Как установить reaper для linux

Обновлено: 05.07.2024

Под влиянием последних статей из блога «Звук и Музыка» мне захотелось поделиться с его читателями своими знаниями в области DAW (Digital Audio Workstation). Программы этого класса являются основным инструментом музыканта или продюсера в компьютерной студии. Наиболее известными продуктами в данной категории являются Steinberg Nuendo/Cubase, Logic Pro, Adobe Audition и некоторые другие. В этом топике речь пойдет о программе под названием REAPER, которая несмотря на скромный размер (дистрибутив занимает менее 10 Мб) обладает богатым функционалом и отличными характеристиками. Программа существует в версиях для Windows и Mac OS X.

Одним из разработчиков REAPER и основателем Cockos Inc. является известный Justin Frankel, подаривший в свое время миру такие вещи как WinAmp и Gnutella. Новые функции появляются в программе чуть ли не каждую неделю. При этом активно принимаются во внимание пожелания и замечания пользователей.

Интерфейс

Внешний вид программы и её поведение выдает то, что делалась она в первую очередь программистом. Аскетичный на первый взгляд интерфейс и знакомые элементы управления — поле мультитрека, кнопки транспорта — все выглядит довольно обычно.


Но стоит вам открыть окно настроек (Options → Preferences) и вы можете растеряться от обилия параметров, которые можно изменить. Настроить можно практически что угодно — от звуковых карт до поведения мыши в разных окнах. Программа поддерживает вывод с помощью аудиоподсистемы Windows (WaveOut), DirectSound, WDM Kernel Streaming и ASIO.


А вот, например, окно настройки различных параметров записи.


Работа с многодорожечным редактором

В проект Reaper можно добавить неограниченное количество дорожек. При этом дорожки могут быть вложенными. И здесь кроется очень приятная сторона — в Reaper нет различия между MIDI и аудио дорожками. На одной и той же дорожке могут соседствовать фрагменты разных типов.




Уникальным свойством REAPER является встроенная виртуальная машина JavaScript, которая компилирует и выполняет исходные тексты плагинов. Несколько плагинов такого типа поставляются вместе с программой. Их название начинается с букв JS. Исходный текст такого плагина может быть изменен и эти изменения сразу вступят в силу.


Также мультитрековый редактор позволяет редактировать огибающие дорожки для множества её параметров — громкость, панорама, громкость посыла, а также доступные по MIDI параметры установленных на эту дорожку VST плагинов. Для участков огибающей можно задавать различные формы — линейная, плавный переход и т.д.


В состав программы входит удобный секвенсор piano roll, позволяющий редактировать любые MIDI-совместимые данные.


Подробнее о возможностях

Перечислить все функции и возможности REAPER в пределах одной статьи вряд ли возможно. Поэтому я опишу только самые важные и интересные.

  • Полная поддержка VST, VSTi, DX, DXi и AU плагинов
  • Собственный формат плагинов, написанных на языке JavaScript
  • Версия для x64 платформ (со встроенным мостом для запуска 32-битных плагинов)
  • Полная поддержка ASIO 2.0, работа с многоканальными устройствами
  • Полная поддержка MIDI устройств (клавиатуры, синтезаторы, контроллеры и т.д.)
  • Тонкие настройки интерфейса, поведения, горячих клавиш и действий
  • Полностью свободный роутинг аудио и MIDI
  • Изменение темпа и размерности в разных местах одного проекта
  • Дорожки с любым количеством каналов (стерео, четыре и больше каналов)
  • Вложенные дорожки
  • Отсутствие деления дорожек на разные типы (MIDI, звук, etc)
  • Регуляторы громкости и панорамы, обращения фазы на каждой дорожке
  • Редактор огибающих для всех возможных параметров, относящихся к выбранной дорожке
  • Запись огибающих в различных режимах
  • Возможность привязать управление по MIDI к любому параметру, который вы можете менять вручную
  • Импорт: ACID, AIFF, APE, AVI, BWF, CDDA, EDL, FLAC KAR, MIDI, MOGG, MOV, MP3, MPEG, OGG, QT, RADAR session, REX2, SYX, W64, WAV, WAVPACK, WMV
  • Экспорт: AIFF, APE, BWF, CD ISO (CUE/BIN), FLAC, MIDI, MOGG, MP3 (при наличии внешнего кодировщика lame_enc), OGG, W64, WAV, WAVPACK

Заключение

Я был удивлен, когда впервые установил REAPER тем, что при таком малом размере (по сравнению с аналогами) программа обладает настолько широкими возможностями. Еще больше меня удивила цена — 40$ для некоммерческого использования и 150$ для полноценной лицензии. При этом вы бесплатно получите обновления до последующего релиза. Согласитесь, для домашней студии это вполне приемлемо.

reaper

REAPER, это популярный инструмент для создания музыки, и разработчики добавили экспериментальную сборку для Linux на свою страницу загрузки с последней версией 5.93.

REAPER (Rapid Environment for Audio Production, Engineering and Recording), выпущенная в 2005 году, представляет собой мощную цифровую звуковую рабочую станцию ​​(DAW) и MIDI-секвенсер, доступную для Windows, MacOS и Linux. Cockos, компания, которая разрабатывает REAPER, была основана Джастином Франкелем из Winamp и одноименной сети Gnutella.

Приложение использует проприетарную лицензию, и вы можете бесплатно его оценить в течение 60 дней без предоставления каких-либо личных данных или регистрации. После окончания бесплатного пробного периода вы можете продолжать использовать его, но экран скрининга появится в течение нескольких секунд после запуска приложения. Лицензия стоит 225 долларов США для коммерческого использования или 60 долларов США за лицензию со скидкой (подробности здесь).

Особенности REAPER:

  • Поддержка аппаратного и программного обеспечения MIDI
  • Мощная аудио- и MIDI-маршрутизация с многоканальной поддержкой
  • 64-битная внутренняя обработка звука. Импорт, запись и рендеринг во многие форматы мультимедиа, практически с любой битовой глубиной и частотой дискретизации
  • Тысячи сторонних плагинов для эффектов и виртуальных инструментов, включая VST, VST3, AU, DX и JS.
  • Сотни студийных эффектов для обработки аудио и MIDI и встроенные инструменты для создания новых эффектов
  • Автоматизация, модуляция, группировка, VCA, объемное звучание, макросы, OSC, сценарии, поверхности управления, пользовательские скины и макеты
  • Инструмент для создания музыки даже поддерживает редактирование видео (обрезать видеофайлы и редактировать или заменять аудио в видеофайле), хотя это не полноценный видеоредактор.
  • Полный обзор функций REAPER см. на официальной странице.

В Linux REAPER доступен для архитектур i686, x86_64 и armv7l (Raspberry Pi 2+). В двоичных файлах Linux есть скрипт установки, который может устанавливать приложение в директорию /opt или пользовательское местоположение и может автоматически создавать файл рабочего стола, включающий REAPER в меню.

Требования Linux для REAPER включают libstdc++ для gcc 4.x или более поздних версий, libgdk-3 и ALSA.

Если текст выглядит не правильно, установите шрифты DejaVu или Cantarell.

reaper

Загрузите REAPER (Rapid Environment for Audio Production, Engineering и Recording) с официального сайта по ссылке ниже

А вы пробовали этот редактор?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Когда играешь в группе, надо где-то репетировать. Попробуем дома собрать свой микшер с эффектами из того, что есть под рукой. А под рукой у меня есть 2-х ядерный компьютер с встроенной и 2-мя дополнительными аудиокартами, ESI Juli@ и C-Media CM8738. Итого 6 каналов на запись.
Если достаточно 2-х каналов, то можно дальше не читать, потому как 2 канала можно смикшировать через Reaper под Windows с asio4all (или родными драйверами), будет играть без проблем. Вся сложность начинается, когда хочется из 3-х карточек сделать одну виртуальную и многоканальную. Через asio4all запись одновременно 6-ти каналов на приемлемом уровне качества (даже для репетиций) не получилась (из-за разного clock source на карточках, а также из-за редких подтормаживаний), поэтому и пришлось идти таким нелёгким путём.

Запускать мы всё будем под Linux-ом с realtime-ядром. Realtime-патч желателен, но не необходим, без него тоже будет работать, разве что с большей задержкой и не так стабильно. Дистрибутив будет Debian, а не RemixOS, потому что, во-первых, хочется понимать что происходит, можно ли что-нибудь покрутить и ничего не сломается, во-вторых нужно будет немного патчить wineasio, и в-третьих, в remixos ужасный рабочий стол. Как ставить Debian я рассказывать не буду, на эту тему уже много написано. Итак, мы имеем свежеустановленный Debian 6.0.3 с рабочим столом. Выглядеть это будет почти что так, разве что иконок на рабочем столе не будет:

Первым делом обновляем (если Debian устанавливался не с netinstall). В рутовой консоли (Приложения->Стандартные->Root Terminal)

Теперь ставим уже скомпиленное realtime ядро pengutronix, опять же в рутовой консоли:

Перезагружаемся на него, смотрим что скажет uname:

Далее необязательно удаляем update-notifier (или как-нибудь выключаем):

Теперь ставим необходимые пакеты. Во-первых, это демон JACK. Именно к нему будут соединяться аудио приложения. А он, в свою очередь, через ALSA соединяется к звуковой карточке.

Audacity, для проверок

Пакеты чтобы собрать wineasio

И Wine, чтобы запускать Reaper. Wine можно поставить из репозиториев, а можно и самому собрать с rt-патчем. Патч нужен для того, чтобы wine мог давать realtime приоритеты нужным потокам. Т.е. с обычным wine все потоки reaper-a будут в sched_other, не зависимо от того, как хочет запускаемое приложение (или все в sched_fifo, если весь wine запустить через schedtool), а с патчем рипер сам скажет какие потоки критичные (это которые звук обрабатывают), а какие потоки нет (это графический интерфейс и всё остальное). В кратце, у потока с точки зрения планировщика может быть определен класс и приоритет. Класс — это sched_fifo, sched_rr, sched_other (он же sched_normal), sched_batch и еще какие-то. Интересных с точки зрения звука тут два, это обычный (sched_other) и реального времени (sched_fifo). Поток, который выполняется с классом sched_fifo, не может быть прерван потоком с классом sched_other. Т.е. все sched_other не смогут выполнится, пока кому-то из sched_fifo есть что делать. Хорошо что большую часть времени sched_fifo-потоки чего-нибудь ждут, сигнала от оборудования, к примеру. В нашем случае звуковые потоки (sched_fifo) будут ждать пока входящий аудио буфер заполнится, как поступит сигнал что буфер готов его быстро-быстро обработают, положат результат в исходящий буфер и снова будут ждать. А в эти перерывы будет рисоваться графический интерфейс итд.
Итак, вариант 1-й, ставим wine обычный (не желательно):

И вариант 2-й, собираем wine 1.2.3 с патчем (скажу сразу что это не есть правильный debian-way, по-правильному нужно собирать пакет и его устанавливать, но это просто чуть сложней):


и пишем там (естественно, вместо vasiliy надо поставить свой логин в системе)

Чтобы лимиты применились, нужно перелогинится или перезагрузится. Проверяем что с лимитами всё ок:

Смотрим что max locked memory unlimited и идём дальше. Сейчас будем настраивать и проверять ALSA и JACK. Логично начать с ALSA, запускаем Audacity, идём в настройки:

Выбираем ALSA, пускаем Audacity на запись, смотрим что работает, слушаем что получилось (здесь я просто дотрагивался пальцем до джека):

Если что-то не работает, к примеру играет, но не пишет (можно в Audacity импортировать любую mp3-шку для проверки), или пишет с большими шумами, то нужно смотреть настройки ALSA, Система->Параметры->Звук. На моей Juli@ всё заработало сразу, а вот с встроенной и c-media карточками прошлось повозится:
C-Media Electronics Inc CM8738 (rev 10)




Встроенная Intel Corporation 82801JI (ICH10 Family) HD Audio Controller



Интересно, что даже встроенная карточка на линейных вход даёт достаточно неплохой сигнал. Единственное что он должен быть достаточно мощным, иначе шумит. Уровень громкости на «Захват», вкладка «Запись» HDA Intel специально стоит на 25%, так у меня шумело меньше всего. Электрогитару, к примеру, так писать не очень, а вот если эту же гитару пропустить через какой-нибудь предусилитель (в моём случае это ART Tube MP), то получается очень даже ничего, даже можно программый дисторшн включать.

Теперь настроим JACK. Запускаем qjackctl через Приложения->Аудио и видео->JACK Control (или в терминале qjackctl), жмем «Параметры»:

Выбираем основной интерфейс, у меня это juli@, она на hw:2 (список карточек и какие они получили номера можно посмотреть в /proc/asound/cards Номер звуковой карточки не всегда сохраняется после перезагрузки, даже если все карточки pci). Включаем режим реального времени, выставляем размер буфера, дискретизацию, запускаем jackd, и через Audacity проверяем что работает (в настройках Audacity не забываем переключится на JACK). Так же желательно проверить запись (и вывод звука) на других карточках через JACK.
А сейчас начинается интересная часть. Будем подключать остальные аудиоинтерфейсы к основному. Всё так же запускаем qjackctl, стартуем и пишем в отдельном терминале:


hw:0 — это встроенная карточка, hda-intel — это просто тэг, можно и без него, 512 — размер буфера, 2 — их количество. Размер буфера и количество подбираются минимально нормально работающие (под нормально работающими понимается что alsa_in не выводит постоянно надпись «delay=<что-нибудь>»), в моём случае это получилось 512 (а потом и 128) сэмплов и два буфера, неплохо. Для остальных (остальной) звуковой тоже самое.


Проверить что всё работает можно через jackeq (Приложения->Аудио и видео->JackEq или, как я, в терминале jackeq). Выбираем порты входа, порты выхода, поднимаем громкость каналов, громкость master-а, смотрим и слушаем. На этом шаге можно поэкспериментировать с размерами буферов JACK и alsa_in (jackeq придётся перезапускать).



В этом патче мы убирам флаг JackPortIsPhysical, чтобы wineasio сразу соединялся со всеми портами JACK, в том числе и виртуальными, которые мы создали через alsa_in.
Компилируем, устанавливаем:


Тестовый запуск Reaper-а, проверяем что wineasio появился:

wineasio настраивается через реестр:



Из интересных настроек тут только Number of inputs/ouputs, можно поставить какое-нибудь более похожее на реальность количество. Fixed buffersize желательно оставить в «1», чтобы размер буфера определял JACK.
Снова запускаем Reaper, в зависимости от того пропатченный wine или нет команда запуска будет разная:

Настраиваем его для лучшей работы под wine:
Убираем галочку с «Preferences->Buffering->Use native events for syncronizing», и в «Preferences->Appearances->UI updates» выбираем «Lazy always».

Ну а теперь осталось только добавить в Reaper-е нужное количество дорожек, включить их на запись и мониторинг, добавить эффектов и играть:


Удачных Вам репетиций!

  • Под этой версией wine 1.0.1 у меня запустился только 3-тий Guitar Rig, 4-й и 5-й не устанавливаются. Хотя порепетировать и 3-ей хватит. С GuitarRig-ом надо как-то поосторожней, если быстро пресеты переключать, то он вылетает вместе с рипером. Хотелось бы найти какую-нибудь более стабильно работающую под wine-ом альтернативу.
    Под версией wine 1.2.3 Guitar Rig 5 поставится, работает нормально, не вылетает.
  • С wineasio 0.9.0 задержки на основной карточке с буфером 256 получились около 20-ми мс, на дополнительных около 30-ти (поправил, спасибо egorinsk).
    А вот на git версии wineasio и меньшие размеры работают, сейчас вот на основной карточке размер буфера 32, что даёт задержку в 1,4 мс, и на alsa_in буфер 128, т.е. на дополнительных карточках получилось 6 мс.
  • В четыре карточки тоже работает, подключал EMU-0202 USB.
  • Не нашел VST подавителя обратной связи, давить свистящие частоты приходится вручную через эквалайзер.
  • Не знаю как по-человечески поставить nvidia драйвер на realtime ядро.
  • В Reaper-е есть особенность, что приоритеты на потоки он вешает не во время запуска, а как только начинается воспроизведение/запись. Т.е. если делать проект с микшером, после его открытия придётся жать play/stop. Посмотреть, что из потоков есть, какой у них класс и приоритет можно через

В общем не ленитесь поставить realtime ядро, wine с realtime патчем и wineasio версию с git. Результаты должны получится очень неплохие.

reaper

REAPER, это популярный инструмент для создания музыки, и разработчики добавили экспериментальную сборку для Linux на свою страницу загрузки с последней версией 5.93.

REAPER (Rapid Environment for Audio Production, Engineering and Recording), выпущенная в 2005 году, представляет собой мощную цифровую звуковую рабочую станцию ​​(DAW) и MIDI-секвенсер, доступную для Windows, MacOS и Linux. Cockos, компания, которая разрабатывает REAPER, была основана Джастином Франкелем из Winamp и одноименной сети Gnutella.

Приложение использует проприетарную лицензию, и вы можете бесплатно его оценить в течение 60 дней без предоставления каких-либо личных данных или регистрации. После окончания бесплатного пробного периода вы можете продолжать использовать его, но экран скрининга появится в течение нескольких секунд после запуска приложения. Лицензия стоит 225 долларов США для коммерческого использования или 60 долларов США за лицензию со скидкой (подробности здесь).

Особенности REAPER:

  • Поддержка аппаратного и программного обеспечения MIDI
  • Мощная аудио- и MIDI-маршрутизация с многоканальной поддержкой
  • 64-битная внутренняя обработка звука. Импорт, запись и рендеринг во многие форматы мультимедиа, практически с любой битовой глубиной и частотой дискретизации
  • Тысячи сторонних плагинов для эффектов и виртуальных инструментов, включая VST, VST3, AU, DX и JS.
  • Сотни студийных эффектов для обработки аудио и MIDI и встроенные инструменты для создания новых эффектов
  • Автоматизация, модуляция, группировка, VCA, объемное звучание, макросы, OSC, сценарии, поверхности управления, пользовательские скины и макеты
  • Инструмент для создания музыки даже поддерживает редактирование видео (обрезать видеофайлы и редактировать или заменять аудио в видеофайле), хотя это не полноценный видеоредактор.
  • Полный обзор функций REAPER см. на официальной странице.

В Linux REAPER доступен для архитектур i686, x86_64 и armv7l (Raspberry Pi 2+). В двоичных файлах Linux есть скрипт установки, который может устанавливать приложение в директорию /opt или пользовательское местоположение и может автоматически создавать файл рабочего стола, включающий REAPER в меню.

Требования Linux для REAPER включают libstdc++ для gcc 4.x или более поздних версий, libgdk-3 и ALSA.

Если текст выглядит не правильно, установите шрифты DejaVu или Cantarell.

reaper

Загрузите REAPER (Rapid Environment for Audio Production, Engineering и Recording) с официального сайта по ссылке ниже

А вы пробовали этот редактор?

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Читайте также: