Что появилось раньше windows или linux

Обновлено: 05.07.2024

Исторически первые вычислительные комплексы не имели операционных систем. Каждая программа писалась индивидуально под каждую модель вычислительной машины и не могла переноситься. При создании новой ЭВМ приходилось переписывать под нее ранее созданные программы. Естественно что в связи с ростом числа программ это не вызывало приступов оптимизма, что в свою очередь породило работы по созданию программного обеспечения в форме прослойки между аппаратным обеспечением и программами.

В конце 1960-х годов Bell Labs начал обобщать все наработки по существующим операционным системам и до 1975 года (окончательная редакция) родил одновременно два эпохальных продукта: язык программирования Си и операционную систему UNIX, созданную на базе ОС MULTICS (разработчик - потомок русских эмигрантов Виктор Александрович Высоцкий). Почему эпохальные? Си - первый платформонезависимый язык (исходный код не требуется подгонять под каждую аппаратную архитектуру), а UNIX - первая ОС, способная за счет механизма названного "ядро", обеспечить работу программ на разных аппаратных платформах без изменения.

Ремарка: В СССР номенклатура вычислительной техники не была столь распространенной, поэтому ввиду практической необходимости работы над операционной системой не производились, однако по политическому решению решено было делать "как у них" (т.е. как в США), что нанесло непоправимый вред ИТ области СССР и привело к закрытию многих очень перспективных проектов.

Из-за политики Bell Labs не смогла продолжить работу над системой и в передала исходные коды во все крупные учебные заведения США. Пальму первенства в продолжении работ подхватил университет Беркли который создал BSD UNIX.

В 1970-м году происходит одно из эпохальных событий, которое будет признано только через 14 лет - в компании Xerox изобретен графический интерфейс пользователя. Компания использовала его только для внутренней работы.

В 1977 году на рынок выходит компания Apple со своим компьютером "Apple II". В качестве операционных систем использовались CP/M и его фирменные модификации.

В 1980-м году компания Seattle Computer Products на базе CP/M создала операционную систему 86-DOS. Операционная система строилась не методом системных вызовов, а путем построения интерфейсов прикладного программирования (API). Наиболее важным здесь является то, что системные вызовы для использования требуют знаний операционной системы, в то время как интерфейсы прикладного программирования таких знаний не требуют. Наиболее близкая аллегория - автоматическая и механическая коробка передач. Системные вызовы - механика, которая позволяет контролировать все и вся, а API - автомат, который создан для того чтобы любая ТП могла сесть за руль. Все это приводит к тому, что софт под DOS могут писать намного менее квалифицированные специалисты, причем делать это намного быстрее.

В 1981 году Билл Гейтс (благодаря родственным связям) получает контракт от IBM на разработку операционной системы для компьютеров IBM PC для чего он нанимает Тима Патерсона который адаптирует 86-DOS под требования IBM. Проблему совместимости с различным аппаратным обеспечением. Решать не стали в принципе, а сделали систему драйверов - программ отвечающих за совместимость программного и аппаратного обеспечения. В результате DOS и его производные нельзя назвать полноценными операционными системами. Из-за жесткой привязки к архитектуре IBM PC стали всплывать один за другим конструктивные недостатки ОС (например проблема 640кб оперативной памяти) которые решались костылями в программном обеспечении (например EMS).

1983 год стал дважды эпохальным:

Во-первых Ричард Столлман объявил о создании проекта GNU — попытки создания свободной UNIX-подобной операционной системы с нуля, без использования оригинального исходного кода. Однако работы по созданию замены для ядра UNIX, необходимые для полного выполнения задач GNU, продвигались крайне медленно.

Во-вторых компания Apple создала графический пользовательский интерфейс, который массово внедрялся в компьютеры компании с 1984 года.

Помимо этого Б. Гейтс схватился за голову и стал разрабатывать собственную операционную систему с графическим интерфейсом.

В 1985-м году Microsoft собрало из костылей перую версию Windows. Почему из костылей? Потому что Apple писал графическую ОС, а Гейтс пытался сделать надстройку над DOS. В результате первый блин вышел комом - Windows 1.0 не позволяла запускать ряд DOS программ из-за изменения кода DOS, но так же не была способна запускать собственные программы. Общее мнение было однозначным - может быть когда нибудь из этого что-то толковое получиться.

Ситуация с ядром для свободного программного обеспечения неожиданно разрешилась в 1991 году, когда финский студент Линус Торвальдс опубликовал ядро Linux, в связи с чем начальные работы по ядру проекта GNU остановились.

В 1992 году Microsoft удалось создать операционную систему с нормальным графическим интерфейсом, которая не задевала код DOS. Эта система стала эпохальной для MS и по другой причине. В MS перестали вести полную документацию для программного обеспечения. То есть получилась система которая работает, но никто не знает как. С этого же момента MS провозгласил идеологию инкапсуляции т.е. рукожопство и инди-код.

В 1993 году вышла первая публичная демонстрация Windows NT которая так же стала своего рода эпохальной. Эпохальность заключалась в том, что API операционной системы был двухслойным, причем "нижний" слой не был документирован от слова совсем. Помимо этого Windows NT включал в себя подсистемы совместимости с 3 различными версиями программного обеспечения (старые версии Windows, OS/2, POSIX).

В этом же году появился и первый дистрибутив Linux - Slackware.

А UNIX из-за внутренней конкуренции и авторских прав "корежило", в итоге в 1994 году UNIX под названием *BSD так же стал открытым программным обеспечением.

В 1995 году MS на базе Windows NT выпускает Windows 95. Эта система стала первой где графический интерфейс не мешал DOS, а наоборот расширял его. Более того графические приложения получили собственный API. В 1998 году была проведена актуализация ОС с собственным именем Windows 98.

В этом же году появляется первый коммерческий дистрибутив OS Linux - Red Hat и наиболее мощный свободный дистрибутив - Debian. С этого момента начался бурный рост Linux. Следует отметить, что Linux по своей структуре (написание кода независимыми разработчиками) не имеет глобальных вех - это стабильное динамичное развитие, постоянное появление новых подходов, технологий, решений.

В честь нового тысячелетия в 2000 году произошли следующие события:

После затянувшегося кризиса Apple кардинально меняет политику и уходит с оригинальных разработок операционной системы на общей с Microsoft базе CP/M и переходит к стандартам POSIX объединив сразу 2 ветки пост-UNIX ОС - NeXTSTEP и FreeBSD. Таким образом с 2000 года существуют 2 основные ветки программного обеспечения: близкие к POSIX (Apple, UNIX, Linux, BSD и др.) и Windows.

Microsoft после 6 лет напряженной работы выпускает Windows 2000 которая по своим характеристикам уже стала напоминать что-то пригодное для работы. Была создана вменяемая серверная часть ОС, приличная файловая система.

В 2001-м году выходит переработанный под пользователя Windows XP, а в 2003-м Windows Server 2003. Обое ОС (в плане реализации функций ОС, а не сервисов) кроме названия ничем не отличаются.

В 2006-м году вышла Windows Vista. К сожалению пользователей ОС хоть и содержала много нововведений, но вышла слишком сырой. В этом же году вышел наиболее популярный на сегодняшний день дистрибутив Linux - Linux Mint (на базе Ubuntu).

В 2009-м году выходит Windows 7, по сути работа над ошибками Windows Vista. Главными особенностями стали - поддержка стандарта кодировок, ориентированность на сенсорные экраны, улучшены графические приложения, в частности панель задач переделана по образу дока MacOS X.

В 2012 году обобщив понравившиеся пользователям нововведения на рынке ОС (в том числе мобильных) Microsoft выпускает Windows 8. Кроме идиотского интерфейса и традиционного внедрения спи. ных идей у других ОС ничем не примечательна.

В настоящее время за Windows 90% настольных ПК, однако доля серверов под управлением этой ОС менее 4%. Безусловный проигрыш в серверном сегменте подтвержден началом разработки Azure Cloud Switch (собственного дистрибутива Linux).

В последнее время наблюдается большой приток пользователей Linux. Как правило это люди уже имеющие вполне приличный опыт в общении с компьютером, но этот опыт в большинстве случаев ограничен одной системой. Естественно, что этой системой является самая распространенная на сегодня на дескотопах операционная система компании Microsoft MS Windows. Большое число пользователей Windows также ставят Linux, или запускают его с "Live CD" "на посмотреть".

И тут возникает сразу несколько проблем, связанных с тем, что новые пользователи Linux ожидают увидеть перед собой "еще один Windows". А Linux — это совсем не клон Windows, это совсем другая система, с другой основой, другими традициями, другими возможностями и другими требованиями к пользователю.

По моему убеждению именно это непонимание и является одним из источником такого количества так называемых "священных войн". Возможно данная статья позволит если не уменьшить количество таких войн, то хотя бы даст большее понимание позиций противников и снизит накал в войнах.

Очень глубоко лезть в устройство этих двух операционных систем нам, я думаю, ни к чему, будем рассматривать их в основном с точки зрения пользователя.

Экскурс в историю (очень краткий)

Для сравнения, думаю невредно освежить в памяти краткую историю сравниваемых операционных систем.

История Unix

Операционная система UNIX была создана еще до эры коммерческого софта. Она писалась инженерами, как система "для себя". Поэтому в нее были заложены передовые на то время концепции. В дальнейшем своем развитии при добавлении новых черт, обычно считалось, что делать нужно "правильно". Т.е. например если нужно было выбирать из двух решений, одно из которых было с инженерной точки зрения "неправильным", например повышало производительность сегодня, но могло принести затруднения в дальнейшем, как правило, такое решение отвергалось и выбиралось "правильное" решение, пусть и с определенной потерей производительности.

Первые версии UNIX были написаны на Ассеблере, затем система была переписана на СИ. Это дало системе уникальную переносимость. На PC UNIX был портирован, а точнее заново написан (Linux) сразу, как только развитие PC, а точнее выпуск PC на процессоре i386, позволило это сделать.

В 1985 году стартовал проект POSIX. Это стандарт на интерфейсы UNIX-подобных ОС. Во многом благодаря наличию такого стандарта, так быстро смог появится на свет и достигнуть зрелости Linux — свободная воплощение UNIX.

Развитие интернета с самого начала и до нашего времени неразрывно связано с серверами под управлением ОС UNIX. Сначала с коммерческими, а теперь все больше и больше со свободными.

С точки зрения коммерциализации развитие UNIX можно разделить на три этапа.

  1. Некоммерческое распространение в университетах.
  2. Распространение коммерческих UNIX систем.
  3. Появление свободных реализаций (Linux, FreeBSD) и вытеснение коммерческих систем (настоящий момент).

До появления системы X Window System UNIX была системой с текстовым интерфейсом, затем добавился графический, но традиционно текстовый интерфейс сохраняет важное значение.

Очень важно то, что UNIX с самого начала был многозадачной и многопользовательской системой. Т.е. на одной машине могут работать сразу несколько пользователей, и выполняться несколько программ одновременно.

Фирменной чертой всех UNIX-подобных ОС была и остается надежность.

Год Событие Комментарий Разр Многопольз. Многозадачн.
1971 Первая версия UNIX На ассемблере 32 Есть Есть
1973 Третья версия UNIX На Си 32 Есть Есть
1983 TCP/IP - 32 Есть Есть
1983 Проект GNU стартовал Подготовил свободную обвязку для UNIX- подобных ОС 32 Есть Есть
1984 X Window System Оконная система 32 Есть Есть
1985 Стартовал проект POSIX Стандарты интерфейсов UNIX-подобных систем 32 Есть Есть
1991 Появление Linux Первая свободная реализация ядра UNIX для PC, 32 разрядная, сеть 32 Есть Есть
1993 Появление FreeBSD Еще одна свободная реализация ядра UNIX для PC, 32 разрядная, сеть 32 Есть Есть

История Windows

Истоки зарождения операционной системы Windows следует искать в предшествующей ей операционной системе той же самой фирмы — DOS. Все операционные системы компании Microsoft, это прежде всего коммерческие проекты. Об этом нужно помнить всегда, особенно, когда стараешься понять истоки тех или других решений, как коммерческого плана, так и технического.

Первой ОС из этого семейства была DOS. Может показаться, что DOS собственно имеет косвенное отношение к обсуждаемому предмету. Но, многие традиции, база пользователей и разработчиков, их привычки, идут именно оттуда.

DOS была однозадачной однопользовательской операционной системой с текстовым интерфейсом. Первая версия Windows представляла собой нечто, негодное для работы и распространения не получила. Работать стало в Windows стало возможно, начиная с версии 3. В версии Windows For Workgroups 3.1 появилась возможность работы с сетью. Winodws серии 3 представляли собой запускаемую поверх DOS систему. Отличались невысокой надежностью.

В 1995 годы вышла новая версия — Windows 95. Код частично был 32 разрядным, частично 16 разрядным, встроенная сеть. По сравнению с Windows серии 3 это был серьезный шаг вперед. Повысилась надежность, но до надежности UNIX-подобных ОС было еще далеко. В качестве рабочей станции с натяжкой конечно, надежности хватало, в качестве сервера, нет. Позже были выпущены еще две ОС этой линии, Windows 98 и Windows Me. После этого линия была закрыта.

В 1993 году вышла новая версия — Windows NT 3.1. Это уже была полностью 32 разрядная система. Разработана она была с нуля, для ее разработки были наняты известные специалисты. Были внедрены новые концепции. Это подняло надежность почти до уровня надежности UNIX-подобных систем. Эта ОС уже могла работать в качестве сервера. Продолжение этой линии, операционные системы Windows 2000, Windows XP и Windows Vista.

ОС линии NT были многозадачными, начиная с Windows XP появилась и возможность работать нескольким пользователям, хотя и более ограниченная и гораздо менее удобная, чем у UNIX-подобных ОС.

Год Событие Комментарий Разр Многопольз. Многозадачн.
1981 DOS - 16 Нет Нет
1985 Windows 1.0 Надстройка над DOS 16 Нет Нет
1990 Windows 3.0 Надстройка над DOS 16 Нет Есть
1992 Windows For Workgroups 3.1 Надстройка над DOS, сеть 16 Нет Есть
1995 Windows 95 сеть 16/32 Нет Есть
1993 Windows NT сеть 32 с 1998 Есть
2000 Windows 2000 сеть 32 Есть Есть
2005 Windows XP сеть 32 Есть Есть
2007 Windows Vista сеть 32 Есть Есть

Техническое устройство с точки зрения пользователя

С точки зрения пользователя UNIX устроен примерно так:

  1. Ядро. Работает с устройствами, управляет памятью и процессами.
  2. Текстовая подсистема, работа с системой через терминал. Причем для управления всеми возможностями ОС достаточно только текстовой подсистемы. Возможно вход через эту подсистему многих пользователей. Богатый набор как встроенных утилит, так и приложений, работающих в текстовом режиме.
  3. Графическая подсистема Xwindow. Запускается как процесс в системе.
  4. Система удаленного доступа в текстовом режиме. Позволяет полноценную работу с ОС в текстовом режиме. Потребляет мало ресурсов. Позволяет работать на сравнительно слабых компьютерах одновременно десяткам и сотням пользователей. Количество сессий ограничено ресурсами компьютеров.
  5. Система удаленного доступа в графическом режиме. Позволяет одновременно работать нескольким пользователям в графическом режиме. Количество сессий ограничено ресурсами компьютеров.
  6. Система передачи графического окна приложения на другой компьютер. Позволяет запустив приложение на одном компьютере, управлять им с другого компьютера, через окно приложения, передаваемое на этот другой компьютер. Количество сессий ограничено ресурсами компьютеров.
Windows
  1. Ядро. Работает с устройствами, управляет памятью и процессами, управляет графической подсистемой.
  2. Графическая подсистема. Обеспечивает интерфейс с пользователем. Приоритетная система для пользовательского интерфейса.
  3. Текстовая подсистема. Обеспечивает текстовый интерфейс с пользователем. Текстовый интерфейс весьма урезанный. Набор утилит текстового режима как встроенных, так и других производителей весьма куцый. Синтаксис и состав команд текстового режима меняется от версии к версии. Запускается только поверх графического режима.
  4. Система удаленного доступа. Появилась впервые, как встроенная в систему, в Windows NT Server 4.0. До этого были только продукты других фирм. В связи с тем, что запускается полноценная графическая сессия, кушает очень много ресурсов. Наличие системы удаленного доступа и количество одновременных сессий может вообще отсутствовать или быть ограничено в разных версиях из коммерческих соображений.
Сравнение концепций

Давайте теперь рассмотрим, чем отличается подход к работе в этих двух системах.

UNIX: Концепция "Toolbox"

Поскольку UNIX разрабатывалась инженерами и для инженеров, в ее основу была положена концепция toolbox (ящик с инструментами). Что это значит? Это значит, что при создании софта и встроенных утилит для UNIX не делали универсальные программы, каждая из которых выполняла бы внутри себя все, необходимые пользователю действия, а для каждой небольшой задачи создавалась своя утилита, которая выполняла свою задачу, только одну, но делала это хорошо. Дело пользователя было при помощи набора этих утилит выполнить операции, которые ему нужно сделать.

При этом из этого набора утилит можно составлять цепочки и последовательности действий, что позволяет легко автоматизировать рутинные, часто повторяющиеся операции.

Для того, чтобы утилиты могли обмениваться между собой результатами своей работы, в качестве носителя информации был выбран текстовый файл. Для обмена информацией между утилитами были изобретены "pipes" (трубы). При помощи "труб" информация с выхода одной команды может быть передана на вход второй, та ее обрабатывает, выдает свою информацию на выход, которая может быть передана на вход третьей и так далее.

В общем, в результате UNIX позволяет пользователю легко создавать простые программные комплексы, выполняющие повторяющиеся действия как по команде пользователя, так и в автономном режиме.

Такой подход имеет как плюсы, так и недостатки. С одной стороны он дает больший контроль над системой, гибкость в настройке, но при этом повышается порог вхождения в систему, или говоря простыми словами, прежде, чем что нибудь сделать, как правило, нужно изучить основы.

Windows: Концепция "Тостер"

В Windows доминирует другая концепция. Эта концепция — максимально облегчить вхождение пользователя в задачу. Программы в Windows как правило большие, на каждое действие есть пункт в меню или иконка. В системы программы связываются как правило с большим трудом.

Ухудшает ситуацию о построением комплексов на базе Windows то, что большинство программ — коммерческие и используют свои, бинарные и как правило закрытые форматы данных и файлов. Такой подход превращает компьютер в устройство, которое может выполнять ограниченный изготовителем ПО набор функций, в пределе в этакий своеобразный "тостер", который выполняет только то, что задумал его изготовитель.

Плюс такого подхода — легкость вхождения неподготовленного пользователя. Минус — то, что обманутый кажущейся легкостью пользователь вообще не хочет ничему учиться и не выполнять необходимых действий. На поводу идут и производители софта. Это одна из причин такого обилия документов отформатированных пробелами, пренебрежения безопасностью и как следствие вирусных эпидемий.

Заключение

Конечно, в обоих системах не доминирует свой подход на 100 процентов. Как в Windows есть возможность пользоваться текстовой консолью и создавать .bat файлы, так и в UNIX есть большой набор программ, со свойствами присущими скорее "тостерному" подходу. И все таки описанная разница в подходах есть и она достаточно ярко выражена.

Краткая история Linux

Говоря «Linux», люди чаще всего подразумевают группу операционных систем, разработанных на базе Linux. Хотя, по сути, Linux – это только ядро операционной системы, и для разработки полноценной операционной системы используются различные инструменты и библиотеки GNU других ресурсов. Кроме того, все больше разработчиков используют Linux для разработки и запуска мобильных приложений. Кроме того, Linux играет ключевую роль в разработке таких устройств, как Хромбуки (портативные устройства под управлением операционной системы Chrome, которая в качестве ядра использует гибрид ядра Linux и сервисов, разработанных компанией Google).

Linux стал популярен по следующим причинам:

  • актуальность дистрибутивов и активная поддержка сообществами разработчиков;
  • возможность запускаться на самом разном оборудовании;
  • низкие требования по части ресурсов;
  • возможность установить программы из существующих репозиториев.

Но список причин, конечно, только этими не исчерпывается; существуют не только практические, но и этические причины. Например, многие разработчики воспринимают Linux как выражение открытости, самовыражения и доступности.

История разработки

Корни Linux уходят в два других проекта: Unix и Multics, которые ставили своей целью разработать многопользовательскую операционную систему.

Что такое Unix?

Unix

Unix – это собрание кроссплатформенных многопользовательских и многозадачных операционных систем.

Можно сразу сказать, что в данный момент Unix-системы являются одними из самых важных операционных систем. Влияние Unix распространилось и на языки программирования: язык C был разработан во время разработки Unix-систем.

Разработкой Unix занималась корпорация Bell Laboratories – в 1969 году они показали первую систему Unix. Чем дальше, тем большую популярность обретали системы Unix – в 70-х их начали устанавливать на компьютеры в учебных заведениях.

При создании Unix разработчики поставили перед собой три основные задачи:

  1. Использование минимального количества функций, сохранение простоты.
  2. Общность: одинаковые методы и механизмы в разных случаях.
  3. Комбинирование программ для решения задач, а не разработка новых программ с нуля.

Что касается отличительных особенностей Unix, то это:

  1. Практически постоянное использование командной строки.
  2. Использование конвейнеров.
  3. Настройка системы через использование простых (зачастую текстовых) файлов.

Unix имеет свою собственную философию. Программист Дуглас Макилрой, который разработал конвейнер в Linux, определил следующие правила:

Пишите программы, которые делают что-то одно и делают это хорошо.

Пишите программы, которые бы работали вместе.

Пишите программы, которые бы поддерживали текстовые потоки, поскольку это универсальный интерфейс.

Одна из проблем, коснувшаяся Unix, – наличие разных версий и множества программ, которые писали разработчики под свои нужды. Из-за низкой совместимости программы, работающие с одной версией Unix, могли не работать на машинах с другими версиями. В итоге было решено создать общий документ со стандартами, которым должны следовать разработчики.

В 1983 году было объявлено о создании GNU (GNU’s Not UNIX), Unix-подобной операционной системы. Произошло это под влиянием идеи основателя проекта Ричарда Столманна о необходимости создания свободно распространяемой операционной системы и программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Ричард Столманн также основал движение свободного программного обеспечения и сформулирован четыре права, которыми должен обладать пользователь: он может запускать программу для любых целей, он может изучать программы и изменять их согласно своим потребностям, он может распространять программу, чтобы помочь другим, и он может публиковать улучшения программы, чтобы помочь сообществу в целом. Все это говорило о том, что исходный код программы должен быть доступен всем.

Именно эта мысль вдохновила Линуса Торвальдса, создателя Linux, начать в 1991 году работу над своей операционной системой. Linux, как и GNU, это Unix-подобная система, то есть система, появившаяся под влиянием Unix.

В дальнейшем именно система GNU/Linux станет той системой, которую сейчас называют просто Linux.

VDS Timeweb арендовать

Что такое Multics?

Multics

Multics – Multiplexed Information and Computing Service («Мультиплексная информационная и вычислительная служба») – это одна из самых первых операционных систем, в которой была реализована плоская модель хранения данных и четко разделена концепция файлов (сегментов). Создание Multics началось в 1964 году. Над системой работали разработчики компании Bell Laboratories – через несколько лет часть разработчиков начнет работу над созданием Unix.

Multics разрабатывали для того, чтобы, во-первых, дать возможность использовать ресурсы ЭВМ большому количеству пользователей одновременно, во-вторых, дать пользователям возможность совместно использовать данные, в-третьих, обеспечить хорошую скорость работы с данными.

Однако главные вычислительные задачи не были достигнуты при выпуске первой версии системы, и компания Bell Laboratories перевела свой интерес на другой проект, в результате которого на свет появился Unix.

Истоки Linux

История Linux начинается в 1991 году, когда финский программист Линус Торвальдс стал разрабатывать ядро операционной системы для своего компьютера. Свои наработки он выложил на сервере, и это стало ключевым событием в истории Linux. Сначала десятки, потом сотни и тысячи разработчиков поддержали его проект – общими усилиями на свет появилась полноценная операционная система.

Как уже было сказано, на Linux значительно повлияла система Unix, это заметно даже по названию. Впрочем, изначально проект назывался Freax, от слов «free» (бесплатный) и «freak» (странный), но в дальнейшем название было изменено на гибрид имени создателя (Линус) и Unix.

Эмблемой Linux стал Такс (Tux) – пингвин, нарисованный в 1996 году программистом и дизайнером Ларри Юингом. Впрочем, идею использовать именно пингвина придумал сам Линус Торвальдс. Теперь Такс является символом не только Linux, но и свободного программного обеспечения в целом.

С самого начала и по сей день Linux распространяется как свободное программное обеспечение с лицензией GPL. Это значит, что исходный код операционной системы может увидеть любой пользователь, и не только увидеть, но и доработать его. Единственное условие – измененный, модифицированный код должен быть доступен всем и распространяться по лицензии GPL. Это важно, так как дает возможность разработчикам использовать код и в то же время не бояться проблем из-за авторских прав.

Своему успеху Linux во многом обязан GNU: на момент выхода Linux существовало уже много свободных утилит, которые можно было использовать с разработанным ядром.

По факту Linux до сих представляет собой ядро Unix-подобной операционной системы, которое выполняет различные низкоуровневые задачи. В то же время проект GNU нуждался в ядре – разработка Линуса Торвальдса была очень своевременной.

Сейчас благодаря своей гибкости Linux используется на множестве разных устройств, начиная с компьютеров и заканчивая серверами и мобильными устройствами.

Популярные дистрибутивы Linux

Дистрибутив Linux – это определение операционной системы, которая использует ядро Linux и которую можно установить на машину пользователя. В дистрибутивах обычно содержатся не только ядро и сама операционная система, но и полезные приложения: редакторы, проигрыватели, инструменты для работы с базами данных и другое программное обеспечение.

То есть, как уже было сказано в начале статьи, дистрибутив Linux – это операционная система, состоящая из ядра Linux и утилит, которые разрабатываются в рамках GNU.

Количество существующих дистрибутивов Linux превышает 600 штук, более 300 из которых постоянно дорабатываются и обновляются.

Ubuntu

Ubuntu

Ubuntu – один из самых распространенных дистрибутивов, легко устанавливается и интуитивно понятен в работе. Отлично подходит для персональных компьютеров, ноутбуков и серверов. Разрабатывается и спонсируется компанией Canonical Ltd, но имеет активную поддержку и со стороны свободного сообщества. Самая популярная операционная система для веб-серверов.

Debian

Debian

Debian – еще один популярный дистрибутив GNU/Linux, который оказал существенное влияние на развитие всех GNU/Linux-операционных систем в целом. Основные черты Debian: широкие возможности, наличие множества репозиториев, высокое качество версий. Это самый стабильный дистрибутив из всех существующих.

Linux Mint

Linux Mint

Linux Mint – дистрибутив, основанный на Ubuntu и Debian. Linux Mint обладает красивым и удобным дизайном и подойдет даже начинающим пользователям. Поэтому его часто устанавливают на домашние компьютеры для того, чтобы иметь простую и удобную систему. Дистрибутив имеет поддержку различных мультимедийных форматов, в том числе включает проприетарные программы (Adobe Flash), поэтому хорошо подходит для работы с мультимедиа.

Manjaro

Manjaro

Manjaro – дистрибутив, основанный на Arch Linux. Благодаря большому количеству предустановленных программ (например, для офисной работы) он достаточно дружественен к новичкам, но в то же время может быть тонко настроен.

Arch

Arch

Arch – мощный дистрибутив, базирующийся на принципах простоты, современности, прагматизма, гибкости и идеи, что в центре внимания должен быть пользователь. Однако принцип простоты распространяется не на использование системы, а на ее внутреннюю организацию (принципы KISS и Unix-way). Поэтому Arch рассчитан на опытных пользователей, которые самостоятельно настроят и установят необходимые им утилиты.

История Windows

Раньше, чтобы добиться ответа от будущего поработителя человечества, приходилось вручную вводить данные в командную строку. Это неудобно и долго. Привычный «оконный интерфейс» появился в середине 80-х годов и необходимость заучивать словарик терминов отпала, команда стала передаваться парой кликов. Визуализация действий позволила параллельно выполнять несколько задач, переносить информацию из одной программы в другую, получать быстрый доступ к файлам с помощью иконок.

Первая графическая операционная система была воспринята специалистами в штыки из-за высоких требований к «железу». Для работы требовался экзотический зверь – мышь. В то время хвостатый грызун не был распространен, и на вопрос: «Мыши есть?», можно было получить искренний ответ продавца-консультанта: «Травим».


Начало начал

Графический интерфейс придумал Даг Энгельбарт в 60-х годах. В 1973 команда Xerox создала корпоративный инструмент WIMP – окна, иконки, меню, указатели для компьютеров собственной разработки PERQ и STAR.

Вычислительные машины долгое время считались специализированным инструментом военных, ученых, инженеров. Для элементарных математических расчетов требовалось выучить компьютерную грамоту. Рядовые пользователи не могли представить, зачем им этот дорогой аппарат. С появлением графического интерфейса все изменилось. Звуки, картинки и главное – игры, превратили ЭВМ в мультимедийный развлекательный центр.

Почему окна?

Мы живем в физическом объемном мире, нам нравится все, что можно потрогать, рассмотреть с разных сторон. Окно умеет менять свою форму, расширяется и сужается, отбрасывает тень, создает иллюзию выпуклости. Негатив, злость и раздражение приходят в тот момент, когда динамичное изменение пространства рабочего стола вдруг замораживается, а меняющиеся надписи, иконки, размеры шрифтов, цвета регулярно раздражают мозг, вызывая позитивную реакцию.

Повелители окон

История оконной гегемонии началась в 1975, когда Билл Гейтс и Пол Аллен основали корпорацию Microsoft.


Выпуская софт для быстро растущего рынка персональных компьютеров, Гейтс не мог упустить возможность скопировать новый продукт – графический интерфейс Apple.

В довесок к окнам яблочники давали увесистую Lisa, массой в 9 «тонн» американских денег. Большинство пользователей предпочитали машины попроще. В начале 80-х в гонку вычислений вступает Белоснежка – IBM и 7 компаний-гномов: RCA, CDC, Univac, Burroughs, Honeywell, NCR, GE. Стоимость персонального компьютера падает до 500-1000$. Lisa, стоившая в 9-18 раз дороже, чуть не погубила Apple, снизив ценность акций на 30%, Джобс покинул здание.

Трудолюбивые гномы наштамповали массу компьютеров и настала пора клепать новый интерфейс – так решили в Microsoft. У компании уже был опыт разработки OS для IBM. MS-DOS – получает графическую надстройку Windows 1.

Все украдено до нас

Увидев знакомые окна в 1984 году, Джобс отправился в суд. Тяжба длилась до 1993 года, и закончилась в пользу Билла. По одной из версий, Гейтс позаимствовал интерфейс во время разработки софта для Macintosh, по другой – это самостоятельная разработка, которую вели с 1982 года.

Сам Стив Джобс обзавелся окошками во время визита в исследовательский центр Xerox в Пало-Альто. Стащив дискету со стола инженера, он убегал, сверкая пятками (но это не точно). Компания Apple щедро отсыпала своих акций Xerox, чтобы предотвратить судебные тяжбы.

Факт: первое название Windows – Interface Manager. «Окна» появились благодаря маркетинговому отделу компании.

Причина популярности окошек – отсутствие альтернативы в принципе. Продукт, разработанный Xerox, доведенный до ума Apple и MicroSoft, завоевывал доверие, постепенно приручая восприятие людей к оконному мышлению. Microsoft обязан своей популярности двум провальным проектам Стива Джобса и высокому спросу на персональные компьютеры.

Оконная история

Первенец, родившийся 10 ноября 1983 года, был наречен Windows 1. За цветастым кафтаном графического интерфейса, спряталась морально устаревшая MS-DOS. Черный экран, отражающий лысину программиста, уступил место окнам. Стоимость – 100$, продано 500 000 копий, основной конкурент – Apple Lisa 1983 года рождения.

Появившийся 22 мая 1990 года Windows 3 – стал окном в Интернет. С версии 3.1 используется протокол TCP IP. Малыш получился довольно цветастым, – к тому же со славянской примесью. Пока американских ученых и студентов радовали 256 оттенков, граждане СССР рассматривали зарубежные витражи с кириллическими буковками – добавилась поддержка русского языка.

Дедушка MS-DOS сделал свое дело, родив 3-х сыновей, больше его услуги не требовались. 27 июля 1993 года свершилось долгожданное событие, на свет явилась Windows NT – операционная система нового поколения, мать-прародительница всех последующих OS, которая изначально разрабатывалась для серверов.

На дворе 24 августа 1995 года. Windows 95 – первая полноценная OS для домашнего использования. Лихой хакер играет в косынку, слушает wav-мелодию и пялится 15 минут на медленно прорисовывающуюся картинку в браузере Internet Explorer.


Многозадачность пошла в массы. Интерфейс стал удобным и симпатичным. Появилась кнопка «Start», 65 000 цветов. Продано 40 миллионов копий по 210$, совет директоров Apple льет крокодильи слезы.

Windows 98 – 21 июня 1998 выходит естественное продолжение Windows 95 c улучшенным USB, поддержкой HDD большого объема, предустановленным ПО: обновленный Explorer и Outlook Express. За 7 дней реализовано полмиллиона дисков ценой в 110$.

17 февраля 2000 года появился Millennium, получивший народное прозвище «Линолеум». Выкидыш стимулировал народное творчество, старина Билли узнал о себе много нового. Gif-ки с изображающим головы главы корпорации демонстрировали широту фантазии оконных адептов. Windows ME по сути был Windows 98 с новой красивой шкуркой, аудио-видеоплеером и огромным количеством багов.

«Чупакабру» не смог спасти даже мизерный ценник в 60$. Забив на провальный проект, Microsoft выпускает новую OS – легендарную Windows XP. Система по сей день пользуется популярностью за стабильность, не требовательность к ресурсам, лаконичный графический интерфейс. С 15 августа 2019 года она считается совершеннолетней. По информации от NetmarketshareXP установлена на 12% всех ноутбуков на планете. Ценник – 85$.

30 ноября 2006 года выходит Windows Vista – сестра Линолеума по несчастью. Красивая и яркая особа оказалась слишком требовательна к кормовой базе. Почувствовав неладное, пользователи спешно мигрировали обратно на XP. Из новинок: защита от вирусов, идентифицирующая пользователей, как врагов. Красивая Aero, превращающая Pentium IV в дрова. Ценник 200-400$.


Счастливая 7-ка вышла 22 октября 2009 года, и стала самой популярной операционной системой в первом десятилетии 21 века, установлена на 55,7% ПК по данным Netmarketshare. Быстрая, производительная, с симпатичным интерфейсом, она сочетала в себе брутальный характер XP и красоту Висты. Стоимость на момент релиза 160-320$.

В октябре 2012 года появилсяWindows 8, подтвердив теорию – корпорация выпускает нормальный продукт через один. Многим не понравился плиточный интерфейс, к тому же OS бесконечно быстро пожирала оперативную память. С другой стороны, система работала стабильно и быстро загружалась. Попытка создать универсальный продукт для планшетов, компьютеров и телефонов вышла третьим по счету комочком.

29 июля в 2015 году появляется Windows 10, работающая на всех платформах. Возвращена привычная кнопка пуска. В меню добавляется Microsoft Edge, Streaming Xbox One, Microsoft Store. Цена - 199$.

Apple был первым, но не смог. Семейство Windows за 30 лет захватило дисковое пространство 90% ПК и 30% серверов, установив свою гегемонию. Агенты: Paint, Word, Блокнот, Сапер, Косынка и Пасьянс – поработили разум и души миллиардов пользователей, став легендарными.

Читайте также: