Как установить tkinter linux

Обновлено: 06.07.2024

Tkinter – это пакет для Python, предназначенный для работы с библиотекой Tk. Библиотека Tk содержит компоненты графического интерфейса пользователя (graphical user interface – GUI). Эта библиотека написана на языке программирования Tcl.

Под графическим интерфейсом пользователя (GUI) подразумеваются все те окна, кнопки, текстовые поля для ввода, скроллеры, списки, радиокнопки, флажки и др., которые вы видите на экране, открывая то или иное приложение. Через них вы взаимодействуете с программой и управляете ею. Все эти элементы интерфейса будем называть виджетами (widgets).

В настоящее время почти все приложения, которые создаются для конечного пользователя, имеют GUI. Редкие программы, подразумевающие взаимодействие с человеком, остаются консольными. В предыдущих двух курсах мы писали только консольные программы.

Существует множество библиотек GUI, среди которых Tk не самый популярный инструмент, хотя с его помощью написано немало проектов. Он был выбран для Python по-умолчанию. Установочный файл интерпретатора Питона обычно уже включает пакет tkinter в составе стандартной библиотеки.

Tkinter можно представить как переводчик с языка Python на язык Tcl. Вы пишете программу на Python, а код модуля tkinter переводит ваши инструкции на язык Tcl, который понимает библиотека Tk.

Программы с графическим интерфейсом пользователя событийно-ориентированные. Вы уже должны иметь представление о структурном и желательно объектно-ориентированном программировании. Событийно-ориентированное ориентировано на события. То есть та или иная часть программного кода начинает выполняться лишь тогда, когда случается то или иное событие.

Событийно-ориентированное программирование базируется на объектно-ориентированном и структурном. Даже если мы не создаем собственных классов и объектов, то все-равно ими пользуемся. Все виджеты – объекты, порожденные встроенными классами.

События бывают разными. Сработал временной фактор, кто-то кликнул мышкой или нажал Enter , начал вводить текст, переключил радиокнопки, прокрутил страницу вниз и т. д. Когда случается что-то подобное, то, если был создан соответствующий обработчик, происходит срабатывание определенной части программы, что приводит к какому-либо результату.

Tkinter импортируется стандартно для модуля Python любым из способов:

  • import tkinter
  • from tkinter import *
  • import tkinter as tk

Можно импортировать отдельные классы, что делается редко. В данном курсе мы будем использовать выражение from tkinter import * .

Если необходимо, узнать установленную версию Tk можно через константу TkVersion:

Чтобы написать GUI-программу, надо выполнить приблизительно следующее:

Создать главное окно.

Создать виджеты и выполнить конфигурацию их свойств (опций).

Определить события, то есть то, на что будет реагировать программа.

Описать обработчики событий, то есть то, как будет реагировать программа.

Расположить виджеты в главном окне.

Запустить цикл обработки событий.

Последовательность не обязательно такая, но первый и последний пункты всегда остаются на своих местах. Посмотрим все это в действии.

В современных операционных системах любое пользовательское приложение заключено в окно, которое можно назвать главным, так как в нем располагаются все остальные виджеты. Объект окна верхнего уровня создается от класса Tk модуля tkinter . Переменную, связываемую с объектом, часто называют root (корень):

Пусть в окне приложения располагаются текстовое поле, метка и кнопка. Данные объекты создаются от классов Entry , Label и Button модуля tkinter . Мы сразу сконфигурируем некоторые их свойства с помощью передачи аргументов конструкторам этих классов:

Устанавливать свойства объектов не обязательно при их создании. Существуют еще пара способов, с помощью которых это можно сделать после.

Первым аргументом в конструктор виджета передается виджет-хозяин, то есть тот, на котором будет располагаться создаваемый. В случае, когда элементы GUI помещаются непосредственно на главное окно, родителя можно не указывать. То есть в нашем примере мы можем убрать root :

Однако виджеты не обязательно располагаются на root 'е. Они могут находиться на других виджетах, и тогда указывать "мастера" необходимо.

Пусть в программе текст, введенный человеком в поле, при нажатии на кнопку разбивается на список слов, слова сортируются по алфавиту и выводятся в метке. Выполняющий все это код надо поместить в функцию:

У функций, которые вызываются при наступлении события с помощью метода bind , должен быть один параметр. Обычно его называют event , то есть "событие".

В нашей функции с помощью метода get из поля забирается текст, представляющий собой строку. Она преобразуется в список слов с помощью метода split . Потом список сортируется. В конце изменяется свойство text метки. Ему присваивается строка, полученная из списка с помощью строкового метода join .

Теперь необходимо связать вызов функции с событием:

В данном случае это делается с помощью метода bind . Ему передается событие и функция-обработчик. Событие будет передано в функцию и присвоено параметру event . Здесь событием является щелчок левой кнопкой мыши, что обозначается строкой '<Button-1>' .

В любом приложении виджеты не разбросаны по окну как попало, а организованы, интерфейс продуман до мелочей и обычно подчинен определенным стандартам. Пока расположим элементы друг под другом с помощью наиболее простого менеджера геометрии tkinter – метода pack :

Метод mainloop экземпляра Tk запускает главный цикл обработки событий, что в том числе приводит к отображению главного окна со всеми "упакованными" на нем виджетами:

Полный код программы:

В результате выполнения данного скрипта появляется окно, в текстовое поле которого можно ввести список слов, нажать кнопку и получить его отсортированный вариант:

Попробуем теперь реализовать в нашей программе объектно-ориентированный подход. Это необязательно, но нередко бывает удобным. Пусть группа из метки, кнопки и поля представляет собой один объект, порождаемый от класса Block . Тогда в основной ветке программы будет главное окно, объект типа Block и запуск окна. Поскольку блок должен быть привязан к главному окну, то неплохо бы передать в конструктор класса окно-родитель:

Теперь напишем сам класс Block:

Здесь виджеты являются значениями полей объекта типа Block , функция-обработчик события нажатия на кнопку устанавливается не с помощью метода bind , а с помощью свойства кнопки command . В этом случае в вызываемой функции не требуется параметр event . В метод мы передаем только сам объект.

Однако, если код будет выглядеть так, то необходимости в классе нет. Смысл появится, если нам потребуется несколько или множество похожих объектов-блоков. Допустим, нам нужно несколько блоков, состоящих из метки, кнопки, поля. Причем у кнопки каждой группы будет своя функция-обработчик клика.

Тогда можно передавать значения для свойства command в конструктор. Значение будет представлять собой привязываемую к кнопке функцию-обработчик события. Полный код программы:

Выражение getattr(self, func) , где вместо func подставляется строка 'str_to_sort' или 'str_reverse', преобразуется в выражение self.str_to_sort или self.str_reverse .

При выполнения этого кода в окне будут выведены два однотипных блока, кнопки которых выполняют разные действия.

Класс можно сделать более гибким, если жестко не задавать свойства виджетов, а передавать значения как аргументы в конструктор, после чего присваивать их соответствующим опциям при создании объектов.

Практическая работа

Напишите простейший калькулятор, состоящий из двух текстовых полей, куда пользователь вводит числа, и четырех кнопок "+", "-", "*", "/". Результат вычисления должен отображаться в метке. Если арифметическое действие выполнить невозможно (например, если были введены буквы, а не числа), то в метке должно появляться слово "ошибка".

Курс с примерами решений практических работ: android-приложение, pdf-версия.

Поскольку в большинстве дистрибутивов Linux tkinter поставляется в другом пакете, у меня возникают трудности с его установкой на моем университетском компьютере, где у нас нет root-доступа.

Я получаю следующую ошибку:

Есть ли способ установить TCL и TK без локальной установки интерпретатора python? Предпочтительно использовать pip или easy_install.

14.04.1-Ubuntu SMP Fri Jan 6 18:02:23 UTC 2017 i686 i686 i686 GNU/Linux

1 ответ

Для повседневной работы с Python, даже в неограниченных средах, лучше всего использовать "virtualenv", который создает новую среду Python в папке, управляемой пользователем, и затем вы можете установить любые пакеты Python, которые захотите, независимо от из того, что доступно для системы. Поскольку у вас есть рабочая среда компилятора, она работает практически для всего.

Однако сам tkinter недоступен для установки pip, так как ожидается, что он будет поставляться вместе с ядром Python stdlib (пора дистрибутивы Linux перестают отказываться от него - это не похоже на то, что максимум 5 МБ, который он использует, будет иметь значение , по сравнению с тем вредом, который он причиняет отсутствием по умолчанию. Даже настройка пакета Python и создание нового, вероятно, потребует больше усилий, чем избавит от кого-либо).

В любом случае, вы можете попробовать собрать Python в своем локальном каталоге - если в системе есть компилятор, он, вероятно, просто сработает: загрузите исходный код tar.gz с python.org, распакуйте его и просто выполните " ./configure --prefix=/home/user/python36 ". Теперь, даже когда это работает, приятно использовать virtualenvs для ваших проектов.

В противном случае вам следует попытаться найти предварительно скомпилированный Python для конкретного дистрибутива Linux или, см. Инструкции для вашего диспетчера пакетов, можно ли установить Python и другие пакеты в другой корневой каталог системы под вашим контролем.

Другой вариант: если у вас есть другой Linux, которым вы управляете, соберите его на USB-накопитель, а в университетской лаборатории просто используйте команду ln , чтобы связать его с целевым каталогом, в котором вы его создали - это работать как переносная флешка.

image

Tkinter – это кроссплатформенная библиотека для разработки графического интерфейса на языке Python (начиная с Python 3.0 переименована в tkinter). Tkinter расшифровывается как Tk interface, и является интерфейсом к Tcl/Tk.
Tkinter входит в стандартный дистрибутив Python.

Весь код в этой статье написан для Python 2.x.
Чтобы убедиться, что Tkinter установлен и работает, воспользуемся стандартной функцией Tkinter _test():


После выполнения данного кода должно появиться следующее окно:


Отлично, теперь можно приступать к написанию нескольких простых программ для демонстрации основных принципов Tkinter.

Hello world

Конечно, куда же без него. Первым делом нам нужно создать главное окно, написав


Да-да, всего одна строка, это вам не WinAPI (=. Теперь создадим кнопку, при нажатии на которую будет выводиться текст в консоль:


Всё просто, не так ли? Создаём экземпляр класса Button, указываем родителя и при желании список параметров. Есть еще немало параметров, таких как шрифт, толщина рамки и т.д.
Затем привязываем к нажатию на кнопку событие (можно привязать несколько разных событий в зависимости, например, от того, какой кнопкой мыши был нажат наш btn.
mainloop() запускает цикл обработки событий; пока мы не вызовем эту функцию, наше окно не будет реагировать на внешние раздражители.

Упаковщики

Функция pack() — это так называемый упаковщик, или менеджер расположения. Он отвечает за то, как виджеты будут располагаться на главном окне. Для каждого виджета нужно вызвать метод упаковщика, иначе он не будет отображён. Всего упаковщиков три:

pack(). Автоматически размещает виджеты в родительском окне. Имеет параметры side, fill, expand. Пример:



grid(). Размещает виджеты на сетке. Основные параметры: row/column – строка/столбец в сетке, rowspan/columnspan – сколько строк/столбцов занимает виджет. Пример:



place(). Позволяет размещать виджеты в указанных координатах с указанными размерами.
Основные параметры: x, y, width, height. Пример:



Теперь для демонстрации других возможностей Tkinter, напишем простейший

Текстовый редактор

Без лишних слов приведу код:


Здесь есть несколько новых моментов.

Во-первых, мы подключили модуль tkFileDialog для диалогов открытия/закрытия файла. Использовать их просто: нужно создать объект типа Open или SaveAs, при желании задав параметр filetypes, и вызвать его метод show(). Метод вернёт строку с именем файла или пустую строку, если пользователь просто закрыл диалог.

Во-вторых, мы создали два фрейма. Фрейм предназначен для группировки других виджетов. Один содержит управляющие кнопки, а другой — поле для ввода текста и полосу прокрутки.
Это сделано, чтобы textbox не налезал на кнопки и всегда был максимального размера.

В-третьих, появился виджет Text. Мы его создали с параметром wrap='word', чтобы текст переносился по словам. Основные методы Text: get, insert, delete. Get и delete принимают начальный и конечный индексы. Индекс — это строка вида 'x.y', где x — номер символа в строке, а y — номер строки, причём символы нумеруются с 1, а строки — с 0. То есть на самое начала текста указывает индекс '1.0'. Для обозначения конца текста есть индекс 'end'. Также допустимы конструкции вида '1.end'.

B в-четвёртых, мы создали полосу прокрутки (Scrollbar). После создания её нужно связать с нужным виджетом, в данном случае, с textbox. Связывание двустороннее:

Вот и всё. Tkinter – это, безусловно, мощная и удобная библиотека. Мы осветили не все её возможности, остальные — тема дальнейших статей.

мой холостой бросает ошибки, которые и говорит tkinter невозможно импортировать.

есть ли простой способ установить tkinter через pip или easy_install ?

там, кажется, много имен пакетов летающих вокруг для этого.

это и другие разнообразные вариации с tkinter-pypy не работают.

Я на Windows с Python 2.7 и не могу apt-get .

Ну я вижу здесь два решения:

1) следовать Docs-Tkinter install for Python (для Windows):

Tkinter (и, начиная с Python 3.1, ttk) включены во все стандартные дистрибутивы Python. Важно, чтобы вы использовали версию Python, поддерживающую Tk 8.5 или выше, и ttk. Мы рекомендуем установить дистрибутив "ActivePython" из ActiveState, который включает в себя все, что вы будете необходимость.

в вашем веб-браузере перейдите к Activestate.com, и следуйте по ссылкам, чтобы загрузить издание сообщества ActivePython для Windows. Убедитесь, что вы загружаете 3.1 или более новую версию, а не 2.x версия.

запустите программу установки и следуйте за ней. Вы получите новую установку ActivePython, расположенную, например, C:\python32 . Из командной строки Windows или меню "Пуск". "команда, то вы должны быть в состоянии запустить оболочку Python через:

Это должно дать вам командную строку Python. В командной строке введите следующие две команды:

это должно выскочить небольшое окно; первая строка в верхней части окна должна сказать: "это Tcl / Tk версии 8.5"; убедитесь, что это не 8.4!

2) Удалите 64-разрядный Python и установите 32-разрядный Python.

библиотека Tkinter встроена в каждую установку Python. И поскольку вы находитесь на windows, я считаю, что вы установили python через двоичные файлы на своем веб-сайте?

если это так, то, скорее всего, вы набираете команду неправильно. Это должно быть:

import Tkinter as tk

обратите внимание на заглавную букву T в начале Tkinter.

Для Python 3,

import tkinter as tk

Если вы используете virtualenv, это нормально, чтобы установить tkinter с помощью sudo apt-get install python-tk (python2), sudo apt-get install python3-tk (python3), и он будет отлично работать в виртуальной среде

при установке python для Windows, используйте стандартный вариант или установить все, что он просит. Я получил ошибку, потому что я снял выбор tcl.

при установке убедитесь, что в Tcl/Tk выберите Will be installed on hard drive . Если он устанавливается с крестом слева, то Tkinter не будет установлен.

то же самое касается Python 3:

Я решил ту же проблему, используя эти две команды 100%

Читайте также: