Как установить драйвера на windows 98 virtualbox

Обновлено: 06.07.2024

С 2004 года разрабатываю и поддерживаю универсальный видеодрайвер для семейства Windows (9x/NT3.x/NT4.0/2000/XP/2003) основанный на стандартах VESA Bios Extensions VBE 1.x/2.0/3.0.


Для "семейства" Windows NT -

Для "семейства" Windows 9x -

Для дальнейшего улучшения кода драйвера нобходимо тестирование его на разнообразных видеокартах. Особенно интересуют результаты тестирования карт с VESA BIOS 3.0, новых карт от AMD-ATI Technologies/nVidia и более редко встречающихся карт вроде VIA/SIS/Matrox и прочих, совместимость которых с VBEMP пока подтверждена не полностью.

История изменений

19.10.2007 выпущена новая СТАБИЛЬНАЯ версия драйвера VBEMP для XP/2003 (и панели управления к нему). Она корректно работает с видеокартами, в которых VBE3 BIOS "кривой", т.е. при вызове пользовательских Refresh Rates ( которые BIOS не умеет ) драйвер пытается поставить максимально соответствующий режим с Default refresh. Очень актуально для владельцев GeForce 5xxx/6xxx/7xxx и ATI Radeon (X700/800/1600/1900/. ), в которых поддержка VBE3 декларируется, а на практике ОТСУТСТВУЕТ. Владельцы интегрированных решений от Intel могут быть спокойны - их видеочипсеты умеют VBE3 Refresh Rates (845G/865G/915G/945G/965G). Также исправлены мелкие баги с выделением памяти и считыванием структуры EDID из монитора.
На сайте написан FAQ по встречающимся отклонениям от VESA стандартов, встречающимся в современных видеокартах.

26.12.2007: Выпущена обновленная версия драйвера VBEMP для семейства Win9x - Windows95/98/ME

20.01.2008: Подтверждена совместимость драйвера VBEMP (9x/NT) с популярным ПО для виртуализации - Bochs, QEMU, VMware, Innotek VirtualBox, Microsoft VirtualPC.

05.03.2008: Выпущена обновленная и исправленная версия библиотеки framevbe для NT4.

13.03.2008: Довыпущены версии VBEMP 9x для VMWare, Bochs, VirtualBox.

15-16.03.2008: Наконец-то! Выпущена УНИВЕРСАЛЬНАЯ версия VBEMP 9x.

16-19.04.2008: Выпущена обновленная версия драйвера VBEMP для семейства WinNT. Появиласть долгожданная поддержка видеокарт Intel 810/815 и прочих "banked" VESA 1.x карт (для XP/2003 версии) и поддержка VESA 1.x карт Trident (для всех).

26.04.2008: Появиласть долгожданная поддержка VESA 3.0 refresh rates для видеокарт Intel 810/815 (для XP/2003 версии).

05.05.2008: Обновлена утилита infovbe

05.10.2008: Новая версия VBEMP для семейства WinNT: Поддержка Mode-X (320 строк) в Windows 2000/XP/2003, исправление ошибок. Для Windows 2000/XP/2003 добавлена поддержка Hibernation.

21.10.2008: Выпущена версия драйвера VBEMP для семейства Win9x c поддержкой ASUS EEE PC (800x480, 1024x600) и TSR VBIOS. Для корректной работы этих режимов необходим предварительно загруженный TSR VBIOS. Вариант TSR VBIOS для EEE PC включён в комплект с драйвером.

16.11.2008: Новый beta релиз VBEMP, изменения коснулись в основном расчета refresh rates через формулу VESA GTF, в котором были найдены существенные ошибки при округлении и определении частот нестанадартных interlaced и doublescan (<640x400) видеорежимов.

30.11.2008: библиотека framevbe теперь поддерживает Windows NT 3.5x

19.12.2008: вышла новая панель управления для vbemp (nt/2k/xp)

03.01.2009: vga13h драйвер теперь поддерживает ega/vga mono режимы

08.01.2009: исправление ошибок в драйвере cl54xx

14.01.2009: infovbe показывает больше информации по VESA. Введена поддержка чересстрочных разверток для всех режимов >= 1024x768. Для карт nVidia с подключенным по DVI LCD-дисплеем реализовано управление масштабированием.

01.03.2009: изменена лицензия на использование и рапространение VBEMP

01.11.2009: выпущена "автоотладочная" версия VBEMP 9x (в комплекте с релизом 081021.zip).

01.06.2010: in VBEMP 9x "uni" version VESA functionality in DOS restored

05.07.2010: библиотека framevbe/framebuf теперь раздельно поддерживает 15/16-бит режимы.

09.07.2010: Новый beta релиз VBEMP, изменения коснулись в основном поддержки 15/16-бит режимов и исправлением связанных с этим багов. Для справки такая поддержка актуальна для карт - matrox, s3, ati, cirruslogic, tsenglabs, trident/via, intel740, intel81x, intel83x, intel845. При загрузке драйвера выводится цветной логотип и сведения о версии релиза. Вышла версия для x64/ia64 NT-систем.

31.01.2014: Новый beta релиз VBEMP 9x.
a) добавлены видеорежимы (в основном widescreen)
b) исправлена таблица aspect ratio
c) поддержка добавления ЛЮБЫХ новых режимов для чипов Intel через патч и запуск TSR VESA BIOS
d) выпущены версии, ограниченные по VRAM 32/64/128mb (иногда убирает зависания)
e) PCI/AGP/PCIe адаптер не должен имет фиксированные ресурсы шины!, vbemp.inf исправлен

14.02.2014: Новый beta релиз VBEMP 9x.
a) поддержка новых разрешений 1280,600 1280,720 1280,768 1360,768 1680,1050
b) в некоторых случаях удаление VBE.VXD решает проблемы с "мусором" на экране
c) патч: поддержка чипов Intel - HD/HD2000/HD2500/HD3000/HD4000 Graphics
d) патч: совместимость с gcc/djgpp (выравнивание в 1 байт!)
e) патч: пересчитываем контрольную сумму BIOS после внесения изменений

01.01.2015: Новый beta релиз VBEMP NT.
a) полностью переписан код, некорректно "разбирающий" EDID-блок монитора
b) закомментирован неработающий код переключения банков памяти VESA 1.x (версия для nt/w2k)
с) добавлена чересстрочная частота обновления экрана 50 Hz
d) планируется поддержка прямого подключения к TV с помощью VGA-SCART кабеля, т.е. чересстрочных режимов 25/30 Hz
e) уменьшено, оптимизировано к-во частот обновления экрана (в основном для NT с её ограничениями на размер списка режимов)
f) исправлена утечка памяти в таблицах режимов (все vbe20 версии)
g) убрана "радуга" на экране при загрузке драйвера (w2k/xp/2003)
h) убран код автоматического управления питанием из "legacy" т.е. не-PNP версий
i) альтернативный метод определения монитора используя считывание линий SCL/SDA если считывание EDID неудачно (w2k/xp/2003)
j) синхронизирован разрозненный код между nt/w2k и xp/2003 версиями
k) общий код для архитектур i386, amd64 и IA64 (xp/2003)
l) в диспетчере устройств отображается производитель видеокарты (w2k/xp/2003)

01.01.2015: Новый beta релиз CL54xxMP NT.
a) уменьшено, оптимизировано к-во частот обновления экрана (в основном для NT с её ограничениями на размер списка режимов)
b) добавлено определение монитора через VESA DDC2B используя линии SCL/SDA
c) в диспетчере устройств отображается модель видеокарты (w2k/xp/2003)

Все равно частота и разрешение на выставляются. А при подходе через комманду shellexecute.exe /h qres.exe /x 1024 /y 768 /c:16 /r:75 shell32.dll,141 многие иконки начинают отображаться неправильными значками.

PS: А вообще, мне вот, тоже любопытно, какие есть причины использовать vbemp, если есть тот самый стандартный vga.sys. Я еще не встречал видюхи, сколь бы старой и редкой она ни была, с которой бы vga.sys отказался работать.

И даже если бы вопрос стоял о написании драйвера, то не под конкретную видеокарту, а под 2d функции видеокарт, которые, полагаю, практически у всех современных видеокарт стандартизированы (то же VESA). 3d ускорение как раз требуется не использовать, потому что эта часть чипа повреждена.

хочу напомнить что старое железо потребляет больше электричества - и таким образом ведёт к перерасходам

"Новый" гостевой видеодрайвер Virtual Box для 9х

"Новый" гостевой видеодрайвер Virtual Box для 9х

Oldgamer » 09 янв 2019, 14:03

Всем доброго времени суток, друзья!
Давненько меня здесь не было, а, стало быть пора напомнить "городу и миру" о своём присутствии и поделиться результатами своих экспериментов.
Всё началось в этой viewtopic.php?f=2&t=931 теме, где я рассказывал про то, как легко и изящно приспособил для видеокарты VmWare SVGA II гостевой видеодрайвер от виртуальной машины Parallels Workstation, решив таким образом большую часть проблем, которые возникают у пользователей VmWare ("Халва" искаропки завелась!). Но ведь всё надо проверить и перепроверить, не?
Эксперименты были перенесены на Qemu, которая тоже умеет эмулировать VmWare SVGA II. Для начала я попробовал установить "родной" для этой карты, который на неё встал, выдал после перезагрузки 32-х битный цвет и оказался весьма шустрым.
Вы не поняли, в ЧЁМ прикол? Да где же это видано, чтобы видеодрайвера времён 9х искаропки 32-х битный цвет выдавали? К тому же в случае с Qemu видеодрайвер только 32 бита и мог. Я начал "разбираться" - и глаза у меня стали большие-пребольшие. Оказалось, что видеобиос VmWare SVGA II в Qemu "работает" ПОВЕРХ видеобиоса "стандартной" VGA-карты и сей "костыль" машина тащит в себе по сей день. "Родной" видеодрайвер сию конструкцию ниосилил, а вот "параллельный" - справился.
Ну вот и отлично, скажете вы - но всё только начиналось. Раз "варькин" видеобиос работает поверх видеобиоса VGA-карты, то почему бы не попробовать, как эта самая карта будет работать с "параллельным" видеодрайвером? Оказалось - нормально работает. А как, кстати, "обзывается" эта самая VGA-карта с точки зрения Аиды? Ах, Yamaha 6388? Где же я с этой картой "пересекался"-то? А вот где!


Вот она, альтернатива SDD и UNIVBE. С одной стороны - легковесная, а с другой - написана какими-никакими, а профессионалами. Но это были только "цветочки", но перед тем, как угостить вас "ягодками" я проведу с вами маленький "ликбез".
Если вы думаете, что выбрав в конфигурации Досбокса pentium_mmx вы получите Pentium I MMX, то вашей детской наивности можно только позавидовать. Вы получаете своего рода "недоатом", а именно, i486 с набором инструкций Пентиума и набором инструкций ММХ. И точно по такому же принципу в "Кеми" и Досбоксе эмулируются CL 5446 и S3 764/ Берётся VGA-карта с VESA-расширениями и к ней прикручиваются кое-какие "плюшки" вышеупомянутых карт, после чего винда пытается с весьма переменным успехом с этими карточками работать. А коли так.

Последний раз редактировалось Oldgamer 09 янв 2019, 15:15, всего редактировалось 1 раз.

По заказу пользователя Bishik я решил посмотреть работу Win98 на виртуальных машинах, и, главное, можно ли там запускать игры.

я буду снова пользоваться уже знакомыми виртуалками, VMWare, VirtualBox и Virtual PC 2007. Почему именно 2007, а не ХР Mode? Потому что XP Mode в восьмёрке уже отсутствует, да и в десятке, судя по Technical Preview, не предвидится.

Начал с VMWare Workstation 7. Конфигурация, конечно же, значительно проще, чем для ХР, и никаких выделений 2 ядер и 4 потоков быть не может, обычное одно ядро с одним потоком. 256 Мб ОЗУ для 98 хватит более чем, тут и 64 мб было неплохо.



20 Гб места для такой машины - это просто пропасть. Нам бы и 5 Гб хватило, на самом деле.


Установка длилась примерно полчаса. Работало всё достаточно быстро, разве что сам запуск Win98 был медленее, чем надо. Загрузка шла как-то не так, и иногда глючило графику. Ни звука, ни видеодрайверов не поставилось. Но для этого у нас есть расширения, которые устанавливаются на гостевую ОС отдельно.

Система установилась нормально, и я принялся за установку игр, конечно же. Для начала затестим 3D на примере Half-Life. Расширения были установлены нормально. Конечно, многие функции в Win98 недоступны, но VMWare SVGA II взялась. Звук не появился.

Копировать в VMWare проще простого.


Очень удобно, когда можно всё просто кинуть в виртуальный экран, никакой возни. Установил HL1, поставил звуковой драйвер от Sound Blaster 128, взятый по совету из интернетов, попробовал запустить и тут же знатно обломался. VMWare Workstation 7 не смогла в ускорение. Софтовый режим тоже не заработал, и это предельно печально, ведь в системе всё работает очень быстро. Я погрешил на 7-ю версию и подумал, может, в 11-ой это исправили?

В 11-ой было аналогично. Эта ОС просто уже не поддерживается, такие дела. На сайте я обнаружил в этот раз бесплатный для домашнего пользования VMWare Player 7, который тоже результатов не дал. Там даже DirectDraw работает с очень большим трудом.


Зато на VMWare Player нормально работают 3D-игры в Windows XP! Не мог же я это не попробовать. Идёт медленее, чем в полноценной Workstation 11, но быстрее, чем с обработкой на процессоре, могу рекомендовать как реальную домашнюю замену.

Попытки подсунуть какой-нибудь графический драйвер от вороха видеокарт не увенчались успехом. Win98 уж слишком стара, я даже хотел попробовать VMWare Workstation 5, но на Win7 x64 она словила сильного клина и не стартанула в принципе. Итог всего этого один - нет ускорения 3D вообще. Даже несмотря на то, что используется эмуляция 440ВХ чипсета, это не помогло никак.


Следующим идёт VirtualBox.

При первой попытке установить я получил ошибку, что какие-то файлы не найдены. Переустановил. Не понял. Убрал расширенную виртуализацию, все возможные костыли и дополнения, и только тогда с большим-большим скрипом VirtualBox соизволил установиться, эта была пятая попытка, и она мне удалась. Скачал расширения, попробовал - отказ.


Звук есть, а видео вообще никакого нет. Да и работает всё через лаги, для Win98 не годится никак, даже с терпением.

Вот тут я уже особо не надеялся, VirtualPC в WinXP показал себя слабовато. На удивление легко ставится Win98 без всяких проблем!


Установка пролетела минут за 15 вместо 39 положенных. Драйверы нашлись сразу, ведь VPC 2007 эмулирует компьютер от и до, вместе с Sound Blaster 16 и S3 Trio64. Видеоадаптер определился сразу же после установки расширений, и звук подтянулся без проблем. Надо обязательно убирать галочку Use pointer integration, а то управление мышью в играх глючить начинает.


Первое, что я попробовал, было Worms Armageddon. Эта игра уже плохо работала на ХР, а на семёрке вообще повисла намертво и сделала компьютеру больно.


На виртуалке она пошла замечательно, и я с удовольствием просадил два вечера!

2D работает отменно. А что у нас будет с 3D? В софтовом режиме, конечно, но работает оно нормально. Получился этакий передутый пень 2 с нереально быстрым винтом и космической памятью.


Но многие мощные игры и на ХР нормально работают, да и на семёрке некоторые из них стартуют без проблем. Но софтовый режим работает хорошо. Мощнее, чем на 533-ем селероне, это я точно могу сказать. DOS-игры тоже стартуют и работают нормально. Другое дело, что для них есть DOSBox, и надобность в запуске игр через Virtual PC 2007 в Win98 отпадает.

Ну и можно в интернет выйти, конечно. Обновился до IE 6, чтобы хоть как-то зайти на OLD-HARD.

Что можно сказать в итоге:

Победил Virtual PC 2007. Может, там и нельзя перекидывать файлы перетаскиванием, да и скорость работы ниже, чем в VMWare, но общая работа системы намного лучше и более близка к настоящему компьютеру. Вы получаете сильно перекочегаренный Pentium I-II-III с дохлым видеоадаптером на борту. Для DOS игр есть DOSBox, так что остаётся только капелька ностальгии и небольшая ниша игр, стартующих только на Win98.

Опять немного плюсов и минусов:

+ запускается и работает на всём, что горит;

+ не нужно занимать место другим компьютером;

+ легко переносить с одного компа на другой;

+ скорость работы достаточная для комфорта;

+ простота в освоении, не надо ничего особо уметь;

- не все игры могут нормально себя вести;

- дохлая видеокарта и только эмуляция SB16, не везде может сработать;

- работает на 10-20% от мощности хост-машины;

- не так лампово, как за отдельным компом;

[2015-04-23] Vool
Спасибо за статью. ASRock P4i945GC - это та самая, где 2-1 IDE висит на чипе VIA и иногда странно работает - помним.

[2015-04-23] Vladimir
[quote]Попытки подсунуть какой-нибудь графический драйвер от вороха видеокарт не увенчались успехом. Win98 уж слишком стара, я даже хотел попробовать VMWare Workstation 5, но на Win7 x64 она словила сильного клина и не стартанула в принципе. Итог всего этого один - нет ускорения 3D вообще. Даже несмотря на то, что используется эмуляция 440ВХ чипсета, это не помогло никак.[/quote]
Прошу прощения за критику, но честно говоря с чего Вы вообще решили, что драйвер от какой-нибудь из вороха видеокарт поможет? Увы, эмулируемая железка она специфичная, а не что-то распространенная. Также не поможет установка драйвера от хостовой карты. К чему тут упоминание 440BX я также не понимаю.

Есть одна вещь, которая может помочь с VMWare/Vbox - наличие второй видеокарты, поддержка VT-d/AMD-V в процессоре и чипсете и физический проброс видеокарты, на которую есть драйвера под Win98. Ну и физическое подключение монитора к этой карте. Тогда скорость в 3Д будет практически нативной. Другое дело, что не каждая карточка может быть проброшена, да и возьни с этим много.

[2015-04-23] Bishik
Ну в общем все так как я и говорил. Единственная возможность более менее адекватно сэмулировать 98 только через Microsoft Virtual PC 2007, которая в свою очередь не поддерживает аппаратного ускорения и тем самым не дает полноценно запускать старые игрушки. Да и в софтовом режиме не всегда все гладко, от игры к игре как повезет. В итоге как обычно все скатывается к реальному ламповому железу которое конечно не так сложно достать на том же Авито только возьни много будет, если что то отвалится потом ищи свищи по барахолкам да и место занимает.
Другое дело собрать комп таким образом чтобы на него можно было поставить 98, ХР и 7..тут тонкий подбор железа конечно но думаю это возможно. Чтобы можно было нормально и интернетом воспользоваться, фильмы посмотреть в HD и плюс в игры поиграть на выбор в одной из 3х систем.. Мне почти удалось но пока отложил в долгий ящик, может как нибудь доведу до ума.
Обзор интересный, спасибо за то что решили раскрыть эту тему)

[2015-07-20] drevoborod
Для поддержки видео в windows 98 рекомендую попробовать HDD (чего-то там Display Doctor) - была такая древняя программа, очень здорово помогавшая в случае проблем с видео. По сути это универсальный видеодрайвер с гибкими настройками. Существует сборка, которая позволяет на старых виндах в виртуалках использовать ускорение. У меня получилось более-менее адекватно настроить под Виртуалбоксом в Линуксе - Carmageddon 2 запустился, но с дикими артефактами, более-менее пошёл только в софтверном режиме.

[2020-01-29] Vic
От лукавого это все, это все не заменит флоппи seek at boot, треск винта, переустановку венды каждую или через неделю)))

Сегодняшний пост, для энтузиастов, которые хотят поиграть в игры для Windows 95-98, ну или просто вспомнить, что это вообще такое, пользоваться этой культовой ОС - без установки и прочего геморроя.

Windows 98 для игр без установки и лишних хлопот Компьютерные игры, Комьютерные игры, Windows 98, Эмуляция, Ностальгия, Гифка, Видео, Длиннопост

Рассмотрим два простых способа и касаться они будут уже готовых сборок, которые вам остаётся просто скачать и запустить.

1. Способ первый - Сборка на эмуляторе PCem - довольно стабильна, и по словам автора, самая быстрая сборка из представленных в сети аналогов, выглядит после запуска вот так:

Windows 98 для игр без установки и лишних хлопот Компьютерные игры, Комьютерные игры, Windows 98, Эмуляция, Ностальгия, Гифка, Видео, Длиннопост

Для использования необходимо:

2. Распаковать архив (если хотите чтобы все сразу заработала без лишних манипуляций, скопируйте содержимое архива в корень диска, при другом пути вам перед запуском в пункте Disc - Configure Hard Discs - придется 1 раз назначить место положения образов дисков C - D - E для того чтобы операционная система загрузилась. Образы (всего 3) лежат в корневой папке эмулятора и называются Windows 98SE C, D, E.

3. В корневой папке эмулятора запустить PCem.exe

4. Подождать загрузки Windows 98 и начинать пользоваться.

Как добавить свои игры и программы:

Проще всего открыть с помощью программы UltraIso находящиеся в папке эмулятора

Windows 98 для игр без установки и лишних хлопот Компьютерные игры, Комьютерные игры, Windows 98, Эмуляция, Ностальгия, Гифка, Видео, Длиннопост

Скопировать нужную вам программу или игру в любой образ и нажать сохранить, UltraIso автоматом пересохранит образ с уже с вашими файлами. Дальше уже запускаете Windows 98 и ищете скопированное на нужно жестком диске.

Видео с работой эмулятора:

2.Способ второй - сборка на эмуляторе DosBox, мне понравилась больше, но она менее стабильная и периодически может выдавать ошибки. Выглядит вот так:

Windows 98 для игр без установки и лишних хлопот Компьютерные игры, Комьютерные игры, Windows 98, Эмуляция, Ностальгия, Гифка, Видео, Длиннопост

В этой сборке много игр, но все это демо-версии, видимо автор боялся проблем с правообладателями.

Для использования необходимо:

2. Распаковать архив в удобно вам место

3. Запустить в папке эмулятора DosBox.exe

4. Подождать загрузки Windows 98 и начинать пользоваться

Свои игры и программы добавляются аналогичным способом так же как и в эмуляторе PCem, проверено через UltraIso. Но конкретно в этой сборке автор полностью забил диски С и D демками игр, и чтобы добавить что нибудь свое, сначала удалите контент автора. У меня, почему то, после удаления некоторых игр начинала глючить винда, да так что пришлось распаковывать еще одну копию.

Также при загрузке вам может попасться ошибка NE2000-error - связана она с драйверами сетевой карты, и если вы не хотите заморачиваться и Вам не нужен интернет, до можете просто ее проигнорировать или удалить сетевой девайс в диспетчере устройств Windows 98.

Видео с работой эмулятора:

Оба способа запуска проверены на ноутбуке семилетней давности на Windows 10x64.

Всем спасибо за внимание и доброго времяпровождения!

PS: также хотелось выразить благодарность всем пикабушникам оценившим пост про игры Playstation One в браузере.

1. Благодаря Вам я заработал первую медальку "За самый сохраняемый пост недели" о которой так мечтал - 20000 тысяч сохранений!! Я заходил в десяток других постов с такой же медалькой и там даже близко не было такого результата - рекорд ребята)

2. Пост провисел в топе 1 на главной странице почти 12 часов

3. Пикабу заддосил и положил сервер с этим эмулятором, среднее количество пользователей онлайн до поста было 10 - 20 человек - и вдруг появилось еще 1500 =)

4. Авторы проекта связались со мной, так как я им писал до этого письмо о посте с благодарностью за игры и просьбой добавить еще игр, которые не нашли пикабушники.

5. Ну и наконец пикабушный пост разлетелся по всему рунету, и не был скопирован видимо только совсем ленивыми.

Читайте также: