Eula windows 10 что это

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня мы вновь поговорим о базовых правовых документах, которые могут понадобиться разработчику на запуске игры. В прошлый раз вы могли прочитать о политике конфиденциальности, а сейчас пришла очередь End-user license agreement или EULA.

Что такое EULA и зачем она нужна

EULA – важный документ для любого, кто выпускает игру. На юридическом языке это лицензионный договор, по которому правообладатель предоставляет игроку право использовать игру как объект интеллектуальной собственности и ограничивает объем такого использования. Проще говоря, это договор, который упорядочивает отношения между разработчиком или издателем игры и ее пользователями. Документ регулирует использование самой игры и описывает, что с ней можно сделать (например, скачать), а что – запрещено (например, заниматься реверс-инжинирингом).

Но EULA не только устанавливает права игроков. Также соглашение ограничивает ответственность разработчика за возможные баги. Или перекладывает ее на пользователя, если тот использует игру не в соответствии с правилами – например, если вы запретили стримы. По большому счету EULA обычно пишут, чтобы защитить разработчика от основных претензий, а не для удобства пользователей. Поэтому часто они так сложно написаны, и их мало кто читает. Хотя, конечно, было бы здорово, если бы такие документы писали доступно.

Могу я не готовить EULA вовсе?

Скорее всего, да. Ее не требуют цифровые магазины и законы большинства стран. Но иметь такой документ – распространенная практика и хорошая идея для разработчика. Особенно, если ваша игра нестандартна или у вас есть конкретные пожелания, как вы хотите видеть ее использование и распространение.

Можно ли будет делать скриншоты и публиковать их (это, в частности, актуально для закрытых тестов игры)? Как вы относитесь к тому, что игроки смогут зарабатывать на фан-арте? Можно ли организовать турнир по вашей игре? Какими вы бы хотели видеть стримы – может быть, вам не хочется, чтобы на них рекламировали продукты или услуги, которые вы бы не желали ассоциировать со своей игрой. А как насчет использования читов и ботов?

Всю допустимую степень свободы, которые вы даете своим игрокам, вы как раз и можете описать в лицензионном соглашении. Если у вас нет грамотно прописанной EULA, порой бывает сложно ссылаться на ограничение своей ответственности в спорах с пользователями – например, о последствиях багов в игре.

А EULA вообще является юридическим договором? Суд его учтет в споре?

Это сложный вопрос, и ответ на него зависит от юрисдикции.

Если говорить о России, то здесь суды достаточно часто учитывают правила лицензионных соглашений и правил использования. Из последних примеров – судебное разбирательство о возврате средств за внутриигровые покупки в мобильной игре «Великий султан» (вы наверняка видели их рекламу). Суд изучил условия использования, всю информацию на странице игры, а также их положения о покупке платного контента. Было подтверждено, что при первом запуске игры все пользователи могут ознакомиться с условиями использования приложения и принять их. В случае отказа человек просто не может начать играть в «Великого султана». В результате суд отказал истцу в возврате денег.

И этот не единичный случай. Суды учитывали тексты пользовательских соглашений и выносили решения в пользу разработчиков в спорах о блокировках аккаунтов – пример и еще пример.

Но в американском или европейском судах предположить судьбу споров будет сложно, практика там противоречивая.

В чем отличие EULA от пользовательского соглашения (Terms of Use)?

EULA больше про описание прав интеллектуальной собственности – что можно и чего нельзя делать с самой игрой и ее элементами. Terms of Use, в свою очередь, описывает условия оказания дополнительных услуг в игре. Часто в этом документе идет речь о процессе регистрации и создании аккаунта, совершении внутриигровых покупок, процессинге платежей, просмотре рекламы.

Каждому приложению нужны оба документа?

В отличие от мобильных игр, компьютерным и консольным проектам обычно достаточно только соглашения EULA. Его хватит, если вашу игру нужно просто оплатить и скачать, и в ней нет дополнительных услуг и взаимодействия – то есть рекламы, подписок, внутриигровых покупок, многопользовательского режима и так далее.

В то же время дополнительные условия пользования требуют Terms of Use. Но часто EULA пишут так, чтобы объединить эти два документа в одном тексте.

Также если ваше приложение собирает данные пользователей, то вам еще нужна Privacy Policy. Напомним, что прочитать о ней можно здесь.

Моя игра выйдет в Apple App Store. Как быть с EULA там?

Когда вы регистрируете учетную запись разработчика в App Store, вам уже доступно стандартное соглашение EULA от Apple. Вот его текст. Оно применяется к играм и приложениям, опубликованным в App Store, если только разработчик не захочет использовать свое собственное лицензионное соглашение вместо стандартного.

Что лучше, выбрать стандартный текст EULA или написать его «под себя»? Зависит от того, насколько у вас нестандартная игра. Если вам требуются особые гарантии, ограничения ответственности или нетипичные условия, то, конечно, нужно создать собственное лицензионное соглашение. Если вы выберете этот вариант, учтите, что у Apple к нему есть десять требований. Их можно найти в инструкциях по минимальным условиям лицензионного соглашения здесь.

А если моя игра для Google Play? Там тоже есть стандартный текст EULA как у Apple?

Нет, Google Play не требует от приложений EULA. Более того, Google не предоставляет никакого текста стандартной EULA для разработчиков.

Загружая свою игру вы только заключаете с Google соглашение о распространении программных продуктов – Google Play Developer Distribution Agreement. Оно вообще не покрывают вопросы интеллектуальной собственности, но дает вам разрешение разработать и внедрить свою EULA самостоятельно:

Я решил разработать текст EULA для своей игры. Что нужно предусмотреть?

В первую очередь, сами условия предоставления лицензии. Здесь как раз необходимо указать, что вы даете игрокам «неисключительную лицензию» и описать на каких условиях и на что конкретно они ее получают.

Предмет лицензии, описанный в EULA Wargaming. Объем лицензии разнится в зависимости от условий, которые выберет игрок.

Затем стоит описать условия лицензии: все действия, которые вы разрешаете или запрещаете своим игрокам. Классический пункт тут – запрет «любого коммерческого и рекламного использования» игры и ее элементов. Но эту мысль можно развить дальше и описать все возможные ограничения: запретить извлекать исходный код или данные игры из программного обеспечения, использовать чит-коды и ботов, хаки, моды или любые другие несанкционированные программы, создавать какой-либо контент, который включал бы в себя элементы игры и так далее.

Естественно, если вам этого хочется. Часто все это помогает с продвижением игры и формированием комьюнити вокруг нее, потому нужно оценивать, что подходит именно вашему проекту.

Условия Лицензии из EULA Epic Games. Обратите внимание, что договор запрещает пользователям «покидать игру и саботировать игру, распространять спам, заниматься социальным инжинирингом или мошенничеством».

Если ваша игра платная или в ней есть платный контент, рекомендуем прописать это в EULA. Это очень поможет в случае судебного спора с пользователем. Например, во многом благодаря этому пункту правообладатели «Великого султана» выиграли свой суд.

Пользовательское соглашение Google Play устанавливает момент исполнения обязательства как «получение электронного письма от Google, подтверждающего вашу покупку Контента».

Есть смысл посвятить отдельный раздел вопросу размещения в игре пользовательского контента. В частности, стоит определить, какой контент от игроков недопустим, а также то, кому принадлежат права на него и в каком объеме. Например, разработчик может указать, что размещенные пользователем материалы принадлежат самому пользователю, однако компания получает безвозмездную лицензию на них.

Игроки EVE Online автоматически дают лицензию на созданный пользовательский контент.

Еще один важный вопрос – основания для прекращения доступа к игре. Они позволяют удалять аккаунты пользователей, которые злоупотребляют лицензией и ее условиями. В частности, это читеры, токсичные игроки и так далее.

Также многие разработчики предусматривают, за какие недостатки игры компания несет ответственность, и какие условия применения к ней ответственности. Обычная практика тут – указать, что игра передается “as is” (как есть). Разработчик не обязан компенсировать пользователю убытки за наличие в ней ошибок и багов, которые появились в игре неумышленно.

Как и в случае политики конфиденциальности, если у вас нет возможности нанять юриста, мы бы посоветовали действовать по такой схеме:

  • Изучить лицензионные соглашения больших игр, а также требования к EULA для разработчиков от Apple.
  • Оценить особенности своей игры, которые вы бы хотели регулировать.
  • Взвесить «за» и «против» ограничений пользовательской активности.
  • Не забыть о стандартных пунктах о предоставлении лицензии и ограничении ответственности, чтобы обезопасить себя от судебных исков.
  • И собрать это в свой документ.

Скорее всего вам не нужны такие же строгие правила, как у крупных компаний. Моды, фан-арт, дата-майнинг и другая пользовательская активность часто только помогают продвижению инди-игр. Ведь это повод для новых публикаций в прессе, видео и постов, которые так нужны на этапе роста. Потому злоупотреблять запретами не стоит, но и обезопасить себя от неприятных ситуаций тоже нужно.

Больше правовых советов для разработчиков игр вы можете найти на нашем специальном сайте VERSUS.gamedev.

Алина Давлетшина, старший юрист VERSUS.legal

Я понимаю если речь идёт, о каком-нибудь закрытом тесте, где, например, нельзя публично распространять информацию о игре (хотя это вроде можно сделать с помощью NDA), но.

Как вы относитесь к тому, что игроки смогут зарабатывать на фан-арте

Можно ли организовать турнир по вашей игре

Какими вы бы хотели видеть стримы – может быть, вам не хочется, чтобы на них рекламировали продукты или услуги, которые вы бы не желали ассоциировать со своей игрой

Тут предо мной как разработчиком встаёт один простой вопрос: а мне ли не похуй? Нет, серьёзно, это какой-то уровень анальной юриспруденции, которую так обожают недобросовестные (на мой взгляд) компании (все), чтобы их жопка была обложена щитами со всех сторон, и они с правовой точки зрения всегда были правы. Это непрозрачно и не юзерфрендли.

Что уж говорить про откровенный маразм, который частенько разработчики вписывают в подобные документы. Их никто не читает, и если их прочитать, то, возможно, там даже окажется пункт про то, что вы соглашаетесь предоставить разработчику и право первой ночи в случае женитьбы. ред.

Тут предо мной как разработчиком встаёт один простой вопрос: а мне ли не похуй?

зависит от твоих целей.
вот сделал ты условный старкрафт, сделал его очень дешёвым или вообще бесплатным для сетевой игры, вбухал 20 миллионов привлечённых инвестиций, на развитие турниров – с простой целью, достичь монетицзации за счёт рекламы на своих турнирах и билетов на них.
И тут, когда ты уже обеспечил и популярность и ажиотаж, прибегает другой крендель, спец по организации мероприятий (имеющий и связи и площадки) и за 5 лямов организует турнир, в формате "туда не ходите, сюда ходите – у меня билет дешевле, и призовой фонд больше!". И начинает рубить бабло (он ведь почти ничего не инвестировал), а тебя начинают хватать за жопу инвесторы.
и вот ты банкрот и вообще со всех сторон "нехороший человек", а кто-то крутит миллионы на твоей игре.

понятно, что пример чуть гиперболизирванный, но суть передать должен.
так же, некоторые думают, типа "да я никогда не выйду на такой уровень. "
но, начиная с дотки и не только – куча игр "выстреливала" там, где разработчики (в том числе опытные – "кровь, пот и пиксели" почитайте) срубали на порядок большие суммы и выходили на совсем другой уровень.

это какой-то уровень анальной юриспруденции

беда в том, что это как с политикой – если ты не выставляешь "анальный уровень юриспруденции", то анальная юриспруденция может "вставить" тебе.
посмотри историю спейс кербл, например – как издатель жёстко поимел разработчиков.

т.е. либо вся юридическая часть должна быть прописана очень жёсткой и с перебором (больше не меньше), либо ты должен так гениально реализоваться на техническом уровне, что бы никто влезть не смог – ну и модель распространения сделать тоже в обход стандартных механизмов.

ясен пончик, что если ты в одну базу делал игру в рпг-мейкере и, в общем, не то, что бы сил на неё не потратил, но главной выгодой видишь то, что бы
а) игру как можно больше поиграли и
б) твоё имя в ней оставалось
то да – можно, грубо говоря, обойтись только утверждением авторского права
(но вот если ты, например, писал свой или сильно дорабатывал другой движок, то уже нельзя, ибо и там есть варанты – типа кто-то поставил мод, тот стал популярный и про тебя, создателя оригинала, благословяся забыли, а создатель мода популярен и богат ))

в общем ситуация с той же доткой она двоякая, правда есть на обеих сторонах.

Что уж говорить про откровенный маразм

в основном это впихивается с двумя целями:
1. "на всякий случай" – прикрыть свою жопку, что бы не то так другое сработало
(вспомнить, как люди срубали миллионы долларов в судах за "а на компакт-диске не было написано, что его есть нельзя!" и т.п.)
2. желание иметь возможность самому кого-то нагнуть и "побрить" на бабки, при случае. потому что "право первой ночи" не пройдёт в большинстве стран (хотя, может случиться что в какой-нибудь развивающейся стране и перепадёт чего ))

потому как законы меняются и разные в разных странах. вот и доходят до максимально маразматических положений, что бы, значит, "не мытьём, так катанием".
Не будешь же ты держать штат юристов, которые будут следить за всеми изменениями в законодательствах большей части стран и постоянно переписывать соглашение с их учётом. да ещё и пользователей, по-хорошему, извещать.


Привет Хабр GT! В рамках разделения Хабра на, собственно, Хабр и GT, мне кажется, пришло время достать из загашников материалы, написанные еще на другом, удаленном аккаунте, дабы они не исчезли в горниле переезда. Да и тематике нового ресурса соответствуют они более чем. Ну что же, поехали!

Когда-то читая статьи и комментарии к ним еще на Хабре, я столкнулся с фактом того, что очень многие люди не осознают механизмов работы EULA (Пользовательское соглашение). Очень часто даже самые умные и грамотные люди не вникают в тонкости взаимоотношений между ними и компанией, софтом которой они пользуется. Чаще всего конфликты возникают как раз на почве компьютерных игр с возможностью доната, а так же в вопросах блокировки учетных записей. В первую очередь, данные положения касаются, конечно, игровых аккаунтов, однако, подобные методы применимы к любым EULA, в том числе, и софтверным.

Я с уверенностью могу сказать, что разбираюсь в тонкостях урегулирования вопросов в плане общения саппорт-пользователь по вопросам Пользовательского Соглашения, так как находился по обе стороны баррикад. Хотите узнать чуть больше о некоторых тонкостях жонглирования формулировками ПС?

К сожалению, не все «понимают и принимают» то, что написано в ПС, во всяком случае, когда с ним столкнутся. Сразу обращаю Ваше внимание, что EULA пишется не для пользователей, а для компании-разработчика продукта, в том числе, чтобы прикрыть все дыры и возможности предъявить претензии разработчику/правообладателю.

В этой публикации я кратко рассмотрю некоторые моменты и пункты ПС нескольких крупных игровых проектов, так как был связан, непосредственно, с поддержкой в гейм-индустрии. Так же основные трения как раз и возникают вокруг игр, а именно FreeToPlay проектов. Для удобства в поисках русских версий возьмем три отечественных проекта с системой FreeToPlay:

Сразу хотелось бы отметить, что компания подошла к написанию ПС по-человечески, облегчив жизнь и себе, и людям вот этой вот большой надписью в шапке:


Сейчас объясню почему. Многие пользователи, когда сталкиваются с фактом того, что они, якобы, согласились с условиями ПС, парируют тем, что скачали клиент у друга, брата, свата, или взяли его где-либо в уже распакованном виде, тем самым не нажимая никаких галочек «Я согласен» при установке. Скажем так, данный функционал «кнопки согласия» — лишь дань традиции и не более, чтобы явно обозначить то, что человек подписываться под правами разработчика и своими обязанностями перед ним. Неявно же в ПС чаще всего отдельной строкой и мелким шрифтом прописано то же, что указано на скриншоте выше, однако, парни из Nival пошли дальше и вынесли это прямо в шапку своего ПС, во избежание «головняка» для саппорта в дальнейшем. За что им почет, уважение и +1 в карму если бы я мог голосовать (:. В основном, описанная мною формулировка звучит следующим образом, если усреднять:

«Регистрируя аккаунт нашего продукта, используя предоставляемый функционал, участвуя каким-либо образом в нашем проекте и используя его клиент\софт часть Вы соглашаетесь с условиями данного ПС. В противном случае Вы обязуетесь деинсталлировать клиент\софт и прекратить его всяческое использование»

Очень важным является то, что Nival сразу обозначил следующий момент о статье 428 ГК РФ:

1. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

2. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

3. При наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи, требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

Обратите внимание на третий пункт статьи 428 ГК РФ, а именно:

… требование о расторжении или об изменении договора… не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор

Учитывая то, что при использовании продукта согласно ПС Prime World

ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ СВОЕ СОГЛАСИЕ С УСЛОВИЯМИ НАСТОЯЩЕГО ДОГОВОРА.

Пользователь, фактически, автоматически соглашается со всеми условиями и ставится разработчиком в угол, из которого самостоятельно рыпнуться не сможет, если его добровольно не отпустят. Т.е. Автоматически любые претензии касательно текста ПС аннулируются этим самым текстом ПС. Элегантно, не правда ли?

Немного более пугающей становится перспектива использования данного пункта, Но, все же в ПС описаны моменты регулировки спорных вопросов при помощи законодательства РФ, если это не оговорено в ПС. Однако, есть несколько тонких моментов:

7.5. Любая из Сторон вправе в любое время расторгнуть настоящий Договор в одностороннем (внесудебном) порядке.

7.6. В случае расторжения настоящего Договора по любым основаниям Лицензиат обязан прекратить использование Игры и удалить Клиентскую части Игры из памяти ПК. При этом размер лицензионного вознаграждения за ДЧП, лицензия на использование которых получена Лицензиатом, а так же игровая валюта, находящаяся на личном счете Лицензиата, не конвертируются в денежные средства и не возвращаются Лицензиату ни при каких условиях.

Вот так все просто и красиво. Единственным просчетом Nival, на мой взгляд, является этот пункт:

8.6. Споры по настоящему Договору подлежат рассмотрению в Хорошевском районном суде г. Москвы, применимое право: материальное и процессуальное право Российской федерации.

Когда как юр. адрес Nival следующий: «Nival» (регистрационный номер: B 155806), расположенная по адресу: 75, Parc d’Activités, L-8308 Мамер / Капельн, Великое Герцогство Люксембург

Но это мы рассмотрим подробнее немного позже.

Остальное EULA Nival является весьма стандартным и очень напоминает правила какого-то форума, только написано обширно.

Улитки так же подошли к написанию ПС с фантазией. Они не так явно обозначили в шапке автоматическое согласие с ПС, но после описания основных определений добавили вот такой пункт:


Данная формулировка на корю срубает то, что я описывал выше в плане «я ничего не подписывал и галочек нигде не ставил». Если задуматься, то вы обязуетесь выполнять условия ПС, даже если играете с аккаунта своего брата\свата, хотя это нарушает в другом месте:

1. Права Собственности и обязанности по неразглашению.

1.1. Права собственника. Вы соглашаетесь, что Продукт и авторство, системы, идеи, методы работы, документация и другая информация, которая содержится в Продукте, является интеллектуальной собственностью и/или коммерческой тайной Gaijin, и/или его лицензиаров и поставщиков, и охраняется гражданским и уголовным законодательством, а также законами об авторском праве, коммерческой тайне, торговых марках и патентах любых стран, а также международными договорами. Вы можете использовать торговые марки Лицензиара лишь в такой мере, чтобы идентифицировать выходные данные, созданные с помощью Продукта в соответствии с общепринятой практикой обращения с торговыми марками, включая идентификацию правообладателя торговой марки. Вышеописанное использование торговой марки не дает вам никаких прав владения этой торговой маркой.

Кстати говоря, если вчитаться в данную формулировку между строк, то все, что было создано при помощи продукции компании, или есть его часть является ее собственностью. А где вы регистрируете Ваш аккаунт? Правильно. И кому он принадлежит? Опять правильно. Согласно ПС Вы не имеете никаких прав на «Ваш» аккаунт, игровое имущество на нем и на задоначенные в проект деньги. Все это является собственностью компании-разработчика, которая в свою очередь позволяет Вам ею пользоваться.
Вот так обстоят дела в современном игрострое.

Данное Соглашение может быть расторгнуто Gaijin в одностороннем порядке немедленно и без уведомления, если Вы не будете соблюдать Ваши обязанности по данному Соглашению. Не ограничивая любые иные права, действие настоящего Соглашения прекращается автоматически, если Вы не соблюдаете любое из ограничений или требований, описанных в настоящем документе.

Тут компания молодец, прописав то, что любое нарушение ПС приводит к автоматическому расторжению договора в одностороннем порядке, что в последующем приводит к:

После расторжения этого Соглашения вы не будете иметь право использовать Продукт для любых целей.

Т.е. не то что не «Обязуетесь не использовать продукт», а «не имеете права» использовать продукт. Исходя из моего личного мнения, что у нас на каждого можно что-любо накопать в логах, а учитывая что:

3.5 Соблюдение закона. Вы обязуетесь, что при пользовании данным Продуктом, а также любой информацией, связанной с его использованием, Вы будете соблюдать все соответствующие международные, государственные, региональные и локальные законы, включая, без ограничения, правила в отношении конфиденциальности, авторского права, экспортного контроля, правовые нормы об ответственности за непристойное поведение.

Мы получаем на выходе ситуацию, когда вы написали в чат слово [eq, или передали привет чьей-то матери и с вами автоматически расторгается лицензия и запрещается использование продукта компании. С таким подходом к формулировкам ПС связываться с саппортом War Thunder вообще не имеет смысла, потому что в любом случае у вас найдут какое-либо нарушение ПС, учитывая его размеры.

Таким образом можно сказать, что де-юро клиентская база War Thunder стремится к нулю и администрация просто закрывает глаза на факт того, что тысячи людей играю НЕЛЕГАЛЬНО БЕЗ КАКИХ ЛИБО ПРАВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТА.

А еще тут Gaijin оказались смышленее Nival, практически на корню исключив возможность судебного иска из РФ от неадекватного пользователя:

Данное Соглашение регулируется, толкуется и исполняется в соответствии с законодательством Штата Вирджиния, США без учета норм и принципов коллизионного права. Положения данного Соглашения превалируют над любыми положениями Коммерческого Кодекса (Uniform Commercial Code) в отношении Продукта в любой правовой юрисдикции. Данное Соглашение не подчиняется Конвенции Организации Объединенных Наций о Контрактах в Области Международной Торговли (the United Nations Convention on Contracts for the International Sale of Goods).

Таким образом ПС War Thunder можно смело назвать драконовским, по условиям которого вы являетесь бесправным хомячком на их серверах. А при подтверждении автоматического разрыва ПС согласно его тексту приведенному выше, даже обоснованные судебные иски, в теории, можно завернуть, т.к. на момент создания ситуации, когда пользователь попал в какую-либо неприятную ситуацию по вине компании, он, де-юро, не имел права пользоваться продуктом. Еще в ответ денег с вас собьют за издержки. Поправьте меня юристы, если я не прав.


Не так заметно, как у Nival, но тоже в шапке, что делает честь этому ПС в нашем хит-параде отечественных соглашений.

Очень мне нравится в wargaming самое начало ПС, учитывая, что очень много малолетних играет в танки:

Пользователь гарантирует, что на него не распространяются законодательные ограничения на использование онлайн-услуг, что он обладает всеми необходимыми полномочиями для заключения настоящего Соглашения или получил необходимое разрешение в требуемой законом форме от своих родителей или законных представителей.

Этой строкой компания снимает с себя любые косяки с кражей малолетними денег на покупку нового танка, или прочее членовредительство со стороны юных фанатов. Просто и элегантно.

Пункт 4.2 Раздела 2 тоже весьма приятен для компании:

Пользователь использует Игру на собственный страх и риск. Игра предоставляется по принципу «как есть», то есть Пользователю не предоставляется гарантий, что Игра, а также предоставляемые внутри Игры возможности, сервисы и услуги:

4.1. будут функционировать бесперебойно, непрерывно, без ошибок;
4.2. будут соответствовать требованиям и ожиданиям Пользователя.

Если переводить на человеческий: Что-то не нравится — не играй.

Следующий пункт становится уже привычным, но если его упомянуть в связке с еще одним моментом, то получается интересная картина:

При нарушении Пользователем действующего Соглашения Администрация вправе без предварительного уведомления в одностороннем порядке полностью или частично ограничить функциональность или доступ Пользователя к Проекту, удалить все данные, Контент и Материалы Пользователя, а также отказать Пользователю в дальнейшем предоставлении услуг в Проекте, не отвечая за любой вред, который может быть причинён Пользователю таким действием.
Настоящее Соглашение со всеми приложениями к нему для краткости в дальнейшем именуется Соглашением. Все приложения к Соглашению являются его неотъемлемой частью и обязательны к исполнению сторонами. Приложения к Соглашению размещаются Администрацией на Сайте и включают в себя Правила игры, Правила форума, Правила Центра поддержки пользователей и Политику конфиденциальности.

В достаточно интересной форме прописано несогласие (не путать с несоблюдением) с текстом ПС:

В случае несогласия Пользователя с действующим Соглашением Пользователь обязан прекратить участие в Проекте, в том числе деинсталлировать Программу.

Вам что-то не нравится? Вы обязаны удалить все и забыть о нашей игре, т.к. изначально Вы это подписали и согласились соблюдать все пункты данного договора. В том числе и этот. Вот такой интересный замкнутый круг.

Обратите внимание на данную строку:

Все остальные права, не указанные в явном виде в Соглашении, сохраняются за Владельцем проекта.

Если честно, я не понимаю, о каких-таких «не указанных в явном виде правах» идет речь. Думается мне, что это задняя калитка для юристов компании.

В целом, EULA Wargaming весьма демократична относительно тех же Gaijin, и там много внимания уделено форумами и правам конкретно администрации (представителей правообладателя в проекте), а не самой компании в чистом виде. Коммьюнити вынуждает, как говорится.

Так как этим жонглировать?

— Ознакомьтесь с текстом ПС и текстом всех приложений к нему, прежде чем обращаться с какой-либо претензией к организации. Найдите те пункты, под которые подпадает Ваша ситуация, а так же проанализируйте, за что с Вами могут разорвать ПС в одностороннем порядке (я на полном серьезе).
— После прочтения убедитесь в том, что вы не имеете никаких прав и имущества в проекте и осознайте это в полной мере.
— Успокойтесь. (:
— Соберите необходимые данные, займитесь поиском прецедентов на доступных ресурсах компании (чаще всего какие-либо записи вне экосистемы проекта никакой аргументной силы иметь не будут)
— Не пытайтесь требовать и ищите если не максимально комфортное решение для себя, то хотя бы компромиссное.
— Не доводите переписку до штопора, который позволит разорвать с Вами ПС, не допускайте формулировок «я не согласен с этим (с ПС) и прочим», это развяжет администрации руки и позволит разорвать с вами ПС в одностороннем порядке.
— Вообще не высказывайте своего несогласия с текстом ПС. Если взаимоотношения регулируются родным для вас законодательством (как в случае с Nival), попробуйте найти в нем статью, или выдержку, поддерживающую Вашу позицию.
— Помните, что в большинстве случаев, ПС является договором публичной оферты и, если его текст прямо не нарушает ваши гражданские права, то он превалирует над законодательством в прямых формулировках.
— Зачастую споры по ПС, согласно текста этого же ПС регулируются не по месту проживания потребителя, а по месту регистрации компании. Чаще всего это оффшорные законодательные зоны, или такие страны, как Англия и США. Будьте внимательны, потому что в этом случае чтение кодексов и законов Вашей страны Вам, скорее всего, не поможет.
— Ну и самое главное, проще всего не отсвечивать, а в реальных проблемах (с прохождением платежа, потерей контроля над учетной записью и прочим) терпеливо просить и ждать помощи. Если Вы чисты, Вашу проблему решат при условии уполномоченности саппорта и технической реализуемости необходимых действий.

Вероятнее всего каждый из нас хотя бы раз в жизни при первом запуске какого-нибудь приложения или игры сталкивался со всплывающим Пользовательским соглашением или же иначе EULA (End User License Agreement). И несомненного многие из нас сразу принимали подобное соглашения, не тратя времени на прочтение тонн текста, однако, что же такое EULA и для чего оно нужно?

EULA – это лицензионное соглашение, согласно которому, правообладатель игры дает право игроку пользоваться его интеллектуальной собственностью, при этом ограничивает его права в таком пользовании и предусматривает для себя определенные гарантии и подстраховку. Как можно понять из определения, EULA составляется прежде всего для самого разработчика, а не для пользователя.

В то же время встает другой вопрос, а обязательно ли составлять подобное соглашение? Нет, необязательно, в большинстве стран законодательство не обязывает наличие данного лицензионного соглашения. Некоторые сервисы, как App Store от Apple, предлагают готовый шаблон лицензионного соглашения. Однако если ваша игра содержит специально созданную для нее технологию, создана на новом или модифицированном движке, вы хотите предусмотреть какой пользовательский контент могут создавать игроки и могут ли они на нем заработать и т.д., то в таком случае имеет смысл написания EULA во избежание возможных убытков, судебных разбирательств и сохранения за собой прав на интеллектуальную собственность. Далее будет представлено возможное содержание EULA.


Содержание

Определения

Здесь содержатся определения, которые будут встречаться по тексту соглашения и в самой игре и требуют пояснения. Это может быть игра, пользователь, обновление, внутриигровая валюта, учетная запись, клиентская часть игры, аккаунт, пользовательский контент, мод и т.д.

Присоединение к лицензионному соглашению

Существует очень хорошая практика определение данного пункта в самое начало EULA, можно даже полностью Caps Lock написать для наибольшей броскости. Это по большей части облегчает работу службе поддержки игры. В данном пункте идет определение момента принятия пользователем соглашения не только процедурой проставления галочки напротив «Я согласен», но и по факту пользования самой игрой или даже нахождением на официальном сайте игры или разработчика. Это нужно потому что на деле можно пользоваться продуктом разработчика. К примеру: с другого компьютера, где уже была принята лицензия, и таким образом, предусматривается момент, когда игрок может отмахнуться тем, что он ничего не принимал и ни с чем не соглашался. Это может выглядеть в следующей формулировке:

«Регистрируя аккаунт нашего продукта, используя предоставляемый функционал, участвуя каким-либо образом в нашем проекте и используя его клиент\софт часть Вы соглашаетесь с условиями данного Пользовательского соглашения. В противном случае Вы обязуетесь деинсталлировать клиент\софт и прекратить его всяческое использование»

Предмет соглашения

В данном случае идет речь о передаче простой неисключительной лицензии пользователю, где также оговаривается ограничение прав пользования продуктом, такие как запрет продажи продукта и передачу прав пользования третьим лицам.

Срок и территория применения

Как правило, указывается срок началом с момента принятия соглашения и до его расторжения в одностороннем порядке лицензиаром. Далее следует прописать, что расторжение соглашения происходит в автоматическом порядке, для большей оперативности. Действие соглашения лучше всего указать всю территорию земного шара.

Онлайн-сервисы

Данный пункт будет более актуален для онлайн-игр. Здесь можно прописать условия пользования онлайн-сервисами или продления и прекращения подписки на такие услуги.

Допустимое использование

Перечисляются допустимые запреты на использование игры; поведенческие правила для игры; конкретные запреты на мошенничество в играх; программное обеспечение для обнаружения читов в играх, либо же разрешение использования читов, как правило, для одиночных игр; последствия взлома или мошенничества в играх.

Пользовательский контент

Игроки по личной инициативе, так или иначе, могут создавать пользовательский контент (комментарии в блогах, фото, видео, отзывы, подкасты) прямо или косвенно относящийся к продукту разработчика. Прежде всего для правообладателя нужно определиться с тем, а хочет ли он вообще, чтобы игроки могли создавать подобный контент, далее за кем закрепляется право собственности, может ли игрок зарабатывать на подобном контенте и в каких случаях, и при каких обстоятельствах контент, связанный с игрой, недопустим (например, в несогласованной рекламе или наличие гиперссылок).

Творения пользователей

Содержание данного пункта по сути очень похоже на предыдущий, однако здесь стоит четко разграничить пользовательский контент от пользовательских творений. Пользовательскими творениями могут быть арты, книги, песни или моды. Здесь может быть отражено право собственности на творения пользователя; предоставление лицензии на создание пользовательских творений; запреты на использование пользовательских творений; отсутствие коммерческого использования творений пользователя; отсутствие вредного использования пользовательских творений; применение правил содержания к творениям пользователя.


Пользовательские коммуникации

Как правило, в онлайн играх коммуникации между игроками посредством голосовых или текстовых чатов являются одной из ключевых моментов в игре. Такие коммуникации часто могут сопровождаться токсичным отношением игроков друг к другу, поэтому стоит предусмотреть некоторые правила в этой коммуникации и ответственность за их нарушение (временная или перманентная блокировка). Также в целом лицензиар может снять с себя ответственность за общение пользователей в игре и, возможно, предусмотреть способ мониторинга коммуникаций на наличие нарушений. Также стоит отметить, что по факту самому игроку ничего не принадлежит из того, что он постит в чатах игры и вплоть до самого его аккаунта. Такая ситуация обстоит к примеру, с WoT от Wargaming, где по сути любой контент, который публикуется вами в игре, автоматически становится собственностью Wargaming (как пример, фото, даже если вы не являетесь его владельцем изначально).

Моды являются разновидностью пользовательских творений, которые привносят в игру различного рода контент, тем самым расширяя и видоизменяя ее. Также моды бывают настолько огромными и наполненными контентом, что могут представлять собой отдельное DLC (дополнение) или же отдельную игру, основанную на исходной. Главное, что следует указать, это возможность создавать моды, их коммерческую эксплуатацию (использование) и требования к содержанию. А также снятие ответственности за содержание данных модов.


Примером подобного мода, который доверху наполнен контентом, является Enderal Forgotten Stories – мод для TES V

Обновления

Обязательство применять обновления к игре при наличии подключения к сети Интернет, последствия неприменения обновления к игре.

Услуги поддержки

Дискреционное право (т.е. действовать по своему усмотрению) предоставлять услуги поддержки; вспомогательные услуги, предоставляемые дистанционно; отсутствие гарантий в отношении вспомогательных услуг.

Внутриигровая валюта (ВВ)

В большинстве современных игр, особенно условно бесплатных, существует так называемая внутриигровая валюта, за которую можно осуществлять покупку внутриигровых предметов, а именно косметические предметы, бусты, ресурсы, пропуска и т.д. Исходя из этого следует прописать возможные способы оплаты для получения такой ВВ. Также стоит упомянуть о невозможности обмена внутриигровой валюты на реальные деньги и закрепление их за одним аккаунтом. Помимо этого, могут быть расписаны положения о лицензии на использование ВВ; право собственности на права на ВВ, которая будет использоваться только для покупок; права лицензиара в отношении ВВ, а также при расторжении соглашения; использование технических мер для обеспечения соблюдения положений.

Платформы распространения

В наше время существует довольно большое количество платформ для распространения своего продукта (Steam, EGS, PS Store, App Store, Play Market и др.), что позволяет разработчику выбрать для себя максимально опциональный вариант для извлечения наибольшей выгоды. При выборе платформы нужно обратить внимание на применение условий и положений платформы распространения игр; конфликт с условиями платформы дистрибуции; вопросы, охватываемые условиями и положениями платформы распространения; права оператора распределительной платформы и материальную выгода от распространения на данной платформе.

Права интеллектуальной собственности

Здесь все просто, указывается отсутствие уступки прав интеллектуальной собственности лицензиара; все права на игру защищены.

Гарантии

Как правило, перечисляются минимальные стандартные гарантии наподобие того, что игра соответствует минимальным указанным требованиям, не нанесет вред вашему устройству, не придет в неисправность или выйдет из строя в течение указанного срока, нарушение прав, а также исключение подразумеваемых гарантий и заверений.

Подтверждения и гарантийные ограничения: минимальные

Требования к игре как системные, так и возрастные, указание наличия определенного контента в игре; предупреждение, что игра не совсем безопасна для здоровья (как распространенное предупреждение об эпилепсии в определенных играх).


Ограничения и исключения ответственности

Самый главный и важный для лицензиара пункт в соглашении, который облегчает ему жизнь. Он содержит: предостережения в отношении пределов ответственности (B2B (разработчик с другими юр. лицами) или B2C (непосредственно разработчик с пользователем)); толкование пределов ответственности; отсутствие ответственности за форс-мажорные обстоятельства; отсутствие ответственности за коммерческие убытки; отсутствие ответственности за потерю данных или программного обеспечения; отсутствие ответственности за косвенные убытки. Также, если до этого не указывалось применимое право и каким судом будут рассматриваться споры, можно поступить как не малоизвестная компания Valve, которая порядком устала от бесконечных судебных разбирательств в свое время, использовав следующую формулировку:

«ВЫ И КОМПАНИЯ _____ ПРИЗНАЕТЕ, ЧТО ВЫ ОТКАЗЫВАЕТЕСЬ ОТ ПРАВА РАССМАТРИВАТЬ ВАШ СПОР В СУДЕ ПЕРЕД СУДЬЕЙ ИЛИ ПРИСЯЖНЫМИ».

Конфиденциальность и сбор персональных данных

Любая игра, так или иначе, может собирать различного рода персональные данные пользователя начиная от его прогресса в игре и достижений до номеров кредиток, которые игрок использует при онлайн-покупках в игре. Также подобной информацией может владеть не только лицензиар, но и третьи лица, такие как его партнеры.

Прекращение

Автоматическое прекращение действия соглашения при нарушении второй стороной какого-либо из положений.

Последствия прекращения

Как правило, при прекращении действия соглашения возникает обязательство у пользователя деинсталлировать игру. Также могут быть предусмотрены и дополнительные последствия.

Общие положения

Отказ от прав отсутствует; возможность обеспечения необратимости; асимметричное (одностороннее) изменение через уведомление или веб-сайт (игра); асимметричная уступка договорных прав (B2C); отсутствие прав третьих лиц; полнота соглашения; применимое право; исключительная юрисдикция (B2C).


Что в итоге?

Представленное выше содержание EULA является примерным, основанным на анализе лицензионных соглашений некоторых известных игровых компаний. Некоторые положения необязательно должны быть написаны строгим юридическим языком, а разработчик может изложить его в желаемой ему форме. На практике хватает примеров, где некоторые положения оказывались шуточными или абсурдными: в EULA Baldur’s Gate 3 пользователя обязывают станцевать, спеть или написать поэму восхваляющую Забытые Королевства. Прежде чем составлять такое соглашение любой разработчик должен:

  • Проанализировать свою игру на наличие в ней особенностей, которые следовало бы регулировать.
  • Взвесить «за» и «против» пользовательской активности.
  • Ознакомиться с EULA крупных игровых компаний, в которых вы можете подчерпнуть полезную для себя практику.
  • Включить стандартные для лицензии пункты об ответственности, конфиденциальности, предоставлении лицензии, чтобы обезопасить себя в будущем.
  • Составить EULA.

Вероятнее всего, вам могут и не пригодиться прописывать все эти строгие правила в соглашении. Так, например, пользовательский контент часто помогает самому продвижению игры. Поэтому стоит найти золотую середину, где вы не злоупотребляете запретами, но в то же время обезопасите себя от неприятных разбирательств в будущем.

Читайте также: