман­дованием Витуса Беринга, другой под командованием Чири­кова — выходят из Петропавлов­ской крепости на восток, чтобы добраться до Америки. Это практически Колумбова задача — только Колумб не знал, что он должен найти Америку, а они знали и искали именно ее. Эту задачу они смогли осуществить: они добрались до Аляски и по дороге открыли остров Кадьяк и ряд более мелких островов.

Георг Стеллер — еще один выдающийся исследователь Камчатки и вообще знаменитый натуралист с трагической судьбой — написал об этом путеше­ствии: «Время, затраченное на исследо­ва­ния, находилось в таком соотноше­нии ко времени подготовительных работ: десять лет было затрачено на приго­тов­ление к этой великой задаче — и десять часов на саму рабо­ту». На десять часов Беринг разрешил Стеллеру спуститься на землю Америки, все остальное время было проведено в пути. Десять лет: все эти муки, чудовищное путешествие через Сибирь, сложности в отношениях между людьми — и десять часов там. После этого они стали спешно возвра­щаться на Камчатку. Второй корабль они к этому времени потеряли: «Святой Павел» под руководством Чирикова прошел отдельным путем и тоже добрался до Америки.

Цинга, страшная болезнь этого време­ни, стала поражать команду. Люди начали умирать. От Аляски до Камчат­ки довольно близко, но в пути из-за болезней команда перестала нормально управлять кораблем. Штурман «Святого Петра» Свен Ваксель, швед, писал об этом: «Корабль плыл, как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра…» Они шли, не пони­мая куда: им надо было только быстрее добраться до Камчатки.

И наконец 4 ноября (уже осень — а вышли они поздней весной) они увидели землю: высокие горы, покрытые снегом. Они решили, что это Кам­чатка, подошли к ней. Перед берегом был риф: пока они раздумы­вали, как им высаживаться, огром­ной волной судно перебросило через этот риф, и они высадились, будучи уверенными, что сейчас они встретят людей и те помогут им добраться до Петропавловска. Но оказалось, что это необитаемый остров.

Этот остров впоследствии был назван именем Беринга — это остров Беринга в группе островов, которые сегодня являются частью Камчатского края. Они называются Командорские острова, тоже в честь Беринга, потому что после первой экспедиции ему был дарован почетный титул капитан-командора. Это была единственная часть Алеутской гряды, которая никогда не была заселена алеутами. В XX веке там были археологические разведки, в ходе которых пыта­лись хоть найти — но никаких следов пребывания человека до экспеди­ции Беринга ни на острове Беринга, ни на втором острове, Медном не было обнаружено. То есть это были абсолютно необитаемые острова.

Итак, в ноябре их выбросило на безжиз­ненный берег, и они стали вырывать на этом пустынном берегу ямы, чтобы там жить. Потому что, если просто лечь на землю, тебя снесет ветром. Надо было укрыться. Тем более что почти все люди были больны цингой.

Беринга, которому как раз исполнилось 60 лет (для того времени это огромный возраст), спустили в яму. В этой яме его постоянно заносило песком по грудь; те, у кого еще были силы, пытались его расчищать. И Беринг скончался на этом острове в декабре 1741 года.

Выжившие перезимовали на этом острове Беринга. Двое руководителей — штур­ман Свен Ваксель, который принял на себя мореходное командование экспе­дицией, и натуралист Георг Стеллер, о котором я уже упомянул, — оставили подробные дневники с описа­ния­ми всей экспедиции, и в том числе пребывания на Командорах. Когда кончилась зима, они добрались до своего судна, смогли его разобрать и из его частей построили небольшой бот, в кото­ром порядка 40 выживших смогли добраться до Камчатки.

Так что, когда мы погружаемся в детали всех этих путешествий, мы понимаем, что это были сверхчеловеческие усилия. Вечная слава этим людям. 

Петропавловский маяк был заложен участниками экспедиции под руководством Беринга, после чего несколько раз перестраивался. Фото: Оксана Орлова, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Давние экспедиции мы воспринимаем как нечто романтическое. Знакомые с детства топонимы — Берингово море, Берингов пролив, остров Беринга — стали уютными образами. Рассматривая карты путешествий середины XVIII века, мы редко отдаём себе отчёт, что между основными точками маршрута — тысячи километров, чтобы преодолеть их требовались месяцы и годы. А цена географических открытий — это подчас предельные лишения, страдания и человеческие жизни.

В нынешнем очерке мы остановимся на важнейшей экспедиции Витуса Беринга — так называемой Второй Камчатской. Это был главный и трагический этап его биографии. Материалы, полученные в ходе той экспедиции, предопределили не только дальнейшие научные изыскания, но и во многом сам смысл русской истории.

В 14 лет Беринг записался в морской флот Нидерландов. Участвовал юнгой в плавании к берегам Ост-Индии. Страсть к морю, путешествиям и, вероятно, приключениям привела его в петровскую Россию. В начале XVIII века она была в глазах многих европейцев тем, чем стала позже Америка, — местом, где романтики и авантюристы мечтали реализовать свои амбиции. Ну и заработать, конечно.

img_2585_bering.jpg

Модель корабля Витуса Беринга в Московской Штаб-квартире РГО. Фото: пресс-служба РГО

Беринг попал в Россию, когда ему было 22 года. Служил на Балтийском флоте в годы Северной войны, на Азовском флоте командовал небольшим судном и успел поучаствовать в Русско-турецкой войне. Вернулся на Балтику. Был захвачен в плен шведскими каперами, с благословения своего правительства разбойничавшими на море. Бежал. Женился. В 1715 году последний раз повидал свою родную Данию, чтобы вернуться в Россию уже навсегда.

И хотя в 1720 году он уже капитан второго ранга, а под его началом — парусный линейный корабль, его амбициозная натура (говорят, что и жена) требует большего. Он демонстративно увольняется со службы, а потом вновь возвращается — но уже капитаном первого ранга на новый большой военный парусник "Селафаил".

Но это не предел мечтаний Беринга. И когда Пётр I задумывается об экспедициях на восток своих владений, Беринг оказывается именно тем человеком, кто поможет осуществить глобальный план правителя Российской империи.

Первая Камчатская экспедиция началась в 1724 году и длилась шесть лет, большая часть из которых ушла на переход через Сибирь. И несмотря на важные открытия, сделанные в ходе плавания, Беринг не достиг не только устья Колымы, но и северо-восточной оконечности Азии, повернув назад раньше. Он скорее угадал, что места, "где Азия сошлась с Америкой", не существует.

Но ведь в итоге он оказался прав. Пролив между двумя частями света означал, что имеется "северо-восточный проезд", свой русский путь в Тихий океан, Японию, Китай и Ост-Индию. И уж что точно последующие мореплаватели ставили в заслугу первой экспедиции Беринга — появились весьма достоверные на тот момент карты западного побережья моря, которое позже назовут Беринговым. Не забудем и про Сибирь. Экспедиция Беринга положила на карту 28 пунктов на тракте восточнее Тобольска. И главное — Российская империя получила свои осмысленные очертания на востоке.

7176.jpg

Новая карта открытий, сделанных российскими мореплавателями. Императорская Санкт-Петербургская академия наук. 1784 год. Источник: Картографический фонд РГО

Возвратившись в столицу, Беринг сразу же предложил ещё более честолюбивые планы. И хотя Петра I уже не было в живых, проект Второй Камчатской экспедиции был поддержан. Впрочем, она была настолько грандиозна, что историография знает и другое её название — Великая Северная экспедиция. Ей надлежало исследовать арктическое побережье Сибири и Дальний Восток, чтобы понять, есть ли действительно путь из Архангельска в Тихий океан, исследовать Курильские острова и найти торговые пути в Японию, наконец, достичь-таки Америки.

При этом интересовало всё: география, геология, зоология, ботаника, этнография и, как мы бы сейчас непременно сказали, геополитика. Берингу предписывалось "везде сыскивать новых земель и островов и неподвластных, сколько можно в подданство приводить".

Это было настолько глобальное предприятие, колоссальные усилия и риски, что для наших современников близкой аналогией может быть разве что полёт на Марс и его колонизация. Путь в неведомое, и не исключено — лишь в один конец.

Новая экспедиция состояла из нескольких отрядов. Сам Беринг стал во главе из них, целью которого стала Америка.

Экспедиция началась в 1733 году. Из Петербурга в Сибирь отправилось около 500 человек. До Охотска с Берингом ехала и его жена Анна Кристина (или, как её на русский манер называли, Анна Матвеевна) и два их младших ребёнка — Антон и Аннушка, коим на момент начала экспедиции было два и три года. Двое старших — Йонас и Томас — оставили на попечение учителям в Ревеле.

Несколько лет ушло на то, чтобы пересечь Сибирь. Иногда приходилось прокладывать новые пути. Особенно тяжёлым стал переход зимой из Якутска в Охотск, где были построены два пакетбота — "Св. Пётр" и "Св. Павел", командовали которыми Витус Беринг и Алексей Чириков.

В 1740 году суда пересекли Охотское море и зашли в Авачинскую губу. Здесь заложили порт, в честь судов получивший название Петропавловск.

aleksandr_maksin_na_reyde_v_avachinskoy_gube-529129.jpg

На рейде в Авачинской губе. Фото: Александр Максин, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Лишь 4 июня 1741 года "Св. Пётр" и "Св. Павел" вышли в море и отправились к Земле Хуана де Гама — как позже выяснилось, мифическому месту, нанесённому на карту французом Жозефом Делилем. Не найдя ничего, пакетботы взяли курс на северо-восток. Но вскоре потеряли друг друга в густом тумане и при сильном ветре. Как оказалось, навсегда.

16 июля "Св. Павел" Чирикова достиг Америки, предположительно, у современного острова Бейкер. К берегу был отправлен ялбот. И пропал. Через несколько дней капитан отправил к берегу ялик. Но и он не вернулся. Чириков сделал вывод, что туземцы с послами поступили "неприятельски"…

Пройдя вдоль берега 400 вёрст, было решено возвращаться. По пути отряд Чирикова открыл несколько островов Алеутской гряды и даже встретился с более миролюбивыми туземцами, коих одарил подарками.1

2560px-aleutian_sunset_4835731617.jpg

2 октября "Св. Павел" вернулся в Петропавловск. Экипаж, изначально состоявший из 75 человек, потерял 15 человек пропавших без вести, и ещё девять членов экипажа умерли от болезней.

А что же "Св. Пётр" с Берингом во главе? Он подошёл к южному побережью Аляски 17 июля, спустя день после Чирикова. В половине первого часа пополудни матросы увидели землю с высокими хребтами и сопку, покрытую снегом. Это был хребет Св. Ильи. Но Беринг не стал рисковать, а первым местом, где высадились члены его отряда, стал остров Каяк. Случилось это 20 июля. Натуралист Георг Стеллер пробыл на американской земле 10 часов. За это время он исследовал 160 видов растений, а также нашёл покинутые жилища индейцев, предметы быта и даже оружие.

Стеллер был крайне недоволен, что Беринг не позволил ему остаться на острове дольше. И даже подозревал командора в скептическом, если не сказать высокомерном отношении к учёному. Хотя есть и другое объяснение — осторожность и предусмотрительность Беринга. Море было неспокойно, что создавало риски для корабля.

21 июля экспедиция начала свой путь домой. Беринг, как и многие члены экипажа, страдал от цинги. Командование судном перешло к лейтенанту Свену Вакселю. Впоследствии он довольно подробно описал все те невзгоды, которые пришлось пережить экспедиции.

Путь "Св. Петра" лежал вдоль побережья Аляски и Алеутской гряды. 29 августа корабль стал на якорь меж двух островов. Теперь мы их знаем как Шумагинские, в честь первого умершего члена экипажа — матроса Шумагина. Здесь же произошла встреча с туземцами.

aleutian_islands_amo_2014135_lrg.jpg

В сентябре погода стала портиться. Тяжёлые тучи плотно спрятали солнце и звёзды, по которым можно было бы ориентироваться. Дождь, колючий ветер, один шторм сменялся другим.

Между тем экспедиция продолжалась и открыла ещё три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.

В октябре цинга стала буквально косить экипаж. У людей отнимались руки и ноги. Вдобавок запасы провизии подходили к концу. По словам Вакселя, корабль плыл "как кусок мёртвого дерева", почти без всякого управления, подгоняемый ветром и волнами. 24 октября выпал первый снег.

Земля, хоть какая-нибудь, виделась спасением. Уж если не Камчатка, то хотя бы место, где можно устроиться на зимовку.

А вокруг было лишь бушующее ледяное море.

Совершенно разбитый, уже почти не поднимавшийся с постели 60-летний Беринг как мог поддерживал веру своих людей в спасение. И это в тот момент, когда почти половина экипажа не могли стоять на ногах. А те, кто ещё мог, работали на пределе человеческих сил.

4 ноября на горизонте показалась земля. Даже те, кто не мог ходить, вылезали из своих укрытий, только бы увидеть сушу. Все надеялись, что это прекрасная, спасительная, родная Камчатка.

Пакетбот долго искал среди острых рифов место, где можно было бы приблизиться к берегу. В какой-то момент большая волна перебросила корабль через камни.

Высадка проходила долго. Как свидетельствует Ваксель, многие умирали, как только попадали на свежий воздух. Несколько человек скончалось в лодке, так и не ступив на берег, а несколько человек умерли вскоре после высадки. Непуганые песцы отгрызали покойникам руки и ноги, прежде чем удавалось похоронить их.

Беринга перенесли на носилках. На острове не росли деревья, но были песчаные ямы, которые стали укрытиями для измученных людей.

dmitriy_utkin_ostrov_beringa-567285_ostrov_beringa.jpg

Остров Беринга. Фото: Дмитрий Уткин, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Вскоре выяснилось, что земля, на которую высадился экипаж "Св. Петра", вовсе не Камчатка, а неизвестный необитаемый остров. Это было ударом для всех.

Капитан-командор чувствовал себя хуже с каждым днём. Он лежал в земляной яме, прикрытый сверху куском парусины. Ноги и руки отнялись. Ветер заносил нижнюю часть тела песком, а когда соратники пытались откапывать его, противился, говоря, что так ему теплее.

Беринг умер 8 декабря 1741 года на острове, который назвали его именем.

Ваксель вспоминал, что даже если бы все были здоровы и полны сил, то уже одной угрозы предстоящих жестоких ежедневных бедствий было бы достаточно, чтобы свести людей в могилу. Больные продолжали умирать один за другим. Покойники оставались лежать среди живых, поскольку сил убрать их, а тем более похоронить не было ни у кого.

Весной разбитый волнами "Св. Пётр" разобрали и соорудили из его деталей небольшое судно. 13 августа оно вышло в море, и спустя две недели остатки экипажа добрались до Петропавловска. Из 77 их осталось 46 человек.

068.jpg

Генеральная карта Российской империи.1745 год. Картографический фонд РГО

Если обобщить работу всех отрядов, участвовавших во Второй Камчатской экспедиции, то она принесла чрезвычайно важные научные, практические и политические результаты. Появилась "Карта Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона". Было положено начало системному научному изучению Сибири. От Волги до Камчатки созданы пункты наблюдений за метеоусловиями. Появился морской путь из России в Японию. Протянулись ниточки, которые в скором времени привяжут Аляску к Российской империи. Многие топонимы до сих пор несут в себе память о героях той экспедиции: море Лаптевых, остров Чирикова, мыс Челюскина. А имя Беринга, нанесённое на карту мира, деликатно даёт понять об интересах и влиянии России в этой части Тихого океана. Наконец, Северный морской путь и Арктика — пожалуй, одни из самых актуальных сюжетов XXI века.

Беринг Витус Ионассен

Витус Беринг родился в Дании в 1681 году. В 1703 году окончил Амстердамский морской кадетский корпус и вскоре поступил на службу на российский флот в чине подпоручика. В 1710 году был переведен в Азовскую флотилию, где участвовал в Прутском походе Петра I (1711). В 1712–1723 годах проходил службу на Балтике, где командовал различными судами. В 1724 году был уволен со службы по личной просьбе.

23 декабря 1724 года Петр I издал указ об организации экспедиции на Камчатку и дал распоряжение подыскать достойного офицера, который мог бы ее возглавить. Адмиралтейство предложило кандидатуру капитана Беринга, имевшего на тот момент определенный опыт. Царь с кандидатурой согласился, и Беринга вновь принимают на службу и присваивают звание капитана 1-го ранга.

Задачи, стоявшие перед экспедицией, лично расписал сам Петр I. Первая Камчатская экспедиция продолжалась пять лет (1725–1730). Беринг и его команда успешно справились с поставленными задачами. На карты были нанесены большие участки побережья Камчатки и Чукотки.

Обогнув Камчатку с юга, русские мореплаватели доказали, что Камчатка не соединяется с Японией, как полагали некоторые. Но самым главным открытием явилось то, что путешественники прошли проливом между Азией и Северной Америкой, который позже был назван Беринговым.

Позже экспедиция продвинулась к востоку от Камчатки более чем на 200 километров, были открыты Авачинский залив и Авачинская бухта. Экспедиция Беринга впервые выполнила съемку 3500 километров западного берега моря, впоследствии названного Беринговым.

В 1730 году он вернулся в Санкт-Петербург, где предоставил подробный отчет в Адмиралтейство. Чиновники морского ведомства к отчету отнеслись с недоверием. Тем не менее труд путешественников был достойно оценен. Витус Беринг получил чин капитан-командора и 1000 рублей деньгами.

После Первой Беринг предложил организовать новую, Вторую Камчатскую экспедицию с целью дальнейших исследований северо-восточных земель и нахождения восточного морского пути в Америку.

Его план был принят, и он возглавил Вторую Камчатскую (Великую Северную) экспедицию. Его заместителем был назначен А. Чириков.

8 сентября 1740 года экспедиция на двух кораблях («Святой Петр» и «Святой Павел») вышла из Охотска, но, пока шли сборы, наступила осень, и отплытие к берегам Америки отложили до следующего года. Корабли встали на зимовку в бухте реки Авачи. Именно здесь Беринг заложил населенный пункт, который назвали в честь кораблей экспедиции. После зимовки в Петропавловске, 4 июня 1741 года, на двух пакетботах экспедиция Беринга и Чирикова отправилась от берегов Камчатки на юго-восток сначала в поисках мифической Земли Жуана да Гамы. Ее поиски успехов не принесли, и корабли взяли курс на северо-восток, но из-за плохой видимости разошлись. Несколько дней Беринг искал корабль Чирикова, но безрезультатно. Оставшись с одним кораблем, Беринг продолжил двигаться сначала на юг, а позднее на северо-восток, где подошел к берегам Аляски. Открытия омрачались обострившейся у Беринга сердечной болезнью.

Несмотря на плохое самочувствие капитана, путешественники продолжили исследования вдоль берегов Америки. В августе – сентябре были открыты остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на полуострове Аляска. На открытых островах Шумагина русские путешественники впервые встретились с алеутами. 4 ноября 1741 года корабль прибило к острову, на котором капитан-командор скончался 8 декабря. Здесь же от цинги умерло 14 человек экипажа. В дальнейшем остров был назван островом Беринга.

За 10 лет (с 1733 по 1743 год) отряды Второй Камчатской экспедиции нанесли на карту северное и восточное побережье России, внутренние территории Восточной Сибири, разведали пути в Америку и Японию, открыли побережье Северо-Западной Америки, острова Курильской и Алеутской гряд.

В 1991 году российско-датская экспедиция нашла на Командорских островах могилу великого мореплавателя. Профессор В. Звягин по черепу реконструировал истинный облик Беринга.

Именем капитана-командора Беринга названы море, пролив, остров, подводный каньон, река, озеро, ледник, залив, два мыса, исчезнувшая суша (Берингия), некогда соединявшая Азию с Северной Америкой, улица в городе Петропавловске-Камчатском.

Читайте также: