Как установить atmel studio 7 на windows 10

Обновлено: 01.07.2024

В данной статье мы соберем схемы для программирования двух разных микроконтроллеров Atmel и обсудим необходимые настройки программного обеспечения.

В данной статье будет описано построение двух очень похожих схем: одна для программирования ATmega328P, другая для программирования ATtiny45. В статье приведены полные схемы программирования, а также подробные фотографии макетов на беспаечных макетных платах. Кроме того, также приведено введение в интегрированную среду разработки Atmel Studio 7.

Во-первых, аппаратное обеспечение

Схемы программирования

Схемы программирования показаны ниже. Обратите внимание, что резистор R2 и LED1 не требуются для программирования, но включены в схемы для тестирования, что будет описано ниже.

Схема программирования ATmega328P с помощью AVR Pocket программатора Схема программирования ATtiny45 с помощью AVR Pocket программатора

Выбор программатора

Доступно несколько программаторов, работающих с ATmega328P и ATtiny45; Atmel-ICE находится в верхней части списка, является прекрасным программатором и будет рассмотрен в следующей статье. Пока что у нас есть менее дорогостоящие варианты, и скупым автором статьи использовался программатор Sparkfun AVR Pocket Programmer. Если вы предпочитаете что-то другое, не стесняйтесь выбирать тот, который соответствует вашим предпочтениям и вашему кошельку. Просто убедитесь, что он использует SPI интерфейс, как описано выше, и будьте готовы внести соответствующие изменения в информацию в этой статье.

AVR Pocket Programmer поставляется с шлейфовым кабелем, который должен быть подключен к микроконтроллеру Atmel. Он оснащен тремя разъемами: разъем 2x5 (мама), который вставляется в штырьковый разъем на AVR Pocket Programmer, еще один разъем 2x5 (мама) ниже на кабеле примерно через 23 см (в данной статье не используется), плюс разъем 2x3 (мама) на другом конце кабеля. Распиновка разъемов показана ниже.

Распиновка разъемов на кабеле программатора AVR Pocket Programmer

Распиновка разъемов на кабеле программатора AVR Pocket Programmer

Сборки схем программирования на макетных платах

На следующих фотографиях показаны сборки схем программирования ATmega328P и ATtiny45 на беспаечных макетных платах. Шесть коротких перемычек используются для подключения необходимых проводов от разъема 2x3 (мама) к соответствующим контактам микроконтроллера на макете. Обратите внимание, что цвета проводов на фотографиях соответствуют обозначениям на схемах.

Схема программирования ATmega328P с помощью AVR Pocket программатора Схема программирования ATtiny45 с помощью AVR Pocket программатора

Список комплектующих

Кроме нескольких перемычек, для сборки схемы программирования понадобятся следующие комплектующие.

Перечень элементов
Обозначение элементаОписание
U1Микросхема, ATmega328P-PU, флеш 32 КБ, DIP-28, 1,8–5,5 В
U1Микросхема, ATtiny45-PU, флеш 4 КБ, DIP-8, 2,7–5,5 В
R1Резистор, 10 кОм, 0,25 Вт
R2Резистор, 470 Ом, 0,25 Вт
LED1Светодиод, T1 3/4, желтый
C1Конденсатор керамический, 0,1 мкФ, 50 В
нетПрограмматор, AVR Pocket, PGM-09825
нетМакетная плата, беспаечная, 400 контактов

А теперь программное обеспечение

Драйвер программатора AVR Pocket

Драйвер Windows для программатора AVR Pocket – тот же, что используется программатором Adafruit USBTiny. Перейдите на страницу Adafruit и нажмите на ссылку для подписанного драйвера USBtinyISP, созданного с помощью libusb v1.12. Это позволит вам загрузить zip-файл, содержащий два файла installer.exe: один для 32-разрядных систем, второй для 64-разрядных. Дважды кликните по тому, что подходит для вашего компьютера с ОС Windows, и драйвер будет установлен.

Только после установки правильного драйвера Windows вы можете в первый раз подключить программатор AVR Pocket к компьютеру. Вам понадобится кабель USB-A на miniUSB-B. Когда вы подключитесь, загорится синий светодиод PWR и красный светодиод Stat1; два синих светодиода могут также загореться и/или замигать. Windows попытается найти драйвер, при необходимости, вы должны указать Windows расположение правильного драйвера. После правильной установки программатор AVR Pocket появится в диспетчере устройств в устройствах libusb-winXX как "USBtiny"; он не будет перечисляться как COM-порт. Смотрите скриншот ниже:

Программатор AVR Pocket в диспетчере устройств Windows

Программатор AVR Pocket в диспетчере устройств Windows

Atmel Studio 7

Как и многие фирмы-разработчики микроконтроллеров, Atmel имеет собственную интегрированную среду разработки (IDE), которая работает с их аппаратными предложениями: Atmel Studio 7. Хотя это не единственный способ программирования микроконтроллеров Atmel, но это наиболее полнофункциональный способ для Windows 7, 8 и 10 (и для 32-х, и для 64-х разрядных вервий); к сожалению, она не может использоваться с операционными системами Linux и Mac.

Количество опций в Atmel Studio 7 может показаться для нового пользователя огромным. Таким образом, поэтапный подход, представленный в данной статье, значительно упростит процесс знакомства. Начните с загрузки и установки IDE на ваш компьютер. Руководство пользователя Studio 7 и большое количество дополнительной информации также доступны для загрузки.

В Studio 7 включена поддержка нескольких аппаратных программаторов, но точный выбор зависит от того, какой микроконтроллер Atmel вы собираетесь использовать. На скриншоте ниже справа перечислены программаторы, поддерживающие ATmega328P.

Программаторы, поддерживающие ATmega328P

Программаторы, поддерживающие ATmega328P

Как вы можете видеть, программатор AVR Pocket отсутствует в списке. Однако его всё еще можно использовать с Studio 7 с помощью программного обеспечения под названием AVRDude.

AVRDude

AVRDude – это утилита командной строки, которая используется для скачивания и загрузки данных с микроконтроллеров Atmel. Существуют версии, доступные и на Linux, и на Windows. На момент написания статьи последняя доступная версия – 6.3; ее можно скачать здесь. Пользователи Windows должны скачать avrdude-6.3-mingw32-zip (нажатие на ссылку запустит скачивание zip-файла!), распаковать файлы и установить AVRDude. Обратите внимание, что установка программы в корневой каталог диска необязательна, но упростит ее использование с Atmel Studio 7. Если доступна версия, более новая, чем 6.3, то вы можете установить ее по своему усмотрению. Руководство пользователя AVRDude доступно здесь.

Чтобы проверить правильность установки и работы AVRDude, выполните следующие действия:

  1. нажмите кнопку "Пуск" Windows;
  2. в поле поиска введите cmd и нажмите Enter . Откроется окно командной строки DOS;
  3. в командной строке перейдите в каталог, в котором установили AVRDude;
  4. введите avrdude -c USBtiny и нажмите Enter . Если всё хорошо, AVRDude вернет список поддерживаемых устройств Atmel.

Смотрите скриншот ниже для примера процедуры. Обратите внимание, что скриншот был усечен и отображает только часть списка поддерживаемых устройств Atmel.

Список поддерживаемых устройств

Список поддерживаемых устройств

Собираем всё вместе

Предположим, что программатор подключен к AVR на вашей макетной плате, как было описано выше, и вы почти готовы запрограммировать ваш AVR микроконтроллер. Для примера воспользуемся простым примером мигания светодиодом.

Теперь следуйте следующим инструкциям:

  1. Запустите Atmel Studio 7.
  2. В стартовом окне слева нажмите New Project . Откроется окно нового проекта. Стартовое окно Atmel Studio 7
  3. В окне нового проекта нажмите GCC C Executable Project , назовите проект New Blink , как показано выше, и нажмите OK. Откроется окно выбора устройства Device Selection . Окно выбора устройства Device Selection
  4. В окне выбора устройства выберите AVR устройство, которое вы используете: ATmega328P или ATtiny45, как показано ниже. Нажмите OK. Будет создан новый проект, и будет открыто окно проекта New Blink . Окно проекта New Blink
  5. Нажмите на меню Tools , выберите External Tools. , и нажмите кнопку Add .
  6. В поле Title введите название инструмента, которой создаете; хорошо, если название описывает устройство. Например, вы можете ввести комбинацию названия программатора и названия устройства.
  7. В поле Comand введите путь к месту, куда установили AVRDude, плюс команду для запуска AVRDude.
  8. В поле Arguments введите одну из двух следующих строк, в зависимости от AVR контроллера, который используете.
    Для ATmega328P введите: Для ATtiny45 введите:
  9. В поле Initial directory введите путь к месту, куда установили AVRDude.
  10. Убедитесь, что поставлена галочка Use Output window , а в двух других чекбоксах галочки не стоят. Состояние окна должно быть похоже на скриншот ниже, но с учетом AVR контроллера, который вы используете. Окно добавления внешнего инструмента
  11. Нажмите Apply , а затем OK . Окно внешних инструментов должно закрыться.
  12. Скопируйте код программы, приведенный выше.
  13. Перейдите к окну New Blink.c в окне Atmel Studio 7 и вставьте в него код, приведенный выше. Код программы
  14. Если в правом верхнем углу Atmel Studio 7 не открыто окно менеджера проекта Solution Explorer , нажмите на выпадающее меню View и нажмите Solution Explorer . В правом верхнем углу должно появиться окно Solution Explorer .
  15. Кликните правой кнопкой на main.c и выберите "переименовать". Переименуйте файл main.c в New Blink.c .
  16. Нажмите на меню File и нажмите Save All .
  17. Нажмите на меню Build и нажмите Build Solution (собрать проект).
  18. Нажмите на меню Tools (инструменты) и нажмите на название инструмента, созданного в шагах с 5 по 11. Скомпилированный код New Blink должен будет быть загруже в AVR контроллер на вашей макетной плате, а светодиод LED1 должен начать мигать: ½ секунды включен, ½ секунды выключен, 60 раз в минуту.

Начало

По общему мнению, это был долгий процесс для простого мигания светодиода, но на самом деле вы успешно устранили четыре основных препятствия: создание аппаратной платформы для программирования микроконтроллеров AVR, установка интегрированной среды разработки Atmel Studio 7, интеграция внешней программы AVRDude и определение инструмента программирования для AVR микроконтроллера по вашему выбору. Будьте уверены, что в будущих проектах на AVR микроконтроллерах вам станет легче, что намного веселее.

В этом материале вы узнаете, как использовать AVR IDE для создания проектов, базовых схем и программирования ваших цепей.

Комплектующие

Микроконтроллеры AVR имеют некоторые преимущества по сравнению с другими аналогичными микросхемами, включая более высокую MIPS и более дружественную архитектуру. В этой статье мы узнаем, как использовать AVR IDE, как создать исполняемый проект, построить базовую схему AVR, а затем запрограммировать ее. Для этого нам понадобится набор компонентов, а также некоторое программное обеспечение.

Оборудование:

  • ATMEGA168 DIP IC x 1
  • Кварцевые резонаторы, кристалл (4-20 МГц) x 1
  • 20 пФ конденсатор x 2
  • 680 резистор x 1
  • 5.6K резистор x 1
  • Светодиод LED x 1
  • Источник 5 В (цепь 7805, плавное регулирование и т.д.) x 1
  • Провода

Программное обеспечение:

  • USBASP
  • WINAVR (20100110)
  • Atmel Studio 7

Схема


Построение схемы довольно простое и может быть выполнено с использованием большинства методов построения схем, включая макет, картон, монтажную плату и печатную плату.

Схема в этом проекте показывает использование простой цепи регулятора мощности (с использованием 7805), которую обеспечивает устройство ATMEGA 5В, но оказывается, что программатор USBASP обеспечивает приблизительно 3,3 В. Несмотря на это, лучше обеспечить внешнее питание, чтобы USBASP не потреблял слишком много тока из любого USB-порта.


Программатор USBASP, который я купил, также шел с конвертером, который преобразует 10-контактный разъем в более удобный 6-контактный программный разъем. Тем не менее, header использует двухрядный шаг 2,54 мм, что означает, что он не может быть подключен к макету. Чтобы обойти это, я просто подключил разъем к проводам, которые соединяются с различными пинами на макете.

Как установить AVR Studio

Устройства AVR программируются с использованием специально модифицированной Visual Studio 2015 под названием AVR Studio 7, которую можно найти на сайте AVR. Первым шагом в программировании устройств AVR является скачивание установщика (небольшого приложения, которое загружает потом необходимые файлы). После скачивания нужно запустить установщик.

Первое, что он вас спросит, будет текст лицензионного соглашения и вопрос про отправку анонимной информации. Я лично рекомендую вам не отправлять анонимные данные по ряду причин (из-за крайней паранойи).



После выбора поддерживаемого устройства на следующей странице будет задан вопрос про расширения - Atmel Software Framework и примеры проектов. Убедитесь, что галочка стоит.


Следующая страница просто проверяет ваш компьютер на наличие потенциальных проблем, таких как отложенный перезапуск (из-за обновления), или если система не сможет запустить IDE. Если все проверено и ОК, жмите «Далее».


Если вы уже установили более раннюю версию AVR IDE, вы можете увидеть следующее окно. Если это так, просто нажмите «Установить».


Теперь нужно подождать пока IDE загрузит все необходимые компоненты и установит их.


После этого вам будет предложено запустить Atmel Studio 7.0. Убедитесь, что стоит галочка перед закрытием окна установки.

Как установить WINAVR

Хотя Atmel Studio 7 полезная штука для написания кода, она не самый лучший выбор, когда речь идет о программировании устройств AVR с использованием инструментов с открытым исходным кодом. Поэтому, чтобы сделать жизнь проще на этапе компиляции и/или программирования, мы будем использовать WINAVR, которая также поставляется с AVRDUDE для загрузки нашего кода на устройства Atmega. Чтобы скачать WINAVR для Windows, просто нажмите на эту ссылку и выберите исполняемый exe-файл.


После скачивания запустите установщик и просмотрите все предложенные опции, пока программа не спросит вас про место установки.

Лучшее место для установки WINAVR - это рекомендуемое расположение: C:\WinAVR-20100110 . Следующая опция спросит про компоненты и вы должны убедиться, что установлены все галочки (показано ниже).


После того, как кнопка установки нажата, установщик выполнит остальную часть работы, после чего установщик закроется.

Как подключить USBASP и установить драйвер для Windows

Если вы используете Windows, вам необходимо изменить драйвер USB для USBASP. Это сделать не сложно с помощью инструмента под названием Zadig. Проще говоря:

  • загрузите Zadig,
  • подключите устройство USBASP к компьютеру,
  • дождитесь пока Windows автоматически установит USBASP,
  • запустите Zadig,
  • найдите устройство USBASP в раскрывающемся списке,
  • выберите драйвер libusb-win32 (v1.2.6.0).

После того, как вы нажмете «Заменить драйвер» (или Переустановить драйвер), Zadig автоматически установит драйвер, необходимый для работы USBASP в Windows.


Как настроить Atmel Studio 7 и WinAVR

Atmel Studio 7 не будет изначально использовать WINAVR или AVRDUDE, поэтому мы должны настроить её для этого. Это может показаться пугающим, но не паникуйте; для программирования устройства AVRDUDE необходима только одна строка инструкций, и только один каталог требуется определить. Фактически, вы должны быть в состоянии скопировать и вставить код в этой статье для любого проекта на базе ATMEGA168.


Итак, первый шаг - сообщить Atmel Studio 7 какой компилятор она должна использовать. Для этого откройте Atmel Studio 7 (если она еще не открыта) и нажмите: Инструменты -> Параметры (англ.: Tools -> Options).



Предполагая, что вы установили WINAVR в папку по умолчанию на диске C и что у вас та же версия, что и в WINAVR, как в этой статье, во всплывающем окне мы пишем так, как показано ниже. После заполнения полей нажмите «Добавить» (англ. add), а когда вы вернетесь в предыдущее окно, нажмите «ОК».


Atmel Studio 7 теперь может использовать WINAVR для компиляции программ AVR, но все равно не может программировать устройства. Для этого нам нужно добавить внешний инструмент в Atmel Studio 7 и настроить его для устройства ATMEGA168.

Первый шаг - перейти в: Инструменты -> Внешние инструменты (англ. Tools -> External tools). Открывшееся окно - единственное окно, необходимое для работы программатора USBASP. Скрин ниже показывает большинство деталей, которые вам нужно будет заполнить.


Поле "Аргументы" (англ. Arguments) не полностью отображает всю информацию, которая необходима, и поэтому приведу ниже то, что было заполнено:

avrdude -c usbasp -p atmega168 -U lfuse:w:0x26:m -U flash:w:$(ProjectDir)Debug\$(TargetName).hex:i

Большая часть информации в этом не важна для нас, кроме двух фрагментов текста. Первый - это -p atmega168;, который говорит AVRDUDE, что мы программируем ATMEGA168. Если в вашем проекте используется другой чип, замените текст atmega168 на используемое вами устройство (например, atmega88).

Второй параметр -U lfuse:w:0x26:m, который специфичен для ATMEGA168. Эта инструкция указывает AVRDUDE настроить устройство на использование внешнего кристалла, и после программирования устройство будет работать только при подключении к схеме кристалла. Обратите внимание, что это также означает, что устройству требуется кристалл при программировании. Этот аргумент будет работать только для ATMEGA168.

Создание первого проекта

Следующая задача состоит в том, чтобы создать проект на основе AVR микроконтроллера и протестировать схему, компилятор и программатор.

Сначала перейдите в: Файл -> Создать -> Проект (англ. File -> New -> Project) и в открывшемся окне выберите: Исполняемый проект GCC C (англ. GCC C Executable Project), а в текстовом поле Имя (англ. Name) дайте любое название вашему проекту.


Следующее окно, которое должно появиться, - это окно выбора устройства. Из списка выберите Atmega168. Насколько мне известно, это окно не имеет никакого смысла, так как мы все равно передаем имя устройства в AVRDUDE вручную (пока я не могу найти способ заставить Atmel Studio 7 автоматически отправлять имя устройства в AVRDUDE через аргументы).


Результатом должен стать файл main.c, содержащий код нашей программы, который будет запускать AVR. Однако сгенерированный код ничего не делает, поэтому замените все содержимое файла main.c с помощью приведенной ниже программы (обязательно сохраните файл после ввода нового кода).

Теперь пришло время скомпилировать код и загрузить его на устройство AVR. Первый шаг - убедиться, что наш проект использует компилятор WINAVR. Щелкните правой кнопкой мыши проект и выберите «Дополнительно» (англ. - Advanced) в окне свойств.


В окне «Дополнительно» убедитесь, что в поле «Набор инструментов» (англ. - Toolchain Flavour) выбран WINAVR.


Это означает, что наш проект успешно скомпилирован и готов к передаче на наш чип. Чтобы запрограммировать устройство, убедитесь, что USBASP подключен как к ПК, так и к цепи Atmega, к цепи подано питание и что к микросхеме подключен кристалл (в случае, если микросхема была настроена для использования внешнего кристалла).

Затем, после всего этого, нажмите: Инструменты -> USBASP (англ. Tools -> USBASP), и все будет работать автоматически.


Если все хорошо, светодиод в вашей цепи должен начать мигать. Ниже приведен вывод AVRDUDE в Atmel Studio 7, показывающий, как выглядит успешная программа.

Заключение

Начало работы с устройствами AVR может показаться несколько сложным, если вы не используете официальный программатор, который может работать «из коробки» с Atmel Studio 7. Однако в инструментах программирования требуется определить только одну командную строку (тип устройства, биты и т.п.). И все будущие проекты могут использовать один и тот же инструмент/компилятор, который нужно настроить только один раз.

Т.е. следующий проект ATMEGA168, который вы будете делать, сможет использовать тот же компилятор и внешний инструмент, что и в этом проекте и не потребуется никаких дополнительных настроек. Конечно, в более сложных проектах может потребоваться замена бит (англ. fuse), например, но в данном материале я хотел просто помочь вам освоить работу с устройствами AVR.

Существует несколько способов программирования микроконтроллеров семейства AVR. В данной статье мы рассмотрим один из наиболее популярных в настоящее время способов программирования данных микроконтроллеров – с помощью программатора USBASP v2.0 и программы Atmel Studio 7.0. Хотя на нашем сайте уже есть достаточно подробные статьи про программатор USBASP и программу Atmel Studio 7.0 я все таки решил перевести с иностранного сайта и эту статью – вдруг кто то найдет в ней для себя что то интересное.

USBASP и Atmel Studio 7.0 - инструменты для программирования микроконтроллеров AVR

В данной статье будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Установка драйвера USBASP.
  2. Скачивание и установка Atmel Studio.
  3. Установка WinAVR для Atmel Studio.
  4. Установка микроконтроллера Atmega16 с кварцевым генератором и одним светодиодом.
  5. Создание и загрузка программного кода в Atmega16.

Рассмотрим подробно все эти вопросы. Установку драйвера для программатора USBASP будем рассматривать на примере операционной системы Windows10 – но все сказанное в этом разделе будет справедливо и для других версий Windows.

Установка драйвера для USBASP в Windows 10

После скачивания драйвера выполните следующую последовательность действий:

1. Распакуйте из архива скачанные файлы и поместите их на рабочий стол.

2. Подсоедините модуль USBASP v2.0 к своему компьютеру.

3. Откройте в Windows диспетчер устройств (Device Manager).

4. Теперь вы можете увидеть подсоединенный USBASP в списке устройств.

USBASP в диспетчере устройств

5. Кликните правой кнопкой мыши по “USBasp” и выберите “Обновить драйвер (Update Driver)”.

Меню обновления драйвера для USBASP

6. Select “Произвести поиск драйвера на своем компьютере (Browse my computer for driver software)”.

Выбор способа обновления драйвера для USBasp

7. Найдите в открывшемся окне распакованную папку с драйвером для USBASP и щелкните "Открыть".

Выбор папки с драйвером для USBASP

Драйвер для USBASP успешно установлен

Произошла ошибка при установке драйвера для USBASP

Чтобы сделать выполните следующие шаги:

- нажмите кнопку Shift и удерживая ее нажатой перезагрузите свой компьютер (кликните Restart в меню Windows пока держите ее нажатой);

- когда ваш компьютер перезагрузится не отпускайте кнопку Shift до тех пор пока не увидите “Advanced Options (Расширенные настройки)” на синем экране;

Выбор расширенных настроек

- отпустите кнопку Shift и кликните на “Startup Settings”;

- кликните на “Troubleshoot (Устранение проблем)”;

Выбор устранения проблем

- выберите “Advanced Options (Расширенные настройки)”;

Выбор расширенных настроек при устранении проблем

- после этого вы увидите на экране список расширенных опций и кнопку “Restart” в правом нижнем углу – кликните на ней;

Список расширенных опций перезагрузки

- подождите пока компьютер снова перезагрузится. После этого вы увидите на экране ряд настроек;

- в открывшемся списке настроек выберите пункт “Disable Driver Signature Enforcement (Отключить цифровую подпись драйвера)”. Чтобы ее выбрать просто нажмите кнопку "7" на вашей клавиатуре (не путать с кнопкой "F7");

Отключение цифровой подписи драйвера при перезагрузке

- после нажатия этой кнопки компьютер перезагрузится и цифровая подпись драйвера будет отключена;

- после этого снова выполните шаги 1-8 из данного раздела статьи и драйвер для программатора USBASP будет успешно установлен.

Скачивание и установка Atmel Studio

Выполните следующую последовательность действий:

2. Также вам необходимо скачать приложение WinAVR чтобы иметь возможность загружать программы в микроконтроллер AVR с помощью USBASP.

После этого вам необходимо создать тестовый проект в Atmel Studio 7.0. Для этого выполните нижеследующую последовательность действий.

3. Подсоедините USBASP v2.0 к USB порту вашего компьютера и подождите пока он правильно определится.

4. Откройте Atmel Studio.

5. Выберите пункт меню “File”, в нем “New” и выберите “project”.

Создание нового проекта в Atmel Studio

6. Теперь назовите ваш проект, выберите место расположения проекта и выберите компилятор “GCC C Executable Project”. Кликните на “Ok” и продолжайте.

Выбор компилятора в Atmel Studio

7. После этого вам будет необходимо выбрать ваше устройство для программирования. В нашем случае это будет микроконтроллер Atmega16A. Если вы будете программировать другие микроконтроллеры, например, Atmega8, Atmega32, то для их программирования также можно использовать программатор USBASP.

Выбор типа микроконтроллера в Atmel Studio

8. После этого для вас будет создан файл main.c, где вы можете писать ваш программный код.

Но после создания проекта финальный шаг, который вам необходимо выполнить – это установить внешние инструментальные средства (WinAVR).

Установка WinAVR в Atmel Studio

1. В пункте меню “Tools (Инструменты)” выберите “External Tools (Внешние инструменты)”.

Выбор внешних инструментов в Atmel Studio

2. У вас откроется окно, где вы должны будете ввести имя вашего инструментального средства.

3. В пункте “Title (название)” введите имя вашего внешнего инструментального средства. Можно выбрать любое имя, но в рассматриваемом примере мы выбрали имя “USBasp”. Поставьте галочку в пункте ”Use Output Window” и снимите галочку с пункта “Prompt for arguments” как показано на нижеприведенном рисунке.

4. Теперь ведите “Command”. Там будет необходимо указать путь к “avrdude.exe” – его вы можете найти в папке где установлена WinAvr. Просто найдите “WinAVR-20100110” на диске “C” вашего компьютера – куда вы устанавливали WinAvr.

5. Введите аргументы. Это самый важный шаг в этой последовательности действий поскольку от них будет во многом зависеть корректность работы приложения. Поскольку в рассматриваемом нами случае мы используем внешние инструментальные средства, то можно ввести следующие аргументы:

<avrdude -c usbasp -p atmega8 -U flash:w:$(ProjectDir)Debug\$(TargetName).hex:i>

6. Больше аргументов можно найти по этой ссылке.

7. Введите аргументы в поле для ввода аргументов. Оставьте поле “Initial directory (Начальный директорий)” без изменений.

Окно для ввода аргументов

8. После заполнения всех полей нажмите “Apply” и затем “Ok”.

В результате этих шагов вы сможете использовать внешние инструментальные средства чтобы загружать программы в микроконтроллер. Проверим это с помощью тестового проекта (программы) “blink.c”. Файл main.c вы можете найти в конце этой статьи. Теперь скопируйте main.c в Atmel studio.

Схема устройства с мигающим светодиодом для Atmega16

Схема устройства, которую необходимо собрать, приведена на следующем рисунке. Соедините кварцевый генератор и светодиод с микроконтроллером Atmega16.

Схема конструкции с мигающим светодиодом

Внешний вид макетной платы в этом случае будет выглядеть следующим образом:

Внешний вид макетной платы с собранной конструкцией

Также вы должны соединить микроконтроллер и USBASP как показано на следующей схеме:

Схема соединений USBASP и микроконтроллера AVR ATmega16

Компоновка и загрузка программного кода в Atmega16

1. Сохраните файл main.c.

2. Подсоедините светодиод к контакту PORTA0 микроконтроллера Atmega16 как было показано на вышеприведенном рисунке.

3. Выберите пункт меню “Build” и затем выберите “Build Blink”.

Компоновка проекта в Atmel Studio

Успешная компиляция проекта в Atmel Studio

5. Теперь выберите пункт меню “Tools” и выберите в ней созданные внешние инструментальные средства. В нашем случае это будет “USBasp”. Кликните по нему.

Выбор USBASP в Atmel Studio

Загрузка программы в микроконтроллер AVR с помощью программатора USBASP и Atmel Studio 7.0

7. Вы успешно загрузили тестовую программу с мигающим светодиодом в микроконтроллер используя USBASP v2.0 and Atmel Studio 7.0 и можете увидеть как мигает светодиод в собранной схеме. Теперь вы можете аналогичным образом загружать в микроконтроллер любые другие программы.

Нежданно-негаданно в новом 2016 году, как минимум, на двух компьютерах с Win10 и Avr Studio 5.1 одинаковым образом перестали работать avr-программаторы от слова вообще. Клон avrispmkII и самый настоящий jtagice3.

Выглядит это так: программаторы видны в списке, но сделать с ними что-то не выходит. Появляется окошко «Unable to connect to JTAGICE3», а в логе появляются несколько строк об ошибке, самой информативной из коих является одна:


Код ошибки 0x20000009 означает «No valid license». Имеется в виду, как я понял, атмеловская лицензия на драйвер Jungo. Лицензия эта в виде строки забита намертво в файле com_atmel_hil_usb.dll (найти её можно по строке Atmel_Norway). То ли срок у неё вышел (офигеть теперь), то ли драйвера все испортились из-за очередного обновления винды — неясно, но работать ничего не хочет.

Полная переустановка делу не помогает. Я так и не понял, как можно починить текущую студию или как быть с лицензией на драйвер.

Пришлось обновлять студию до 7.0.634, где, по слухам, проблем с драйвером Jungo уже нет.
Не сразу, не без лагов, но JTAGICE3 после обновления своей прошивки завёлся. А вот клон, который у меня очень древней версии 1.11, и которым очень удобно шить, нет.

Информация по исправлению функциональности программатора взята из обсуждений гитхаба. В файле (папка студии)\atbackend\codeCache\com_atmel_hil_usb.dll надо пропатчить один условный переход:
— для AS 6.2: изменить байт 0x74 на 0xEB по смещению 0x35F11;
— для AS 7.0: изменить байт 0x74 на 0xEB по смещению 0x2F632;
— для AS 7.0.634: изменить байты 0x0F 0x84 на 0x90 0xE9 по смещению 0x2F74C.
Говорят, там есть какая-то проблема со сбросом частоты на стандартные 125кГц, но пока не заметил.
UPD: В версии студии 7.0.790 патчить файл не пришлось, всё заработало само.

Это исправление позволит студии работать с программатором, невзирая на его неоригинальность. Но если программатор выдаёт версию менее, чем 1.18, то студия не даст работать, требуя обновления.
Есть два варианта решения:
1. Прогрейдить программатор прошивкой с версией 1.18 или выше (если есть такая возможность);
2. Убрать файлик avrispmkii_fw.zip из папки (папка студии)\tools\AVRISPmkII или его переименовать. Требование об обновлении исчезнет.

Ещё одна засада, связанная с версией ПО, поджидает пользователей консольного интерфейса atprogram.exe:


Но это решается ключом --force, который запрещает проверять версию ПО.

Может, решение не идеальное, но мало ли кому срочно надо что-то прошить, а тут такие пироги.
Интересно, кого-нибудь ещё случилась такая оказия в последнее время?

UPD от 10.05.2016:
Вчера срочно потребовалось прошить пару десятков авр приборов, и вдруг выяснилось, что атмел студия сдохла. Выдавала какие-то ошибки типа

(с десяток аналогичных). Помогла переустановка студии, но вот программаторы отказались работать (как минимум, клон авриспмк2). Все вышеперечисленные действия не помогли. В консоли он выдавал что-то вроде TCF Error code: 1, в студии при попытке подключиться к контроллеру, появлялась надпись у программатора «Disconnected». Что это было — непонятно.
Проблема решилась с помощью программы Zadig, драйвер с Jungo переставил на LibUsb 1.2.6.0, оказывается, студия нынче и так умеет. Надеюсь, хоть с этим драйвером проблем не будет.
Программаторы работают и из студии (потребовалось только перезапустить студию), и из консоли.

UPD от 14.04.2017:
Слетела неожиданно Visual Studio 2015 и Atmel Studio 7.0 всё с той же ошибкой насчёт «ErrorListPackage» и кучей подобных после установки обновлений. Переставил обе, при этом пришлось почистить все папки от старой студии:
AppData\Roaming\Microsoft\AppEnv\14.0
AppData\Roaming\Microsoft\VisualStudio\14.0
AppData\Roaming\Atmel\AtmelStudio\7.0
AppData\Local\Atmel\AtmelStudio\7.0
AppData\Local\Microsoft\VisualStudio\14.0
ProgramData\Atmel\AtmelStudio\7.0
ProgramData\Microsoft\VisualStudio\14.0
Program Files (x86)\Microsoft Visual Studio 14.0


После переустановки всё завелось (студия стала версией пожирнее и тоже с паками, как кейл 5: 7.0.1417), но клон перестал снова работать, уже с новой ошибкой:

отключение проверки версии ПО

Как обычно, переименовал файл avrispmkii_fw.zip (см. выше), хотя есть вариант отключить проверку версии ПО (в окне программирования у поля с напряжением есть кнопка настроек):

И надо ещё с помощью zadig сменить драйвер с теперь уже WinUSB (который тоже нифига не работает с клоном) на LibUsb 1.2.6.0. И всё снова заработает, как и должно.

UPD от 19.04.2017
Сегодня столкнулся с очередной странной проблемой: atprogram видела два одинаковых программатора, хотя включен был только один

два avrispmkII


Перетыкание программатора ничего не меняет. Помогло удаление устройства из диспетчера устройств и перетыкание (он поставил те же драйвера на libusb, но стал видеться только один программатор, как и надо).

Читайте также: