Как установить gulp mac os

Обновлено: 03.07.2024

Gulp — это таск-менеджер для автоматического выполнения часто используемых задач (например, минификации, тестирования, объединения файлов), написанный на языке программирования JavaScript.

Программное обеспечение использует командную строку для запуска задач, определённых в файле Gulpfile.

Создан как ответвление от проекта Grunt, чтоб взять из него лучшие практики. Распространяется через менеджер пакетов NPM под MIT лицензией.

Если Вы будете копировать код с этой страницы - имейте в виду, что я ставлю кое-где лишние проблелы - исключительно для того, чтобы текст лучше помещался на экран. Смело удаляйте их.

Это основная статья об использовании Gulp. В данный момент Вы можете помимо этой прочитать также статьи:

Установка

Рассмотрим установку с помощью npm. Подразумевается, что nodejs Вы уже установили.

О том как установить npm читайте в моей статье Установка npm

О том как установить более старую версию Gulp - Установка архивной версии Gulp

$ npm install gulp-cli --global

C:\Users\ao\AppData\Roaming\npm\gulp -> C:\Users\ao\AppData\Roaming\npm\node_modules\gulp-cli\bin\gulp.js + gulp-cli@2.2.0 updated 7 packages in 7.386s

Проверить версию gulp

CLI version: 2.2.0 Local version: Unknown

Про установку не последней, а какой-то определённой версии Gulp читайте здесь

Затем переходим непосредственно к установке gulp в текущий проект

$ npm install gulp --save-dev

Добавив ключ --save-dev мы указали, что теперь сохраняем в ветку dev, так как Gulp это пакет, которым мы будем пользоваться в разработке, но на хостинг выкладывать его не будем, так как на сайте он ничего делать не будет. Вся работа Gulp будет на стороне разработчика.

Посмотрим, как изменился наш файл package.json

Подробнее о том, зачем этот файл нужне читайте в статье npm

Появился раздел devDependencies, в который в будущем я добавлю ещё довольно много пакетов.

Если теперь посмотреть содержимое папки node_modules можно увидеть, что установка Gulp добавила не одну папку, как, например, сделал бы jquery а несколько десятков.

Старые версии npm создавали всегда одну папку и размещали все зависимости туда.

Новые версии npm сохраняют зависимости в родительскую папку node_modules.

Установка более старой версии

Иногда бывает нужно установить не текущую, а более ранню версию Gulp.

Особенно это касается версии 3.9.1 , которая сильно отличается от 4 и выше.

npm install gulp@3.9.1 --save-dev

npm install gulp-cli@1.2.1 --save-dev

Список версий Gulp находится здесь , Gulp-cli - здесь . Нужно открыть вкладку Versions

Если Вы хотите сперва удалить Вашу версию Gulp а уже потом установить другую - сделать это можно командой uninstall

npm uninstall gulp

Gulpfile.js

После установки Gulp нужно в корневой директории проекта (в моём случае - heiheiru) создать файл gulpfile.js в который мы будем записывать инструкции для Gulp.

Первым делом запишем туда

Начиная с верси 4.0 можно пользоваться новым синтаксисом JavaScript (ES2015+)

Но для этого нужно устанавливать babel и следить чтобы не было ошибок. Я видел на форумах жалобы, сам пока не пробовал.

После того как файл gulpfile.js создан можно запустить Gulp

[11:22:35] Using gulpfile

\Desktop\Sites\heihei\gulpfile.js [11:22:35] Task never defined: default [11:22:35] To list available tasks, try running: gulp --tasks

Gulp жалуется на то, что не определно задание по умолчанию - default task

Нужно его определить

default запустится но теперь Gulp пожалуется на непонятное закрытие.

[11:31:44] Using gulpfile

Эту ошибку можно устранить несколькими способами. Подробности здесь. Я пользуюсь следующим:

Организация файлов

Чтобы не создавать каши из файлов и папок организуем всё правильно с самого начала.

Корневая папка носит называние проекта. В моё случае heihei или heiheiru

В этой папке мы инициализируем GIT и npm.

npm создаст папку node_modules и файлы package.json , package-lock.json.

Для GIT мы сами рано или поздно создадим файл gitignore

Так как мы будем пользоваться Gulp появится и файл gulpfile.js

С ростом числа заданий, которые будет выполнять Gulp нам станет неудобно хранить их все в одном файле.

В gulpfile.js мы будем только импортировать другие .js файлы по принципу - на каждое задание один файл.

Чтобы хранить эти файлы нам будет нужна папка, назовём её gulp и создадим в корневой. Внутри неё создадим подпапку tasks

Так будет выглядить дерево папок в редакоторе Sublime

Как организовать папки для веб разработки

Примеры использования Gulp

Обработка файлов стилей

При разработке удобно пользоваться метаязыками, например, SASS.

Установим его с помощью npm

npm install gulp-sass --save-dev

Теперь можно объявить переменную sass и пользоваться этим препроцессором

const и let - были введены в JavaScript начиная с ES6 и для современного JavaScript являются более предпочтительным вариантом чем var

gulp-watch

gulp-watch это название плагина для Gulp, который отслеживает изменение файлов. Начиная с четвёртой версии Gulp gulp-watch включен в основной пакет и не требует отдельной установки.

Начнём с простого - делаем функцию, которая при каждом изменении файла index.html в папке app будет выводить предупреждение.

Как это выглядит в Gulp 4

Чтобы запустить мониторинг пишем

[20:12:19] Using gulpfile

Теперь вносим изменения в файл index.html и сохраняем

Как это выглядело в Gulp 3

Создадим папку /app/assets/styles/ , в которой будут файлы .css для разработки

Напишем функцию, которая будет собирать все файлы .css из этой папки, обрабатывать их с помощью sass и соединять в один файл /app/temp/styles/style.css

Мы уже писали такую функцию выше, просто немного изменим её.

Добавим мониторинг файлов CSS gulp.watch( "./app/assets/styles/**/*.css", style);

Теперь как только мы отредактируем один из файлов стилей watch заметит это изменение, пропустит его через sass, соберет все файлы в один.

Зачем нужен SASS:

чтобы пользоваться css переменными. Создать переменную, которую потом вставлять в .css пропускать через sass compiler и когда вдруг везде нужно будет изменить значение этой переменной, например, на сайте изменится основной цвет, всё что нам нужно будет сделать - это поменять одну переменную в одном файле.

чтобы делать вложения в стилях (nested css)

чтобы использовать mixins

PostCSS

До этого Вы уже прочитали про препроцессор SASS, который наряду с LESS и Stylus является стандартом для многих проектов.

Я не пользуюсь ими, а предпочитаю более современный PostCSS, который имеет более модульную структуру, и соответственно более гибкий в настройке и быстрый

Подробнее про PostCSS Вы можете прочитать в статье PostCSS.

Советую разобраться с PostCSS и возвращаться в эту статью либо в одну из следующих, более продвинутых глав.

Я не стал размещать описание работы с PostCSS здесь, потому что его можно запускать не только с помощью Gulp

Видеоуроки Gulp

Видео много весят, поэтому я выделил для них отдельную страницу - Видеоуроки Gulp

Ошибки

SKIPPING OPTIONAL DEPENDENCY: fsevents

Ошибка при установке gulp. Вы выполняете

$ npm install gulp --save-dev

npm WARN heihei No license field.
npm WARN optional SKIPPING OPTIONAL DEPENDENCY: fsevents@1.2.9 (node_modules\fsevents):
npm WARN notsup SKIPPING OPTIONAL DEPENDENCY: Unsupported platform for fsevents@1.2.9: wanted (current: )

+ gulp@4.0.2
added 314 packages from 217 contributors and audited 6490 packages in 30.037s
found 0 vulnerabilities

Скорее всего Вы не инициализировали npm. Нужно выполнить

Ввести нужные данные (либо просто нажимать Enter), после чего создастся файл package.json и можно будет вернуться к установке gulp

Может быть вызвана, например, несуществующей переменной. Допустим Вы добавили цвет как переменную, но нигде её не задали.

Unexpected identifier

Если Вы запустили Gulp

И получили что-то похожее

SyntaxError: Unexpected identifier
at Module._compile (internal/modules/cjs/loader.js:723:23)

at Object.Module._extensions..js (internal/modules/cjs/loader.js:789:10)

at Module.load (internal/modules/cjs/loader.js:653:32)

at tryModuleLoad (internal/modules/cjs/loader.js:593:12)

at Function.Module._load (internal/modules/cjs/loader.js:585:3)

at Module.require (internal/modules/cjs/loader.js:692:17)

at require (internal/modules/cjs/helpers.js:25:18)

at execute (C:\Users\ao\AppData\Roaming\npm\
node_modules\gulp-cli\lib\versioned\^4.0.0\index.js:36:18)

at Liftoff.handleArguments (C:\Users\ao\AppData\Roaming\npm\
node_modules\gulp-cli\index.js:201:24)

at Liftoff.execute (C:\Users\ao\AppData\Roaming\npm\
node_modules\gulp-cli\node_modules\liftoff\index.js:201:12)

Скорее всего Вы пытаетесь использовать синтаксис ES2015+ и не установили babel или он работает но с ошибкой.

Здесь два выхода - разобраться и настроить либо перейти к старому синтаксису с require

Did you forget to signal async completion?

Причина в том, что начиная с Gulp 4 нужно указывать окончание выполнения асинхронного кода. Третий Gulp при отстутствии такого сигнала просто решил бы, что код синхронный. В четвёртом так не получится.

Эту ошибку можно устранить несколькими способами. Я пользуюсь самым простым - в таске использую не анонимную функцию а называю функцию, например cb (от слова callback), а в конце таска вызваю её без аргументов:

npm WARN optional SKIPPING OPTIONAL DEPENDENCY: fsevents@1.2.9 (node_modules\fsevents):
npm WARN notsup SKIPPING OPTIONAL DEPENDENCY: Unsupported platform for fsevents@1.2.9: wanted (current: )

Это предупреждение о несовместимости пакета fsevents с Windows, как Вы можете убедиться здесь fsevents нужен для работы с iOS поэтому можно просто проигнорировать.

Где-нибудь создать папку, к примеру к корне диска С, называем gulp, и в ней папка myproject. Главное, чтобы в пути к ней не было русских букв.

В окне команд пишем:

там нужно будет ответить на несколько вопросов:

это установка зависимостей пакетов, которые работают вместе с gulp. В нашей папке появилась папка _node_modules.

Устанавливаем проверку обновлений пакетов в gulp

Нужно установить проверку обновлений всех пакетов, которые мы наустанавливаем в галп:

Поэтому надо написать:

В нашей папке myproject надо создать такую структуру папок:

В корне создаем папки app и dist

Внутри app:

Не забыть создать файл index.html.

Создаем файл gulpfile.js в корневой папке.

Проверяем работу gulp. Открываем этот файл и пишем в него:

ОБЯЗАТЕЛЬНО ТОЧКУ С ЗАПЯТОЙ В КОНЦЕ!! Иначе не заработает.

Шаблон для создания любой задачи (task) в gulp:

Т.е. откуда брать файл, что с ним сделать и куда отгрузить.

РЕАЛЬНО ЖЕ в него пишем следующее, все с самого начала:

Заходим в папку app>sass и создаем там файл main.sass.

Пишем в него хотя бы что-нибудь, чтобы проверить работу:

Возвращаемся в файл gulpfile.js и пишем в него (добавляем строки):

Теперь в командной строке запускаем gulp sass .

В итоге создастся файл main.css в папке app>css, скомпилированный и оптимизированный уже.

Маски для создания путей для источника файлов, на примерах

Дополнительно

В папке sass можно создать файл с именем, начинающимся с нижнего подчеркивания, например _part.sass. Такие файлы не участвуют в комплияции как отдельные файлы. Их надо просто импортировать командой @import в основной файл. Т.е.:

В файл main.sass в самое начало добавляем импорт и получаем:

В итоге этот фрагмент будет в начале того файла, куда импортируешь. То есть если в main.sass написать, то этот фрагмент будет в итоговом скомпилированном main.css.

Автоматическая компиляция файлов sass при сохранении

Используется метод watch. Синтаксис такой:

Чтобы выйти из этого режима слежения нужно нажать Cntrl+С ДВА РАЗА .

LiveReload

Останавливаем режим слежения (если запущен) Cntrl+С ДВА РАЗА и устанавливаем эту штуку:

Установить установили, а теперь нужно подключить его в gulpfile.js.

добавляем эту строку

то есть теперь начало в файле получается таким:

теперь надо написать таск (выполнение задачи) для браузер-синка:

Чтобы автоматически отражались не только css, но и html и js, нужно добавить пару строк в таск watch:

Создаем папку libs в папке app. Туда мы будем сваливать все какие-то библиотеки, jquery плагины и другие плагины.

Bower

Для установки новых библиотек лучше использовать Bower (используется для установки новых плагинов)

устанавливаем его npm i -g bower

На их сайте говорится, что для работы нужен git, скачиваем и устанавливаем его для своей платформы.

В корневой папке myproject создаем файл .bowerrc (начинающийся с точки).

сохраняем. Так, он говорит менеджеру пакетов куда устанавливать новые плагины.

Теперь для примера установим два плагина, в командной строке пишем:

появятся две папки jquery и magnific-popup в папке app>libs.

Установить два пакета для сбора всех файлов js и минизации:

npm i gulp-concat gulp-uglifyjs --save-dev

После установки любой приблуды, надо не забывать подключать ее в файле gulpfile.js, поэтому добавляем там строки:

Создаем таск для этой утилиты:

Подключаем jquery в html.

В конце тега body добавляем строки:

т.е. общую сжатую библиотеку и ручной (common.js), он обычно не сжимается, т.к. весит немного.

В папке app>sass создаем файл libs.sass, куда будем сваливать все css библиотеки.

Устанавливаем утилиты, которые будут сжимать css и добавлять в название суффикс mini:

И опять после установки их нужно подключить в основном файле gulpfile.js. последние 2 строчки это они:

пишем таск для них:

Подключаем css стили в html документ:

Сваливаем готовое в папку dist

Для этого создаем таск

Для того, чтобы перестраховаться, лучше бы для начала очистить папку dist от прежних файлов, если там что-то было.

Для этого устанавливаем утилиту для удаления файлов, пишем в командной строке:

После успешной установки, ее надо подключить в файл gulpfile.js, как обычно:

Оптимизация изображений в gulp

Устанавливаем пакет для оптимизации изображений

Подключаем его в gulpfile.js

Пишем таск для них.

И вставляем вызов этого таск в таск build, т.е. добавляем

теперь при запуске таска build будут все эти таски выполняться последовательно, которые в него запихали.

Если изображений много, то надо установить кеш

потом подключаем его в начале файла gulpfile.js:

И немного модифицируем после этого таск img:

Если мы поменяем папку для изображений или файлы, которые хотим оптимизировать, то у нас не будет работать минификация изображений из-за кеша.

Поэтому надо написать новый таск для очистки кеша:

Он запускается чисто вручную, т.к. нужен редко, и нет необходимости его встраивать его в какой-либо таск.

Автоматическое создание вендорных префиксов в gulp

Для этого сначала устанавливаем пакет:

Как всегда теперь подключаем его в начале файла.

И добавляем новый пайп в таск sass:

Резюме

Итоговое содержание файла gulpfile.js

Итоговое содержание файла package.json

Структура папок

п.с. статья построена на базе видосика канала webdesigner master:

От автора: Gulp – инструментарий, облегчающий жизнь веб-разработчика, с его помощью можно задавать различные задачи. Часто используется для таких front-end задач как: поднятие сервера, автоматическое обновление страницы браузера в любой момент сохранения файла, использование препроцессоров как Sass или LESS, оптимизация CSS, JavaScript и изображений.

Это далеко не полный список возможностей Gulp. Если постараться, то можно даже создать генератор статических сайтов (я делал!). Так что да, Gulp это очень мощный инструмент. Однако, если вы хотите в нем разобраться, придется потратить время на изучение Gulp.

Именно для этого и написана данная статья. В статье так хорошо расписаны основы, что после нее вы сможете уже сами продолжить изучать этот таск раннер. Прежде чем мы перейдем к подробностям, поговорим о том, почему вы предпочтете Gulp другим схожим инструментам.

Почему Gulp?

Приложения на подобие Gulp относятся к так называемым «таск раннерам», так как они используются для запуска задач по сайтостроению. Два саммых популярных менеджера задач на сегодня это Gulp и Grunt. Но кроме названных, конечно, существуют и другие. Broccoli больше используется для компиляции ресурсов, одна из наиболее распространенных задач в таск раннерах.

Существует уже масса статей по поводу различий между Grunt и Gulp, и почему одно приложение стоит использовать, а другое нет. Brunch по типу задач тоже очень похожа на описанные выше программы, также выполняет такие задачи связанные с сервером или проверкой файлов.


Практический курс по верстке адаптивного сайта с нуля!

Изучите курс и узнайте, как верстать современные сайты на HTML5 и CSS3

Все отличие в том, как вы организуете рабочий процесс в этих программах. Если сравнивать с Grunt, то Gulp намного быстрее и проще настроить, плюс он еще и запускается быстрее. А теперь давайте, собственно, разберемся, как начать работу с Gulp.

Что необходимо настроить

К концу это статьи у вас будет настроенная программа, которая будет способна выполнять описанные в начале статьи задачи:

Компиляция Sass в CSS

Обновление браузера при любом сохранении файлов

Оптимизация всех ресурсов (CSS, JS, шрифты и изображения)

Также вы узнаете, как связать две разные задачи набором простых команд. Начнем с установки Gulp на ваш компьютер.


Первые шаги в разработке могут быть сложными – ведь вы еще не знаете об инструментах и средствах, которые могут облегчить вашу задачу. О них – эта статья от преподавателя GeekBrains Артема Шашкова. Здесь состоится ваше знакомство со средой разработки, с Node.js и NPM, а также Gulp. Интересно? Тогда загляните и в вебинар Артема Шашкова «Настройка среды разработки Frontend-разработчика» – чтобы увидеть, как применить на практике материал статьи.

Выбираем среду разработки

IDE – Integrated Development Environment, или интегрированная среда разработки – это система программных средств, предназначенная для создания ПО. Сред существует много: от бесплатных, с минимально достаточным функционалом, до мощных платных программ с внушительной ценой. Рекомендация новичкам – бесплатный Visual Studio или Brackets. Если цена для вас – не преграда, то попробуйте продукт от JetBrains.

Выбираем IDE, устанавливаем и запускаем ее, и создаем пока пустой проект. Еще немного теории – и начнем писать «магические заклинания», которые помогут в разработке.

Таск-менеджер и Ко

Чтобы «творить магию», потребуется таск-менеджер, предназначенный для автоматического выполнения часто возникающих задач. Наиболее популярны Grunt, Webpack и Gulp. Первый уже устарел и не блещет скоростью, второй быстро новичку не поддастся – сложноват в освоении. А Gulp – то, что нужно: быстрый и простой.

Gulp написан на JavaScript. Для работы с ним используется командная строка, а задачи описываются в специальном файле – gulpfile. Для работы с Gulp понадобятся Node.js и NPM.

Node или Node.js – это программная платформа. Она основана на движке V8, который транслирует JavaScript в машинный код. Node.js превращает JavaScript из узкоспециализированного – в язык общего назначения. Берем платформу отсюда и ставим LTS-версию, так как она протестирована и стабильна.

NPM (Node.js Package Manager) – это менеджер пакетов, входящий в состав Node.js. С его помощью будем устанавливать все необходимое для работы.

Устанавливаем и настраиваем инструментарий

Работать будем в консоли (терминале), так что открываем ее либо в IDE, либо отдельно. Создаем в IDE новый проект (например, «frontend»). Проверяем, успешно ли установился Node.js: набираем в консоли:

Если все сделано правильно, в консоли увидим версию ПО. Если нет – пробуем перезапустить консоль или переустановить Node.

Node установилась, NPM на месте – можно инициализировать проект. Переходим в консоли в корневую папку проекта и пишем там же:

На все вопросы отвечаем утвердительно – нажимаем «Enter» (эти настройки пока нам не интересны). По завершении в корне проекта получаем файл package.json – это своего рода «инструкция по сборке». В нем хранится информация о всех зависимостях, задействованных в проекте.

Устанавливаем Gulp: сначала глобально, а далее уже локально – в каждом проекте, где планируется его использовать. Будем работать с четвертой версией, где есть интересные и полезные новые фишки.

Пишем в консоли:

Первая команда ставит Gulp глобально, а вторая – непосредственно в наш проект.

Процесс может занять некоторое время – ждем.

После успешной установки в проекте появится папка node_modules, а в файле package.json – следующие строки:

Это наша новая зависимость! В больших проектах таких могут быть десятки.

Теперь все готово для того, чтобы создать первую задачу.

Пишем первый таск

Создадим в корне проекта отдельный файл для описания и назовем его gulpfile.js. Открываем его и пишем первый таск (задачу):

В первой строке подключаем Gulp (далее будем действовать аналогично с остальными необходимыми модулями).

Любой таск в Gulp создается методом .task(), который принимает два аргумента – название задачи и функцию-обработчик. Отметим, что в Gulp задачи асинхронны: надо дать знать, что задача выполнена, и ее выполняет callback() (в данном таске это просто функция-пустышка, так как нам нечего возвращать). Если этого не сделать, то в консоли мы увидим:

Первый таск создан: можно запускать его в консоли! Пишем команду:

Здесь gulp – это вызов собственно gulp, а hello – название таска, который хотим выполнить. Все очень просто.

Усложняемся – работаем с препроцессором

Создадим что-то более сложное и функциональное, а попутно познакомимся с оставшимися методами Gulp.

Выстраиваем структуру папок. При разработке принято хранить исходники и сборку в разных папках. Создаем их: src для исходных материалов и build для готовой сборки.

Чтобы усложнить задачу, добавим в разработку препроцессор pcss (CSS-препроцессор). Это надстройка, которая с помощью новых синтаксических конструкций добавляет CSS ранее недоступные возможности. Происходит преобразование кода, написанного с использованием препроцессорного языка, в чистый и валидный CSS-код.

Установим препроцессор и несколько вспомогательных библиотек для работы с css.

Ставим сам препроцессор:

Далее устанавливаем autoprefixer, cssnext и precss

В файле package.json появляются следующие строки:

Понимаете, для чего это нужно? Скоро сами удивитесь, как это полезно.

Подключаем препроцессор и дополнительные модули (в начале файла):

Создадим в src папку pcss, где будем хранить стили. Добавим файл style.pcss и опишем несколько стилей в синтаксисе pcss:

Файл готов! Создадим «таск», который будет переписывать pcss в css и класть в папку build/css. Для удобства работы с директориями добавим в gulpfile объект конфигурации:

Теперь напишем сам таск и назовем его «css»:

Разберемся, что тут происходит:

Задан массив с дополнительными модулями для нашего postcss. Далее идет возврат (return) «цепочки» потоков (.pipe в каждом таком потоке выполняются какие-то задачи).

Метод .src у gulp указывает, откуда брать файлы для обработки (/**/*.pcss говорит о том, что нужно сканировать текущую и все вложенные папки на наличие файлов с расширением pcss).

Gulp.dest задает, куда положить результат обработки. Postcss вызывает обработку .pcss-файлов с параметрами из processors. dest (не путать с gulp.dest), дает возможность задать расширение выходного файла (в нашем случае – .css) и папку, в которую нужно положить файл.

Задача написана – протестируем ее! Набираем в консоли:

Переходим в build и видим, что там появилась папка css, а в ней – файл style.css с таким содержанием:

Перед нами привычный CSS-код, который можно подключить html-файлу.

Собираем js

Будем используем ES6-синтаксис – понадобится соответствующий плагин, чтобы сохранить кроссбраузерность приложения. Ставим Babel (занимается преобразованием ES6 в ES5):

Напишем задачу ‘js’, которая будет обрабатывать js-файлы:

Все аналогично задаче css, только вместо postcss в дело вступает babel.

Напишем простенький js-файл с ES6-кодом (пусть это будет script.js, размещенный в папке src/js). Испытаем работу таска:

Результатом будет файл script.js в папке build/js со следующим содержанием:

В результате работы Babel код немного усложнился по сравнению с исходным.

С одним файлом все хорошо, но что произойдет, если их будет 2, 3, 10 и больше? Совсем неудобно все это подключать к странице. Эту проблему поможет решить модуль gulp-concat.

Доработаем таск js:

Теперь concat(‘main.js’) объединяет все файлы в один – main.js, который удобно подключать к странице (попробуйте создать несколько файлов и понаблюдайте за результатом).

Научившись обрабатывать стили, JavaScript-код, вы все еще каждый раз набираете gulp ‘task’ в консоли. Это не очень удобно. Можно ли объединить все в одной задаче?

Да, и прежде чем это сделать, напишем еще пару вспомогательных тасков для очистки папки сборки и переноса остальных файлов (html, картинок, шрифтов и т.д.).

Напишем задачи ‘clr’ и ‘assets’. Первая будет вычищать папку build перед сборкой, а вторая – просто переносить файлы.

Создадим отдельный таск для html:

Теперь можем вычищать нашу директорию сборки и переносить остальные файлы. Но при разработке изменения происходят во многих файлах, и каждый раз нужно пересобирать проект вручную. Чтобы избавиться от этой рутины, воспользуемся методом gulp.watch.

Напишем задачу ‘watch’, которая будет отслеживать изменения в нужных файлах и при необходимости запускать соответствующие таски:

В данной задаче мы следим за изменениями в файлах стилей, скриптов и html.

Осталось написать задачу для первичной сборки – назовем ее ‘build’, а также задачу ‘default’, которая позволит, просто набрав команду ‘gulp’, собрать проект и запустить «вотчеры».

Используем метод .parallel, чтобы ускорить процесс и запустить все задачи в параллельных потоках.

Метод .series запускает задачи последовательно: сначала выполнится ‘build’, а далее параллельно стартуют ‘watch’ и ‘server’.

Пишем задачу ‘server’

Стоп, что за задача ‘server’ – откуда, зачем? Это для «полного фэншуя» в разработке. Она «поднимает» виртуальный сервер, перезагружает браузеры и синхронизирует их в случае изменений. И все это – при помощи одной команды ‘gulp’, введенной перед началом работы. Далее все происходит автоматически. Magic!

Ставим модуль ‘browser-sync’ для задачи ‘server’:

И пишем таск ‘server’:

Запускаем сервер, в настройках которого указываем базовую директорию (config.build) и индекс-файл, который будет открываться в браузере.

Остается набрать в консоли gulp и наслаждаться разработкой.

Сжимаем код

В заключение – небольшой бонус. Минифицируем JavaScript-код, чтобы уменьшить конечный размер файла.

Дорабатываем таск ‘js’:

Перезапускаем и снова выполняем ‘gulp’ (остановить предыдущий можно нажатием ctrl+c), чтобы применились изменения. Код в main.js теперь сжат: читаемость стала хуже, но функциональность сохранилась.

P.S. Помните, мы говорили про зависимости и package.json? Попробуйте удалить папку build и node_ modules, а затем выполнить задачи. Оп, ничего не работает. А теперь – еще немного магии. В консоли в корне проекта пишем команду npm i и дожидаемся ее выполнения. Пробуем выполнить задачи теперь. Бинго!

Так вы можете легко развернуть ваш проект на любой другой машине. Помните: никогда не переносите проект полностью, то есть с папкой node_modules и папкой со сборкой. Ведь на разных операционных системах различные модули могут работать некорректно – их нужно ставить под конкретную ОС. Перенося проект, который разрабатывался на Win, на машину с MacOS, вы рискуете – может и «не завестись». Скорее всего, вам придется частично или полностью переустанавливать модули.

Читайте также: