Как выйти из графической оболочки linux

Обновлено: 07.07.2024

Перемещение по тексту вниз и вверх с помощью стрелок и клавиш <PgUp> и <PgDn> . Выход нажатием клавиши <q> .

Основные команды для работы с файлами

КомандаОписание
pwd текущий каталог
ls список файлов в текущем каталоге
cd сменить каталог
mkdir создать каталог
rmdir удалить каталог
cp копировать файл
mv переименовать/переместить файл
rm удалить файл
cat вывести содержимое файла на консоль
vim редактировать файл
find найти файл
which найти исполняемый файл
exit выйти из системы
shutdown -r now перезагрузить компьютер
shutdown -h now выключить компьютер

Прервать выполнение команд можно с помощью комбинации клавиш <Ctrl+C> .

Имена файлов

Имена файлов и каталогов могут иметь длину до 255 символов.
В именах нельзя использовать символ / и не рекомендуется использовать символы, имеющие специальное значение для командной оболочки:

Служебные (скрытые) файлы начинаются с символа . (точка) и ни чем более не отличаются от обычных файлов.

Типы файлов

Тип файлаОписаниеОбозначение (команда ls)
обычные файлыпоследовательность байтов (текст, исполняемые программы и т.п.)-
каталогиименованные наборы ссылок на другие файлыd
символические ссылкиссылки на другие файлыl
файлы физических устройств1. блочные устройства
2. символьные устройства
b
c
именованные каналыбуферы типа FIFO (First In - First Out, первым вошел - первым вышел) для обмена данными между программамиp
сокетыточки сетевого соединения двух программs
Каталоги

Каталог создается командой:

При создании каталога в нем создаются два псевдокаталога: . (точка) и .. (две точки).

ФайлОписание
. содержит ссылку на этот каталог
.. содержит ссылку на родительский каталог

Для удаления каталога служит команда:

Символические ссылки

Символическая ссылка создается командой:

ln -s имя_файла имя_ссылки

Для просмотра ссылки служит команда:

Ссылка удаляется так же, как и обычный файл:

Файлы физических устройств

Файлы представляют собой последовательность байтов. Исходя из этого, в Linux устройства, обменивающиеся потоками байтов, также представляются в виде файлов. Файлы устройств являются указателями на соответствующие драйверы устройств в ядре. Файл устройства создается командой:

mknod имя_устройства тип_устройства старший_номер младший_номер

АтрибутОписание
тип_устройства в Linux существуют блок-ориентированные и байт-ориентированные устройства. В блочные устройства (например, диски) данные передаются блоками и для обмена необходим буфер. В символьные устройства (например, принтер) данные передаются посимвольно и буфер не требуется.
b - блочное устройство
с - символьное устройство
старший_номер указывает тип устройства. Список старших номеров хранится в файле /proc/devices
младший_номер порядковый номер устройств одного типа (с одинаковым старшим номером)

Файлы наиболее часто используемых устройств.

ФайлУстройство
null пустое устройство
tty1 первая консоль
tty2 вторая консоль
tty3 третья консоль
tty4 четвертая консоль
tty5 пятая консоль
tty6 шестая консоль
tty7 седьмая консоль
pts/1 первый виртуальный терминал
mouse0 первая мышь
audio0 первая звуковая плата
ttyS0 первый последовательный порт (COM1 в MS-DOS)
lp0 первый параллельный порт
eth0 первая сетевая карта
fd0 первый дисковод для гибких дисков
cdrom привод CD-ROM
hda первый IDE-диск
sda первый SCSI-диск
ram виртуальный диск
random генератор псевдослучайных чисел
urandom генератор псевдослучайных чисел с учетом информации от клавиатуры и мыши

Именованные каналы

Именованный канал - это буфер типа FIFO (First In - First Out, первым вошел - первым вышел) для обмена данными между программами. Одна программа производит запись в именованный канал, а другая программа считывает эти данные из именованного канала.
Именованный канал создается командой:

Именованный канал удаляется так же, как и обычный файл:

Сокеты

Сокеты создаются программно. Например, код программы на C++ может иметь иметь следующий вид:

Потоки ввода-вывода

Каждой выполняющейся программе (процессу) соответствуют три потока:

Ввод символов с клавиатуры заканчивается нажатием клавиши <Enter> и затем комбинации клавиш <Ctrl+D> .


В случае, если ведется перенаправление в файл, то можно перенаправляемые данные дописывать к уже существующему файлу (если не существует, то будет создан) с помощью символа >> .


Стандартный ввод перенаправляется символом < .

Для перенаправления стандартного вывода одной команды на стандартный ввод другой команды применяется символ | . Это так называемый конвейер команд. Благодаря этому средству можно создавать цепочки команд для обработки данных

Команды-фильтры

КомандаОписание
more имя_файла постранично выводит на экран текстовый файл. Перемещение вниз нажатием клавиши <ENTER> . Выход нажатием клавиши <q> .
less имя_файла выводит на экран текстовый файл. Позволяет перемещаться по тексту вниз и вверх с помощью клавиш стрелок и клавиш <PgUp> и <PgDn> .
grep фраза имя_файла выводит на экран строки из текстового файла, в которых присутствует указанная последовательность символов (фраза).

Шаблоны имен файлов

Для задания шаблонов поиска файлов могут использоваться стандартные символы: *, ?, [].

ШаблонОписание
*любое количество любых символов
?только один любой символ
[abc]любой символ из указанных в скобках
[a-c]любой символ из указанного в скобках диапазона символов
[a-cA-C0-9]любой символ из указанных в скобках диапазонов символов

Переменные окружения оболочки bash

Сценарии оболочки bash

Текстовый редактор vim

В текстовом редакторе vim существуют два режима работы: командный и редактирования. При запуске редактор находится в командном режиме, то есть можно вводить специальные команды.
Навигация по тексту
kвверх
jвниз
hвлево
lвправо
+на строку вниз
-на строку вверх
wна слово вперед
eна слово назад
0в начало строки
$в конец строки
Hв начало экрана
Lв конец экрана
10Gперейти к строке номер 10
$Gперейти к последней строке

Копирование текста
Вставка текста
pвставить в следующую строку
Pвставить в предыдущую строку

Удаление текста
xудалить символ в позиции курсора
Xудалить символ перед курсором
dwудалить слово
ddудалить строку
Dудалить от курсора и до конца строки

Отмена действий
uотмена введенной команды
Ctrl+Rвозврат отмененной команды

Поиск и замена текста
/образецискать текст вниз от курсора
?образецискать текст вверх от курсора
nповторить поиск в том же направлении
Nповторить поиск в обратном направлении
:%s/текст1/текст2/c найти текст1 и заменить на текст2 каждый раз спрашивая подтверждение

Для перехода в режим редактирования необходимо нажать клавишу i. Для возврата в командный режим нажать клавишу <Esc> .
Сохранение файла и выход
:w сохранить файл
:w новое_имя сохранить файл под новым именем
:w! новое_имя сохранить файл под новым именем, предварительно удалив одноименный файл
:q выйти из редактора
:wq сохранить и выйти
:q! выйти без сохранения

Начальные сведения о структуре файловой системы

КаталогОписание
/bin основные пользовательские программы
/sbin программы системного администрирования
/boot файлы загрузчика системы
/home каталоги и файлы пользователей
/dev файлы устройств
/etc файлы настроек
/lib системные библиотеки и модули ядра
/lost+found восстановленные части файловой системы после некорректного размонтирования
/media точка монтирования компакт-дисков и flash-карт
/mnt временные точки монтирования
/opt дополнительные пакеты программ
/proc виртуальная файловая система, содержащая файлы с информацией о выполняющихся в данный момент процессах
/root домашний каталог суперпользователя
/tmp временные файлы
/var каталоги данных, файлы журналов, почтовые ящики, очереди печати и т.д.
/usr программы, исходные коды, документация

Полный список основных каталогов можно получить из справочного руководства man hier .

Расположение основных конфигурационных файлов

Имя файлаНазначение
/etc/profile стандартные параметры окружения всех пользователей
/etc/bashrc параметры приглашения командной строки и псевдонимы команд. Информация может быть переопределена в пользовательском файле

/.bashrc можно задать значения переменных окружения. Например, в конце файла

/.bashrc могут быть записаны следующие строки:

Работа с протоколами системы

Вопрос наверное не очень сложный, но мне как новичку хочется разобратся:

Если набирать из графического интерфейса ctrl+alt+backspace то по идее графическая оболочка должна выгрузиться и остаться только консоль. Но у меня этого не происходит! Как только я нажимаю эту чУдную комбинацию клавиш, у меня всё сворачивается, появляется чёрный экран консли, и через секунду снова загружается графическая оболочка :-(

Где грабли. Что надо подшаманить?


грабли в том что kdm/gdm перезапускает X сервер, это нормально

выйти в консоль можно из меню того же G(K)DM


sudo /etc/init.d/kdm stop

или gdm соответственно


Кстати, убунтоиды удоды. В редхате можно просто сказать init 3 - а в убунте ранлевелы кривые.


ну можно нажать ctrl+alt+F1, например, и залогиниться в "голой" консоли. Можно сделать:

$sudo /etc/init.d/gdm stop

В крайнем случае можно поступить грубее:

$sudo killall gdm


может быть гораздо хуже, если gdm вызывается и респится init'ом
в таком случае не поможет killall

в debian runlevelы тоже поломаны, есть 1 (single user, но с достаточно большим набором сервисов) и 2


>может быть гораздо хуже, если gdm вызывается и респится init'ом в таком случае не поможет killall

Может. Но в моём дебьяне такой фокус с kdm работает, пробовал :)


в дебиане оно не с init'a к счастью.

Slackware runlevel 4 , 1 консоль на Ctrl+Alt+F1 и X(k,g)DM
причем респаться будет с init'a, так что на слаке telinit 3


Кстати, вот интересно - про ранлевелы в LSB что-нибудь есть? Надо б это дело как-то стандартизовать.


в Убунте с переходом на upstart вообще навряд ли скоро останется само понятие runlevel

быстрый поиск по гуглу ничего не дает кроме нескольких мертвых ссылок


>Кстати, вот интересно - про ранлевелы в LSB что-нибудь есть?


Убунту с Дебианом можно сразу смело выкидывать
Слаку , которая пускает Xdm на 4 - тоже

и что останется то ?) Какие дистрибутивы полностью следуют этому ?

0 - да, есть везде

1 - в том же дебиане запускает достаточно расширенный набор сервисов, соответствующий 2 runlevel lsb

2 - deb/*buntu - полный набор

6 - reboot , да , пока осталось


Кажется, редхат тут отслюнявил бабла лсбшникам.


да, возможно, потому что кроме RH ничего на ум не приходит,
в любом случае нужна какая то стандартизация и то как сделали в убунте с дебианом - не совсем удобно, приходится на runlevel 1 еще killall5 делать

Консолью называется совокупность основных устройств ввода информации в компьютер (клавиатура и мышь) и вывода информации (монитор). Linux работает с несколькими так называемыми виртуальными консолями, из которых в каждый момент времени только одна может быть связана с реальной (физической) консолью (то есть, является активной). В дальнейшем слово ``консоль'' будет обозначать именно виртуальную консоль.

Некоторые из консолей представляют информацию только в текстовом виде с использованием экранных шрифтов в форматах видеосистемы компьютера. Такие консоли называются текстовыми. Сама ОС Linux и основные автоматически запускаемые приложения (такие как командный процессор) используют в таких консолях интерфейс командной строки. Другие приложения (например, менеджер файлов Midnight Commander ) могут использовать оконный интерфейс, выделение объектов и выбор в меню и списках при помощи мыши или клавиатуры и т.п.

Другие консоли (графические) представляют информацию в графическом виде, используя Графический пользовательский интерфейс (GUI). Как правило, работа в таких консолях происходит при помощи развитых графических сред, таких как GNOME или KDE.

Для нужд ОС консоли перенумерованы целыми положительными числами. Их общее количество может изменяться в зависимости от настроек ОС и достигать нескольких десятков, хотя в стандартной настройке оно не превышает десяти. Несколько первых консолей - текстовые, далее идут графические (в стандартной настройке - одна).

Если Вы работаете в графической консоли, Для того чтобы сделать активной другую консоль с номером n (где n находится в интервале от 1 до 12), нажмите на клавиши [Ctrl]-[Alt]-[Fn] , то есть, например клавишу [Ctrl]-[Alt]-[F2] , если хотите перейти в консоль с номером 2. Для того чтобы сделать активной другую консоль вместо текущей текстовой консоли, нажмите на клавиши [Alt]-[Fn] .

Если в результате запуска корректно настроенной системы или при переходе из другой консоли активной становится текстовая консоль, в которой Вы хотите работать, Вам следует ввести имя пользователя. Имя пользователя вводится в позицию текстового курсора после приглашения localhost login: (слово localhost является именем по умолчанию компьютера в локальной сети; если при установке системы или позднее Вы настраивали локальную сеть, это имя может быть другим).

После того как Вы введете имя пользователя, в следующей строке будет выведено приглашение Password: Наберите на клавиатуре пароль пользователя и нажмите на клавишу Enter (при этом никакие символы на экране не появляются, и курсор перемещаться не будет).

Если пароль или имя пользователя неверные, Вам будет предложено повторить всю процедуру идентификации пользователя. В случае успешного прохождения идентификации появится приглашение командного процессора, которое имеет вид (вместо user\_name будет стоять имя пользователя, под регистрационной записью которого Вы работаете, а вместо dir\_name - название текущего каталога). Дальнейшая работа состоит в запуске различных программ в режиме командной строки.

Если Вы вошли под именем root , приглашение будет иметь вид Обратите внимание на изменение символа приглашения!

Для завершения работы ОС и всех приложений и перезагрузки компьютера нажмите на клавиши [Ctrl]-[Alt]-[Del] или введите команду reboot . В последнем случае на экран будет выведено приглашение Password: и Вы должны будете ввести пароль пользователя, под именем которого Вы работаете. Для того чтобы прекратить работу и выключить компьютер, введите команду halt .

Вернитесь в Windows 98, если вы хотите перезапустить сеанс графического интерфейса или только если вам просто нужно удерживать клавишу Shift, и он перезапустит сеанс графического интерфейса или только ОС, и он работает нормально.

4 ответа

Да. Там пара вариантов.

1) Вы можете включить CTRL + SHIFT + BACKSPACE . Эти три клавиши будут работать как CTRL + ALT + SUPR , но они только перезапускают графический интерфейс.

2) Из командной строки (нажмите CTRL + ALT + F1, чтобы получить доступ к консоли), вы можете перезапустить диспетчер отображения Ubuntu (который позволяет пользователю войти в свой предпочтительный графический интерфейс), введя:

3) Наконец, вы можете перезагрузить только единство. Это сбросит ваш графический интерфейс (все окна и панели), но не убьет любую программу. После перезагрузки вы можете продолжать работать там, где вы его оставили. Войти:

или если вы перезагружаетесь с консоли (после нажатия клавиш CTRL + ALT + F1 ) введите:

Традиционно это было достигнуто в Linux с помощью Ctrl + Alt + Backspace. Это было отключено несколько выпусков назад, и раньше его легко было включить (с помощью пакета dontzap).

Сейчас я перезагружаю X с помощью консоли и набираю:

Судо Киллол Xorg

Затем графический интерфейс перезапустится, и вы вернетесь к своему менеджеру входа в систему. Обязательно сначала сохраните все.

Чтобы возобновить графический сеанс, выйдите из системы и войдите снова.

Если система зависла, вы можете использовать Ctrl-alt-backspace, чтобы выйти из системы (убить ваши приложения).

Если вы просто хотите перезапустить менеджер окон, не выходя из системы, это зависит от менеджера окон.

Для единства см

Для гнома вы нажимаете Alt + F2 и в диалоговом окне введите r и Enter

Если вы работаете Kubuntu и все ваши художественные оформления окон исчезли, и панель задач не работает, вы, вероятно, почувствуете, что ваш сеанс GUI умер. Вы можете перезапустить его, сохранив все запущенные программы, если у вас уже есть открытая оболочка. Просто введите:

Пытался переустановить ( sudo apt install --reinstall . ) много пакетов о Xorg, GNOME, видеокарте (кстати, моя видеокарта - MGA200 на Dell R815), но проблема не решена.

Наконец, комбинация Ctrl + Alt + F1 для перехода к консоли и перезапуска диспетчера дисплея, запустив sudo service gdm restart работал.

Читайте также: