Как запустить турбо паскаль на виндовс 10 через dosbox

Обновлено: 08.07.2024

Может быть, вас посещают приступы ностальгии, когда вы вспоминаете сражения в Doom, где вы боролись с силами ада только лишь с пилой и дробовиком, или же скучаете по такому простому и удобному в использовании текстовому процессору, как Microsoft Word 5.0, в котором ещё не было этой назойливой проверки орфографии.

К счастью, бесплатная программа-эмулятор DOSBox с открытым исходным кодом создает DOS-окружение, в котором можно запустить старые игры и программы, чтобы вспомнить свои лучшие деньки!


Данное руководство поможет вам в поиске старых игр и позволит узнать, как можно загрузить и установить DOSBox в вашей системе.

Поиск старого программного обеспечения

Если вы открыли данное руководство, то вы, скорее всего, хотите найти какую-то определенную игру или программу, диск с которой у вас не сохранился.


Как правило, крупные веб-сайты наподобие Amazon и eBay предоставляют широкий выбор ретро-игр на дискетах и компакт-дисках.

Также некоторые вебсайты предлагают так называемое «Abandonware» – программное обеспечение, которое больше не поддерживается производителем, либо компания-производитель которого больше не существует. Как правило, большая часть таких программ распространяется нелегально, так как по закону они не могут быть распространены без разрешения правообладателя.

Однако в интернет-архивах хранится огромное количество DOS-игр. Вебсайты также предлагают целую коллекцию старых MS-DOS приложений, многие из которых могут быть запущены даже в современных браузерах.

Копирование программных файлов

Откройте окно Проводника Windows и перейдите в папку, куда был установлен DOSBox. Например, C:\Program Files (x86)\DOSBox-0.74.

Правым щелчком мыши вызовите контекстное меню и создайте новую папку. Она будет использоваться для хранения ваших программ, поэтому дайте ей какое-нибудь узнаваемое и говорящее имя, например, «GAMES».

После этого скопируйте папку, в которой находится ваша игра или приложение, и перенесите её в только что созданную папку. Если нужная вам игра является файловым образом CD- или DVD-диска, вы также можете скопировать его в созданную в прошлом шаге папку.

Начало работы с DOSBox


Кликните по иконке DOSBox на рабочем столе вашего Windows 10.

Первым делом вам надо указать в программе местоположение вашей игры. Это можно сделать, к примеру, при помощи команды «mount»:

где «GAMES» – это название созданной ранее папки.

Чтобы запустить команду, кликните «Enter», после чего перейдите к виртуальному диску C, просто набрав:

Установка самой программы

Используйте команду DIR, чтобы увидеть список всех файлов, которые находятся в вашей папке. Процесс установки и запуска приложения или игры на разных девайсах может проходить по-разному, поэтому ищите пакетные файлы (BAT) или исполнимые программы (EXE).


Скорее всего, вы увидите файл с названием SETUP.EXE. Чтобы его запустить, просто кликните на опцию «Начать установку».

Если же в папке есть только файловый образ системы, то вам нужно самостоятельно провести установку, используя команду «imgmount»:

После этого вы можете перейти к виртуальному диску «D:\» при помощи:

Не забудьте про команду «DIR», которая может помочь вам найти список файлов и тем самым облегчить поиск установочного файла.

Создание образа файла дискеты

Быть может, ваша программа настолько «ретро», что хранится на дискете. В таком случае создание загрузочного модуля с её содержимым, скорее всего, станет наиболее простым способом загрузить вашу дискету. После этого необходимо будет выполнить установку по той же схеме, как и в случае с файловым образом системы.

Существуют специальные программы, которые позволяют перенести дисковый образ файла в систему Windows. К ним относятся WinImage и MagicISO Maker.


Как только вы перенесли дисковый образ вашей дискеты в папку «GAMES», выполните установку при помощи команды «imgmount»:

Запуск программы

Когда будет закончена установка, вы, скорее всего, будете автоматически перенаправлены к только что установленному файлу. Если этого не произойдет, то используйте команду «cd», чтобы перейти в папку, которую вы указали при подтверждении установки.

Запуск приложения или игры выполняется таким же образом, как и сама установка. Просто используйте «DIR» для того, чтобы вывести на экран список файлов, после чего выберите файл с расширением .exe.

Если во время запуска игры вы увидите, что со скоростью что-то не так, используйте Ctrl + F11 и Ctrl + F12 для снижения скорости и ее повышения соответственно.

Вы можете также сделать скриншот ваших достижений. Он будет сохранен в C:\Users\yourusername\AppData\Local\DOSBox\capture.

Включите протокол IPX

Для работы режима мультиплеера в некоторых старых играх необходимо включение протокола IPX (протокол обмена межсетевыми пакетами). В DOSBox есть специальная программа-эмулятор, которая позволяет нескольким людям в той же сети играть в многопользовательском режиме, используя датаграммный транспортный протокол (UDP).

Для использования данного режима необходимо включить протокол IPX в конфигурационном файле DOSBox с расширением .conf.

Если программа запущена – закройте её и при помощи файлового проводника перейдите к:

Щелкнув правой кнопкой мыши по файлу, кликните на опцию «Открыть при помощи», после чего нажмите «Другие приложения» и выберите «Блокнот».

Удерживая Ctrl + F, введите «ipx», чтобы найти опцию, которая отвечает за многопользовательский режим. Измените «ipx=false» на «ipx=true».


Start IPX Server

После того, как вы включили протокол IPX в конфигурационном файле программы, откройте DOSBox, кликнув два раза по ярлыку на рабочем столе.

Теперь вы можете подключиться к IPX-серверу, что позволит вам установить связь с другими пользователями локальной сети. Для этого введите команду:

Предложите другим пользователям вашей сети открыть DOSBox и ввести следующую команду, чтобы подключиться к вам:

А теперь можно и поиграть!

Установка удобного внешнего интерфейса для DOSBox

Хоть программа DOSBox может быть крайне удобной и полезной, но когда вам приходится вводить определенные команды каждый раз, когда хочется поиграть, это становится несколько утомительным и может убить всякое желание окунуться в прошлое. Чтобы этого не произошло, существует несколько графических интерфейсов для DOSBox, которые несколько облегчают данный процесс. DGBL (DOSBox Game Launcher) – один из таких интерфейсов. Он позволяет создать и сохранить настройки профиля для тех игр, которые вы уже установили, так что вы можете просто запустить игру, не мучаясь с переходами и введением утомляющих команд.

Для начала давайте установим наш старенький интерпретатор.
Ссылка

Я прекрасно понимаю, что это ещё тот колхоз делиться файлами через обсуждения VK, но кто знает, во что может превратиться эта маленькая группа в будущем.

После распаковки файлов, советую сохранить их в папке Asm на диск C, чтобы иметь меньше расхождений с представленным тут материалом. Если вы разместите директорию в другое место, изменится лишь путь до файлов, когда вы будете использовать команду mount.

Для запуска интерпретатора нам так же потребуется эмулятор DOSBox. Он и оживит все наши компоненты. Скачаем и установим его!
Ссылка

В папке Asm я специально оставил файл code.asm. Именно на нём мы и потренируемся запускать нашу программу. Советую сохранить его копию, ибо там хранится весь код, который в 99% случаев будет присутствовать в каждом вашем проекте.

Итак. Запускаем наш DOSBox и видим следующее:


Для простоты сопоставим имя пути, по которому лежит наша папка Asm. Чтобы это сделать, пропишем следующую команду:


Здесь вместо d: мы можем использовать любую другую букву. Например назвать i или s. А C это наш реальный диск. Мы прописываем путь до наших файлов ассемблера.

Теперь, откроем смонтированный диск:

Прописав команду dir, мы сможем увидеть все файлы, которые там хранятся. Здесь можно заметить и наш файл CODE с расширением ASM, а также дату его создания.


И только теперь мы начинаем запускать наш файл! Бедные программисты 20 века, как они только терпели всё это? Пропишем следующую команду:


Теперь пропишем ещё одну команду:

В нашей папке появилась ещё пара файлов – CODE.MAP и CODE.EXE. Последний как раз и есть исполняемый файл нашего кода assembler.


Если он появился, значит, мы можем запустить режим отладки нашей программы, введя команду последнюю команду. Обратите внимание, теперь мы не указываем расширение файла, который запускаем.


Этот старинный интерфейс насквозь пропитан духом ушедшей эпохи старых операционных систем. Тем не менее…

Нажав F7 или fn + F7 вы сможете совершить 1 шаг по коду. Синяя строка начнёт движение вниз, изменяя значения регистров и флагов. Пока это всего лишь шаблон, на котором мы потренировались запускать нашу программу в режиме дебага. Реальное “волшебство” мы увидим лишь с полноценным кодом на asm.

Небольшой пример для запуска

Прога проверяет, было ли передано верное число открывающих и закрывающих скобок:

Давайте ознакомимся с имеющимися разделами.


Code segment – место, где turbo debug отражает все найденные строки кода. Важное замечание – все данные отражаются в TD в виде 16-ричной системы. А значит какая-нибудь ‘12’ это на самом деле 18, а реальное 12 это ‘C’. CS аналогичен разделу “Begin end.” на Pascal или функции main.

Data segment, отражает данные, которые TD обнаружил в d_s. Справа мы видим их символьную (char) интерпретацию. В будущем мы сможем увидеть здесь наш “Hello, world”, интерпретируемый компилятором в числа, по таблице ASCII. Хорошей аналогией DS является раздел VAR, как в Pascal. Для простоты можно сказать, что это одно и тоже.

Stack segment – место хранения данных нашего стека.

Регистры

Все эти ax, bx, cx, si, di, ss, cs и т. д. – это наши регистры, которые используются как переменные для хранения данных. Да, это очень грубое упрощение. Переменные из Pascal и регистры Assembler это не одно и тоже, но надеюсь, такая аналогия даёт более чёткую картину. Здесь мы сможем хранить данные о циклах, арифметических операциях, системных прерываниях и т. д.

Флаги

Все эти c, z, s, o, p и т.д. это и есть наши флаги. В них хранится промежуточная информация о том, например, было ли полученное число чётным, произошло ранее переполнение или нет. Они могут хранить результат побитого сдвига. По опыту, могу сказать, на них обращаешь внимание лишь при отладке программы, а не во время штатного исполнения.

Ещё одно замечание. Если вы измените данные исходного файла с расширением .ASM, то вам придётся совершить все ранее описанные операции вновь, ибо обновив например code.asm вы не меняете code.obj или code.exe.

Маленькая шпаргалка для заметок:

mount d: c:\asm – создаём виртуальный диск, где корень –папка asm

d: - открываем созданный диск

tasm code.asm – компилируем исходный код

tlink code.obj – создаём исполняемый файл

td code – запускаем debug

F7 – делаем шаг в программе

Буду ждать комментарии от всех, кому интересен Assembler. Чувствую, я где-то мог накосячить в терминологии или обозначении того или иного элемента. Но статья на Habr отличный повод всё повторить.

Репутация: нет
Всего: нет

Доброй ночи,не подскажите ,как запустить паскаль на DosBox? а то мне нужно графику делать,а выдает ошибку несовместимости с ХР.
Заранее благодарю.

Репутация: нет
Всего: 0

Репутация: 61
Всего: 109

deadlegolas, а зачем паскаль под DosBox запускать?
У меня отлично работает и без ного.
Или я чего-то не понимаю, или одно из двух.

user posted image

Программистами не рождаются, - это родовая травма.

Репутация: нет
Всего: нет

deadlegolas,
Графика под ХР нормально работать точно не будет. А если у тебя двухъядерный проц, то тем более. У меня в таком случае вообще проблема с работой досовских сред программирования: паскаля, с++ 3.1. Много чего поперепробовал, но безрезультатно.

А на счет возможности запуска паскаля через досбокс, это может быть вообще не осуществимо. Насколько я знаю, досбокс рассчитан на запуск прог, написанных в том же паскале, непосредственно через exe-шник, а не через среду.
Пробовал и это, тоже не получилось. Просто не смог разобраться с принципом работы в этом досбоксе.

Репутация: нет
Всего: 51

Скачала вин-версию, там есть README.txt, прочитай, прояснится. mount нужно использовать.

Репутация: нет
Всего: нет

krwlr,
Ну может и можно, паскаль запускать я не пробовал. Обычные ехе-шники запустить не получилось, куда уж там паскаль.

Репутация: нет
Всего: нет

Цитата

Очень просто. После запуска DOSBox в его командной строке пишешь:
Цитата

Репутация: нет
Всего: нет

deadlegolas,
Ну ты сам пробовал так запускать?
Если да, то как твоя графика?

Репутация: 3
Всего: 260

Репутация: нет
Всего: нет

Запрещается!

1. Обсуждать взлом и делиться кряками

2. Способствовать созданию и распространению вирусов

  • Для бессмертных бородатых вопросов типа Win vs Nix есть специальный форум Религиозные Войны
  • Несанкционированная реклама на форуме запрещена
  • Пожалуйста, давайте своим темам осмысленный, информативный заголовок. Вопль "Помогите!" таковым не является.
  • Чем полнее и яснее Вы изложите проблему, тем быстрее мы её решим.
  • ВСЕГДА УКАЗЫВАЙТЕ ВЕРСИЮ ОС

Если Вам понравилась атмосфера форума, заходите к нам чаще! С уважением, December, bartram, Akella.

[ Время генерации скрипта: 0.1284 ] [ Использовано запросов: 20 ] [ GZIP включён ]

Nickolay.info. Тексты. Borland C++ 3.1 и Turbo Pascal 7.1 для Windows Vista или Windows 7

Краткий ответ на вопрос, как запустить старенький учебный Borland C++ 3.1 под новыми 32- и 64-разрядными версиями Windows есть в этой заметке - достаточно поставить эмулятор DOS и запускать оболочку C++ из-под него. Но возиться каждый раз с настройками и командной строкой неудобно, куда лучше сделать сборку на основе DOSbox'a, куда заодно можно добавить и русификатор. Всё равно ничего удобнее для обучения Си/Си++, чем Borland C++ 3.1, я не видел.

Инструкция по установке несложна:

1. Запустите файл Borland.exe , появится окно саморазворачивающегося архива, в поле ввода Extract to: введите c:\ (" c " - латинская, черта в конце обязательна) и нажмите кнопку Extract :

Установка Borland C++ 3.1 под любую Windows!

Надеюсь, Вы зашли под учётной записью, разрешающей создавать папки в корне диска c:

2. На диске c: появилась папка Borland со всем необходимым. Запускать С++ можно находящимся там ярлыком. Ну или перетащить ярлык на Рабочий Стол, если так удобней.

  • Папка Borlandc - среда программирования Borland 3.1;
  • Папка DosBox - виртуальная машина DOS;
  • Папка KeyRus - русификатор клавиатуры в DOS-режиме;
  • Папка Program - папка для Ваших программ;
  • Ярлык Borland C++ - ярлык для запуска системы.
  • Менять расположение папок или переименовывать их нельзя! Точней, можно, но тогда сами разбирайтесь, как всё настроить на новые папки.
  • Переключение языков ввода в оболочке Borland C++ 3.1 - правая клавиша Ctrl . По крайней мере, у меня работает.
  • Ложка дёгтя - комбинация клавиш Ctrl+F9 по умолчанию не запускает программу, а немедленно всё закрывает! Виноват не я, а разработчики DOSBox, повесившие на эту комбинацию клавиш выход из системы. Так что запускать придётся через меню Run . С другой стороны, эту проблему легко решить: в запущенном через DOSBox Borland C++ 3.1 нажимаем Ctrl+F1 , появляется окно настройки горячих клавиш, там последовательно жмём на экране кнопки Shutdown и Del - обработчик события удалён, потом кнопки на экране Save , Exit - и Ctrl+F9 из среды Си++ работает по-старому. Стоп, скажете Вы, но ведь Ctrl+F1 открывало в Borland C++ контекстную справку? Тоже решаемо - аналогично сотрите обработку события Mapper , правда, после этого переназначать клавиши уже не получится. Но ведь если что-то не нравится - можно просто стереть в папке c:\Borland\DOSBox файл mapper.txt - и восстановятся все назначения клавиш по умолчанию.
  • При переходе в полноэкранный режим цвета могут сбиться. Вопросы - к разработчикам Windows.

Turbo Pascal 7.1 - сборка для новых версий Windows

Аналогичная сборка Турбо Паскаля 7.1 (3.27 Мб, установщик в архиве ZIP) - устроена так же, просто скачайте ZIP, разверните, внутри файл EXE, положите его в корень диска c: , запустите и нажмите "Извлечь". Ярлык Паскаля - в папке c:\Pascal . Приятный нюанс этой сборки - основная помощь Паскаля переведена на русский, а также уже переназначены к своим основным функциям Ctrl+F1 и Ctrl+F9.

Более подробная инструкция:

1. Запустите файл Pascal.exe , разрешите его выполнение, если Windows спрашивает, появится окно саморазворачивающегося архива, в поле ввода "Папка назначения:" введите

(буква "c" - латинская, черта в конце обязательна) и нажмите кнопку Извлечь.

Предполагается, что Вы зашли под учётной записью, разрешающей создавать папки в корне диска c:

При необходимости подтвердите для Windows, что "Эта программа установлена правильно".

Читайте также: