Как установить lmms на линукс

Обновлено: 03.07.2024

Виртуальная студия LMMS изначально разрабатывалась под Linux. Само название LMMS является аббревиатурой от Linux MultiMedia Studio. В настоящий момент эта программа доступна и для платформы Windows. LMMS во многом напоминает FL Studio, однако в отличие от именитого аналога является бесплатной и распространяется по лицензии GPL. Данная статья ориентирована на пользователей FL Studio (зачастую, нелегальных), которые желают перейти на свободное программное обеспечение.

Чтобы в дальнейшем не отвлекаться, сразу скажу о недостатках LMMS (по сравнению с FL Studio):

  1. документация недостаточно подробная;
  2. слишком простой микшер, нет возможности формировать посылы;
  3. нет привычных плагинов из поставки FL Studio.

А на другую чашу весов помещу преимущества LMMS:

  1. бесплатность (очень полезное для учебных заведений свойство);
  2. наличие "своих" интересных плагинов, поддержка плагинов VST и LADSPA;
  3. наличие функции замораживания (Freeze) паттернов для освобождения ресурсов процессора.
  • группа программистов постоянно работает над написанием нового кода, в котором воплощаются различные задумки в соответствии с планом работы;
  • приближается час х (рождество, какая-нибудь выставка, или же конкуренты выпустили очередную версию своего ПО) и менеджмент компании принимает решение о выпуске новой версии, или даже о переименовании продукта;
  • все существующие наработки собираются "до кучи", наспех проводится тестирование, ПО выпускается на дисках в красивых коробках;
  • пользователи покупают красивые коробки, устанавливают "сырое" ПО, сталкиваются с "глюками", обращаются в службу поддержки, выявленные ошибки устраняются, для ПО выпускаются обновления.

Это продолжается полгода, год или даже несколько лет.

А примерно так происходит разработка свободного ПО с открытым кодом:

  • группа программистов-энтузиастов неспешно работает над написанием нового кода, постепенно реализуя множество своих задумок;
  • если все задумки были бы воплощены, то данному ПО можно было бы присвоить версию 1, но нет предела совершенству - разработка длится многие годы, выходят промежуточные версии;
  • поскольку ПО и его исходный код открыт для всех желающих, в его разработке и тестировании принимает очень большое количество энтузиастов - программистов и рядовых пользователей, поэтому ПО получается очень надежным, несмотря на странные номера версий.

Дистрибутив LMMS занимает около 15 Мб, установка версии для Windows проходит без осложнений.

Сомнительным преимуществом LMMS является наличие русифицированного интерфейса. Например, паттерны в русском интерфейсе называются не совсем подходящим словом "лейтмотив" (в английском интерфейсе они называются Beat/Bassline). Плагины в одном месте называются "модулями", а в другом "фильтрами". Редактор отпечатков клавиш лаконично называется "секвенсором" (это при наличии "пошагового секвенсора" и "финального секвенсора"). Редактор автоматизации называется "Редактором временных зависимостей". Одним словом, перевод интерфейса корявый и сбивает с толку. Если использовать LMMS для обучения, то крайне желательно пользоваться английским вариантом интерфейса. В настройках программы нет возможности переключать языки интерфейса. Чтобы "переключиться" на английский интерфейс, нужно зайти в папку C:\Program Files\LMMS \data\locale и удалить (или переместить в другое место) все файлы, кроме en.qm и qt_uk.qm.

В дальнейшем я буду приводить русские названия элементов интерфейса, а рядом в скобках - английские.


Перед изучением LMMS настоятельно рекомендую проделать следующее. В настройках программы (окно настроек открывается командой главного меню Edit > Settings (Правка > Параметры), на вкладке Paths, которая открывается кнопкой , в поле LMMS WORKING DIRECTORY (РАБОЧИЙ КАТАЛОГ LMMS) задайте путь к папке C:/Program Files/LMMS /data. После этого программа будет находить все нужные файлы.

После внесения изменений в настройки, закройте программу и запустите ее заново.

В верхней части главного окна программы (рис. 1) расположена панель инструментов, поля, в которых задается темп и музыкальный размер, регуляторы общей громкости и высоты тона, индикатор загрузки процессора (CPU) и "осциллограф", на котором отображается воспроизводимая в данный момент волновая форма.

На панели инструментов расположены кнопки операций с проектами (создание нового проекта, создание нового проекта из шаблона, сохранение проекта и т. п.), а также кнопки, которые открывают/закрывают различные окна программы. У всех кнопок имеются всплывающие подсказки.



Рис. 1. Главное окно LMMS

В левой части главного окна программы располагается браузер. В свернутом виде он выглядит как расположенный вертикально набор кнопок. Каждая кнопка открывает свою вкладку:

, Instrument plugins - плагины виртуальных инструментов;
, My projects - папка с демонстрационными и учебными проектами (туда же в дальнейшем можно сохранять собственные проекты);
, My samples - библиотека сэмплов;
, My presets - папка с пресетами для различных инструментов;
, My home - домашняя папка пользователя Windows;
, My computer - все дисковые ресурсы.

Для начала попробуйте выбирать и загружать готовые проекты. В поставку LMMS входит множество демонстрационных проектов. Многие из них звучат наивно, чувствуется, что созданы не очень опытными энтузиастами. Однако это вовсе не означает, что программа плохая. Все в ваших руках.


В настройках FL Studio можно выбирать различные алгоритмы интерполяции, используемые во встроенных генераторах. Чем более точная интерполяция, тем больше нагрузка на процессор и тем выше качество звучания. В LMMS таких алгоритмов всего два: "высокое качество включено" и "высокое качество выключено". Включение/выключение осуществляется кнопкой , расположенной в верхней части главного окна. Включайте/выключайте эту кнопку во время воспроизведения какого-нибудь проекта - ощутите изменения звука на слух.

Новый проект создается командой главного меню Project > New (Проект > Новый). Если у вас имеются проекты, созданные средствами FL Studio, или просто MIDI-файлы, то их можно импортировать командой Project > Import (Проект > Импорт).
Большая часть работы над проектом выполняется в двух окнах: Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор) - аналог окна Step sequencer в FL Studio и Song-Editor (Финальный секвенсор) - аналог окна Playlist в FL Studio.

Чтобы добавить новый инструмент (в FL Studio инструменты называются "генераторами"), нужно захватить его на вкладке Instrument plugins браузера и перетащить на свободное место в окно Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор). Аналогичным образом можно перетаскивать в это окно пресеты и сэмплы. При этом нужные инструменты будут подключены автоматически.

Доступны следующие инструменты:

  • AudioFileProcessor - аналог встроенного сэмплера FL Studio;
  • BitInvader - осциллятор, форму волны которого можно редактировать в графическом виде;
  • Kicker - синтезатор звука большого бараабна;
  • LB302 - синтезатор, подобный Roland TB303;
  • Mallets - синтезатор перкуссионных звуков;
  • Organic - аддитивный синтезатор;
  • FreeBoy - эмулятор звучания игровой приставки GameBoy;
  • PatMan - эмулятор синтезатора некогда популярных звуковых карт Gravis UltraSound;
  • Sf2 Player - синтезатор-плеер файлов SoundFont;
  • SID - эмулятор звуковой системы компьютера Commodore;
  • TripleOscillator - качественный псевдоаналоговый синтезатор с тремя осцилляторами;
  • VeSTige - программный адаптер для подключения VSTi;
  • Vibed - синтезатор звучания струнных;
  • ZynAddSubFX - мощный синтезатор со сложной архитектурой.



Рис. 2. Пошаговый секвенсор, контекстное меню


Пошаговый секвенсор (рис. 2) содержит матрицу кнопок. Каждая строка матрицы соответствует одному инструменту, каждая кнопка в строке - определенному шагу секвенсора. Слева от каждого ряда кнопок имеется поле с логотипом инструмента и названием пресета или звукового файла. На рис. 2 эти поля называются kick_harg01.ogg, kick04.ogg и т. д. Если щелкнуть на таком поле, откроется панель соответствующего инструмента. Кнопкой открывается меню, с помощью которого можно копировать/удалять строки, матрицы, сопоставлять инструменты с входными/выходными MIDI-портами. Чуть правее этой кнопки расположены пары кнопок-индикаторов, которые позволяют включать/выключать инструменты, включать для них режим солирования. Регуляторы ГРМК, БАЛ (VOL, PAN) - громкость, панорама.

Для каждого ряда матрицы доступно контекстное меню, которое показано на рис. 2. Команда Открыть в секвенсоре (Open in piano-roll) на самом деле открывает редактор отпечатков клавиш (рис. 3).

В LMMS реализована функция Freeze ("замораживание" инструмента), когда прозрачно для пользователя происходит расчет (рендеринг) звуковых файлов партии инструмента с учетом подключенных к нему эффектов. В процессе "замораживания" пользователь наблюдает прогресс-индикатор. В результате "замораживания" ресурсы процессора не расходуются на синтез звука инструмента, т. к. его звучание воспроизводится из аудиофайла. К функции Freeze относятся следующие команды контекстного меню пошагового секвенсора:

  • Заморозить (Freeze) - "заморозить" партию инструмента;
  • Переморозить (Refreee) - повторно "заморозить" партию инструмента с учетом внесенных в нее изменений;
  • Разморозить (Unfreeze) - разморозить партию инструмента.

Единовременно в пошаговом секвенсоре можно редактировать только один паттерн. Выбор текущего паттерна осуществляется с помощью раскрывающегося списка в верхней части окна. Кнопкой добавляется новый паттерн.

Кнопкой добавляется трек автоматизации. По умолчанию новый трек автоматизации не сопоставлен ни с одним из параметров. Чтобы сопоставить трек параметру, нужно проделать следующее:

  • нажмите и удерживайте нажатой клавишу ;
  • левой кнопкой мыши захватите регулятор нужного параметра в окне пошагового секвенсора или на панели нужного инструмента;
  • перетащите указатель мыши на трек автоматизации, отпустите кнопку мыши и .



Рис. 3. Редактор отпечатков клавиш

Двойным щелчком на треке автоматизации открывается редактор автоматизации (рис. 4), который называется Редактор временных зависимостей (Automation editor).



Рис. 4. Редактор автоматизации

Панели некоторых инструментов показаны на рис. 5. У пользователей FL Studio не должно возникнуть никаких проблем при работе с ними. На каждой панели доступно несколько вкладок. На вкладке МОДУЛЬ (PLUGIN) расположены основные параметры инструмента: громкость, панорама, смещение высоты тона и номер канала микшера (КАНАЛ FX), на который будет отправляться сигнал инструмента. Остальные параметры являются уникальными для каждого конкретного инструмента. Другие вкладки являются общими для всех инструментов:

  • ОБЛ/LFO (ENV/LFO) - параметры генераторов огибающих, LFO, встроенного фильтра;
  • АКК/АРП (FUNC) - параметры встроенного гармонизатора и арпеджиатора;
  • FX - "корзина" для подключении цепочки эффектов, которыми будет обрабатываться сигнал инструмента;
  • MIDI - настройка интерфейса MIDI для конкретного инструмента.

а б в
Рис. 5. Панели некоторых инструментов

Финальный секвенсор (Song-editor), возможный вид которого показан на рис. 6, позволяет формировать композицию из паттернов. Каждый трек секвенсора соответствует отдельному паттерну. Прямоугольники на треках означают, что на соответствующих временных отрезках композиции будут звучать соответствующие паттерны.



Рис. 6. Финальный секвенсор

Кнопкой можно добавить в композицию аудиотрек, кнопкой - трек автоматизации. Аудиотреки предназначены для размещения на них звуковых файлов (например, с вокалом). При необходимости нужный файл можно перетащить непосредственно из браузера. Для воспроизведения звуковых файлов используется встроенный сэмплер.

Основное назначение микшера (рис. 7) заключается в том, чтобы обрабатывать сигналы разных каналов разными цепочками, составленными из плагинов. Также можно регулировать громкости каналов. Ничего другого с помощью микшера делать нельзя. Всего имеется 64 канала, модули которых доступны на четырех вкладках A, B, C, D. В правой части микшера имеется секция ЦЕПЬ ФИЛЬТРОВ (EFFECT CHAIN), которая относится к выбранному в данный момент модулю микшера. Данная секция предназначена для формирования цепочки из плагинов для обработки сигнала выбранного модуля микшера.



Рис. 7. Микшер

Экспортировать проект в аудиофайл можно с помощью команды главного меню Проект > Экспорт. Откроется окно, в котором вы сможете задать имя файла и формат аудиофайла: WAV или OGG (открытый стандарт мультимедийных файлов). После нажатия кнопки Сохранить откроется еще одно окно (рис. 8), в котором можно задать параметры экспорта.



Рис. 8. Экспорт проекта в аудиофайл

В группе Output задается формат аудиофайла. В группе Quality settings задаются параметры, влияющие на субъективное качество звучания: Interpolation - алгоритм интерполяции, используемый во встроенных инструментах (от наименее качественного Zero Order Hold до самого качественного Sinc Best); Oversampling - оверсэмплинг (внутреннее повышение частоты дискретизации для более качественной обработки); Sample-exact controllers - расчет автоматизации с точностью до сэмпла; Alias-free oscillators - подавление элайсинга осцилляторов встроенных инструментов.

Как видите, LMMS является достаточно развитой бесплатной виртуальной студией, которая по своим возможностям практически эквивалентна FL Studio.

Для создания и редактирования музыкальных композиций в Linux существует мощный аудиоредактор LMMS. Распространяется он бесплатно. Для установки в Ubuntu, Debian, Linux Mint введём в терминале:

sudo apt-get install lmms

После установки откроем программу, и увидим такое окно

Чтобы быстрее понять, как всё работает, перейдем на вкладку Мои проекты

Раскроем первый пункт меню CoolSongs с примерами готовых проектов

Откроем любую композицию

Чтобы начать воспроизведение, нажмём на треугольник, или пробел на клавиатуре

Чтобы открыть нотный редактор, сделаем двойной щелчок по области, выделенной на фото ниже

Здесь мы видим шаблоны инструмента, подключенного к дорожке.

Чтобы открыть настройки инструмента, жмём по нему левой кнопкой мыши

Мы можем прослушать дорожку отдельно от всей композиции, включив режим "Соло"

Или наоборот, отключить дорожку

Для того, чтобы поменять инструмент звуковой дорожки, перейдём на вкладку Instrument Plugins

И просто перетащим выбранный плагин в окно инструментов

Также мы можем клонировать дорожку, например для того, чтобы узнать звучание одного мотива с разными инструментами. Для этого жмём на шестерёнку в начале дорожки, и выбираем Клонировать

Новая, клонированная дорожка появится внизу музыкального редактора.

Ещё одна вкладка с инструментами и эффектами - Мои записи

Выбираем звуки из списка

Жмём правой кнопкой мыши по нужному эффекту, и в открывшемся меню выбираем Открыть в новой дорожке.

Новая дорожка с выбранным эффектом/инструментом также появится внизу музыкального редактора

Чтобы создать шаблон звучания добавленного инструмента, делаем двойной щелчок по ячейке музыкального редактора

В открывшемся нотном редакторе, одним щелчком левой кнопки мыши добавляем шаблон звучания

Для воспроизведения шаблона жмём на треугольник или пробел

Также мы можем менять длину и количество шаблонов простыми движениями мыши

Закрываем нотный редактор, и видим появившуюся на звуковой дорожке область шаблонов. Мы можем её копировать как на ту же дорожку, так и на любую другую. Для этого жмём правой кнопкой мыши по области шаблонов, и выбираем Копировать

После чего вставляем шаблон на нужную дорожку. Один клик левой кнопкой мыши по ячейке музыкального редактора, затем один клик правой кнопкой мыши, и выбираем Вставить

LMMS

LMMS (Linux MultiMedia Studio) — программа для создания музыки на компьютере.

Установка

Установка через Flatpak

Установка в Ubuntu (LinuxMint)

Установка в ArchLinux (Manjaro)

Разработка

Исходные релиз: 2004 г.


Open Source (открыт)

Релизы программы LMMS

ВерсияДата
релиза
..
0.2.016 февраля 2015
..
1.1.023 декабря 2014
1.1.210 февраля 2015
1.1.308 марта 2015
1.2.0-RC117 февраля 2016
..
1.2.0-RC819 февраля 2019
1.2.009 июня 2019пресс-релиз
1.2.121 октября 2019
1.2.204 июля 2020пресс-релиз

Сайт (скачать бесплатно):

Обзоры программы от пользователей

LMMS (Linux MultiMedia Studio) — программа для любителей поработать с трекерной музыкой. Это программный синтезатор — свободная альтернативная программа с открытыми исходниками, стремящаяся явить собой достойную альтернативу таким проектам, как «FL Studio», «Steinberg Cubase» и т. д.

LMMS позволяет синтезировать звуки, создавать лейтмотивы, поддерживает использование звуковых семплов, поддерживает в программе реализована поддержка VST плагинов. Имеется возможность импорта треков в музыкальные форматы.

LMMS основывается на Qt4, потому прекрасно чувствует себя на разных платформах и в разных оконных менеждерах.

Программа достаточно сложна в освоении и без определённых музыкальных навыков создать что-то стоящее невозможно. Многооконный интерфейс программы мне показался несколько неудобным — окошки «мешаются» под рукой.

Сегодня я хочу рассказать об отличной программе для Linux, которая называется LMMS, то есть Linux MultiMedia Studio.

Скриншот 0

На скриншоте можно видеть (по крайней мере, если его открыть) три дорожки, одна из которых исполняется программным синтезатором LB302 (он эмулирует Roland'овский синтезатор TB-303), а две другие несут в себе барабанные партии. Что ж, остановимся пока на последних и попробуем что-нибудь сделать.

Если открыть новый проект, взору откроются три дорожки, последняя из которых и есть нужная нам Beat/Baseline 0. Что ж, давайте совершим на первом такте этой дорожки (такты разделены вертикальными линиями) двойной клик и добавим в открывшийся редактор какие-нибудь барабаны. Во вкладке My Samples слева легко обнаружить каталог drums. По клику на каждый из присутствующих там файлов должен будет прозвучать соответствующий звук. Если звук этот нравится, берите его и тащите на пустое место в барабанном редакторе. Добавьте столько барабанов, сколько нужно, и приступайте к созданию барабанной партии путём вращения колёсика мышки над шагами (прямоугольники с закруглёнными краями) до получения желаемой их громкости (кликом можно сразу выставить полную громкость или, наоборот, вернуть к нулю). Удобно при этом, кстати, запустить проигрывание партии. Поиграйте с этим редактором, у него много интересных возможностей; тем не менее, для сложных барабанных партий я бы посоветовал воспользоваться специализированным редактором, например, Hydrogen — результат потом можно вставить как sample-track. А ещё можно наиграть на реальной установке — по-моему, лучшее решение. :)

Итак, средняя дорожка нового проекта — «Sample track». Такие добавляются, соответственно, кнопкой «Add sample-track». На неё можно вставить (двойной клик по нужному такту) любой сэмпл почти любого формата. Я пробовал записывать электрогитару и вставлять таким образом — получается очень здорово, если сыграть ровно. И, что не менее интересно, здесь можно использовать LADSPA-плагины. Например, можно добавить distortion/overdrive/wah-wah/etc (хоть всё сразу, процессор себе только не сожгите) к чистому звуку электрогитары. Кстати, страшная тайна — эффекты LADSPA можно использовать в LMMS повсеместно — даже для барабанов (вкладка FX для AudioFileProcessor).

Скриншот 1

Ну и, наконец, самое интересное — звуковые синтезаторы LMMS. Присутствующий в проекте изначально TripleOscillator имеет много настроек, но, на мой взгляд, гораздо интересней звучит синтезатор LB302. Что ж, давайте возьмём LB302 (или ещё что-нибудь из вкладки Instrument plugins) и перетащим его поверх негодного TripleOscillator. Сейчас самое время подключить какие-нибудь клавиши, которые умеют работать с MIDI. У меня дома имеется синтезатор Yamaha PSR-295, который, при подключении по USB, сразу же подхватывается драйверами ALSA как MIDI-устройство ввода и вывода (то есть можно не только что-нибудь наигрывать, но и выводить MIDI-поток для проигрывания настоящим железным синтезатором ^_^). Так что кликайте по пиктограмме с клавишами на нужной дорожке и выбирайте в качестве «MIDI input» своё устройство. Теперь можно вновь обратиться к настройкам инструмента и чего-нибудь покрутить на вкладке «plugin» до получения приятного и подходящего вашей композиции звука (ну, или неприятного, но подходящего — смотря, что за композиция). Соответственно, наигрывать в это время что-нибудь (как видите, можно это делать даже обычной компьютерной клавиатурой и/или мышкой) и вообще наслаждаться фактом наличия такой программы в виде free open source software. :)

Скриншот 2

Итак, вот оно. Средство воплощения мелодий LMMS. Запустите запись и постарайтесь ровно сыграть что-нибудь. Метроном вам в этом поможет, отбивая по 4 удара каждый такт. В выбранном по умолчанию режиме «draw mode» (карандаш) можно тянуть ноты за правый край, тем самым изменяя их длительность; можно перемещать ноты в любую сторону; можно вообще создавать новые ноты, что тоже часто бывает удобно. Столбики внизу позволяют менять громкость каждой ноты (разумеется, если записываться с MIDI-устройства, громкость должна будет выставляться сама в зависимости от того, с какой силой нажимать на клавиши инструмента). Если вы начали играть не сразу, а, скажем, с четвёртого удара метронома (второй такт), не беда — в нотном редакторе есть инструмент выделения («select mode») и перемещения («move selection»). Закончив запись мелодии, можно вернуться к основному окну с дорожками («Song-Editor») и, например, продублировать эту самую мелодию. Для этого достаточно с зажатой клавишей Ctrl перетащить получившийся паттэрн на следующие, свободные такты.

В заключение хочется сказать, что были рассмотрены лишь основные возможности этой программы. На практике, весьма вероятно, полезными окажутся также возможность использовать нотный редактор в барабанных партиях («Open in piano-roll») или, например, возможность добавить к композиции VST(i)-инструмент (плагин VeSTige; должен быть установлен WINE). Приятного музицирования! :)

Читайте также: